Село Альдермыш

Команда Кочующие - Село Альдермыш

Статус:     Село Альдермыш

Дата основания:       12-13 век, Казанское ханство.

Муниципальное образование:     сельское поселение Альдермышское (центр муниципального образования). 

Входит в:     Высокогорский район.

Субъект Федерации:     Республика Татарстан.  

Население (чел.):      525 (2010г.) 

Координаты:     56°01'15'' с.ш., 49°13'44'' в.д. 

Почтовые индексы:     422711 

Телефонный код:     +7 84365 

Село имеет марийскую историю происхождения.

 

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР - ВЫСОКАЯ ГОРА - ТУТ!

ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!

РОДНИКИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

  

 

                                                                        Село Альдермыш

 

В названии села есть марийское слово: Алдыр и глагольное окончание: мыш (маш),

Алдыр - это большой ковш для разливания пива, обычно таким ритуальным ковшом разливали медовуху и пиво при праздновании марийских праздников, обычно весене-летнего цикла (например, Семык), таким образом, в названии Альдермыш - это место празднования определенного цикла марийских праздников. Что и закрепилось в названии.

В окрестностях Альдермыша  много марийских топонимов, например, Каймары (кай мари - то есть ушедшие марийцы). В названиях рек также есть финно-угорские корни (Ашит, Шешма и т.д.).

Уже позже татары выдвинули свою версию происхождения названия.

                                                                  Село Альдермыш                                     

 

АЛЬДЕРМЫШ (Ђлдермеш) – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Село в Высокогорском р-не, на р. Саинка, в 12 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора.

На 2000 — 519 жит. (татары). Скот-во.

Ср. школа, дом культуры, б-ка.

 Осн. в период Казанского ханства.

 В дорев. источниках изв. также под назв. Б.Альдербыш, Альдербыш-Казак.

В 18 — 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом.

В кон. 18 в. на средства казан. купца И.Апанаева в селе была выстроена дер. мечеть (сгорела в 1829, отстроена заново в 1832). При мечети действовал мектеб.

В нач. 20 в. в А. функционировали 2 кузницы, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1741,1 дес.

До 1920 село входило в Студёно-Ключинскую вол. Казанского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах.

Число жит.: в 1782 — 183 души муж. пола; в 1859 — 1161, в 1878 — 1065, в 1908 — 1083, в 1920 — 913, в 1926 — 1059, в 1938 — 1299, в 1949 — 889, в 1958 — 838, в 1970 — 787, в 1989 — 564 чел. А. — родина композитора Э.З.Бакирова.

  

 

 ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА АЛЬДЕРМЫШ:

В конце XVIII века здесь на средства казанского купца Исмагила Апанаева была выстроена деревянная мечеть. В 1829 здание мечети сгорело. В 1832 на средства внука Исмагила Апанаева - Хасана Мусича Апанаева храм отстроили заново.

Именно это здание, обновлённое в 1899,сохранилось до сегодняшних дней. В начале XX века в махалле насчитывалось 553 прихожанина мужского пола,536 женского, проживавших в 183 домах.

   Село Альдермыш издревле славилось своими династиями священно - служителей, среди которых особо выделяется род Муртазы бин Нурмухамеда аль-Альдермеши. Один из его сыновей - Губайдулла в конце XVIII века исполнял обязанности имам-хатиба в родной деревне, другой сын - Абдулвагап был духовным наставником в д.Б.Айбаш и, наконец, третий его сын Хамид Муртазин - известен тем, что являлся старшим муллой сначала мечети №11,а затем и мечети №10 г.Казани.

   Мы не располагаем более пространными сведения о судьбе альдермышской веточки рода, однако, документы середины XIX века фиксируют здесь имена представителей другой династии мусульманских проповедников, восходящих к имаму Хасану бин Салимзяну бин Исхаку аль-Альдермыши.

Этот священнослужитель получил фундаментальное теологическое образование, проучившись несколько лет в медресе Хамида Исламова в д.Юртуш. На должности же муллы альдермышской мечети казанское губернское правление утвердило его 19 февраля 1844,выдав указ за №1117.

С 11 декабря 1872 состарившемуся Хасану Салимзянову в ведении служб начал помогать сын Абдрахман. Именно он после смерти отца в середине 80-х годов XIX века стал единоличным руководителем прихода.В 1895 в помощь Абдрахману хазрету был избран вторым имам-хатибом Габдулла Абдрахманович Салимзянов. В 1909 Габдулла мулла занял должность своего покойного отца и возглавил первую махаллю  с.Альдермыш. Здесь он проводил занятия в медресе,в котором обучалось 49 мальчиков и 45 девочек.

 

 

 СТАТЬЯ ПРО АЛЬДЕРМЫШ:

Впервые о населенном пункте с красивым названием Альдермыш довелось услышать со сцены Татарского академического театра имени Камала. В спектакле “Старик из деревни Альдермыш” роль мудрого, лукавого и озорного старика Альмандара с блеском сыграл народный артист СССР Шаукат Биктемиров. Да и другие персонажи – жители этого не придуманного, а реально существующего в Высокогорском районе населенного пункта, известного еще со времен Казанского ханства, вызывали у зрителей неподдельный интерес и чувство гордости за свой народ, его самобытность, искрящееся чувство юмора.

Еще одной визитной карточкой Альдермыша стали мелькающие на дорогах “газели” с надписями на боку “Альдермышский источник”. Так называется предприятие, работающее в этом селе около пяти лет и поставляющее бутилированную питьевую воду. Наконец, довелось как-то в жаркий летний день испить кефира, изготовленного в ООО “Альдермышский молкомбинат”. После чего сделала вывод, что нет ничего вкуснее этого напитка.

И вообще, похоже, в этом Альдермыше сосредоточено все самое-самое, будь то умные и жизнерадостные старики типа Альмандара, чистая родниковая вода, оснащенная компьютерами школа, детский сад с бассейном, местная мечеть – архитектурный памятник XIX века…

Мы с руководителем аппарата Совета Высокогорского муниципального района Минзуфар Усмановой едем в Альдермыш, до которого от райцентра 12 километров. Она уже много лет живет в этом селе, сначала 17 лет проработала в местной школе, затем еще 11 возглавляла сельсовет, а также была одним из первых руководителей Альдермышского молокозавода. Минзуфар Ибрагимовна искренне считает, что нет на свете места привольнее и краше, чем родной Альдермыш.

За разговорами не заметили, как время пролетело, и вот мы уже на въезде в Альдермыш, о чем информировал богато разукрашенный указатель. А возле него с красками и кистью ходил какой-то мужчина. Попросив водителя остановиться, мы вышли из машины. Незнакомец оказался местным художником-реставратором Фирхатом Халиуллиным, он нарисовал не только этот замечательный указатель (таких привлекательных, честно признаюсь, не встречала ни у одного другого населенного пункта Татарстана), но и приложил руку к многим другим объектам на селе. Например, кисти Халиуллина принадлежит живописная роспись ворот и забора, окружающего Альдермышскую мечеть. Впрочем, рисование – своего рода наследственный дар, который альдермышцы получили от своих предков. Здесь вообще многие рисуют. Причем отнюдь не складывают свои произведения в папки, под сукно, а сразу же выставляют на всеобщее обозрение. Любуйтесь, мол, кто хочет и сколько душа позволит. Например, директор альдермышского детсада Эльмира Рахимова своими рисунками украсила стены садика не только внутри, но и снаружи. Это веселые и добрые персонажи сказок, яркие букеты цветов, от которых тепло и уютно местной детворе даже в самый пасмурный зимний день!

                                                           Село Альдермыш                                                         

 

Воспитанию подрастающего поколения в Альдермыше уделяют особое внимание. Местная средняя школа, как и детсад, также восхищает. Это современное просторное здание с множеством необходимых для школьников предметных кабинетов, с великолепным спортзалом, куда ребятишки с удовольствием приходят “покачаться” на тренажерах в свободное от учебы время. С гордостью показал нам компьютерный зал молодой директор школы Фанис Насруллин. Сегодня в альдермышской школе обучаются 117 человек, но рассчитана она на перспективу – на 250 учащихся.

Заместитель главы Альдермышского сельского поселения Миляуша Гайнутдинова рассказала, что в настоящее время в селе проживают 600 человек. Альдермыш является центром поселения, в которое входят деревни Ибря и Сая.

- Чтобы прилегающие к Казани деревни и села не поглотил город, чтобы повернуть народ к земле, нужно обеспечить село работой, а также хранить и приумножать свои национальные традиции, – считает Миляуша Гайнутдинова.

Мы обошли и объехали все село – такое чистое и аккуратное, с красивыми домами, утопающими летом в зеленой кипени деревьев, с клумбами повсюду, что невольно хотелось сравнить его с картинкой. Только картинка была не лубочная, а живая, и все вокруг не показуха, а стиль жизни альдермышцев, который сложился очень давно.

                                                                    Село Альдермыш                                          

 

История Альдермыша уходит в седую старину. Официально считается, что село образовано в XVI веке, доказательством чему служат могильные памятники, которые датируются 1561 годом. Но есть сведения о том, что Альдермыш был известен еще во времена расцвета Казанского ханства. Вот какое оно древнее!

О происхождении его названия есть разные версии. Одну из них поведала учительница географии и истории местной школы Илкай Рахимова:

- Есть легенда о том, что первыми поселились в этих местах братья Альдерми – в переводе значит люди бойкие, быстрые, предприимчивые, и нарекли после этого селение Альдермыш. Оно изначально было большое и богатое, окруженное со всех сторон густыми лесами, полными живности. В том числе и медведи тут бродили. Даже сегодня в некоторых наших семьях в качестве реликвий и талисманов хранят медвежьи когти. И прозвища в некоторых семьях остались – “аю” (медведь). Наверное, и в моем отчестве медведь замешан…

Илкай Аюповна – миловидная женщина с круглым, покрытым симпатичными веснушками лицом, с ямочками на щеках, со светлыми добрыми глазами. Она говорит неспешно, сдержанно, но чувствуется в этой женщине энергетика сильного и знающего человека. В самом деле, так много и подробно о родном селе, как Илкай Рахимова, в Альдермыше никто не расскажет.

- Коренными жителями нашего села в седой древности были марийцы, или, как их называли, черемисы, богатые и работящие, – рассказывает Илкай Аюповна. – Татары появились позже. Так и жили – в одном конце села марийцы, в другом – татары, но оба народа исповедовали ислам. До сих пор в некоторых названиях наших примечательных мест (например, оврагов) сохранились марийские названия: Раскован, Мари-баши. Но после захвата Казани Иваном Грозным в 1552 году в эти места стали в большом количестве приходить татары из Казани.                         

 

                                                                                    Село Альдермыш

 

На минуту прервав свой рассказ, задумавшись, словно оказавшись мысленно в далеком прошлом, Илкай Аюповна улыбнулась:

- Вот смотришь на жителей Альдермыша – явно есть в их лицах черты марийской нации – лицо круглое, волосы русые и волнистые… Когда-то наше село разделялось на Малый Альдермыш и Большой, и там и там были мечети, при них – медресе, в которых учились шакирды, по 300 человек в каждом. Учили их знаменитые учителя того времени. Например, в нашем селе проживал мулла Муртаза, которого почитали святым. Говорят, на смертном одре Муртаза попросил, чтобы ему принесли воды из источника, и место указал. А ему говорят: нет, мол, там никакого источника, одна земля. “А вы идите и увидите”, – настоял старец. И люди впрямь источник нашли, уже в наше время всем селом обустроили и нарекли родник именем святого Муртазы. Потомки муллы по фамилии Муртазины и сейчас живут в Альдермыше. Это крепкие и достойные семьи.

Илкай Рахимова хорошо осведомлена о своей родословной и может многое рассказать о родственниках многих поколений, чуть ли не с XV века, когда ее предки переселились на здешние земли из Буинского района.

- В старых документах мы не нашли сведений о том, что Альдермыш был крепостным селением, – продолжает Илкай Аюповна. – Видимо, местные крестьяне служили помещикам соседних деревень. Рядом с нами расположены такие русские помещичьи селения, как Мамонино, где правил помещик Мамон. А помещик Кудрявцев заправлял Каймарами. Эту усадьбу потом купили Баратынские. Даже Пушкин туда, говорят, приезжал. Может, и наш Альдермыш видел…

Уже вечером прощаюсь с гостеприимными жителями Альдермыша. И напоследок интересуюсь у Минзуфар Ибрагимовны: насколько реальные события отобразил Туфан Миннуллин в своей пьесе “Старик из деревни Альдермыш” и был ли прототип у необыкновенного старика?

Та улыбнулась загадочно:

- Может, да, а может, нет, кто знает… Но сила искусства и таланта такова, что иной придуманный автором эпизод вдруг становится реальностью. А по характеру, по цельности натуры у нас чуть не каждый старик мог бы послужить прототипом Альмандара.

(автор: Мила АРХАНГЕЛЬСКАЯ)

 

 

 __________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://alder.edusite.ru/p45aa1.html

Источник: газета «Республика Татарстан»

http://www.rt-online.ru/aticles/

http://www.ite.antat.ru/

Лит.: Износков И.А. Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием. К., 1885; Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.

http://www.airfoto.cheb.ru/foto/

http://foto-planeta.com/np/51879/aldermysh.html

http://mamonino.livejournal.com/5077.html

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

большие сомнения...

что марийцы так просто добровольно принимали ислам и жили в татарских деревнях...

в те времена особо были сильны родовые связи...

а ведь марийцы - народ упрямый, до сих пор  ходят в рощи...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.