Дом-музей Шишкина

Великий русский художник Иван Шишкин родился и вырос в Елабуге, прожив здесь до 1852 г. Он происходил из древнего купеческого рода Шишкиных, его отец, Иван Васильевич, сделал немало полезного для Елабуги, постоянно жертвуя средства на сохранение и преувеличение ее истории. В доме купца, где Иван провел свое детство и юность, пока не уехал учиться в Москву, в 1975 г. был открыт музей памяти художника. Он входит в состав образованного позже полноценного мемориального комплекса, включающего в себя еще и памятник художнику, картинную галерею его имени и парк Шишкинские пруды. 

 
 
Дом-музей Ивана Шишкина — единственный в России, он располагается в особняке, построенном в 1836 г. В 1850 г. дом сильно пострадал от пожара, но его восстановили и значительно расширили — так он принял современный вид. Рядом с домом находится памятник Ивану Шишкину — бронзовое изваяние художника в полный рост, установленное здесь в 1991 г., а чуть дальше — природная достопримечательность Елабуги, зона отдыха Шишкинские пруды.

Дом-музей Шишкина

  
Иван Шишкин родился и вырос в Елабуге, он происходил из древнего купеческого рода, а его отец сделал немало полезного для города, постоянно жертвуя средства на сохранение и преувеличение его истории.
Дом-музей — двухэтажный, и оба этажа занимает экспозиция. На первом этаже — комнаты, называемые при жизни художника приемными, — это большая гостиная для торжественных мероприятий, малая гостиная для семейных посиделок, кабинет Ивана Васильевича Шишкина — отца художника, а также столовая и буфетная комнаты. На втором этаже находится комната самого художника, где он жил, его мастерская, где он творил, и картинная галерея, разбитая на два зала — графики и живописи.
Большая гостиная обставлена настоящим антиквариатом — мебелью красного дерева 30-х гг. 19 века. Здесь купец Иван Васильевич Шишкин принимал своих соратников — Стахеевых, Ушковых, Гирбасовых, а также людей искусства — Осокина, Гуна, братьев Верещагиных. Стены большой гостиной украшены оригиналами картин многих из них. Малая гостиная — намного более уютная и домашняя, здесь коротала вечера вся семья, неспешно беседуя, играя в настольные игры, занимаясь рукоделием.
  
В кабинете купца Ивана Васильевича на столе лежит книга «История города Елабуги», которую он написал сам в 1871 г.
Столовая и буфетная были «местом обитания» матери художника Дарьи Романовны, а вот комната самого художника на удивление небольшая и скромно обставленная. Маленькими размерами отличается и мастерская Ивана Шишкина, где он творил. В жилой комнате на стенах висят автопортреты художника, а в мастерской — портреты двух жен и дочерей.
    
Основным помещением в доме считается Большая гостиная, в которой сохранилась аутентичная мебель из красного дерева, датированная 1830-40 годами. Стены гостиной комнаты украшают картины, написанные друзьями художника: В. Рязановым, А. Гине, П. Верещагиным, А. Киселевым. В стенах этой комнаты в свое время собирались интереснейшие люди, имевшие достаточно прогрессивные взгляды для той эпохи.
В доме Шишкиных принимали купцов Стахеевых, промышленников Ушаковых, художников: Осокина, Гуна, братьев Верещагиных, Ознобишина. С отцом художника была очень дружна известная кавалерист-девица Надежда Дурова, которая по выходу в отставку также проживала в Елабуге.

Дом-музей Шишкина

Малая гостиная использовалась только членами семьи, здесь собирались, чтобы вместе скоротать долгие вечера зимой. За чтением книг и газет, за обсуждением городских или охотничьих новостей, за игрой в карты или в шашки проводило свой досуг семейство Шишкиных. Благодаря изящной мебели, затейливым безделушкам, расставленным по полкам, овальному зеркалу и канделябрам, комната имеет уютный и домашний вид.
В комнате можно увидеть музыкальные инструменты, в основном на фисгармонии или гитаре играл старший брат Ивана Шишкина, Николай. Импровизатор и хороший певец, он был душой литературно-музыкальных вечеров, проводившихся в родном доме, побывать на которых стремились многие из избранного городского общества.
В 1850 году дом Шишкиных был заново отстроен после пожара, тогда-то Иван Шишкин и выбрал для себя две небольшие комнаты. Из одной он сделал жилую комнату, а вторую обустроил под мастерскую, в которой хранились этюды. Интерьер жилой комнаты художника сотрудники дома-музея восстанавливали, используя рисунок самого Шишкина – «Вид комнаты в Елабуге», сделанный в 50-х годах 19 столетия.
С правой стороны располагается деревянная кровать, с левой – стул с комодом, сундук, лоскутный коврик, который изготовила для Шишкина сестра. На стенах можно увидеть рисунки, это чудом уцелевшие во время пожара автопортреты И.И. Шишкина.

