Село Салтыганово

Салтыга́ново — село в Кайбицком районе Татарстана в 8 км северо-западней Больших Кайбиц. Входит в состав Багаевского сельского поселения. 
Также село иногда называется Салтыганова.
Расположено у реки Шиланда в 7,5 км северо-западнее Больших Кайбиц.
Основано в период Казанского ханства.
В 1930-х годах в Салтыганово начал эксплуатироваться первый в районе дизельный трактор.

 

 

Известна с 1647–65 гг. По преданию, основана выходцами из д. Большие Клери. В дореволюционных источниках упоминается как Другие Большие Кляри, Кляри Другие, Большое Салтыганово.

В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. 
В начале 20 в. здесь функционировали мечеть (построена в 1853 г.), мектеб, ветряная мельница, 2 мелочные лавки.

В этот период земельный надел сельской общины составлял 660,7 десятин. 
     До 1920 г. деревня входила в Богородскую волость Тетюшского уезда Казанской губернии. 
С 1920 г. в составе Тетюшского, с 1927 г. - Буинского кантонов Татарской АССР. 
С 10.08.1930 г. в Камско-Устьинском, с 01.02.1963 г. в Тетюшском, с 12.01.1965 г. в Камско-Устьинском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 83 души мужского пола, в 1859 г. - 297, в 1884 г. - 382, в 1897 г. - 505, в 1908 г. - 600, в 1920 г. - 596, в 1926 г. - 383, в 1938 г. - 430, в 1949 г. - 442, в 1958 г. - 372, в 1970 г. - 279, в 1979 г. - 212, в 1989 г. - 131, в 2002 г. - 81 чел. 
     В окрестностях деревни Салтыганово сохранились каменные надгробия - эпиграфические памятники 14 в.
 

СТАТЬЯ ПРО СЕЛО
История Салтыганова уходит в далекие века. 
О ее происхождении существуют разные легенды. 
Одну из них описал известный татарский ученый, этнограф и просветитель XIX века Каюм Насыри. Он писал: «В наших краях есть пять деревень под одним названием… Итак, одно из сел – Мамадыш Акилово, другое село – Салтыганово, известно как Мамадыш-Салтыган. Русское село Багаево также называют Мамадыш-Багаево, аналогично, как и Мамадыш-Гордеево. Есть еще русская деревня Арасланово, называемое Мамадыш-Арсланово».

Все эти пять сел берут свое начало от детей одного человека: некоего Джамида, который прибыл из Булгарского государства и поселился здесь с пятью сыновьями и родной сестрой. Сыновья росли, обзаводились семьями и постепенно отдалялись от отца. Одного из сыновей звали Мамиткол. 
От него берет начало нынешнее село Мамадыш-Акилово. Второй сын Гавгильде основал Танаево. От третьего сына Абдул Халила берет начало русское село Багаево. Четвертого сына звали Арслан и он считается основателем деревни Арасланово. Подлинное имя пятого сына, родоначальника села Гордеево, неизвестно. 
Сестру Джамида звали Сагындык. Салтыганово обязано своим происхождением именно ей.

Шло время, близлежащие села и деревни стали разрастаться, крепнуть и развиваться. Однако в Салтыганове была одна проблема – русские жители негативно относились к татарскому населению и на этой почве в деревне происходили большие распри. 
Был издан указ о переселении одной русской семьи из каждого близлежащего села в Салтыганово. В деревне для вновь прибывшего русского населения была отведена отдельная улица, построены дома, предоставлены земли. Таким образом, Салтыганово с тех времен стало смешанной деревней. По сей день люди здесь живут в мире и согласии.

 

Природа Салтыганова очень красива. 
Широкие поля расстилаются вокруг нее, что символизирует о широте души жителей села. Богата деревня и своими родниками. Родник «Молочный» получил свое название благодаря белизне, как молоко пробивавшейся из земли воде.

Берега родника – белая глина, которую до сих пор используют местные женщины для побелки печей. Еще белая глина обладает целебными свойствами, уверены сельчане. 
Родник «Аралык» получил свое название из-за обрывистых берегов с обеих сторон, а «Бисэр» получила расивое название за чистейшую как бисер воду. 
Журчание родника «Гремучий» слышится издалека, отсюда и его название. Открыл его местный житель Григорий. 


Инеш – речка с большой энергетикой. На ее берегах издавна жители отмечали праздник «Науруз», готовили праздничные блюда.
 
В нашей деревне есть одно очень красивое загадочное место, называемое «Бездонная яма».  Существует легенда о том, что в годы Великой Отечественной войны в этот овраг упал трактор и затонул. Кто только не пытался его найти, но все безуспешно – он исчез под землей бесследно. 
С тех пор эта яма наводит страх на жителей деревни. В 60-70-е годы XX века по обеим сторонам оврага была вода, а нынче она исчезла… Овраг и по сей день остается загадочным, но очень красивым местом в деревне.

В километре от деревни расположено озеро «Калина». В далекие времена по ее берегам росли калины, люди приходили собирать целебную ягоду. Сегодня это озеро – основное место отдыха салтыгановских жителей. Здесь люди ловят рыбу и лакомятся вкусной ухой.

В 1853 году местные жители построили первую мечеть. С этих пор она занимает особое место в деревне. В 1906 году имам-хатибом в мечеть назначается Батыргарей Ногманов.

В 1934 году открыли школу для детей в здании мечети. Это связано с историческими событиями того времени. Мусульманская вера была сильна, и в июне 1995 года благодаря поддержке селян состоялось открытие новой мечети. Здесь каждый день звучит азан, читают намазы, отмечают религиозные праздники.

Культурная жизнь занимает не последнее место в истории развития деревни. Об этом свидетельствует построенный в 1964 году сельский клуб. В эти же годы при сельском клубе была открыта и библиотека. Люди умели и трудиться, и отдыхать. Основная масса жителей трудилась  в колхозе. Первый колхоз «Имени Ворошилова» был организован в 1933 году, председателем его был Хузей Галимов. После ХХ съезда КПСС в сельском хозяйстве произошли существенные сдвиги.

Осуществлялось дальнейшее укрупнение коллективных хозяйств. В 1957 году колхозы трех деревень после объединения образовали один крупный колхоз «Путь к коммунизму», который добился больших успехов в разведении крупного рогатого скота и растениеводстве. Однако в начале 2000-го года колхозы стали приходить в упадок и для их поддержки стали организовываться агрофирмы, которые и по сей день способствуют развитию сельского хозяйства.

В Салтыганове живут замечательные люди. В годы Великой Отечественной войны большая часть мужского населения ушли на войну – 105 человек, из них только 35 человек вернулись обратно. Такой поворот событий закалил деревенских женщин. Многие из них воспитывали и растили детей в одиночку, выполняли всю мужскую работу. Однако тяжелое военное и послевоенное время не стало помехой для воспитания достсойных сыновей и дочерей. 2 июля 1941 года родился Марсель Мубаракшевич Галимов, который своим усердием и трудом дослужился до должности заместителя прокурора Татарстана и получил звание доцента юридических наук.

Рафил Габдрафикович Нугуманов – генерал-майор полиции, родился 1 июля 1949 года. Всю свою жизнь посвятил работе в полиции, стал заместителем министра внутренних дел республики. Он заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации и заслуженный юрист Республики Татарстан, награжден орденом Мужества, именным пистолетом «Макарова», медалями «В память 1000-летия Казани» и медалью РТ «За доблестный труд». Нынче – депутат Государственного совета Республики Татарстан.

Сыновья Салтыганова показали честь и отвагу в Афганской и Чеченской войне. Все вернулись домой на радость своим родным и близким. Сегодня многие из них проживают в деревне и трудятся на благо Родины.

Хочется надеяться, что и в будущем деревня будет расти и развиваться!

Наша деревня славится большим количеством долгожителей – людей, которым исполнилось 85 лет и более. На сегодняшний день их 11 человек.

В настоящее время в деревне Салтыганово имеется 73 двора и проживает 263 человека. Большинство жителей занимается разведением крупного рогатого скота и зерновыми культурами.

 

_____________________________________________________________________________________________________________
 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
ГРУППА СЕЛА ВКОНТАКТЕ – 
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Гульсина Камалова, методист Салтыгановской сельской библиотеки
http://kaybici.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/317491.htm

ВложениеРазмер
c92e5b30ce70 (1).jpg90.18 КБ
c92e5b30ce70 (2).jpg363.12 КБ
c92e5b30ce70 (3).jpg32.66 КБ
c92e5b30ce70 (5).jpg70.99 КБ
c92e5b30ce70 (6).jpg96.88 КБ
c92e5b30ce70 (7).jpg83.95 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.