Река Косьва

река Косьва

Ко́сьва — река в Пермском крае, левый приток реки Камы.
Начинается на западе Свердловской области от слияния двух истоков: Большой Косьвы, текущей от Павдинского Камня, и Малой Косьвы, текущей с южного склона Косьвинского Камня. 
Впадает в Камское водохранилище, образуя залив. 
Длина реки — 283 км, площадь бассейна — 6 300 км². 
Средняя высота водосбора — 387 м. 
Средний уклон — 1 м/км.
Река Косьва благодаря своей красоте - прекрасное место для туристического сплава.

 

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

СПЛАВ ПО РЕКАМ СЕВЕРНОГО УРАЛА - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

   ПЕЩЕРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

 

Ледостав на таёжной реке Косьва
Сергей Карпеев 

Мороз – первач в затоне – боковуше
Копил ажурно-тонкий ясенец.
В вечернем небе тучи – волокуши
Тянули сердоликовый венец.

На склоне дня таинственно синела 
И обмирала в сумерках тайга.
Река же перекатами гремела – 
Тревожила глухие берега.

И вкрадчивой протокою шептала,
Что стужам её бег не оседлать.
На вытяже лесного перевала 
Белеется оснеженная падь.

Но вот Зима в таёжный край явилась,
Макнула в водь хрустальный перстенёк.
В стеклянный теремочек затворилось
Старичье.
Яр – покатый бережок
Опружился кондовым перволёдком,
Изломами серебряной слюды.
И лишь речная стрежень, по серёдке,
Дышала лонной вольницей воды.

Вослед Стужайло с снежным караваном
Пришествовал из северной страны.
Полночный дых седого океана
Природу упокоил до весны.

В дымах морозных пойма заклубилась,
Обвились куржевиной пихтачи.
Река в шубейку – пар обворотилась
И зыбко полыхала сквозь лучи.

Стужайло ей поднёс в ковше калёном
С закваскою ядрёный студенец.
Та отпила и рушником белёным
Утёрлась.
Поутру увидел Лес,
Как закатила голубые очи
И похудела  девица Река.
Лишь родничок, текущий через рощу,
Дымился полыньёй у ивняка.

Основные притоки:
левые: Кырья, Большая Ослянка, Вильва;
правые: Тылай, Тыпыл, Няр.
Косьва — горная река с быстрым течением, многочисленными перекатами и порогами, среди которых выделяется Тулымский порог протяжённостью более 6 км.
В среднем течении Косьвы расположена Широковская ГЭС. Площадь её водохранилища 41 км². Берега покрыты лесом. Правый — крутой и скалистый, левый — изрезан заливами.                        

                                                        Река Косьва

Река Косьва

Краткое описание реки Косьва

Река Косьва - горная река, берущая начало в горах Северного Урала. Название реки произошло от коми-пермяцкого «кос» («кэс») - «сухой, мелкий» и «ва» - «вода», то есть «Косьва» — «Мелкая вода».  
Она начинается на севере Свердловской области около горы Косьвинский камень(1520 м) от слияния рек Большая и Малая Косьва. Затем река течет по территории Пермского края и впадает в Каму. Длина Косьвы – 283 километра. Главные притоки Косьвы: Тылай, Кырья, Тыпыл, Няр, Большая Ослянка, Вильва.

Река Косьва благодаря своей красоте - прекрасное место для туристического сплава. Сплав начинается с ее верховий в Свердловской области, а заканчивается на Широковском водохранилище в Пермском крае.
Сплавляться по Косьве лучше всего в конце мая - июне (когда в горах еще тает снег) или после обильных дождей, чтобы не скрестись по мелям.

Течение в реке быстрое, много перекатов, шивер и порогов. Главная опасность - Тулымский порог (или порог Медвежьи Головы) длиной более 6 километров.
Встречается много мелей (особенно в начале пути), по которым приходится проводить судно вручную. При этом учтите, что вода в реке, бегущей с гор, очень холодная. Ноги начинает быстро ломить от холода.

Берега реки покрыты лесом, встречаются красивые горы и скалы.
С реки открываются незабываемые виды на высокие уральские горы, на некоторые из которых можно совершить радиальные восхождения. В частности стоит посетить гору Большая Ослянка (1119 м) – высшую точку Среднего Урала.
На Косьве прекрасная рыбалка. Здесь водится такая ценная рыба, как хариус и таймень. Также попадается щука, окунь, судак, ерш, плотва, язь, лещ.

                                                      сплав по реке Косьва

Река Косьва

До Широковского водохранилища вода в реке очень чистая, поскольку в верховьях Косьвы нет ни предприятий, ни населенных пунктов.
Все немногочисленные деревни на реке Косьве заброшены. Все необходимое (прежде всего продукты) нужно брать с собой на весь период сплава, купить в случае чего будет негде.
Река Косьва больше подходит для опытных туристов. Для новичков она может представлять опасность порогами и малолюдностью – в случае аварии сойти с маршрута будет проблематично. Места здесь дикие, нередко встречается хозяин тайги – медведь.

Перед Широковским водохранилищем можно совершить волок до другой, не менее интересной реки – до Усьвы. Река Усьва в этом месте находится в среднем примерно в 7-10 километрах от Косьвы. К Усьве ведет несколько дорог, но здесь легко заблудиться. Лучше всего во избежание неприятностей пользоваться в этом месте спутниковым навигатором.

Можно плыть и дальше – по глади Широковского водохранилища (а оно тянется примерно на 25 километров) до поселка Широковский или чуть дальше – до города Губаха.

                                                             Река Косьва

Река Косьва

Из Губахи на электричке или автобусе можно легко доехать до Перми.
Ниже Губахи река Косьва отравляется шахтными водами и промышленными стоками и уже совсем не похожа на ту чистую Косьву, что выше водохранилища. После Губахи по реке лучше не плавать – она становится шире и тише, превращается в равнинную реку, а вода грязная.
Продолжительность сплава по реке Косьве – примерно 5-7 дней. От точки начала сплава до поселка Широковский примерно 170-180 километров.

                                                             Река Косьва

Река Косьва

Широковское водохранилище находится на реке Косьва в Губахинском районе Пермского края, получило свое название по поселку Широковскому.
Широковское водохранилище весьма обширно. Оно вытянулось по реке Косьве с северо-востока на юго-запад на 25 километров. Ширина водохранилища – от 1 до 4 километров. При этом оно имеет значительную глубину до 36 метров (средняя глубина – 12,9 метров). Длина плотины водохранилища – около 300 метров.
В водохранилище впадает 11 притоков, наиболее значительные из которых реки Няр, Нюр, Дергачка, Мутная.

 

 
Как добраться до реки Косьва?
На автомобиле нужно ехать по Серовскому тракту до Серова. Затем ехать в направлении на Ивдель до города Карпинска. Из Карпинска следует ехать до поселка Кытлым (если есть время и возможность в нем можно сбегать на Конжаковский камень). Из Кытлыма нужно доехать до бывшего поселка Усть-Тылай или, если получится проехать реку вброд, до Усть-Тыпыла. Дорога здесь совсем плохая, проехать можно только на автомобилях повышенной проходимости. С заброской можно договориться в Кытлыме с местными жителями.

                                                                        Река Косьва

Река Косьва

Отчет: сплав по реке Косьва
Июль-август 1996 г.
Плавали на ПСН-6 и на надувной лодке
Автор - Фыва Цукен (Лобня)

28 июля
13.50 отплыли. Приехали из Кытлыма на машине к слиянию Бол. и Мал. Косьвы по дороге на Растёсс. Мал. Косьва имеет ширину около 3 м., Бол. Косьва - 10-15 м. Примерно в 300 м. ниже на правом берегу заброшенная драга. 13.57 крупный перекат 14.00 справа драга, перед ней крупный перекат 14.08 крупный перекат 14.24 крупный перекат 14.44 крупный перекат 15.15 крупный перекат 15.20 крупный перекат, встали

29 июля
10.35 поплыли 10.59 крупный перекат 11.05 крупный перекат 11.20 порожек 11.27 крупный перекат 11.32 по левому берегу скалы высотой 7-8 м. 11.40 крупный перекат 12.00-14.40 клеились 14.57 крупный перекат 15.14 крупный перекат 15.18 слева скала высотой около 20 м., крупный перекат 15.35 крупный перекат, за ним левый приток шириной около 1 м. 15.40 2 крупных переката 15.55 крупный перекат 16.00 крупный перекат 16.52 слева дер. Усть-Тылай - явно жилая. 16.35 брод, за ним ещё, потом левый приток шириной около 0.5 м., потом крупный перекат 17.07 ЛЭП, на деревянных опорах, 5 ниток 17.10 правый приток - р. Тылай, ширина 15-20 метров. Русло Косьвы разделяется на много проток 17.15 брод, до 17.30 перекур 17.40 крупный перекат 17.47 слева ЛЭП на деревянных опорах, 3 нитки 18.34 крупный перекат, ЛЭП на деревянных опорах 3 нитки, ещё крупный перекат 18.39 крупный перекат 18.45 встали

30 июля
11.40 поплыли 11.48 крупный перекат 11.56 крупный перекат 12.04 крупный перекат 12.07 ЛЭП, деревянные опоры 3 нитки, справа скала высотой около 10 м. 12.16 крупный перекат 12.26 крупный перекат 12.46 ЛЭП, деревянные опоры 3 нитки, брод, крупный перекат 13.07 крупный перекат 13.31 крупный перекат, брод 14.07 порожек из 3-х ступеней, 1-я и 3-я типа крупного переката, 2-я - ступенька высотой около 0.5 м. 14.18 крупный перекат 15.10-15.40 перекус 16.32 справа на берегу большие штабеля лесоматериала 16.35 справа на берегу 3 алюминиевые цистерны, через 100 м. железнодорожный вагон, ЛЭП с деревянными опорами 3 нитки 16.45 устье р. Тыпыл (река шириной 40-50 метров, справа после устья на берегу пос. Лесоучасток (он же Усть-Тыпыл) -жилой 18.10 в реке много крупных камней, нужно маневрировать 18.25 пороги общей длиной около 300 м., общий перепад 4-5 м., стоячие волны около 50-70 см. 18.28-19.20 нагромождение крупных камней. Стоячих волн почти нет, но нужно сильно маневрировать 19.20 встали

                                                          Река Косьва

Река Косьва

31 июля
11.50 поплыли, камни продолжаются. Периодически попадаются порожки со стоячими волнами до 20 см. 12.05 первый плес 12.08 порожек справа ЛЭП с деревянными опорами 12.16 небольшой порог, справа дорога, ЛЭП с деревянными опорами 12.20 порог, стоячие волны около 30 см. 12.31 перекат 12.43 перекат, потом порожек 13.32 перекат 13.40 перекат 14.14 справа дер. Верх-Косьва (жилая), перед ней перекат 14.38 деревянный автомост высотой около 1 м., перед ним перекат, за мостом ЛЭП с деревянными опорами 3 нитки, через 200 м. перекат 14.53 остатки моста 15.30-16.35 перекус 17.09 перекат 17.17 крупный перекат 17.45 встали

1 августа
17.05 поплыли 17.17 перекат 17.25 крупный перекат 17.48 правый приток шириной около 1.5 м. 18.00 перекат 18.20 небольшой перекат 18.25 левый приток шириной около 3.5 м., встали

2 августа
Днёвка

3 августа
12.25 поплыли 13.35 перекат 13.52 слева к берегу подходит дорога, впадает ручеёк 14.57 правый приток шириной около 2 м., перекус до 16.20 17.05 слева деревня Мал. Ослянка (нежилая) 17.30 левый приток шириной около 1.5 м. 17.45 крупный перекат 18.35 ЛЭП с деревянными опорами 5 ниток, через 100 м. мост через правый приток 18.40 деревянный автомост высотой около 1 м., перед ним небольшой перекат, за мостом перекат 18.53 слева дер. Бол. Ослянка 18.58 перекат, через 100 м. левый приток шириной около 5 м. (р. Бол. Ослянка), через неё мост 19.12 перекат, потом ещё один 20.00 встали.

 

                                               бассейн реки Кама  и  реки Косьва

4 августа
Точный хронометраж утерян, перекаты не упоминаются (хотя были весь день, и даже крупные)
14.30 поплыли 17.20 левый приток шириной около 3 м., за ним слева ЛЭП с деревянными опорами, потом изба, справа напротив избы скала высотой 30-40 м.. Начинается Рассольнинское ущелье 18.40 справа дер. Рассольный - нежилая 18.45 полуразрушенный подвесной мост 20.45 встали

5 августа
13.10 поплыли 13.28 перекат 13.38 справа изба 13.58 крупный перекат 15.00 перекат 15.38 справа изба, до 16.00 перекур 16.03 перекат 17.25 встали

6 августа 
Днёвка

7 августа
12.35 поплыли 12.54 небольшой перекат 12.59 перекат 13.14 перекат 13.35 началось водохранилище 14.04 справа дер. Няр (нежилая) 14.20 бревноуловитель 15.00 слева на берегу памятник 16.15 перекус до 17.25 18.25 2 бревноуловителя, потом справа изба 19.02 встали

8 августа
17.25 поплыли 17.45 справа вход в залив. Если войти, то слева будет дер. Кучек - явно жилая (мы проплыли примерно в 3 км. от неё). 20.05 справа турбаза 20.25 встали

Подъезды и отъезды
В верховья Косьвы попасть, видимо, можно единственным образом - через поселок Кытлым. В Кытлым 2 раза в день ходит автобус из города Карпинск. Утренний автобус стыкуется с поездом, прибывающим из Свердловска и подъезжает к жел-дор вокзалу (автовокзал в Карпинске находится довольно далеко от железнодорожного). Дневной автобус к вокзалу не подъезжает и с единственной электричкой из Серова не стыкуется (она прибывает уже после отправления автобуса). Может быть, из Серова есть автобусы до Карпинска.
Из Кытлыма на Косьву ведут две более-менее приемлемые дороги: к устью Малой Косьвы (дальше эта дорога идет на Растёсс) - это 15-20 км. от посёлка; и на Усть-Тылай (это 20-25 км.). На Усть-Тылай местные нам ездить не советовали - там зона, и могут неправильно понять (поэтому же вставать на ночлег в ближайших окрестностях Усть-Тылая не рекомендуется). Машину в посёлке уцепить можно, хотя и не так просто. В принципе, при крайней нужде до устья Мал. Косьвы можно дойти и пешком - нужно только разузнать дорогу.
В поселки Лесоучасток (он же Усть-Тыпыл) и Верх-Косьва, видимо, можно как-то добраться (живут же в них люди), но как - я не знаю. Не знаю я и того, кто живёт в пос. Лесоучасток. Верх-Косьва же населена, как мы поняли, расконвоированными зэками. Пос. Лесоучасток административно относится к Карпинскому району Свердловской области (но из Карпинска автобусы дальше Кытлыма не ходят), а Верх-Косьва находится на границе Карпинского района и Кизеловского района Пермской области.
Село Бол. Ослянка - большое. В него довольно регулярно ходят машины из Кизела (раз в 2-3 дня), но автобусного сообщения нет. В селе есть магазин. Большинство населения здесь также расконвоированные.
Деревня Няр, по-видимому, имеет сезонное население. Автобус туда, естественно, не ходит, хотя, может быть, иногда ходят машины.
К деревне Кучек мы близко не подплывали. С воды, однако, она выглядит весьма внушительно. Автобус туда, по-видимому, всё же не ходит, но машины должны ходить регулярно. В крайнем случае, до Южного Коспашского (местные этого названия не знают и называют этот посёлок Широковской шахтой) можно дойти пешком (около 15 км.)
Мы закончили маршрут у насосной станции, которая находится на правом берегу водохранилища. Сначала мы попытались дождаться машину, которая каждый день ходит на Широковскую шахту (Юж. Коспашский). Однако сторож станции быстро разуверил нас в том, что всех нас, да ещё со всеми шмотками возьмут в машину, и нам пришлось весь этот путь (10-12 км.) проделать пешком. С шахты мы уехали автобусом до Кизела (автобус ходит до 10 часов вечера местного времени примерно каждые 1.5 часа). Всё же этот вариант отъезда явно не лучший.

                                                            река Косьва в низовьях

Видимо, где-то посредине между насосной станцией и пос. Широковский (до которого мы не доплыли километров семь) проходит граница между Кизеловским и Губахинским районами. Местные на насосной станции поэтому очень хорошо знали, как доехать до Кизела, но почти ничего не знали о том, какой транспорт ходит в пос. Широковский. Всё же можно считать точно установленным тот факт, что из Широковского ходит 3-4 автобуса в день до ст. Половинка-Чусовская и что железнодорожного пассажирского сообщения Широковский с той же станцией (и со всеми другими тоже) не имеет, хотя раньше был рабочий поезд. Таким образом, если есть возможность доплыть до Широковского - надо это сделать и не полагаться на машину с насосной станции.
Плыть за Широковский, по-видимому, тоже не следует. Во-первых, придётся обносить плотину Широковской ГЭС - не совсем понятно, насколько это удобно. Во вторых, в городе Губахе (в который и нужно в этом случае плыть) придётся проплывать мимо химического комбината. Мы этот комбинат и прилегающий участок реки видели с поезда, и я могу сказать, что один вид этого комбината может испортить всё впечатление от похода. Кроме того, воду из реки около него явно нельзя употреблять ни в каком виде.
Если попасть на станцию Кизел, то лучше всего уезжать прямо в Москву на поезде Соликамск - Москва. Если с этим поездом какие-то проблемы, то можно уехать в Казань на поезде Соликамск - Казань. В Казань ехать лучше, чем в Пермь, поскольку поездов на Москву там примерно столько же, сколько и в Перми, но до Москвы в два раза ближе. Если и с этим поездом проблемы, то надо ехать в Пермь.
Если билетов нет и до Перми, то можно поехать на поезде Соликамск - Свердловск до Свердловска. Это, конечно, большой крюк, однако стоит помнить, что из Свердловска на Москву поездов почти в 2 раза больше, чем в Перми (добавляются те, что идут через Казань).
В самом крайнем случае ехать нужно до Чусовской. В Чусовской поездов ходит больше, чем в Кизеле, и довольно часто ходят электрички на Пермь.
Если уезжать со ст. Половинка-Чусовская, то инструкции те же. Нужно, однако, помнить, что из Кизела на Пермь есть два поезда (вечером и ночью), которые через Половинку-Чусовскую не проходят. Так что если возникли какие-то проблемы, то есть смысл поехать в Кизел. Это, конечно, в обратную сторону, но совсем недалеко (около 20 км.).

                                           рыбалка на реке Косьва

Общие впечатления
Устье Мал. Косьвы - Усть-Тылай (13.50 28.07 - 16.52 29.07)
Река небольшая и очень живописная. Несколько портят её отвалы драги по берегам, но в общем-то, не сильно. Попадаются невысокие скалы. Глубина, однако, небольшая, и ПСН часто садился на мель. По берегам в основном хвойный лес (ель, пихта, кедр) с примесью берёзы. Много черники (черники много почти до самого водохранилища).

Усть-Тылай - пос. Лесоучасток (16.52 28.07 - 17.00 30.07)
Река становится больше, однако берега значительно менее красивы, чем на предыдущем участке. Лес елово-берёзовый с преобладанием берёзы. Река на первой половине этого участка разделяется на множество рукавов. Рукава разделены островами, поросшими кустарниками. К середине участка рукава сходятся в одно русло.

Пос. Лесоучасток - дер. Верх-Косьва (17.00 30.07 - 14.14 31.07)
Берега реки вновь становятся очень красивыми. Особенно красив участок под горой Дикарь-Камень. На этом же участке находится порог длиной 300-400 м. Для байдарки этот порог довольно опасен - её здесь запросто можно переломать и утопить. ПСН же, хотя его и захлёстывало волнами, прошёл порог достаточно спокойно - резина... Надувнушка же прошла просто великолепно - хотя сзади наблюдать, как она скачет по волнам, было довольно забавно. По большой воде порог, видимо, делается ещё более серьёзным. Просмотр его наверняка мало что даст, так как камни лежат беспорядочно, а просматривать придется не меньше полукилометра, а то и больше. Впрочем, спортивные туристы ходят через значительно более серьёзные пороги, так что никого пугать больше не буду. После порога идут крупные перекаты. По большой воде, я думаю, этот участок представляет собой продолжение порога. Потом Косьва приобретает обычный для себя вид - обилие перекатов, очень красивые берега с хвойным лесом, довольно много каменистых пляжей.

Дер. Верх-Косьва - начало Рассольнинского ущелья (14.04 31.07 - 17.20 4.08)
Горы постепенно начинают отходить всё дальше от реки (хотя нет такого участка, где они не окружали бы реку). Река по-прежнему красива, хотя, может быть, и немного меньше, чем на предыдущем участке. Течение здесь довольно спокойное, хотя и быстрое - впрочем, перекатов довольно много.

                                                           Река Косьва

Рассольнинское ущелье (17.20 4.08 - 19.00 4.08)
Очень красивый (может быть, самый красивый), хотя и короткий участок. Берега высокие и крутые, иногда скалистые. По берегам растёт хвойный лес. Единственный недостаток участка - трудно найти стоянку. Довольно много перекатов, часто крупных.

Конец ущелья - дер. Няр (19.00 4.08 - 14.04 7.08)
Горы отходят от реки всё дальше. Довольно часто на этом участке Косьва напоминает равнинную северную реку, хотя перекаты по-прежнему попадаются. Этот участок уступает по красоте предыдущим, хотя природа по-прежнему радует глаз.

Дер. Няр - конец (14.04 7.08 - 20.25 8.08)
Здесь плавание идёт уже по водохранилищу. У дер. Няр оно ещё довольно узкое - около 300 м., но дальше оно постепенно расширяется (до 5 км.). За деревней Няр в Косьву впадает река Няр (справа), поэтому поначалу лучше держаться левого берега (чтобы не заблудиться). Природа напоминает север средней полосы, хотя иногда по берегам попадаются скалы. В лесу много грибов, но почти нет ягод (на всех предыдущих участках ягод было много, а грибов - мало).

РЕЗЮМЕ
Замечательный маршрут. Река на подавляющей части маршрута (пожалуй, только за исключением водохранилища) очень красива, народу мало, много перекатов и есть пороги - что ещё надо? В общем, река мне очень понравилась - всем рекомендую. Нужно, правда, учитывать то, что верховья Косьвы мелководны, и на байдарке здесь лучше ходить где-нибудь в начале июня - по большой воде. В начале августа мы даже на ПСНе регулярно садились на мель, поэтому преодоление верховий реки в это время на "Таймене" может быть весьма мучительным.

 

 

Отчёт по сплаву по реке Косьва 
31.07.2009 – 06.08.2009.

30.07.2009
В 23:00 загрузились в автобус и поехали в пос.Кытлым до которого 507 км. Собралась команда 10 человек, из них 2 ребёнка 6 и 8 лет и две девчонки – первый раз на сплаве. 11ый – Юрка - ждёт нас в Кытлыме, он последние 5 дней бродил по Конжаковскому массиву. С собой 2 катамарана – 4ка и 6ка. Есть немного едла, водки и хорошее настроение. Надо пройти около 140 км по воде, включая изрезанную драгой долину за Косьвинским камнем, пороги у Острого тура, быстринки под Ослянкой и водное раздолье в Широковском водохранилище.

31.07.2009
Дорога отняла неожиданно много времени – до Кытлыма добрались только в 13 и потом до реки ещё 3-4 часа (~20 км.). В Кытлыме подобрали Юру, там же полюбовались шикарными видами на Конжаковский и Косьвинский камни. Дорога от Кытлыма до р.Тылай (приток Косьвы) вполне сносная, но едем медленно, так как у гружёного форда клиренс не более 7 см. Кстати, дорога до Тыпыла (следующий приток) тоже похоже неплохая, при хорошем раскладе лучше забрасываться туда ибо речка дюже мелка. Но наши водители сильно торопились и боялись за свой авто, потому пришлось устроить стоянку на Тылае. Стапелимся уже под вечер. Мимо нас через речку, рассекая мелкую воду, проносятся здоровые грузовики с геологической базы. Отошли (буквально пёрли пешком большую часть пути) на пару км и встали на высоком берегу на камнях. Берега искусственные – насыпаны драгой, которая перекопала там всю долину реки со всеми притоками, здесь раньше добывали золото, платину, алмазы. Пошёл дождь. Поели и легли спать.

01.08.2009
Просушились. Поели шашлык в честь дня рождения Виктора. И пошли дальше. Весь день тащились по канавам прокопанным драгой. Пару раз заблудились, по течению воды там совершенно не предсказать будет ли впереди тупик или чистая вода. Девчонки купались. Вода холодная, но, что поделать, красота требует жертв . Впереди на горизонте на краю долины – камень Острый Тур, рядом с ним камень Чердынский. Плывём к нему – там будет впадать Тыпыл и там же вскоре пороги. Течение реки от Тылая до Тыпыла весьма неспешное, множество мелей, горный характер реки не наблюдается. В этот день порвали оба ката об острые толи коряги, толи камешки на перекатах. Прошли за день не более 10 км. В этот день также утопили у Натальи итальянские (!) резиновые сапожки, одно весло и, в общем-то, весело провели время  Под вечер опять встали на каменных отвалах. Весь день была отличная погода.

 


02.08.2009
Зашились – пошли. Параллельно нам идёт группа 6 человек, на кате и лодке с мотором. Они пробежались по горам, теперь, также как и мы, идут до Широковского и должны уехать в тот же день. Если учитывать, что нас вывозит один и тот же автобус, то
есть, о чём поразмыслить… Много рыбаков из Свердловской области. На речке, как на компросе, слава богу, что это скоро закончится вместе с окончанием дорог. В этот день, наконец-то, прошли впадение Тыпыла. После этого следы драги прекратились, плыть стало чуть легче, хотя мелких перекатов ещё достаточно. Потом, после впадения Тыпыла, и собственно начала р.Косьвы, народа до Ослянки практически не встречали. Косьва – с пермяцкого «мелкая вода», а мы попали в какой-то особо неудачный год. Даже местные говорили, что воды много меньше обычного. Но ничего, прорвались!
На впадении Тыпыла видны несколько ещё на вид целых домов, тут ещё недавно было свободное поселение, а до него достаточно большой посёлок, к которому даже ходил автобус.  Сейчас ни жилых поселений, ни зон, ни зеков на Косьве больше нет. В этом плане река абсолютно дикая. Очень много уток, есть рыба - во впадающих речках и на перекатах – хариус, в заводях щука. Можно было погулять по заброшенным жутким баракам, но что-то желания не возникло… От Тылая до Тыпыла по реке примерно 26 км, хотя местные работяги, конечно, говорят что все 40, а по дороге 30. Не верьте местным!
В этот же день прошли начало Тулымских порогов, которые длятся 6 км. Рафтинг неплохой, не хуже чем весной на облюбованных для сплава среднеуральских речках. Попокатушелись и встали на ночёвку примерно через 2 км, после начала порогов. Погода простояла отличная, вода в реке начала понемногу согреваться. Завтра можно начать купаться. За день прошли ~19 км, до конца пути около 109 км. Река после впадения Тыпыла приобрела горный характер, средняя скорость течения 5-7 км/час, но надо учитывать, что наличествует много мест, в которых катамаран приходится переносить на руках. В этих мелких местах мы все тихо завидуем Диме, который спокойно и без напряга идёт на байдарке. Но, опять же, можно вспомнить и громко порадоваться, как он на пороге, на сливе с камня сложился пополам на нашей посудине такого произойти не может )).

 

03.08.2009
Стоянка была шикарная – со столом и прочими удобствами. Традиционно с утра зашились (заплаты не принялись, когда их клеили под дождём, клея больше нет), к обеду встали на воду и пошли топтать реку.  В начале пути высадили детей и женщин на берег, чтобы перетащиться через окончание порогов, которые сильно обсохли. Проходили их долго и муторно, было трудно найти глубинку среди этого нагромождения камней. Потом пока их ждали – искупались в каменной ванне у берега. У реки ощутимый наклон вниз, направление движения почти строго на юг. Очень красиво открылся Острый Тур. Погода была отличная, пока ровно в 6 не начался сильный ливень. Все залезли под полиэтилен. Потом надоело сидеть на одном месте – вылезли и потащили кат под дождём, благо было достаточно тепло. Под дождём прошли гору Дикий камень. Прямо под ней находится дер. Верхняя Косьва, тоже заброшенная. Там сейчас находится небольшая база строителей, которые тянут ЛЭП со стороны Свердловской области, видимо до Яйвы или Кизела. В районе деревни очень мелко. Места красивейшие и ощутимо дикие. Часов в 8, как закончился дождь, встали на ночёвку на высоком берегу. За день прошли около 20 км, до конца пути 84 км. 

04.08.2009
О, сегодня первый день, когда не пришлось зашивать с утра каты – это радует и ощутимо сэкономило время. Димка, наконец-то, достал удочку – сегодня нас возможно ждёт ВКУСНАЯ РЫБА. А вот со вкусной водочкой какие-то траблы – её стало ощутимо
мало… Я думаю, что её выпил Витька! Все уже начинают доставать нычки, а до конца пути ещё весьма далеко. Плывём между зелёных гор. Скалистые и живописные берега. С нетерпением ждём, когда начнётся, наконец, глубокая вода, которую нам наобещал Димка. Он между тем, пристроился с удочкой у речки и активно ловит хариусов. Таки будет нам вкусный ужин! Около 6 вечера началась Ослянка (1119), с воды это красивейшее зрелище. Гора всем своим контуром радует глаз, вершина в виде протяжённого хребта, лысая без леса, каменистая. Рядом с ней Малая Ослянка и ещё какая-то вершина, под которой мы и встали на ночёвку. Все уже вошли в рабочий режим, хорошо кушают и пьют. Начались разговоры про дом. Вечером как всегда концерты. Комары и гнус практически отсутствуют, даже не пришлось мазаться. Вечером начался сильнейший туман. Но была отменно приготовленная рыбка, последняя бутылочка водочки, костёр у воды и всё было просто прекрасно. Думаем, как бы нам успеть и домой вернуться вовремя и баньку сделать, и на Ослянку сбегать. С нашей скоростью движения, правда, это почти невозможно. Я рассчитывал, что будем делать в день км по 25-30. Скорость реки это вполне позволяет, но подвела очень малая вода и тяжёлые каты. За этот день прошли около 22 км, до конца пути 57 км.

05.08.2009
День выдался тяжёлый. В начале дня видели 2 пермские команды, которые стояли у речки Вогулки на днёвке. Сказали, что оттуда хорошая тропа на Ослянку. Мы, к сожалению, не можем уже себе позволить днёвку. Осталось 2 дня и много километров. А впереди ещё совершенно непонятное водохранилище. Какой там будет ветер и скорость непонятно совершенно. Под вечер привычно полил ливень. 4ка сильно вымокла, просятся на берег, но надо пройти ещё пару км, там стоянка с избушкой. Да и честно говоря вставать под дождём совсем не хочется. Дети и девчонки под полиэтиленом готовят последние бутеры из последнего хлеба и консерв. Вот та самая избушка, встаём на ночлег. Река нисколько не теряет в течении, но немного повернула на запад. За день прошли 22 км, до конца пути примерно 30. Стоим на ночёвке почти у начала водохранилища, до него км 5-6. Димки заночевали в охотничьей избушке, там дым коромыслом…

06.08.2009
Утро порадовало солнцем. Сготовили еду, поели, полетели. Воды стало много, ну что ж последний день, нормально. Через часик вышли в водохранилище. Остановились. Собрались. Подумали. Привязали байдарку под катамаран. И пошли на широкие просторы. Нам жутко повезло – дул попутный сильный ветер. Сделали паруса из полиэтилена и понеслись вперёд с приличной скоростью. Кормовые вёсла гнулись и трещали. На очередном мысу нашли рыбаков на лодках, пристали – пообщались. Они пообещали нас вывезти из рыбацкого дачного посёлка Кучёк, а также подтянуть до него отставший катамаран. Так всё и произошло. Около 6 часов были в Кучке. Отзвонились домой, автобусникам. Обо всём договорились, все успокоились и расслабились. В два приёма УАЗик без тормозов забросил нас до пригорода Кизела пос.Южный Коспашский. Дорога была мама-не-горюй, реальный джиппинг, да ещё 7 человек с рюкзаками в одном "козлике". В посёлке добрые тёти и дяди снабдили нас едой, самогоном и пивом. Разожгли костёр до неба. Орали песни. Ждали автобус. Его не было долго – отвозил в Пермь команду, что шла перед нами. Но это никого не обломало – все оттягивали момент расставания, обнимались, мило беседовали, выпивали на брудершафт. А потом был автобус и дорога домой…

Заключение
Горная Косьва понравилась своим разнообразием. Действительно на участке от истока до Широковской ГЭС её начало, середина и конец отличаются кардинально. Множество проток в изрезанной драгой долине на запад от Конжаковского массива, откуда она начинает путь, собираясь из множества рек и ручьев, стекающих с Косьвинского камня. Затем быстрая каменистая середина с порогами и сливами, с красивейшими камнями Острый Тур и Ослянка. И в конце яхтинг по просторам Широковского водохранилища. Рекомендую идти в этот маршрут на 9-11 дней с днёвками в особо живописных местах, рыбалкой и выходами на близлежащие горы.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.skitalets.ru/water/ural/kosva_fiva/
http://reki-ozera.ru/reki/108853-kosva.html
http://nashural.ru/
Сайт Википедия.
Энциклопедия Пермской области — Косьва.
http://sun-florist.livejournal.com/6942.html
http://wiki.kizel.ru/
http://web2edu.ru/
http://www.zmtravel.ru/

ВложениеРазмер
Река Косьва56.83 КБ
Река Косьва52.66 КБ
Река Косьва106.48 КБ
Река Косьва62.95 КБ
Река Косьва95.29 КБ
Река Косьва53.73 КБ
kosva3 (7).jpg77.96 КБ
kosva3 (8).jpg71.53 КБ
kosva3 (9).jpg133.57 КБ
kosva3 (10).jpg77.34 КБ
kosva3 (11).jpg72.72 КБ
kosva3 (12).jpg61.45 КБ

Комментарии

Если рискнуть и пройти до

Если рискнуть и пройти до плотины Широковской ГЭС, сделать ее обнос и дойти до города Губаха, то выброситься оттуда не составит труда - ходят поезда, автобусы, электричка до Перми. Опасения в тексте отчета про химический завод напрасны - он ниже по течению, а выбрасываться нужно выше, в поселке Верхняя Губаха, до впадения шахтных вод. Природа там очень красивая, к тому же остатки города-призрака Старой Губахи весьма интересны.

по Косьве...

у вас есть опыт обноса плотины ГЭС?

где и как это можно сделать?

как лучше пройти по водохранилищу?

Сплав по Косьве

Как и на чём лучше добраться до посёлка Кытлым

Кытлым

от г. Серов - до Карпинска - ходит поезд.

Из Карпинска   До Кытлыма ходят автобусы  - 

раньше было 2 рейса в день.

сейчас скорее всего только утром.

возможно из Карпинска уехать на частном транспорте, но могут заломить цену!

Отправить комментарий