Озеро Паленое, Медведевский район Марий Эл

Медведевский район. Старожильское участковое лесничество, 53, 66 кв.

Площадь примерно 24-27 га. Максимальные глубины доходят до 7 м.
   Междюнное озеро, имеющее овальную вытянутую с севера на юг форму, с большим выступающим с юго-западной стороны заливом, находящимся напротив основного пляжа.

Озеро располежено северо восточнее реки Большой Кундыш. Имеется хорошая дорога к северо-восточной части береговой линии со стороны поселка Старожильск. В месте подъезда расположены удобное оборудованное место для туристической стоянки, а также песчаный, слегка заиленный вход в воду и место для купания, а так же ответвления на другие стоянки. С северной части в озеро впадает периодически пересыхающий ручей с чистой водой, к которому можно пройти по пешеходной тропе. Вдоль северной и восточной частей береговой линии построены мостики для рыбалки. Юго-западная часть озера сильно заболочена, со сплавинами. Имеется протока, связывающее озеро с рекой Большой Кундыш, по которой происходит сброс талых всесенних вод.

Ихтиофауна: окунь, щука, карась, линь, плотва.

«Марийское название озера мало кто знает. На слуху только одно – Паленое. В архивах и на старых картах начала прошлого века нашел еще два названия Шуранер и Кукшлъяр. Первое название очевидно дано из-за запаха сероводорода, который выходит из озера во время зимнего замора рыбы. Второе происходит от слова «кукшо» – сухой. Возможно, когда-то озеро высыхало или часть дна обнажалась, поэтому такое название. Сейчас озеро полноводное и редко уровень воды сильно падает, хотя исток с озера на р. Большой Кундыш есть. (На марийском языке слово «паленый» звучит как «когаргыш». Но использование подобного названия никогда не слышал. Вероятно, последнее присвоенное озеру имя имеет русскоязычное происхождение.) (с)научный сотрудник ГПЗ «Большая Кокшага» Богданов Геннадий

На берегу есть несколько стоянок. Главная застроена столом скамеками, строится гостевой рыбацкий дом и большая баня…

Озеро теряет свое лесное очарование, и возможно уже потеряло.

ОТ СЕРГЕЯ СЕМЕНОВА:

Озеро Паленое: это практически моя вотчина, ибо каждый выходной я в Старожильске отдыхаю.

озеро Палёное

Заехать легко - сразу за Старожильском влево, дорога пройдет мимо

мачты лесников, за мачтой будет поворот направо, от него еще 3 км.

Дорога всегда хорошая. В последнее время на озере стала собираться масса

"матрасников" по вашей классификации.

В озере есть всякая рыба: окунь, щука, сорожка, линь, золотой карась - круглый как блюдце и до килограмма весом. Но линь и карась практически не клюют.

Озеро Палёное

озеро Палёное

ОЛЬГА ТУНАЕВА:

Я хочу рассказать об одном из многочисленных озёр республики Марий Эл. Озеро Палёное находится примерно в 45 км от города: 40 км до пос. Старожильск и от него ещё 5 км в лес.

Впервые на озере Палёное я отдыхала вместе с друзьями несколько лет назад. В то время все мы были студентами. Октябрь того года выдался довольно солнечным и тёплым, природа манила своей красотой и умиротворенностью. Сейчас уже никто не вспомнит, в чью голову пришла гениальная идея, выехать на природу, но произошло это спонтанно. Кто-то предложил съездить отдохнуть, другие поддержали.

Собрались за один день: уложили вещи, купили продукты. Желание отдохнуть на природе было огромным, но времени на длительный поход не было, поскольку был уже самый разгар семестра. Планировали выехать на какое-нибудь озеро, недалеко от города, с одной ночёвкой. И выбор пал на озеро Палёное. Никто из нас ещё не был на этом озере.

Начав наше скромное путешествие с несколько авантюрной идеи, жажда адреналина усиливалась с каждым сделанным шагом. Добраться до озера оказалось совсем не сложно, хотя в первый раз времени на дорогу ушло несколько больше: постоянно приходилось сверяться с картой, особенно на развилках. Уже ступив на дорогу, больше похожую на лесную просеку, ведущую от шоссе вглубь леса, душа ликовала и наслаждалась.

Увидев через пару километров пожарную вышку, сердце каждого из нас забилось сильнее. Вот оно - наше первое приключение. Смутно представляя, что нам грозит, если нас здесь застанут, и отгоняя от себя неприятные мысли, мы аккуратно уложили все свои вещи в основании вышки и начали своё восхождение. Нам неслыханно повезло, на вышке не только никого не оказалось, но ещё и люк, ведущий на смотровую площадку, был открыт.

Панорама, представшая нашему взору поразила все наши ожидания. Осеннее буйство красок мало кого оставляет равнодушным, но на высоте 25 метров над землёй, восприятие окружающего несколько изменяется. Лес, тёмно-зелёным хвойным покрывалом с разноцветным рисунком из лиственных пород, окутывал землю до самого горизонта во всех направлениях. Единственным исключением был небольшой участок - пос. Старожильск. Эмоции требовали выхода, и мы выразили их в песне, конечно, в самой знаменитой песне про осень. Кровь закипала от адреналина: слишком велик был контраст между ощущением красоты природы, её умиротворённости и собственным внутренним страхом, вызванным порывами ветра, которые расшатывали вышку.

Озеро Паленое

Спустившись вниз с большой неохотой, мы постарались совладать со своими эмоциями и отправились дальше. Лес вдоль дороги постоянно сменялся: от молодых посадок сосны, он переходил в более зрелые лишайниковые, черничные или высокотравные сосняки, в которые постепенно вливались деревья лиственных пород: осина, липа, дуб - и так они сменяли друг друга на протяжении всего нашего пути. А у самого озера, среди сосен, неожиданно замелькали беленькие стволы берёзок. Мы были счастливы. Не смотря на тяжесть снаряжения и немного затянувшуюся дорогу, мы уже чувствовали себя отдохнувшими и готовыми к новым приключениям и исследованиям.

Выйдя на опушку, мы были несколько разочарованы увиденным: дорога вывела нас на обустроенную стоянку, где уже расположились, опередившие нас, отдыхающие. Нет, к присутствию людей мы были готовы, неприятным был тот факт, что из машины, на которой вероятнее всего они сюда добрались, довольно громко звучала современная музыка.

Обсудив план дальнейших действий, мы отправились на поиски подходящего места для стоянки, подальше от звуков цивилизации. Немного приблизившись к озеру, мы увидели тропинку, уходящую вправо, и пошли в том направлении. Пройдя несколько метров, ещё издали мы увидели небольшую ровную полянку среди берёз. Было принято решение сделать привал, а чуть позже, уже без вещей, немного осмотреть окрестности. Наши дальнейшие исследования показали, что дальше в этом направлении, подходящих мест для стоянки нет и быть не может.

Чуть дальше обнаруженной нами стоянки, берега озера были изрезаны множеством небольших оврагов, на дне которых бились ключи. Затем характер берегов резко менялся на болотистую местность, густо поросшую кустарником. Далеко в лес мы не заходили, нас больше интересовали наиболее удобные места спуска к воде. В итоге нам пришлось остановиться на первом попавшемся варианте.

До приближения сумерек, мы занимались уборкой, заготовкой дров и разведением костра, установили палатку. Ближе к вечеру наши соседи покинули нас, и звуки цивилизации перестали нарушать голоса природы. Наконец-то мы могли насладиться окружающим нас миром в полной мере. Матовая поверхность воды за стволами деревьев гипнотизировала нас, и мы сожалели лишь об одно: что сейчас не лето и нельзя окунуться в прохладные воды озера, которые, как казалось в сумерках, таили в себе не мало тайн.

Когда стемнело и только наш костёр освещал небольшой кусочек поляны, а всё остальное погрузилось в темноту ночи, почти осязаемую, для нас пришло время глинтвейна и песен под гитару.

Сидя у костра, мы наслаждались природой: шелестом листвы, дуновением освежающего ветра, редкими всплесками воды и ели слышными лесными шорохами, а каждый глоток глинтвейна дарил блаженство и согревал душу. Мы пели под гитару также тихо, как и говорили между собой, чтобы не нарушать той идиллии, которая окружала нас. Песенный репертуар был довольно разнообразен, но в основном это были песни из молодости наших родителей и нашего детства. Были моменты, когда мы просто молча сидели вокруг костра и ничего не говорили, как бы вслушиваясь в звуки природы. Каждый думал о чём-то своём, сокровенном и волнующем. Спать легли далеко за полночь.

Проснувшись утром от холода, мы заново разожгли костёр. По-прежнему все были молчаливы, в глазах читалась грусть. Не хотелось двигаться, думать, принимать решения. После завтрака, вместо того, чтобы собираться в обратный путь, мы обсуждали возможность остаться ещё на одну ночь. И даже когда уже была разобрана палатка и подсчитан, имеющийся провиант, нам не хотелось покидать это место.

Именно здесь мы впервые узнали, что есть ещё в нашей республике такие места и озёра, где нет скопления ошалелых от города людей, желающих отдохнуть, но так и не научившихся относиться к природе должным образом.

Сама природа, как будто желая проверить наше настроение, сделала жалкую попытку прогнать нас домой: после обеда на абсолютно ясном до этого небе, появилась небольшая тучка, немного покапало. Но мы лишь улыбнулись и в очередной раз, лёжа на туристических ковриках под открытым небом, озвучили необходимость возвращения. С великим трудом мы, всё-таки, смогли собраться с духом и отправиться в обратный путь.

Покидая это удивительно красивое и умиротворяющее место, мы дали обещание вернуться сюда снова. Хочу сказать, что мы сдержали обещание, и вернулись сюда ещё не раз. И каждое посещение озера Палёное было связано с чем-то необъяснимым. Так, второе путешествие к озеру было совершено практически ночью, весной. Никто не сможет объяснить, что заставило нас собрать вещи за каких-то пару часов и отправиться на ночь на природу, к этому удивительному озеру.

Личные впечатления:

Дорога легкая, накатанная.

Понятно, что на озере народу полно, оборудованных стоянок масса, но шарм места при этом теряется.

Заходы в воду неудобные, строго с мостков, их много.

Источники фото и информации:

• Команда Кочующие
  • Сергей Маланов
  • Евгения Любарская
  • Ольга Тунаева
  • Сергей Семенов

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПОХОДЫ, СПЛАВЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!