Село Алат (Алатский тракт)

 Алат

Алат (тат. Рус Алаты) — село в Высокогорском районе Татарстана России, административно — Алатское сельское поселение.

Глава муниципального образования Зарипов Раис Каримович.

Лежит на реке Ашит в 33 км к северу от железнодорожной станции Высокая гора. По состоянию на 2000 год население составило 212 человек против 210 в 1989 году.

Крепость Алат была основана в эпоху Казанского ханства и являлась адимнистративным центром Алатской даруги.

С 1558 года заселен русскими. В 1708-1766 годах - город Казанской губернии (окончательно лишен статуса города в 1803 году). В 1758 году в окрестностях был создан ликёро-водочный завод.

В XIX веке деревня прославилась своими кирпичными заводами и гончарными мастерскими.

Население занято животноводством.

В деревне есть средняя общеобразовательная школа и клуб.

Деревенская церковь Успения известна ещё с первой четверти XVIII века.

 

                                       ШКОЛА В АЛАТАХ          

 

 АЛАТЫ Основание: XVI в. Лишение городского статуса: 1803 (XIX в.)

Село в Высокогорском р-не, на лев. притоке р. Ашит, в 33 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора. На 2000 — 212 жит. (русские). Скотоводство.

Алатская средняя общеобразовательная школа (здание построено в 1957-58 году), кол-во учителей 21 человек, кол-во учащихся на 2004-2005 год 107 человек. , дом культуры, библиотека. Основано в период Казанского ханства (было центром Алатской даруги). С 1558 стало заселяться русскими. С 1708 город Казанской губернии, с 1766 село, населённое гос. крестьянами. В 18 в. в Алатах действовали медеплавильный, кожевенный и винокуренный заводы.

В 19 в., кроме земледелия и разведения скота, жители занимались кирпичным, гончарным, портняжным, сапожным, столярным и др. промыслами.

 В 1712 в селе была построена Успенская церковь (памятник архитектуры).

В июне 1773 неск. дней в Алатах провёл Е.И.Пугачёв, бежавший из казанской тюрьмы вместе с местным жителем П.П.Дружининым.

Уроженцем села был казанский купец и предприниматель И.А.Михляев.

 

                                   ДОЛИНА РЕКИ АШИТ ОКОЛО СЕЛА АЛАТ        

В 1861 в Алатах открылась школа грамоты, с 1867 состоявшая в ведении Министерства нар. просвещения. С 1897 здесь работал участковый врач, с 1900 — земская больница, с 1907 — телефонная станция.

В нач. 20 в. в Алатах располагалось волостное правление, имелись 4 ветряные мельницы, 2 крупообдирки, кузница, красильное заведение, 6 мелочных, казённая винная и 3 пивные лавки, харчевня, 3 чайных; по понедельникам работал базар. До 1920 село являлось центром Алатской волости Казанского уезда Казанской губернии.

С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах. Число жит.: в 1646 — 223, в 1767 — 215 душ муж. пола; в 1859 — 545, в 1897 — 712, в 1920 — 741, в 1926 — 839, в 1938 — 746, в 1949 — 686, в 1958 — 454, в 1970 — 266, в 1989 — 210 чел.

 

                                                            УСПЕНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ           

 

 ХРАМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

 

Страницы истории:

Село Алаты расположено в исключительно живописной местности, на низменной равнине, склонной к лугам реки Ашит, при слиянии речек Ловы, Барской и Алатки, в 47 верстах от Казни. При основании большинства сел и деревень востока России первые поселенцы руководились более практическими удобствами - «не красиво, да спасибо» - выбирали не столько красоту местного расположения с далеким видом, сколько близость к воде и защищенность от той страшной стихии, к которой относятся крылатые слова Пушкина: «Беда, барин, буран!», целиком картину села Алаты можно охватить взором лишь с царевококшайской стороны из-за Ашита за 4-5 версты, с Казанской же стороны подъедешь рядом на 2 версты и только тогда увидишь село. Прежде на этом месте была заросшая лесом топь, потому древнее месторасположение Алат находится версты на две выше по Алатке, у Алатской горы, там сначала родники обеспечивали жителей водой, Алатская гора прекрасно защищала от холодный, пронизывающих северо-восточных ветров. Эта гора давала возможность, как со сторожевого пункта Алат стрельцам видеть далеко прежде беспокойный, татарско-черемисский край.

