Село Мари-Малмыж

Село Мари-Малмыж расположено в Малмыжском районе Кировской области на правом берегу Вятки, примерно в 15 км. от города Малмыж. Исторически это село связано с самим Малмыжем, так как его основали марийские переселенцы из этого населенного пункта. Первоначальное название – Черемисский Малмыж. 

   

ЛЕГЕНДА О КНЯЗЕ БОЛТУШЕ - БОЛТУШЕВА ГОРА - ТУТ!

МОГИЛЬНИК "АТАМАНОВЫ КОСТИ" - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МАЛМЫЖ - ТУТ!

   
                                                                     Село Мари-Малмыж                                                                   
Появление Мари-Малмыж относят к 1553 году, именно в эти смутные времена закончились Казанские войны царя Ивана Грозного, но начинались Черемисские войны, так как Россия себе не подчинила еще огромные пространства от Волги до Вятки. Пытаясь установить контроль над рекой Вяткой – важным речным путем в сторону города Хлынова, русские войска тут столкнулись с Марийским княжеством с центром в Малмыже. В старину марийцев называли черемисами, такое название пошло со времен Поволжской Булгарии, именно на Вятке сформировалась подгруппа мари, которая называлась вятские (виче) мари. Князем у малмыжских мари был народный герой – Болтуш (Полтыш), в честь его до сих пор около города называется Болтушина гора. 

                                                     памятный камень на Болтушиной горе (Полтыш курык)                           Камень Полтыша (Болтуша)
По марийским преданиям князь Болтуш погиб от пушечного ядра 26 апреля (по новому стилю) 1556 года – именно в эту дату празднуется День марийского героя. Иногда этот день считают датой основания селения, то есть в прошлом году Мари-Малмыжу исполнилось 465 лет.
Малмыжское княжество было одно из самых сильных на Вятке, тут была построена мощная крепость, окруженная высоким дубовым частоколом, вокруг крепости был ров, наполненный водой. Марийцы были отважными воинами и искусными стрелками из лука. Но само княжество находилось в вассальной зависимости от Казанского хана, поэтому в казанской войне выступило на стороне татар. После падения Казани горные мари и чуваши присягнули на верность царю Ивану Грозному, а луговые и вятские мари с остатками татар начали сопротивление. 

                                                                                    Село Мари-Малмыж                                 
Русские войска тем временем подчинили себе среднюю Волгу, Каму и начали движение по Вятке, и тут встретились с крепостью в Малмыже. Простым наскоком этот край взять было нельзя, поэтому военные действия растянулись на долгие два года. Несколько раз русские полки осаждали город, но взять его не смогли, и отступали под тучами стрел.
Наконец, к городу подошли полки воеводы Д.Ф. Адашева, подвезли пушки и осадные орудия, после чего началась длительная осада Малмыжа. Когда все припасы в городе закончились, то марийцы решились рано утром на дерзкую вылазку – тогда пошла лютая сеча. Но к полудню почти все марийское войско было уничтожено, крепостные стены и город был подожжен, а сам князь Болтуш был смертельно ранен пушечным ядром. Ближнее окружение в суматохе битвы смогло вынести князя с поля боя, а потом укрыться в ближнем лесу, однако спасти Болтуша не удалось. Власть над местными мари перешла к его младшему брату – князю Токтаушу.

                                                                    Вятка у деревни Мари-Малмыж                                              

Про Болтуша (Полтыша – с марийского: застежка) сложено много красивых легенд и преданий, в честь его даже есть книги, спектакль и опера. По одной легенде - Болтуш похоронен в полном боевом облачении верхом на коне, на горе, которая стала называться впоследствии Болтушина (сейчас там установлен памятный камень с его именем – 2011 год). 
По другой легенде Болтуш похоронен в пойменном озере, в лодке. Якобы в эту лодку были сложены огромные богатства и оружие. «Раз в год, в полночь, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того места, где на высоком обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма, вокруг священного костра собираются души погибших в бою».
Остатки малмыжских мари смогли спастись и укрыться в глухих лесных урочищах, именно они немного ниже по течению Вятки основали село с таким же названием, которое потом стало Волость Малмыж, потом - Черемисский Малмыж, а сейчас Мари-Малмыж. 
На Малмыжской земле еще долго было неспокойно, почти полвека в этих краях шли Черемисские войны, но Русское государство уже прочно стояло на этой земле. Поэтому часть мари приняли новую власть, а другая часть – ушла далеко на восток, в сторону Уральских гор. В итоге малмыжские мари получили грамоту на владение своей землей (известны грамоты 1679,1684, 1692, 1696 и 1755-х годов). Эти грамоты хранились в роду малмыжских князей в Черемисском Малмыже, представители этого рода под фамилией Болтушины до сих пор живут в этом селе.


В документах 17-го века, начиная с писцовой книги М.Болтина 1603года, Черемисский Малмыж называется «Волость Малмыж», то есть за ним признается значение местного княжества: слово «волость» (по-татарски «улус») в то время означало именно «княжество».
В 17-м веке малмыжские черемисы управлялись вотчинными старостами, впоследствии — сотенными старостами (сотниками), которые постоянно избирались из рода малмыжских князей. Когда «ясак» (сбор налога шкурками пушных зверей) сменился подушным окладом, название «сотня» переменилось в «сбор». В писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 годов упоминается «Малмыжской волости сотник Тууш Балаксин», может быть, это был младший брат Болтуша - Токтауш?
В 18-м веке вятских марийцев стали обращать в православную веру, за «новокрещенными» был установлен особый надзор. Из-за этого часть мари снова уходила за Вятку – в глухие места Приуралья. Оставшиеся марийцы долгое время сохраняли двоеверие (религиозный синкретизм), внешне исполняя христианские обряды, они также придерживались языческой веры, и посещали священные рощи (кюсото, кереметь, юмото).
Для укрепления православия – в селении в 1865 году был сооружен храм, тогда деревня стала селом. Церковь была отдана под школу в 30-х годах прошлого века, когда наступила Советская власть.
В конце 19-го века в селе уже насчитывалось полтысячи человек (около двухсот дворов), все больше становилось русского населения, а доля марийцев – уменьшалась. Основное занятие селян была заготовка и переработка леса. Древесина свозилась на реку Вятка около Малмыжа, сбивалась в плоты и сплавлялась по реке. Народ занимался земледелием и пчеловодством, в селе изготовляли лодки, сани, кадушки. Уровень жизни был вполне приемлемый для того времени.
  
Потомки Малмыжских князей
В одних источниках указывается, что у князя Токтауша был сын Паймас и что в 1870-х годах прямые потомки Токтауша носили фамилию «Васильев». В других источниках, что потомки великих князей с 19-го века носили фамилию «Болтушины» и жили в селе еще в начале 20-го века. Дом последнего из рода князя Болтуша находился в начале улицы Малая Горка на перекрестке Церковного лога и реки Малмыжки.
В книге «Полтыш — князь черемисский. Малмыжский край», изданной в Йошкар-Оле историко-литературным музеем финно-угорских народов им. Валентина Колумба в 2010-м году опубликовано письмо Болтушина Андрея Кузьмича, жителя села Черемисский Малмыж, на имя директора МарНии. В письме, датированном 1938-м годом, он сообщает, что «происходит из рода бывшего князя Болтушина».

 
                                                   потомки марийского княза Болтуша (Полтыша)                                     

 

Где находится, как добраться:
Село Мари-Малмыж.
Волго-Вятский регион.
Малмыжский район, Кировская область, Россия
Координаты села:
56.502191, 50.865513
 До села можно добраться вдоль правого берега Вятки от города Малмыж – примерно 15 километров. Немного ниже по течению Вятки расположено древнее городище «Атамановы кости», про него тоже сложено много преданий.
     

___________________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Краеведческий сайт города Малмыж.
Худяков М.Г. Предания о разбойниках в г. Малмыже // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1916. Вып. 1–2. Отд. 3. С. 61–64.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Мари-Малмыж. "Родная Вятка". Краеведческий портал.

  

ВложениеРазмер
Село Мари-Малмыж102.94 КБ
Село Мари-Малмыж65.16 КБ
Село Мари-Малмыж146.82 КБ
Село Мари-Малмыж110.98 КБ
Село Мари-Малмыж100.81 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

___________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.