Музей-усадьба Рахманинова

Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» — музей композитора С. В. Рахманинова, расположенный в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области, принадлежавшей его родственникам Сатиным.

С июня 1890 по апрель 1917 года он почти каждый год жил и работал в этом имении.
 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ТАМБОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
 
К 1922 году все строения Ивановки были уничтожены во время Революции и Гражданской войны.
В настоящее время Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» является крупнейшим мировым центром сохранения и трансляции российского культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова. 
Значительный период жизни композитора, с 1890 по 1917 год, был связан с усадьбой. Здесь зарождались и получали первоначальное воплощение многие творческие замыслы С. В. Рахманинова. В настоящее время в Ивановке проходят научные конференции, музыкальные фестивали, конкурсы, концерты, музыкальные и театральные ассамблеи.

 

История создания 
Воссоздание Ивановки началось с постановления бюро Тамбовского областного комитета КПСС и облисполкома № 550 от 29 июля 1968 года. «Об увековечении памяти С. В. Рахманинова». Этому постановлению предшествовало большая организационная работа, проведенная общественностью Тамбовской области. Особый интерес к Ивановке вызвали публикации Д. В. Калашникова на страницах газеты «Тамбовская правда». Д. В. Калашников был автором книги «Школьникам о С. В. Рахманинове», буклета «Рахманиновские места Тамбовского края». 
В своих публикациях Д. В. Калашников поднял вопрос воссоздания Ивановки. 26 мая 1968 года в здании ивановского сельского клуба коллектив Тамбовского областного музея, под руководством Л. Н. Ростиславской, создает комнату-музей С. В. Рахманинова. Руководителем общественного музея стала преподаватель местной музыкальной школы Л. А. Тимашевич. В Ивановке стали проводиться ежегодные Дни музыки С. В. Рахманинова.
В 1971 году в Воронеже выходит сборник материалов и документов «С. В. Рахманинов в Ивановке». Составитель сборника и автор предисловия Н. Н. Емельянова. В этом же году был заложен фундамент флигеля (проект архитектора В. М. Белоусова). В 1973 году, к столетию со дня рождения С. В. Рахманинова, Тамбовский областной музей, при поддержке ГЦММК им. М. И. Глинки, обновил экспозицию общественного музея. В августе 1978 года в Ивановке был создан Дом-музей С. В. Рахманинова, на правах филиала Тамбовского областного музея.
18 июня 1982 года Дом-музей С. В. Рахманинова в Ивановке был торжественно открыт. В этот же день в Ивановке был открыт скульптурный портрет С. В. Рахманинова (скульптор К. Я. Малофеев, архитектор А. С. Куликов).
 
С 1982 года в Ивановке ежегодно проходят Международные музыкальные фестивали им. С. В. Рахманинова. В 1987 году Дом-музей С. В. Рахманинова был преобразован в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова.
В 1993 году на территории усадьбы был воссоздан гараж. В 1994 году — кладовая. В 1995 году при поддержке и помощи Ю. П. Рахманинова и АО «ТРАНСИНЖСТРОЙ» был воссоздан усадебный дом Ивановки, открытие которого состоялось 25 сентября.
В 1985 году в мае проводится Сиреневый Фестиваль.
С 1986 года проводится музыкальный фестиваль «Музыкальное лето в Ивановке».
С 1989 года проводится фестиваль «Джаз в Ивановке».
 
С 1990 года проводится фестиваль «Звездное лето в Ивановке». С 1991 года проводятся творческие: фортепианные, вокальные, скрипичные, театральные ассамблеи; проводится фестиваль «Сиреневая ночь в Ивановке».
С 1993 года — начало работы первой научной конференции «С. В. Рахманинов и мировая музыкальная культура». Открыта сцена Зеленого театра.
С 1998 года заложена традиция проведения фольклорных праздников: «Картошкины именины», «День варенья», «Праздник блина», «Широкая масленица», «Троицын день», «Святое крещение», «Новогодние и Рождественские праздники».
В 2003 году состоялся первый концерт Н. Л. Луганского. Воссозданы беседки в усадьбе, издается альманах «Ивановка», издан диск «Играет С. В. Рахманинов».
В 2006 году состоялся первый конкурс исполнителей русской народной песни им. С. В. Рахманинова.
В 2008 году — первый конкурс пианистов памяти Ю. П. Рахманинова. Воссозданы качели, создан кабинет-музей Ю. П. Рахманинова
 
В 2010 году — первый фестиваль вокального искусства имени И. К. Архиповой. Первый конкурс фортепианных ансамблей имени В. В. Рахманинова. Вступление музея в ассоциацию музыкальных музеев России.
В 2011 году — фольклорные праздники «День рождения капусты», «Самоварные забавы и потехи». Воссоздан садовый домик.
В 2012 году — открытие экспозиций Саши Сатина и Марины Шаталиной. Воссоздан розарий, дворовая изба.
В 2016 году построена новая беседка.
  


 
Экспозиция
Кабинет Александра Александровича Сатина 
Библиотека усадебного дома 
Биллиардная усадебного дома 
Гостиная усадебного дома 
Комната Варвары Аркадьевны Сатиной
Kомната Софьи Александровны Сатиной
Столовая усадебного дома
Классная комната
Концертный зал
Флигель 
Комната Саши Сатина  
Кабинет-музей Юрия Павловича Рахманинова
Парк Музея-усадьбы
Музыкальный салон
Садовый домик
  
 
В воспоминаниях 
С. А. Сатина, двоюродная сестра композитора писала:
К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. 
Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего кроме полей, а на юг — наш осиновый лес. 
На протяжении многих верст вокруг Ивановки эти осины и наш сад около дома, были единственными деревьями среди полей, и поэтому этот осинник являлся убежищем для зайцев, лисиц, и даже забегавших иногда откуда-то волков, в особенности же для птиц, вивших там свои гнёзда и наполнявших воздух щебетом и пением.
 


 
Основные сведения, где находится, как доехать
Полное наименование: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»
Сокращенное наименование: ТОГБУК «МУРИ»
Дата создания: 28 августа 1978 года
Учредитель: Тамбовская область
Функции и полномочия учредителя выполняет Управление культуры и архивного дела Тамбовской области
Адрес: 392000 Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, 76
 
GPS координаты Музея-усадьбы С.В.Рахманинова «Ивановка»
51°57′27″ с. ш. 41°59′36″ в. д.  
Маршруты поездки в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова «Ивановка»
на автомобиле
Из Москвы следует ехать по федеральной дороге М6 «Каспий» до 551 км.
Повернуть налево, ехать до указателя г. Уварово, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». Повернуть налево и проехать 21 км до села Моисеево-Алабушка. Повернуть налево по указателю Ивановка, проехать 10 км до ворот Усадьбы.
Из Тамбова следует ехать по федеральной дороге М6 «Каспий» до 551 км.
Повернуть налево, ехать до указателя г. Уварово, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». Повернуть налево и проехать 21 км до села Моисеево-Алабушка. Повернуть налево по указателю Ивановка, проехать 10 км до ворот Усадьбы.
 
Из Астрахани и Волгограда следует ехать по трассе М6 «Каспий» до 552 км
до указателя Уварово. Повернуть направо и проехать 21 км до села Моисеево-Алабушка. Повернуть налево по указателю Ивановка, проехать 10 км до ворот Усадьбы.
 
Из Воронежа следует ехать через село Новая Усмань по трассе М4 «Дон». В селе Рогачевка свернуть на трассу Воронеж-Саратов. Ехать в сторону Борисоглебска. Не доезжая 3 км до Борисоглебска, повернуть в сторону Москвы на трассу М6 «Каспий» и ехать до 832 км до указателя Уварово. Повернуть направо и проехать 21 км до села Моисеево-Алабушка. Повернуть налево по указателю Ивановка, проехать 10 км до ворот Усадьбы.
 
Из Пензы следует ехать по трассе Пенза-Тамбов до села Ковылки (станция Иноковка). Повернуть налево, ехать до указателя Инжавино, Уварово.
Проехать р. п. Инжавино и г. Уварово по дороге на р. п. Мучкап.
Проехав 5 км от г. Уварово, повернуть направо по указателю Волгоград, Ивановка, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». Ехать до села Моисеево-Алабушка. Повернуть направо по указателю Ивановка, проехать 10 км до ворот Усадьбы.
 
Из Саратова следует ехать по трассе Саратов-Воронеж. Проехав 3 км после г. Борисоглебска, повернуть направо по указателю «Москва», повернуть на Москву. Ехать до 832 км до указателя Уварово. Повернуть направо и проехать 21 км до села Моисеево-Алабушка. Повернуть налево по указателю Ивановка, проехать 10 км до ворот Усадьбы.
 
Вниманию автолюбителей!
Не следует вводить в навигатор слово «Ивановка».
В округе находится 27 деревень с таким названием.
Если пользоваться навигатором, то следует вводить: Тамбовская область, Уваровский район, деревня Ивановка.
В этом случае навигатор может направить Вас окольными дорогами.
Поэтому настоятельно советуем Вам пользоваться вышеуказанными маршрутами!
 
Маршруты поездки в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова «Ивановка»
на железнодорожном транспорте
Из Тамбова в Уварово (станция Обловка):
Поезд № 380*Й Москва-Камышин.
Отправление из Тамбова в 00:30.
Прибытие в Обловку  в 03:00.
Пригородный поезд № 6584 Тамбов-Обловка.
Отправление из Тамбова в 09:15.
Прибытие в Обловку  в 12:07.
Пригородный поезд № 6556. Тамбов-Обловка.
Отправление из Тамбова в 17:30.
Прибытие в Обловку в 20:13.
 
Из Уварово (станция Обловка) в Тамбов:
Поезд № 379В Москва-Камышин.
Отправление из Обловки в 01:02.
Прибытие в Тамбов в 03:45.
Пригородный поезд № 6555 Обловка-Тамбов.
Отправление из Обловки в 04:52.
Прибытие в Тамбов в 07:30.
Пригородный поезд № 6583 Обловка-Тамбов.
Отправление из Обловки в 13:30.
Прибытие в Тамбов в 16:21.
 
Маршруты поездки в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова «Ивановка» на автобусе
Автовокзал «Северный»
В расписании возможны изменения.
Справочная автовокзала «Северный»:
г. Тамбов, ул. Мичуринская 46 
Телефон: (4752) 53-50-03.
  


 
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА:
Начальник управления: Голубев Юрий Николаевич
Тел.: 8 (4752) 79 02 62
e-mail: post@cult.tambov.gov.ru
Официальный сайт: cult.tambov.gov.ru
Адрес юридический:  392000 Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, 76
Адрес фактический:  393481 Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка
Директор: Ермаков Александр Иванович: тел. 8 915 864 10 55
Заместитель директора: Самохин Андрей Михайлович:  тел. 8 915 863 67 17, 8 920 232 56 43
Главный хранитель: Владимирова Людмила Васильевна: тел. 8 920 488 09 69
Кассир: Кузякина Ирина Васильевна: тел.  8 915 866 11 13
Начальник службы безопасности: Резунов Геннадий Михайлович:  тел. 8 920 231 10 55
Режим работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов
Тел.  для справок: 8 915 864 10 55
e-mail: ivanovka@list.ru
Сайт:  ivanovka-museum.ru .
  
Филиалы:
Музей семьи Рахманиновых «Знаменское»
Адрес: 393096 Тамбовская область, Петровский район, с. Знаменка, ул. Советская, 34
Заведующая филиалом Ларина Татьяна Ивановна.
Тел.: 8 (475 44) 461 19
Режим работы: ежедневно с 10 до 18 часов. Выходные дни - воскресенье и понедельник.
 
Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского
Адрес: 393276 Тамбовская область, Рассказовский район, с. Коптево, ул. Молодежная, 25
Заведующая филиалом Сапунова Анжелика Юрьевна
е-mail: koptevsk.fil@yandex.ru
Тел.: 8 (475 31) 624 17; 8 915 879 93 42
   
 
ПУТЕШЕСТВИЕ В ИВАНОВКУ
В рахманиновскую Ивановку с целью знакомства с музеем-усадьбой, о котором так много слышал и читал, я собирался давно, но не представлялось удобного случая и весомого повода для посещения легендарного места, да и путь был неблизким. Но когда я узнал о намеченной в усадьбе презентации нового рояля и предстоящем выступлении Николая Луганского, я решил совместить посещение всех этих мероприятий и отправиться в Ивановку своим ходом, чтобы выяснить заодно, каково нынче нашему народу перемещаться общественным транспортом по собственной стране.
23 августа в 3 часа пополуночи я вышел из поезда, шедшего по романтическому маршруту Москва-Камышин, на станции Обловка города Уварово Тамбовской области:
Стояла тёмная ночь. 
Возникло впечатление, что я вышел в глухую безлюдную степь к тамбовским волкам: небо покрыто тучами, звёзд не видно, народу никого, это был настоящий экстрим, и в душу невольно закрадывался первобытный страх, но другие поезда здесь не останавливаются, и иного варианта прибытия на эту станцию не было. Железная дорога здесь не электрифицирована, и мой состав от Тамбова тащил сюда дизель. Когда я увидел воочию, куда попал, моментально вспыхнул вопрос «что я тут делаю?», но я заранее знал, на что шёл: мной были заготовлены мобильные номера уваровских таксистов. Поэтому я, прогулявшись вперёд-назад по перрону, видя перед собой лишь наглухо закрытое здание вокзала и поёживаясь от ощущения собственной ничтожности посреди громадного пространства, схватился за спасительный телефон и вызвал машину, в образе которой в степь явилась современная цивилизация с современной же реинкарнацией былинного ямщика за рулём.
Ехать в такую рань, вернее, среди ночи, в Ивановку было бесполезно, а гостиничный номер брать на пару часов не имело смысла, поэтому я отправился в Уварово в поисках завтрака и какого-нибудь пристанища. Завтрак по наводке шофёра найти удалось, но пристанища в виде клуба, кафе или ресторана, где можно было бы посидеть до солнечного восхода, так и не нашлось: ранним утром всё было закрыто.
Тем не менее, с первыми лучами Солнца я въехал в Ивановку, причём, по пути выяснилось, что прямая дорога от Уварово до Ивановки насмерть разбита большегрузами, перевозящими урожай, поэтому пришлось отправиться в объезд, сделав громадный зигзаг с юга вокруг усадьбы, и въехать в неё с противоположной стороны, где расположены ворота главного входа и как раз имеется хорошая дорога, ведущая от федеральной трассы и построенная ещё в советские времена. В Ивановке я застал идиллическую сельскую картину:
Подъехав к усадьбе, я увидел ворота главного входа, на которых красуются ноты мелодии романса С. В. Рахманинова «Сирень:
Пройдя по аллее, я обнаружил утопающий в зелени и цветах воссозданный в 1995 году усадебный дом сине-белой раскраски:
Рядом с ним расположен ещё один дом — кирпично-деревянный красно-жёлтой раскраски флигель, как и усадебный дом разобранный в 1918 году и воссозданный в 70-80-х годах:
Территория рахманиновской усадьбы великолепно оформлена в духе сохранившихся прижизненных фотографий, сделанных в разные годы в Ивановке. Здесь можно увидеть и воссозданный по известному классическому фото знаменитый белый столик, за которым Рахманинов записывал и редактировал свои сочинения:
Такой же белой расцветки мебель, беседки, скамейки щедро расставлены по всей усадьбе, а рядом с усадебным домом на перекладине подвешен колокол:
На территории усадьбы имеется множество тропинок, дорожек, аллей, пересекающих её в разных направлениях:
В самых неожиданных местах расположены беседки и всевозможные элементы вписанного в природу садового дизайна:
С запада на восток всю усадьбу пересекает длинная берёзовая аллея, выложенная песком и отмеченная по краям высаженными в ряд деревьями, как это было при Рахманинове:
Как видите, на фото все берёзы молодые, и с этим обстоятельством связана любопытная легенда, которыми история усадьбы щедро уснащена. Дело в том, что старые берёзы, которые ещё помнили самого Рахманинова, были срублены местными жителями на дрова в суровые 40-е годы во время Великой Отечественной войны, после которой до недавних времён сохранились лишь два дерева в дальнем конце аллеи – видимо, самые молодые из прежних. Но и этим двум деревьям вышел срок: берёзы погибли от старости, и было принято решение аллею воссоздать, высадив молодые берёзки. Сбоку от берёзовой аллеи расположен специально перенесённый сюда некрополь с могилами родственников Рахманинова:
 
Судьба этого некрополя трагична: «лихие 90-е» XX века не пощадили его, и он был фактически разорён на прежнем месте своего пребывания, из-за чего по инициативе музыкантов и местных администраторов некрополь перенесли непосредственно в Ивановку. Проблема в том, что духовенство этот перенос не благословило, а сами могилы расположены не по канонам погребения, а в произвольном порядке, поэтому, возможно, эта проблема ещё потребует своего решения. Хотя, как мне сказали с полной уверенностью посвящённые люди, был полностью перенесён в усадьбу прах покойных, а не только надгробные камни с высеченными на них именами, которые всем понимающим дело говорят о многом. Здесь и могила А. И. Сатина, и могила И. И. Рахманинова:
 
На берегу небольшого залива уже в наши времена была построена сцена со служебными помещениями и переносным сценическим тентом для проведения симфонических концертов на воде, а на противоположном берегу от неё — лужайки, усадебный сад и скамейки для слушателей:
Такое ощущение, что в усадьбе всё пронизано творчеством и музыкой, и даже птицы на проводах располагаются наподобие нот на линейках:
Везде по усадьбе, как и в рахманиновские времена, много цветов — всевозможные сорта уже отцветшей к моему приезду сирени, садовые цветы и прочее:
 
Интересно воссозданы также интерьеры обоих мемориальных домов, в свою очередь возрождённых во второй половине XX века по фотографиям и подробнейшим воспоминаниям и рисункам прожившей до 1975 года двоюродной сестры великого музыканта С. А. Сатиной.
Интересно отметить, что история этих домов, как и всего в Ивановке, тоже окружена легендами. Так, одна из легенд повествует о том, что рахманиновский рояль в революцию был якобы сброшен крестьянами со второго этажа, а сами дома сожжены. Это всё неправда. После революций 1917 года дома не были уничтожены, а были банально разобраны на составные части жителями Ивановки для своих хозяйственных нужд, ибо никто из них в барских домах жить не собирался, а на возвращение хозяев надежды не было. Если за домами не следить, то они ветшают и разрушаются по естественным причинам, поэтому судьба их была предрешена, а властям на тот момент было не до культуры.
Что касается рояля, то существует несколько версий его исчезновения, одна из которых весьма красива, что, однако, не означает, что она подлинна. Впрочем, все версии сходятся к одному: рояль погиб. И это прискорбно не потому, что он ценен сам по себе, ибо рояль в Ивановке постоянно находился в работе, подвергаясь нещадной эксплуатации и от непрерывного использования разрушаясь, в результате чего закупались всё новые и новые рояли взамен изношенных, но потому, что это был последний прижизненный рахманиновский рояль.
А «красивая» легенда повествует о том, что рояль первоначально не погиб, а попал в руки крупной советской чиновницы, которая в момент демонтажа дома вывезла его в чеченский город Грозный. Этот рояль находился у неё на квартире, и чиновница даже собиралась в будущем отдать его в какой-нибудь музей, но никак не могла расстаться с полюбившимся инструментом. Затем грянула Великая Отечественная, как стратегически ключевой военный объект Грозный подвергся бомбардировкам, в результате которых квартира и рояль были уничтожены, о чём чиновница впоследствии горько сожалела. Так ли было, нет ли, правда ли это всё, о том ли рояле речь — неизвестно.
 
Возвращаясь к интерьерам, хочу отметить, что, приехав в Ивановку, больше всего опасался именно за впечатление от них: вполне очевидно, что если воссоздание домов — это по большей части инженерная задача, то воссоздание интерьеров — это уже задача, в основном, историко-художественная, а потому гораздо более сложная, если иметь в виду желаемое ощущение подлинности. Но мои опасения оказались напрасными: интерьеры не только не производят впечатления чуждости и неуместности, а наоборот, составляют основное очарование востановленных зданий, не считая самой архитектуры, конечно:
В рахманиновские времена в усадьбе царил культ чаепития: чай пили постоянно и в больших количествах, поэтому в продолжение всего дня в постоянной готовности находился разогретый самовар, заварка, баранки и прочие изделия:
Помимо исторических интерьеров дореволюционных времён в одной из комнат воссоздан мемориальный кабинет Юрия Павловича Рахманинова — внучатого племянника великого Рахманинова, советского учёного, инженера-метростроевца, много сделавшего для сохранения памяти музыканта в Москве и в Ивановке.
Перед центральными воротами усадьбы заасфальтирована большая автомобильная стоянка, способная принять десятки машин и автобусов, что с ростом известности Ивановки весьма дальновидно:
В этот мой приезд стоянка была полна машин: слушатели приехали на концерт-презентацию нового рояля, приобретённого для Ивановки фондом Тимченко и отобранного на фабрике самолично Николаем Львовичем Луганским, клавирабенд которого состоялся в конце этого памятного дня.
А после концерта я ещё раз прошёл через всю усадьбу, прощаясь с нею — появившись здесь утром с первыми лучами Солнца, я покидал её с последними его лучами:
С погодой повезло, и этот день подарил мне незабываемые впечатления от знакомства с замечательной местностью, бережно воссозданными историческими объектами, неравнодушными к прекрасному людьми и дивной южнорусской природой. Побывав здесь, начинаешь понимать музыкантов, которых притягивает Ивановка, силой своего очарования заставляя их регулярно приезжать именно сюда, несмотря на множество концертов и прочих обязательств по всему миру.
Я считаю, что для всякого просвещённого и неравнодушного к музыкальному искусству русского человека, кем бы он ни был — музыкантом ли, любителем ли музыки — в России есть священные места, по которым хотя бы раз в жизни нужно осуществить небольшое музыкальное паломничество. К их числу относятся музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и его же музей-усадьба в Тихвине, музей-квартира А. Н. Скрябина в Москве, московский музей-усадьба Шаляпина, квартира С. Т. Рихтера на Б.Бронной в Москве и его же дача под Тарусой Калужской области, музей-усадьба П. И. Чайковского в Клину и его же музей-усадьба в Воткинске, музей-усадьба М. И. Глинки в селе Новоспасском Смоленской области и, конечно, музей-усадьба С. В. Рахманинова в Ивановке Тамбовской области.
Этими наименованиями список не исчерпывается, но перечисленные объекты составляют поистине золотой фонд памяти русской музыки и культуры, в котором рахманиновская Ивановка занимает своё уникальное и неповторимое место.
  


 
Биография Рахманинова
Рахманинов Сергей Васильевич (1873 – 1943) – русский композитор, дирижер, пианист, представитель направления символизм в музыке. Объединил в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ
 
Детство и образование
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в имении Онег (по другим данным – в имении Семеново) Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А. Орнатской.
В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского.
Краткая биография Рахманинова была бы неполной без упоминания, что в годы обучения, музыкант создал ряд знаковых произведений, в том числе 1-й фортепианный концерт (1891). В 1893 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью.
 
Становление музыканта
После окончания консерватории, Рахманинов занимался преподавательской деятельностью. В 1897 году дирижировал в Московской русской частной опере, где познакомился с Фёдором Шаляпиным.
Еще с учебы в консерватории Сергей Васильевич приобрел известность как талантливый музыкант, однако его популярность была прервана после неудачной премьеры 1-й симфонии. Острая критика Цезаря Кюи, Н. Римского-Корсакова стала причиной глубокой депрессии, Рахманинова, биография которого до этого не знала творческих кризисов. Почти три года композитор практически ничего не создавал.
В 1901 году Рахманинов завершил свой 2-й фортепианный концерт. С 1904 года работал дирижером в Большом театре. С 1906 года Сергей Васильевич путешествует по миру, посещает Италию, Германию, Америку, Канаду. В 1909 году создает 3-й фортепианный концерт.
 

Жизнь и творчество за границей
Недолго пробыв в России, в конце 1917 года Рахманинов снова отправился на гастроли в Европу – сначала в Швецию, а затем в Данию, откуда на родину уже не вернулся. В 1918 году в Копенгагене композитор сыграл свой 2-й фортепианный концерт.
В конце 1918 года Сергей Васильевич уезжает в США. Несмотря на бурную концертную деятельность, в это время он практически не создавал ничего нового. Только в 1926 – 1927 годах появились 4-й фортепианный концерт и ряд небольших произведений. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы».
Скончался Рахманинов Сергей Васильевич 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз в США. Похоронили великого композитора на кладбище Кенсико.
 
Интересные факты
Творчество Рахманинова принято относить к «серебряному веку» русского искусства, оно насыщено сложной символикой, в том числе христианскими мотивами.
Рахманинов родился в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Александрович, был пианистом, сочинял фортепианные пьесы, романсы.
В 13 лет Рахманинов познакомился с Петром Чайковским, ставшим для юноши наставником.
Дипломной работой музыканта в Московской консерватории стала его первая опера – «Алеко», созданная по поэме Александра Пушкина «Цыганы».
В 1902 году Рахманинов обвенчался с Натальей Александровной Сатиной, родственницей по отцу. У них было две дочери.
 


 
ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА
 Биография Рахманинова по датам поможет подготовить интересную информацию к уроку, узнать много нового об известном во всём мире композиторе, его вкладе в мировое искусство.
1873 год, 20 марта (1 апреля) – родился Рахманинов в дворянской семье;
с юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке.
1882 – поступил в Петербургскую консерваторию.
1885 – переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории;
Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским, знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.
1891 – Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист.
1892 – как композитор.
1892, зима – начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.
1891 – яркая художественная индивидуальность Рахманинова раскрылась еще в консерваторские годы — в Первом фортепианном концерте.
1892 – опера «Алеко».
1893 – симфоническая фантазия «Утес».
1895 – Первая симфония.
1898–1900 – неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным
1899 – Первое зарубежное выступление Рахманинова, которое состоялось в Лондоне.
1900 – побывал в Италии. Был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца.
1901 – Второй фортепианный концерт.
1903 – в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина.
1904–1906 – Рахманинов работал дирижером в Большом театре;
написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» по Пушкину
1906 – три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер.
1907 – Вторая симфония, фортепианные прелюдии и этюды-картины;
принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже;
рождение дочери Татьяны.
1909 – Третий фортепианный концерт;
симфоническая поэма «Остров мертвых», навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина;
впервые выступал в США.
1910–1911 – играл в Англии и Германии.
1910-е – Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам.
1917, декабрь – Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, в Россию уже не вернулся.
1918 – композитор жил в Америке, где добился огромного успеха. В США он много гастролировал и мало сочинял.
1941 – было создано величайшее произведение Рахманинова – «Симфонические танцы».
1943, 28 марта – Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Информационно-туристический портал Тамбовской области
 Годы в Ивановке. Воспоминания С. А. Сатиной (Ивановка). Официальный сайт музея
Официальный сайт музея
https://ivanovka-museum.ru
Музеи Тамбовской области 
Достопримечательности Тамбовской области

 

ВложениеРазмер
usadba_rahmaninova (2).jpg60.77 КБ
usadba_rahmaninova (3).jpg339.54 КБ
usadba_rahmaninova (4).jpg308.97 КБ
usadba_rahmaninova (5).jpg408.71 КБ
usadba_rahmaninova (6).jpg244.02 КБ
usadba_rahmaninova (8).jpg176.13 КБ
usadba_rahmaninova (10).jpg175.12 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

композитор Рахманинов

У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.

В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.

Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.

Когда шли репетиции первой оперы «Алеко», к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта», если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.

Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.

Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.

Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.

Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.

Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.

Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.

С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.

Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь» Бородина, «Русалка» Даргомыжского и др.) стали эталоном.

Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.

На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.

Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.

На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.

Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.

Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.

Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.

Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.

 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru