Студия марийской вышивки – деревня Чодраял

Команда Кочующие - марийская вышивка

На про­тя­же­нии ве­ков ма­рий­с­кие жен­щи­ны ук­ра­ша­ли вы­шив­кой свою одеж­ду, пред­ме­ты бы­та, ко­то­рые се­год­ня мож­но наз­вать про­из­ве­де­ни­я­ми на­род­но­го ис­кус­ст­ва. В на­ше вре­мя най­ти мас­те­ров тра­ди­ци­он­ной вы­шив­ки неп­рос­то. Мас­те­ри­цы из чод­ра­яль­с­кой сту­дии “Вы­ши­валь­щи­цы”  (Тюрлем:удыр) ос­та­лись вер­ны на­род­ным тра­ди­ци­ям. Их узо­ры от­ли­ча­ют­ся от ста­рин­ных толь­ко яр­кос­тью ни­ток. Во время экспедиции по Моркинскому району (май 2012 г.) Кочующие посетили и эту замечательную студию!

    

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Студия марийской вышивки, деревня Чодраял

Студия марийской вышивки, деревня Чодраял

Ма­рий­с­кая вы­шив­ка не­пос­вя­щен­но­му че­ло­ве­ку не­по­нят­на: у лю­бо­го гла­за раз­бе­гут­ся от раз­но­об­ра­зия цвет­ных узо­ров. Меж­ду тем, каж­дая ли­ния, каж­дый знак име­ли свой смысл, бы­ли од­ним из средств об­ще­ния. Язык вы­шив­ки пе­ре­да­вал­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Уже с шес­ти­лет­не­го воз­рас­та де­воч­ку на­чи­на­ли обу­чать ис­кус­ст­ву об­ра­ще­ния с игол­кой. К со­вер­шен­но­ле­тию она дол­ж­на бы­ла вы­шить се­бе ком­п­лект одеж­ды и при­го­то­вить при­да­ное.

Студия марийской вышивки, деревня Чодраял

 

                                      ПРИЗЫ  И ГРАМОТЫ  ПОЛУЧЕННЫЕ  СТУДИЕЙ  ВЫШИВАНИЯ          

Студия марийской вышивки, деревня Чодраял

В си­лу раз­ных об­с­то­я­тельств пре­ем­с­т­вен­ность по­ко­ле­ний в пос­лед­нее вре­мя прер­ва­лась, и тра­ди­ци­он­ная вы­шив­ка ус­ту­пи­ла мес­то сти­ли­за­ции. Сту­дия “Вы­ши­валь­щи­цы” ис­по­ве­ду­ет тра­ди­ци­он­ную вы­шив­ку. Она ор­га­ни­зо­ва­лась в 1993 го­ду и раз­ме­ща­ет­ся в не­боль­шом по­ме­ще­нии в Чод­ра­яль­с­ком со­ци­аль­но-куль­тур­ном ком­п­лек­се. Мы заш­ли в не­боль­шую мас­тер­с­кую, ког­да в ней ра­бо­та­ли жен­щи­ны, оде­тые в на­ци­о­наль­ные кос­тю­мы. Ма­рий­с­кие одеж­ды ви­се­ли и на сте­нах, ле­жа­ли на не­боль­ших стан­ках, за ко­то­ры­ми тру­ди­лись вы­ши­валь­щи­цы.

Все­го в сту­дии за­ня­то че­ты­ре че­ло­ве­ка. Дру­го­го мес­та ра­бо­ты у жен­щин нет: вы­шив­ка для них и хоб­би, и ис­кус­ст­во, и хлеб на­сущ­ный. Из­го­тав­ли­ва­ют мас­те­ри­цы платья, муж­с­кие ру­баш­ки, по­ло­тен­ца, ска­тер­ти.
Воз­рож­дать тра­ди­ци­он­ную вы­шив­ку бы­ло неп­рос­то: учеб­ных по­со­бий по ста­рин­но­му ру­ко­де­лию им ник­то не ос­та­вил. Наг­ляд­ным по­со­би­ем для вы­ши­валь­щиц ста­ли ба­буш­ки­ны платья, с ко­то­рых они и ко­пи­ру­ют тра­ди­ци­он­ные ма­рий­с­кие узо­ры. Ра­бо­ты хва­та­ет. Нын­че из Тю­ме­ни пос­ту­пил боль­шой за­каз на муж­с­кие ру­баш­ки, в Во­ро­неж­с­кую об­ласть от­п­ра­ви­ли по­ло­тен­ца. Вы­шив­ки из Чод­ра­я­ла ухо­дят и за гра­ни­цу, в час­т­нос­ти в Фин­лян­дию. Не за­бы­ва­ют мас­те­риц и зем­ля­ки: ар­тис­ты, учи­те­ля. Ког­да тре­бу­ет­ся по­да­рок учас­т­ни­кам ка­ко­го-ни­будь ме­роп­ри­я­тия или вы­со­ко­му гос­тю, в Чод­ра­ял при­ез­жа­ют даже чи­нов­ни­ки.

                                    ВСТРЕЧАЮТ  КОЧУЮЩИХ,  КАК ДОРОГИХ  ГОСТЕЙ!!!             

Студия марийской вышивки, деревня Чодраял

Фак­ти­чес­ки сту­дия вы­да­ет про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва, ко­то­рые в день­гах по­че­му-то це­нят­ся не очень вы­со­ко. Ди­рек­тор мас­тер­с­кой Се­ра­фи­ма Ма­ма­е­ва по­ка­за­ла мне ви­ся­щее на сте­не прек­рас­ное платье, пок­ры­тое тра­ди­ци­он­ной вы­шив­кой. На не­го уш­ло пол­то­ра ме­ся­ца кро­пот­ли­вой ра­бо­ты, а сто­ит эта кра­со­та все­го шесть ты­сяч руб­лей.

 

                                        ЗАГОТОВКА  ДЛЯ  МАРИЙСКОЙ  ВЫШИВКИ      

 

Что­бы из­де­лия по­лу­ча­лись на­и­бо­лее дос­то­вер­ны­ми, вы­ши­валь­щи­цы ос­во­и­ли да­же про­из­вод­с­т­во до­мот­ка­но­го по­лот­на. В этом им по­мог­ла од­на чод­ра­яль­с­кая ба­буш­ка, у ко­то­рой до­ма ока­зал­ся дей­с­т­ву­ю­щий стан. Ста­руш­ка и на­у­чи­ла всех ткать. По­доб­ную ткань в ма­га­зи­не не ку­пить: у сво­е­го по­лот­на не толь­ко со­вер­шен­но иная фак­ту­ра, но и осо­бая энер­ге­ти­ка.

 

 

 

Все узо­ры, созданные  чод­ра­яль­с­кими жен­щи­нами, свя­за­ны с при­род­ным и рас­ти­тель­ным ми­ром. Соб­лю­да­ют они и цве­то­вую сим­во­ли­ку: бе­лый цвет обоз­на­ча­ет воз­дух, чер­ный - зем­лю, зе­ле­ный - тра­ву, крас­ный и жел­тый - сол­н­це. Ор­на­мент, иду­щий по по­до­лу платья, оз­на­ча­ет под­зем­ный мир, вы­ше - на­зем­ный мир. Каж­дый узор не­сет оп­ре­де­лен­ную смыс­ло­вую наг­руз­ку. Гля­дя, нап­ри­мер, на вы­ши­тую ру­баш­ку, мож­но мно­гое ска­зать о его хо­зя­и­не: охот­ник муж­чи­на или ры­бак, же­на­тый или хо­лос­той.

                     КАПИТАН  КОЧУЮЩИХ  НАШЕЛ  РАРИТЕТНУЮ КНИГУ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ!!!          

Студия марийской вышивки, деревня Чодраял

Вы­ши­валь­щи­цы по­ка­за­ли мне та­кое из­де­лие с не­о­быч­ным для на­ше­го вре­ме­ни обе­ре­гом. Это “знак зре­лос­ти муж­чи­ны”, ко­то­рый и дом пос­т­ро­ил, и де­ре­во по­са­дил, и де­тей рас­тит. Муж­чи­на - про­дол­жа­тель ро­да, по­э­то­му ему важ­но со­хра­нить здо­ровье и си­лу. Вы­ши­ва­ет­ся обе­рег в цен­т­ре по­до­ла пе­ред­не­го по­лот­на ру­баш­ки и как раз “за­щи­ща­ет” са­мое уяз­ви­мое мес­то. По­ме­щая вок­руг ос­нов­но­го узо­ра кан­ву из крюч­ков и за­вит­ков, жен­щи­на как бы обе­ре­га­ет муж­чи­ну от бо­лез­ней, зла и пор­чи.

По­ка мы рас­смат­ри­ва­ли ру­баш­ку, в мас­тер­с­кую заш­ла еще од­на вы­ши­валь­щи­ца - Ма­ри­на. Под­руж­ки пред­с­та­ви­ли ее как по­бе­ди­тель­ни­цу прош­ло­год­не­го рес­пуб­ли­кан­с­ко­го кон­кур­са “Ду­ша на­ро­да”. Все мас­те­ри­цы ока­за­лись в сбо­ре. Ма­ри­на толь­ко что вер­ну­лась из Ка­за­ни, ку­да ез­ди­ла за нит­ка­ми. Ока­зы­ва­ет­ся, нас­то­я­щий ма­те­ри­ал для ра­бо­ты мож­но ку­пить лишь в со­сед­ней рес­пуб­ли­ке.

“А мы ведь не толь­ко вы­ши­вать уме­ем! - вдруг за­дор­но об­ра­ти­лась ко мне Се­ра­фи­ма Ма­ма­е­ва. - Дев­чон­ки по­ют за­ме­ча­тель­но. Без нас ни один праз­д­ник не про­хо­дит. Да­вай­те, мы вам спо­ем на до­рож­ку”.
Вы­ши­валь­щи­цы за­у­лы­ба­лись и выш­ли из-за стан­ков. За­иг­ра­ла гар­мош­ка, и сна­ча­ла роб­ко, а по­том все гром­че и ве­се­лее заз­ву­ча­ла пес­ня. В по­ме­ще­нии бы­ло тес­но­ва­то, но раз­ве ус­то­ит ма­рий­с­кая жен­щи­на, ког­да но­ги са­ми со­бой при­то­пы­ва­ют? Так, прип­ля­сы­вая, вы­ши­валь­щи­цы и про­во­ди­ли нас до две­рей.

 

Примечание:

Кто хочет посетить студию с интересной экскурсией, а также попробовать марийскую кухню, и послушать марийские песни, увидеть марийские танцы, узнать тайны марийского рукоделья  – можно позвонить Титову Анатолию –

Тлф: 8-9278-74-10-85, всё буквально за символические деньги!!!

 

          РАССПРАШИВАЕМ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ПРО МЕСТНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ОБЫЧАИ    

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПРО ЧОДРАЯЛ:

Деревня Чодраял — центр Арийской сельской администрации. Расположена в 27 км юго-западнее районного центра, п. Морки.

Название деревни Чодраял в переводе с марийского языка обозначает "населенный пункт, расположенный среди лесов".

После разгрома Казанского ханства большинство людей Поволжья переселились по всему побережью в глухие леса. Деревня Чодраял образовалась в 1720-1750 годах. Основателями ее были два родных брата Шийбылат и Тойбылат.

По данным переписи в 1858 году в д. Чодраял проживало 170 человек. Вокруг деревни стояли глухие леса, земли было мало, поэтому народ занимался лесоразработкой. Все люди жили единоличными хозяйствами.

Студия марийской вышивки, деревня Чодраял

 

В 1929 году хозяйства объединились в колхоз "У муро". Первым председателем его стал член ВКП(б) М.П. Павлов, а первыми колхозниками были Иван Логинов, Михаил Касьянов, Александр Павлов, Николай Сергеев, Андрей Ожиганов, Василий Стрелков, Петр Счастливцев. В 1933 году 37 семей вступили в колхоз "У муро", который был переименован в колхоз "Тумо". Зимой колхозники занимались смолокурением, ткали мочальные кули. В деревне были развиты подсобное хозяйство, пчеловодство, кирпичное производство, кузнечное дело, работали три ветряные мельницы. На общественных полях трактор появился в 1936 году, первыми трактористами работали Я. Андреев, Г.М. Михайлов, А. Егорова, Д. Михайлова.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 63 человека, вернулись в родную деревню 26.

В 1952 году д. Чодраял входила в состав колхоза им. Ворошилова. В 1958 году деревня вошла в состав укрупненного колхоза им. Чавайна, председателем которого являлся А.П. Ямблатов. Деревня Чодраял стала центральной усадьбой колхоза. В 1958 году в д. Чодраял находилось 65 домов. В 1959 году проживало 147 мужчин и 176 женщин, большинство мари.

В 1971 году построен сельский дом культуры на 200 мест, 1975 году — кузница, в 1976 — гараж. В 1975 году установлен памятник-обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В 1987 году в деревне построили здание правления колхоза, свиноферму, детский садик "Солнышко". В 1990 году пущено новое здание Арийской средней школы. В 1993 году построена ферма крупного рогатого скота на 200 голов. В 2002 году начата газификация деревни, к 12 домам и квартальной котельной подведен природный газ.

В 2004 году в деревне Чодраял имеется 77 хозяйств, проживает 298 человек. Преобладающее население — марийцы, вероисповедание — православное. Жители проживают в деревянных и каменных домах, крытых железом и шифером. Население имеет в личном пользовании бытовую и сельскохозяйственную технику. На приусадебных участках выращивают картофель, овощи, ягоды.

Жители деревни по праву гордятся своими земляками, среди них — заслуженный врач Марийской АССР И. Г. Михайлов. Р.К. Семенова за высокие надои молока награждена орденом Ленина, она являлась делегатом XXV съезда КПСС. Г.И. Михайлов — самый опытный и передовой тракторист колхоза им. Чавайна, заслуженный механизатор Марийской АССР, награжден орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени.

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:

http://aboutmari.com/

http://www.marpravda.ru/

ФОТО КОЧУЮЩИХ – ПОХОД МАЙ 2012 ГОДА.

 _

 

Комментарии

было весело!

советую всем съездить в эту деревню и познакомиться с древним ремеслом!

Конечно

Постараюсь сЪездить и купить одежду. Вот только коробит фото с выпиванием спиртного. Надеюсь не вышивают на хмельную голову... ведь вышивка несёт сокральную информацию. 

ждали дорогого гостя!

дело в том, что с нами туда должен был приехать актер Вилли Хаапасало,

поэтому и приготовили  такой прекрасный стол, ну, и было немного спиртного...

к сожалению, Вилли не успел заехать в Чодраял, поэтому встречали только нас...

а в обычной деятельности студии, конечно, никакой выпивки нет!

дело ведь тонкое!

Кто-нибудь объясните

Кто-нибудь объясните ,пожалуйста ,как добраться до Чодраяла??

Легко

 Казань - Помары - Красный Стекловар - Кульбаш - на вьезде в Коркатово поворот направо на Чавайнур, где тоже стоит побывать - Чодраял.

 То же самое - на карте -  http://maps.yandex.ru/-/CVateWLf

 

 с уважением, Андрей.

Здравствуйте. Скажите,

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний день работает ли мастерская? Если да, то как можно сделать заказ, если живешь далеко?(( муж луговой мари, и я очень хочу подарить ему рубаху его прекрасного народа.С вышивкой по всем правилам) а где и как заказать-не могу найти. Если кто знает, напишите мне на почту: Sovenoklera@gmail.com

марийская одежда

Студия в Чодраяле работает,  про них также написано несколько статей в прессе,

но их телефонов или контакта у нас нет.

В сети тоже вроде ничего нет.

Попробуйте сами поискать по названию деревни.

Есть студия марийской вишивки с такими данными - 

МАСТЕРСКАЯ РАДОСТИ:

Здесь вы можете приобрести оригинальные изделия ручной работы себе или сделать подарок вашим близким.
_________________________________
телефон: 8-917-716-66-00
e-mail: nadya_75@mail.ru

тут можно заказать марийскую национальную одежду.

Вконтакте у них есть страничка.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.