Село Татарская Пишля

Татарская Пишля (тат. Пешлә) — село в Рузаевском районе республики Мордовии на реке Пишле.

Пригород Рузаевки. Население — 3737 жителей. 1412 дворов. В селе — две мечети (одна из них самая большая в республике).
Население 3737, человек (2017), в основном татары.
 

 

Расположено на р. Пишле, в 3 км от районного центра и железнодорожной станции Рузаевка.

Название-гидроним, определение указывает на этнический состав населения. Основано в начале 17 в., о чём свидетельствуют документы Инсарского уездного суда об отведении в этих местах земель татарскому князю Уразу (1631). 
В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Пишля — деревня казённая из 345 дворов (2 255 чел.) Инсарского уезда; действовали 4 мечети. По переписи 1913 г., в Татарской Пишле было 584 двора (3 607 чел.); 3 татарские школы, 5 хлебозапасных магазинов, 2 пожарные машины, мельница с нефтяным двигателем и 8 ветряных, 3 маслобойки и просодранки, 4 кузницы, кирпичный сарай. 

В 1929 г. из 28 дворов образован колхоз «Кеч» («Сила»; председатель И. Ф. Земин), в 1939 г. — 2-й, «Чаткы» («Искра»), с 1958 г. — укрупнённое хозяйство «Россия», с 1997 г. — 2 К(Ф)Х. В современном селе — средняя школа, библиотека, Дом культуры, детсад, 5 магазинов; памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; 2 мечети.

Татарская Пишля — родина писателя Ш. Камала (его имя носят одна из улиц села и школа), агронома Д. Д. Гурина, заслуженного работника народного образования Республики Мордовия Р. С. Горбуновой. В Татарско-Пишлинскую сельскую администрацию входит д. Боголюбовка (2 чел.)
 

                                                              приезд в село муфтия из Уфы                          
История
Ранее входило в Инсарский уезд Пензенской губернии.

В 1869 г. в Татарской Пишле было 345 дворов. В статье «Из истории Старой Рузаевки» проф. И. Д. Воронин приводит документ Инсарского уездного суда, из которого видно, что земли по речкам Пишля, Нурколей и Пайгарма были отведены темниковскому татарскому князю Уразу в 1631 году. 
Этот год является годом основания деревни Татарской Пишли.
 
Известные уроженцы
Шариф Камал (1884—1942) — татарский писатель.  


  
ТАТАРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ШАРИФ КАМАЛ
Камал, Шариф Камалетдинович (настоящая фамилия — Байгильдеев; 16 марта 1884 — 22 декабря 1942) — татарский писатель, драматург и переводчик.
Шариф Камал родился в семье муллы в деревне Татарская Пишля (ныне Рузаевский район Мордовии) 16 марта 1884 года.

Начальное образование получил в медресе. Затем работал на строительстве железной дороги, был шахтёром-забойщиком на Урале, рыбаком на Каспийском море. В 1905 году переселился в Санкт-Петербург, где стал учителем татарской школы.
Первые стихи Камала были опубликованы в газете «Нур» в 1905 году. Через год сборник его стихов «Садә» (Голос) вышел отдельным изданием. В 1909—1912 годах им были написаны повесть «Воронье гнездо» и новеллы «В поисках счастья», «На чужбине», «Бродяга», в которых описывалась тяжёлая жизнь рабочих.

Эксплуатации рыбаков посвящена повесть «Чайки». В тот же период Камал написал ряд сатирических произведений, направленных против купцов и буржуазных националистов. Вопросу равноправия женщин посвящены произведения «Увядший цветок» и «Скука».
После Октябрьской революции Камал создал роман «Таң атканда» (На заре) о революции, «Матур туганда» (Когда рождается прекрасное) о деревне 1920-х годов. Также им были созданы драматические произведения «Ут» (Огонь), «Козгыннар оясында» (Воронье гнездо), «Таулар» (Горы), «Томан арты» (За туманом). Камал первым перевёл на татарский язык «Поднятую целину» М. А. Шолохова. Награждён орденом Ленина (1940).
  
Могила Камала Шарифа
Похоронен на Татарском кладбище в Казани.
В Казани работает дом-музей Камала.
Именем Ш. Камала названа улица в Вахитовском районе Казани, улица и школа в селе Тат. Пишля Республики Мордовия.
  


  
В Татарской Пишле сохраняют национальные традиции
Тимур Растямович Чугунов – руководитель культурно-досугового центра села Татарская Пишля Рузаевского района. Он – молодой, энергичный, деятельный. Несмотря на  то, что он меньше года на этой работе, от односельчан заслужил немало добрых слов за свою работу на культурной ниве самого большого татарского села республики Мордовии.

Особенно пишленцам запомнился недавно прошедший праздник «Шурале боткасы», о котором рассказывала и наша газета. 
Тимур Чугунов вырос в селе Татарская Пишля, закончил местную школу, потом поступил в Рузаевский институт машиностроения  (филиал Мордовского госуниверситета) на специальность «экономика и управление предприятием». Хотя первоначально у Тимура было желание учиться  в исламском духовном заведении. - Мне было около 15-ти лет, когда я стал интересоваться Исламом, можно сказать, полностью погрузился в него, хотел связать свою жизнь с религией, но пока не сложилось, - рассказывает Тимур. – И я ощущаю себя не просто татарином, но и мусульманином. 
В школе Тимур всегда принимал участие во многих мероприятиях. И в годы  учебы в вузе всегда входил в студенческий актив,  был активистом  молодежного движения «Наши». По несколько раз принимал участие в молодежных  форумах и слетах «Селигер», «Таврида», «iВолга», «Инерка», работал вожатым в оздоровительных лагерях
- Мне также интересно было сотрудничать  с рузаевским молодежным движением «РОСТ». Как-то не хотелось оставаться в стороне от общественной жизни, - говорит Тимур Чугунов. – А после окончания вуза год работал в автономном учреждении Рузаевки «Центр молодежной политики и туризма», в котором руководил отделом патриотического воспитания. 


Некоторое время Тимур находился в поисках работы, пока ему не предложили возглавить культурно-досуговый центр в родном селе. Тимур Растямович подумал и согласился. Для себя, конечно, сделал вывод: работы впереди много.  
Татпишленский клуб – большой, двухэтажный, но последние несколько лет в здании протекала крыша. Правда, еще при прежнем руководителе начался ремонт второго этажа. Теперь крыша отремонтирована, сделаны натяжные потолки. Но ремонт также предстоит другим помещениями культурно-досугового центра. 

                                                                       открытие детского сада в селе                        
В команде у  Тимура Чугунова – художественный руководитель Диана Рустэмовна Чурбанова. Еще  два библиотекаря: Диана Наилевна Чавкина представляет филиал рузаевской городской библиотеки №5, а Оксана Владимировна Яшина – «свой», сельский библиотекарь. Динара Саитовна Резепова – технический работник КДЦ. 
- Вот такая у нас команда, - улыбается Чугунов. – Работа моя началась немного сумбурно: и ремонт идет, и документы нужно в порядок привести, и КДЦ к сентябрьским выборам готовить. И не забывать о культурном «просвещении» односельчан. Уже с первых дней работы я ощутил «кадровый голод». Но, думаю, это поправимо.
Тимур Чугунов отмечает, что администрация села во главе с Ринатом Давлюквичем Шабаевым, депутаты сельского совета, татпишленцы никогда не отказывают, если он обращается к ним с различными просьбами: каждый идет навстречу.
Сельчане с удовольствием пришли на концерты, подготовленные ко Дню пожилых людей, к Новому году, к Дню защитника Отечества, к Международному женскому дню. Первого апреля состоялся большой отчетный концерт. Всё посмотрели, оценили, высказались одобрительно.
- Мне хотелось видеть на сцене новые лица, поэтому буквально ходил по селу и стучался чуть ли не в каждую дверь, спрашивая, не играет ли мой односельчанин на каком-либо музыкальном инструменте или, может, обладает другими талантами, - рассказывает Тимур Чугунов. –  Спасибо, что люди откликались. 

В концертах, конечно, самое активное участие принимают ученики Татарско-Пишленской школы. Моя цель – организовать вокальный  ансамбль из взрослых людей, который представлял бы наши татарские песни.  Желающих пока нет.  
А вот дети после школьных занятий с удовольствием занимаются  в кружках в культурно-досуговом центре. Диана Рустэмовна Чурбанова сама хорошо поет и дает уроки вокала детям младшего и среднего возраста. Есть у нее хореографические группы. Кстати, сам Тимур Растямович Чугунов танцевал более четырех лет в народном хореографическом коллективе «Дивертисмент» при управлении культуры Рузаевки.  

                                          праздник   Сабантуй в селе                                                                                    
Оксана Владимировна Яшина ведет театральный кружок, и дети ставят мини-спектакли по прочитанным вместе книгам, чтобы на сцене пережить и передать эмоции персонажей. Односельчане уже видели их постановки. Для мальчишек организована секция карате – приезжает тренер из Рузаевки. Рузаевские педагоги дают уроки спортивных бальных танцев для татпишленских детей. Можно сказать, что в культурно-досуговом центре каждый может найти занятие по душе.
Тимур Чугунов признается, что ему хочется внести в культурную жизнь Татарской Пишли побольше национальных традиций, где-то связанных и с татарской мифологией.
- Это часть истории, прошлого нашего народа, - говорит Тимур. – Мы провели «Шурале боткасы», о котором и сейчас говорят в нашем селе. Татары, выросшие в городе, приезжали на этот праздник и спрашивали: «А кто такой Шурале?» Людям интересно. Есть идея провести «Су анасы». Это тоже из богатой татарской мифологии, которую, кроме как в школе, мы нигде не проходим. 
В прошлом году Рузаевский район принимал гостей из Карелии, Удмуртии, Финляндии, Эстонии на большом фестивале «Кургоня». Их познакомили и с Татарской Пишлей, показали мечеть, накрыли стол с нашим татарскими кушаньями, в том числе пярямячами и даже катыком. Любопытно, что в финской и эстонской делегациях оказались татары.
- Сегодня в работе помогают и социальные сети, - рассказывает Тимур. – «Вконтакте» и в «Одноклассниках»  у нашего КДЦ появилась своя группа, куда мы выкладываем всю информацию о нашей деятельности. Это и анонсы, и новости о мероприятиях, и фотографии, и видеосюжеты. Люди видят результаты нашей деятельности и в следующий раз, может быть, сами проявят активность. Радует, что мне пишут из Тюмени, из Новосибирска и из других городов. Люди выражают слова благодарности, когда видят фотографии родных мест, откуда они когда-то уехали, что живы в родном селе национальные традиции: «Как будто на родине побывала!» Значит, мы не зря работаем.
 
  
ФЕСТИВАЛЬ ТАТАРСКОЙ МИФОЛОГИИ
25 августа стартует совместный проект татарской молодежи Мордовии и Ямало-Ненецкого автономного округа #ТатМиф, направленный на организацию новых молодежных, нестандартных событий: иллюстрации персонажей татарской мифологии, квест-игры, интернет-марафон, сообщают организаторы проекта.
Главная цель проекта – популяризация татарской мифологии. 

Знаковым событием станет I Фестиваль татарской мифологии, который пройдет 15 сентября в селе Татарская Пишля Рузаевского района Республики Мордовия при поддержке Региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар» и администрации Татарско-Пишлинского сельского поселения.
В программе фестиваля знакомство с мифологическими персонажами: акция «Рассмеши Шурале», «Фестиваль иясе» (дух фестиваля), квест-игра «Знатоки #ТатМифа».
Все гости смогут угоститься ароматным чаем и вкусной татарской выпечкой; будут работать фотозоны, аквагрим, детская игровая площадка с аниматорами, батутами, сладкой ватой и попкорном. Также можно будет приобрести халяльную продукцию.
 

    
    
_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Топонимический список татарских населенных пунктов Мордовии // Гасырлар авазы — Эхо веков. — 2000. — № 3/4.
Воронин И. Д. Очерки и статьи. — Саранск, 1957.
Группа татарская Пишля Вконтакте.
Энциклопедия Мордовия, А. Н. Келина.
Достопримечательности Мордовии.
http://yuldash-sputnik.ru
Камал, Шариф Камалетдинович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978.
Хисматуллин Х., Шариф Камал, в кн.: История татарской советской литературы, М., 1965
Татарская литература и публицистика начала XX века, Каз., 1966
Нигъмэтуллин Э., Шэриф Камал, Казан, 1964.
Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
М. Х. Гайнуллин. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

 

ВложениеРазмер
tat_pishlya (1).jpg120.01 КБ
tat_pishlya (2).jpg170.06 КБ
tat_pishlya (3).jpg136.82 КБ
tat_pishlya (4).jpg161.42 КБ
tat_pishlya (5).jpg198.48 КБ
tat_pishlya (6).jpg241.68 КБ
tat_pishlya (7).JPG292.82 КБ
tat_pishlya (8).jpg184.68 КБ
tat_pishlya (9).jpg288.83 КБ
tat_pishlya (10).jpg258.5 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

татарские села Мордовии

Айкеево – деревня в Темниковском районе, на р. Аксел. Основана во второй половине XIX века. По “Списку населенных мест Пензенской гу­бернии”I(1894) – Айкеево деревня Краснослободского уезда из 11 дворов. Название – антропоним тюркского происхождения: Айкей (Айкеев) был, возможно, первопоселенцем, основателем населенного пункта. Аксеново – село в Лямбирском районе, на р. Елшанка. По “Списку…” (1869)

Аксеново – казенное село Саранского уезда из 83 дворов. Название -антропоним: Аксеновы – темниковские служилые татары на Атемарской засечной черте – основатели населенного пункта. В “Атемарской десятине 1669 года” сообщается, что Сюнбайко Аксенов служил рейтаромII в Саран­ском уезде, имел здесь землю.

Акчеево – село в Ельниковском районе, на р. Мокша. По “Списку…” (1869) – Акчеево – казенное село Краснослободского уезда из 50 дворов. Ос­новано в XVI веке. В “Книге письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубров­ского 1614 году”III сообщается: “За кадомскими мурзами за Енбарсом да за Бикбарсом Чермантеевыми по выписи Андрея Ардабаева 1606 году в де­ревне Акчееве пашни 20 чет”. Название – антропоним: Акчеевы (Акчурины) – служилые татары на Темниковской засечной черте были вла­дельцами населенного пункта.

Алтары – село в Ромодановском районе, на р. Инсар. В “Списке…” (1869) значится казенная деревня Саранского уезда из 190 дворов – Рейта­ры. Населенный пункт основан темниковскими татарами, служившими рейтарами на Атемарской засечной черте.  В “Атемарской десятне  1669-1670 года” перечисляются многие жители деревни Рейтарской, в том числе Арслан Семаев, про которого сказано, что он “служит великого государярей рейтарскую службу лет с 20-ть и больше. Поместной земле за ним, в Са­ранском уезде, в деревне Рейтарской, 20 четей. На службе великого госу­даря будет на коне”. В этом же документе приводится большой список та­тар, служивших рейтарами и проживавших в деревне Рейтарской. По мере утраты первоначального значения слова рейтары, фонетически изменилось в название деревни Алтары. В “Списке…” (1914) село называется Рейтар­ское. В аналогичном “Списке…” (1924) селение упоминается под несколь­кими названиями: Рейтары, Рейтеры, Алтары. Последнее название с та­тарской семантикой: «алтары» (бери просо).

Атенино – село в Теньгушевском районе, на р. Атенинка. По “Списку на­селенных мест Тамбовской губернии” (1866) – Атенино – казенное село Темниковского уезда из 32 дворов. Основано в XVIII веке темниковскими татарами. Название – антропоним: татары Атянины (Атенины) были вла­дельцами населенного пункта.

Байкеево – село в Краснослободском районе, на р. Парка. По «Списку населенных мест Тамбовской губернии» (1866) – Байкеево – казенное село Темниковского уезда из 61 двора. Основано в XVII веке. По генеральной переписи 1745 года Байкеево – татарская деревня Аксельского стана Тем­никовского уезда. Название – антропоним: Байкеевы – служилые татары на темниковской засечной черте были владельцами деревни. Фамилия Бай-кеевых встречается в актовых документах XVI-XVIII веков. В “Отдельных книгах земли кадомских татар Алтыша Алышова с товарыщи” в 1586 году упоминается Тюляш Байкиев (Байкеев), получивший “земли по 15 чети в поле, а в дву потому ж”.

Большие Иссенские Полянки – казенное село Инсарского уезда из 200 дворов. Упоминается в актовых документах XVII века. В “Купчей на вотчину в Темниковском уезде” в 1687 году Уразмамет сообщает, что он продал “служилую свою отцовскую и дедовскую старинную вотчину, поло­вину своего жеребья в урочащах около деревни Енолеевых и деревни Ис-сенских Полянок”. В середине XIX века названия многих населенных пунктов Мордовии содержали слово «поляна». В целях дифференциации названия имели определения “большая” и “малая”, “мордовская” и “русская”, “жилая” и “нагорная” и т.д.

Большое Татарское Караево – село в Темниковском районе. По “Списку населенных мест Тамбовской губернии” (1866) – Татарское Караево – казен­ное село Темниковского уезда из 51 двора. Основано в XVI веке служилы­ми татарами на Темниковской засечной черте юго-восточной границы Рос­сийского государства. В “Книге…” сообщается, что в деревне Караево Ал-мамет, Акбулат, Качура Агишевы и другие имели земельные владения. Название – антропоним: в царской грамоте об учинении сыска в Адарове поместья князь Акчурина в 1685 году о человеке, закрепившем свое имя за населенным пунктом, сообщается: “За Алмакаем Теребердыевым поместье, что преж сего было за князь Акчюрою Караевым”.

Имена и фамилии Ка­раевых закрепились за многими населенными пунктами Тамбовской губер­нии: деревня Татарское Караево и деревня Русское Караево в Темников­ском уезде; село Карай (Пущино), сельцо Карай (Молчановка), село Архан­гельское Карай (Салтыкове), деревня Нескучный Карай, деревня Новосе-ленный Карай (Алтуфьевка), село Сухой Карай (Петровское) и село Сухой Карай (Арбеневка) Кирсановского уезда, деревня Сухой Карай (Трескино), деревня Карайчик (Васильевское) Борисоглебского уезда. Большой Шуструи – село в Атюрьевском районе. По “Списку…” (1869) –

Большой Шуструи – казенное село Краснослободского уезда из 168 дво­ров. Основано в XVII веке служилыми татарами на Темниковской засеч­ной черте юго-восточной границы Российского государства. В “Деле о пропаже кошеного сена у Бегиша Кильдебякова сына Исанбердеева 1676 года” сообщается: “В прошлом, 184-м, году отдал я, Айдар, из найму свои сенные покосы темниковскому деревни Шукстровы”. Название-гидроним: населенный пункт основан на реке Шуструи, на берегу которой село распо­ложено.

В середине XIX века на лесной полноводной реке Шуструи в Краснослободском уезде находились четыре населенных пункта с этим на­званием: село Большой Шуструи, деревня Малый Шуструи (Делюково), де­ревня Нагорный Шуструи, деревня Подгорный Шуструи.

Два населенных пункта с таким гидронимическим названием были в соседнем Нижнело-мовском уезде: село Старый Шуструи и деревня Новый Шуструи (оба селе­ния находились в нижнем течении реки). 

 Буртасы – село в Темниковском районе, на р. Урей. По “Списку…” (1869) – Буртасы – казенное и владельческое село Краснослободского уезда из 27 дворов. В середине XIX века населенных пунктов с таким названи­ем в Пензенской губернии было пять – села: Буртас (Дмитриевское, Поли­ванове), Буртас (Салтыкове Архангельское, Знаменское), Большой Буртас (Знаменское), Новый Малый Буртас Керенского уезда, Буртасы Красносло­бодского уезда. В актовых документах упоминается с XVI века. В “Книге…” указывается, что деревня Буртасская “за Барашем мурзою Инилгилдеевым по выписи Матвея Молчанова 1599 году”. Название – эт­ноним: дано по имени исчезнувшей народности буртасов. Вачеевка – село в Ельниковском районе, на р. Сухой Урей. По “Списку…” (1869) –

Вачеево – казенное село Краснослободского уезда из 21 дворов. Название – антропоним: служилые люди на Темниковской засеч­ной черте юго-восточной границы Российского государства Вачеевы (Очеевы) были владельцами населенного пункта. В “Книге…” сообщается, что “за Акбулатом мурзою Ишмаметьевым княж Еникеевым по боярской грамоте и по выписи воеводы Ивана Бутурлина 1612 году в Починке Очее-ве усть Сухой Урей на его жеребей двор помещиков да крестьянских два двора”.

Это сообщение свидетельствует о том, что до Еникеевых упоми­наемый починок (освоение новой земли, начало, новая пашня на месте ле­са, первый посев, новые поселения вообще) принадлежал Очееву (Ачееву). Верхний Пишляй (Емла Пишляйня) – село в Атюрьевском районе. По “Списку населенных мест Тамбовской губернии” (1866) – Верхние Пишляй (Малые Пишляй) – казенное село Темниковского уезда из 40 дворов. Осно­вано в XVI веке служилыми татарами на Темниковской засечной черте юго-восточной границы Российского государства. В актовых документах 1683 года сообщается, что в “деревне Верхних Пишлеях усадьбы и живо-тинный выпуск и гуменное место”. Названо по речке Пишля. Гидроним Пишля состоит из двух мордовских слов: “пяше” (липа) и “ляй” (река, речка, ручей). Определения “верхний” и “малый” указывают на местона­хождение и размеры двух рядом находящихся населенных пунктов с оди­наковыми названиями. Верхний Урледим – село в Рузаевском районе. По “Списку…” (1869)

-Верхний Урлудим – казенное село Инсарского уезда из 67 дворов. Основано в середине XVII века служилыми темниковскими татарами на Инсарской засечной черте юго-восточной границы Российского государства. В “Указе Петра I Саранскому подьячему А.Исаеву о размежевании спорных земель между служилыми татарами деревни Урли и мордвой деревень Чевтомасо-вы Инсарского уезда и Мураевки Саранского уезда” сообщаются грани зе­мель татарских и мордовских деревень по состоянию на 1706 год: “До реч­ки Шини-Урли и речкою Шини-Урлею вниз идучи правая сторона Саран­ского уезду деревни Мураевки мордвы Сеньки Ермеева с товарыши, а на леве земля от тех же починных граней по граням до речки Шини-Урли де­ревни Урли служилых татар Бибайки Айгилдина с товарыши”.

Название -гидроним: населенный пункт основан на речке Урляй. Гидроним Урляй в официальных актовых документах подвергся сильной трансформации: Ур­ли, Урля, Урлудим, Урледим. Гидроним Урляй состоит из двух мордов­ских слов: “ур” (возвышенное место) и “ляй” (река, речка, ручей, овраг с ключом). Определение верхний указывает, что населенный пункт нахо­дится в верховьях речки и что ниже по течению находится другой насе­ленный пункт с таким же названием.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru