Священные рощи деревни Азъял

Поскольку в Марий Эл есть несколько населенных пунктов с названием Азъял, то в данной статье укажем, что речь будет идти про Волжский район РМЭ. Тут расположены две деревни: Нижний и Верхний Азъял, совсем недалеко от речки Петьялка, на склонах Сотнурского нагорья. 

    

СТАТЬИ ПРО ВОЛЖСКИЙ РАЙОН РМЭ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ПЕТЬЯЛКА - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

     
Если быть точнее, данные населенные пункты и расположенные рядом:  Чапейкино, Данилкино и Учейкино – входят в Учейкинское сельское поселение. Но поскольку популярная у путешественников трасса «Помары – Красный Стекловар» проходит около Азъял, то за точку отсчета удобнее всего брать Азъялы, именно сюда ведет поворот от деревни Петьялы, после моста через Петьялку.
Азъялы были основаны более пятисот лет назад во времена Казанского ханства. Марийцы бежали сюда с территорий нынешнего Татарстана от власти казанского хана, о чем сохранились предания и истории во многих селах и деревнях Волжского района. Название деревни: Азъял – означает деревня на реке Аз. Сейчас речка Аз на картах обозначена как река Зеленый ключ – является правым притоком реки Петьялка (бассейн Илети).

                                                           священная роща Писан корем                                         

Из местных легенд:
О происхождении названия деревни имеется много легенд. Одна их них рассказывает о том, как Ази со своей женой Чачавий во время бегства от татарского хана нашли красивое место около маленькой речки. Место молодым понравилось, и они решили здесь обосноваться. Построили дом. Чачавий собирала лесные ягоды, грибы, делала запасы на зиму. Ази вспахал землю, посеял рожь, семена одолжил у Эштывай кугыза, который жил в соседнем илеме. Весной у них родились близнецы. Сыновей назвали в честь отца: Кугу Ази и Изи Ази. Позже у них появились три дочери: Ласкай, Сасканай и Унай, а затем сын Ор Ази ("Ор" означало "новый"). Илем расширялся, стал деревней, которую назвали в честь младшего сына - "Оразъял" (Новый Азъял). 
Когда стали частыми набеги татар, старый Ази стал искать новые места для жилища, чтобы быть подальше от "врагов". Ази переселяет старших сыновей за реку Петку, у которой были крутые берега, а дальше - непроходимые леса. В ту сторону татары не наведывались. Кугу Ази переселился выше, хотя местность была болотистой. Илем разрастался и превратился в большую деревню Кушыл Азъял (Верхний Азъял). Изи Ази переселился ниже, в равнинную часть. Эту деревню назвали Улыл Азъял (Нижний Азъял). В окрестностях деревни били чистые родники, овраги с маленькими речушками. Так возникли деревни Оразъял, Верхний Азъял и Нижний Азъял. В Оразъяле сейчас нет жителей марийцев, татары вытеснили их. Но название деревни сохранилось.

 
                                                                     кюсото Писан корем                                                     


Как и положено, с древних времен около марийской деревни всегда были священные рощи – кюсото (или юмото). Одним таким священным местом была роща Писан корем (в переводе с марийского: овраг, где растет осот) примерно в полукилометре от д. Нижние Азъялыв юго-западном направлении. В этих местах проводились языческие моления с самых незапамятных времен, именно тут общались с неведомыми силами природы. Центральный алтарь в Писан корем располагался около священного дерева – им был огромный дуб (онапу). Именно через это онапу земное соединялось с внешним миром, а потом и с небесным миром.
В деревни помнят предания про эту рощу, особенно про недавние (советские) времена. Еще в конце 50-х годов прошлого века один бригадир из колхоза «За мир» приказал колхозникам срубить это священное дерево. Поскольку дерево было огромным, то пилили его три дня. После этого у бригадира (он был коммунистом и атеистом) сперва сильно заболела дочь, а немного погодя – супруга.  Именно тогда бригадир понял, что это наказание от «священной рощи» за то, что он срубил священное дерево предков. Он захотел загладить свою вину, и посадил в роще новые деревья. Но эти деревья там уже не прижились.
В настоящее время моления в этой не проводятся.
 

                                                                    священная роща У Керемет корем                                               


Еще одна священная роща – кюсото – расположена в 200-300 метрах в восточном направлении от Нижних Азъял, оно называлось «У Керемет корем» - в переводе с марийского: Новое Кереметище, расположенное в овраге. Следует отметить, что Керемет – это и «злой» бог, брат и антипод Кугу-Юмо (Великого бога), и одновременно – это название священной рощи. Такие керемети обычно располагались у каждой марийской деревни.

В этом кюсото священным деревом (онапу) была липа (писте или пиште). В этой роще местные жители молились о благополучии в сельских делах, а также приносили в жертву бычка или барашка. На малых молениях в жертву приносили гуся или утку. Чаще всего тут молились за общее благополучие и за домашних животных, чтобы на них не было мора, и чтобы был обильный приплод.
В настоящее время моления в этой роще не проводятся, тут расположены поля и сенокосные угодья, ближе к дороге расположена православная часовня.
   
В южном направлении от Нижних Азъял (буквально за околицей) находится священная роща Агавайрем. Кюсото названо в честь известного марийского сельскохозяйственного праздника Агавайрем. Этот праздник как бы оканчивал весенние сельские работы у марийского народа (примерный аналог татарского Сабантуя). Праздник был очень почитаемым, марийская община собиралась и дружно молила высшие природные силы, чтобы им был послан обильный урожай, чтобы земля щедро родила злаки, плоды, овощи. В настоящее время кюсото не используется для общинных молений, но сюда ходят молиться в частном порядке. 
Эта роща включена в государственные кадастры памятников культуры:
Её кадастровый номер  --- 121630424240005
По архивным данным моления тут проводились с 18-го века.

                                                         священная роща Агавайрем                                                                    


  
Примерно в полукилометре на северо-востоке от Верхнего Азъяла расположена еще одна священная роща.
Местоположение кюсото:
56.053804, 48.555271
Про эту священную рощу пока никаких данных нет. Моления сейчас в ней не проводятся.

                                                                              кюсото около Верхних Азъял                                    

    
Примерно в 300-400 метрах от н.п. Данилкино в северо-восточном направлении расположена еще одна роща Агавайрем. 
 Это кюсото до настоящего времени действующее, люди ходят сюда на моления. Обычно моления тут начинаются 21 мая (на праздник вешнего Николы - кеҥеж Миколо). Моления проводят ближе к вечеру, обязательно помывшись в бане и одев чистую одежду. Местные жители в качестве жертвы и дара богам несут на праздник марийские блины (коман мелна), домашний хлеб круглой формы, варенные яйца, обрядовую кашу. Такие праздники чаще всего проводят после посевных работ. А в древние времена такие моления начинались еще до посевной. 
Обычно праздник проходил в виде сбора всей деревни – местные жители обходили поля с заклинанием доброго сева, всхода злаков, богатого урожая, защиты от града, засухи и других природных стихий. 
Является памятником культуры РМЭ.
Кадастровый номер кюсото:  121731001750005
По архивным данным моления в роще начались еще в 19-м веке.

                                                         священная роща около Данилкино                                          

  
Еще одно кюсото под названием Агавайрем находится в полукилометре на западе от деревни Учейкино.  В настоящее время моления в роще не проводятся, кюсото расположено на земельном участке сельхозпредприятия «Ӱжара» (Рассвет).
Роща является памятником культуры республиканского значения.  Кадастровый номер памятника:   121731002140005
 

Вторая роща находится в трехстах метрах на северо-востоке от Учейкино.
Кадастровый номер  121731001960005
Роща известна с середины 19-го века.

__________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Сайт «Ӱлыл-Азъял, Н-Азъяльская сельская библиотека и СДК».
Постановление Правительства Республики Марий Эл "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл" № 298 от 24.08.1993 г.
 База данных «Этно-языковой состав всех населённых пунктов России». Республика Марий Эл. 
 Волжский район. — Йошкар-Ола, 2004. — С. 54—58. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-247-1.
Петъяльское сельское поселение. Общая информация. Официальный сайт Волжского района.

 

  

ВложениеРазмер
Священные рощи деревни Азъял39.38 КБ
Священные рощи деревни Азъял188.68 КБ
Священные рощи деревни Азъял33.07 КБ
Священные рощи деревни Азъял47.34 КБ
Священные рощи деревни Азъял38.84 КБ
Священные рощи30.18 КБ
Священные рощи 57.21 КБ

Комментарии

интересные места

Добрый день!
еще вопрос, эти места ведь недалеко от Морского глаза, по пути на озеро можно и туда заехать? Хотя конечно зимой там тоже снега навалило, и до этого места не добраться.

от Петьял...

Привет! Да, если ехать от Помар в сторону Сотнура, то нужно будет повернуть перед деревней Петьялы,

это уже после моста через Пётку, там есть указатель - в сторону Азьял,

там уже ехать 1,5 - 2 км., но сейчас действительно там смотреть нечего - обо нынче снега навалило по пояс, так что ничего не найдешь и никуда не доберешься.

Ехать нужно в мае или июне, когда все растает и подсохнет, там полно красивых мест!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.