Старая Татарская слобода


Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода — одна из исторических частей и комплексных достопримечательностей в центре Казани, в южной части Вахитовского района города. 
Слобода в целом вытянута с северо-запада на юго-восток и расположена между озером Нижний Кабан и каналом-протоком Булак (от тат. «рукав», проток соединял Казанку и озёра Кабан) на востоке, путями южного внутригородского железнодорожного хода на западе, Центральным рынком на севере и площадью Вахитова на юге. 
Слобода условно имеет три исторические части: северную — деловую, центральную — культурно-жилую, южную — промышленную. Осевой для слободы улицей является улица Тукая. 
Северную и центральную части слободы разделяет улица-проспект Татарстан, проложенный в советский период. В центре слободы находится Юнусовская площадь.

   

СТАТЬЯ ПРО ТЕАТРЫ КАЗАНИ - ТУТ!

ДРЕВНИЕ ТРАКТЫ КАЗАНИ - ТУТ! 

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КАЗАНИ - ТУТ!

ПАРКИ И СКВЕРЫ КАЗАНИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА КАЗАНИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КАЗАНИ - ТУТ!

 
В силу исторических причин до 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. Русская часть Казани (которая в свою очередь делилась на аристократическую часть — в районе улицы Карла Маркса, купеческую — в центре, и утраченный квартал с менее представительными домами в районе улицы Федосеевской) находилась в верхней части Казани, на территории Бауманского, Вахитовского и Советского районов. В районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами.
Юго-западнее от этой слободы существует также Новая Татарская (Ново-Татарская) слобода — место поселения татарского рабочего и ремесленного населения, а также бывших и действующих предприятий промышленности и транспорта, имеющая меньшую архитектурно-культурную ценность.

Старая Татарская слобода

       История Старой Татарской слободы

 

            Сенная мечеть в 19 веке              Старая Татарская слобода

Старая Татарская слобода

Ядро Старой Татарской слободы находится за протоком Булак, где ещё до покорения города Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 г. императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий» . К концу XIX века крупный ансамбль Старой Татарской слободы сложился в районе улиц Московская (бывшая Кирова), Нариманова, Марджани (бывшая Комсомольская), Сары Садыковой (бывшая южная часть Нариманова), Г.Камала, Ахтямова. Наиболее ценная историческая застройка находится в районе улиц Московская-Марджани до ул. С.Садыковой (с востока на запад) и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова (с севера на юг). Осевая для всей слободы улица Тукая (Тихвинская и Екатерининская до 1917 г.) была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.
Центром северной части слободы и её торговым кварталом, что свойственно всем восточным городам, был Сенной базар (ныне частично сквер Труда) и Сенная мечеть (ныне мечеть Нурулла) в его центре (ул. Парижской Коммуны и Татарстан). Вокруг мечети группировались гостиничные («Булгар», «Амур») и торговые здания, купеческие лавки.

                                         ДОМ ШАМИЛЯ - МУЗЕЙ Г.ТУКАЯ

Старая Татарская слобода

Центральная часть слободы складывается из застройки левого берега озера Кабан и улиц К. Насыри, Г. Тукая, С.Садыковой, ядром этой части является перекресток улиц Г. Тукая и Ф. Карима, образующий небольшую Юнусовскую площадь, которая была общественным центром слободы в годы революций. Площадь окружали дома татарских купцов и фабрикантов — Б. Апанаева, В. Ибрагимова, С. Бахтеева, М. Мустакимова, Алкиных. Жемчужины южной части слободы — мечеть Марджани, Бурнаевская, Голубая.
В южной части слободы были размещены крупнейшие промышленные предприятия своего времени — мыловаренно-химический завод (ныне «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда (ныне — «Красный Восток»-«Солодовпиво»). В советское время к ним добавились заводы «Радиоприбор», КМИЗ, «Мединструмент», фабрика «Аромат» и другие производства.
В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.
Северная часть слободы входила в состав Бауманского (ныне Вахитовского) района города, центральная и южная — Приволжского, являясь его северным территориальным аппендиксом. В середине 1990-х — начале 2000-х гг. на жилой территории центральной и южной части слободы была учреждена особая префектура с отдельной администрацией Старо-Татарская слобода, которая в ходе муниципальной реформы позже была упразднена с передачей её территории в состав Вахитовского района как одного из других его учётных жилых комплексов. Таким образом, в состав Вахитовского района входит практически вся слобода, за исключением территорий промышленных предприятий на её юге.
В годы подготовки города к празднованию тысячелетия города в 2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы. Согласно генеральному плану, предусматривается дальнейшая реновация Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод с сохранением исторического облика первой и перестройкой второй.

 

Архитектурный ансамбль Старой Татарской слободы
Особняки татарских промышленников, купцов, духовенства и интеллигенции:
дом Шамиля, ул. Г.Тукая, 74 (пл. Юнусовская)
дом Юнусовых-Апанаевых, ул. Г.Тукая, 67/14
дом Апанаева, классицизм, ул. К.Насыри, 37
дом Апанаева, барокко, ул. Сафьян, 5
дом Вали, классицизм
дом Кушаева, классицизм, ул. К.Насыри, 5
дом Муллина, классицизм ул. К.Насыри, 13
дом Мусина, ул. Нариманова, 56
дом Каримова
дом Марджани, ул. К.Насыри, 11
дом Беркутова
дом Шамсутдинова
дом В. Ибрагимова

дом Г. Галеева                   Старая Татарская слобода

Старая Татарская слобода

Дом Шакир-солдата, ул. Г.Тукая, 16

дом Г. Сабирова
дом Сафиуллы-хазрета, ул. Г.Тукая, 57
дом Ш. Юсупова
дом Хусаиновых, классицизм

Общественные здания
Восточный клуб, ул. Татарстан, 8
Татарская учительская школа, классицизм, ул. Г.Тукая, 73 (пл. Юнусовская)

Медресе
медресе «Мухаммадия», ул. Г.Тукая
медресе «Марджания», ул. Султанова, 4
медресе «Музафария»

 

Мечети
Султановская мечеть (Усмановская), ул. Г.Тукая, 14
Марджани (Юнусовская), барокко, ул. К.Насыри, 17
Апанаевская (Галеевская), ул. К.Насыри, 27
Голубая, классицизм, ул. Нариманова, 28/19
Галеевская, ул. Г.Тукая, 40/22

Бурнаевская, ул. Ахтямова, 7                           Старая Татарская слобода

Сенная (соборная), ул. Московская, 74/15

Рафиковская мечеть, ул. Февральская, 9

Церкви
Тихвинская церковь

Гостиницы
«Булгар», ул. Татарстан, 59/14 (утрачена; на этом месте сооружено здание, частично воспроизводящее элементы исторического)
«Амур», ул. Московская, 70
«Апанаевские номера», ул. Московскаяа, 60
«Караван-сарай»
Типография Каримовых, Парижской коммуны, 18-20
Торговые лавки Сенного базара и площади, угол ул. Московская и Парижской коммуны
Юнусовская площадь, перекресток ул. Г.Тукая и Ф. Карима

                                     МЕЧЕТЬ НУРУЛЛА                                                                  

ИНТЕРЕСНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Почти в слободе, на её границе у центра города, находится Татарский театр имени Камала. В центре слободы в Доме Шамиля действует Литературный музей Габдуллы Тукая, неподалёку находится ДК меховщиков. В северной части слободы рядом с центральным рынком расположена одна из двух основных площадок негосударственного казанского Института экономики, управления и права (ИЭУП) (четыре корпуса, включая главный). Также в центральной части слободы находится небольшой негосударственный Казанский институт финансов, экономики и информатики (КИФЭИ). Рядом с мечетью Марджани действует Казанский исламский колледж, рядом с Центральным рынком — медресе «Мухаммадия».
Местами отдыха в слободе являются площадь театра имени Камала и прилегающая улица-набережная Марджани с благоустроенными берегами озера Нижний Кабан, Парк Тинчурина с общегородским книжно-медийным воскресным «блошиным рынком», а также развлекательный комплекс «Булгар» на углу улиц Нариманова и Парижской Коммуны.
В слободе действуют вышеназванные и другие промышленные предприятия.
На территории слободы находится большой торговый комплекс-квартал в составе Центрального (ранее — Колхозного) рынка и соседствующих вещевых и прочих рынков.
Основным общественным транспортом в слободе исторически были извозчики, барабусы (оригинальное местное транспортное средство) и линии казанской конки, а затем трамвая. В конце XIX — начале XX в. трамвайные линии действовали на нынешних улицах Татарстан, Тукая, Московская, Нариманова, Лево-Булачная. В первой половине XX в. трамвай на Нариманова и Булаке был убран. Во второй половине XX в. у трамвая появилась внутриквартальная конечная разворотная однопутная петля по улицам К.Насыри и Ф.Карима, а троллейбус заменил трамвай на Московской и также был пущен по улице Татарстан. В начале XXI в. трамвайное движение было ликвидировано на разворотной петле и на улице Татарстан восточнее улицы Тукая. В слободе по улицам Татарстан, Московская, Тукая, Сайдашева, К.Якуба также действует несколько маршрутов автобуса.
На южном внутригородском железнодорожном ходе есть станция пригородных электропоездов, а также приёма-отправки грузовых составов для промышленных предприятий «Вахитово».

                             СУЛТАНОВСКАЯ МЕЧЕТЬ                                                                         

ОЧЕРКИ ПРО СТАРУЮ ТАТАРСКУЮ СЛОБОДУ
В Старо-Татарской слободе Казани более всего сохранились исконные черты татарского города. Ее первыми жителями стали татарские воины и феодалы, участвовавшие в захвате Казани на стороне войск Ивана Грозного. Затем, в 1556 году, к ним присоединились соплеменники, которых выселили за пределы города, когда те стали оказывать сопротивление православным миссионерам.
Однако казанские археологи, изучавшие комплекс мечети Марджани, склонны полагать, что история этих мест начинается еще в булгарские времена. Здесь были выявлены культурные напластования и ряд объектов, связанных с освоением этой территории со второй половины XVI века.
По свидетельству Каюма Насыри, «первоначальная слобода представляла собой улицу вдоль берега озера Кабан, отделявшуюся от города рогатками и посадскими стенами». Первое упоминание о слободе в официальных источниках приводится в Писцовой книге 1565-1568 годов. В то время здесь насчитывалось уже 150 дворов.
Татарская слобода в то время — это сеть нескольких тупикообразных улиц, главная начинала свой путь у кладбища и заканчивалась у деревни Плетени (район улицы Сайдашева). Застройка велась в виде замкнутых кварталов – по восточной традиции. Первые две улицы – Левая набережная  Кабана (ныне Ш.Марджани) и Захарьевская (ныне К.Насыри) – сложились к 1842 году.            

 

По сведениям А.Гильманова, в середине XVIII века усилиями известного казанского архиерея Луки Канашевича почти половина земель Татарской слободы была отдана под церковное владение. В 1751 году, когда под его влиянием слободу начали  заселить новокрещенами, началось формирование Ново-Татарской слободы.
В 1768 году был утвержден первый регулярный план города, и Старо-Татарская слобода разделилась на две части. Ее северо-западная часть оказалась в городской черте, остальная территория – в предместье. Если в Закабанье селилось в основном купечество, то Забулачье было местом проживания мещан и ремесленников. Богатые татары появились здесь только во второй половине XIX столетия. Татарская знать потеснила русское дворянство на улицах Забулачья, примыкающих к Сенной площади.

 

Сенной базар - ЛАВКИ СЕННОГО БАЗАРА                  

Большая часть домов в татарских слободах строилась из дерева, иногда с кирпичным низом. Их возводили в традициях деревенской усадьбы – с углубленной постановкой жилого дома и раскиданными по двору надворными постройками. И только после пожара 1842 года здесь началась планомерная застройка улиц европейского типа.
Две первые деревянные мечети появились в слободе в 1749 и 1759 годах. Возведение в 1767 году на средства купца М.Юнусова и других зажиточных торговцев первой каменной мечети в Старо-Татарской слободе (ныне мечеть Марджани) положило начало появлению в Казани первого после 1552 года официально зарегистрированного мусульманского прихода. В 1768 году была построена каменная Байская (ныне Апанаевская) мечеть. Началось оформление признанных властями городских махаллей. Их было 10 – по числу мечетей. Либеральная екатерининская эпоха принесла много положительного в социально-политическое бытие мусульман Российской империи.

 

Деревянные дома строились с ярко выраженными чертами национального зодчества. У них были красивые фронтоны и ворота с накладным полихромным  декором. Внутри усадьбы дома соединялись между собой по второму этажу крытыми галереями-террасами с узорчатыми рамами и разноцветными стеклами. И даже каменные дома купцов Апанаевых, Юнусовых, семьи Марджани, построенные по проектам русских архитекторов в классическом стиле, имели приметы татарской архитектуры.
К концу XVIII века все чаще стала заявлять о себе эклектика на основе татарской архитектуры – так называемый мавританский стиль. Наиболее типичный пример – Азимовская мечеть. Появились дома в стиле модерн (дом Апанаева) и с использованием элементов западно-европейской архитектуры (дом Шамиля). Однако таких зданий здесь немного.

 

Слобода в XIX веке становится  религиозным и общественным центром татарского населения Казани, районом, где концентрировалась национальная культура, торговля и ремесленничество. Судя по дошедшим до нас сведениям, в средневековой Казани были целые кварталы ремесленников: каменщиков, плотников, горшечников, кожевников, ювелиров, золотошвеек, медночеканщиков. Сенной базар был самым крупным восточным базаром европейской части России. В слободах были десятки магазинов и торговых лавок. После того, как татарских купцов уравняли в правах с русскими, они стали торговать по всей России. Сложились целые торговые династии: купцов Юнусовых, Апанаевых, Утямышевых и др.
За Булаком сложился национальный центр просветительской деятельности, насчитывавший 11 учебных заведений, в том числе знаменитое медресе Мухаммадия, учрежденное в 1882 году имамом Г. Баруди. На улице Тукая (№73) находится здание, в котором в сентябре 1876 года была открыта учительская школа – первое светское учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке.

Реальное училище было построено на Булаке, где начиналась Старо-Татарская слобода

Общекультурными центрами были Юнусовская площадь, окруженная домами богатых татарских купцов, и Восточный клуб (Шарык клуб).
Уникальность Старо-Татарской слободы заключается в том, что она представляет собой единственный сохранившийся комплекс памятников периода формирования татарской нации в конце XIX – начале XX века. Это образцы доходных домов, торговые, промышленные и жилые усадебные комплексы. Несмотря на то, что застройщики должны были следовать строгим предписаниям образцовых проектов середины XIX века, каждый хозяин стремился создать нечто оригинальное. Согласно своду памятников Казани в Забулачье и Закабанье было 93 историко-культурных и архитектурных памятника.
Старо-Татарская слобода, несмотря на довольно ощутимые потери последних лет, остается наиболее сохранившейся старинной территорией Казани, а значит, у нас еще есть возможность хотя бы здесь воссоздать уголки древнего города.
По яркому определению Э.Фатхулловой, «Старо-Татарская слобода – это Атлантида, погрузившаяся в толщу минувших лет, но, к счастью, не сгинувшая совсем».

                              АЗИМОВСКАЯ МЕЧЕТЬ                                                           

ЗА БУЛАКОМ – ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА
 Можно ли сказать, что мы хорошо представляем значение Татарских слобод в истории татарского и других живущих рядом и вместе народов? Вряд ли. А ведь здесь корни современной культуры татар, ее истоки. Здесь же, на берегах Булака и Кабана, Восток и Запад, мусульманство и христианство создали неповторимую казанскую культуру.

                         Улица Насыри

Старо-Татарская слобода – некогда один из духовных и торговых центров города, где словно на плодоносном черноземе вырастали поэты и мыслители, разворачивались купцы, творили народные умельцы. Достаточно вспомнить имена Марджани, Насыри, Тукая, Амирхана, вспомнить Фукса, Шаляпина, Бутлерова.
В Слободе давал представления первый на мусульманском Востоке профессиональный театр – труппа «Сайяр». Здесь печатались книги на восточных языках в крупнейшем издательстве братьев Каримовых.
Слобода – как солнце в капле, выразительный срез жизни татарского этноса в сообществе народов, обнаживший основные вехи развития Татарстана и России, высокие помысли, сокровенные надежды и великие утопии. Взлет, расцвет и – распад, запустение…

 

После завоевания Казани войсками Ивана Грозного Казань  стала не только крупным российским городом, но и городом с русским населением. Остатки ее татарских защитников были либо истреблены, либо изгнаны. С середины XVI века татарский народ, его культура, язык, обычаи, мировоззрение и самосознание формировались и развивались в значительной степени в условиях сельского образа жизни. Лишь небольшая часть татар, делом доказавших свою верность новой власти, получила благоволение поселиться в непосредственой близости от Казани и основать слободу, которая стала называться Старо-Татарской.

Место за Кабаном оказалось для жилья очень неблагоприятным – болотистым, низменным. Писцовая книга отмечает, что в слободе 60-х годов XVI века насчитывалось 150 дворов. Полторы сотни дворов – это все, что осталось тогда от некогда многочисленного татарского городского населения.
Татары, проживавшие в слободе, хотя и были полностью лояльны властям, тем не менее не считались до конца благонадежными. Им строго-настрого запрещалось посещать русскую часть города. Об этом писал в 30-е годы XVII века немецкий путешественник Адам Олеарий: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем под страхом смертной казни».

Мечеть Марджани не закрывалась и в годы советской власти

Расслоение среди слобожан было явственным. Большинство жителей занималось хлебопашеством вне города, а часть татар тогда уже оторвалась от земли и все активнее занималась торговлей. Причем из экономических соображений торговцы получали поддержку правительства: в 1677, 1688 и 1698 годах указы царей Федора и Петра строго предписывали оберегать торгующих слободских татар Казани, позволяя им беспрепятственно торговать «всякими товарами» в разных районах России.

Склады купцов на улице Московской Современный вид

Постепенно сложилась любопытная ситуация – служилые татары, занимавшиеся торговлей, получали определенные преимущества по сравнению с русскими торговцами, так как они, по статусу служилые, полностью освобождались от уплаты податей, которые были обязаны уплачивать обычные торговцы. Но эти преимущества имели только жители слободы, к тому же воспользоваться ими могли не все слобожане, а лишь наиболее зажиточные.

Один из деревянных памятников Казани - ДОМ ЯКУПОВА.  Улица Карима, дом 69. 

Одним из важных событий в жизни татарского населения Казани стало основание Ново-Татарской слободы. Произошло это в годы архиерейства печально знаменитого Луки Конашевича. Отношение его к жителям Слободы было самым жестоким: она была отгорожена от остальных частей города рогатками. Татары принуждались к крещению. Разрушались мечети и медресе.
В 1749 году в Казани случился большой пожар, от которого пострадал весь город, в том числе и татарская часть. Лука Конашевич обратился к императрице, написав, что бог покарал татар – послал на их слободу «небесный огонь». Архиерей просил разрешения основать на месте Татарской слободы слободу Новокрещенскую.

К 1749 году усилиями Луки Конашевича почти половина земель Старо-Татарской слободы была захвачена и отдана под церковное владение. Слободские татары в этих условиях были вынуждены обратиться к императрице за помощью. 8 августа 1750 года Елизавета издала указ, фактически санкционировав создание Ново-Татарской слободы на месте существующей деревни Поповки, которую надлежало перевести в другое место. Новая слобода отличалась еще более неблагоприятными условиями для жизни, весной превращаясь на два и более месяца в остров, окруженный водой.
Несмотря на различные сложности, в экономическом отношении слободы продолжали развиваться. В конце 1781 года была основана Казанская татарская ратуша, орган самоуправления, который служил для более тесного взаимодействия властей с татарской торговой верхушкой. В ратушу избирались сроком на три года городской голова, два бургомистра, четыре ратмана и двое словесных судей. В ведении ратуши находились купцы и мещане, имеющие капитал не менее 500 рублей, проживавшие в Новой и Старой слободах. Они и содержали это учреждение и выбирали туда своих представителей.
Ратуша оформляла записи в купечество и мещанство: с 1775 года в России все купеческое сословие сообразно капиталу было разделено на три гильдии. Татарская ратуша активно занялась записью в купечество в 90-е годы XVIII века. В результате в 1800 году в Казани уже проживало 8 семей, 50 душ татарских купцов 2-й гильдии, общий капитал которых составлял 320 900 рублей, и 23 семьи, 93 души купцов 3-ей гильдии, капитал – 232 400 рублей.

                                       ДОМ МАРДЖАНИ

Обязанности и возможности ратуши были довольно широкими, хотя, естествено, она находилась под неусыпным и бдительным контролем вышестоящих органов. Ратуша, безусловно, способствовала объединению татарского торгового капитала, а значит и более быстрому экономическому развитию татарского населения.
Наряду с формированием купечества и купеческого капитала во второй половине XVIII века яркой особенностью социально-экономического развития казанских слобод является быстрое становление мануфактурной промышленности, особенно кожевенной и мыловаренной отраслей. Рост числа мануфактур у татар способствовал быстрейшему укреплению рыночных связей, причем не только внутри России, но и с другими странами: татарское мыло, кожа в больших количествах поставлялись в Китай, Индию, Иран, страны Средней Азии.
Среди крупных татарских купцов и заводчиков конца XVIII – начала XIX века можно назвать Якуба Габбасова, Мусу Апанаева, Якупа Аитова, Назира Баязитова.
С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Выселение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала также и политика христианизации.
Таким образом, татарская культура находилась в исключительно сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа. «Всякому заезжему, без сомнения, странно покажется найти в Казанских Татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже Европейские. Татарин, неумеющий читать и писать, презирается своими земляками, и, как гражданин, не пользуется уважением других. По сему-то всякой отец старается, как можно ранее записать детей своих в училище, где бы они выучились по крайней мере читать, писать и узнали бы начала своей религии. Для споспешествования сему при каждой мечети полагается училище, состоящее под особенным надзором Ахуна», – писал Карл Фукс.
Несмотря на сложные условия, в XVIII веке в крае началось становление светского образования, утверждение светских мотивов в татарской литературе, формирование татарского просветительства, велись научные исследования. Возникло театральное искусство, развивалась архитектура. Достигнутое в тот период значительно обогатило сокровищницу общероссийской культуры.

 

 

___________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
«Казанские истории», №10, 2006 год
http://history-kazan.ru/
сайт Википедия
Лилия ТУХВАТУЛЛИНА.
«Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях». Казань, 1844Г.
Фото Халитова Нияза
Фото Евгения Канаева.
Фото Абдуллы Дубина.

ВложениеРазмер
Старая Татарская слобода48.25 КБ
Старая Татарская слобода103.23 КБ
Старая Татарская слобода122.71 КБ
Старая Татарская слобода73 КБ
Старая Татарская слобода90.63 КБ
Старая Татарская слобода103.07 КБ
Старая Татарская слобода78.98 КБ
мечеть Марджани74.37 КБ
дом Шамиля102.84 КБ
мечеть Нурулла37.3 КБ
RealUchilizhe.jpg65.09 КБ
Sennaya_19cnt.jpg74.92 КБ
senyiBazar.jpg83.55 КБ
skladMosk.jpg63.23 КБ
sultan9.jpg34.23 КБ
ulNasyri.jpg199.96 КБ

Комментарии

с праздником!!!

ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ ВЕСНЫ И ТРУДА!

С 1 МАЯ!!!

ВСЕ В ЛЕС, В ПОХОД, НА ДАЧУ, НА РЕКУ!!!

К.Никольский в Казани!

 

четверг 16 апреля - 

в ресторане Максимилианс выступает - 

КОНСТАНТИН НИКОЛЬСКИЙ

Сбор гостей в 20:00
Билеты: 900, 1100, 1300 и 1500 рублей
VIP — 2000 рублей
Внимание!

В день концерта цена билета может измениться.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.