Могильник Атамановы Кости

На территории Вятского края огромное количество памятников археологии и истории древних эпох. Особенно интересны те памятники и объекты, которые связаны с обитанием в этих местах пермских племен пьяноборской, азелинской и ананьинской культур, так как на их базе происходил немного позднее этногенез местных финно-угорских народов: удмуртов, мари и коми. Одним из этих объектов является древний могильник «Атамановы Кости» (2-3-ий век нашей эры) – это археологический погребальный памятник пьяноборской эпохи. 

   

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МАЛМЫЖ - ТУТ!

 
 
Рядом с могильником обнаружено древнее городище «Атамановы кости» первобытных людей бронзовой эпохи. Могильник находится в 4-4,5 километрах от населенного пункта Мари-Малмыж (Малмыжский р-н Кировской обл.) в сторону деревни Ахпай. Памятник расположен на правом берегу реки Вятка на второй узкой надпойменной террасе (шириной до десяти метров) береговой линии. При исследовании памятника археологии были выяснены его границы: с севера он ограничен Кужинерским оврагом (Кужинер корем – с марийского языка), с юга его ограничивает Бахмутов овраг.
Местные жители с давних времен знали, что тут расположено древнее городище, так как река Вятка в процессе своего развития постоянно подмывает правый берег. Поэтому тут часто находили кости, украшения, металлические изделия, остатки керамики и т.д. 

                                      Археологические находки в могильнике "Атамановы кости"                             

Могильник Атамановы Кости

Официально могильник Атамановы кости был обнаружен в 1860-м году жителем окрестной деревни  Ахпай (первое погребение). После чего об этом историческом объекте стало известно ученым-археологам в городе Вятке и в Казани. 
Первая экспедиция на могильник состоялась летом 1877 года, сюда приехала для изысканий группа археологов Общества истории и этнографии из Казанского университета под руководством С.К. Кузнецова. Тогда экспедиция подтвердила тот факт, что на берегу Вятки существует древнее захоронение (погребение по способу ингумации). Похороненный лежал в могиле на спине, при этом голова его была направлена в южную сторону. Рядом с телом, обнаружены кости лошади, череп которой также был направлен на юг. Около могилы были также найдены погребальные предметы: нож, железная пряжка, точило, бронзовая подвеска и другие.
Археологическая экспедиция на это место была повторно проведена летом 1881 года также под руководством ученного С.К. Кузнецова. В этой экспедиции Кузнецов также организовал сбор у местного населения тех исторических предметов и артефактов, которые они обнаружили раньше. Среди находок были бронзовые изделия эпохи поздней бронзы, при переходе к железному веку (2-ой век нашей эры). Отмечено, что добыча и литье бронзы в этих краях продолжалось почти все средневековье, так как на правом берегу Вятки с незапамятных времен люди находили и использовали медную руду для изготовления оружия, орудий труда и украшений.

                                                                   Вятка у деревни Мари-Малмыж                                              


Найденные артефакты и предметы представляют большой интерес для археологии, так как относятся к «пьяноборской» культуре на Нижней Вятке и в Камском регионе. Памятников такого типа в Кировской области очень мало, а захоронение человека с конем – это вообще уникальный случай, больше такого могильника на Вятке не обнаружено.
Более поздние археологические раскопки на этом могильнике проводил ученый А.А. Спицын в 1901 году, по его публикациям можно узнать про некоторые интересные находки в этом месте. Его экспедиция за одно лето обнаружила: кольца, бусины, пряжки, подвески, наконечники стрелы, застежки, остатки стекла, бронзовые и железные изделия (смотри представленный рисунок-схему находок на могильнике).
Археологические исследования «Атамановых костей» были продолжены в советское время. Летом 1928 года здесь работала экспедиция Антропологического института Московского университета (отдельный Вятско-Камский отдел). Однако к тому времени местные жители и искатели разных кладов перекопали все в этой окрестности. Поводом к этому послужили легенды и предания о зарытых сокровищах в этих местах, после чего могильник был фактически уничтожен. А редкие находки в виде бронзовых и железных изделий либо использовали в крестьянском хозяйстве, либо просто выбрасывали за ненадобностью. Информации о найденных золоте и серебре в этих краях никто, конечно, не разглашал.
Рядом с могильником также находится еще один памятник археологии – это городище Атамановы кости, он более ранний, так как относится к 6-му веку до нашей эры – до 4-го века нашей эры. То есть достаточно большой период времени от позднего бронзового века до раннего средневековья. Соответственно, основная часть его принадлежит пьяноборской и азелинской культуре Вятско-Камского региона.

 
Само городище было обнаружено во время археологической экспедиции 1877 года под руководством ученого С.К. Кузнецова. Недалеко от раскопок могильника – на берегу Вятки – было найдено несколько пряжек, бусин, ножей, втульчатых топоров. Кроме того, сам С.К. Кузнецов в публикациях упоминает о находках, которые ему показал местный житель П. Плаксин. Он в 1860-х годах, обнаружив несколько древних могил, забрал из них железные и медные наконечники стрел, копий. Над площадкой могильника Кузнецов отметил сохранившиеся остатки древнего городища «Атамановы кости», но раскопок и подробных исследований на его территории не делал, а только расспрашивал местных жителей. По перечню археологических находок (железным вещам и лепной керамике азелинского облика) выходит, что городище действовало и было населено в тот же период времени, когда появился могильник Атамановы кости.
 Как ученый-этнограф С.К. Кузнецов собрал предания и легенды про этот исторический объект. Было записано следующее предание про разбойный стан Атамановы кости:
Верст в четырех по Вятке ниже Черемисского Малмыжа (Мари-Малмыж), на подмываемом весенней водой берегу р. Вятки находится могильник, известный под названием Атамановых Костей. Народное предание утверждает, что некогда здесь был притон разбойников, именно «большая землянка с дверью без окон, а под нею подвал, куда они сажали и морили голодом тех, кто не отдавал им своих богатств. Но не потерпел Господь грехов разбойницких, послал смерть атаману ихнему. Схоронили его с честью: надели на него самолучшее платье, в железный нагрудник нарядили, ружей, сабель тут положили и добро его все тут же схоронили – золото и серебро, которое поотнимал он у добрых людей, а самого на коня посадили, да так и зарыли. Выбрали нового атамана, но удачи разбойникам уже не стало, сели они в лодки и увели в низовые города. Некоторые из разбойников впрочем остались на старом месте. Потомки их и ныне живут в Черемисском Малмыже и носят фамилию Атамановых».

Лет сто тому назад река Вятка, подмывая берег, вынесла наружу человеческие кости и подтвердила предание, переходившее из поколения в поколение. Кладовщики и искатели сокровищ словно набросились на древнее городище, и стали его копать вдоль и поперек. Река Вятка действовала с ними заодно, она все больше и больше подмывала коренной берег, и вскоре не осталось почти ничего от места, столь важного для истории нашего края. Остались только местные предания о том, что единожды в году, примерно в самую макушку лета, когда на Вятке идут «светлые» ночи, и заря сходится с зарей, можно увидеть одинокого всадника, который как бы поднимается из-под земли верхом на коне. Свидетели этого указывают, что как от коня, так и от всадника остались только кости, только на человеке сохранилось оружие и часть железных доспехов. Так, якобы, сам зарытый на могильнике атаман бережет свои сокровища, мол, именно в эту ночь там можно откопать заветное золото, но не находится в окрестности такого смельчака, который бы стал искать клад при виде такого ужасного призрака. Поэтому лежат те сокровища как бы «под спудом» уже не одну сотню лет, и может быть, пролежат еще долго.   
      

 


Где находится, как добраться:
Село Мари-Малмыж
Малмыжский район, Кировская область, Россия
Координаты:
56.502206, 50.865531
От Казани можно добраться по Арской дороге (трасса 33Р-001).
Следует ехать на город Малмыж, а дальше ехать в восточном направлении до населенного пункта Мари-Малмыж. Могильник находится к югу от села на правом берегу Вятки.
   
       
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://kraeved.vp43.ru/
Худяков МГ: Предания о разбойниках в городе Малмыже.
Кузнецов С.К., 1882, с.3-18; 1882а, №49 от 19 июня; №51 от 26 июня; 1882б, с.459-474; 1884, с.395-410.
Лещинская Н.А. Вятский край в пьяноборскую эпоху (по материалам погребальных памятников I–V вв. н.э.). Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т.27. Ижевск, 2014. 472 с.
Государственный реестр памятников археологии и культуры Кировской области.
Автор фото Данил Соловьев.

 

 

ВложениеРазмер
Могильник Атамановы Кости32.14 КБ
Могильник Атамановы Кости87.24 КБ
Могильник Атамановы Кости111.64 КБ
Могильник Атамановы Кости75.47 КБ

Комментарии

Отправить комментарий