Стефано-Ульяновский монастырь

Согласно церковным легендам, Ульяновский монастырь как пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа основан Стефаном Пермским в конце XIV в. Пустынь была построена с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. 
В Усть-Куломском районе Республики Коми существует придание, что местность, на которой стоит монастырь, получила название в честь некоей девицы Ульянии. Во время набегов угров из-за Урала она якобы утопилась в Вычегде, не пожелав попасть в руки врагу. Напротив места ее гибели и был построен монастырь.
 

 
В 60-е годы XVII в. московский священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) вместе с четырьмя сыновьями (Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном), давшим впоследствии обет монашества, возобновил деятельность Спасской Ульяновской пустыни. В 1667 г. была построена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, колокола и иконы, для которой были привезены из Москвы.

В первой половине XIX в, деревянные церкви, построенные в. конце XVII в., пришли в ветхость, и на их месте в 1858 г. была построена новая церковь с двумя престолами: во имя Нерукотворенного Образа Христа-Спасителя и во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.

Священный Синод объявил сбор пожертвований на строительство Ульяновского монастыря по всей России в течение десяти лет (1866-1876 гг.). Явление иконы, части святых мощей, различного рода слухи об излечении от прикосновения к святым предметам - все это увеличило приток богомольцев в монастырь. Ежегодно число поклонников доходило до 5 тыс. человек. Монастырь посещали в основном крестьяне Усть-Сысольского, Яренского и Печорского уездов. Доход монастыря от пожертвований и различных сборов в 1901 г. превышал 14 тыс. рублей. Монастырское хозяйство также приносило большую прибыль. С 1875 г. монахи стали разводить молочный скот холмогорской породы и уже в конце 80-х годов XIX в. у них насчитывалось до 40 коров. Кроме того, в монастыре имелось до 20 лошадей. Для содержания скота были построены каменный скотный двор и деревянная конюшня. Сена накашивали до 7500 пудов. Монастырь владел 2 мельницами, кирпичным заводом, мастерскими по изготовлению одежды и обуви.

В 1878 г. была построена водокачка с паровым двигателем. Монахи развивали огородничество, рыболовство. Соловецкие монахи, среди которых находился архитектор-самоучка Феодосии, коми по национальности, развернули бурную деятельность по строительству монастыря.

В 1869-1875 гг. был сооружен двухэтажный каменный пятиглавый Троицкий собор (собор построен по проекту Губернского архитектора А. Иваницкого).

На верхнем этаже располагался бронзовый престол в честь святой Живоначальной Троицы. Иконы в иконостасе были работы придворного художника В.М.Пошехонова.

В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня, внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, на верхнем - церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом до 354 пудов, другой - 303 пуда.

В 1877-79 гг. монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей для крестного хода. Общая длина стены достигала почти 1 км. В стене была устроена квадратная церковь во имя Архистратига Михаила. В угловых башнях разместились кладовые, кузница, слесарня и кельи.

В 1886 г. была воздвигнута каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте сгоревшей в 1883 г. деревянной кладбищенской церкви. Иконостас для церкви пожертвовал соликамский купец И.А.Рязанцев. Рядом с церковью построили каменную часовню, в которой разместили противопожарный инвентарь. Монастырское кладбище, кладбищенская церковь и часовня были окружены каменной оградой.

В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный дом для монастырских рабочих.

В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. - богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса.

По количеству монашествующих Ульяновский монастырь уступал только вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По размерам угодий он занимал четвертое место в Вологодской епархии.

После прихода к власти в Коми крае большевиков деятельность монастыря стала сворачиваться. На пленарном заседании исполнительного областного Комитета Коми АО 9 мая 1923 г. было принято решение о закрытии монастырских церквей . Решение основывалось на декрете СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства; В июне 1923 г. комиссия приступила к работе, церкви были опечатаны. На куполе колокольни водрузили красное знамя. Комиссия постановила выселить монахов из монастыря, церковное имущество согласно составленной описи распределить между областными учреждениями Коми АО. Акт комиссии со стороны представителей монастыря подписали игумен Амвросий (Морозов), иеромонах Тихон (Лапшин), пономарь Вениамин (Митюшев). Вес имущества Ульяновского монастыря, отправленного в Усть-Сысольск, составил 2535 пудов. Обществу друзей Воздушного Флота были переданы почти все колокола (в том числе один весом в 1012 пудов) Усть-Куломские власти не понимали, к чему запечатывают церкви, которые необходимо подвергнуть уничтожению, поэтому они попросту уничтожали все без разбору, так погибло много ценных документов, между прочим, интересные описи.

В 30-е годы Троицкий собор и большая часть монастырской стены были разобраны. В 1930г. тут находились фельдшерский пункт, сельхозопытная станция, пароходная стоянка. Во время Великой Отечественной войны в Ульяново располагался госпиталь, затем - дом для душевнобольных. В тридцатых годах был разобран верхний этаж Троицкого собора.

1960-х гг. был уничтожен первый этаж собора. То, что не успели разрушить, числилось под охраной государства. В 1969 г. комплекс монастырских зданий был взят под охрану государством как памятник церковного зодчества, но охраны как таковой не существовало. Монастырь разваливался на глазах.

В конце 1980-х гг. монастырские здания планировалось использовать для организации пансиона сыктывкарского завода «Орбита».

В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение. В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами.

В 1996 году при Ульяновском монастыре было открыто духовное училище для подготовки кадров священнослужителей.

Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20 - е. годы прошлого столетия, и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно. В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (Сидящий Иисус) из дерева («Комсомольская Правда», 10 августа 2001).

Сейчас монастырь включает в себя 6 действующих храмов и одну часовню, где проживают двадцать четыре монаха, пять священников, два диакона и примерно 20 трудников. В монастыре воспитывается четверо детей-сирот.
Монастырь владеет 550 га земли, на которых выращивает картофель и другие овощи. Также монахи держат домашний скот, собирают грибы-ягоды.

При монастыре есть гостиничные комнаты где паломники и туристы могут пожить несколько дней. Проживание бесплатное.

Многими турфирмами города (Вертастур и др.) в Ульяновский монастырь проводятся однодневные экскурсии «Туры выходного дня» - ознакомление с историей Коми, посещение храма, экскурсия по монастырской обители, чаепитие в трапезной. Проезд на туристических автобусах. Время в пути от Сыктывкара до Ульяново 2,5 часа (190 км).

 
Где находится, как доехать:
Адрес монастыря:
168067, Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Ульяново.

Телефон: 8 (82137) 99-3-18
Проезд от автовокзала г. Сыктывкар автобусом на Усть-Кулом, время в пути 2,5 часа.
Почтовые отправления направляются на имя Игумена монастыря, игумена Саввы (Гладкова Сергея Владимировича).
  
 
Расписание богослужений
В праздничные и воскресные дни

8.30 - утреннее молитвенное правило

8.45 -  часы, Божественная литургия

16.00 - вечернее богослужение

20.00 - вечернее молитвенное правило и крестный ход

 

В обычные дни (в том числе по субботам)

00.00 - ранняя (ночная)  Божественная Литургия  

6.00 - утреннее молитвенное правило, молебен

7.00 - часы, Божественная литургия

16.00 - вечернее Богослужение

20.00 - вечернее молитвенное правило и крестный ход

Таинство крещения совершается ежедневно, после Божественной литургии (за исключением дней Двунадесятых и Великих праздников). 

В воскресные дни с 11 часов,  в обычные дни, в том числе по субботам, с 9 часов.
 
  
СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ
Особо чтимыми  святынями Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря являются мощи святых угодников Божиих.
В  храме Зосимы, Савватия и Германа , соловецких  чудотворцев, хранится ларец - мощевик.

 
Около южной стены храма Зосимы, Савватия и Германа, соловецких  чудотворцев, находится киот с мощами многих угодников Божиих. 

 
 
Вблизи киота, в нише, помещаются раки  отцов-основателей: архимандрита Матфея, иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия. Мощи обретены в 1994 году, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, на месте разрушенного Троицкого собора.
 

 
Слева от ниши хранится настоятельский жезл архимандрита Матфея (Сунцова), основателя и строителя монастыря с 1866 года по 1895 год.

 
Там же, в  храме Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, хранится напрестольный крест, подаренный монастырю святителем Филаретом Московским 18 ноября 1867 года, накануне блаженной кончины Святителя. Рассказ об этом замечательном событии, связанном с обретением чудотворных икон, помещен в разделе  нашего сайта "Легенды и были"  .

  
У северной стены в храме Зосимы, Савватия и Германа, соловецких  чудотворцев, расположен образ Господа нашего, называемый "Иисус в темнице". Образ вырезан из дерева.

 
 
На солее храма Пресвятой Троицы, слева, разместилась рака мученицы Иулиании Никомидийской.
 

 
 
В иконостасе храма Успения Пресвятой Богородицы находится Образ Спасителя, обретенный в Москве в ноябре 1867 года. Мы называем его "Икона на клеенке".  Рассказ об обретении чудотворных икон помещен в разделе  нашего сайта "Легенды и были".
 
 
БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ МОНАСТЫРЯ
Вятка-Сыктывкар. Святая нить.

Два года назад  в Сыктывкаре побывала Надежда Демидова,  миссионер Вятской епархии.

Она делится своими впечатлениями.

 

16 – 17 апреля в г.Сыктывкаре проходили 10-е Республиканские Стефановские образовательные чтения. Принять участие в работе секции «Паломничество как путь духовного возрастания в вере и любви» пригласили нашу паломническую службу «С Вятки». Вот так я  попала в столицу Зырянского края.

