Марийский Гусиный праздник

На страницах нашего сайта мы рассказывали про татарский праздник «Каз Омэсе», что в переводе на русский означает «Гусиные помочи», или «Гусиное перо».

Оказывается, такой праздник характерен и для других народов Поволжья и Урала, в частности, он сохранился у восточных мари, которые живут в Башкирии, Свердловской области и в Удмуртии. Также аналогичный праздник есть у башкир.  

   

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПО БАШКИРИИ - ТУТ!

СЕЛО ЧУРАЕВО - КЮСО КУМАЛТЫШ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ - ТУТ! 

   
Обычно такой праздник проводится поздней осенью, когда гусиное племя подрастает, это время для заготовки гусиного мяса, гусиного пера и пуха. К этому времени уже закончены все основные сельские работы, именно тогда наступает время деревенских праздников и гуляний.
С этим праздником связаны марийские обряды, марийские блюда, песни и гуляния.
В республике Марий Эл такой праздник нынче почти не сохранился, зато у восточных мари этот праздник помнят и проводят до настоящего времени.

Марийский Гусиный праздник

 Гусиный праздник  - это также время, парни могли себе выбрать невесту, когда проводят сватовство и планируют будущие свадьбы. Именно за работой по разделке гусей, по заготовке гусиного пуха и пера можно было присмотреть себе искусную жену-хозяйку. Такой праздник – настоящая школа домоводства и народных традиций.
Следует отметить и такое марийское блюдо как копченый или вяленый гусь, именно поздней осенью такой деликатес в избытке на рынках в поселках Сернуре или в Куженере.                                                                              
 
Марийский Гусиный праздник

 Ятас кучымаш – Гусиный праздник у народа мари.
В летний период забот было полно, работали от рассвета и до заката. Зато в зимний период могли проводить 2-3 праздника за раз. На праздники могли прийти до 30 гостей. Для гостей готовили гуся.
В то время без родственников и друзей жить было тяжеловато. Разные семьи, разных друзей мог объединить ятас пайрем.
 
На большой праздник, обычно осенью после заготовок мяса на зиму, хозяйка дома готовит гуся, делит его на 33 части, раздает гостям. Кому попадается грудинка (ключица), тот берет кость за один конец и предлагает взяться за другой конец уважаемому им человеку. Каждый тянет косточку в свою сторону. Кость ломается, кому попадается большая часть, тот первым должен позвать в гости. Этот человек заранее определяет какой-нибудь праздничный день и приглашает своего напарника по косточке с семьей в гости.
 
Марийский Гусиный праздник

На намеченный праздник собираются родственники и приходят новые друзья - ортак. Новым друзьям хозяева вручают гуся и банку медовухи. Новые друзья поют песенку и танцуют:
Нас в гости позвали,
Нам гуся,пиво подали,
Ятас пайрем полезен,
Помогать друг-другу весело.
 
Ятас родем мемнам-лай ужылдале
Ятас комбо-пурым-лай кучыкташ.
Ятас-лай шорымо пеш пайдале –
Полшаш икте-весылан пеш оҥай.
 
К танцу присоединяются все гости. А ортак делят гуся на 33 части, нарезает хлеб. Накладывает на хлеб мясо, наливают медовуху, угощают всех.
На следующий праздник идут в гости к другому напарнику по косточке. Таким образом 2 семьи считаются друзьями и должны во всем помогать друг-другу.
  
 

«Гусиный праздник» марийцев Башкортостана
Марийский кинорежиссер из Эстонии Алексей Алексеев предлагает русскоязычную версию своего документального фильма «Ятас пайрем» («Гусиный праздник»).
Etnomeedia Estonia пишет, что обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них мы забываем, либо совсем о них не знаем. Гусиный праздник у народа мари – это языческий праздник, который отличается своей самобытностью. Он является осенним календарным праздником, уходящим своими корнями в старые времена.
 
Среди первых одомашненных птиц были гуси. Они считаются самой умной и благородной домашней птицей. Гусиная стая есть в каждом уважающем себя марийском подворье. 
Гусь — птица крупная, и особого ухода не требует. Ещё с древнейших времен, жителями марийского села поздней осенью проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в день гусиного праздника заготавливают впрок гусиное мясо, завершает Etnomeedia Estonia.
  
 

Марийский историко-культурный центр "Мишкино" Мишкинского района Башкирии провел обряд "Ятас пайрем" ("Гусиный праздник"). 
Мероприятие прошло в профессиональном лицее №150 села Мишкино.
Методист ИКЦ Людмила Имаева рассказала студентам об основах праздника. По традиции, отварив гусиное мясо, хозяйка дома делила его на 33 части и раздавала гостям. 
Ножки обычно доставались юношам, чтобы они быстрее встали на ноги, завели свое хозяйство и крепкую семью. Крылышки оставляли для девушек, чтобы они быстрее вышли замуж и улетели из родительского гнезда. Голова гуся доставалась хозяину дома. 
Остальное мясо делили на всех прочих гостей и родственников. Тот, кому попадалась грудинка (ключица), брал кость за один конец и предлагал взяться за другой конец уважаемому им человеку. Каждый тянул косточку в свою сторону. Тот, кому попадалась большая часть, должен был первым позвать в гости.
Как отметили организаторы, национальные праздники — одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов, в том числе и марийского народа.

  
  
  
________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://mariez.ru/
И. Н. Смирнов  "Черемисы” (марийцы).
Национальный культурный центр Башкортостана.
http://культура.екатеринбург.рф/
УФА, 9 апр 2017. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.
Группа эрвел мари Вконтакте.

 

ВложениеРазмер
Марийский Гусиный праздник250.45 КБ
Марийский Гусиный праздник165.29 КБ
Марийский Гусиный праздник117.49 КБ
Гусиный праздник162.65 КБ
Марийский Гусиный праздник261.82 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.