 

                                ОСТАТКИ СТАРИННОГО АЛАТСКОГО ТРАКТА        

Название Алат происходит от татарского слова ал- возьми, ат -лошадь, или ала- пестрая, тай — гора. Второе толкование отчасти объясняется тем, что при размыве Алатской горы, (тау) обнаруживались разные слои придававшие ей пестрый (ала) вид. Либо Алаты – бома по китайским источникам очень многочисленный народ. Их потомки сохранились в родоплеменном составе тюркских народов от Туркомании до Якутии. Много их было и среди родовых групп монголов. По китайским данным, алаты пахали на лошадях, но не ездили на них. Что позволяет их связывать с курумчинцами, с хазарами, с волжскими булгарами, т.е. тюркскими культурами имевшими земледельческий характер

 

Известно с конца 16 в. «Алатская дорога» часто упоминается в исследованиях профессора И.М. Покровского о Казанском архиерейском доме и другие, вполне объясняет первое толкование названия Алат, служившим перепутьем из Казани в вятский край; здесь предлагали сменить лошадей.

 

Галицкий тракт — Старинный торговый тракт из Казани в Галич (Костромской губернии).

От Казани прямо на север, в близком между собою расстоянии, идут два торговых тракта: Галицкий и Уржумский. Оба сходятся в торговом селе казанского уезда Алатах, из которого один направляется к г. Галичу, а другой — к г. Уржуму Вятской губ.

По этим трактам преимущественно провозятся разные лесные изделия: рогожи, циновки, мочало, береста, деревянная посуда и проч.С начала пароходства по реке Вятка и с проведением через г. Вятку железной дороги, значение Алатской дороги пало, только сохранилась любовь к ямщиченью среди многих жителей Алат.    

 Татарское название Алат свидетельствует, что здесь сначала было древнее татарское городище. Около древнего городища были плиты с арабскими надписями: сохранилась одна и часть другой, которые представлены в общество археологии при университете. Алаты, по-видимому, были во времена Казанского царства центром Алатской округи.

 

                      ОСТАТКИ СТАРОГО МОСТА ЧЕРЕЗ АШИТ НА АЛАТСКОЙ ДОРОГЕ  

Во время Петра I территория России делилась на восемь губерний. В Казанскую губернию входили территории соседствующих республик, относящихся в прошлом к Казанскому ханству. Казанская губерния делилась на 72 уезда. Город Алаты был уездным центром при правлении Петра I. Казанская губерния была распределена по бояринам и дворянам. Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I Михляева П.А. С появлением большого количества церквей в селах, деревнях, открывались церковно­приходские школы, это позволило получить образование даже крещеным.

 При царствовании Петра I и в дальнейшем мусульманам запрещалось владеть крепостными крестьянами, а также заниматься кузнечным делом, ибо они могли готовить оружие против завоевателей. Не допускалось объединение мусульман, но не могли запретить им превратиться в торговую буржуазию. Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем свое развитие. Этому способствовали огромное количества природных ресурсов и умение населения.

 

В Алатах открывается медеплавильное дело. Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 г. Наличие в двух местах через речку Ашит запруд позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод, из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качество, применяемые только церковными строителями. 1000 штук таких кирпичей стоило 2 рубля 10 копеек, для сравнения: 4 литра церковного вина стоило 1 р. 20 копеек, 3 пуда пшеничной муки 60 копеек, 8 сажен дров - 3 руб. 80 копеек.

Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе, называли эту местность Спасскими пещерами. До сих пор в   народе существуют разные сказания, будто в дремучем лесу творились разные казни - за попытку освободиться от русского гнета татар там сжигали. Винокуренный завод был построен в 1720 годах приказчиком Шуваловым, в 1758 году он был перенесен на другое место, к ключу возле реки Ашит - «Нынешнее место спиртзавода». Все это позволило разнообразить рынок. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов, марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевококшайских лесов привозили много древесного угля для кузнечного дела, из Казани - мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары, гончарные, скорняжные изделия.

 

 Рядом с Алатами начинались Царевококшайские леса, само понятие Царевококшай означает Царский голубой чай. тогда в этих местах росло много очень известной в народе душицы. И она в большом количестве доставлялась с нетронутых полей к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. В непроходимых лесах вокруг города Алаты много было зверей, в том числе и соболя.

 В начале 17 века город Алаты окружен стройными густым лесом. Когда в Казани строили Адмиралтейство и верфь, то в этих лесах работали круглый год 20000 ламанщиков, т.е. людей занимающихся заготовкой и вывозом леса. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.

 При всех работах жестоко эксплуатировалось коренное население края. В Алаты переселились 2 семьи немцев, направленные из Петербурга для организации всяких полезных работ.

 Жестокая эксплуатация вызывала сильное возмущение коренных алатцев и послужила одной из причин активного участия нерусского населения уезда в народном движении под руководством Е.Пугачева. Пугачевское движение явилось основной причиной изменения методов колониальной политики правительства в крае. Крестьяне Алатского уезда, не имевшие возможности уходить со своих мест и принужденные работать на своих   колонизаторов, начинают уходить со своих мест. Они убегают в города, на Урал, Донбасс и втягиваются в капиталистическое производство. Это уменьшило количество населения Алат. С конца 1803 года Алаты уже пишется как село. До 18 столетия прихожане Алат писались купцами, мещанами и потомки стрельцов - пахотными солдатами.

 В конце 18 века в связи с истощением природных богатств, влияние уездного центра Алат снизилось. Купцы и мещане, немцы переезжали в другие края, возможно на это повлияли и социальные потрясения. Село Алаты стало в экономическом развитии отставать от других уездов. Здесь оставались лишь потомки коренных жителей и переселенцев. Остались больница, построенная в 1900 году, и средняя школа в бывшем помещении конюшни. В настоящее время по Алатскому сельскому совету числится взрослого населения 484, детей 165. Жители села Алат занимаются сельским хозяйством, а также работают в Потанишенском карьере.

 

 

 

 Успенская церковь (с. Алат)  - Высокогорский район С. Алат

 Двухпрестольный храм построен в 1712 году на средства известного казанского купца, строителя Петропавловского собора И.А. Михляева и перестроен в 1896-1898 годы на деньги казанского купца, выходца из крестьян села Алат Зиновия Иосифовича Баженова - его отец был старостой церкви. Храм расположен на склоне холма с перепадом высот более 4 метров. Уникальный памятник архитектуры в стиле барокко начала XVIII века и псевдорусского направления стилизаторства конца XIX в., отличается живописностью и монументальностью форм. Один из удачных примеров стилизаторства в древнерусских формах, не вступающих в противоречие с первоначальной постройкой начала XVIII в.

Церковь представляет собой разновременный комплекс построек асимметричной композиции. К первоначальному объему храма (восьмерик на четверике, под восьмигранным полукуполом и маковкой на глухом барабане, с прямоугольной трапезной под вальмовой кровлей), выстроенному в стиле барокко, в конце XIX века пристраивается новое здание с полукруглой апсидой по всей ширине, с двухярусной колокольней под высокой шатровой крышей с закомарами, увенчанной главкой. Комплекс по западной и южной стороне окружен гульбищем на опорах с полукруглыми нишами. К этому же времени относится двухэтажная прямоугольная постройка под четырехскатной крышей в юго-западной части комплекса. Во внешнем оформлении построек использованы: лопатки, пилястры, аркатурные пояски, плоские прямоугольные и полукруглые ниши, ступенчатые карнизы, поребрик.

Тимофеев. В 1834 году отлил колокол для Успенского храма в селе Алаты Казанского уезда в 45 пудов 5 ф.(722 кг.), «приобретен тщанием священника К.И. Флоринского с прихожанами».

Алаты Священник Петров Константин Наумович, род. 1894 г., из гор.уч., свящ. с 1924 г., наперсный крест с 1934 г.

 

  

Алексей Осипович Ахманов

командир 23-го танкового корпуса (4-я гвардейская танковая армия, 3-й Украинский фронт), генерал-лейтенант танковых войск. Родился в селе Алат ныне Высокогорского района (Татарстан). Русский. Окончил школу. Работал на хлебопекарне в Казани. В армии с августа 1915 года. Участник первой мировой войны, младший унтер-офицер. В Красной армии с июля 1919 года. В 1920 году окончил 1-е Казанские пехотные курсы. Участник гражданской войны: в апреле-июне 1920 – командир роты 17-го стрелкового полка, в июне-октябре 1920 – командир батальона 113-го стрелкового полка, с октября 1920 года – командир роты, затем помощник начальника пешей разведки 131-го стрелкового полка. Участвовал в боях на Северном и Южном фронтах. В 1922 году окончил Одесскую военную пехотную школу. Командовал ротой (в Киевском военном округе). В 1926 году окончил курсы «Выстрел». Был командиром батальоном, помощником начальника штаба полка (Украинский военный округ). В 1935 году окончил курсы при Военной академии механизации и моторизации, назначен командиром танкового батальона. В 1938 году окончил Военную академию химической защиты. Командовал моторизованным полком, моторизованной химической дивизией, танковой бригадой, был заместителем командира танковой дивизии (в Московском военном округе). С апреля 1941 года командовал танковой дивизией (в Западном военном округе). Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 года – командир 27-й танковой дивизии (Западный фронт). Дивизия участвовала в оборонительных боях в районе городов Барановичи, Могилёв и была полностью разгромлена. С ноября 1941 года – начальник автобронетанковых войск Калининского фронта, с февраля 1942 года – заместитель командующего войсками Калининского фронта по боевому применению танков. Участвовал в битве под Москвой. В июле-октябре 1942 года – командир 81-й танковой бригады (Калининский фронт). В октябре 1942 года – заместитель командующего 1-й гвардейской армией по танковым войскам (Донской фронт), участвовал в Сталинградской битве. С ноября 1942 года – заместитель начальника автобронетанкового управления Юго-Западного (с октября 1943 – 3-го Украинского) фронта. Участвовал в освобождении Ростовской и Воронежской областей, Донбасса, Левобережной Украины. С апреля 1944 года командовал 23-м танковым корпусом (2-й и 3-й Украинские фронты). Участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Румынии, Венгрии и Австрии. В январе-феврале 1945 года корпус под его командованием не допустил деблокирования окружённой группировки противника в западной части Будапешта. В ходе ожесточённых боёв корпус заставил отступить части танковых дивизий СС «Мёртвая голова» и «Викинг», нанеся им большой урон. За умелое руководство соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года генерал-лейтенанту танковых войск Ахманову Алексею Осиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4786). После войны до октября 1947 года продолжал командовать 23-м танковым корпусом, который затем был переформирован в 23-ю танковую дивизию. 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://zorge.my1.ru/publ/russkie_alaty/

http://vysokaya-gora.tatar.ru/

http://temples.ru/

фото Анны Михеевой.

http://www.liveinternet.ru/users/

 

 

 

ВложениеРазмер
Село Алат (Алатский тракт)37.38 КБ
Село Алат (Алатский тракт)43.26 КБ
Село Алат29.55 КБ
Алатский тракт201.71 КБ
Село Алат44.74 КБ
Алатский тракт145.47 КБ
Успенская церковь64.71 КБ
храм Успения Богородицы99.32 КБ
Ашит90 КБ
Село Алат (Алатский тракт)134.17 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

удачная неделя!

прошедшая неделя снова порадовала нас несколькими рекордами!
несколько из них абсолютные - за всю историю сайта!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru