Историческое село Байряка

В Ютазинском районе Татарстана, практически на границе с Азнакаевским районом и с Башкирией, расположено интересное село Байряка. Село - административный центр и единственный населенный пункт Байрякинского сельского поселения. Населенный пункт расположен примерно в 20-ти километрах на северо-западе от районного центра поселка Уруссу.

  

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ БАЙРЯКИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЮТАЗИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

ПОСЕЛОК УРУССУ - РАЙОННЫЙ ЦЕНТР - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО БУГУЛЬМИНСКО-БЕЛЕБЕЕВСКУЮ ВОЗВЫШЕННОСТЬ - ТУТ!

 


Село находится в верховьях реки Байряки (левый приток реки Ик – бассейн Камы). В селе проживает примерно 1500 человек, в основном татары. Байряка имеет интересную историю, так как по ней можно изучать историю расселению татар в долине реки Ик. Считается, что татары стали переселяться в эти места в конце 16-го или в начале 17-го века, примерно через полвека после падения Казанского ханства. 
В настоящее время в селе развито полеводство, мясо-молочное скотоводство, овцеводство,  действует предприятие сельхозтехники. В селе сохранилась и социальная инфраструктура, действует средняя школа, построен сельский дом культуры, есть медпункт и библиотека. Также в селе действует мечеть.
Самые главные достопримечательности села – это старинное здание пятой соборной мечети, комплекс зданий медресе "Губайдия" — архитектурный памятники конца 19 — начала 20 веков. На сельском кладбище села сохранились надгробные плиты 17-19 вв. В окрестностях села есть памятники археологии различных исторических эпох: от позднего каменного века до бронзового века, от времен Золотой орды и Казанского ханства до времен новейшего заселения татарами долины реки Ик. 

 


По архивным данным (ревизии и перепись населения), а также по местным преданиям – первые татарские поселенцы стали тут появляться через некоторое время после падения Казанского ханства. Когда в 1552 году войска царя Ивана грозного захватили Казань, то по большой части левобережья Волги стали подниматься восстания, в истории их называют Черемисские войны. Эти войны длились почти полвека: до конца 16-го века, то затухая, то вновь загораясь, всего было 4 Черемисские войны. Название это произошло от того, что организаторами восстаний стали луговые черемисы – то есть марийцы, которые жили на левобережье Волги – на луговой стороне. Понятно, что среди них были и казанские татары, и удмурты, и чуваши, хотя часть инородцев поддерживало русские войска, и даже помогало при штурме Казани.
После подавления восстаний многие татары стали уходить на восток – за Вятку, или на юго-восток – за Каму, тут они расселялись в долинах крупных рек: Ик, Белая, Зай.

В те века долина реки Ик была фактической границей между лесостепью и дикой степью, где хозяйничали кочевники. Тут не было прочной государственной власти, было много свободных земель, и фактически многие татары, что здесь селились записывались в «служилых татар», которые отдаленно напоминали казачье сословие, которые расселялись вдоль государственных границ. 
Такие сословия во все времена получали послабления по налогам и сборам, никто не интересовался их религией, они могли занимать свободные земли, при этом они несли воинскую повинность по охране протяженных рубежей Российской империи. 

                                                           заложен камень в основание новой мечети                          


Именно сюда стали переселяться многие татары из сел и деревень Арской даруги (Заказанья), то есть из нынешних Арского, Балтасинского и Кукморского районов республики. Даже говор их отличался от татарского языка, свойственного этим местам.  Кое‑какие диалектные слова байрякинцы употребляют и ныне. Например, вместо распространённого «кашык» – (с татарского: ложка)  – у них говорится: «калак» (примерно, как у марийцев).

 


Однако история этого края намного старше, чем времена царя Ивана Грозного, тут были укрепленные поселения во время Золотой орды, тут находятся селища времен бронзового века, встречаются археологические находки каменного века. 
В окрестностях села было сделано много интересных находок. Часть таких находок хранится в сельском музее, что уже само по себе является большой достопримечательностью в масштабах Ютазинского района. Музей является хранителем истории села, тут собрана подробная информация про основание селения, про его историю и про известных земляков. 
 Одним из известных селян был -  Ибрагим хазрат, который переселился в Байряку из Башкортостана в конце 18-го века. В то время село разрослось до огромных размерот – тут проживало более 10 тысяч человек! 

В разных местах села основали семь мечетей, что было довольно много даже для крупного населенного пункта. Ибрагим хазрат стал имамом центральной мечети, и начал строить первое медресе для сельских детей. Строительство медресе в 1812 году закончил его сын, Губайдулла.  Это учебное заведение получило название: «Губайдия»,  оно являлось одним из самых крупных мусульманских учебных заведений в Поволжье. Его здание – единственное уцелевшее из целого комплекса каменных и деревянных построек, располагавшихся некогда в центре села. Сейчас это памятник истории и архитектуры республиканского значения.


После революции и установлении советской власти медресе стало сельской школой, где также обучали детей, но уже без религиозного уклона. Учителя медресе, продолжившие работать в школе, писали, что теперь образование – бесплатное, девочки и мальчики учатся вместе, и девочкам разрешено теперь обучаться письму. Фактически советская власть уравняла права мужчин и женщин в плане получения образования. Но самое интересное, что в советской школе появились парты и скамейки, а до революции дети обучались сидя на полу (на ковриках), что было довольно неудобно. В наше время Байрякинский музей расположен в самом здании «Губайдии». Парты стоят здесь, как и раньше, так что каждый гость и посетитель может почувствовать себя учеником медресе прошлых веков. Кроме этого, в музее хранятся многие предметы быта, утварь, национальная одежда, крестьянские орудия труда, религиозные предметы и аксессуары, изделия народных промыслов, и другие предметы старины.
Казалось бы, что село сейчас расположено в глубинке, и ничего особенного тут произойти не может. Однако недавно Байряке случилась сенсация. В начале 2000-х в селение приехала сестра великого композитора Софии Губайдуллиной  - Ида Губайдуллина. И она привезла с собой документы, по которым выходило, что часть байрякинской земли принадлежит её семье… Документы, конечно, оказались дореволюционными. Но они подтверждали, что Софья и Ида – праправнучки того самого имама Губайдуллы. Оказалось, что после революции их семья покинула Байряку. Судьбы её членов складывались по-разному, но в 50‑е годы все они встретились в городе Казани. В последние годы своей жизни отец сестёр, Асгат Губайдуллин, писал биографию – свою и своей семьи. Все эти материалы были обнаружены и частично опубликованы уже после его смерти.

                                                                   местный родник и речка Байряка                                             


Также несколько лет назад в селе произошел второй знаменательный случай -  село и местное кладбище посетила настоящая делегация из Ирана. Оказывается, дальний предок гостей, Мухаметшариф Ишан, был выслан отсюда еще в 1841 году. На его надгробии после имени – приписка, обозначавшая его происхождение (род) – «Альбайряки». Её прочитали учёные из КФУ, посещавшие Иран с научными целями. От них потомки Мухаметшарифа узнали, что в их жилах также течёт татарская кровь…
 
В селе существует целый пласт легенд и преданий, и не только о стародавних временах, но и о революционных и советских. Вот одна такая история:
«Во время гражданской войны (линия фронта проходила через село) местные крестьяне уходили воевать на стороне красных. Один из них, Самат Гареев, вступил в отряд Азина и участвовал в боях с белыми за Казань. Был ранен и отправлен на санитарном поезде в Москву. Некоторое время спустя бойцов в госпитале навестила целая делегация – Дзержинский, Каганович, Калинин и… Ленин. Рассказывают, что вождь мирового пролетариата положил спавшему Самату на грудь собственные карманные часы. Когда Самата разбудили, гости уже вышли из палаты, но вскоре Ленин вернулся и долго расспрашивал байрякинца о его службе и здоровье. «После этого, – пишет Самат своим родным, – раны мои перестали болеть, и я выздоровел…». Часы у него, правда, почти сразу изъяли и отправили в музей в Москву. Взамен оставили их фото».
В настоящее время в подтверждении этой истории  - и фотография, и письмо бойца хранятся в Байрякинском музее».

                                                                  экспонаты сельского музея                                                


Сохранились в селе и некоторые народные промыслы и ремесла, причем из самых давних времен, недавно жительница Байряка Зулейха Газизова (которой недавно исполнилось 90 лет) возродила традицию ручного ткачества. Как она сама рассказала:
– Ткать я научилась ещё в детстве и занималась этим ремеслом всю жизнь. Однажды муж узнал, что от этой работы у меня болят спина, руки и ноги. И сжёг станок! – рассказывает Зулейха аби. – Но потом ко мне пришли из музея и попросили обучать ткачеству на музейном, отреставрированном станке.
Сейчас Зулейха аби вместе с помощницей Танзилёй апой ткут на нём паласы и ковровые дорожки. Фирменный знак – крупные геометрические цветы. Одинаковых изделий не бывает, потому что они сотканы из разных ниток разных цветов и с разными мыслями… Ни один высокий гость не уезжает из Ютазинского района без такого подарка!

                                                                 День Победы в селе Байряка                                          


Есть у села своя при родная достопримечательность – это уникальный родник, которому уже много веков. Вокруг него устроен колодезный сруб, и на памяти старожил за многие десятилетия этот сруб несколько раз уже меняли. Первым обустроили источник семья Губайдуллиных более двухсот лет назад. Вода в роднике удивительно вкусная, и даже немного сладковатая на вкус, очень хорошо утоляет жажду в летний зной и придает силы человеку.
До революции недалеко от села проходил древний торговый и почтовый тракт, который соединял Бугульму, Бирк, а потом уходил на Уфу. В память об этом тракте сохранился мост через речку Байряки, который до сих пор называется «Екатерининский». Однако после строительства местной железной дороги основной грузопоток пошел по другому пути, и древний тракт потерял своё значение.

  
  Где находится, как добраться:
Село Байряка, Восточное Закамье,
Ютазинский район, Республика Татарстан, Россия
Координаты села:
54.711639, 53.382287
Из Казани можно добраться по трассе Р-239 (Оренбургский тракт), сперва до города Альметьевск, потом до города Бугульма. После Бугульмы следует повернуть к поселку Ютаза, и далее ехать на деревню Таш-кичу и потом на село Байряка. 

   
          
____________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.

Автор фото: Ямаев Амир.  

Информация и фото из Журнала "Татарстан".
Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".
Книга: «Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов»: в 2 т.
Село Байряка. Институт татарской энциклопедии.
Официальный сайт Ютазинского района РТ.

          

ВложениеРазмер
Bairyaki1 (1).jpg114.46 КБ
Bairyaki1 (2).jpg91.57 КБ
Bairyaki1 (3).jpg122.72 КБ
Bairyaki1 (4).jpg212.18 КБ
Bairyaki1 (5).jpg97.42 КБ
Bairyaki1 (6).jpg424.73 КБ
Bairyaki1 (7).jpg94.43 КБ
Bairyaki1 (8).jpg215.08 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.