Деревня Ябынчи, родина Шигабутдина Марджани

Атнинский район Татарстана известен многими знаменитостями, наиболее известным из них является татарский историк и богослов Шигабутдин Марджани. Он родился 16 января 1818 года в деревне Ябынчи (русское название - Епанчино). Ябынчи лежит на берегу речушки Шимяковка (является притоком реки Казанка) примерно в 58 километрах от Казани.  

   

СТАТЬИ ПРО АТНИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ АТНИНСКОГО РАЙОНА РТ - ТУТ!

ПОСЕЛОК БОЛЬШАЯ АТНЯ - ТУТ!

ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АТНИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

   
Так получилось, что наша экспедиция основной задачей ставила путешествие по местам, связанным с жизнью великого татарского поэта Габдуллы Тукая. И в первую очередь нам хотелось посетить его родную деревню Кошлауч, расположенную в Арском районе. Выехали мы из Казани по Арской дороге, а потом у села Чепчуги свернули в сторону Атни. Поэтому на нашем пути оказалась родная деревня самого известного татарского богослова и просветителя Шигабутдина Марджани. Примерный перевод названия Ябынчи с татарского: «закрытый», вероятнее всего, татарское население поселилось здесь во времена Казанского ханства в 14-м веке, найдя укромное и защищенное место среди дремучих лесов. 

                                                                окрестности деревни Ябынчи                                           


 К сожалению, в настоящее время в деревне почти не осталось жителей, тут прописано всего пять человек (и три жилых дома), при этом постоянно проживает только два человека, остальные проводят зиму в Казани, и приезжают сюда только на лето. Примечательно, что в деревне сохранилось место, где находился родовой дом Марджани – от дома осталась часть фундамента, рядом была установлена памятная доска с указанием исторического объекта. В 2016 году в деревне был установлен памятник Марджани.

                                                    фундамент дома Ш.Марджани                                     


Примерно через 3,5 километра (в сторону Атни) расположена деревня Коморгузя, мы ехали именно к этому населенному пункту, чтобы оттуда по полевым дорогам добраться до деревни Кошлауч. Оказалось, что именно в деревне Коморгузя местная школа названа в честь Шигабутдина Марджани, а в школе расположен единственный в Татарстане (и в стране) музей памяти великого татарского просветителя. Тут собраны предметы быта и артефакты, рассказывающие о жизни и деятельности Ш.Марджани, есть документы и свидетельства людей, выписки из архивов.


Еще через три километра на север (в сторону Атни) находится деревня Марьян. Это селение известно тем, что в нем на деньги деда Марджани — Габделкарима ал-Марджани построена мечеть. Также следует добавить, что это селение основал прапрадед Марджани по имени Габделкутдус. При этом настоящее имя у татарского просветителя было Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани, свой псевдоним – Марджани – он взял именно от названия селения Марьян.
Наша команда побывала в этих местах в июле 2013 года, когда еще в Ябынчи не было памятника Марджани. Мемориальный комплекс в деревне был открыт 21 мая 2016 года с участием руководства и общественности Атнинского района РТ, на открытии были ученики местных школ, а также имам-хатиб казанской мечети «Кул Шариф» Ильфар хазрат.
В том же году на окраине деревне был восстановлен древний колодец, который имеет собственное название - «Колодец муллы».
С жизнью Марджани также связано село Ташкичу (ныне Арский район РТ), именно здесь он учился в медресе (мусульманское учебное заведение). И именно тут у молодого Шигабутдина появилась тяга к знаниям, к наукам и просветительству, здесь были заложены основы его мировоззрения, которые позволили ему стать ученым с мировым именем. В17 лет он сам стал преподавателем в этом медресе, однако жажда познания повела его на дальнейшую учебу сперва в Бухару (1838г.), а потом в Самарканд. В память об этих событиях – перед школой в селе Ташкичу установлен памятник Марджани. А 8 декабря 2017 года в этой школе открылся музей ученого и богослова Шигабутдина Марджани.
 В самом селе Ташкичу располагался дом отца Марджани – Багаутдина, который служил в местной мечети имамом и был преподавателем (мударрис) в сельском медресе. 

                                                            мечеть и колодец в селе Ташкичу                                       


Значение трудов Шигабутдина Марджани имеет огромное значение для татарского народа и всего исламского мира (фактически это первый идеолог татарского народа). Марджани был выдающимся историком и археологом своего времени, его труд: «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» (в переводе: «Сведенья о делах Казани и Булгара», 1885 года издания) — огромный исторический труд об истории булгар и татар, так как в нем собраны уникальные данные и факты о государствах Волжская Булгария и Казанское ханство. 
В переломный момент перехода позднефеодального общества к капитализму – ученый призывал к научному просвещению и социальному прогрессу. Он указывал, что ислам, оставаясь неизменным в основных догматах, во второстепенных положениях должен адаптироваться к современному миру. Свои философские мысли и идеи Марджани изложил в другом фундаментальном труде: «Китаб аль-хикма аль-балига аль-джинния фи шарх аль-акаид аль-ханафия» (1888 года издания). Ученый активно пропагандировал идеи джадидизма – это удивительно миролюбивое учение в мусульманстве, где большое внимание уделяется внутреннему совершенству, борьбе с собственными грехами, и при этом призывается сохранять мирные отношения с другими верованиями и религиями. Это особенно важно в наше время, когда в разных частях планеты возникают экстремистские учения, которые прикрываются исламом для исполнения своих «черных» целей. Часто такие экстремисты сводят мусульманство к прямому террору против «неверных» и против инакомыслящих. В современной России именно Татарстан – образец мирного сосуществования различных наций и религий, это происходит отчасти благодаря трудам знаменитого татарского просветителя.
 
Кроме того, Шигабутдин Марджани был ученым востоковедом, этнографом и педагогом. Он ратовал за светское и научное образование в среде татарского народа, занимался изданием просветительских и научных книг, изучал наследие античной и арабской философской мысли, а также современной европейской культуры.
В книге «Бит-тарикат аль-мусла ва аль-акидат аль-хусна» (в переводе с арабского: «Достойным подражания путём и наилучшим убеждением», 1890 года издания) — Шигабутдин Марджани выразил свои мысли и взгляды на вопросы познания окружающего мира, проблемы логики, вопросы нравственности и духовности. Это издание увидело свет только после его смерти. Всего известно около тридцати трудов татарского ученого, последние его издания обнаружены сравнительно недавно.
Умер Ш. Марджани 28 апреля 1889 года в возрасте 71 года, был похоронен на мусульманском кладбище Ново-Татарской слободы в Казани. В честь его памяти назван Институт истории Академии Наук РТ (2002 год). В честь ученого также названы Соборная мечеть (город Казань) и улицы в Казани, Альметьевске и Елабуге. 
     
 
Где находится, как добраться:
Деревня Епанчино (Ябынчи),
Атнинский район, Республика Татарстан, Россия.
Координаты деревни:
56.120839, 49.484650
 Если вы хотите совершить путешествие по местам памяти Марджани, то это удобно совместить с памятными местами поэта Габдуллы Тукая. Выехать из Казани нужно по Арскому тракту (через Дербышки). Около н.п. Чепчуги повернуть налево – в сторону Атни. На этой дороги расположены Епанчино и Коморгузя. Если путешествие совершается летом и в сухую погоду, то от деревни Коморгузя можно полевыми дорогами по навигатору доехать до деревни Кошлауч (где прошло детство Тукая), там есть музей Тукая и родник Тукая.
Если машина не подготовлена к поездкам по бездорожью, то можно доехать до районного центра села Большая Атня, а потом ехать на северо-восток через деревни Мокша и Старый Ашит – в село Ташкичу. После посещения Ташкичу можно заехать в Новый Кырлай, где расположен музейный комплекс Габдуллы Тукая.
    
   
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Рамзи М. М. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат- татар: в 2-х т. // Оренбург: Тип. Каримова и Хусаинова, 1908. — С. 13.
 Юзеев А. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков: эволюция, основные направления и представители. — Иман, 1998. — Т. 1. — 137 с.
Национальная библиотека Республики Татарстан — 1865.
 Шигабутдин Марджани // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1989, С.93.

  

  

ВложениеРазмер
Деревня Ябынчи, родина Шигабутдина Марджани168.08 КБ
Деревня Ябынчи, родина Шигабутдина Марджани246.6 КБ
Деревня Ябынчи, родина Шигабутдина Марджани148.02 КБ
Деревня Ябынчи, родина Шигабутдина Марджани219.37 КБ
село Ташкичу153.87 КБ
52367761 (6).jpg215.91 КБ
52367761 (7).jpg177.21 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.