Мордовское село Васильевка

Мордовское село Васильевка

Статус:              село  
Дата основания:          18 в.     
Муниципальное образование:              сельское поселение Васильевское
(центр муниципального образования)
Входит в:              Альметьевский район
Субъект Федерации:              Республика Татарстан 
В селе компактно проживает мордва (эрзя, эрзяне).
В селе действует мордовский ансамбль «Эрзянка», который известен по всей республике. Проводятся национальные мордовские праздники, например, Балтай.

                                               около д. Васильевка, рядом с родником                                      
Мордовское село Васильевка
Подчинение:              районное 

Население (тыс. чел.):                0,484 (2010) 
Территория (кв.км.):          3,6     
Координаты:              54°46'05'' с.ш.  52°17'22'' в.д. 
Код ОКАТО:              92208816001 
Код ОКТМО:               
Почтовые индексы:              423424 
Телефонный код:              +7 8553 
Автомобильные коды:              16, 116

Мордовское село Васильевка

История села
          Народная молва гласит, что в давние времена (около 1790 г.), отслужив полсрока действительной службы в царской армии, вернулся парень (татарское имя не упоминается) в деревню Бисеп Мензелинского уезда. Новообращенный в христианскую веру, он был наречен Абрамом, освобожден от воинской повинности (что длилось 25 лет). Но, вернувшись домой, сход сельчан выселил его и его родственников из деревни.
В ближайших деревнях отступника от веры с родными не приняли, и семья обосновалась за 100 верст от родных мест,– в прекрасном уголке природы, не освоенной человеком крае. Кругом леса, а между ними раздольные поля, луга с чистой кристальной водой, которую источали многочисленные родники.
Деревню назвали Абрамовкой. В школьном музее села имеется Копия документа, выданного Абраму Петрову в 1801 году по Указу самарского губернатора о выделении земли для поселения в Бугульминском кантоне.

Необходимость в новых угодьях заставила крестьянина Василия из Багряж Никольска, находящегося вблизи деревни Кузайкино Мензелинского уезда (ныне Альметьевского района), взять разрешение у Абрама и заселиться на другой стороне оврага. Эту деревню в честь Василия назвали Васильевкой.
А овраг? Он стал не преградой для людей разных национальностей, т. к. вера была одна. Позднее населенные пункты объединились в одно село под названием Васильевка. Вот так основателями села Васильевка стали переселенцы Абрам и Василий.

Мордовское село Васильевка

Есть у села и другое неофициальное название – Кязябаш. Произошло оно от словосочетания «кизляу башы», что в переводе с татарского языка означает «начало родника». Действительно, отсюда берет начало речка Зай Каратайка.
По мнению историков (Татарский энциклопедический словарь, Казань, 1999), село Васильевка основано в начале 19 века. Однако местные краеведы доказывают, что это произошло гораздо раньше, при этом ссылаются на материалы 5 Ревизии 1795 года, в котором указано, что в то время уже в деревне Абрамовка было 14 домов. Боле того, они упоминают Указ Самарской губернии, в котором повелевается считать датой основания села Васильевка 1790 год.
Жители села занимались традиционными ремеслами: мужчины плели лапти, дубили шкуры животных, мастерили орудия сельскохозяйственного труда начиная от плуга, тележных колес до ткацких станков. Женщины пряли, шили, занимались рукоделием.
До революции в Васильевке имелось 200 крестьянских дворов. В 1890 году здесь была построена церковь, а в 1894 году открыта 2-летняя церковно-приходская школа, которая финансировалась ведомством Святейшего Синода.

                            ансамбль из деревни "Эрзянка" участвует в мордовском празднике Балтай            Мордовское село Васильевка

Как вспоминал организатор, первый председатель колхоза имени Парижской Коммуны (с. Абрамовка) П. Егоров, уроки в школе давали поп, дьякон и земские учителя Илья Устинович и Устин Романович (фамилии неизвестны). Дети обучались арифметике, письму, чтению и богословию с 6 утра до 6 часов вечера.

Как гласит справка от 1920 года, расположенные на территории с. Васильевка Карабашской волости Бугульминского кантона, Васильевская и Абрамовская школы первой ступени (ныне существующая основная общеобразовательная школа) имели деревянные здания с печным отоплением и керосиновым освещением. «Из числа пропущенных уроков по болезни – 18, за неимением обуви, одежды – 20, за неимением хлеба – чуть ли не все».
Церковь функционировала до 1929 года. В 1953 году решением колхозного собрания помещение было передано под клуб.
В 1928-1929 годы (годы коллективизации) из-за нехватки земли местное население на территории своего села поселились из села Абрамовка 20 семей, из села Васильевка – на расстоянии 3 километров южнее и назвали своего – деревня Керлей, что в переводе с мордовского означает: «керь» – лыко, «лей» – речка. То есть получается, – речка, где мочат лыко.
Деревня Керлей не смогла долго просуществовать, так как из 14 человек, ушедших на Великую Отечественную войну, не вернулись 12. Это подкосило деревню, жизнь в ней постепенно угасла. В 1969-1970 годы местное население обратно переселилось в село Васильевка. На том месте осталось только кладбище – память об ушедших поколениях.

                                               праздник мордвы - Балтай                                Мордовское село Васильевка

В годы коллективизации в селе Васильевка был образован колхоз имени Калинина, в селе Абрамовка – колхоз имени Парижской Коммуны, в деревне Улаклы Чишма – колхоз «Ударник», в деревне Керлей – колхоз «Керлей».
В колхоз имени Калинина вошли 73 индивидуальные крестьянские хозяйства с населением 375 человек. Земельный фонд составил 740 гектаров. На колхозном дворе были собраны 74 лошади, 21 голова крупного рогатого скота, 14 свиней, 47 овец. На пасеке имелось 57 пчелиных семей. В 1952 году к колхозу имени Калинина присоединились колхозы «Парижская Коммуна», «Ударник», «Керлей».
По данным отчета за 1960 год, в колхоз входили 216 дворов с населением 507 человек. Сдано было в тот год государству 359 центнеров мяса, 1429 центнеров молока, 16 000 штуке яиц, 8 центнеров шерсти.
В 1962 году к колхозу имени Калинина присоединился колхоз «Рассвет» (деревни Старое Суркино и Новое Суркино). Через 26 лет колхоз имени Калинина и колхоз «Рассвет» вновь разъединились. В настоящее время существуют как ООО агрофирма «Васильевская» и СКХ «Нива».

Мордовское село Васильевка
Обновление села Васильевка началось в 1980 годы. Благодаря шефам – управлению «Татнефтегаз» в селе появились новая улица Молодежная. В дома провели газ, все улицы были заасфальтированы, на каждой из них установили водопроводные колонки. Построили типовые здания для магазина, АТС, село телефонизировали. Один из новых коттеджей отдали под медицинский пункт и сельскую библиотеку.
В 1993 году колхоз имени Калинина стал подсобным хозяйством управления «Татнефтегаз», что подняло сотрудничество сельчан с нефтяниками и газовиками на новый, качественно более высокий уровень. В селе начали строить новую школу, возвели пекарню, мельницу, 20 коттеджей, гараж.
В это же время начали газификацию деревни Улаклы Чишма. С 1 января 1997 года повысился юридический статус хозяйства – оно стало действовать, как сельскохозяйственное ООО в составе ОАО «Татнефть». Склад минеральных удобрений, 2 зерновых склада, крытый ток, пилорама, диспетчерский пункт, автомобильные весы, зерновая сушилка, телятник, мастерские – кроме введения в строй этих новых объектов в селе Васильевка – обновили коровник, конеферму, а также внутрихозяйственные дороги, линии электропередачи, колонки водоснабжения на улицах села, сельский Дом культуры.
            Как и везде культурным центром села является школа, которую построили в 1998 году. Школа соответствует всем современным требованиям. С 1985 года директором школы является многоуважаемая Насима Хайдаровна Фадеева, которая ведет за собой сплоченный коллектив учителей, среди которых Н. Х. Петрова, М. В. Айбатова, Ф. Н. Галимулина, Л. Н. Гулейчук, Н. Ф. Пидулина, С. А. Михайлова, С. А. Феоктистова, пользующиеся большим авторитетом среди жителей села.
Славится школа своим краеведческим музеем, основоположником которого тоже является директор школы Насима Хайдаровна. В 7 залах музея располагаются свыше 250 экспонатов, отражающих культуру и повседневный быт местного населения – крещеных татар и мордва эрзя.

                                                       мордовки,  родник около деревни (ДНС-12)                              Мордовское село Васильевка

В феврале 2001 года музей принимал гостей из разных уголков Республики Татарстан. Там также были гости из Республики Мордовия, из г. Казань и т. д.
За добросовестный труд в деле образования и воспитания подрастающего поколения директор школы Н. Х. Фадеева в 2003 году была награждена нагрудным знаком РТ «За заслуги в образовании», учительница татарского языка Н. Х. Петрова в 2004 году – Почетной грамотой РФ.
И, конечно же, в школьном краеведческом музее есть экспозиция, посвященная тем землякам, которые героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Большинство из них награждены орденами и медалями. Это:
•         Фадеев Петр Прохорович;
•         Осипов Николай Гаврилович;
•         Егоров Ефрем Николаевич;
•         Касымов Игнатий Гаврилович;
•         Осипов Егор Корнилович;
•         Фадеев Афанасий Михайлович;
•         Матвеев Александр Сергеевич и другие.
Многие за годы войны стали старшими лейтенантами, капитанами, майорами, подполковниками, а Фадеев Петр Прохорович участвовал в историческом параде Победы на Красной площади в городе Москве.
Село Васильевка проводила на фронт своих 252 сыновей и дочерей. Из них вернулись обратно только 121 человек.

Мордовское село Васильевка
И сегодня среди нас проживают и здравствуют несколько участников Великой Отечественной войны. Это:
•         Киселев Николай Кириллич;
•         Алаев Дмитрий;
•         Алаева Мария Фоминична;
•         Фомина Анна Петровна, которыми мы гордимся.
Мог ли думать обычный деревенский 18-летний парень – Осипов Михаил Власович, уроженец села Васильевка Новописьмянского района (ныне Альметьевский район), что его рукописи и фронтовые письма дойдут до наших дней?! 
Что через 60 лет смогут их прочитать его односельчане, родные, учащиеся его родной школы?
Малая родина – Васильевка – потеряла таких сыновей более 150 человек, которые не смогли осуществить свои прекрасные планы и мечты…
А вот и дети послевоенного времени, которыми гордится школа, местные жители. В деревне Улаклы Чишма родился и вырос Васильев Анатолий Григорьевич – кандидат технических наук, ныне работающий руководителем кафедры Тамбовского Высшего военного авиационного инженерного училища.
В селе Васильевка родились и учились:
•         Васильев Дамир Михайлович – научный сотрудник института Татарской энциклопедии Академии Наук РТ;
•         Касымов Анатолий Аркадьевич – начальник хозяйственной части ОАО «Татнефть»;
•         Алаев Василий Михайлович – начальник УТТ НГДУ «Заинскнефть»;
•         Алаев Юрий Григорьевич – главный энергетик НГДУ «Ямашнефть».

 

Мордовское село Васильевка

Сегодня в селе Васильевка проживают 528 человек.
- 57 % населения составляют мордва
            - 38 % - татары.
       Васильевка занимает одно из первых мест в районе по телефонизации, телефоны здесь имеются в каждом втором доме.
Но, к сожалению, есть и нерешенные проблемы. Нужен новый Дом культуры, нет детского садика, дороги в плохом состоянии. Требуется ремонт зданию школы, медицинского пункта, нужно обновить водопровод.
В 1928-1929 годах из-за нехватки земли часть жителей села Абрамовка основала в 5 километрах от села новый населенный пункт – деревню Улаклы Чишма. В переводе с татарского языка это означает: «улак» – желоб, «чишма» – родник. Получается, родник сбегающий по желобу.
Деревня расположена на самой границе Альметьевского и Лениногорского районов. Здесь числятся 20 домов, в которых проживают 40 человек. В далеком 1931 году жители Улаклы Чишма образовали колхоз «Ударник», первыми его председателем стал Николай Федосеев. В 1935 году открылась начальная школа. Многие годы учила там деревенских ребятишек Матвеева Татьяна. Школа просуществовала в деревне до 1972 года.
В годы Великой Отечественной войны из деревни Улаклы Чишма ушли на фронт 28 человек, вернулись живыми 12 человек. И сегодня в селе живет и здравствует участник Великой Отечественной войны Орлов Иван.
В 1950 году колхоз «Ударник» вошел в состав колхоза имени Калинина. Улаклы Чишма славится своими трудолюбивыми механизаторами.
Многие годы 2 бригаду колхоза имени Калинина возглавлял участник Великой Отечественной войны Григорьев Константин.
А еще деревня гордилась своим талантливым   скрипачом самородком Терентьевым Сергеем. Он был прекрасным исполнителем, а
инструменты мастерил сам, которые отличались особой звучностью. Играл Сергей, тоже, по особенному, установив инструмент на левое колено. Он принимал участие в Республиканских смотрах, где его выступления неизменно пользовались успехом. В настоящее время его скрипка хранится в школьном краеведческом музее.
Новый этап в жизни как села Васильевка, так и деревни Улаклы Чишма начался с того времени, когда колхоз имени Калинина стал подсобным хозяйством управления «Татнефтегаз». Силами нефтяников и газовиков деревня была газифицирована, решен вопрос о водоснабжении, появились дополнительные телефонные номера. ОАО «Востокмонтажгаз» и СУ-5 протянули из села Васильевка до деревни Улаклы Чишма газопровод. Благодаря этим переменам села Васильевка и Улаклы Чишма растут, благоустраиваются. Сюда начали возвращаться люди, строятся новые дома, села расширяются.
 
На границе у Зай-Карата,
У железной дороги вблизи.
Вдоль маленькой речки, петляя,
Стоит Васильевка в низи.

_____________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://almetyevsk.tatar.ru/rus/info.php?id=111884
http://e-almet.ru
http://len-journal.ru/2014/06/17/baltai-2014/

"Родники земли Татарстана".

 

аватар: Кэп

что примечательно...

эрзя и мокша - не совсем единный народ мордва, в сущности это 2 родственных, но разных народа.

Эрзяне и мокшане практически не понимают друг друга, то есть существуют 2 разных языка, а не два диалекта  - одного мордовкого языка (как например луговой и горный марийские языки, или диалект южных и северных удмуртов). У эрзя и мокши разные культуры, одежда, песни, праздники.

Ученные считают что это был раньше один народ, но в 3-4 веке нашей эры они разделились и образовали 2 племени,  хотяпроживали рядом друг с другом.

лет 200 назад даже не было массовых браков между эрзя и мокша...

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru