Деревня Олоры - Чимари ший памаш. Параньгинский район Марий Эл

 

  Совершенно случайно, в ходе путешествия в Кировскую область, побывали мы в этой деревне и обнаружили интересный ключ-источник на берегу реки Олорки.

   А также узнали интересную историю этой деревни, которая тесно переплетается с историей народа мари и с историей Марийского края.

  Деревня находится буквально в нескольких километрах от Истока Илети (3-4 км. на Север), но речка Олорка, сливаясь с речкой Ирсерма, впадает в Нолю, которая течет к Вятке.

Ший памаш, деревня Олоры

  Прямо перед деревней Олоры проходит наивысшая точка местной части Вятского увала - даже стоит геодезический знак на этом холме, который и указывает на это местоположение. Тут же находится водораздел Вятского и Волжского бассейна рек.

  Места эти по-своему красивы, холмисты, поля перемежаются с перелесками.                            

    По преданиям, деревня основана марийцами, переселившимися с берегов р.Вятка и из деревень нынешнего Сернурского района. Рядом с селением находилось удмуртское поселение. Вскоре удмурты оставили эти края. Основатели деревни вырубили лес, построили дома, начали заниматься земледелием, охотой, рыболовством.  

 

Озеро пруд на речке Олорке, в дальнем лесу скрыт Исток реки Илеть 

 

    Согласно легенде, название деревне дано от слова "орол" (букв, "охрана"), раньше в этих местах было укрепленное место, где находился сторожевой пост который выставлялся крестьянами в целях защиты селения от грабежа служилых людей Казанского ханства. Легенда не поясняет от кого защищались мари, то ли от татар, то ли уже от русских служилых людей, после покорения Казани царем Иваном Грозным, а может в этих краях - на границах нескольких областей - хозяйничали ошкуйники (разбойники), которые вообще не признавали никакой власти.

  Так или иначе, но высокие холмы Вятского увала в этих местах позволяли ставить сторожевые вышки и наблюдать за движением неприятеля, или сторожить сигнальные огни. Кстати, у мари была целая разработанная система предупреждающих сигналов, например, были даже специальные музыкальные инструменты, которыми подавали сигнал опасности от деревне к деревне.  

  

Деревня Олоры 

 

   Также есть и другая версия названия, так, в документах XVIII - XIX вв. деревня называлась Уланур, Аланур при речке Олорке ("Ирсерма"). Название деревни языковеды выводят от слова "Олорка", которую переводят как "большой ров или большая яма". Сразу возникает сходство с татарским словом ОЛЫ - большой, вероятно, название деревни или речки было заимствовано из тюркских языков.

Так или иначе, но рядом достаточно татарских деревень.  

  Интересна деревня тем, что разделена Олоркой на две части - в одной испокон жили мари-язычники, а в другой - крещённые мари. Раньше (с 1931 по 1960 гг.) это даже было две разные деревни со своими культовыми местами, со своими кладбищами, со своими обычаями и обрядами.  

 Знак возле источника 

Ший памаш, деревня Олоры

    Каждый овраг, ложбина, суходол, поля, луга, покосы имели свое название. Вокруг деревни располагались восемь священных рощ: Кугу кусото (большая роща), Очий кусото (роща рода Очия), Мер кусото (роща религиозной общины "мер"), Шоргокла кусото (роща между оврагами), Левантий кусото (роща рода Леонтия), Пумаш кусото (роща жертвоприношений), Изи кусото (малая роща), Починта кусото (починковская роща). В трех километрах к западу от деревни находится кладбище некрещеных мари.  

 

  Источник посвящен покровителю вод  

Ший памаш, деревня Олоры

 

    Олорская сторона - родник национальной марийской культуры. Здесь хранятся легенды и предания, соблюдаются старинные обычаи и праздники. В 1991 г. в Олорах прошло первое открытое всемарийское моление, на котором присутствовали даже гости из-за рубежа. Работники культуры хранят и возрождают национальные обрядовые праздники. Привлекают на проводимые мероприятия все слои населения.                                      

Ший памаш, деревня Олоры

 

    Несуществующая как самостоятельная деревня Верхние Олоры находилась на левом берегу реки Олорки. Она выделилась в качестве населенного пункта в 1931 г. по инициативе организаторов колхоза "Патыр" (Богатырь), объединившего 7 крестьянских хозяйств с улицы Верхней д. Олор.

  Вскоре коллективное хозяйство стало называться колхозом им. Палантая.

  Формирование новой деревни было вызвано стремлением добиться справедливого распределения земли. Жители Верхних Олор, в отличие от крещеных нижнеолорцев, являлись приверженцами традиционных древнемарийских верований, что, по-видимому, явилось дополнительным стимулом для разделения некогда единой деревни Олоры.

  Обнаруженный нами родник - Чимари ший памаш - Серебрянный родник Чимари, является священным местом для чимари, тут же на левом берегу Олорки стоит и кюсото - священная роща.

  Примечательность этого родника в том, что в Марийском края найти такой языческий источник - большая редкость! Обычно примечательные родники вместе с мари почитаются русскими и татарами, соответственно, родники освящаются чаще по христианскому обряду, что не мешает и язычникам почитать этот родник. А олорский источник освящен и используется только чимари, каких-либо христианских символов (крестов, икон и т.д.) мы там не обнаружили.

  Что-то подобное, наверно, есть только на горе Чембулат (Чумбулат), где совершают всемарийские моления.  

Ший памаш, деревня Олоры

    Жители же Нижних Олор были в основном крещенные мари, они посещали Богоявленскую церковь в селе Лопъялы, а в деревни до 30-х годов прошлого века была даже часовня. Вероятно, и сейчас они не оставили христианскую веру.

    Добившись хозяйственной самостоятельности, жители Верхних и Нижних Олор однако не порвали соседских отношений, продолжали себя считать однодеревенцами.

    Колхозы им. Палантая и "Танк" (д. Нижние Олоры) всегда работали, соревнуясь между собой. Даже в советские времена разница в религиозных убеждениях успешно использовалась в соцсоревнованиях, каждый хотел себя показать с лучшей стороны.

  Это позволяло добиться больших производственных результатов.

  Соревновались жители друг с другом и во время совместных праздников.   

 

Река Олорка

Ший памаш, деревня Олоры

 

    В 1950 г. три колхоза: им. Палантая (Верхние Олоры), "Танк" (Нижние Олоры), "Комсомолец" (Тошкемнур) - объединились в один колхоз им. Палантая. В результате этого д. Верхние Олоры вскоре потеряла свою самостоятельность.

  Согласно Указу Президиума Верховного Совета МАССР от 22 апреля 1960 г. деревня Верхние Олоры стала частью д. Олоры.

  

 

    Однако несмотря на атеистическую пропаганду - язычество и христианство до сих пор мирно уживаются на одной земле, среди одного народа. Многие со стороны, да и сами мари, часто называют марийцев - двоеверами. Эта деревня - яркий и интересный пример такого двоеверия, как в среде одного народа могут уживаться столько непримиримые верования.

  Однако с другой стороны, каждый народ по-своему двоевер!

  Русские, татары, чуваши и т.д. до сих пор верят в приметы, в сглазы, читают гороскопы, признают переселение душ и т.п. Это чистой воды язычество!

  Просто мари сохранили именно традиционное язычество, такое, какое ни на что не похоже. 

                                          

 

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПРО ДЕРЕВНЮ:

     Деревня ОЛОРЫ (АЛАНУР, УЛАНУР, УЛАНЫР)   

  Деревня Олоры расположена в 10 км северо-восточнее районного центра - п. Параньга. В XVIII в. до 1782 г. она относилась к Турекской волости Казанского уезда Казанской губернии, затем - к Уржумскому уезду Вятской губернии. С 1840 по 1867 гг. входила в Ирмучашскую, а затем - Турекскую волости Уржумского уезда. В 1920 г. в составе этой волости вошла в МАО. Была включена в Сернурский, с 1924 г. - в Мари-Турекский кантоны. В 1923 г. стала центром Олорского сельсовета. В 1932 г. находилась в ведении Мари-Турекского района. В 1959 г. передана в Параньгинский район. В 1961-1989 гг. входила в состав Сабанурского сельсовета. С 1989 г. - центр Олорской административной территории.

  

  В д. Олоры выделяются улицы: Улыл Олор (Нижние Олоры, находится на правом берегу реки Олоры) и Кушыл Олор (Верхние Олоры, расположена на левом берегу реки Олоры), Агытан урем (петушиная улица), Чыве урем (букв, улица кур - раньше здесь была пустырь, куда выбрасывали дохлых куриц), Йуле урем (улица, пострадавшая от пожара), Йырсалма (улица была на ровном месте, по ней текла речка Олорка) и Шоргокла (улица на топком месте, посреди нее стояла вода).

  История основания деревни не изучена. В 1750 г. 4 семьи из этой деревни (16 мужчин и 8 женщин) побывали на исповеди и причастии в Богоявленской церкви с. Лопъял. Через 4 года количество новокрещеных семей увеличилось до 11. В 1762 г. деревня названа Уланур. В 1771 г. в деревне было 18 дворов крещеных (30 ревизских душ) и 6 дворов некрещеных (20 ревизских душ) марийцев.

  В 1859 г. д. Оланур (Олоры) состояла из 44 дворов, 158 душ мужского и 193 - женского пола людей. В 1884 г. в деревне, включая починки Сидорово и Макарове, насчитывалось 120 дворов, 254 ревизских душ, 757 человек. Эти селения сообща владели надельной землей в размере 2237 десятин (в среднем по 8,8 десятин земли на каждую ревизскую душу). Крестьяне держали 309 лошадей, 412 голов крупного рогатого и 805 - мелкого скота.

    12 января 1898 г. в д. Оланур Уржумского уезда была открыта смешанная школа грамоты. Заведующим школой стал священник Казанско-Богородицкой церкви с. Турек Владимир Федорович Васнецов, а учителями Сергей Николаевич Питиганов, с 1899 г. - Анастасия Васильевна Казакова. Под школу была арендована одна комната в пятистенном доме крестьянина Василия Григорьевича Коновалова. Обучались в школе 30 мальчиков и 2 девочки. Деревня имела хлебный магазин, кузницу, питейное заведение. Работали две водяные мукомольные мельницы, одна из которых находилась в совместном владении с жителями деревни Алашайка.  

  В 1905 г. Олоры состояли из 135 дворов, 806 человек (395 м.п. и 411 ж.п.). В 1908 г. открылось земское одноклассное училище, через три года было построено школьное здание с тремя классными комнатами. В 1916 г. в школе обучались 30 мальчиков и 3 девочки, из них 25 мальчиков и 2 девочки были марийцами. Занятия вели священник Казанско-Богородицкой церкви с. Турек, мариец Афанасий Леонтьевич Леонтьев, учительницы Елизавета Георгиевна Редькина и Клавдия Игнатовна Блинова.

    Революция 1917 г. коренным образом изменила жизнь марийской деревни. В 1918 г. произошла большая стычка бедняков с зажиточными крестьянами по поводу распределения земли. Безземельные крестьяне хотели равномерно распределить земли, отняв ее у богатых крестьян Григория Жилина, Василия Колесникова, Пактыма Кочергина, которые имели до 20 десятин пашни.

  В 1920 г. был организован комбед, куда вошли В.П. Якимов, И.С. Иванов, А.А. Жилин, образованы кредитное товарищество и комитет взаимопомощи. В 1923 г. в Олорах создан сельский Совет. Первым его председателем стал Николай Савельевич Романов. Его, как зажиточного, вскоре освободили. В 1924 г. на эту должность избрали Федора Ивановича Яндыбаева.

    В годы коллективизации селение разделилось на две деревни: Верхние и Нижние Олоры. Через 30 лет, в 1960 г., они вновь объединились как члены одного колхоза имени Палантая.

  Телефон в Олорах появился в 1935 г., проводное радио - в 1955 г. В 1959 г. в деревне появилось электричество.

  Деревня гордится своими выпускниками: известным поэтом Еремеем Герасимовым, народной артисткой Республики Марий Эл Елизаветой Коноваловой, летчиком гражданской авиации Харитоном Романовым, преподавателем МарГТУ Я.П. Романовым, заслуженным работником сельского хозяйства РМЭ, экономистом совхоза "Овощевод" Н.П. Романовым.

  С давних времен в Олорах славились народные умельцы. Есть они и сегодня. СВ. Иванов известен как мастер резьбы по дереву, Н.Г. Тимофеев и Е.С. Ямаев занимаются художественной ковкой, цветоводством, а К.И. Никитин, А.Н. Сидоров, А.Н. Чермаков, Г.М. Ямаев, И.С. Ямаев увлекаются лозоплетением. А.В. Чернова является искусной вышивальщицей.

   

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ДЕРЕВНИ ОЛОРЫ

Десятиклассница Дина Леонтьева с проектом "Священные рощи деревни Олоры" стала победительницей всероссийского конкурса "Моя малая родина: природа, культура, этнос".

Вокруг деревни Олоры, словно ожерелье,  стоят  шесть священных рощ - кусото. Десяти-
классница Олорской средней школы Дина Леонтьева рассказывает мне, что с ними связано очень много легенд и преданий. Когда в здешних местах строили плотину, на территории котлована оказались "пумаш" - священные почитаемые чимари деревья.

Местные рубить их отказались наотрез. Тогда за дело взялись приезжие мужики иной веры. Деревья спилили, но когда шабашники возвращались домой, их машина улетела в кювет. Трое погибли, один выжил и, когда поправился, приехал в Олоры. Уверенный, что беда приключилась из-за совершенного ими святотатства, он покаялся и вместе с местным картом принес дары, сказав, что боги у марийцев очень сильные.
Сейчас Дина Леонтьева, пожалуй, самый большой в Олорах специалист по священным рощам. А начиналось все с того, что школьный учитель истории и культуры народов Марий Эл Эльвира Кочергина предложила своей способной ученице тему реферата для участия в конкурсе - “Священные рощи олорской стороны”. Вместе они уже выигрывали республиканскую олимпиаду. Но с проектом Дина выступала впервые, никто и подумать не мог, что она так здорово "выстрелит".  
- В этом направлении пока еще глубоко не копали, поэтому пытливому уму есть где развернуться, особенно если исследование построено на местном материале, - рассказывает Эльвира Максимовна. 
Для Дины тема была новой. Она признается, что до "погружения" в реферат в рощах была всего один раз в жизни, хотя в олорской стороне языческая вера очень сильна.
В язычестве обожествляется каждое явление природы, Бог у мари - это и есть природа, объясняет журналисту школьница.  Священные рощи были выбраны людьми как "счастливые места на земле", это место общения с  силами природы.

В каждой роще обязательно есть "онапу" - главное дерево, оно связывает миры небесные и земные. Рощи у марийцев священны и неприкосновенны. Туда приходят просветленные, после омовения,  в чистой одежде. Если кто-то нарушает эти запреты, Боги могут сильно наказать ослушников. Старожилы рассказали историю: когда один карт на богослужение пришел, скажем не очень трезвый, люди пороптали про себя, но смолчали. А вечером на деревню обрушился сильнейший град, который выбил все посевы. Это была кара небесная.
Когда-то вокруг деревни было восемь кусото. Каждый род имел свою священную рощу, была и общинная. Сейчас рощ осталось шесть, причем моления проводятся только в трех. Как и прежде, здесь не разрешается рубить лес, косить траву, собирать хворост или грибы. Впрочем, есть и послабления, например, не считается грехом нащипать липового цвета, а в "мер кусото" можно даже собирать грибы. С чем связано это исключение из правила, никто точно не знает. 
А вот в "весмогур кусото", которому приписывается могучая творческая сила, запреты очень строгие. Что касается древостоя, то во всех рощах преобладает липа, самой возрастной, "бабушкой" среди остальных рощ является "леванти кусото", здешним деревьям около 140 лет.

 

Вообще, культовыми у марийцев считаются береза, липа и дуб.
Работа школьницей была проведена серьезная: письменные источники, Интернет, беседы со старожилами. Кстати говоря, именно от стариков удалось получить очень ценную информацию и очень вовремя. Некоторые из них, хотя времени прошло совсем немного, уже ушли в мир иной. Хрупка нить человеческой памяти. 
В итоге исследование "Священные рощи деревни Олоры" одержало две победы в своей республике, и работа была отправлена на всероссийский конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос".

Отправили реферат и стали ждать, а тут звонок - вы вышли в финал, так что ждем в "Орленке", где и состоится очная часть конкурса. Ну что, собралась и поехала. Попала в гуманитарно-экологическую номинацию. Там дюжина претендентов со своими работами. Дина выступала в самом конце, переволновалась, а тут ее еще засыпали вопросами  члены жюри и зрители.

Распереживалась, а девчонки говорят: да ты что, наоборот, всем очень понравилось. Так оно и оказалось, Леонтьева заняла первое место, получила золотую медаль, диплом победителя и приз. 
Ну а дома, покупавшись немного в лучах славы, вместе с руководителем проекта Эльвирой Кочергиной они решили не расставаться с этой темой. Планы есть даже на каникулы - составить портреты - характеристики  местных священных рощ. Возможно, со временем работа выльется в нечто большее. Дина по складу ума явный гуманитарий и собирается выбрать соответствующую профессию. Правда, окончательно еще не решила, какую.

  

  Источники информации и фотографий:

 

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

Комментарии

Ваша деревня- просто класс!

Ваша деревня- просто класс!

деревня не просто супер,а

деревня не просто супер,а супер пупер класс:)))))))))))))))))))))

я с вами совершенно

я с вами совершенно согласна=))))

Деревня-СУПЕР)))) 

Деревня-СУПЕР))))

 

Наша деревня просто рулит!))

Наша деревня просто рулит!))

Интересно

А может кто-нибудь сказать, в речке Олорка омутов много?

да!

да, небольшие омутки есть, как их называют - бочажки.

раньше на Олорке были и пруды,  теперь не знаем, может где и остались...

Спасибо за ответ.

Спасибо за ответ.

добавлен материал по священным рощам...

в статью добавлен материал по священным рощам деревни Олоры!

от Дины Леонтьевой!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.