Исток реки Шошма

Историческая география имеет большое значение при выяснении вопросов о населении данной местности, о смене народов на ее территории, о направлений колонизации и т.д. Так называемые топонимические термины, как известно, отличаются большой живучестью. Многие названия даны народом.

Река Шошма начинается с маленького родника у поселка Надежда республики Марий-Эл (по другим данным у деревни Шушмабаш Арского района РТ).  

 

По историческим данным в 1600-х годах она называлась Томмой. По республике она протекает на протяжении 7,7 км до впадения в нее первого правого притока в деревне Шека, она течет строго на юг, затем постепенно поворачивается на северо-восток, выдерживая это направление до самого устья. Она является основной рекой Предкамья. 
 
Профессор И. Н. Смирнов в своей монографии “Пермяки” отметил вотско-пермяцкое происхождение речных названий, оканчивающихся на “ма “и занимающих видное место в исторической географии Малмыжского края. 
Вопреки этому мнению, С. К. Кузнецов полагал, что Шошма – название черемисское и значит “Весенняя” от черемисского слова “шошым” – весна. Всматриваясь в оба мнения мы склоняемся в пользу проф. Смирнова и так же предполагаем, что Шошма принадлежит к разряду вотских речных имен на “ма” (вода, река): вотяки до сих пор населяют все верхнее течение р. Шошмы (Балтасинскую волость, Казанского уезда.).

Позднее вотяков в край пришли черемисы. Направление черемисской колонизации было с запада. Черемисы не образовали, по-видимому, сплошного населения, а раскинулись островами среди вотяков. Значительные черемисские поселения были основаны по нижнему течению р. Шошмы. Это Янгулово, Шишинерь, Четай, Буртек и на левом берегу Вятки, где оттеснили вотяков на восток. Историческая география свидетельствует о вытеснении вотяков черемисами, о той глухой борьбе между ними, которая происходила на территории Малмыжского края в XIII – XIV веке. Черемисы входили в состав Казанского ханства, и подчинение их мусульманской культуре. Среди черемис усиленно распространялся ислам…
 

река Шошма
Памятник природы “Река Шошма” образован постановлением Совета Министров ТАССР от 10.01.1978 года. Местонахождение – Балтасинский и Арский районы Республики Татарстан.
Возле нашего села протекает извиваясь река Шошма. 
Река Шошма – правый приток реки Вятка. Исток – в деревне Шушмабаш, где бьет маленький родник, который отдаляясь, превращается в широкую реку. Принимает 40 небольших притоков разной длины и водности, подпитываемые грунтовыми водами.. Это типичная равнинная река, в среднем течении которая сильно меандрирует. Левые склоны крутые, а правые пологие. Глубина вреза долины составляет 60 – 70 метров. Абсолютные высоты территории колеблются от 180 м. в истоке, до 60 метров в устье. Рельеф равнинный, отличается густой овражно-балочной сетью. Течение медленное, тихое. Имеются многочисленные глубокие узкие овраги. Все более – менее сухие и широкие участки поймы распаханы. Почвы в основном подзолистые, светло-серые слабоподзолистые.
  
Река относится к замкнутому внутреннему стоку. Имеет смешанное питание, что определяется климатическими и геолого-геоморфологическими условиями. Главную роль играет снеговое, обеспечивающее 60%-80% годового стока, а также важна роль подземного и дождевого питания. На Шошме ярко проявляется весеннее половодье. Половодье происходит поздно – в начале апреля и затягивается до мая месяца.
 
В течение всей зимы на Шошме устойчивая межень, когда она питается только подземными водами. Река сильно зависит от климата, где четко выражены четыре времени года. В сезон летних дождей уровень вод сильно поднимается, но не затопляет луга. Притоки протекают по оврагам или балкам с крутыми берегами. Основные притоки-Арборка, Кушкетка, Кугуборка, пойма в низовьях которых достигает 200-300 метров. Здесь сохранились уремы (долинный лес). Это очень красивые места. Правый берег с пермскими разрезами татарского яруса. Сохранились древние леса: ель, на восточной границе – дуб, сохранились также еще луга.
 
Длина реки 112 км, площадь бассейна - 1855 кв. км. Она впадает в Вятку, а Вятка в свою очередь в Каму.
 
Река Шошма - памятник природы. Работники санэпидстанции постоянно наблюдают за состоянием воды. По берегу реки есть места для отдыха и купания. В любое время года там много людей. Они с большим удовольствием отдыхают на лоне природы. Но хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению реки. Основными источниками, как мы выяснили, являются сточные воды ферм, минеральные удобрения с полей.
  
Охранять природу - обязанность каждого человека!
Наш район является сравнительно безлесным. Первичные леса сведены с водораздельных и склоновых пространств. Лесные насаждения сохранились на крутых обрывистых склонах речных долин, имеющих в основном южную экспозицию.
Господствуют молодые сосновые насаждения. Сосново-дубовые насаждения имеются по левому склону p. Шошмы в районе с. Балтаси. Дубовые природные насаждения на левобережье Шошмы можно рассматривать как северный форпост.
На юге района имеются значительные массивы хвойных лесов с преобладанием ели. Эти леса входят в состав Арского лесничества и характеризуются хорошим бонитетом. Располагаясь на высоком водоразделе между Казанкой и Шошмой, хвойные насаждения приобретают водоохранное значение.
Учитывая большую оврагопораженность, можно расширить площадь под древесными насаждениями, а также их посадки вдоль грунтовых дорог. Через район проходит тракт из Казани в Пермь. Некогда он был обсажен березами, отдельные старые экземпляры которых можно видеть в окрестностях Балтаси. Следует провести насаждения деревьев по этой республиканской дорожной магистрали.
 
Луговые угодья долины Шошмы и ее притоков весьма нуждаются в мелиоративных мероприятиях, направленных на возрождение продуктивности и резкого увеличения полезной биомассы природных пастбищ. Большое значение имеет создание запруд на реках, с образованием озер и с подъемом воды в реках и с соответственным повышением зеркала грунтовых вод. Возможна использование неглубоко залегающих в долинах рек грунтовых вод для искусственного полива лугов.
В последние годы уменьшились численность и количество видов рыб. Рыбы Шошмы питаются обитающими в воде мелкими рыбами, червяками, моллюсками и разными растениями. Примерно 20-25 лет назад здесь обитали сорожка, пескарь, вьюн, щука, сазан, карп, ерш, окунь, линь, налим. Сейчас из них исчезли линь и налим.
 
В целях сохранения реки в настоящее время разрабатываются и начинают осуществляться крупные мероприятия по ее очистке, сохранению флоры и фауны. Водоохранная и почвозащитная роль древесно-кустарниковой растительности способствует более равномерному распределению стока. В прибрежной полосе растет много лекарственных растений: мать-и-мачеха, пижма, подорожник, ромашка, полынь и другие.
В 1992 году в Шошму были завезены две пары бобров. Изобилие ивовых кустов позволило им быстро акклиматизироваться и прижиться в наших условиях. Их численность настолько увеличилась, что на сегодняшний день стали выдавать лицензию на их охоту.
 
Большое разнообразие видов и обилие растений привело к увеличению численности ондатры. Раньше в пойме р. Шошмы обитала норка европейская; на сегодняшний день относительное спокойствие в этих местах позволило прижиться и норке американской. Она так облюбовала наши края, что ее численность увеличивается вследствие межвидовой борьбы норка американская стала вытеснять норку европейскую, которая занесена в Красную книгу Татарстана. В последние годы в прибрежной зоне стала появляться и енотовидная собака, которая здесь питается лягушками. Оставить Шошму чистой – долг каждого из нас.


 
ПОЕЗДКА К ИСТОКУ РЕКИ ШОШМА

(https://iske-kazaner.livejournal.com/25249.html)
Конечно, важным событием этой поездки было посещение мечети в Нижней Береске - первой каменной мечети в пост-ханский период на территории Татарстана, построенной на средства купца Ибрагима бин Юсуфа бин Асная бин Исанкола бин Бурнагола в стиле «петербургского барокко». Даже в Казани первая каменная мечеть, которая ныне носит имя Шигабутдина Марджани, открыла свои двери для прихожан лишь 1770 году, на год позже, чем в этой деревне. В настоящее время мечеть восстанавливается сельчанами во главе с руководителем СХПК «Племзавод им. Ленина» Атнинского района Ильгизом Вильдановичем Хайруллиным, который любезно провел для нас экскурсию по мечети.
Но вернемся к основной цели автоэкспедиции - путешествию от истока до устья Шошмы. К сожалению, прошедшие дожди внесли коррективы в маршрут, не позволив посетить урочища Малый Кинер и Надеждино, плотину в Новом Ашите, музей Сибирского тракта и Мусы Джалиля в Карадуване, кряшенскую церковь в Малых Лызях, увидеть достопримечательности Балтасей, водную мельницу в Янгулово и ветряную - в Алане.
Маршрут получился таким:
- от истока Шошмы до Апазово:
- от Апазово до Шишинера:
- от Шишинера до устья Шошмы:
 
 
Исток Шошмы (фотография из Google Earth). Пруда еще нет:
 
 
У истока осмотрели два знаковых места: 
 
Точка №1 - начало самого длинного оврага, из которого начинается один из рукавов Шошмы (на территории Татарстана).
Точка №2 - непосредственно первая вода Шошмы (самый длинный рукав истока). К сожалению, сам родник, с которого берет начало Шошма на территории Республики Марий Эл, затоплен водами пруда, образованного плотиной (точка №3 на карте). Поэтому исток Шошмы "путешествует" в зависимости от наполняемости пруда - водохранилища.
 
Точка №1 - начало оврага:                                                                                                                   
 

Точка №2: исток Шошмы                                                                                                                               

К сожалению, проехать до урочища Малый Кинер, а оттуда через плотину в Новый Ашит и Шеку из-за раскисших от дождей дорог, не удалось. Пришлось возвращаться на асфальт в Шурабаш, а оттуда через Новый Кинер, Ташкичу и Ашитбаш  снова вернуться в долину Шошмы в Шушмабаше.

Но в прошлом году мы уже побывали в урочище Малый Кинер - потому несколько фоток местности из той поездки.
Пруд у истока Шошмы:


 

Этот рукав пруда "уходит" на территорию Республики Марий Эл:


 
Овраг "марийского  рукава" - граница Марий Эл и Татарстана. Он более короткий, чем татарстанский овраг, но сам рукав длиннее. В этом году это место непроезжаемо из-за грязи.
 

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://iske-kazaner.livejournal.com/
https://открытыйурок.рф/статьи/418941/
Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862. 
География Кировской области.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 11. Средний Урал и Приуралье. Вып. 1. Кама / под ред. В. В. Николаенко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 324 с.
 Река Шошма – приток Вятки. 
 Государственный водный реестр. Шошма. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). 
 Лист карты O-39-126. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1982 год. Издание 1987 г.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Шошма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

 

 

ВложениеРазмер
847997_900.jpg101.47 КБ
849310_900.jpg176.41 КБ
850094_900.jpg224.34 КБ
864872_900.jpg182.3 КБ
865979_900.jpg81.36 КБ
866757_900.jpg109.12 КБ
870803_900.jpg58.02 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Шушарин

Гидронимы, оканчивающие на "-ма" могут иметь и татарское происхождение: маэ - вода (тат.).

Есть версия, что название реки Шошма связано с именем супруги малмыжского князя Полтыша...
Вообще, основу "Шуша" можно встретить в названиях многих топонимов (например, Саяно-Шушенское вдхр.). Слово "шуша" созвучно слову "суша": су - вода, яшь - зелёный (тат.), то есть получается изобилующий растительностью берег реки. Шу - талая вода, щетинка, ош - светлый (мар.), - то есть видится ассоциация с весной (мар. "шошо"), появлением первой травы на проталинах: яз - весна, үсү - расти (тат.).

Насколько известно, арские (южные) удмурты состояли в дружественных отношениях с луговыми мари. И, вообще, удмурт (уд - росток, мурт - человек) по-марийски "ото-мари" (лесные мари).

аватар: Кэп

река Шошма

скорее всего, название реки марийское или удмуртское, 

удмурты населяли эти земли ещё до прихода сюда марийцев, 

так что удмуртский вариант даже предпочтительней, 

движение марийцев на восток не всегда было мирным, 

есть свидетельства военных столкновений мари и удмуртов.

 

аватар: Гость

Коми и мари - киммерийцы?

Удмуртские слова достаточно близки как к татарским, так и коми. В марийском языке достаточно много близких к татарским по звучанию и значению слов. Таким образом, коми, удмурты, мари, татары вполне могли быть когда-то одним народом.

«...По нашему мнению, топоним кимер (вернее, камар) сохранился в многочисленных ойконимах Камарли и Гямярли [418, 111]. В XIX в. в основном в Азербайджане и Армении было 5 селений Камарлу, от этнонима камар и суффикса принадлежности в тюркских языках -лу [418, 111]. Кроме того, отмечены топонимы Камаргая (Казахский уезд), Большой Камарли и Малый Камарли (Борчалинск1Тй уезд Грузии) [там же]. Следует особо отметить, что население всех этих селений Камарлу в Азербайджане, Грузии и Армении тюркско-азербайджанское. Следовательно, мы полагаем, что первоначальной формой кимер был камар или камар и киммеры обитали в Закавказье. Впервые 179 Помпоний Мела упоминал этноним комар: «Выше скифов и скифских степей живут даги, и над Каспийским заливом (на юге Каспия, ср. Каспийский проход. — Г. Г.) комары, массагеты, кадуси, ирканы, ибери (Помпоний мела, кн. I, 2, 13); (у Дионисия Периегета — камарит); у Плиния в Северном Причерноморье упомянуто племя акаскомарки (Плиний, VI, 26), название которого, возможно, состоит от неопределенного компонента акас (тюркск. akar «лес»?) и этнонима комар. Поэтому в XIX веке село Камара-хур (лезгинск. хур «село») отмечено и на Северном Кавказе [418, 111].

Вышеприведенное свидетельствует о том, что пришедшие из Причерноморья киммеры (или часть их) обитали в Восточном Закавказье (существует мнение Г. А. Меликишвили, что ким-меры обитали и в Западной Албании — см. 380) и отсюда перешли в Переднюю Азию, в том числе в Манну.

На территории Иранского Азербайджана в топонимах этот этноним отразился в формах камар, комар, кемер и гомар. Там есть два селения Комар, а также Кемер, и Кемердаран [537, IV, 426]. Их население — азербайджанцы. Вне Азербайджана, на территориях других останов Ирана есть два Камара [537, V, 375]. Камарабад [537, V, 375], Гомар [537, V, 443], Гамарабад [537, V, 375], Камаре, Камаребоне, Камаре-паин, Камаре-сиях, Камаре-кударза [537, VI, 299], Камаран [537, X, 19]. Отметим также, что среди тюркоязычных кашкайцев Ирана есть племя гамар. Село Камарли есть и в Турции.

Как видим, этноним камар составляет единую морфологическую структуру с древнетюркскими этнонимами гаргар, дондар, болгар, су вар, кангар, хазар и др.

Все это, по нашему мнению, свидетельствует в пользу того, что киммеры являлись тюркоязычными племенами. В анонимном источнике Мücmel el tavarih отмечено, что предком булгаров и буртасов был Кемар, сын Йафета [556a , 30, 34].

Именно с древнетюркским этнонимом камар, комар связаны, по нашему, мнению названия населенных пунктов Каймар в Казанском ханстве [см. 505] и Камар на Урале в XVII веке [329, 31]. В этом случае данный этноним образовался от компонента кам, гам и ар «мужчина», «герой» и т. д. Компонент кaм, гам составляет также первую часть тюркских этнонимов камак (кумык), камлар (род кызылцев), камлар (род татар Кузнецкого Алатау), камасин, кемчик (род тувинцев) [см. 442], а возможно и коман (куман) и др. (см. выше, с. 55)...» [Г.А.Гейбуллаев, 1991].

В Тверской области есть примечательный город Кимры, который может быть как-то связан как с летописной мерей, так и с киммерийцами, караимами, которые отступили на север под натиском скифов-массогетов с территории Причерноморья.

В свою очередь, в Причерноморье киммеры могли прийти с Алтая:
"...В исторической литературе первое переселение тюркских племен с востока на запад обычно связывают с гуннами первых веков н. э. Этот мнение мы считаем ошибочным. До гуннов произошло несколько массовых переселений древнетюркских племен на запад — в Юго-Восточную Европу и Переднюю Азию. В частности, предшественниками гуннов являлись волны, связанные с алтайскими племенами киммеров..." [Г.А.Гейбуллаев, 1991].

Но, вполне вероятно, что представленные выше народы никуда не приходили и не уходили, а широко населяли и продолжают населять (в лице их потомков) обширные территории нашей страны.

аватар: Гость

Белый Шаман на вороном коне

Могущественный Царь и гениальный полководец Кир II Великий был Ахеменидом. По мнению ряда исследователей данная династия могла происходить из «тюркского племени ахемен-бактрийцев по имени её родоначальника Ахемена» [К. К. Томпиев , 2010]. «Ахемениды в Персии имели тюркские имена, тюркскую письменность, почтовые «ямы» (этому удивлялся сам Геродот) и конные войска, присущие туранцам» [К. К. Томпиев , 2010].