Бесспорно, Елабуге отводится огромная роль и в духовном становлении юного художника, и во всем последующем творчестве известного мастера. Если пройтись по Елабуге, то можно увидеть десятки конкретных адресов и мест, с которых были написаны картины, рисунки и офорты. Пронизанная солнечным светом домашняя мастерская Ивана Ивановича Шишкина воссоздана такой, какая она была при жизни художника, с интерьером 1860-90-х годов.
Старинный мольберт с великолепным этюдом художника «Хвойный лес» добавляет в атмосферу мастерской дополнительную историческую правдивость. Здесь также можно увидеть документальные экспонаты, в частности – фотографии первой и второй супруги художника, а также их дочерей.

В зале графики и живописи вниманию посетителей дома-музея представлен ряд известных работ художника, среди которых более 50 офортов. Этим видом графики художник увлекся в начале 1870-х годов и за долгий творческий путь создал более тысячи гравировок на меди (офортов). Оригинальные живописные произведения художника, представленные в экспозиции дома-музея, состоят в основном из полотен, написанных Шишкиным в начальный период своего творчества. Это только малая толика от огромного творческого наследия, большинство же картин Ивана Ивановича Шишкина находятся во многих крупнейших музеях России и мира, которые считают за честь иметь в своих коллекциях работы прославленного живописца.
 
                                                               картина Шишкина "На реке Тойма"                                                                 

Дом-музей Шишкина

Деятельность дома-музея И.И. Шишкина
Более 20 лет научные сотрудники музея занимаются изучением родословия великого художника, итогом которого стало создание «Генеалогического древа рода Шишкиных». Древо содержит 506 имён и состоит из 15 поколений. В нем 118 имён современных представителей рода, среди них 32 человека — прямые потомки И.И. Шишкина.
С 2003 года на базе музея действует клуб «В Доме на Набережной», тематические заседания которого проходят один раз в месяц.
С 2004 года в музее проходят музейные занятия в рамках абонемента «Музей и школа»: «В доме необыкновенного мальчика», «В гостях у Дарьи Романовны», «Старинный дом и всё, что в нём», «Гостей уж полон дом», «Волшебных сказок сундучок», «Сказки домового» и другие.

С 2005 года музей организует и проводит ежегодный Республиканский конкурс юного художника «Я рисую как Шишкин» для учащихся детских художественных школ Республики Татарстан. Традиционно о начале конкурса объявляется в день рождения И.И. Шишкина — 25 января.
С 2007 года традиционными стали юбилейные мероприятия, посвящённые дню рождения художника. Они проходят каждые пять лет, и собирают в Елабуге не только известных искусствоведов и исследователей творчества Шишкина, но и современных потомков рода Шишкиных.
С 2012 года в музее проходит заседание секции «Шишкин на все времена» Республиканской научно-практической конференции для школьников «Их имена составили славу России».
С 2016 года традиционным стало торжественное вручение паспортов юным гражданам России.

Дом-музей Шишкина

  
Где находится, как доехать:
Добраться до мемориального музея Ивана Ивановича Шишкина несложно — он расположен в центральной части города, на живописной Набережной улице. Лучше всего посещать музей в составе групповой экскурсии с гидом.
 Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, 12.
 
Режим работы:
Стоимость входного билета — 400 RUB.
Время работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9:00 до 18:00.
Телефон: +7 (855) 577-05-47.
Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г. 
  
 
Дом-музей Шишкина

Республиканский конкурс юного художника «Я рисую как Шишкин»
С именем Ивана Ивановича Шишкина связаны многие проекты Елабужского государственного музея-заповедника. Один из них — конкурс юного художника «Я рисую как Шишкин».
Первый конкурс был проведён Елабужским государственным музеем-заповедником в 2005 году на собственные заработанные средства.
С 2006 года конкурс поддержало Министерство культуры Республики Татарстан и он получил статус республиканского и ежегодного.
Цель конкурса не только в увековечении памяти русского художника, но и в поддержке юных дарований в процессе их творческого становления.

К участию приглашаются учащиеся детских художественных школ, школ искусств, центров и студий детского творчества городов и населённых пунктов Республики Татарстан от 8 до 16 лет.
С 2011 года конкурс поддержала Общественная палата Республики Татарстан, которая учредила свой приз для одной из лучших работ, выбранных жюри.
О начале конкурса объявляется 25 января — в день рождения И.И. Шишкина, а сам он проходит с января по апрель.
Тема конкурса меняется ежегодно, как правило, она посвящается знаковым событиям в истории города, республики и страны.
 
За 14 лет проведения в конкурсе юного художника «Я рисую как Шишкин» приняло участие 5 811 ребят из 40 городов и населённых пунктов Республики Татарстан.
Победителей конкурса определяет жюри в состав которого входят художники, которые стали участниками международных симпозиумов и арт-проектов, которые организует и проводит Елабужский государственный музей-заповедник, члены Союзов художников России и Республики Татарстан, заслуженные деятели искусств.
По итогам конкурса:
– 9 юных художников получают призы в виде денежных премий от 2 до 5 тысяч рублей;
– гран-при конкурса составляет 10 тысяч рублей;
– специальный приз от Общественной палаты Республики Татарстан (учреждён с 2011 года).
Кроме того, 10 лауреатов конкурса награждаются поездкой в один из ведущих музейных центров России. Поездку организует Елабужский государственный музей-заповедник в первую неделю летних каникул.
Работы победителей конкурса экспонируются в Доме-музее И.И. Шишкина до подведения итогов следующего года.
 

 

КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА ИВАНА ШИШКИНА  

Нижнекамск расположен на левом берегу Камы (недалеко от места впадения в неё реки Зай), между Куйбышевским, Нижнекамским и Заинским водохранилищами, на севере Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Для района вокруг города характерно множество небольших островков и озёр, которые являются остатками речек, а также хвойно-широколистные леса (особенно сосновые боры), таежные и степные виды растений. 
История Корабельной рощи, окружающей Нижнекамск, насчитывает почти три сотни лет. Еще со времен российского императора Петра Великого здесь заготавливали ценные породы древесины для строительства судов морской флотилии России.

    Корабельная Роща — сосновый бор, прилегающий с северо-запада к городу. Здесь, в Большом и Нижнем Афанасово, с XVIII века велась заготовка мачтовых сосен. Известно, что именно тут писал некоторые свои пейзажи великий русский художник Иван Шишкин, живший в Елабуге, находящейся в 10 км вверх по течению Камы. Самая крупная и последняя завершённая его картина «Корабельная роща», написана в 1898 году по этюдам, подписанными как «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги».

   Кама в этих краях многоводная, широкая, величественная, ничуть не уступает матушке-Волге. В честь красивого бора в Нижнекамске есть улица – Корабельная. 
Улица Корабельная упирается в рощу. Отсюда  давным-давно крестьяне-лашманы готовили, вывозили, сплавляли лес по Каме или везли на лошадях на Казанскую верфь, где по приказу Петр I строили корабли. 
Именно сюда приплывал на лодке молодой Иван Шишкин и писал эскизы к своим будущим знаменитым картинам! 
Не зря и на гербе города Нижнекамска (и района) изображена высокая мачтовая сосна, стоящая на берегу реки Кама!

Корабельная роща
1898г, холст, масло, 165x252 см 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

                                                                  Шишкин, Корабельная роща

„Корабельная роща" - картина-завещание. 
Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.  Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес.  Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных благодатным летним светилом. 
Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка, сверкает на крылышках желтых бабочек, порхающих в потоках всепроникающего сияния. 
Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков, сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета.  Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас буквально зримо ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом. 
Пахнет хвоей, смолой и невыразимым ароматом вечной юности старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.

                                                    УТРО В СОСНОВОМ БОРУ, Шишкин

Шишкин - чародей. 
Он так искусно расставил свои сосны, что создается впечатление бесконечности их числа и неохватности пространства леса. Живописец знает структуру лесного пейзажа, и он властно заставляет нас следовать за его волшебной кистью. Колорит картины необычайно богат. 
Все открытия импрессионистов учтены художником. Но над всеми этими дополнительными фиолетовыми и оранжевыми, синими, желтыми цветами властвует могучее чувство меры великого художника. Он не забывает закона валера, нигде не нарушает натуральность и сдержанность тона. 
Картина Шишкина не кричит, несмотря на масштаб холста, она поет. И эта заветная прощальная песня доходит до самых глубин сердца зрителя. Мы очарованы полнотой жизненных сил, вложенных в это полотно, и потрясены той великолепной живописной отдачей, которая заставляет нас отнести этот шедевр к творениям самого высокого мирового класса. Мало есть холстов в мировом искусстве, где с таким блеском даны портреты, да, именно портреты десятков деревьев, причем если задаться целью, то о каждой из сосен и елей можно рассказать целую историю. Ведь этот лес - гордость целого края России и сохранность, сбережение его - святое дело. (И.Долгополов)

                                                               Сосновый бор, Шишкин

Иван Шишкин
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках, и все это, конечно, способствовало широкой известности художника. Но истинное значение его в русском искусстве от этого порой тускнело, суживалось.
Натуру И. Шишкин не облагораживал в соответствии с эстетическими требованиями академизма, да она в этом и не нуждается. Природа для художника - само благородство, именно она может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Все современники и последующие поколения искусствоведов отмечали, что личность самого художника растворялась в природе в восторге от нее. И. Шишкин не смотрел в себя, не прислушивался к своему "я", он обозревал мир восторженно, в полном от себя отвлечении, уничижая себя перед творениями прекрасной природы. Многие художники, изображая природу, показывали и свой внутренний мир, голос же И. Шишкина полностью совпадал с голосом природы. Главные творческие достижения Шишкина-художника как раз и связаны с эпическим изображением национальных черт русского пейзажа.

                                                                         Русский лес

С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома. Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зеленой траве-мураве...

Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.

                                                                    Сосновая роща, Шишкин

Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: "До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало". Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр - картину "Корабельная роща", которая считается одной из вершин творчества художника.

 

 

БИОГРАФИЯ ИВАНА ШИШКИНА

 Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И.В.Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.

В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом.
К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.

Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.

В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А.Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать.

Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции.

Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.

Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры.

В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии - "Вид на острове Валааме" (1858). Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.

Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера.

Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л.Л.Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.

В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого опекал и обучал живописи.

Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).
Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника.

В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.

Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную Третьяковым.

Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.

Лето 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии". Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а время собирания материала - с летом 1871 года.

Картина Шишкина была приобретены П.М.Третьяковым и вошла в состав его галереи. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже - в 1870-х годах - с Архипом Куинджи.

Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.

В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин, из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.

В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка - он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества.

В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.

Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада.

В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А.И.Куинджи, разрабатывающий совершенно необычную живописную систему. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы, их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты.

В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.

Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем", и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г.), "На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889, 90?), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.

Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказал Шишкину К.А.Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.

В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.

8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".

 

 
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие

Шишкин Иван Иванович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
 В. К. Магницкий. Иван Васильевич Шишкин, гражданин Елабуги // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отдел III-й. Исторические сведения. — Вятка: Издание Губернского статистического комитета, 1892. — С. 396—410.
 Курылёва Н. И. Трёхсотлетнее древо Ивана Ивановича Шишкина: предки, потомки, ближайшие родственники. — Издание 3-е. — Елабуга, 2012. — 120 с. — ISBN 978-5-601607-006-4.
  Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравёров XVI—XIX вв.: С 720 фототип. и 210 цинкограф. в тексте: [В 2-х т.]. — Тип. Имп. Акад. наук, 1895. — Т. 2: K — Ѳ. — Стб. 1193—1198.
 Общество русских аквафортистов. ARTinvestment.RU.
  Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина
 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа № 1 имени И.И. Шишкина Елабужского муниципального района». О школе. «Электронное образование в Республике Татарстан».
 Дом-музей И. И. Шишкина. И. И. Шишкин в портретах. ГБУК «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (28 марта 2014).
Шишкин, Иван Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В. Манин. Иван Шишкин. — М.: Белый город, 2008. — С. 47. — ISBN 5-7793-1060-2.
И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. — СПб.: Художники России, 1993.
Ф. Мальцева Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. — М.: Искусство, 1999.
Галина Чурак. «ЖАНР» ИВАНА ШИШКИНА. Поиски и находки // «Третьяковская галерея». — № 1 (26). — 2010.
Елабужский район РТ.
Газета Республика Татарстан.

 

ВложениеРазмер
Дом-музей Шишкина453.35 КБ
Дом-музей Шишкина118.76 КБ
Дом-музей Шишкина199.88 КБ
Дом-музей Шишкина143.19 КБ
Дом-музей Шишкина160.9 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.