На высоком берегу реки Сысолы я смотрю на светло – голубое небо, темно – голубую воду, на величественное движение огромных бело – серых льдин.

Может быть, в 14-ом веке стояла такая же вот весна, когда монах Стефан воспламенился ревностью стать апостолом  зырян – идолопоклонников? И пришел он из Ростова в эту отдаленную, пустынную, непросвещенную страну  и «нача яко овча по среде волков, по среде рода строптива и развращенна ходити и проповедати Христа».

Передо мной тайга. Бескрайние леса. Как же он по ним пробирался? Оказывается, по рекам ходил. Люди тогда разумно и красиво жили - по берегам рек.

Идолопоклонники монаху обрадовались или нет? Поначалу не очень. Привычка – вторая натура. Да и куда денешься от хозяев – волхвов? А они были люди совсем не глупые, понимали, чем для них обернется  просвещение язычников. Так что «пакости ему творяху многия: овии бо ругахуся ему, овии-же словесы укоризненными досаждаху, а иннии с дреколиями нападаху на него, во еже убити его, друзии же сожещи его хотяху, хврастие и солому собираху на огонь».  Так вот запросто – одни с колом  на человека, а другие  хворост для костра уже притащили!

И как же  выжил монах в таких условиях? Какими качествами он обладал,  если при этом обратил к Богу целый народ? Какой силы была его вера? Кто, если не Бог, его охранял? Ведь монах идолов вместе с богатыми жертвоприношениями сжигал, ничего не страшась. И вера его восторжествовала!

Чем же он зырян покорил? Разве силой? Нет, любовью.

Чтоб лучше исполнить свой подвиг, он сначала изучил язык зырян, составил для них азбуку и перевел несколько богослужебных книг. Он показал  пример христианской жизни – разницу с волхвами они  почувствовали. Нестяжание оценили, его  заботу, его дары. Где пройдет - там  остаются церкви, училища духовные. Монастыри основал. Иконы писал. Так за семь лет почти весь народ окрестил, кроме волхвов да упорнейших язычников.

Тогда попросил Москву новопросвещенному народу епископа послать. Его самого и назначили новой епархией управлять. В епископском сане еще 13 лет служил он своему народу. И столько добра сделал для зырян святой  Стефан Великопермский, что и в 21 веке эти добрые неторопливые люди имя его произносят с благоговением.

Вот откуда Стефановские чтения. Вот почему на главной площади столицы  Коми стоял  величественный Стефановский собор, на месте  которого  идолопоклонники 20-го века поставили памятник своему вождю. Но название площади – всё равно Стефановская.

Он основал 5 монастырей, самым знаменитым из которых стал Ульяновский.

Не зря говорят: век живи, век учись. Когда прозвучало сочетание слов «Ульяновский монастырь» – я подумала, что ослышалась. Даже знак вопроса в блокноте остался.

В древности это была пустынь на красивейшем берегу Вычегды, основанная самим св. Стефаном. Монастырь существовал  примерно до середины 15 века. В те поры воевал там князь Асыка. Видимо, он обитель разорил.

С этого же времени сохранилось предание, что шайка разбойников, грабившая селения по Вычегде, увезла у одного священника дочь Ульяну. А девушка, не желая дикарям покориться, бросилась с лодки в реку против того места, где находится монастырь, и утонула. Вот и стало место называться «Ульяново плесо», а по нему – и монастырь Ульяновский.

На чтениях – презентация «Троице – Стефано – Ульяновский монастырь как объект паломничества». Я слушаю иеромонаха Петра - спокойный, негромкий, настоящий подвижник - и душа моя  замирает от его рассказа.

Оказывавется, в монастыре стоят четыре раки, в которых покоятся отцы-строители монастыря. Хранится перламутровый напрестольный крест Митрополита Филарета. Крест  был прислан с Гроба Господня. Перед смертью Высокопреосвященнейшего к нему явились старцы из Ульяново с явленной иконой Спасителя. Он их этим крестом благословил, а про икону сказал такие слова: «Это милость и благословение Божие над вашею обителью, сохраните сию икону». Икона Спасителя сегодня находится в иконостасе Успенского храма… 

Ну надо же – четверо мощей! Кто же они – эти святые? А икона – хоть бы взглянуть!

«У нас колокольня 64 м высотой. Это как два 9-этажных дома. Стоит  с 1876 года»…     

Кто же возвел? Соловецкий монах Феодосий, из зырян. Как - без подъемных кранов? А вид с колокольни какой? Наверное, равнодушие там с человека сдувает.

«У нас гостиница для паломников на 100 человек, но больше 20 пока не бывало»…

А в 19 веке число паломников ежегодно доходило до 5000 человек.

«Мы ни копейки не возьмем ни за проживание, ни за еду. Только бы помочь нам, потрудиться»…

Вот так –  уже всё готово, только приезжай! Надо бы познакомиться с батюшкой.

После моего выступления отец Петр сам ко мне подошел. Сказал, что паломников с Вятки  в Ульяново очень ждут. И добавил: «А я  крестился в Котельниче». И подарил только что из типографии набор открыток с видами обители. Благодаря ему, мы с вами можем полюбоваться на эту колокольню.

Уж очень  мне хотелось узнать подробнее об ульяновских святых – кто же они? И вот на ночь в моем распоряжении книга «Ульяновский монастырь у зырян». Это история зырянского народа и «Повествование монаха Арсения о возведении обители». Невозможно оторваться! Какая светлая душа у монаха Арсения! И явно литературный дар! Все последующие цитаты – из этой книги.

 

Подлинный расцвет монастыря пришелся на 19 век. В

1860 г. было замечено, что на зырянских землях на тысячи верст нет ни одной обители, «в которой можно было бы найти зырянину тихое пристанище для избежания житейской суеты и для спасения души».

Синод благословил строительство монастыря, нашлась и братия.  Как вы думаете, откуда? Из упраздненной Лальской обители. Но, поскольку монахов наших было всего  несколько человек и уже престарелых лет, то попросили они для начальствования и благоустройства обители дать им старца из Соловецких, да с ним кого-нибудь.

Настоятелем был назначен иеромонах Матфей. Более 10 лет был он наместником на Соловках, постник, крепкий силами, украшен знаками отличия за самоотверженные подвиги во время бомбардировки англичанами Соловецкого монастыря.

В помощь ему назначены два иеромонаха, иеродиакон,  два монаха. Дрогнуть можно было с первого шага: «Соловецкий монастырь, отправляя нас в дорогу, не дал нам никакого материального пособия, не снабдил даже деньгами на путевые расходы, не только на устройство обители. Но, подчиняясь послушанию, мы твердо и с верою уповали на Того, Кто сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди их».

Плавно скользил пароход по безбрежному морю, шумя машиною и бойко мутя воду лопастями своих колес»…

22 июня 1866 года покинули они Соловецкую обитель, а до Ульяново добрались только к августу. «Господь не ускорял наш путь, испытывая наше слабое терпение».

Когда добрались, «на берегу собралась толпа мужиков и баб,  любопытствующих посмотреть на монахов с моря». «Отец Феофилакт добыл пару лошадей для перевозки клади. Нас несколько удивил странный способ езды на дровнях в летнюю пору. Но оказалось, что в здешней стороне колесные экипажи отсутствуют».

«Куда неказисто было внутреннее убранство в помещении нашего настоятеля: нет ни одного стула, так что не на что было сесть, хромоногая скамейка около стены, на ней разостлан подрясник, и это – постель, на которой спал о. Матфей. Ветхий стол, закоптелый потолок, старые рамы с разбитыми стеклами в окнах, отсутствие посуды на полках посудника, словом – нищета во всей своей грустной неприглядности».

«Долго продолжалась наша первая служба в Ульяновской обители, усердно воссылали мы к Господу Богу молитвы наши на укрощение душевной скорби…

На первых же порах покровительство Божие явилось к нам в водворении единомыслия; все мы с одинаковой энергией стремились к цели, розни во мнениях между нами не было…  В том-то и заключалась наша сила!»

Уныния не было. По поводу умывальника, сделанного из берестяной коры, о.Матфей замечает: «Вишь, в какой роскоши живем: и умывальник у нас серебряный!»

За несколько лет они построили обитель величественную обитель. К 1917 году строений в монастыре было уже 44: 21 деревянное и 23 каменных. «Настоятель наш о.Матфей был впереди всякого дела, на которое воистину избрал его сам Господь, дав таких же ретивых и убежденных помощников…он и на служении, он и около построек, он и на полевых работах, он и на кирпичном заводе, и в столярной».

С первых же страниц повествования встречаются  согревающие душу упоминания о вятских людях. Денег на дорогу до Ульяново у монахов не было. И они случайно встретили в Архангельске  человека, который пожертвовал 200 рублей. «Оказалось, к общей нашей радости, что явившийся господин - племянник отца Матфея,  вятский купец Василий Степанович Сунцев»…

Вот, оказывается, откуда этот крепкий пастырь и домовитый хозяин – из рода  вятских купцов Сунцевых. 

Много помогал в устроении Ульяновской обители брат отца Матфея. Так, например, пожертвовано монахам 300 рублей на колокол, но этих денег недостаточно было. Поэтому о.Матфей, послав их в Вятку к своему брату, просил его найти кого-нибудь из благотворителей. «На такое благотворение вызвался сам Сунцев, и колокол был заказан на заводе Бакулева в Слободском. В январе 1867 года доставлено было клади из Вятки от Сунцева на 30 подводах. Всё, что нужно было для церкви, припасов для монастыря, а также приборов и разных принадлежностей для внутренней отделки корпуса, ничто не было забыто нашим радетелем г-ном Сунцевым. Прислано им было также достаточное количество и съестных продуктов для братии».

Не только Сунцевы помогали. Упоминаются усердие и труды обывательницы города Слободского Марьи Ивановны Ончуковой.

Когда двое старцев из Ульяновской обители пошли по России, «посвятив себя на трудный и скитальческий подвиг сбора», то весною 1870 года они отправили письмо, в котором  возвещали о своем пребывании в Вятке. С каким вниманием принял их Вятский Архипастырь Аполлос!

С монахами была чудотворная икона Спасителя и части святых мощей. На отправление молебнов желающих было так много, что у старцев не хватало времени. Многим приходилось дожидаться очереди по два дня. А приношения были чрезвычайно большие.

 Кроме всего прочего, когда святыни отправились в Усть-Сысольск, наш Владыка предписал настоятелям всех церквей своей епархии встречать и провожать их с крестным ходом и колокольным звоном. Этому примеру Вятского духовенства последовало и духовенство Вологодское, хотя у них подобного распоряжения не было.

Такая вот история! Мы, оказывается, в родстве с Ульяновским монастырем!

А что же всё-таки было  дальше?

Вознесся монастырь из запустения и ничтожества по воле Божьей трудами этих монахов.

Неуклонно изо дня в день трудившиеся, иноки радовались обустройству обители. «Мы опытом познали, что в призвании есть отрада и утешение для тех, кто несет крест».

Своим примером истинного благочестия привлекали они в церковь «соседственных  по месту жительства собратий».  

Когда старцы, пришедшие с Соловков, стали уже дряхлыми, инок Арсений, боясь, чтобы не предались забвению их труды, возымел желание записать историю строительства. И упоминает он о себе такую деталь: 20 лет, по слабости ног, его в Ульяновской обители на руках  носили. А про отца Матфея, настоятеля, сообщил, что от понесенных трудов тот совсем ослеп.

Такие вот люди - монахи. Вот чьи чудотворные мощи сегодня  в монастыре – четыре раки…

В 1918 началось жестокое разорение монастыря. Почти все его насельники  претерпели тюрьмы, ссылки, лагеря, многие были расстреляны.

В 1993 снова начато восстановление обители…

А, кроме Ульяновского, в Сыктывкарской епархии есть Ибский монастырь, где 12 источников. Есть Усть – Вымский, где мощи святителей Герасима, Питирима, Ионы. Есть Кылтовский монастырь, где на месте столпа света в 15 веке был воздвигнут крест.

В Сыктывкаре есть часовенка, которая стоит на месте тюрьмы. Можно зайти и позвонить в колокол. Этот звон  заставляет вспомнить тех, кто душу положил за  други своя, за нас. А ведь в сыктывкарской тюрьме  был заключенным и наш Епископ Виктор. Именно оттуда, из сыктывкарской тюрьмы, его икона «Спас Вседержитель»…

У каждого храма, монастыря - своя история. И сколько еще в нашем прошлом скрыто от нас?  Сколько же их, святых – Вятских, Соловецких, Ульяновских? Один Бог знает. Так что паломничество – это путешествие не только по святым местам, но и вглубь нашей истории. А ещё - в глубину человеческой души...

Когда ехала в Сыктывкар, я замечала разруху в деревнях, заброшенные поля, замусоренные леса. 

Когда возвращалась  – видела только Небо.
 
 
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
АРХИМАНДРИТА МАТФЕЯ
 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленнейшие о Господе отцы и братия!
Помня заповедь Спасителя нашего, рекшаго во святом Своем Евангелии: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет», я, грешный, благоволением Божиим достигнув дней глубокой старости, и к тому же еще при болезненном моем положении, длящемся несколько уже лет, более всего должен ожидать сего часа смертнаго, часа страшнаго и вожделеннаго; последнее мое слово вещаю вам ныне, в онь же день Господь судил мне оставить временную сию жизнь и перейти в вечность.
Но, чада мои, присно мне возлюбленныя, прежде, нежели душа моя предстанет пред страшное и нелицеприятное судище Христово, прошу и молю вас коленопреклоненно, - простите меня за все мои ошибки и недостатки, и если кого либо из вас как человек оскорблял чем нибудь, равно как и я всех вас прощаю и разрешаю, и вознесите ныне наипаче горячия сыновния ваши мольбы ко Господу, да обрящу я милость у Него. Ибо хотя я, при помощи Божией, старался всегда исполнять должность свою по силе своей, возлагая всю надежду на Бога, восполняющаго недостающее и изводящаго честная от недостойнаго, но при всем том вполне сознаю, что далеко не соответствовал тяжелой и неудобоносимой своей обязанности. Кроме того, если и праведник, по слову писания, едва спасается, то где аз грешный явлюся? Помяните ныне, возлюбленныя мои чада, оныя мои попечения и многия скорби, которыя я имел со дня моего вступления на сие пустое место ради вашего блага и спасения, без всяких средств, с единым упованием на Всесильную Десницу Божию; покройте мои великие недостатки вашею любовию, что будет достойно вашего священнаго звания.
Ради собственнаго вашего блага прошу и убеждаю вас, не нарушайте и не сокращайте церковнаго богослужения, заведеннаго по уставу Соловецкому, исполняйте усердно поминовение имен благодетельских, чтобы синодики, заведенные в обители, неопустительно читались как положено. Ибо оставление или небрежение относительно сего нашего дела весьма ответственно для нас пред Господом. Будем помнить милость благодетелей наших и их помощь обители во время нужды, ибо их благочестивое благотворение поддерживает и восполняет наши нужды; сие нам никогда забывать не должно, а воздавать, как обязались, молитвою за их милость. Судьбы будущия обители неизвестны и заключатся в Деснице Божьей. Также памятовать должно, что многие приносят обители свои посильныя жертвы, часто из последних средств, с лишением и ограничением своих нужд. Крайне грешно будет наше неисполнение их усердия; внимайте долгу совести, ибо за это спросится с нас на суде Божием.
Как во дни моего с вами земнаго пребывания, я многократно просил и увещавал вас, во имя заповеди Христовой и ради собственной вашей пользы временной и вечной, хранить между собою мир и любовь братскую и взаимное снисхождение друг к другу, и общее согласие и единодушие, всячески избегая всякаго нестроения внутренняго и разногласия, так и теперь, хотя и безгласно, чрез сие письменное к вам мое увещание и слезное отеческое моление, напоминаю, прошу и молю вас: храните мир и любовь и взаимное братское единомыслие; не ищите каждый своего «я» и ради такого богопротивнаго себялюбия не забывайте вашей общей пользы, общаго блага и чести обители и братии. Где мир и любовь, тамо и Бог, а где Бог, тамо всякое добро. Мир и единодушие составляют твердое ограждение и благоустроение всякаго общества; при внутреннем несогласии падает всякий дом и всякое общество.
Разставаясь с вами, дражайшие мои отцы, братия и чада, вручаю вас Господу и Его Пречистой Матери, и покрову святаго Стефана Пермскаго, просветителя страны сея и первому молитвеннику о новопросвещенных своих чадах, в честь котораго и обитель сия устроена, купно и преподобным и богоносным отцам нашим Зосиме и Савватию Соловецким, откуда и порядок и весь строй монастырской жизни перенесен сюда, по благословению Святейшаго Синода.
Преемника себе не назначаю, но благословляю избрать из своей среды, и кого изберете вы из среды своей общим советом и единодушным изволением о Господе себе во игумена, того избираю и я. Всесильный Господь, молитвами Святых, да подкрепит избраннаго вами в Его служение на прославление Святаго Имени Господня! Скажу еще, что я избрал себе преемника отца Паисия и ходатайствовал пред начальством о возведении его в сан игумена, что и было уважено; но Господь судил иначе, ранее меня призвал его к Себе, а потому теперь вас самих и прошу, и молю об избрании. С своей же стороны вы, отцы и братия, храните мир и единение духа с вашим настоятелем, терпеливо переносите неизбежныя взаимныя тягости и, памятуя, что вас избрал Господь на служение Себе, в чувстве благодарнаго сердца, всеми силами старайтесь быть достойными небеснаго звания вашего.
Прошу и увещаваю вас, возлюбленные отцы и братия, сохраняйте установленный порядок общежития и церковнаго богослужения; приходящих всех богомольцев, кто бы они ни были, и богатых и бедных, кормите трапезой монастырской, как заведено нами с перваго дня вступления в обитель сию, когда еще ничего не было, и по силе возможности помогайте и нищим, и бедным. Сам Господь засвидетельствовал во очию всех вас, воздая обильно Своими щедротами обители за сие малое с нашей стороны благотворение; сие соблюдайте неизменно, как было при мне, и не ограничивайте и после меня.
Жизнь же моя, братия, вам известна; я не позволял себе никаких излишеств роскоши ни в пище, ни в одежде, а довольствовался тою же братскою пищею и одеждою по уставу общежития, что говорю не ради похвалы, а ради общаго примера; покуда силы мои позволяли, я всегда каждый день присутствовал с вами за общим столом в трапезе, но когда Господь по грехам моим наказал меня болезнию и отнял зрение у меня, то и тогда, хотя я и не стал ходить в трапезу вместе с вами, но особеннаго приготовления для меня не делали, а ту же пищу приносили, что и вам предлагалась, а одежда моя вам известна.
Прощайте, мои драгоценные братия и отцы! Господь да благословит вас всех! От глубины души благодарю вас за все обилие вашей любви и уважение ко мне недостойному; поминайте, молю, меня в святых молитвах; прощайте! Мир вам! Аминь.
 
Сие мое завещание прочитать после моей смерти.
 
Подлиное подписал архимандрит Матфей.
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
АРХИМАНДРИТА МАТФЕЯ
 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленнейшие о Господе отцы и братия!
Помня заповедь Спасителя нашего, рекшаго во святом Своем Евангелии: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет», я, грешный, благоволением Божиим достигнув дней глубокой старости, и к тому же еще при болезненном моем положении, длящемся несколько уже лет, более всего должен ожидать сего часа смертнаго, часа страшнаго и вожделеннаго; последнее мое слово вещаю вам ныне, в онь же день Господь судил мне оставить временную сию жизнь и перейти в вечность.
Но, чада мои, присно мне возлюбленныя, прежде, нежели душа моя предстанет пред страшное и нелицеприятное судище Христово, прошу и молю вас коленопреклоненно, - простите меня за все мои ошибки и недостатки, и если кого либо из вас как человек оскорблял чем нибудь, равно как и я всех вас прощаю и разрешаю, и вознесите ныне наипаче горячия сыновния ваши мольбы ко Господу, да обрящу я милость у Него. Ибо хотя я, при помощи Божией, старался всегда исполнять должность свою по силе своей, возлагая всю надежду на Бога, восполняющаго недостающее и изводящаго честная от недостойнаго, но при всем том вполне сознаю, что далеко не соответствовал тяжелой и неудобоносимой своей обязанности. Кроме того, если и праведник, по слову писания, едва спасается, то где аз грешный явлюся? Помяните ныне, возлюбленныя мои чада, оныя мои попечения и многия скорби, которыя я имел со дня моего вступления на сие пустое место ради вашего блага и спасения, без всяких средств, с единым упованием на Всесильную Десницу Божию; покройте мои великие недостатки вашею любовию, что будет достойно вашего священнаго звания.
Ради собственнаго вашего блага прошу и убеждаю вас, не нарушайте и не сокращайте церковнаго богослужения, заведеннаго по уставу Соловецкому, исполняйте усердно поминовение имен благодетельских, чтобы синодики, заведенные в обители, неопустительно читались как положено. Ибо оставление или небрежение относительно сего нашего дела весьма ответственно для нас пред Господом. Будем помнить милость благодетелей наших и их помощь обители во время нужды, ибо их благочестивое благотворение поддерживает и восполняет наши нужды; сие нам никогда забывать не должно, а воздавать, как обязались, молитвою за их милость. Судьбы будущия обители неизвестны и заключатся в Деснице Божьей. Также памятовать должно, что многие приносят обители свои посильныя жертвы, часто из последних средств, с лишением и ограничением своих нужд. Крайне грешно будет наше неисполнение их усердия; внимайте долгу совести, ибо за это спросится с нас на суде Божием.
Как во дни моего с вами земнаго пребывания, я многократно просил и увещавал вас, во имя заповеди Христовой и ради собственной вашей пользы временной и вечной, хранить между собою мир и любовь братскую и взаимное снисхождение друг к другу, и общее согласие и единодушие, всячески избегая всякаго нестроения внутренняго и разногласия, так и теперь, хотя и безгласно, чрез сие письменное к вам мое увещание и слезное отеческое моление, напоминаю, прошу и молю вас: храните мир и любовь и взаимное братское единомыслие; не ищите каждый своего «я» и ради такого богопротивнаго себялюбия не забывайте вашей общей пользы, общаго блага и чести обители и братии. Где мир и любовь, тамо и Бог, а где Бог, тамо всякое добро. Мир и единодушие составляют твердое ограждение и благоустроение всякаго общества; при внутреннем несогласии падает всякий дом и всякое общество.
Разставаясь с вами, дражайшие мои отцы, братия и чада, вручаю вас Господу и Его Пречистой Матери, и покрову святаго Стефана Пермскаго, просветителя страны сея и первому молитвеннику о новопросвещенных своих чадах, в честь котораго и обитель сия устроена, купно и преподобным и богоносным отцам нашим Зосиме и Савватию Соловецким, откуда и порядок и весь строй монастырской жизни перенесен сюда, по благословению Святейшаго Синода.
Преемника себе не назначаю, но благословляю избрать из своей среды, и кого изберете вы из среды своей общим советом и единодушным изволением о Господе себе во игумена, того избираю и я. Всесильный Господь, молитвами Святых, да подкрепит избраннаго вами в Его служение на прославление Святаго Имени Господня! Скажу еще, что я избрал себе преемника отца Паисия и ходатайствовал пред начальством о возведении его в сан игумена, что и было уважено; но Господь судил иначе, ранее меня призвал его к Себе, а потому теперь вас самих и прошу, и молю об избрании. С своей же стороны вы, отцы и братия, храните мир и единение духа с вашим настоятелем, терпеливо переносите неизбежныя взаимныя тягости и, памятуя, что вас избрал Господь на служение Себе, в чувстве благодарнаго сердца, всеми силами старайтесь быть достойными небеснаго звания вашего.
Прошу и увещаваю вас, возлюбленные отцы и братия, сохраняйте установленный порядок общежития и церковнаго богослужения; приходящих всех богомольцев, кто бы они ни были, и богатых и бедных, кормите трапезой монастырской, как заведено нами с перваго дня вступления в обитель сию, когда еще ничего не было, и по силе возможности помогайте и нищим, и бедным. Сам Господь засвидетельствовал во очию всех вас, воздая обильно Своими щедротами обители за сие малое с нашей стороны благотворение; сие соблюдайте неизменно, как было при мне, и не ограничивайте и после меня.
Жизнь же моя, братия, вам известна; я не позволял себе никаких излишеств роскоши ни в пище, ни в одежде, а довольствовался тою же братскою пищею и одеждою по уставу общежития, что говорю не ради похвалы, а ради общаго примера; покуда силы мои позволяли, я всегда каждый день присутствовал с вами за общим столом в трапезе, но когда Господь по грехам моим наказал меня болезнию и отнял зрение у меня, то и тогда, хотя я и не стал ходить в трапезу вместе с вами, но особеннаго приготовления для меня не делали, а ту же пищу приносили, что и вам предлагалась, а одежда моя вам известна.
Прощайте, мои драгоценные братия и отцы! Господь да благословит вас всех! От глубины души благодарю вас за все обилие вашей любви и уважение ко мне недостойному; поминайте, молю, меня в святых молитвах; прощайте! Мир вам! Аминь.
 
Сие мое завещание прочитать после моей смерти.
 
 
Про кошку Мурку и Сашу.
 
Матушка Елизавета схимонахиня, она 16 лет в монашестве, из них 6 лет трудится в Ульяновском монастыре. Монастырь обнесен стеной, по углам – 4 башни, три из них все ещё полуразрушены, а одна отремонтирована и в ней устроена Матушкина келья: две комнатки, коридорчик и терраска.
У Матушки живёт кошка Мурка – от мышей и для компании. Очень понятливая кошка. Матушка на службу идёт – Мурка её до храма провожает, а в храм не входит, знает, что нельзя. Возле храма дожидается и опять вместе домой идут.
Мурка – охотница. Мышей ловит, кротов, птичек. Принесёт свою добычу, на порог положит и мяукает под дверью: «Выходи, посмотри, что я тебе принесла». Матушка выйдет, посмотрит, похвалит Мурку: «Молодец, хорошая девочка, ешь сама, я не хочу пока». 
Любит Мурка в тепле полежать, понежиться. Есть у неё своё место с мягкой подстилкой, там и лежит. Она бы и на коленях у Матушки посидела, и в постели бы полежала, да нельзя: не любит Матушка, когда на черном подряснике Муркина белая шерсть остается.
Однажды приехала к Матушке погостить Саша. Веселая такая, а уж как кошек любит! Мурку сразу на руки взяла, стала гладить, а ночью положила её к себе под бочок. Мурка довольна, мурлычет. А под утро замяукала, на улицу запросилась. Выпустили её. Утром Саша встала, вышла на терраску – к ней Мурка бежит, мышку несёт. Днём пришла Саша из леса, заходит в свою комнату – около кровати птичка лежит. Саше это не нравится, она говорит: «Не носи сюда своих мышей!», а Мурка не понимает: «Почему не носи, должна же я тебя отблагодарить за твою ласку!». Так они и жили всю неделю, пока Саша у Матушки гостила. А когда Саша уехала, Мурка опять на своей подстилке спать стала, и мышей в комнату носить перестала.
 
 

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Арсеньев Ф. А. Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель (репринт московского издания 1886 года). — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995. — 144 с.: ил. — ISBN 5-7555-0524-1.
Историко-культурный атлас Республики Коми / Научный руководитель и составитель доктор исторических наук Э. А. Савельева. — Издательский дом «Дрофа», 1997. — 365 с. — С. 100—101.
http://ylianovo-monastir.prihod.ru
Республика Коми: Энциклопедия. Том 1., 1997.
Достопримечательности республики Коми.
Путеводитель «Республика Коми», М., 2004
Святые места Коми.

 

ВложениеРазмер
4686765 (1).jpg192.31 КБ
4686765 (2).jpg223.68 КБ
4686765 (3).jpg564.16 КБ
4686765 (4).jpg66.34 КБ
4686765 (5).jpg103.97 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru