Усадьба Мелихово, Антон Чехов

Мелихово

Ме́лихово (Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова) — один из главных чеховских музеев в России. Находится в окрестностях города Чехова Московской области. Здесь с 1892 по 1899 годы писатель проживал со своими родителями и ближайшими родственниками. Перед отъездом в Крым Чехов продал это имение, и после революции оно пришло в запустение.
Решение о создании музея как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году. В 1941 году музей открылся для посетителей, первым его директором стал Пётр Николаевич Соловьёв. В воссоздании обстановки чеховского дома активное участие приняли сестра писателя — М. П. Чехова и его племянник С. М. Чехов.

САМЫЕ КРАСИВЫЕ УСАДЬБЫ РОССИИ - ТУТ!

                                                          усадьба Чехова в Мелихово                                                            
В музее отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля. Собрание музея в Мелихове насчитывает более 20 тысяч экспонатов. В музее хранятся картины художников — друзей писателя: И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, П. Серёгина и других. Мелихово — место проведения концертов, театральных и музыкальных фестивалей, выставок, рождественских ёлок.
На территории музея в 1951 году установлен один из первых в СССР памятников писателю (скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков)
  
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Чеховское  Мелихово – одна из лучших страниц истории русской литературы. Антон Павлович Чехов прожил здесь семь лет, с 1892 по 1899 год. Течение мелиховской жизни интересно тем, что здесь жил не только писатель, но и врач, принимавший бесплатно огромное количество пациентов, сражавшийся с холерой;  общественный деятель,  строитель школ.

Большое количество знакомств, события в деревнях и «уездном городе С.» - все это сюжеты чеховских произведений  мелиховской поры. За это время им было создано 42 шедевра: пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка», рассказы и повести «Палата №6», «Остров Сахалин», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Мужики» и другие.

В 1899 году по состоянию здоровья Антон  Павлович уезжает в Ялту. Мелихово было продано.

Долгое время здесь не было никакого музея, но мелиховская усадьба  всегда притягивала почитателей чеховского таланта.

Музей в Мелихове начал свою жизнь в 1940 году. Из мемориальных построек к этому времени сохранился один флигель, построенный А.П. Чеховым в 1894 году, где он написал пьесу «Чайка». 14 марта 1940 года  решением Исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся был организован в Мелихове музей имени А.П. Чехова как филиал Серпуховского краеведческого музея.  Эта дата и стала днем рождения Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово».

                                                         пруд Аквариум и дом-музей Чехова                                                

Война приостановила музейную жизнь, но уже 29 июня 1944 года был создан самостоятельный «районный музей имени Антона Павловича Чехова». В 1950-е годы начались работы по восстановлению усадебного дома и завершились они к 29 января 1960 года, к столетию со дня рождения Чехова. В этом же   году решением Совета Министров РСФСР музею присвоен статус Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова.

Благодаря родственникам  писателя дом наполнился мемориальными предметами, которые имеют непосредственное отношение к Антону Павловичу и членам его семьи.

В настоящее время в Музей-заповедник входят: главный усадебный дом,  мемориальный флигель,  флигель-кухня, баня, многочисленные хозяйственные постройки,   пожарныйсарай,   экспозиция старинного медицинского пункта "Амбулаторiя", большаясадоваятерритория. Сохранились две школы, построенные А.П. Чеховым. В 1970-е годы они были переданы музею. В мелиховской школе – уникальные экспозиции «Класс старой земской школы» и «Квартира учительницы». В 2009 году в новоселковской школе открыта новая литературная экспозиция «В мире чеховских героев».

В 1987 году открылся отдел музея в городе Чехове «Музей писем А.П. Чехова». Экспозиция находится в здании старого почтового отделения, открытого по инициативе писателя в 1896 году на станции Лопасня (ныне г. Чехов).  Здесь  идет рассказ  о старой почте, о судьбе писем  и корреспондентов Антона Павловича. С детьми  в музее проводится интерактивное занятие «Живое письмо». А во дворе стоит памятник Чехову работы замечательного скульптора М.К. Аникушина.  

Филиалом музея стала и старинная усадьба «Лопасня-Зачатьевское», расположенная в городе Чехове, где на протяжении долгих лет жили представители видных российских дворянских родов Васильчиковых,  Ланских, Пушкиных, Гончаровых. В 1850-е годы в этом доме у родственников жили дети А.С. Пушкина, и хранился его архив с  рукописью  «История Петра Великого», обнаруженный в 1917 г.

На сегодняшний день коллекция музея, состоящая из тридцати тысяч предметов,  включает уникальное собрание чеховских реликвий: автографы А.П. Чехова и его родных, подлинные фотографии, мемориальные вещи. Интерес экскурсантов неизменно вызывают пальто Антона Павловича, его шляпа и знаменитый белый картуз,  рубашка и галстук-бабочка. В столовой на белоснежной скатерти стоит сервиз, купленный в мелиховские годы.  На письменном столе  в кабинете – ручка, карандаш, любимая чернильница и пенсне Чехова.

Музей хранит коллекцию «редкая книга», в которую входят и   книги с автографами писателя.                    

Изобразительный фонд музея представляет собой великолепное собрание  живописи и графики:  работы И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, М. Чеховой; сценографические работы таких театральных художников, как Е. Куманьков, В. Левенталь, Е. Качелаева, Э. Стенберг; иллюстрации к произведениям А.П. Чехова художников Кукрыниксов; скульптурные портреты Чехова работы  Г.  Мотовилова, М. Аникушина, И. Рукавишникова.

Ежегодно музей пополняется новыми экспонатами. Музейные предметы часто экспонируются на различных выставках. Интерес к музейной коллекции проявляют не только российские музеи, но и зарубежные. В 1998-2014-х  годах музей представлял свои экспонаты  в Германии, Венгрии, Болгарии, Сербии, Франции, Беларуси.

Музей ведет большую научно-просветительскую работу. В последние годы разработано  несколько проектов, в которых участвуют дети и их родители: «По следам Каштанки», «Дачная лихорадка или 22 невинных удовольствия», «Детвора».  Юные посетители, а также и  взрослые, с большим интересом знакомятся  с жизнью А.П. Чехова в Мелихове, его произведениями, участвуют в интерактивных занятиях, мастер-классах, они становятся зрителями   спектаклей  мелиховского театра.

В музее с 2006 года действует театр «Чеховская студия», в репертуаре которого  спектакли по произведениям А.П. Чехова  ("Барыня", "Медведь", "Психопаты", "Дачный театр Антоши Чехонте") и других писателей. В субботние дни в кассе музея продаются не совсем обычные билеты: на них написано «Театральная суббота». В этот день экскурсанты, помимо усадебных зданий, могут посмотреть спектакли нашего театра.

В музее ведет работу Международная театральная школа имени Чехова, где знаменитые актеры и режиссеры занимаются со студентами театральных вузов и проводят мастер-классы. Особенно памятным был «урок» режиссера и актера, мэтра отечественного кино, Н.С. Михалкова.

В театральном мире особой популярностью пользуется Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». Эта традиция родилась в далеком 1982 году со спектакля  Липецкого драматического театра им. Л.Н. Толстого. А сейчас театры различных стран мира горды тем, что они являются участниками этого фестиваля.

Незабываемо в музее проходят празднования Рождества, Широкой Масленицы, Святой Троицы, Яблочного Спаса и  Всероссийский фестиваль «Таксы Чехова».

В настоящее время на базе музея работает конноспортивная секция «Мелихово». Юные наездники учатся азам верховой езды.   

В ближайших планах музея – строительство и открытие детского музейного центра, который сможет предложить целый комплекс разнообразных форм работы с детьми.
                                                                   Театральный дворик                                                          
Директора музея
Бобков, Константин Васильевич (2004 — наст. вр.)
Бычков, Юрий Александрович (1994—2004)
Абраменкова Людмила Захаровна (1987—1994)
Авдеев, Юрий Константинович (1951—1987)
Корнюшин Пётр Кузьмич (1949—1951)
Симанов Сергей Иванович (1945—1949)
Ванаг Пётр Иванович (1943—1944)
Соловьёв, Пётр Николаевич (1940—1941)
 
КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ
Коллекция музея начала складываться в 1950-е годы. В это время велись реставрационные работы на усадьбе А.П.Чехова, восстанавливался главный усадебный дом писателя. Но одной из самых важных задач было формирование коллекции.

Большое участие в сборе экспонатов принимали близкие родственники Антона Павловича: сестра М.П.Чехова - директор и хранитель дома-музея А.П. Чехова в Ялте, и племянник писателя Сергей Михайлович Чехов (сын младшего брата – М.П. Чехова), у которого хранилось большое количество мемориальных предметов. Дело в том, что Чеховы перед отъездом в Ялту не все вещи решили брать с собой. Многие из них были увезены братьями Чеховыми и в последствие собрались у С.М. Чехова. Некоторые вещи были подарены местным жителям и в мелиховскую школу.

За время существования музея, особенно после восстановления главного дома, чеховские вещи стали возвращаться на свои прежние места. С.М. Чеховым и М.П. Чеховой были подарены некоторые чеховские реликвии: пальто и шляпа, пиджак и картуз, рубашка, воротнички и галстуки, запонки; столовые принадлежности, фрагменты чеховского обеденного сервиза, канцелярские предметы и др.

                                  Питейный дом - шуточный скворешник                                             

К уникальным предметам мемориального фонда относятся и подлинные фотографии А.П. Чехова в различные годы жизни (начиная со студенческих лет и заканчивая последними фотографиями, сделанными в Ялте и Баденвейлере), подлинные фотографии членов чеховской семьи, ближайших и дальних родственников.

Неоспорима значимость таких предметов документального фонда, как автографы писателя, автографы родных и корреспондентов А.П.Чехова. Для исследований и как экспозиционный материал важны и документы людей, связанных с А.П.Чеховым, его окружением, его эпохой.

Архив Н.И. Гитович включает в себя воспоминания мелиховских крестьян, сельских учителей, врачей, знавших А.П. Чехова. Архив О.Л. Книппер-Чеховой – письма, театральные афиши, телеграммы. Архив С.М. Чехова, племянника А.П.Чехова: переписка с М.П. Чеховой, с чеховедами (сюда относятся материалы по восстановлению чеховского дома, материалы по подготовке шеститомника писем А.П. Чехова, родословная чеховской семьи).

Архив, где собран интересный материал по истории Серпуховского края – архив Н.А. Агальцова. Большой интерес представляют документы, связанные с общественной деятельностью А.П.Чехова в мелиховские годы. Много сведений о развитии ремесел, о церквях и монастырях г. Серпухова и окрестностей.

К уникальным предметам относятся книги с дарственными надписями А.П.Чехова, подаренные друзьям и родственникам.

Одна из ценнейших коллекций мемориального фонда - «Художники Чеховы». Она представлена живописными и графическими работами старшего поколения: Николая Павловича, Марии Павловны, Михаила Павловича, и младшего поколения: Сергея Михайловича и Сергея Сергеевича.

Не менее ценны живописные работы художников из окружения А.П. Чехова и его современников: И.И. Левитана, П.И. Серегина, А.С. Степанова, Ф.О. Шехтеля, М.Т. Дроздовой, А.А. Хотяинцевой, О.Э. Браза, В.Д. Поленова, А.А. Киселева.

«Мелихово в изображении современных художников» - одна из богатейших коллекций изобразительного фонда. На протяжении многих лет, с 1950-х годов и по сей день, Мелихово и его окрестности любят писать художники. Авторы работ, запечатлевших мелиховские достопримечательности и пейзажи, Заслуженные художники России, члены Союза художников: П.И. Шолохов, А.И. Преображенский, Ю.К. Авдеев (директор мелиховского музея, при котором восстанавливалась усадьба), Н.Н. Данилин, И.П. Шувалов, А.И. Курочкин, В. Дудченко, П.И. Мураткин, В. Галатенко и др. Работы современных художников невероятно обогащают выставки, некоторые полотна выставлялись много раз.

Коллекция «Художники иллюстрируют Чехова» представлена работами Кукрыниксов, Т. Шишмаревой, Р. Мазеля, М. Ярового, А. Ванециана, С.М. Чехова, С.С. Чехова. На протяжении многих лет в музее проводились выставки детского рисунка, посвященного произведениям великого писателя, и большое количество талантливых работ вошло в фонд музея, дав начало коллекции «Дети иллюстрируют Чехова».

В Мелихове были написана пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», театральные праздники стали уже традицией, а фонды музея за последние двадцать лет пополнились уникальными работами. Авторы их – известные в театральном мире художники-сценографы В. Левенталь, Е. Куманьков, М. Курилко-Рюмин, Е. Качелаева, Э. Стенберг, Ю. Доломанов. Это эскизы декораций, эскизы костюмов к различным чеховским спектаклям.

Скульптура представлена работами М.К. Аникушина, Н.П. Пустыгина, А.А. Лысенко, А.М. Анопченко, И.М. Рукавишникова, Л.А. Усова. А.Д. Бржезицкая и Е.И. Гатилова – авторы скульптурных композиций на темы чеховских произведений.

Коллекция медицинского оборудования, инструментов и посуды представлена в экспозиции «Амбулатория».

Все дальше и дальше от нас уходит чеховское время, но еще сохранились в некоторых уголках Подмосковья бережно хранимые в семьях предметы быта конца XIX – начала ХХ века, поэтому в музее всегда велась собирательская работа. Типологические экспонаты необходимы для создания различных выставок и проведения интерактивных занятий, для создания новых экспозиций (усадьба «Лопасня-Зачатьевское», школа в Новоселках).

На сегодняшний день музей хранит около 30 000 предметов.
  
 
ЧЕХОВ И УСАДЬБА МЕЛИХОВО
В 1894 году Чехов выстроил рядом с домом небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя.
В Мелихово Чехов пишет «Палату № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», большой «деревенский цикл» произведений: «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы».
Сестра Чехова Мария работала преподавательницей истории и географии в женской гимназии, увлекалась живописью. Первые работы были сделаны под руководством И.И. Левитана. Как-то любуясь ее работой, тот сказал с восхищением: «Черт знает, как хорошо! Какие же вы, Чеховы, талантливые!».
В Мелихово Мария Павловна занималась огородом. Она не только сажала огурцы, помидоры, тыквы, но и умудрялась вырастить дыни, арбузы, спаржу, артишоки. Антон Павлович, шутя, называл ее огород «уголком Франции».
В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулез. Доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет во Франции. В мае 1898 года Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем переезжает в Ялту.
После смерти отца в 1899 году Чехов продает Мелихово серпуховскому дворянину и промышленнику С.Н. Коншину, который, в свою очередь, в 1908 году уступил его барону Н.Д. Стюарту, владевшему имением до революции. Дальнейшая судьба усадьбы печальна – и узнаваема: разоренный дом постепенно ветшал, в 1929 рухнул и был полностью разобран. Когда в 1944 здесь открылся музей писателя, от усадьбы почти ничего не осталось…

Посвящение Чехову

Закат, покидая веранду, задерживается на самоваре.
Но чай остыл или выпит; в блюдце с вареньем – муха.
И тяжелый шиньон очень к лицу Варваре
Андреевне, в профиль – особенно. Крахмальная блузка глухо
застегнута у подбородка. В кресле, с погасшей трубкой,
Вяльцев шуршит газетой с речью Недоброво.
У Варвары Андреевны под шелестящей юбкой
ни-че-го.

Рояль чернеет в гостиной, прислушиваясь к овации
жестких листьев боярышника. Взятые наугад
аккорды студента Максимова будят в саду цикад,
и утки в прозрачном небе, в предчувствии авиации,
плывут в направленьи Германии. Лампа не зажжена,
и Дуня тайком в кабинете читает письмо от Никки.
Дурнушка, но как сложена! и так не похожа на
книги.

Поэтому Эрлих морщится, когда Карташев зовет
сразиться в картишки с ним, доктором и Пригожиным.
Легче прихлопнуть муху, чем отмахнуться от
мыслей о голой племяннице, спасающейся на кожаном
диване от комаров и от жары вообще.
Пригожин сдает, как ест, всем животом на столике.
Спросить, что ли, доктора о небольшом прыще?
Но стоит ли?

Душные летние сумерки, близорукое время дня,
пора, когда всякое целое теряет одну десятую.
«Вас в коломянковой паре можно принять за статую
в дальнем конце аллеи, Петр Ильич». «Меня?» –
смущается деланно Эрлих, протирая платком пенсне.
Но правда: близкое в сумерках сходится в чем-то с далью,
и Эрлих пытается вспомнить, сколько раз он имел Наталью
Федоровну во сне.

Но любит ли Вяльцева доктора? Деревья со всех сторон
липнут к распахнутым окнам усадьбы, как девки к парню.
У них и следует спрашивать, у ихних ворон и крон,
у вяза, проникшего в частности к Варваре Андреевне в спальню;
он единственный видит хозяйку в одних чулках.
Снаружи Дуня зовет купаться в вечернем озере.
Вскочить, опрокинув столик! Но трудно, когда в руках
все козыри.

