Покровский монастырь в Суздале

Покровский монастырь в г. Суздаль лежит на берегу реки Каменка в северной части города. 
Обитель была основана во второй половине 14-го века при князе Дмитрии, однако позднее монастырь достраивался и улучшался. Современный вид монастырского комплекса сложился гораздо позднее – в 15-16 веках. У монастыря очень знаменитая история, в первую очередь, тем, что сюда ссылали женщин из знатных семей.   

  

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД СУЗДАЛЬ - ТУТ!

РОДНИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

УНИКАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Покровский монастырь в г. Суздаль в период своего расцвета (16-17 век) был одним из крупнейших монастырей России. 
Изначально храмы, пределы, монастырские кельи и ограждения – всё было деревянное. По этой причине обитель часто страдала от пожаров, и от её деревянных построек на нынешний день ничего не осталось.
 В своё время князь Василий III (в 16-м веке) пожертвовал монастырю большую сумму денег, которая была направлена на каменное строительство храмов и келий. Тогда и были возведены Покровский собор, его пределы, Святые врата и стены обители.
 Потом территория монастыря многократно увеличивалась.
 Причина такого богатого вклада известна историкам – первой ссыльной в этот монастырь была одна из жен князя Василия – по имени Соломония (пострижена в монахини в 1525г. с именем София). 
 Дело в том, что канонами православной церкви развод между венчанными супругами был строжайше запрещен. Поэтому среди знатных родов, чтобы избежать скандального развода, практиковалось насильственное пострижение в монашеский чин. К тому же у Соломонии якобы было бесплодие – она не могла родить ребенка князю, что тоже могло быть причиной ссылки в монастырь и вечного заточения в нем (уже при царе Феодоре старицу Софию почитали как святую и праведную, в 17-м веке она была канонизирована православной церковью).
Существовало даже предание, что Соломония во время пострижения в монахини уже была беременна, а потом тайно в Покровском монастыре родила князя Георгия. Через верных людей мальчика удалось вывезти из монастыря, и его якобы воспитывали в дальнем селении и под чужим именем. Впоследствии по легенде из юноши вырос легендарный разбойник Кудеяр, который промышлял на Волге и на Дону со своей ватагой. До сих пор на волжских берегах ходят легенды о кудеяровых кладах.
 

Покровский монастырь в Суздале

Легенды только усилились, когда прошли слухи о том, что в 1934 году при осмотре  монастыря реставратором А. Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако многие историки на основании архивных данных считают, что никакой гробницы сына княгини в обители быть не могло, так как фундамент монастыря представляет сплошной монолит, где не могли никого похоронить. Обычно монахинь, послушников  и трудников всегда хоронили на монастырском кладбище.
По другим легендам Соломония специально инициировала смерть ребенка, чтобы приезжие из столицы дьяки не смогли доложить о родившемся наследнике.
 
В настоящее время имена и фамилии знаменитых узниц монастыря существуют в большой усыпальнице под Покровским собором. В частности, это дочь Ивана III княгиня Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого – княгиня Евдокия Нагая, княгиня Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская. Скорее всего, все они были насильно пострижены в монахини, и всю жизнь должны были провести в посте и молитве.
Следует указать, что по канонам православной церкви, как насильственное крещение, так и насильственный постриг – не являются совершенными таинствами, то есть они не имеют силы перед Богом. Только по добровольному согласию самого человека эти святые таинства имеют силу и совершаются. В настоящее время неизвестно, кто из этих знаменитых насельниц добровольно приняли монашество.
 

Покровский монастырь в Суздале

Жаловал эту обитель и сам царь Иван Грозный, так в 1551 году он пожаловал средства на строительство Зачатьевской трапезной церкви (после смерти дочери), потом здесь была пристроена апсида и поварня. Примерно в 16-м веке было окончено строительство каменной ограды вокруг монастыря.

В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня, и было продолжено строительство большой каменной ограды, начатое в XVI веке.
В годы царствования Петра Великого и династии Романовых былая слава монастыря уменьшилась, здесь уже не было именитых гостей и паломников, и не было известных ссыльных женщин. Однако монастырь все равно использовался для заточения менее известных людей.
 
Огненным вихрем пронесся над монастырем годы революции и лихолетья, в начале 20-х годов прошлого века монастырь был закрыт, многие священники были арестованы, монахинь разогнали по селам и весям. Потом монастырь был разорен и перестроен в военную биологическую лабораторию особого отдела ОГПУ (НКВД).  Фактически это была закрытая шарашка, где осужденные ученые занимались исследованием в области биологического оружия. 
Понятно, что молодому Советскому государству было нужно как биологическое, так и химическое оружие (и противоядие к ним), ведь великая война стояла у порога, но насколько было оправдано использование монастыря под эти цели – тут уже пусть рассудит история.
 В середине 30-х годов монастырский комплекс из ОГПУ (НКВД) был передан в ведение РККА (Биохимический институт), и уже в 1935 году ученые Николай Гайский и Борис Эльберт впервые в мире создали тут вакцину против туляремии. Биологическая лаборатория работала в святой обители почти до начала Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы лаборатория уже не работала в стенах монастыря, и уже в 50-х годах тут стали реставрировать помещения для размещения музея, уже в те годы Суздаль стал привлекательным для туристов (и тайных паломников).
В разгар туристического бума в советское время тут находился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе также был концертный зал.
История преподносит нам одни и те же уроки, что забвение духовных истин и веры в Бога – ведет к крушению империй, причем как царской России, так и Советского Союза.

Город Суздаль

 
В начале 90-х  годов прошлого века монастырь стал возрождаться, в 1992 году тут появились первые монахини, назначили игуменью, Владимирская епархия выделила средства на восстановление храмов и келий.
Были восстановлены Покровский собор, здание и комнаты богадельни, различные хозяйственные постройки, монашеские кельи. 
 22 апреля 2020 года в безвозмездное пользование Владимирской епархии (для нужд монастыря) передана приказная изба — последнее до того времени не переданное здание на территории монастыря.
Покровский монастырь в г. Суздаль в настоящее время – настоящая визитная карточка Суздаля и храмов Золотого кольца России, приезжающие сюда паломники и туристы спешат посмотреть творения зодчих древней Руси.
   

Покровский монастырь в Суздале

Достопримечательности Покровского монастыря
1. Главной архитектурной доминантой монастыря является трёхглавый Покровский собор (1518г.), возведенный на месте древнего деревянного храма. Храм является четырехстолпным огромным сооружением с открытой галереей, и с двумя крытыми лестницами.
 Стены собора, декорированные аркатурно-колончатым поясом и перспективными порталами с дыньками, разделены лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами. Под зданием этого знаменитого храма расположена усыпальница, где похоронены многие известные на Руси представительницы царских и княжеских родов, существует много легенд и преданий, как про легендарных монахинь, так и про их незаконнорожденных детей.
2. Рядом с Покровским собором находится высокая шатровая колокольня. В основании колокольни расположен малый храм Происхождения честных древ креста (1515г.).
Собор и колокольня связаны искусно украшенной галереей.
3. Как только посетители подходят к обители – сразу в глаза бросаются Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1515г.) – это памятник древнерусского зодчества. Эти ворота в разные годы выполняли роль храма и служили защитой монастыря.
Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.
4. С севера от Собора находится Трапезная палата с Зачатьевской церковью (1551 год), характерная более для польской, чем для русской архитектуры. К этой палате пристроена часовая звонница, которая также была отреставрирована. В подвалах Трапезной палаты были склады с продуктами, и также была пристроена Поварня (в конце 17 века).
5. Последним зданием, который передали обители, была Приказная изба с воссозданным в 1973 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
6. Интересна и каменная ограда монастырского комплекса, которая строилась в 16-17 веках, и уже в недавнем прошлом была отреставрирована. Кое-где на стенах монастыря сохранились элементы каменного декора, шатровые башни и крепостные переходы.  По местным преданиям, некоторые ссыльные монахини содержались в отдельных подвалах под крепостными стенами.

Первая каменная ограда появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
   
Знаменитые насельницы Покровского монастыря
Инокиня Александра (ум. 1525) — московская княжна, дочь Ивана III от 1-го брака. 
Инокиня Александра (княгиня Мария Волоцкая) — вдова последнего волоколамского князя Фёдора Борисовича, сына князя Бориса Васильевича (брата Ивана III). 
Княгиня Евфимия Щемятичева и её дочери Евфросинья и Марфа — жена и дети князя Новгород-Северского Василия Ивановича Шемячича (внука Дмитрия Шемяки), скончавшегося в заточении в Москве. Погребены в усыпальнице под собором.
Корона Инокиня Софья (великая княгиня московская Соломония Сабурова) — жена Василия III, сосланная в монастырь за бездетность ради заключения второго брака с Еленой Глинской. Святая, мощи с конца XX века покоятся в соборе.
Инокиня Александра (Анна Васильевна Бельская) — двоюродная сестра Василия III, рязанская княжна, дочь рязанской княгини, московской княжны Анны Васильевны и Василия Ивановича. Вдова литовского князя Фёдора Бельского. 
Инокиня Евпраксия (Евдокия Александровна Старицкая-Нагая), первая жена князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV. Оказалась в монастыре после 4 лет брака и рождения 2 детей, после чего её муж быстро женился вновь.
Ирина Михайловна Нагая, её племянница, дочь князя Михаила Александровича Нагого. Могилы их находятся в усыпальнице под соборным зданием.
Инокиня Александра (царевна Евдокия Сабурова) — первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана IV. Сослана в монастырь, вероятно, за бесплодие. Могила находится в усыпальнице Покровского собора.
Корона Царица Анна Васильчикова — очередная жена Ивана Грозного, отставленная через год после свадьбы. Как царица, погребена в усыпальнице под Покровским собором в Суздале.
Царевна Анастасия Васильевна (1610) — дочь Василия Шуйского. Младенец, умерший во время пребывания своей сосланной матери в монастыре.
 
Кроме членов царских и великокняжеских династий в этом монастыре томились представительницы таких известных аристократических родов: Шуйские, Голицыны, Сабуровы, Долгорукие, Скопины, Татеевы, Ногтевы, Вяземские, Хованские и другие.
Многие знатные насельницы и при заточении в монастыре сохраняли часть своих прав – имели служанок и горничных, питались отдельно от всех сестер, могли одеваться по своему усмотрению, но уже никогда не покидали пределы обители.
Других несчастных ссыльных держали по особому указанию в «черном теле» - в подвалах, в каменных мешках и прикованных цепями к крепостным стенам. Так по преданию была заточена польская шпионка Ядвига Даниловна Ченстоховская. 
Также во все времена были знатные женщины, которые по доброй воле уходили в монастырь, по велению души принимали монашество и проводили остатки своих дней в молитве и рукоделии, спасая свои души для Царствия Небесного.
   
Известные святыни Покровского монастыря:
Мощи преподобной старицы Софии Суздальской (Соломония).
Иконы великомученика и целителя Пантелеимона, святых праведных князя Петра и княгини Февронии (муромские), святителя Луки Крымского, святителя Николая Чудотворца Мирликийского, святой блаженной Матроны Московской с частицами их святых мощей (мощевик).
    
Где находится, как добраться:
Россия, Владимирская область, город Суздаль, улица Покровская, 76.
Из Москвы в сторону Суздаля есть прямой автобусный рейс, также периодически ездят экскурсионные туры по Золотому кольцу. Можно доехать также через Иваново – с пересадкой.
От автовокзала до монастыря можно добраться либо на такси, либо на городском автобусе до остановки – «Поселок Сельцо», от остановки можно дойти пешком – курсом на церковные купола.
На автомобиле: нужно ехать по дороге М-7 на город Владимира, потом повернуть на Иваново, а через 12 километров повернуть налево к Суздалю. 
На поезде:  с Курского вокзала (Москва) отправляются поезда до Владимира, с вокзала которого до Суздаля каждые полчаса отходят автобусы.
Следует отметить, что вход в монастырь бесплатный. Экскурсии проводятся за пожертвования на восстановление и содержание монастырского комплекса. Если планируется большая экскурсионная группа, то лучше сообщить на сайт монастыря или позвонить в администрацию.
Посещать монастырь можно с утренней службы до окончания вечерней службы (кроме праздников Пасхи, Крещения и Рождества), оставаться на ночь посторонним лицам запрещено (паломники должны заранее позаботиться о ночлеге или гостиницы).
Монастырь открыт все дни недели кроме среды и четверга, для экскурсий открыты все помещения кроме монашеских келий и некоторых зданий.
По воскресеньям после литургии трапезная монастыря открыта для всех приезжих паломников и посетителей, в лавке монастыря можно заказать молебны и сорокоусты, а также пожертвовать средства для нужд святой обители.
  
  
____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Покровский монастырь в г. Суздаль // журнал «Монастырский вестник».
Издание и сайт: «Посох»: Опора святых и монархов.
Покровский монастырь в г. Суздаль // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 465-471. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
Святые места Владимирской области.
По святым местам России. Энциклопедия. Москва 2009г.
 С.И. Фудель. «Воспоминания» // издательство «Новый мир», 1996г., № 5, стр. 123-149.
 Архив Владимирской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.

 

 

ВложениеРазмер
Покровский монастырь в Суздале195.6 КБ
Покровский монастырь в Суздале122.46 КБ
Покровский монастырь в Суздале247.59 КБ

Комментарии

Отправить комментарий