Река Алатырь

Алатырь

Ала́тырь (чуваш. Улатăр, эрз. Ратор) — река в России, левый приток реки Суры. Протекает по территории Нижегородской области и Республики Мордовия, в нижнем течении — по территории Чувашской Республики. Впадает в Суру близ города Алатыря.
Длина 307 км, площадь бассейна 11 тыс. км²; в пределах Чувашии длина 24,2 км, площадь бассейна 187 км²; в пределах Мордовии длина 130 км, площадь бассейна 7880 км².
Крупные притоки: Рудня (правый), Инсар (правый).
Питание главным образом снеговое. Замерзает в ноябре, вскрывается в начале апреля. Сплавная.
На Алатыре находятся города: Алатырь, Ардатов, посёлок городского типа Тургенево; сёла: Сырятино, Байково, Пузская Слобода и другие.

 

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

                                          Исток реки Алатырь

Река Алатырь

Водоток
Исток    Приволжская возвышенность
 • Местоположение    д. Алатырь (Первомайский район Нижегородской области)
 • Координаты    54°52′26.76″ с. ш. 43°37′55.93″ в. д. (G) (O) (Я) (T)
Устье    река Сура
 • Местоположение    г. Алатырь (Чувашия)
 • Координаты    Координаты: 54°52′11″ с. ш. 46°35′54″ в. д. (G) (O) (Я)
Показать географическую карту54°52′11″ с. ш. 46°35′54″ в. д. 

                                                               Река Алатырь

Река Алатырь

Краткая лоция реки Алатырь
Алатырь — левый приток Суры, протекает в северной части Приволжской возвышенности, по лесистой местности. Основные лесные массивы расположены по левому берегу. Правый ниже села Мадаево почти безлесен. Русло реки довольно извилисто.
Протяженность участков маршрута: Ужовка—Кемля— 38 км, Кемля—Ардатов—116 км, Ардатов—Алатырь—37 км.
Путешествие по Алатырю можно начать от станции Ужовка, Кендя или Кемля (линия Арзамас—Саранск), а закончить в Алатыре или продолжить по Суре.
Привалы возможны по левому берегу на всем отрезке от Кемли до устья, за исключением районов Суподеевки и Ардатов—Алатырь, где лес подходит к реке только против Ахматово.
Путешествуя по Алатырю, рекомендуется осмотреть город Ардатов (бывшее село Новотроицкое, известное с XVII в.), село Баево—родину скульптора С. Д. Нефедова-Эрзя и Алатырь—второй после Чебоксар город Чувашской АССР. Основан в 1552 г. как укрепленный пункт. Городом стал с 1780 г. После постройки в 1894 г. железной дороги Москва-- Казань начал развиваться экономически.

                                                                      река Сура, река Алатырь

Река Алатырь

 

                                             Река Алатырь около устья, река Сура

Река Алатырь

                                                                                 устье реки Алатырь

Река Алатырь

                                                  Алатырь, происхождение названия.

Река Алатырь

Алатырь – левый приток реки Суры. Мордовский вариант – Раторлей. Возможно, таким словом называли речку за ее характер. Неширокая и неглубокая, она тем не менее всегда была источником воды для жизни, а значит и самой жизнью людей. Возможно, что название связано с именем легендарного народного героя Ратора, который, по преданиям, спасал мордовский народ от набегов воинствующих соседей. Однако никаких записей о происхождении этого названия нет и научных поисков не проводилось.

Существует мнение, что название реки образовалось из слов: «ала» – «пестрый» и «тура» – «жилище», «город». Якобы на реке существовал город, необычайно красивый и яркий, и в нем жили мирные и трудолюбивые люди. На всех, кто видел этот город, он производил такое сильное впечатление, что и реку, на берегах которой он раскинулся, называли как пестрый город – Алатырь. Однако эта версия не может быть верной, потому что первично название реки, а не города.

В русских былинах, рассказывающих о покорении Иваном Грозным Казанского ханства в 1552 году, часто встречается литературное наименование «бел-горюч камень Алаторь». Это свидетельствует о том, что река стала известна в центре России только после этих походов. Можно почувствовать всю горечь и печаль, которую несли войска грозного князя жителям, селившимся по берегам реки. Но, возможно, что здесь имеется в виду другое название – Латорь, а не Алатырь, и речь идет вообще не о реке.

                                        река Алатырь в Нижегородской области

Река Алатырь

Упоминание о магическом камне алатырь встречается во многих заговорах и так называемых «нетрадиционных», т. е. не церковных молитвах. К нему обращаются молодые девушки, желающие завоевать с помощью магии сердце полюбившегося «молодца»; его упоминают женщины, прося защиты от болезней или избавления от них. Можно предположить, что магический камень действительно существовал на реке Алатырь когда-то давно. Быть может, свой формой, цветом («бел-горюч»), невероятными размерами он внушал такое восхищение и уважение (или же страх, суеверный ужас) со стороны местных жителей, что слава о нем разошлась по всей Руси. В результате название реки стало очень известным, и даже в наше время красивое и таинственное «имя» Алатырь вызывает у нас ассоциации с былинными и сказочными персонажами, заставляет размышлять о далеком прошлом страны.
Алатырь несет свои воды через земли Поволжья на протяжении 296 км. Ее берега причудливы и разноообразны. Огромные, необозримые равнины сменяются лесами, то вековыми – темными и непроходимыми, то молодыми – светлыми и веселыми. Встречаются по берегам и холмы, и меловые горы. Реку традиционно используют для сплава леса.

 

                                           Ала́тырь-ка́мень, славянские легенды.

Река Алатырь

Ала́тырь-ка́мень (латырь) — в русском фольклоре «всем камням отец», близ которого упала Голубиная книга. Волшебный камень – гора, упоминается в заговорах, легендах и сказаниях.
"Всем камням камень” — в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах. Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. По преданию Алатырь-камень упал с неба, на нём высечены законы Сварога.В заговорах и сказках также упоминается как "бел-горюч камень”, "кип-камень”.
Надеждин, Трубачёв и некоторые другие исследователи считают, что "Алатырь” – видоизменённое греческое "электрон”, "илектр”, то есть янтарь (название Балтийского моря – Алатырское море). Русское название "Алатырь-камень” и греческое слово, обозначающее янтарь, восходят, по-видимому, к санскритскому корню ark, означающему "блистать, испускать лучи, сиять” (arkas – луч, солнце, кристалл, медь, arkis – блеск).
Алатырь - не только гора, либо камень - это сакральный центр Мира. Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Он двуедин - и мал, и велик, и легок и тяжел. Он - един, ибо в нем объединены все миры. Он непознаваем, подобно Прави. Это изначальный камень.
Руна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

                                                                Река Алатырь

Омонимы
Алатырь (чуваш. Улатăр) — город в России
Алатырь — река в России, левый приток Суры
Происхождение
         Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве. Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел- горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.
         Бел-горюч камень Алатырь - это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен", и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он - непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять».
         Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь - также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь.
Согласно древним легендам, Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. Так Алатырь связал миры -горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица - это тоже Алатырь. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана.
В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась также – Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Близ Эльбруса был в древности Белый город, здесь жило славянское племя белогоров. Алатырь связан с небесным миром, Ирием, Беловодьем, – то есть с раем, по коему текут молочные реки. Алатырь - это Белый камень. С Эльбруса стекает река Баксан. До IV века н.э. она именовалась рекой Альтуд, или Алатыркой. Эти имена содержат корень «альт», что значит "золото” (отсюда – "алтын”). Потому Алатырь – это и волшебный камень, прикосновение которого все обращает в золото. Это и Золотая гора, гора Злато-горки и Святогора. Значит, Алатырь - это Святая гора.
Есть также камень Алатырь на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная Ра-река. И у ее устья на острове Буяне также есть камень Алатырь, излечивающий от болезней и дающий бессмертие. Алатырь-горами именовались также Алтайские горы, Алатырь-островом назывался и Золотой остров Солнца в Северном океане.
В большинстве текстов Алатырь  отождествляется с янтарем. Поскольку местом добычи янтаря является Балтийское море, в фольклорных текстах его часто называют Алатырским.
      Также источником рассказов об Алатыре являются средневековые европейские легенды, в которых говорится о фантастическом камне лечащем от всех болезней. Камень находится в труднодоступном месте и является пупом земли.(пупы земли существуют почти во всех мифологиях разных народов мира. Например Омфал, так же волшебный камень центр мироздания греков). Поэтому его наделяют волшебной силой и считают "отцом” всех драгоценных камней.

                                   река Алатырь в Чувашии

Местонахождение
1.   В народном фольклоре местонахождение Алатырь-камня соотносилось с центром мира и при этом обычно неразрывно связывалось с Буяном - чудесным островом, находящемся где-то в мировом "окиян-море”. Покоящийся на острове Буяне Алатырь народная традиция называла и горой, и "малым студеным камнем”; но при этом камень этот почти всегда обозначался постоянным эпитетом "бел-горюч”, заменяемым иногда выражением "кип-камень” (от глагола кипеть). На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Это чудесный камень, который был положен в основание Сионского храма. Он был принесен с Синая и поставлен там как алтарь. Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.
2.     Камень Алатырь в Донецкой области находится на р. Кальмиус (правый берег, меж Староласпой и Гранитным).  Это скала на берегу реки. Ни кто не задумывался, почему Донецк построен среди терриконов (отвалов от добычи угля). В экологическом смысле место не самое благоприятное. Людей тянет к постоянству, которое давали эти огромные горы камня. Большие камни всегда привлекали своей красотой и стабильностью. Постоянная гравитация, магнитное и полевое излучение предполагает и постоянную среду обитания и ареал растительности. Именно в таких местах растут деревья долгожители. А если такой камень находится у воды (наиболее изменчивая в полевом плане среда) то тяга к постоянному в мире вечных перемен, проявляется наибольшим образом.
3.     В некоторых преданиях говорится что Алатырь-гора это гора Эльбрус.
4.     Есть Алатырь на Урале в Ирийских горах.
5.     Иногда Алатырем называют трон на котором сидит девица Заря, исцеляющая раны,  В духовных стихах Алатырь часто заменяется на алтарь (на основе внешнего созвучия).

                                                 Река Алатырь

 

Исток реки Алатырь
Места вокруг поселка Стеклянный Первомайского района исключительные, весьма своеобразные. В лесных дебрях встречается немало гранитных валунов и рядом с ними чистые родники. Наши предки боялись и преклонялись перед силой природы. Ужасным грехом считалось ругаться в зеленых чащах и у рек, где обитали мордовские духи — хозяйка леса Вирява и повелительница вод Ведява. Нельзя было загрязнять воду, вырубать под корень леса и убивать без нужды птицу и зверя. И дело не в языческих обрядах, а в традициях оберегать заповедные урочища, где берут начало истоки природных целительных сил. А это все не дает оскудеть человеческой душе. И мы любим природу и призываем заботиться о ней.
Здесь, у поселка Стеклянный, с правой стороны от обочины, стоит «Золотой столб», обозначающий место схождения границ трех губерний: Нижегородской, Пензенской и Тамбовской. Вокруг растет густая непролазная ольха. Вот тут-то на поляне среди ярко-зеленой осоки, в болотистой лапчатке (это дикий калган — местные жители делают из его корней настойку от всех недугов) и берет свое начало легендарная река Алатырь. Народные легенды гласят, что слово «алатырь» означает солнце, огненный камень, крепость, могущество. Решением нижегородских областных властей в 1994 году исток реки Алатырь отнесен к памятникам природы областного значения.
Еще во время установки Золотого столба главный государственный инспектор Первомайского района по использованию и охране земель, почетный землеустроитель России Николай Иванович Лысов, очень хороший человек, по-настоящему болеющий за природу-матушку, рассказал членам исторического объединения «Саровская пустынь» о своей мечте — неплохо было бы еще и установить стелу на месте истока реки Алатырь.
И вот пришел день, когда задуманное удалось осуществить. Для установки стелы у истока реки Алатырь в поселок Стеклянный 14 июля выехали члены Исторического объединения «Саровская пустынь» Анатолий Агапов, Виктор Назаров, Марина Куванова и я.
Порой мы и не догадываемся, что живем на интереснейшем месте. Рядом с Саровом у поселка Стеклянный, расположенного в 15 километрах от города, с верховых болот берут свое начало реки Алатырь и Саровка. Но река Алатырь течет в бассейн Суры, а наша Саровка — в противоположном направлении, в Окский бассейн.
Сотрудники ВНИИЭФ на Газели привезли стелу. Конструкцию ее разработал сотрудник института Ю.К.Козлов, а саму стелу изготовили на заводе №1. К металлическому швеллеру высотой 3 метра прикрепили толстый металлический лист, на котором рабочие цеха №86 на программном станке выгравировали золотыми буквами надпись: «Исток реки Алатырь — памятник природы». Потом подъехал самосвал с жидким бетоном. Воду для работы мы брали из пруда, который находился рядом. А называется он Шпалозаводный, потому что на этом месте стоял завод по изготовлению шпал. По рассказам Лысова, рыли этот пруд солдаты из Сарова в 50-х годах.

Проработав на нестерпимой жаре несколько часов, отбиваясь от слепней, мы установили стелу, которую видно издалека. Это был настоящий праздник. Теперь каждый может узнать, где же берет начало легендарная река Алатырь. Эта река протяженностью около 300 километров протекает по Нижегородской области в Первомайском районе, республике Мордовии и республике Чувашии. По левому берегу расположены лесные массивы, правый почти безлесен. Эта речка не широкая, но глубокая и быстрая, с высокими берегами.
С 16 века по реке Алатырь проходила засечная черта, защищающая Русь от кочевников. Засечная черта — это длинная линия из вырубленных крупных деревьев заостренных на высоте 1,5 метра, создающих непроходимую преграду для вооруженных конников.

История города Алатырь
АЛАТЫРЬ – один из старинных русских городов, сыгравших важную роль в истории Среднего Поволжья. Принято считать, что город был основан 4 августа 1552 года во время похода Ивана Грозного на Казань. По повелению царя на высоком сурском берегу, в устье реки Алатырь была заложена крепость. Основание города было вызвано желанием русского царя утвердить на границе Московского государства свою власть. Место для строительства города-крепости было очень выгодно в военном отношении – возвышенная площадь, обрывистые речные берега, реки и леса, окружающие местность. Крепость имела форму неправильного пятиугольника, была окружена глубоким рвом с водой и бревенчатой рубленой стеной с башнями. Башни были дозорные и проезжие, всего их было семь. Внутри крепости располагались: соборная церковь, приказная изба, воеводский двор, казна для хранения боеприпасов, тюрьма, дома дворян и детей боярских. Население в XVI-XVII вв. в Алатыре было, в основном, военное: казаки, стрельцы, пушкари и другие служилые люди. Всё это время город являлся крупным юго-восточным сторожевым пунктом Русского государства, оборонявшим его от ногайских, крымских, калмыцких племён, которые совершали грабительские набеги на мирное население.
Существует множество версий относительно возникновения самого названия «АЛАТЫРЬ». Согласно одной из них, на месте древней крепости существовало мордовское поселение, старейшина которого носил имя Алат. Алат хлебом-солью встретил Ивана Грозного, а когда царь облюбовал это место для строительства укрепления, он вместе со своим родом переселился в другое место. Название же крепости Алатырь произошло от имени этого старейшины.
Другая версия связывает происхождение названия города Алатырь с названием реки. Полагают, что «Алатырь» - название мордовское, образованное из слов «АЛА» (вниз) и «ТОР» (влечь), что в переводе означает «вниз влекущий». Возможно, такое название реке Алатырь было дано за то, что она имела множество омутов.

                                            слияние рек Алатырь и Сура

А Владимир Иванович Даль в 1-м томе своего «Толкового словаря» даёт такое определение: «Алатырь – загадочный камень, поминаемый в сказках и заговорах: бел-горюч камень, лежащий на дне морском, либо на море, на кияне, на острове Буяне…»
Когда была построена крепость, то рядом с ней начали селиться ремесленники, т.е. за стенами крепости расположился посад (поселение торгово-промышленных людей). Менее значительные поселения, окружающие город, назывались слободами. Так в Алатыре были Казачья, Стрелецкая, Ямская слободы.

В XVII-м веке Алатырь значительно вырос, увеличилось его население. Жители занимались хлебопашеством, выгоном скота, рыбной ловлей. Были и мелкие ремесленники-кузнецы, кожевники, портные, сапожники, оружейники, печники и пр. Велась торговля хлебом и изделиями домашних промыслов.
Ко второй половине XVII века обстановка в Алатырском уезде стала напряжённой: крестьяне были задавлены многочисленными податями и повинностями, правительство облагало население чрезвычайными сборами на строительство городов и крепостей, и также на военные расходы. Всё это порождало недовольство в среде простых людей и в 1670 году вылилось в крестьянский бунт под руководством Степана Разина. В то время, когда разинский отряд приближался к Алатырю, алатырский воевода Батурлин собрал в городе значительные воинские силы, готовился к отпору. Но ратные люди бежали и «тем самым великую беду учинили». Алатырь был захвачен и удерживался разинцами в течение 68-ми дней.

До XVIII-го века в России существовала одна административно-территориальная единица - уезд. Петр I ввёл ещё одну ступень деления - губернию, которая объединяла в себе несколько уездов.

Алатырь входил:
в 1708 г. – в Казанскую губернию
в 1714 г. – в Нижегородскую губернию
в 1780 г. – в Симбирскую губернию
В 1780 г. Алатырю Екатериной II был пожалован герб: три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, чтобы жители этих мест и после сие оружие с похвалою употреблять желали. В верхней части герба был помещён герб города Симбирска – на голубом поле белая колонна, увенчанная царской короной.

В 1774 году крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева подошла к границам Чувашии. После поражения под Казанью Пугачев решил идти не на Нижний Новгород и Москву, как все ожидали, а на Дон, в родную казачью среду, и повернул в сторону Алатыря. Воевода алатырский подполковник Белокопытов собирает совет, на котором было решено защищаться, если злодей имеет в своей толпе менее 500 человек, а если больше, то не чинить сопротивление и встречать с хлебом–солью.

В ночь на 22 июля прапорщик инвалидной команды Сердешев отправился в разведку, а в это время Белокопытов и дворяне сбежали из города. Сердешев же прикинулся простым старым израненным служакой, который готов служить Петру III, был произведен Пугачевым в чин полковника и назначен на должность воеводы.

23 июля 1774 года Пугачев вошёл в Алатырь. Население города встретило его с хлебом–солью, с образами. Пугачев даровал алатырцам леса, луга, рыбные ловли. Пугачевцы освободили из тюрьмы 49 колодников, раздали населению казённые деньги и соль, разгромили 38 домов дворян, купцов и чиновников. Крестьяне приводили к Пугачеву своих господ на расправу, просили разрешить забрать господский хлеб, лошадей, скарб и скот, ловили скрывавшихся помещиков и расправлялись с ними. Всего в уезде было уничтожено 252 человека. Войско Пугачёва в течение 2-х дней отдыхало в Алатыре и обучалось военному делу. 25 июля Пугачёв с войском вышел из города и отправился в сторону Саранска.

После ухода Пугачёва восстание в уезде продолжалось, но Алатырь, при содействии Сердешева, стал островком спасения дворян среди бушующего пламени восстания.
Начало следующего XIХ века потрясло Россию вторжением армии Наполеона. Началась Отечественная война 1812 года. В этой войне участвовали сотни алатырцев. Было созвано ополчение свыше 8 тыс. человек под началом князя Тенишева. Это ополчение воевало и на территории России, а также принимало участие в заграничном походе против Наполеона.
Громкой славой у современников пользовался уроженец Алатыря Пётр Андреевич Кикин. Род Кикиных ведет начало с XIV-го века, со времен Дмитрия Донского. Один из Кикиных, Александр Васильевич, был соратником Петра I и даже соперничал со всесильным Меньшиковым. Не получив поддержки со стороны Петра I, А.В.Кикин организовал заговор царевича Алексея против отца, за что и был впоследствии казнён, а весь род его выслан из столицы в Алатырь.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Алатырь, приток Суры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Алатырь (река) — статья из Большой советской энциклопедии
Ямашкин А. А. Физико-географические условия и ландшафты Мордовии: Учеб. пособие. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. — С. 61—62. — 156 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7103-0380-1
Государственный водный реестр РФ. 
http://www.skitalets.ru/
http://himera-zp.at.ua/
http://sarpust.ru/
http://img-fotki.yandex.ru/
http://kit.nnover.ru/photos/reka-alatyr/

ВложениеРазмер
Река Алатырь155.88 КБ
Река Алатырь227.35 КБ
Река Алатырь177.7 КБ
Река Алатырь222.45 КБ
Река Алатырь54.36 КБ
Река Алатырь49.94 КБ
Река Алатырь49.66 КБ
Река Алатырь200.68 КБ
AlatyrR (8).jpg99.12 КБ
AlatyrR (9).jpg190.63 КБ
AlatyrR (10).jpg50.49 КБ
AlatyrR (11).jpg33.78 КБ
Ustye.jpg150.62 КБ

Комментарии

Происхождение названия АЛАТЫРЬ

Пустырь - пустое(запущенное место), монастырь - монашье место (монас - с греческого монах). Так что ТЫРЬ - это место.До сих пор мы употребляем слово аллея - дорога с обеих сторон обсаженная деревьями.Вообще раньше перемещались или по реке или вдоль реки - по АЛЕ. Так что Алатырь переводиться, как место над рекой.

Еще о названии

По-эрзянски, а именно по нашим землям течет Алатырь, "место" звучит как "тарка". "Ало" - "низкий". Так, примерно.

Отправить комментарий