И хор цикад нарастает по мере того, как число
звезд в саду увеличивается, и кажется ихним голосом.
Что – если в самом деле? «Куда меня занесло?» –
думает Эрлих, возясь в дощатом сортире с поясом.
До станции – тридцать верст; где-то петух поет.
Студент, расстегнув тужурку, упрекает министров в косности.
В провинции тоже никто никому не дает.
Как в космосе.
Иосиф Бродский

 

 

Амбулатория доктора Чехова                                                                                                                
Общественная активность Чехова в период его жизни в Мелихове не может не удивлять: он был избран в земство, в санитарный совет, становится присяжным заседателем земского суда. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и "пожарный сарай" для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
Летом 1892 года во время эпидемии холеры врач Чехов обслуживал 26 деревень, четыре фабрики, один монастырь, организовал два медицинских пункта и пять холерных бараков. Он принимал больных по два дня в неделю на каждом медицинском пункте.
Несколько месяцев писатель почти не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось и разъезжать по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый, возвращался он домой, но держал себя так, точно делал пустяки, отпускал шуточки и по-прежнему всех смешил.
Помощников у нас нет, придется быть и врачом и санитарным служителем в одно и то же время; мужики грубы, нечистоплотны, недоверчивы; но мысль, что наши труды не пропадут даром, делает все это почти незаметным.
Из всех серпуховских докторов я самый жалкий; лошади и экипаж у меня паршивые, дорог я не знаю, по вечерам ничего не вижу, денег у меня нет, утомляюсь я очень скоро, а главное – я никак не могу забыть, что надо писать, и мне очень хочется наплевать на холеру и сесть писать.
Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, – это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится.
Нехорошо быть врачом. И страшно, и скучно, и противно... Старик фабрикант 75 лет женится и потом жалуется, что у него „ядрышки“ болят оттого, что „понатужил себя“. Все это противно, должен я Вам сказать. Девочка с червями в ухе, поносы, рвоты, сифилис – тьфу!! Сладкие звуки и поэзия, где вы?
Из писем Чехова Суворину.

В письменных источниках Мелихово впервые упоминается в 1704 году как пустошь. Она принадлежала стольнику Мансурову. К середине XVIII века пустошь превратилась в деревеньку, владельцем которой стал поручик Наумов. Он и построил в Мелихове церковь Рождества Христова по обету, данному во избавление от болезни его юной дочери. Деревянный храм был освящен в 1757 году. В 1994 году мелиховская церковь сгорела – как раз тогда, когда ее вернули Русской Православной церкви.
Восстановлением храма занялся молодой художник Вадим Овсянников, написавший для него много икон. Он стал случайным свидетелем пожара и видел, как гибла в огне церковь и его иконы. После пожара художник принял сан священника и все силы отдал на восстановление храма. В 1999 году церковь Рождества Христова была восстановлена на старом фундаменте, сохранены ее прежние размеры и формы.                                                                      
 
На деревенском кладбище у церкви покоится прах трех художников:
Художник Сергей Сергеевич Чехов (1937–1975), внучатый племянник писателя, закончил Суриковский художественный институт, был большим знатоком истории архитектуры, ее исследователем. Принимал участие в реставрации мелиховской церкви в 1966 году. Он умер трагически рано, в 37 лет. Похоронен рядом со своей матерью, Валентиной Яковлевной.
Юрий Константинович Авдеев (1918–1987) стал директором мелиховского музея в 1951 году. До войны он окончил Орловское художественное училище, много писал и участвовал в выставках. Доброволец 1941-го года, Авдеев начал Великую отечественную войну под Москвой, а закончил в Прибалтике, под Ригой. Закончил, потеряв зрение. Фронтовик, за плечами которого были пять лет полной слепоты, десятки госпиталей, бесконечные операции, пришел в Мелихово пешком – и остался здесь навсегда. На месте чеховской усадьбы Авдеев нашел полуразрушенный флигелек, старые липы, тополя, венгерскую сирень, затерявшиеся в бурьяне одичавшие многолетние цветы. На месте большого чеховского дома проходила дорога, во флигельке висели портрет Сталина и несколько фотографий. За 36 лет работы Авдееву удалось восстановить чеховский дом, флигель-кухню, сад, две построенные Чеховым школы, открыть три филиала музея. Авдеев написал 12 книг о Мелихове и других чеховских местах. Когда он пришел в Мелихово, в фондах музея числилось несколько фотокопий. После смерти Авдеева фонды насчитывали 17 тысяч единиц хранения: столько было собрано чеховских автографов, книг, подлинных вещей.

                                                                              флигель Чайка                                                              
График Олег Дмитриевич Коровин (1915–2002) родился под Екатеринбургом, окончил Пермское художественное училище, преподавал в Свердловском художественном училище и сотрудничал с крупнейшими книжными издательствами, журналами «Огонек», «Пионер», «Мурзилка». Его имя прославили иллюстрации к книгам П. Бажова, А. Пушкина, А. Кольцова, М. Горького, Э. Багрицкого, А. Беляева, У. Шекспира, Ю. Тынянова, И. Бунина и др. После тяжелой операции О.Д. Коровин переехал из Перми к внуку в город Чехов. Он восхищался мелиховской церковью и несколько раз рисовал ее. Художник сам выбрал место своего последнего приюта.

Город Чехов
Город Чехов носит имя писателя с 1954 года. Раньше этот населенный пункт назывался Лопасней. Само же название Лопасня, в свою очередь, принадлежало весьма древнему русскому городу, много веков назад размещавшемуся на этом же месте или поблизости – об этом по сей день спорят историки. Вблизи древней Лопасни, которой насчитывается уже более 820 лет, проходила одна из главных почтовых артерий империи, поэтому история почтового дела в Лопасне насчитывает не одно столетие.

Когда-то на правом берегу реки Лопасни стояла изба, в которой останавливались гонцы, доставлявшие указы, поручения и письма по почтово-ямщицкому тракту из Москвы в Серпухов, Тулу, Орел, Курск, Белгород. Среди жителей Лопасни и окрестностей был развит ямщицкий промысел. Но во второй половине XIX века железнодорожный транспорт оттеснил ямщичество с главных магистралей страны, и почтовые тракты стали вырождаться. Теперь вся заказная корреспонденция приходила в Лопасню через уездный город Серпухов, а простые письма поступали на станцию Лопасня и хранились в специальном шкафу в здании вокзала.
Понять, что значит отсутствие почты в те времена, современный человек может лишь в том случае, если окажется без телефона, Интернета, телевидения и радио одновременно.
Я думаю, что при покупке имения нужно только, чтобы оно было по карману и хотя бы издали подходило под привычные жизненные условия, чтобы был кабинет, парк, солнце, почта..., а остальное само приложится.
Из письма А.П. Чехова А.С. Суворину от 15 мая 1892 г.
 
При активном участии А.П. Чехова в 1893 году был организован сбор подписей для подачи прошения в Московский почтово-телеграфный округ, а затем и сбор добровольных пожертвований на строительство здания почты.
Торжественное открытие почты состоялось 2 января 1896 года.
После открытия почты Чехов хлопочет об устройстве телеграфа, помогает собрать необходимые для этого средства. 29 сентября 1896 года он пишет Суворину: «1-го октября у нас открывается телеграф. Теперь адрес для телеграмм такой: Лопасня, Чехову. Пожалуйста, пришлите мне какую-нибудь ненужную телеграмму для почина; пошлите ее так, чтобы я получил ее 1-го октября во время молебна».
  
 
Где находится, как доехать:
Адрес: 142326, Московская область, Чеховский район, село Мелихово
Зачем ехать? 
Погулять по очаровательной подмосковной усадьбе, пройтись по тем же дорожкам, по которым ходил великий писатель. При желании — покататься на лошадях, научиться играть в крокет. А если повезет, то увидеть спектакль на месте его создания.
Когда ехать? 
Усадьба красива в любое время года, но мы рекомендуем ехать весной, в дни проведения театрального фестиваля «Мелиховская весна» и цветения сирени. Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 утра до 5 вечера, касса до 16:45. Последняя пятница каждого месяца — санитарный день. Вход с собаками и курение на территории запрещены, фотосъемка разрешена (бесплатно).
Как добраться на машине? 
Примерно 60 км от МКАД по Симферопольскому шоссе. Координаты парковки для GPS-навигаторов: 55.1136, 37.6478.
Как добраться на общественном транспорте? 
Электричкой Курского направления до станции Чехов, а оттуда маршруткой №25 до остановки Мелихово.
Сколько провести времени? 
Половину или целый день, в зависимости от настроения и погоды.
Чем занять ребенка? 
На территории усадьбы есть большая детская площадка. Здесь можно передохнуть и дать малышу потусить.
Сколько стоит? 
Билет «всё включено», дающий право посещения всех экспозиций — 260 рублей. Школьникам и пенсионерам билеты обойдутся дешевле. Обзорные экскурсии стоят от 300 рублей (зависит от размеров группы).
Где поесть? 
На территории есть летнее кафе, на трассе можно купить пирожков в киоске «33 пирожка» или перекусить в сетевых кафе в городе Чехов.
Где остановиться? 
Если вы хотите подробнее изучить достопримечательности Чеховского района, мы рекомендуем остановиться в «Усадьбе Пешково».
Что привезти домой? 
Сувенирные магниты, книги Чехова и путеводители продают в здании кассы музея.
Посмотреть обязательно: главный усадебный дом и амбулаторию.
Можно пропустить: театрально-выставочный центр.
Туалет: на территории музея-усадьбы есть обустроенный бесплатный туалет.
Администрация музея: 8 (49672) 7-62-56, melikhovo@mail.ru
Заказ экскурсий: 8 (905) 781-29-10, 8 (499) 941-03-13; melikhovo_npo@mail.ru

Туристско-информационный центр (ТИЦ):
8 (916) 484-72-47 melikhovo_tic@mail.ru

 
Время работы музея: 
Каждый день с 10.00 до 17.00, касса музея работает до 16:45.
выходной день - понедельник
последняя пятница каждого месяца - санитарный день
 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://chekhovmuseum.com
По Чеховским местам Подмосковья / Рисунки художника С. М. Чехова; Пояснительный текст директора Музея-усадьбы А. П. Чехова в Мелихове Ю. К. Авдеева; Переплёт, титул, заставки художника П. Кузаняна. — М.: Московский рабочий, 1959. — 112 с. — 15 000 экз. (в пер.)
Авдеев Ю. К. В чеховском Мелихове. М.: Мелихово, 2004.
Безсонов С. Мелихово / Обложка художника П. Зубченкова. — М.: Московский рабочий, 1952. — 88 с. — (По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья). — 50 000 экз. (обл.)
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира). — 50 000 экз.
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (серия «Жизнь замечательных музеев»)/ Отв. ред. Э. Д. Орлов. — М.: Мелихово, 2010.
Сайт фотосайт.
Фото Геннадия Климова, Сергея Яничкина.

ВложениеРазмер
535491126_xlarge (1).jpg286.37 КБ
535491126_xlarge (2).jpg457.52 КБ
535491126_xlarge (3).jpg406.96 КБ
535491126_xlarge (4).jpg509.28 КБ
535491126_xlarge (5).JPG461.07 КБ
535491126_xlarge (6).JPG76.48 КБ
535491126_xlarge (7).jpg416.6 КБ
535491126_xlarge (8).jpg637.22 КБ
535491126_xlarge (9).jpg652.83 КБ
535491126_xlarge (10).jpg128.59 КБ
535491126_xlarge (11).jpg146.58 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

афоризмы от Чехова...

Если вам не о чем писать, то и пишите об этом.
Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то значит болезнь неизлечима.
Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.
Есть особая порода людей, которые специально занимаются тем, что вышучивают каждое явление жизни; они не могут пройти даже мимо голодного или самоубийцы без того, чтобы не сказать пошлости.
Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, - это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.
Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор ещё не догадались обложить акцизным сбором.
Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.
Жизнь - это миг. Её нельзя прожить на черновике, а потом переписать на чистовик.
Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.
Злость - это малодушие своего рода.
Искусство писать - это искусство сокращать.
Когда у актера есть деньги, то он шлет не письма, а телеграммы.
Краткость - сестра таланта.
Кто испытал наслаждение творчества - для того всех других наслаждений не существует!
Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью.
Ложь - тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.
Льстят тем, кого боятся.
Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы не знать, что нам есть.
Мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы потомки были счастливыми, а потомки скажут по обыкновению: прежде лучше было, теперешняя жизнь хуже прежней.
Надо воспитать женщину так, чтобы она умела сознавать свои ошибки, а то, по ее мнению, она всегда права.
Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труд не может быть чистой и радостной жизни.
Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь.
Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии.
Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.
Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
Пошлость - это желание казаться лучше, чем ты есть.
Прав тот, кто искренен.
Праздная жизнь не может быть чистою.
Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.
Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?
Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь.
Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным.
Тля ест траву, ржа - железо, а ложь - душу.
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.
Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником.
У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.
У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот: из бабочки гусеница.
Умные люди, когда они снисходительны к невеждам, чрезвычайно симпатичны
У бедных просить легче, чем у богатых.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru