СЕЛО АРИНО - АРИЙСКАЯ (ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

 Арино

  Буквально в нескольких километрах от известного ЧАВАЙННУРА находится село Арино. Экскурсовод в музее Чавайна посоветовал нам обязательно посетить это село - поскольку там находится красивый храм, а также в этом селе начинал свою преподавательскую и просветительскую деятельность классик марийской литературы - Сергей Чавайн.

  Поскольку наш НОЯБРЬСКИЙ ПОХОД должен был привести на гору Карман-Курык, то Арино было по пути, и мы, конечно, не упустили возможность посетить это село с богатой историей и культурой.

  

 []

 

    Во-первых, как нам было известно, в селе находилась загадочная Арийская церковь, которая была построена в середине 18 века и которую посещали жители окрестных деревень. Название - АРИЙСКАЯ - как-то звучало странно для марийской глубинки. 

  

 []

 

    Во-вторых, село славилось богатой историей, интересными людьми и народными обычаями. Так, до сих пор в селе сохранился обряд во время Святок (от Рождества до Крещения) исполнять колядки на родном марийском языке, а также сохранились обычаи рождественских поздравлений, и колядования православных мари. В настоящее время эта традиция поддерживается школьной детской самодеятельностью села Арино, они также выступают с этими песнями по всей Республике и за её пределами.  

  

 []

  Следует указать, что село Арино оказалось одним из первых культурно-просветительских центров Марийского края, которое славилось по всей Казанской губернии.

  В 1858 году в с. Арино родился ученый-историк, профессор истории автор более 30 научных работ, член Казанского общества археологии истории и этнографии, член Венгерского этнографического общества Н.И. Смирнов.  

  Само село Арино расположено в 2 км северо-западнее центра сельсовета, д. Чодраял, на неровной овражистой местности (4 км. на юг от Моркинского шоссе). Название образовано от имени основателя села Арына - по местному преданию, село основал некий татарин по имени Арын. Первое поселение, якобы было основано в глухих лесах, недалеко от Алатского торгового тракта (по казанским источникам - Алат юлы). Место тут было укромное, незаметное, в овражках било несколько родников, которые давали начало ручью, впадающему в речку Малонмаш (кстати, также есть версия татарского происхождения названия - от слова "мал - скот", то есть речка, где поили скот). Один из родников сохранился до сих пор, и жители села берут оттуда воду. Есть версия перевода с марийского: "искал и нашёл".

  Как известно, татары бежали в марийскую тайгу, чтобы спастись от государственных войск, от насильственного крещения и от произвола царских чиновников. Однако позднее тут стало преобладать марийское население, которое приняло христианство.  

  

 []

    По другим данным, как видно из сохранившихся исторических источников, эти места в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо - марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить для мари и Моркинский район. Памятниками их пребывания здесь осталось село Арино и ГОРА МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК (ОДО-КУРЫК) , а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Ранее в Абдаево даже была сельхозартель под названием 'ОВДАНУР'. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование (про это будет в статье Цирульникова).

   Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск и окрестные горы Одо-Курык и БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК , которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками (ныне гора Карман Курык взята под охрану государства). А позднее сами мари использовали эти горы для защиты своих земель как от татар, так и от русских войск.

  До сих пор жители близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где находится древнее захоронение удмуртов.

  Дополнительно следует сказать, что камень для строительства фундамента и основания Арийской церкви возили именно от горы МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК (ОДО-КУРЫК) (которая расположена в 3 км. от Арино).

  

                                 (вид с горы Одо-Курык на Арийскую Церковь)  

 []

    Таким образом, мари, которые заняли земли нынешнего района в период между XI и XIII веками, вытеснив отсюда вотяков, являются в настоящее время самыми древними и коренными жителями района.

  Марийцы пришли сюда с правобережья Волги, где значительное время жили в соседстве с чувашами, по всей вероятности в районе Цивильска (ныне входит в состав Чувашской Республики), что заметно по костюму моркинских женщин, которые, как и звениговские мари, носят шарпаны, тогда как в других местах такой женский головной убор не встречается, а также по употреблению моркинскими мари слова "шамыч", проникшего из чувашского языка.  

 []

    Следует указать, что первый храм в с. Арино был деревянным, построенным еще в 1752 г. В начале XIX в. начались подготовительные работы к постройке новой каменной церкви. В 1828 г. строительство ее завершилось. Храм в честь Рождества Христова строился на средства прихожан. В нем освятили два престола: главный - Христорождественский и теплый (зимний) в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По данным на 1916 год, приход храма был одним из самых многочисленных - 8517 человек.

  При церкви действовали двухклассное училище и женская церковноприходская школа. Храм имел достаточно церковной утвари, в его библиотеке насчитывалось 267 книг.  

  

 []

    Служба в храме продолжалась до 1936 г. В дальнейшем здание было признано аварийным и не использовалось.

  Только в ноябре 1989 года храм был передан общине верующих.

  Храм достаточно хорошо сохранился. В архитектурном отношении он тяготеет к памятникам позднеклассического стиля. Об этом свидетельствуют полукруглые оконные проемы на основном кубе храма и колокольне. Минимум декоративного убранства, простота и ясность композиции придают Аринской церкви особый колорит.  

 []

    

  СТАТЬЯ ПРО ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА В АРИНО:

     16 октября 2004г. Высокопреосвященнейший Иоанн, Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский, в сослужении духовенства Юго-восточного церковного округа совершил великое освящение храма в честь Рождества Христова в селе Арино.  

  

  

 []

    Хотя Храм был открыт более десяти лет назад, однако до сих пор службы совершались в правом приделе Покрова Пресвятой Богородицы, в то время как в главном алтаре проводились восстановительные работы. Ко дню освящения храм предстал перед прихожанами в благолепии и красоте: здание оштукатурили и побелили, установили иконостас, настелили полы. По традиции, накануне освящения благочинный округа протоиерей Александр Михайлов и настоятель храма иерей Николай Чузаев совершили Всенощное бдение - службу Обновления храма и Рождества Христова, как это положено по Уставу.  

  

 []

    Ранним утром 16 октября был совершен водосвятный молебен, а затем все священнослужители вышли встречать Архиепископа Иоанна. Он прибыл в Арино со святыми мощами мучеников Прова, Тараха и Андроника и святых вифлеемских младенцев, привезенными со Святой Земли. После освящения церкви в ней была совершена первая Божественная литургия, за которой настоятель иерей Николай Чузаев был удостоен архиерейской награды - права ношения набедренника. Обратившись к народу со словом проповеди, владыка Иоанн раскрыл духовный смысл освящения храма и отметил его значимость для прихожан, назвав день освящения Пасхой для жителей села Арино и близлежащих деревень.

  После богослужения Архиепископу Иоанну, духовенству и прихожанам был представлен духовный концерт, подготовленный силами воскресной школы, в котором дети отобразили праздники Рождества Христова и Покрова, а певчие старшего хора исполнили духовные песнопения, канты.  

  

 []

   

  СПРАВКА ПРО Село АРИНО (РОЖДЕСТВЕННСКОЕ, АРЫН)  

  В экономических примечаниях XVIII века имеются сведения о том, что в селе Рождественском, Арино тож в 12 дворах проживали новокрешенные черемисы. В 1763 году в селе числился 261 человек.

  В 1866 году по решению Казанского оспенного комитета открыты курсы для подготовки оспопрививателей. В мае 1869 года на эти курсы был направлен житель села А. Целебрицкий.

  В 1872 году в с. Арино Себеусадской волости находилось 28 домов. Селение располагалось на открытом месте, разделялось оврагом, в котором протекал ключ. Колодцев в селении не было.

  В 1893 году открыта Арийская женская церковно-приходская школа В 1894 году в селе имелось трактирное заведение торгового дома "Булыгин и сын". Кроме этого, работали винная лавка дворянина Л.А. Халтурина, жителя г. Яранска, и две лавки по торговле мелочным товаром.

  10 января 1872 года состоялось открытие двухклассного училища первым заведующим стал житель г. Царевококшайска Н.М. Модин. Преподавание велось на русском языке. В 1885 году в Арийском двухклассном училище обучалось 90 мальчиков и 10 девочек. В 1919 году училище было преобразовано в Арийскую единую трудовую школу I ступени.

  В 1903 году в с. Арино проживали 152 мужчины, 143 женщины, большинство мари.

  В 1916 году приход церкви в честь Рождества Христова был самым многочисленным - 8517 человек.

  До 1917 года в селе функционировал большой базар, на который приезжали жители из Сернура, Торьяла. Привозили на обмен и продажу разные товары в том числе и хлеб. В 1917 году Михаил Сергеев держал лавку по торговле мелочным товаром. В 1919 году при Арийском культпросветкружке открыта библиотека.

  В 1920 году по договору с Кумужъяльским волисполкомом Христорождественская церковь была передана общине верующих со всей утварью в бесплатное пользование на условиях бережного отношения к государственному имуществу.

  В 1924 году в с. Арино проживали 328 человек, из них 304 мари, остальные русские. Работала семилетняя школа. До 1926 года в селе размещалось Арийское лесничество, которым долгое время руководил лесничий Раздельников.

  Имелось кредитно-товарищеское общество. Оно выдавало кредиты семенами, помогало молоть зерно. В 1927 году в с. Арино работал фельдшерско-акушерский пункт.

  В конце 20-х годов прошлого века в селе были лесопильный завод, крахмально-паточный завод, продукцию которого продавали в г. Йошкар-Оле.

    В 1930 году был расторгнут договор с общиной верующих, здание церкви было передано в распоряжение Моркинского кантисполкома.

  В 1929 году колхозники построили здание одноэтажной школы. В 1934-1940 годах работала кожевенная мастерская, где обрабатывали, а затем красили кожу. В эти же годы действовала вышивальная мастерская, которая размещалась в частном доме. Долго и с большой пользой эксплуатировался кирпичный завод. В 1936 году он переоборудован в гончарную мастерскую. Люди до сегодняшнего дня помнят мастера-гончара Руш Осыпа.

  В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из села ушли на фронт 112 жителей, из которых 69 человек не вернулись в родное село.

  С 1949 года здесь работал Арийский детский дом. В 1954 году он размещался в 2-этажном деревянном здании. В нем находились 49 детей. Фонд библиотеки составлял 1669 книг. Директором в это время работал Рябинов.

  В 1950 году Арийская школа была преобразована в среднюю. С 1972 года она носит имя основоположника марийской литературы С. Г. Чавайна. В 1952 году в селе находилось правление колхоза им. Ворошилова. В 1959 году в селе проживали 109 мужчин и 136 женщин, большинство мари.

  В 1989 году была вновь зарегистрирована община верующих, и здание церкви передано ей. В 1991 году в церкви Рождества Христова вновь стали проходить службы.

  В 2003 году в селе числилось 70 дворов, проживали 220 человек. Преобладающее население - марийцы, вероисповедание - православное. Дома в селе каменные и деревянные, крыши покрыты шифером и железом. Жители имеют в личном пользовании телевизоры, телефоны, бытовую технику, автомобили. Воду в селе берут в основном из колодцев и близ протекающего ручья. Работает магазин Моркинского райпо. Село входит в состав коллективно-долевого предприятия им. Чавайна. Связь с районным центром осуществляется автобусным сообщением. Около села находится молельная роща.

    

                                                                                  дом в селе Арино -  

 []

  

  

  ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

  • Команда Кочующие
  • http://arh-mari.ru/
  • http://mari.eparhia.ru/
  • http://www.12rus.ru/
  • http://www.marpravda.ru/
  • http://www.finugor.ru/
  • http://mari.eparhia.ru/

Комментарии

Мои корни

Здравствуйте! Огромное спасибо за такую интересную статью! Моя бабушка является уроженкой села Арино, сегодня я впервые узнала о нем подробности, увидела фотограафии. Надеюсь найти родственников по фамилии Никифоровы. Удачных Вам походов, интересных открытий! Марина Трофимова , г. Ижевск

Никифорова живет в Чите,моя

Никифорова живет в Чите,моя троюродная сестра,а я Любовь Трофимова.

Ищу прабабушка Никифорова

Ищу прабабушка Никифорова Агреппина. Была женой священника села Морки Моркинского района Мариий- эл церковь Кпзанско- Богородецкая Большакова Василия Ефимовича 1883 года рождения . Была многодетная семья.третьим сыном был мой дедушка Алексей 1902 года. О прабабушке нечего не знаю. Очень хотела бы найти родственников по прабабкшкиной линии.

удивительно!

ПОТРЯСАЮЩИЙ ВИД НА  АРИЙСКУЮ ЦЕРКОВЬ С  ГОРЫ КАРМАН-КУРЫК!
Вам надо обязательно приехать в  Марийский край!

Случайно увидел этот сайт.

Случайно увидел этот сайт. Спасибо огромное за фотографии и историческую справку. Там есть фотография, где виден дом,где я родился...

тогда

тогда ждем от Вас рассказа про ваш край!

может есть предания, легенды, исторические факты, фото???

мы позаимствовали ваши материалы и решили создать свой сайт

кому интересно узнать по подробнее о наших краях милости просим на наш сайт, будем рады новым материалам. Спасибо огромное команде кочующий, благодаря вам мы решили создать свой сайт, пока небольшой, но с чего то надо начинать :) 

отлично!

всегда готовы помочь и поддержать любой краеведческий и туристский проект!!!

надеемся, что и вы что-то сможете предложить нам!

самое главное, чтобы ресурс хоть медленно, но развивался!

Удачи!

Спасибо

 будем стараться) Вам спасибо!!!

miku1985 , а как можно

miku1985 , а как можно посмотреть Ваш сайт? 

смотрите выше...

выше есть его ссылка на сайт про Арино!!!

 спасибо за сайт! мой отец

 спасибо за сайт! мой отец родился в этом селе. я хотела бы узнать о его родственниках. звали моего отца Егоров Николай Егорович.

 

Арино

всегда пож-та!

мы сами не из Арино, но выше в ленте комов есть ссылка на сайт 

про Арино у  Пользователя  miku 1985...

надо спросить у него - они местные, может знают...

Привет всем . Мой прадед

Привет всем . Мой прадед родом из села Арино . Смирнов Александр Николаевич 1845 года рождения .А его отец Смирнов Николай Яковлевич 1804 года рождения служил в церкви с. Арино . Если кому то что про них известно , пишите . Буду рад дополнениям . Георгий .

Здравствуйте , Ваш прадедушка

Здравствуйте , Ваш прадедушка Смирнов Николай служил в Арино в церкви 23,10,1896 года иерей

Арино - священники

Здравствуйте меня зовут Валентина . Хочу поделиться своей информацией , много читала про Марийскую -эл мои родные по маминой линии проживали в Моркинском районе мой прапрадедушка Большаков Евфимий служил в церкви в арино его сын мой прадедушка Большаков Василий Евфимович Тоже служил в Марийской -эл священником сейчас ищу дедушку Большакова Алексея Васильевича 1902 г/р , тяжелые были времена

Большаков Евфимий Архипович (1857-1892)

Большаков Ефим Архипович (примерно 01.1857 – 28.05.1892), урож. д.Ст.Иванаево Старо-Иванаевской вол. Чистопольского уезда Казанской губ., из крестьян, русский, православный, окончил Чистопольское уездное училище, затем учился в Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминского (10.12.1872-5.06.1875), окончил со свидетельством на право быть учителем нач. училищ. С 1.09.1875 преподаватель на службе в МНП. Рукоположен в священство 20.07.1883, на службе с 14.08.1883 г. в с.Арино, 26.12.1886 г. награжден набедренником. С конца 1880-х служил в Царевококшайском уезде Казанской губернии с задачей крестить марийцев-язычников. С 16.08.1888 г. законоучитель (преподаватель Закона Божьего) начального 2-х классного училища и священник (вначале 3-й, с жалованием 120 руб., затем 2-й, с жалованием 150 рублей) в марийском с.Арино Себъусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губ. (в 1869 г. всех жителей было 739, в том числе 17 русских, остальные мари. В радиусе 7 верст находились 12 деревень с 4226 жителями. От с.Арино – 80 верст до Царева, 65 верст – до Казани). Училище открыто 10.01.1872 г. «Из числа законоучителей усердным
исполнением своих обязанностей выделялся законоучитель Аринского двухклассного уч-ща священник Большаковъ…», - отмечалось в Отчете о состоянии начальных народных Царевококшайского уезда за 1891 год (Госархив Респ. Татарстан (ГА РТ), ф. 160, оп. 1, д. 662, л. 14об.). Написал (составил) «Материалы к истории народного образования в Царевококшайском уезде Казанской губернии. Т.1. – Казань: Издание в Царевококшайской уездной земской управы. Типография губернского правления, 1890. Умер 28.05.1892: Метрическая книга 1890-1892 гг. села Арина священник Евфимий Архипович Большаков скончался 28.05.1892, 35 лет от рождения, от брюшного тифа. Исповедовал и причащал иерей Петр Монастырев. Отпевали 1.06.1892 г. в храме с. Арина: иерей Александр Смирнов, иерей Петр Монастырев и села Уньжи иерей Николай Смирнов, диакон с. Морков Феодор Разумовский с псаломщиками Владимиром Козловым и Петром Флеринским. Похоронен на приходском кладбище. (ЦГА Респ. Марий Эл, ф. 305, оп.1, д. 26, л. 560 об.-561). По представлению попечителя Казанского учебного округа от 10.07.1892 г. № 12330 товарищ министра МНП разрешил выдать вдове законоучителя Аринского 2-х классного сельского уч-ща МНП священника Ефима Большакова Екатерине Большаковой с двумя малолетними детьми за свыше 16-летнюю службу ее покойного мужа единовременное пособие в размере годового оклада жалования – 150 рублей (предписание № 4039 от 1992 г.). Жена Екатерина Ивановна; дочери Мария (8.02.1883-22.03.1968) и Мастридия (1885-?; вышла замуж за германского военнопленного польского происхождения Ширмер Гуго Антона, кот. при женитьбе крестился в православие, пропала без вести в годы гражданской войны). Обе учились в Казанском епархиальном женском училище за казенный кошт как сиротиночки и по окончании до революции работали учительницами в сельской школе, моя бабушка Мария Ефимовна Большакова (по мужу-Корепова) работала в с.Семеновка(?). Сыновей у прадеда ЕАБ не было, однофамильцы - возможно.

Нашлись сведения о Василии

Нашлись сведения о Василии Ефимовиче Большаковом, он закончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем в марийском селе. Сведений о его священстве пока не нашел, в Справочной книге по Казанской епархии на 1909 год его нет.

Алексей фёдорович

Алексей фёдорович здравствуйте. О священнике Большакове Ефимии думаю сыновья были служили послушниками в Казанско- Богородецкой церкви затем в мужском Царевококшайском Мироносецком мужском монастыре на период1911 года. Мой тел 89800553354

Здравствуйте. По поиску моего

Здравствуйте. По поиску моего прадеда Большакова Василия Ефимовича 1883 года и его супруги Никифоровой Агреппины собрала членов семьи (12) деток дошла до 1915 года . Приёмный сын ( крестик) Ефимию Большакова есть архивные выписки. С уважением Валентина.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.