Музей Бежин луг
В одном из районов Тульской области находиться село, где расположена родовая усадьба семьи Тургеневых. Основал ее дед писателя Николай Алексеевич, он же и заложил великолепный парк, периметр которого окружают липовые и сосновые аллеи. А внутри высажены цветы и разбит фруктовый сад. В самом центре усадьбы находится церковь, также возведенная на средства Н.А. Тургенева. Среди достопримечательностей усадьбы – зимний флигель, в котором останавливался И.С. Тургенев, приезжая в родовое поместье. Здесь им написаны несколько известных произведений и был начат рассказ «Бежин луг». В основу сюжета положены реальные сцены из жизни обычных крестьян, которые Тургенев мог наблюдать, выезжая на охоту в окрестные села.
МУЗЕЙ-УСАДЬБА ТУРГЕНЕВА СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ УСАДЬБЫ РОССИИ - ТУТ!
Бежин луг, описанный в рассказе, находится в нескольких километрах от села, там же расположен колодец, вода из которого считалась целебной. К нему приносили тяжелобольных людей, считая, что вода поможет их исцелить. Этот колодец и по сей день посещают туристы и местные жители, чтобы набрать из него воды и оздоровиться.
Сейчас усадьба включает в себя парк, который был разбит еще в 19 веке, домик для дворовой прислуги, каретный сарай, зимний флигель и Храм, который был воздвигнут в честь Николая Чудотворца. А с 1983 г. на территории Бежина луга проводиться ежегодный литературный фестиваль.
Посетив Историко-культурный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Бежин луг», вы познакомитесь с родовым имением великого русского писателя И. С. Тургенева, сможете пройтись по сосновым и липовым аллеям парка, посаженного в начале XIX века Н. А. Тургеневым, дедом писателя, увидите оставшиеся от старинной тургеневской усадьбы каретный сарай, домик дворовых и бумажную фабрику. В центре тургеневского усадебного комплекса расположена каменная церковь Введение во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1806 году (В настоящее время ведутся реставрационные работы храма).
В здании бумажной фабрики находится музей, где посетители познакомятся с уникальной экспозицией картин XIX века по теме «Охотничьи сюжеты», побывают в рабочем кабинете И.С. Тургенева.
Мультимедийные системы, установленные в музее, помогут посетителям расширить свои знания о родословном древе писателя, о событиях и людях, проживавших в 18-19 в. в Чернском уезде и связанных с его именем, а теневой театр представит нам Тургенева - писателя и охотника.
В Чернском районе Тульской области расположено село Тургенево – родовая усадьба Тургеневых. Основателем села считается Николай Алексеевич Тургенев, лейб-гвардии прапорщик в отставке, дед писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
В красивой излучине реки Снежедь Н.А.Тургенев заложил большой парк, который был разделен на шесть кварталов сосновыми и липовыми аллеями, внутри каждого квартала были разбиты цветники, посажены фруктовые деревья и кустарники. По периметру парк окружен сосновыми и липовыми аллеями, расположенными в строго определенном и продуманном порядке. С запада парк ограничивала липовая аллея, которая примыкала к усадебному дому. Восточная сосновая аллея имеет причудливые изгибы, образующие природные беседки. Она круто переходит в луг «Сажелка», где и сейчас сохранился пруд-сажелка. В юго-восточной стороне парка находится усадебный колодец-родник.
На средства Николая Алексеевича в центре тургеневского усадебного комплекса была возведена каменная церковь «Введения во храм Пресвятой Богородицы». Постройка храма окончена в 1806 году.
У Николая Алексеевича Тургенева было пять сыновей и пять дочерей. Вторым был Сергей Николаевич – отец писателя. В 1816 году Сергей Николаевич женился на богатой соседке Варваре Петровне Лутовиновой. Село Тургенево оказалось под её опекой до 1850 года после смерти свекра и мужа. Основной хозяйственной деятельностью в селе занимался Николай Николаевич Тургенев, дядя писателя. В селе Тургенево находился конный завод, лошадей водили на продажу в Москву. Большое внимание Н.Н.Тургенев уделял бумажной фабрике. Первое упоминание о ней относится к 1838 году.
В здании бумажной фабрики (зимнем флигеле) жил Иван Сергеевич Тургенев, когда приехал в родовое имение летом 1850 года. Именно здесь был написан рассказ «Певцы», «Свидание» и начал рассказ «Бежин луг». Охотясь в окрестностях села Тургенево, Иван Сергеевич подсмотрел сцены из крестьянской жизни, послужившие ему сюжетом для написания нескольких рассказов.
Бежин луг находится на правом берегу речки Снежедь в 3 км. от села Тургенево. Впервые луг упоминался в 1778 году под названием Рудинская пустошь, которая принадлежала бригадиру Ивану Андреевичу Лутовинову. При разделе земель между братьями Тургеневыми, Бежин луг отошел к Николаю Сергеевичу Тургеневу, старшему брату писателя, а затем Маляревским, а от них Лаурицам. В 1908 году Бежин луг выкупили крестьяне села Стекольная Слободка. В последние годы это были земли колхоза имени И.С. Тургенева.
С 1983 годы на Бежином луге проходит ежегодный литературно-песенный праздник «Песни Бежина луга».
На Бежином луге находится почитаемый с XIX века жителями окрестных сел и деревень Прощеный колодец, известный своей целебной водой. Сюда приносили заболевших детей, приходили умываться для сохранения красоты девушки.
Особенно целебной считалась вода, взятая из Прощеного колодца до восхода солнца. Такая вода считалась «непитой». По народным поверьям, такая вода особенно целебна, она придает силу при различных заболеваниях.
К Прощеному колодцу и сегодня приходят местные жители и туристы, чтобы набрать воды из заветного источника.
После 1917 года усадьба Тургеневых была национализирована и использовалась под нужды колхоза, как школа, интернат, клуб и т.д. Службы в церкви продолжались до 1930-х, после этого храм подвергся разорению, была разрушена колокольня, уничтожена церковная утварь. В дальнейшем в храме были клуб, мастерские, склад удобрений, школьный тир.
В настоящее время в Тургенево остался парк начала XIX века, каменная Церковь «Введения во храм Пресвятой Богородицы», здание бывшей бумажной фабрики (зимнего флигеля), а также каретный сарай, домик дворовых, подвалы.
В 2014 году в селе Тургенево был открыт «Историко-культурный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Бежин луг», который сегодня является филиалом ГУК ТО «Объединение ИКХМ»». В зимнем флигеле - бывшем здании бумажной фабрики открыта музейная экспозиция.
Где находится, как добраться, режим работы:
Тульская область, Чернский район, с. Тургенево, ул. Школьная, д. 13
53.463598140667, 36.739571072533°
Телефон
+7 (48756) 2-35-10
Режим работы
Вт-вс 10:00–18:00
Путешествие по Тургеневским местам – Бежин луг
По тургеневскому маршруту, или Что мешает тургеневским местам в тульской области стать привлекательными для туристов?
В минувшую субботу в музее-заповеднике “Бежин луг” состоялось заседание межрегиональной общественной организации “Тургеневское общество”, в котором приняла участие министр культуры и туризма Татьяна Рыбкина. На нем, в частности, сообщалось о создании европейского тургеневского маршрута, куда войдут Москва, село Тургенево, Спасское-Лутовиново, Орел, Бужеваль и Баден-Баден.
А на следующий день мы с женой проехали часть этого маршрута, а именно Спасское-Лутовиново, село Тургенево и Бежин луг.
Первым делом порадовала дорога. Трассу М2 на ее тульском отрезке отремонтировали и даже немного расширили. Поэтому если она не перегружена фурами, то ехать по ней одно удовольствие. Кстати сказать, я особенно люблю симферопольскую трассу - наверное, потому, что именно с ней у меня связаны воспоминания детства, когда автостопом мы с отцом ездили в Чернь, где в селе Черноусово, как говорят, проросли мои казаческо-крестьянские фамильные корни, которых теперь и не сыщешь.
В музее-заповеднике в Спасском-Лутовинове мы бываем каждый год летом и каждый раз, сравнивая его с Ясной Поляной, приходим к выводу, что тургеневская усадьба с регулярным парком нам нравится больше, чем толстовская.
Становится даже неловко от этой мысли. Меня примиряет с ней лишь то, что Иван Сергеевич Тургенев все же был русским европейцем и ему было не все равно, как выглядит его поместье. А Льву Николаевичу Толстому, по большому счету, было пофиг, какая его усадьба, особенно когда он “опрощался”, а все хозяйские заботы легли на его супругу Софью Андреевну.
Теперь эти традиции и вовсе музеефицированы, то есть максимально приближены к исторической реальности.
Тургеневский музей спасает его удаленность от столицы и крупных городов. Здесь нет такого количества посетителей, как в Ясной Поляне, а значит, и меньше случайных людей. Поэтому в тенистых аллеях Спасского можно ходить, наслаждаясь тишиной, не сталкиваясь с “табунами” туристов, громко обсуждающих межу собой текущие проблемы. Особенно приятно ступать по поросшим мхом дорожкам.
На обратном пути решили заехать на Бежин луг. Мы так и не сумели в этот раз попасть на фестиваль и на открытие тургеневского музея на бывшей бумажной фабрике, где писатель останавливался во время охоты.
Музей встретил нас сильным запахом лака, которым были покрыты деревянные полы. Если бы не репродукции и фотографии на стенах, а также старинные предметы интерьера, вряд ли можно было бы назвать увиденное музеем. Особенно диссонировали с экспонатами современные светильники.
Экскурсовод Светлана рассказала о родословной фамилии с ордынскими корнями, об имении брата писателя Николая Сергеевича. От барской усадьбы, сожженной крестьянами, остался лишь фундамент, на котором стоит местная школа, и еловая аллея, заросшая крапивой.
Местная полуразрушенная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перестроенная дедом писателя в память своей погибшей дочери Параскевы, застыла в строительных лесах. Работ там не ведется. По-видимому, на дальнейшее восстановление храма нет денег. Может быть, это сделают к 200-летнему юбилею Тургенева, который мы будем отмечать в 2018 году.
Как рассказала Светлана, чаще всего музей посещают туляки и москвичи, которые направляются на родину Тургенева, а вот гордые орловчане сюда пока не спешат. Им, наверное, хватает более уютного Спасского.
Сделав запись в книге посетителей, мы направились на Бежин луг. Это одно из красивейших природных мест нашего края. Чаще всего мы бываем там в дни тургеневского фестиваля, но по дороге из Спасского-Лутовинова всегда заезжаем посмотреть на знаменитый луг.
Первым делом направились к Прощеному колодцу, который славится своей мягкой и даже, говорят, целебной водой. Последний раз мы там были, когда еще не было никаких табличек и креста. Сруб стоял в тени под развесистой ракитой.
Сегодня же появился деревянный крест и информационная табличка с надписью, согласно которой колодец - святой и почитаемый крестьянами с XIX века. Спустившись к срубу, обнаружили, что наполнить водой пятилитровую пластиковую бутыль нельзя никак - из-под трубы сочился малоубедительный ручеек.
- Там банка возле колодца, спуститесь в него и наберите. Так все делают, - пояснили молодые люди, отдыхающие рядом с речкой.
Действительно, в самом колодце был уступ, куда можно спуститься и набрать воды, на поверхности которой плавали мошки. Но от этой идеи мы отказались.
А затем нам пояснили, что колодец, очевидно, пересыхает, в том числе от того, что прежде он был под деревом, а сейчас на солнцепеке. Этот довод не показался мне убедительным, но факт пересыхания Прощеного колодца был налицо.
Это было не единственное разочарование. На самом видном месте Бежина луга мы увидели свалку из пластиковых и стеклянных бутылок, бумаги и прочего хлама, который зрители фестиваля по привычке оставляют после себя.
Помнится, все прошлые годы рано утром Бежин луг убирали - приводили в порядок после нашествия “высокодуховных” посетителей праздника. Но в этот раз, очевидно, сработали спустя рукава и мусор не вывезли. Поэтому привозить сюда гостей из Москвы и Орла, не говоря уже про иностранцев, категорически нельзя. Какой уж здесь туристический маршрут?
Ландшафт Бежина луга уродуют и бетонные столбы, по которым проложен электрокабель, использующийся только в дни фестиваля. Неужели сегодня, когда миллиарды рублей власть может потратить на фантастические проекты, не найдется денег для иного технического решения? Ведь Бежин луг прежде всего заповедное место, портить этот красивейший вид бетонными опорами совсем уж моветон.
И все же хочется верить, что Бежин луг и Тургенево когда-нибудь станут такими же уютными, как сегодня Спасское. Пусть даже не скоро, а лет через двадцать…
Биография Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Ранние годы
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился за границей, после чего путешествовал по Европе.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.Читайте также: Гоголь Николай Васильевич биография
В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
Расцвет творчества Тургенева
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
Последние годы
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.
Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.
Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.
С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография Тургенева по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Тургенева.
Другие варианты биографии
Интересные факты
В юности Тургенев был легкомыслен, тратил много родительских денег на развлечения. За это его мать однажды проучила, выслав вместо денег в посылке кирпичи.
Личная жизнь писателя сложилась не очень удачно. У него было много романов, но ни один из них не закончился браком. Самой большой любовью в его жизни была оперная певица Полина Виардо. На протяжении 38 лет Тургенев был знаком с ней и ее мужем Луи. За их семьей он ездил по всему свету, жил с ними в разных странах. Умерли Луи Виардо и Иван Тургенев в один год.
Тургенев был человеком чистоплотным, опрятно одевался. Писатель любил работать в чистоте и порядке – без этого никогда не начинал творить.
Интересные факты из жизни Тургенева
И. С. Тургенев появился на свет 28 октября (9 ноября) 1818 года. Событие это произошло в семье Сергея Николаевича Тургенева, потомка древнего рода тульских дворян, и Варвары Петровны Лутовиновой, наследницы богатого дворянского рода. Будущий писатель был вторым из троих детей.
В детстве Иван подвергался жестоким побоям и истязаниям матери, хотя и считался её любимым сыном. Варвара Петровна была очень противоречивой личность. Начитанность и образованность странным образом сочетались в ней с тиранством и деспотичностью к родным. Именно она явилась прототипом жестокой барыни в известном рассказе «Муму»
Ещё в отрочестве будущий писатель отличался незаурядными способностями. Известно, что в Московский университет он поступил в достаточно юном возрасте – 14 лет. Буквально через четыре года, в 18 лет он стал кандидатом, а в 23 – магистром философских наук.
Тургенев любил вкусную еду и редко отказывал себе в подобных удовольствиях. Когда во время каникул он наведывался в родное имение Спасское, мать, суровая крепостница, забывала о его капризах и наказаниях, и всё придумывала, чем бы потешить родное дитя. Главное поощрение – любимое варенье из крыжовника.
Говоря кратко, большую часть жизни Тургенев провел за границей. Так, в столице Франции он близко общался с выдающимися французскими писателями. Встречи, как это часто случается, проходили в ресторанах, и тогда сложилась необычная традиция – «обеды пяти».
Случалась она раз в год, а позже и ежемесячно, и проходила в каком-нибудь одном из многочисленных парижских ресторанов. Главными зачинщиками «посиделок» были Золя, Гонкур, Доде, Флобер и во «главе стола» Тургенев. Наслаждаясь многочисленными блюдами, они не забывали говорить и о высоком – литературе.
В 1835 году на Тургенева было заведено дело. Оказывается с ружьем в руках он вышел защищать крепостную девушку, которую собирались передать её законной хозяйке. Можно сказать, это был чуть ли не единственный случай, когда русский дворянин, философ и писатель решил отстаивать свою точку зрения не пустыми разговорами, а делом. И в семнадцать лет, и в шестьдесят, он всегда был ярым противником крепостного права.
Основные факты биографии Тургенева говорят о том, что ещё в юности писатель дал клятву всегда бороться с крепостничеством. Но единственное, что он мог сделать – это использовать свой литературный талант. Однако обличать словом он решил не у себя на Родине, а вдали – в Европе. Находиться же в непосредственной близости к тем, кого губит и душит крепостной произвол, он не мог, не хватало, по его собственному признанию, твёрдости характера.
Была в жизни Тургенева и роковая любовь. Её звали Полина Виардо. Всю свою жизнь он следовал за ней. Встреча с ней навсегда разделила его жизнь на прошлое без неё и сомнительное будущее, но рядом с ней. Писатель Лев Николаевич Толстой был крайне удивлен способности Тургенева так любить. Но в то же время он полагал, что чувство это не светлое, не возвышающее, скорее болезнь, приносящая невыразимые страдания.
Встреча с Полиной Виардо произошла осенью 1843 года. Итальянская опера на сцене Санкт-Петербургского театра презентовала свою постановку «Севильского цирюльника».
Среди зрителей был и Иван Сергеевич. Когда на сцену вышла Полина в роли Розины, зал ахнул – ждали именно её. Она была не слишком привлекательной, скорее даже некрасивой, сутулой, с выпуклыми чёрными глазами и большим ртом. Но, как только она начала петь, ошеломлённая публика замерла: нежная, глубокая душа сбрасывала с себя толстый панцирь и озарялась светом. Не мог устоять и Тургенев: он пал к её ногам.
Тургенева не смущало, что его избранница была замужем. Одно время они даже все вместе жили под одной крышей: Полина, её муж, их дети, Тургенев и его незаконнорожденная дочь. Европейское общество, конечно, судачило и осуждало этот странный союз. Но русский писатель был непреклонен: главное – их любовь с Полиной, а не досужие сплетни обывателей.
Отзывы на Бежин луг
Отзыв в журнале "Москвитянин" (1851 г.):
"Во 2-ом номере "Современника" помещены по части изящной словесности: продолжение романа гг. Станицкого и Некрасова "Мертвое озеро"... повесть г. Лихачева и новые "Записки охотника" г. Тургенева. Естественно, что прежде всего мы с жадностью раскрыли "Записки", обещая себе то же самое удовольствие, с которым читали мы все почти предшествовавшие очерки, за исключением "Певцов" и "Свидания". Мы имеем маленькую слабость к таланту г. Тургенева, и в слабости этой признаемся открыто...
Сказать, что ожидания наши были совершенно обмануты, было бы слишком сильно, но... они были удовлетворены менее чем вполовину... так же мало, как и тогда, когда мы читали "Певцов" и "Свидание". Не доверяя первому впечатлению и боясь быть несправедливыми в отношении к такому истинному и блестящему дарованию, каково дарование г. Тургенева, - мы перечли вторично "Бежин луг" (так называется новый рассказ охотника) и вторично остались так же мало удовлетворены. Не думаем, чтобы это было только личное наше впечатление - и постараемся показать, от чего именно происходит, по нашему крайнему разумению, неудовлетворительность нового произведения г. Тургенева...
Читателям, знакомым с прежними "Записками охотника" (а кто не знаеом с ними?), вероятно, кидались в глаза способность автора подмечать самые, так сказать, тонкие черты местности, самые нежные оттенки природы: в этом отношении особенно замечательны у г. Тургенева три превосходные страницы описательной поэзии, названные им "Лес и степь". <...>
...живописью изящною, добросовестною, тонкою начинается и "Бежин луг", и между тем в целом эта живопись, не давая на себе сосредоточиться взгляду... утомляет вас. Разберите картину по чертам, по оттенкам, все будет в ней изящно и верно действительности... но странно как-то, что все эти черты сливаются во что-то неопределенно-пестрое; странно, что, несмотря на всю свою верность природе, живопись поражает вас довольно неприятно изысканностью, отсутствием того непосредственного наития... <...>
По нашему мнению, два недостатка вредят в особенности новому произведению г. Тургенева: во-первых, ложное идеализирование характеров, в особенности характера Павлуши с его ничем необъяснимыми скептицизмом и фатализмом, и во-вторых, разорванность впечатления. Все как будто двоится в "Бежином луге". Иногда как будто кажется, что автору хочется держать нас под обаянием фантастического, но... ...искусственное вредит здесь на каждом шагу непосредственному, холодное рассуждение убивает поэзию."
(неизвестный автор, отзыв в журнале "Москвитянин", 1851 г. №6)
А. И. Незеленов:
"Кто не помнит живо этой чудесной картины... беседы крестьянских ребятишек, стерегущих табун, беседы о страшных и поэтических поверьях? Между несколькими крестьянскими мальчиками, нарисованными здесь поэтом, выдается энергический и умный Павлуша. <...> Живой и умный Павлуша умеет пометить смешное...
"Бежин луг" есть вообще один из самых поэтических рассказов "Записок охотника": особенно прекрасны некоторые его частности, отдельные картинки и эпизоды. <...>
...в каком удивительном соответствии изображаются Тургеневым человек и природа. И звезды небесные, и реющий в воздухе голубь, и леса, поля и воды, окружающие мальчиков в "ночном", - все это входит в их духовную жизнь, красоту всего этого чуют они своим сердцем, и живут и дышат этой красотой Божьего мира.
Тургенев - великий живописец природы, и все его очерки народной жизни, как в прекрасную рамку, вставлены в художественные и живые описания ее."
(А. И. Незеленов, "Тургенев в его произведениях", СПб, 1885 г.)
П. В. Евстафьев:
"Автор рассказывает о том, как после целого дня охоты он ночью сбился с дороги и набрел на крестьянских ребятишек, которые стерегли табун. В ожидании, пока сварятся "картошки", эти ребятишки коротали ночное время разными рассказами о том, кто что видел, слышал - дома, в поле, в лесу, на реке. В этих безыскусственных разговорах детей выражаются их мысли, чувства, суеверия и вообще наивный взгляд на природу и на людей. Под предлогом изображения этой занимательной сцены, автор дает читателю почувствовать и оценить те условия жизни, какими было обставлено крестьянское детство.
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом - характер.
По основной идее, которую автор вложил в этот рассказ, "Бежин луг" естественно является крайней противоположностью с известным гончаровским эпизодом "Сон Обломова". В том эпизоде, наоборот, изобличается непомерная, неразумная попечительность маменьки относительно Ильюши. Вследствие того Ильюша и лишен всякой самодеятельности, и остается бесхарактерным на всю жизнь.
Кроме художественного изображения привлекательных типов крестьянских мальчиков: Феди, Павлуши, Ильюши, Кости и Вани, "Бежин луг" представляет еще мягкие изящные описания природы средней полосы России. В начале рассказа бесподобное описание июльского дня, а затем - тихого приятного вечера. Художественное воспроизведение предмета получает особенную теплоту оттого, что автор тут же дает почувствовать и его собственные впечатления и связь описываемого явления с местной сельской жизнью."
(П. В. Евстафьев, "Новая русская литература", 1889 г.)
А. М. Скабичевский:
"В то время как у большинства помещиков, изображенных в "Записках", преобладают отрицательные черты, крестьяне, напротив того, представляют ряд весьма симпатичных типов. Выводя такие личности, как... крестьянские дети в "Бежином луге" - автор, тем уже протестовал против крепостного права, что, заглядывая в душу всех этих детей народа, находил в ней те же радости и страдания, что и у всех прочих людей и вместе с тем, выводил их не в пример симпатичнее и цельнее стоящих тут же рядом с ними помещиков.
В этом отношении даже и "Бежин луг", эта чисто художественная каринка, изображающая ночную беседу деревенских детей в табуне лошадей, производила на читателей... впечатление отрицания крепостного права: прочтя эту картинку, читатель всею душою привязывался к изображенным в ней детям, и ему жутку становилось при мысли, что в этих симпатичных деревенских ребятах растут будущие рабы, вся жизнь которых могла быть изломана по прихоти какого-нибудь Пеночкина."
(А. М. Скабичевский, "История новейшей русской литературы", СПб, 1891 г.)
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
Суть произведения
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.
Главные герои и их характеристика
Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.
Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.
Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.
Темы и проблемы
Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
Отдельной строкой можно выделить тему народных верований, примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Чему учит?
Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.
Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Официальный сайт музея Тургенева «Бежин луг»
https://www.museum-tula.ru/muzei/muzej-bejin-lug/
Достопримечательности Тульской области.
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Усадьба Тургенева и музей «Бежин луг» Вконтакте.
Португалов М. В. Краткий путеводитель по Тургеневскому музею. — 1921.
Португалов М. В. По Тургеневским местам: Спутник экскурсанта: Сборник. — 1924.
Ермак Б. А. И. С. Тургенев и родина // И. С. Тургенев: Материалы и исследования: Сборник. — 1938.
Богданов Б. В. Спасское-Лутовиново: Государственный музей-усадьба И. С. Тургенева: Путеводитель / Фото И. Горбунова и А. Ветрова. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1977. — 120 с. — 25 000 экз.
А. М. Скабичевский, "История новейшей русской литературы", СПб, 1891 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Музей Бежин луг | 1.12 МБ |
Музей Бежин луг | 606.08 КБ |
Музей Бежин луг | 600.09 КБ |
усадьба Тургенево | 1.35 МБ |
- Тэги:
- 2283 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий