Загадка татарского Шурале

Шурале – один из самых популярных и известных персонажей татарских сказок и легенд. 
Это существо часто сравнивают с лешим или с духом леса, приписывают ему различные мифологические и сверхъестественные свойства. Особенно «прославился» персонаж Шурале в поэме татарского классика Габдуллы Тукая.  

   

МИФИЧЕСКИЕ И СКАЗОЧНЫЕ СУЩЕСТВА ТАТАР - ТУТ!

ЛЕГЕНДА О ШУРАЛЕ - ТУТ!

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПРО ОВДУ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ОВДА-КОРЕМ - ТУТ! 

ОВДА - ПО СЛЕДАМ МИФИЧЕСКОГО НАРОДА - ТУТ!

ОВДА-КЮЙ - КАМЕНЬ ОВДЫ - ТУТ! 

 


Всегда было интересно узнать, откуда у татарского народа появился такой странный «лесной дух», в переводе на татарский язык: «урман иясе». Ведь известно, что древние булгары и их предки – татары – жители бескрайних степей и лесостепи. Лес и таежные чащи, в какой-то степени, чуждая среда для татар. Тем интересна версия Кочующих, откуда мог появиться такой «сказочный персонаж». 
Как известно, великий татарский поэт Габдулла Тукай родился на территории нынешнего Арского района (Заказанье), который сто лет тому назад был еще настоящим лесным краем. Именно здесь татарское население могло столкнуться с неведомыми существами, которые обитали в непроходимой чаще, в мрачных ельниках среди бурелома и болот. После таких встреч рождались легенды и предания о жутком существе, которое могло заманить человека в глухой лес, пытаться защекотать его до смерти, или всячески напугать несчастного дровосека или путника. Именно такие легенды (может быть, правдивые истории) слушал в детстве молодой Тукай, а потом изложил в легендарной поэме «Шурале».

                                                               деревня Овда-сола в Моркинском р-не Марий Эл          


Все эти истории можно было списать на богатую татарскую мифологию и суеверное сознание народа, однако у наших соседей, народа мари, мы встречаем удивительные истории про некое лесное существо, которые очень похожи на «татарского» Шурале. Марийцы называют его (её) – Овда, или народ овды. Во многих селах и деревнях Марий Эл до сих пор бытуют настоящие истории про овду, про места, где они обитали, про их проделки и проклятия. И вот что интересно: некоторые свидетели указывают, что овды обитали тут сравнительно недавно, может быть, сто или двести лет назад. 
По своим описаниям овда очень походила на шурале, судите сами, и те и другие существа обитали в лесных урочищах (оврагах, норах, пещерах). Овда (как Шурале) любили кататься ночью на лошадях, иногда загоняя их до смерти. При этом местные жители ловили их, намазывая спину лошади смолой. Овда также имела длинные груди, которые часто перебрасывала через плечо (вероятно, что за груди принимали огромные клоки шерсти этого существа).
Овда и Шурале побаивались воды, поэтому от них часто спасались, переправившись через речку, или перепрыгнув лесной ручей. Также в легендах о Шурале встречается упоминание, что в левой подмышке у него дыра, откуда можно вытащить сердце во время сна Шурале. Аналогичные рассказы можно найти и про народ овды. Шурале (как и овда) боится соли, и имеет перевернутые задом наперед ступни ног.

                                        гора Карман-Курык, где по преданиям водились овды                          


При этом Шурале также герой башкирских легенд и сказок, а поскольку башкиры до настоящего времени жили среди уральской тайги, то среди них известно множество преданий  про это лесное существо. Некоторые легенды очень похожи на марийские, например, что Шурале отличаются по полу, среди них есть существа женского рода. Якобы, некоторые башкиры брали самых красивых среди них себе в жёны, и от них появлялось потомство. Похожие легенды существуют про овду и среди восточных мари.

                                                                              пещера Овды на Карман-Курык                                


Существуют марийские сказки, где храбрый охотник или дровосек тем или иным способом обманывает овду, а потом спасается от этого загадочного существа. По своему сюжету эти сказки очень напоминают легенды о Шурале.
Такое сходство в мифологиях татарского и марийского народа неслучайно, ведь эти народы бок о бок, вместе, прожили почти тысячу лет. И, скорее всего, «Шурале» появилось из марийских поверий, ведь даже название этого «героя», вероятно, возникло из марийского языка. Слово «шур» с марийского означает «рог», а слово «шуран» - «рогатый».  А в большом марийском словаре также указано, что понятие «шуран» - в древности означало «нечистый, чёрт».
Интересно и то, что южные удмурты (калмез) словом «шурали, урали» иногда называют птицу филина, который пугает людей своими криками в ночном лесу. Те же удмурты в старину словом «шурали» называли нечистую силу. 
Если мы посмотрим на карту Заказанья, то увидим, что это бывший лесной край, который примыкает к республике Марий Эл, а в древности часть этих земель занимали южные удмурты. Их татары и чуваши называли народом «ар», отсюда произошли Арское княжество и город Арск. Неслучайно, что на землях, которые раньше занимали финно-угорские народы, до сих пор живы предания и легенды о «мифических» лесных жителях. 


При анализе марийских мифов и сказок многие исследователи и фольклористы, например, В.А. Акцорин, пришли к выводу, что очень часто за понятием «Овда» понимается некий автохтонный народ, который обитал в Волго-Вятском регионе еще до прихода сюда марийских и удмуртских племен. Многие памятники археологии указывают на проживание в этих краях пермских племен азелинской культуры, в некоторых легендах их также называют – чудь, чудские племена. И, конечно, удмурты и марийцы, занимаясь охотой и бортничеством, не могли не столкнуться с загадочным «чудесным» народом. Такие «контакты» попали в местные былички и предания, откуда и появилась легендарная  овда. 
Аналогично и татары, осваивая северные лесные земли, также не раз могли столкнуться с загадочным лесным народом, сохранив эти встречи в сказках про Шурале. Конечно, многие черты этого «героя» были выдуманы, ведь, у страха глаза велики. Обычно в народном сознании любое таинственное лесное существо будет выглядеть сверхъестественно, с элементами «нечистой силы»: рогом, шерстью, хвостом, длинными пальцами. Но в целом, очень похожие легенды у соседних народов про «Шурале – Овду» невольно наталкивают на мысль, что прообразом их вполне могли быть неведомые нам древние племена, обитавшие в этих краях.

 
Также следует добавить, что образ подобного лешего был и у древних чувашей, а назывался он «арсури». При этом слово «ар» у чувашей также означал удмуртов (или Арский край), а «сури» или «сурале (шурале)» - нечистую силу. В частности, в старочувашском языке: "сурале" — человек, в которого вселился "сура" (чёрт). В северных говорах чувашского языка и в марийском языке -  звук "с" иногда переходит в "ш" — тут возникает слово: "шурале".
Самое интересное, что предания про овду сохранились у марийского населения Волжского и Моркинского районов Марий Эл, то есть на границах современного Татарстана. В частности, в Волжском районе (буквально в 3-4 км от РТ) существует легенда об овде в деревне Пинжан-Кукмор. Там до сих пор у околицы деревни стоит камень Овды, а недалеко от него жила настоящая овда.

                                                               камень Овды в Волжском районе РМЭ                             


 В том же районе (около д. Петьялы) есть деревня Кусола, проклятая по легенде овдой, откуда потом уехали все жители.
Около деревни Сапуньжа Моркинского района (граница с Атнинским районом РТ) есть загадочный овраг, где в древности жили овды, при этом местные татары опасались этого «нечистого места», называя этот овраг «душу забирающий, давящий на душу». В том же районе, у деревни Пашкансола, существовало место Овданур (поле Овды), куда люди боялись заходить в темное время суток.
Рядом с татарской деревней Кульбаш (Моркинский район) существует Овдасола, около которой находится гора Карман-Курык, где по легендам в подземных норах (пещерках) в стародавние времена обитали овды.
Таким образом, вполне вероятно, что за мифическим образом «лесного жителя» Шурале вполне могли скрываться представители древних финно-угорских (чудских) народов, которые жили в бескрайних лесах от Волги до Урала.
     

 
_________________________________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:

Команда Кочующие.

Фото Хафизова Ахата, Льва Киндулова.

Рисунок Шурале: Рауф Ахметгараев.

 Татарская и марийская мифология.

 

ВложениеРазмер
Овда120.67 КБ
Ovda (2).jpg166.16 КБ
Ovda (3).jpg163.7 КБ
Ovda (4).jpg286.05 КБ
Шурале140.63 КБ

Комментарии

про Шурале

Тема "Шурале - Овда" будет продолжаться на страницах нашего сайта и дальше, особый интерес представляют такие легенды в местах "пограничья" татар и мари, татар и удмуртов, татар и башкир, башкир и восточных мари и т.д.

Большое сходство персонажей башкирских шурале и преданий восточных мари, легенды у обоих народов, которые проживали на Урале довольно сходны, что дает право предполагать, что эти "легендарные персонажи" заимствованы башкирами именно у марийцев или других автохтонных народов Урала. Сами башкиры пришли в эти края примерно тысячу лет назад, и, конечно,  встретились в этом таежном краю с неизвестным и загадочным "народом". Легенд и историй про это очень много, и их тоже можно анализировать и интерпретировать в рамках данных статей.

В любом случае будем рады любой помощи наших читателей и гостей, присылайте нам свои истории и легенды - адрес в нижней части страницы.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.