Велопоход: Белянкино – Чебаксинское озеро – село Чебакса – река Киндерка

 

 

 

СПИСОК МЕСТ И МАРШРУТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЛОПОХОДОВ ВЫХОДНОГО ДНЯ ОКОЛО КАЗАНИ

 

 

 

Веломаршрут начинается с поселка Нагорный, доезжаем до деревни Аки, где останавливаемся у  родника с часовней

 

 

Далее маршрут идёт вдоль реки Киндерка до деревни Белянкино, а потом до Чебаксинского озера. Озеро Чебакса возникло при строительстве  ж/д магистрали Казань – Бугульма в начале 40-х годов. На речушке Ключи была построена плотина под ж/д насыпь, из-за чего образовался водоём, плотина с гидросооружениями сохранилась до наших дней.

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Эта железнодорожная трасса явится спрямляющим звеном направления Южный Урал - Башкирия - центральные районы европейской части СССР. Наряду с этим она будет иметь огромное значение для Татарии.

В апреле 1939 года народным комиссаром путей сообщения Л.М.Кагановичем было утверждено проектное задание на постройку магистрали Казань - Бугульма. В том же году началась подготовка к строительству, а в прошлом году на трассе приступили к основным работам.

Направление линии установлено такое: разъезд Дербышки - Высокая Гора - Пестрецы - переход Камы у селения Кубассы в 12 километрах ниже Чистополя - Каргали - Новошешминск - Кичуй - Мамет - Письмянка и выход к действующему разъезду Совхозная железной дороги им.Куйбышева возле Бугульмы. Общая протяженность линии - 340 километров.
 

 

Организация строительных работ должна производиться в три этапа. На первом предусматривается постройка стокилометровой линии от Дербышек до Камы, на втором - от Чистополя до Бугульмы, на третьем - переход мостом через Каму и устройство подходов к нему. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо выполнить 14,2 миллиона кубометров земляных работ, оборудовать 262 каменные трубы, 17 малых мостов, 3 средних (через Мешу, Бетьку и Шешму) и грандиозный мост через Каму длиной в 1200 метров.

Планы не осуществились в связи с началом Великой Отечественной войны.

 

 

После озера Чебакса мы поднялись в гору и выехали на объездную казанскую дорогу, по которой добрались до села Чебакса.

 

 

 

 

Чебакса — село на казанской объездной (Высокогорский район), координаты 55°51´ с.ш., 49°19´ в.д.

Чебакса (село) – историческая справка:

Издревле здесь селились рыбаки. Тихая полноводная река в ту пору называлась «Ключе». Рыба, которая обитала в реке, называлась «чебак». Население было татарской национальности, и оно занималось земледелием, животноводством и рыбным промыслом.

В 1552 году царь Русского государства Иван Грозный, осуществляя свою политику создания единого централизованного государства, завоевал Казань. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству под названи- ем «Царства Казанского». Нерусское население изгонялось со своих земель, и на эти места селили русских. Население села постоянно росло, в основном занимались земледелием и животноводством.

Из-за бесплодородия земли и частых засух население не смогло содержать семьи за счет сельскохозяйственной продукции, и вынуждено было искать другие источники для существования.

В начале ХIХ в., перед началом Отечественной войны 1812 г., началась славная история с. Чебаксы, как центра кузнечного ремесла Казанской губернии. Основал промысел кузнец Федор Никитин. Он первый стал чинить колеса и телеги односельчан. В работу брали простые телеги мужиков и роскошные модные экипажи, отделка которых тянуло на сотни рублей. Правда, вскоре развернувшееся во всю силу пароходное дело, заметно снизило интерес к гужевому транспорту. Зато появилась нужда в городских выездах. Так возникло разделение труда: чебаксинцы делали экипаж «начерно», а отделку вели уже казанские ремесленники.

В 1800 году Герасим Федоров ввел в конструкцию экипажей рессоры, что заметно увеличило спрос на изделие. Род Федоровых в Чебаксе был из древних. К выставке 1890 г. Федоровы перерабатывали уже до 300 пудов железа в год, имея в своем распоряжении 2-х наемных работников и мастеров. Первые получали 3 – 4 рубля, вторые 5 – 7 рублей в месяц.

Лишь единственный из чебаксинцев Василий Маслов проявил полную самостоятельность: он доводил экипажи до полной законченности. Да так, что в Нижегородской ярмарке 1896 г. его «плетенки» на рессорном ходу, хоть и стоили 250 – 300 рублей, а заказы поступали со всех концов России.

Братья Гребенщиковы занимались изготовкой решеток, оград, деталей украшения (ограды Дома Союза Писателей, балконов и лестниц Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, перила Казанского Университета и др.). Гребенщиковым удавалось создать матрицы, позволяющие изготовлять красивые рисунки, и поэтому им доставались дорогие заказы. Мастерство свое Гребенщиковы держали в секрете. Изумительная ограда дома Сандецкого, в котором сейчас размещается Музей Изобразительных искусств РТ, изготовлена в 1906 – 1907 гг. чебаксинскими умельцами.

Сейчас в городе  Казань сохранилось более ста решеток, навесов, ворот, калиток чебаксинской ковки. Не проходите мимо, полюбуйтесь мастерством наших предшественников!

 

 

 

Широко кованый металл стал проникать в архитектуру Казани с появлением кузнечного производства в селе Чебакса. Опираясь на композиционную основу классицизма, кузнецы дополняли изделия мотивами, близкими татарскому декоративному искусству: выпуклыми цветами, полумесяцами, звездами (калитка мечети Галеева, ул. Тукаевская, д. 40). Ближе к середине 19 века на улицы города хлынул поток изделий массового спроса, нейтральных в стилевом отношении. Попадая на фасады домов, стилизованных в «псевдорусском», «неоренессансном», «восточном» или другом духе, они вдруг приобретали черты ассоциативного сходства в силу достаточно универсального характера примененных орнаментальных мотивов.

И все же большинство чебаксинской художественной ковки составляли произведения в духе западноевропейской эклектики и барокко, но  реже в духе готики (ул. Островского, д. 25), «восточных» стилей (мечеть Азимова) и «псевдорусского» направления (ул. К. Маркса,  д. 27).  А вот решетки татарской части города отличались своеобразием: рисунок здесь более равномерный, мелкий и насыщенный, зачастую украшен символическими мотивами, наклепанные стальные узоры на металлических дверях чем-то родственны древнему искусству кожаной мозаики, сохранившемуся у татар еще с булгарских времен.

 

В 1909 г. в селе открывается художественно-ремесленная школа по кузнечно-слесарному делу.

Заведующий: Алексей Иванович Павлов (с. Кощаково).

Преподаватель: художник Николай Дмитриевич Болтунов (с. Кощаково).

Мастера – учителя:

по художественной ковке: Алексей Петрович Волков.

по слесарному делу: Николай Васильевич Соловьев (с. Кощаково).

В 1906 г. кузнецы села Чебакса объединились в артель по обработке металла на паевых началах, создали свой устав, вдохнули в ремесло новую жизнь. Артель назвали «Прогресс». Первым его представителем стал Кочнев. Перед Гражданской войной в 120 кузницах села трудились 400 с лишним человек.

 

 

ПО ДАННЫМ  ИНТЕРНЕТ САЙТОВ ДО ПОХОДА НАМ УДАЛОСЬ УЗНАТЬ:

В селе Чебакса сохранилась редкая для Татарстана деревянная Покровская церковь, данная церковь считается одной из самых старых из сохранившихся в  Республике.

Однопрестольная деревянная церковь была построена в 1861-1863 гг. на средства известных казанских купцов Ульяна Прохоровича Батурина (1791-1871) и Дмитрия Ивановича Вараксина (1813-1885) и, отчасти, прихожан.

Храм сохранился в сильно перестроенном виде. К сожалению, утра­чены чугунные кованые детали работы местных кузнецов (Чебакса была крупным центром художественной ковки).

 

 

 

Однако, когда мы добрались до села, то местные жители нам сообщили, что указанную деревянную церковь уже лет 5 как разобрали и продали  в качестве  строительного материала в село Константиновку.

 

Когда мы добрались до того места, где раньше находилась церковь, то услышали более подробную историю про пропавший храм.

 

Когда в 20-е годы начались гонения на религию, то безбожники добрались и до чебаксинского храма.  Поскольку храм был большой, то решили разобрать его на бревна, чтобы использовать в хозяйственных нуждах.  Однако многие местные жители обличали разрушителей, и предвещали им небесные кары за  кощунственные дела. Так и произошло: когда разбирали купол, то часть его обрушилась – один человек погиб, кто-то был покалечен. Горе-работники бросили свои инструменты и разбежались. Больше никто не осмелился трогать церковь. Однако службы в храме прекратились, а самой церкви был нанесен ощутимый ущерб.

 

Что не сделали вандалы в 20-е годы, то  докончили  современные. Буквально 5 лет назад местный сельсовет решил снести уникальный деревянный храм. При этом мнения местных жителей даже не спросили.  Церковь разобрали на бревна и продали в Константиновку, там из этих бревен построили дом, а потом продали и сам дом. Таким образом, из безбожного века мы  перешли в век, когда все продается…

 

 

 

На месте храма осталась заросшая пустошь с остатками фундамента. Рядом аллея из старых высоких тополей.

 

 

 

Недалеко  стоит заброшенный парк-памятник жителям села, погибшим в годы Отечественной войны.

 

 

 

Единственное, что осталось как память о покровской церкви – это деревенский родник, освященный в честь Покрова Богородицы. Родник расположен на речушке Ключи, что протекает через  село. Эта речушка впадает в Киндерку буквально на окраине села.

 

 

 

 

От былого центра кузнечного ремесла Казанской губернии осталось предприятие по ремонту кабельной продукции (фото). Кузнечную артель «Прогресс», которая располагалась на этом месте, закрыли 20 лет назад.

В селе сейчас  остался только один потомственный кузнец, да и тот в преклонном возрасте.

 

 

 

 

 

Едем снова вдоль Киндерки.

  

Известный, уникальный  и популярный серебряный ключ (недалеко от  Белянкино), вода в  источнике очень вкусная и прозрачная. Лабораторные исследования показали, что в воде содержатся  ионы серебра, которые очень полезны для человека, а также очищают воду от микроорганизмов. Кочующие также попробовали воду на вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
P8098910.JPG107.68 КБ
P8098934.JPG87.01 КБ
P8098941.JPG99.94 КБ
P8098949.JPG96.05 КБ
P8098952.JPG88.52 КБ
P8098959.JPG101.45 КБ
P8098965.JPG168.91 КБ
P8098968.JPG195.26 КБ
P8098969.JPG223.12 КБ
P8098976.JPG163.41 КБ
P8098995.JPG132.16 КБ
P8099008.JPG212.65 КБ
P8099028.JPG174.01 КБ
P8099031.JPG266.98 КБ
P8099032.JPG154.2 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

из архивов!

ещё один велопоход в окрестностях Казани!

аватар: Кэп

Велотуризм в Марий Эл

Российский сервис бронирования жилья для отдыха Tvil.ru при помощи опросов пользователей соцсетей выяснил, какие маршруты в России наиболее привлекательны для велотуристов. Одним из регионов, вошедших в ТОП-10, стала Марий Эл.

Оказалось, что больше всего опрошенных (46,51%) любят путешествовать на велосипеде по крымским долинам - от Бахчисарая до Фороса. Второе место поделили маршруты от Пушкинских Гор до Пскова (через Изборск) и из Ростова-на-Дону до Кисловодска (11,63%). На третьем месте маршрут вокруг Ладожского озера в Ленинградской области (9,3%).

Также многие велотуристы назвали лучшими путешествия по городам «Золотого кольца России» (6,98%), по берегам Байкала (4,65%), по заказнику «Толвоярви» в Карелии, по Марий Эл, по Шолоховским местам (через Ефремов, Задонск, Воронеж, Лиски, станица Вешенская) и по Маркотхскому хребту - от Новороссийска до Кабардинки.

ТОП-10 лучших маршрутов для велотуризма в России

1. Крымские долины — от Бахчисарая до Фороса, 46,51%

2-3. Маршруты от Пушкинских Гор до Пскова (через Изборск) и из Ростова-на-Дону до Кисловодска, 11,63%

4. Вокруг Ладожского озера в Ленинградской области, 9,3%

5. По городам «Золотого кольца России», 6,98%

6. По берегам Байкала, 4,65%

7, 8, 9, 10. По заказнику «Толвоярви» в Карелии, Марий Эл, Шолоховским местам (через Ефремов, Задонск, Воронеж, Лиски, станица Вешенская) и Маркотхскому хребту от Новороссийска до Кабардинки, 2,33%

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru