Село Мари-Буляр

История села Мари-Буляр
Село в Муслюмовском районе, на р. Мушуга, в 28 км к северо-востоку от с. Муслюмово. 
На 2002 г. - 288 жителей (марийцы). 
Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство. 
Средняя школа, клуб, библиотека.  

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЕ СЕЛА ТАТАРСТАНА - ТУТ!

 


 
     Известно с 1747 г. В 18–19 вв. жители относились к тептярскому сословию. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Мари-Буляр имелись земская школа, 2 водяные мельницы. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1156,8 дес. 


     До 1920 г. село входило в Поисевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Муслюмовском, с 01.02.1963 г. в Сармановском, с 12.01.1965 г. в Муслюмовском районах. 
     Число жителей: в 1870 г. - 669, в 1926 г. - 756, в 1938 г. - 590, в 1949 г. - 536, в 1958 г. - 381, в 1970 г. - 440, в 1979 г. - 360, в 1989 г. - 265 чел.
    

МАРИ-БУЛЯРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ КЛУБ
Название организации: Мари-Булярского сельского клуба  
Тип учреждения: Культурно-досуговый
Полный адрес: 423988, Республика Татарстан, Муслюмовский район, с.Мари-Буляр, улица Пионерская , дом № 39
График работы: зимний период с 8.00. до 11.00, с19.00. до 22.00ч.
                               летний период с 8.00до 11.00, с 20.00 до 23.00 ч.


Краткая история: 
В связи с тем, что сельский клуб сгорел, под помещение клуба выделили часть магазина, построенного в 1977 году. Общая площадь СК 228 кв. м, зрительный зал на 100 посадочных мест. В СК работает библиотека. 2014 году построили Многофункциональный центр СДК

О деятельности организации: 
В сельском клубе проводятся различные  мероприятия. Совместно с работниками школы ежегодно проходят встречи со студентами. Жители села с большим желанием посещают мероприятия. Вечерами молодежь ходит на дискотеки. В СК организованы кружки: танцевальный, «Умелые руки», шахмат-шашка.
Этот клуб знаменит своим народным фольклорным коллективом «Поляр кас».Каждый год народный коллектив активно участвует в районном празднике «Сабантуй», на ярмарках, гала-концертах района.Самым ярким праздником для фольклора- это праздник «Семык», который каждый год проводится в самом селе и республиканском по плану.
Республиканский праздник «Семык» в 2009  году был проведен в самом селе Мари-Булярово.
Директор СДК: Валеева Роза Саитовна
  


 
XII Республиканский праздник марийской культуры «Семык»
(27 июня 2009) В селе Мари-Буляр Муслюмовского района прошел XII Республиканский праздник марийской культуры «Семык».
На празднике выступили фольклорные коллективы марийские фольклорные ансамбли из Агрызского, Актанышского ,Кукморского, Мамадышского, Муслюмовского, Менделеевского,  Елабужского , Набережночелнинского, Мензелинского районов. Была открыта выставка работ мастеров декоративно-прикладного творчества, прошел республиканский конкурс «Марийская красавица». Также желающие могли принять участие в спортивных и традиционных играх.
Гостей и участников поздравили  официальные лица, в том числеи Глава Муслюмовского района Ришат Хабипов. В празднике приняли участие почётные гости из Министерства культуры РТ, Ассамблеи народов Татарстана, Башкортостана, Марий Эл. «Семык» прошел в форме Сабантуя, где переплелись игры, песни, танцы и соревнования.
Праздником «Семык» начинается цикл летних праздников марийцев. По сложившимся традициям во время праздника жители ходили друг к другу в гости, пели и танцевали под игру гуслей и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни.
 


ПРАЗДНИК СЕМЫК
Фольклорная культура, как утренняя роса на полевых цветах, придает народному искусству чистоту и прозрачность. В сохранении фольклора и исторических традиций марийского народа в их первозданном виде видит свою задачу отдел традиционных культур народов Татарстана Республиканского научно-методического центра Министерства культуры во главе с Галиябану Осиповой. 
А помогают в этом энтузиасты, влюбленные в фольклор. Это, к примеру, семья Ямбулатовых из села Починок Кучук Кукморского района. 
Древние танцы и обряды своего села показал на празднике популярный ансамбль «Кна вел» под руководством Леонида Искакова. 
Ансамбль знакомил с культурой марийского народа зрителей Эстонии, Финляндии, Венгрии, куда выезжал на гастроли. 


Республиканский праздник марийской народной культуры прошел в одиннадцатый раз. Открыл «Семык-2009» марийский языческий жрец Индус Минлигараев из села Мари-Буляр Муслюмовского района. 
Выйдя на середину поляны, он степенно сотворил языческую молитву, освятив при этом снедь марийской национальной кухни, которой предстояло угощать гостей праздника. 
А Валерий Ахметзянов из села Мари-Суксы Актанышского района так ярко и задушевно исполнил протяжную старинную марийскую песню, что торжественность атмосферы ощущалась всеми собравшимися, которые внимали песне с благоговейным молчанием. 
Вот в центр поляны Геннадий Мальгин выводит детский фольклорный коллектив «Шушпык», в котором и внуки Мальгиных — многочисленного старинного марийского рода, где испокон веку пели старинные песни. Сестра Геннадия Елена Иванова помогала ему в создании ансамбля, сама пошила детям национальные костюмы. Льются песни, одна самобытнее другой. 
А на другом краю поляны идет конкурс «Марийская красавица». Призерами его единодушно признаются Ксения Шангарева из села Мари-Суксы Актанышского района, Лиана Адылова из села Чупаево Мензелинского района и Марина Сахарова из деревни Мари-Буляр Муслюмовского района. 
А лучшими исполнительницами марийских частушек стали Алина Михайлова, Ирина Иштуганова и Раиса Бушуева, а также фольклорный ансамбль «Курмызак олын» Кулегешского СДК Агрызского района. 

  Се́мык[1] (от рус. Семик «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы») — марийский традиционный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Основной идеей праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.


 
ПРАЗДНИК СЕМЫК
Семык — один из значимых и любимых праздников марийцев. В нём сосредотачиваются обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством, семейно-брачными отношениями. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп.
Отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.
Обряды
Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер.
Среда и четверг — основные дни праздника, в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым), поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают.
Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы.
В период праздника соблюдались разные запреты — не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе лопка Семык (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний, в этот день часто затевались свадьбы. В субботу или в воскресенье праздник заканчивался. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник — Духов день (мланде шочмо кече). После этих праздников наступало время яра кенеж (свободное лето) или сынгса жап (время цветения ржи), которое продолжалось 2—3 недели. В течение этого времени не работали на земле.
В настоящее время праздник проводится в модернизированном виде, как фольклорный фестиваль.
 
Приметы
Празднику, в силу его значимости для марийцев, посвящено множество примет и традиционных запретов (мар. ойöрö).
‘Погода в Семик будет ясной — будет урожай овощей.
‘В Семик и в поминальный день нельзя подбирать еду, упавшую со стола: это доля покойников’ (букв. ‘дойдёт до предков’).
‘Пока не пройдет Семик, нельзя ходить с непокрытой головой — голова будет болеть’.
‘Если после Семика будешь красить нитки, будет град’.
‘После Семика до уборки ржи нельзя красить — красишь лицо покойных предков’.
‘После Семика, до цветения ржи, нельзя стирать крупные зимние вещи, шерстяные носки — урожай зерновых будет бедным’.
‘После Семика нельзя сажать никакие растения, поскольку они не будут расти’ 
  
 
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Абукаева Л. А. Запреты в системе воззрений мари. Йошкар-Ола, 2018. С. 175.
Калинина О. А., перевод Глушковой З. М. Марийские праздники = Марий пайрем-влак. — Йошкар-Ола: Республиканский центр марийской культуры., 2006.
Семык // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 701—702. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
http://rt-online.ru/p-rubr-kult-35587/
Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862. 
География Татарстана.
Государственный водный реестр. Минприроды России (29 марта 2009). 
 Лист карты O-39-126. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1982 год. Издание 1987 г.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.

ВложениеРазмер
w8Bd7Q2lUT (1).jpg243.29 КБ
w8Bd7Q2lUT (2).jpg270.08 КБ
w8Bd7Q2lUT (3).jpg171.41 КБ
w8Bd7Q2lUT (4).jpg212.76 КБ
w8Bd7Q2lUT (5).jpg146.87 КБ
w8Bd7Q2lUT (6).jpg403.98 КБ

Комментарии

замечательный праздник,

замечательный праздник, спасибо организаторам, артистам, спонсорам. Но я не видела ни одного репортажа, фото с праздника

Мари-Буляр

есть 2 группы Вконтакте деревни Мари-буляр и вместе с Филимоновкой, 

вроде бы одно фото там появилось, 

может быть и остальные фото праздника кто-то выставит.

Сделаем ещё отчет.