Изучая географическую карту, можно заметить, что на Алтае протекает река Акем и существует озеро Аккемское. Можно предположить, что «бактрийцы-ахемены» могут быть как-то связаны с Алтаем. Само же слово «ахемен» можно представить как трансформацию словосочетания «ак-кем-ен», где гласные могут варьировать. Один из вариантов, может звучать как «ак кам аң», что в переводе с татарского означает «белого шаман ума», то есть Белый Шаман.

С тюрками-караями Алтая могут состоять в родственных отношениях хазары, караимы, киммерийцы, карачаево-балкарцы, каратаи (этнографическая группа мокшан). «В раннем средневековье на Алтае существовало могущественное государство караимских, туркменских и узбекских племён». Существуют и поныне города Хазар и Мары на территории Туркменистана. Ещё держится из последних сил Республика Марий Эл.

аватар: Гость

Кам-мари на рассвете

До XII века город Котельнич именовался по-марийски как Кокшаров, а на месте города Хлынов (ныне г. Киров) располагалось древнее удмуртское поселение, содержавшее “Великую куалу для общих молений” [История Удмуртии: конец XV – начало XX века. 2004].

С арскими (южными) удмуртами связана древняя страна Арсания со столицей в Арсе (Арте). Известный востоковед Д.А. Хвольсон писал, что страна Арсания имеет отношение и к пермяками (коми). Также в союзе с удмуртами состояли бесермяне (чуваши) [История Удмуртии: конец XV – начало XX века. 2004]. Неудивительно, что название города Арта (ныне Арск) созвучно слову “Орда”. “Арт” в переводе с татарского языка означает “тыл”.

По-татарски “ар” значит “удмурт”. Ара – круг (тат.), яра – зарево, марево (болг.), aurinko – солнце (фин.), ур – восстань (ивр.), эр – рассвет (мар.), ийар – подъём (вайнах.), ир, эр – мужчина (тюрк.-монг.). Тате (болг.), ата (тюрк.), ача (мар.), isä (фин.) – отец. Отсюда, вероятно, происходят самоназвания народов “эрзя” и “татар”, по-видимому, имеющие значение Небесного Отца – Солнца. То есть представленные народы были солнцепоклонниками.

Cолнечный круг подобен бубну шамана (тат. "кам"). Кам – разлив, крупная река (удм.); камау, ҡамалау – окружать (тат., башк.); кӓма – лодка (мар.). Разлив воды (впадение малой речки в большую реку, озеро, залив) и восход солнца (большой круг на рассвете) словно прозрение, дар, миг между прошлым и будущим, переход между мирами. Здесь и народ коми, и река Кама, окружающая Пермскую землю: пермилыӈ – обёрнутый (манс.), парма – ельник на высоком месте (коми). А в словосочетаниях “эр isä”, “тате ар”, “кам ар”, “кам мар” видится некое провидение в момент камлания шамана: кам – сильно; со стуком, грохотом (коми); мари – мужчина (мар.).

Этноним “Камар/киммер” может быть равноценен этнониму “шумер”, поскольку первые буквы в словах “шам(ан)” и “кам”, как видим, взаимозаменяемы. А в сочетании слогов с буквами “к” и “ш” может заключаться сакральный смысл: кояш (тат.), кече (мар.) – солнце; кай (коми), кош (тат.) – птица, үсү – расти (тат.), ош – светлый (мар.). То есть значение удлинения (таяния) от тепла, роста в направлении к солнечному свету, устремления ввысь и вытягивания шеи подобно гусю (тат. "каз") или лебедю (коми "юсь").

Шаман.
1. Шам – сознание, мысль (мар.). Аң – разум (тат.).
Шӓмӓн – воля, право; работа (мар.).
2. Шәм – свеча (тат.). Өң – свежий цвет (тат.). Ин (удм.), an (шумер.) – небо.
3. Шӱм – сердце, душа. Аҥа – земля, поле; ана – росток (мар.).
4. Шу – талая вода, щетинка (мар.). Му – земля (коми, удм.). Яңа – новый (тат.).

Шумер (шумер. “черноголовые”).
А). Шеме – чёрный (мар.). Прим.: чёрный значит бесконечный, необъемлемый.
Б). 1. Ер – озеро (мар.). Самар – бассейн (тат.).
Прим. С “чёрным озером” может ассоциироваться болото. Насколько известно, шумеры жили в Междуречье, периодически затопляемом при разливах вод.
2. Эр – рассвет (мар.), подъём, просветление, пробуждение Головы-Солнца после ночи забвения.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru