Марийское село Чупаево

В Мензелинском районе компактно расположены несколько марийских населенных пунктов (в долине реки Ик и его притоков). Это особенная подгруппа марийского народа называется восточные (эрвел) мари. В нашей статье мы расскажем про старинное село Чупаево.  

    

  ДЕРЕВНЯ КАЛТАКОВО - ПРАЗДНИК СЕМЫК - ТУТ!

  СТАТЬЯ ПРО МЕНЗЕЛИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МЕНЗЕЛИНСКОГО РАЙОНА РТ - ТУТ!

  МАРИЙСКИЕ СЕЛА И ДЕРЕВНИ ТАТАРСТАНА- ТУТ!

  ВОСТОЧНЫЕ (ЭРВЕЛ)  МАРИ - ТУТ!

  СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МЕНЗЕЛИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

   
Марийское село Чупаево (или по-марийски: Чупай сола) расположено в Мензелинском районе нашей республики на берегах речки Мушуга. Мушуга является правым притоком реки Ик (бассейн реки Кама). Населенный пункт лежит примерно в 35 километрах от районного центра – Мензелинска в юго-восточном направлении, и в 12-13 километрах южнее федеральной автодороги «М-7» (участок: Набережные Челны - Уфа). 

Основное население села – народ мари, который в стародавние времена переселялся на восток, спасаясь от непомерных налогов и податей, от рекрутства и насильственного крещения. Сейчас в селе проживает около ста человек, но на праздники и день села собирается более двухсот земляков со всех сторон республики.
Первые архивные данные (волостные записи) про Чупаево существуют с 1747 года, однако по местным преданиям марийцы сюда переселились намного раньше: либо в конце 16-го, либо в начале 17-го века. В те века неспокойная жизнь была в Поволжье: прошла череда Казанских войн царя Ивана Грозного. Два государства Московская Русь и Казанское ханство сражались за право владеть великим Волжским путем, который соединял северные земли и реки Балтийского моря с далеким Каспийским (Хвалынским) морем. 
После взятия Казани в 1552 году по левобережью Волги прошли Черемисские войны, из-за чего марийцы (в древности их называли черемисы) стали уходить на восток – в сторону реки Кама и на Урал. Первоначально они относились к племенам луговых мари, но за несколько веков несколько обособились, и их стали выделять в восточные (эрвел) мари. Как правило, они селились на башкирских землях, арендовав их на большие сроки. Чаще всего переселившиеся марийцы записывались здесь в сословие тептярей, так называемых, поселенцев на башкирских землях. Среди тептярей были также сами башкиры, татары, чуваши, бессермяне и другие малые народы.

По архивным данным в селе Чупаево население делилось до 1860 года на тептярей и казенных крестьян. Марийцы занимались земледелием (в основном сеяли овес, просо, рожь и ячмень), бортничеством, охотой, разведением скота, плетением лаптей и другими лесными промыслами. К селу Чупаево было закреплено болеее пятисот десятин земельных участков и пастбищ. 
До 1920 года село входило в Поисеевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 года в составе Мензелинского кантона Татарской АССР. 
Наибольшего расцвета село достигло в 70-х годах прошлого века, тогда население тут достигло почти трехсот человек. Были построены школа, клуб, магазин, медицинский пункт, в село провели асфальтированную дорогу. 
 
По местным преданиям село было названо именем основателя первого поселения – звали его Чопай. Это распространенное в древности марийское имя, например, в Марий Эл можно найти немало топонимов, образованных от этого мужского имени: в частности,  болото Чопай куп около деревни Ташнур Звениговского района РМЭ.
Есть  и другая (татарская) версия происхождения этого имени: профессор Гумар Сатаров считает, что "чупай" означает "ребенок", беспрестанно сосущий палец. Затем он добавляет, что название деревни по диалектологическому слову "чупай" может означать могилу, кладбище.
Речка Мушуга (приток реки Ик) также, скорее всего, имеет марийское происхождение, этот гидроним образован от слов: муш+энге (энгер) – моховая река. Вероятно, что в древности в этом краю была дремучая тайга, поэтому река протекала среди замшелых берегов и лесов.
 


Достопримечательностью села является местный родник «Чупай».
Источник расположен примерно в двухстах метрах севернее населенного пункта, около автотрассы. Родник дает начало ручью, который впадает в речку Мушуга. 
Родник был красиво обустроен в 2008 году, силами ООО «Заиковский» при поддержке администрации Мензелинского района, был сооружен каптаж, сделан слив воды по металлической трубе. Вода в источнике чистая, прозрачная, дебет около 15-18 литров в минуту.


Рядом с благоустроенной огороженной территорией оборудована стоянка для транспорта. Установлена беседка для отдыха, со скамейками, вода из крытого колодца вытекает по трубе,  выходящей из подпорной стенки, которая выложена из местного природного известняка, через ручей построен декоративный металлический мостик, рядом с которым вода собирается в небольшом бассейне, подходы замощены тротуарной плиткой.

Состав воды родника Чупай:
Хлориды 25 мг/л, сульфаты 34 мг/л, общая жесткость воды 6,6 мг-экв./л, общая минерализация 597 мг/л. 
 


  День села Чупаево.
Ежегодно в начале июня проводится праздник села, куда приезжают уроженцы села, земляки и их родственники. Обычно день Чупаево организуется сельскими активистами Закировой Татьяной, Лирой Мурашовой и другими при поддержке жителей села.
 Достойно похвалы, что в такой маленькой деревушке неравнодушные к судьбе своей малой родины жители собирают выходцев из села и марийцев соседних деревень. Весело проходят игры, танцы, состязания. Сельчане читали стихи собственного сочинения, посвященные родной деревне.
Интересно и то, что в селе чтут свои национальные марийские традиции. Недалеко от населенного пункта проводят марийские моления, есть даже свой карт.


 
Марийская кухня:
Марийцы деревни Чупаево Мензелинского района ознакомили нас рецептом «коман мелна» - слоеных блинов. О том, как печется это блюдо, нам рассказала Наталья Ахмадиева.
- Это блюдо может быть как двухслойным, так и трехслойным. Готовится оно в печи. В нашей деревне мы делаем его двухслойным. Первый слой делается как тесто для пельменей – берем муку, воду, молоко, масло, одно яйцо, соль. А уже второй слой делается как на блины – берем поровну кефир, сметану, а также 1 яйцо, соль, муку. Из первого слоя делаем маленькие лепешки круглой формы, кладем их в сковороду, зарумяниваем в печи, смазываем вторым слоем и снова ставим в печь. И так каждую лепешку,- рассказала она.
 Если делать «коман мелна» трехслойным, то на первый слой – лепешку сначала мажется слой из кефира, яйца, соли, муки, третий же слой делается из сметаны, яйца, муки.


- Это блюдо готовили еще наши мамы, бабушки, - отметила Наталья Ахмадиева.
А как нам сообщил карт (марийский священник) деревни Чупаево - Юрий Апсатаров, который ознакомил нас с обрядом «Угинде» - «Праздник нового хлеба», коман мелна является обязательным ритуальных блюдом в обрядах марийской традиционной религии.
 Восточные марийцы являются одними из коренных жителей Мензелинского района. По данным Атряклинского сельского поселения, в марийских селах - населенных пунктах Чупаево, Калтаково, Филимоновка прописано 461 человек, из них 99 – в Чупаеве. Жители этих деревень отличаются своей сплоченностью. Как нам сообщила руководитель Чупаевского сельского клуба Лира Адылева, благодаря совместному труду сельчан, деревня благоустраивается, здесь проводятся культурные мероприятия.
  


         

Моление у села Чупаево:

Стало доброй традицией, что карты Валерий (Актанышский район), Николай (Муслюмовский район). Юрий (Мензелинский район)  упорно претворяют в жизнь Закамских марийцев идеи сплоченности, привитие уважения и желания вернуться к     забытым истокам: традиционной Вере марийского народа.

Карты учавствуют и в Дне деревни, и в молодежных играх, проводах в последний путь — всюду вместе с народом. Ежегодно проводят моления в старинных рощах (Кусото), советуют сельчанам, как нужно поступить в сложных ситуациях, как обращаться к Куго Юмо.

 
18 августа 2018 года карты в маленьком селе Чупаево совместо провели в священной роще Агарман кумалтыш.Как они  объяснили:  Агарман кумалтыш - моление в честь осенних полевых работ. Этим молением заканчивается осенний цикл аграрных работ.

  
Где находится, как добраться:
Село Чупаево, Республика Татарстан, Мензелинский район
Координаты села (источник): 
55°29'01.7"N 53°21'46.4"E

 

____________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Статья из газеты «Мензеля-информ».
Фото Ильшата Вагизова, Игоря Тимофеева.
Сайт деревни Атрякле.

http://www.atryakle.ru
Татарская энциклопедия – Татарика.

 

 

ВложениеРазмер
chupaevo-menzelinskiy (1).jpg291.41 КБ
chupaevo-menzelinskiy (3).jpg409.06 КБ
chupaevo-menzelinskiy (4).jpg461.48 КБ
chupaevo-menzelinskiy (5).jpg145.65 КБ
chupaevo-menzelinskiy (6).jpg310.8 КБ
chupaevo-menzelinskiy (7).jpg52.99 КБ
chupaevo-menzelinskiy (8).jpg143.98 КБ
chupaevo-menzelinskiy (9).jpg115.57 КБ
chupaevo-menzelinskiy (10).jpg111.1 КБ
chupaevo-menzelinskiy (11).jpg117.46 КБ
5756624226 (1).jpg565.67 КБ
5756624226 (2).jpg398.95 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

_______________________________________________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru