Александро-Невская лавра

Свя́то-Тро́ицкая Алекса́ндро-Не́вская ла́вра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры.

В состав архитектурного комплекса входит несколько знаменитых некрополей, где покоятся многие выдающиеся деятели XVIII—XIX веков.  

 

 ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ГЕОГРАФИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЛЕНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РЕКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

                                   святыни лавры                                                                                             

Александро-Невская лавра
Мощи святого Александра Невского

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. 

В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. 

Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

    

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца.

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афона (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора пожертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императора Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часовне, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма.

 

Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления.

Вскоре часовня сгорела, и на пепелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом образ Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г. Бари (Италия).

Александро-Невская лавра

После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем, часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в г. Бари, на месте этого храма был построен другой, так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями.

Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности — вдовы великого князя Сергея Александровича, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослушницы».

В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин, который спас «Скоропослушницу» от передачи в музейный фонд после закрытия и уничтожения храма в 1932 г. Икона была перенесена в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, где находилась до закрытия и этого храма. Затем в 1934 г. ее перенесли в Святодуховскую церковь Александро-Невской Лавры (закрыта в 1936 г.), и далее — в Троице-Измайловский собор (закрыт в 1938 г.).

 

С 1938 по 1958 годы икона «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы.

12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия.

 

В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую».

В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

 

                                                           Лавра в 18-м веке                                                    

Александро-Невская лавра

История лавры

1713 - 1788 гг.

Петр I, портрет работы французского художника Поля Делароша, 1838 годИстория знает два пути возникновения монастырей: первый путь - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути. 

Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители. 

 

В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг и, таким образом, была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого Государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского" и быть по правую сторону Черной речки (первоначально Монастырка, так же как и река Волковка, была частью Чёрной речки. Упоминание об этой реке имеется еще в летописях 1500 г. Когда в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, он разделил реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой по Александро-Невскому монастырю, причём направление течения реки изменилось на обратное: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал) каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. Назначенный в "тот Монастырь" архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь". А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: "Что сей крест образует, обонполный то сказует". 

Александро-Невская лавра

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение. 

 

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра. 

20 февраля 1712 года Петр Первый приказал объявить архимандриту Феодосию, "дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь". Тогда же даны были и средства для постройки,- именно к новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами и от Новодевичьего монастыря село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. При этом крестьяне освобождены были на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: "деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне". "В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать". Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года. День 25 марта (по старому стилю) 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена Святая Литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия. 

 

С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, "архимандрит новосозидаемого при Санкт-Петербурге монастыря" Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в монастыре не было еще ни одной живой души.

 

Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.Вид Александро-Невской лавры 

 

Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею "утилитарного" использования монашества для служения миру - он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и небыли осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва. Со временем в обители открывались службы и подразделения вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества. 

Типография в Александро-Невском монастыре возникла в 1720 году, когда по высочайшему указу 13 декабря 1719 года, в монастырь был передан из "С.-Петербургской типографии" стан церковной печати с 7 мастеровыми. Первой книгой, вышедшей здесь, было "Поучение в день св. Александра Невского". Был напечатан Букварь, выходили в свет книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее - ученые труды и их переводы, богослужебные книги. 

Создание школы - семинарии 

Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. "По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента" указано было "учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания. Славянскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике". Главным учебным пособием был "Букварь или начальное учение отроком" Феофана Прокоповича. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания житий святых, составленных святителем Дмитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать "из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям". В 1800- 1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 

 

Перенос мощей св. блгв. кн. Александра Невского 

Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.   Москвитин Филипп АлександровичЧерез два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: "Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь". 

 

...11 апреля 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. После Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помешена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишневого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей - по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, "яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющему". Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы "ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам".Рака с мощами Св.Ал.Невского На всем пути следования процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724г., в третью годовщину Ништадского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с "ботиком Петра Великого" - родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского. 

 

По окончании строительства главного монастырского храма - собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю.

  

План застройки монастыря, 1720-е годы

Проект архитектурного комплекса был разработан два года спустя под руководством Доменико Трезини. Невский монастырь виделся Трезини как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Чёрной речкой. Одновременно это был дополнительный форпост на юго-востоке новой столицы, спроектированный по правилам фортификационного искусства. От монастыря к Петербургу планировалось проложить широкую дорогу — «Невскую першпективу».

 

По мере возведения монастыря у его стен вырос городок (слободы с деревянными домами для работников и слуг), был разбит сад и огород, которые кормили братию. Вокруг поднялись хозяйственные постройки — кузница, столярная мастерская, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница. Произведённое и выращенное хранилось в погребах для последующей реализации через торговые лавки.

В 1720 году на территории монастыря была открыта школа для детей священнослужителей, через 6 лет преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию. Впоследствии она именовалась Александро-Невской Главной семинарией, а в 1797 году Павел I предоставил ей статус академии. В стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII—XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре. С 1719 года при лавре действовала Санкт-Петербургская типография, с 1714 года — богадельня для отставных солдат.

 

Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

 

Синодальный период   

Реализация плана Трезини затянулась на долгие годы. Основная часть строительных работ пришлась на правление Елизаветы Петровны и на первую половину царствования Екатерины II. Собор, возведённый по первоначальному проекту, пришлось разобрать. Его новый проект разработал Иван Старов, который включил в состав монастырского комплекса всё левобережье Монастырки и разбил перед входом в обитель Александро-Невскую площадь.

С учреждением в 1742 году Санкт-Петербургской епархии её правящие архиереи стали священноархимандритами (настоятелями) монастыря. До этого на протяжении 20 лет он служил местом пребывания новгородских архиереев.

 

В 1797 году по указу Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. Благодаря покровительству монархов и членов их семей главный монастырь столицы был одним из богатейших в стране. Его капитал оценивался в 3 млн рублей, а земельные угодья составляли 13 090 десятин. Число насельников колебалось в районе 130—150 человек.

В начале XX века лавра обрастает новыми учреждениями, как, например, курсы для певчих. В 1909 году образован музей — Древлехранилище лавры, под который выделена юго-западная башня лавры (Библиотечная). В Лужском уезде был создан Серафимо-Антониевский скит, приписанный к лавре. В годы Первой мировой войны в монастырских стенах был оборудован лазарет. По данным участника ревизии монастыря С. П. Каблукова в мае 1917 года капитал Лавры составлял около 2 млн рублей из которых 1 966 243 руб. в процентных бумагах и только 133 155,54 руб. наличными.

  

Советское время 

После Февральской революции 1917 года правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии был избран епископ Гдовский Вениамин (Казанский, +1922). В мае 1917 была проведена ревизия финансово-хозяйственного управления Лавры, и по итогам ревизии прежний наместник Лавры, архимандрит Филарет, был отстранен от должности. Новым наместником был назначен епископ Елизаветградский Прокопий (Семенович). В период с 14 декабря 1917 года по 26 января 1918 года епископ Прокопий являлся настоятелем обители, а 26 января 1918 года священноархимандритом Лавры был назначен митрополит Вениамин. Наместником стал архимандрит Виктор (Островидов). 

В соответствии с декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" все церковное имущество было национализировано, и уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала реквизировать все помещения Александро-Невской Лавры. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета, а на территории каре было организовано захоронение видных партийных деятелей, ныне известное как "Коммунистическая площадка". В феврале 1919 года часть лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет, а Надвратная церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" стала приходской. Запустение. Лавра до реконструкции.

В декабре 1919 года новым наместником был назначен архимандрит Николай (Ярушевич), при котором отношение Лаврского священноначалия к Советской власти стало более лояльным. В соответствии с Конституцией 1918 года при каждой церковной общине должен был быть организован церковно-приходской совет. Такой совет был организован и при Лавре. К ведению Совета относились сношения с государственной властью и церковно-хозяйственные функции, а также аккумуляция всех денежных пожертвований. Все остальные дела находились в ведении Духовного собора Лавры. 

 

Вплоть до 1922 года Александро-Невская лавра оставалась резиденцией Петроградского митрополита Вениамина. Лишь после его расстрела 7 июля 1923 года президиум Петргубисполкома вынес распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение Губоткомхоза. Храмы были оставлены верующим, организованным в двадцатки. С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все тринадцать монастырских церквей были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага «Пассаж». 

 

12 мая 1922 года, в разгар "изъятия церковных ценностей в пользу голодающих", была вскрыта рака с мощами св. благ. кн. Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и св. мощи,которые долгое время находились в музее атеизма. вернувшиеся в собор лишь в 1989 году. 

 

Предстательством Св. Александра из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений, которые счастливо просуществовали до начала 30-х годов XX века, до изгнания монашествующих из обители.Во время "обновленческого раскола" 1920-1940-х годов, основой которого была группа петроградских священников. Лавра на короткое время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 году епископ Лужский Мануил (Лемешевский), специально присланный в Петроград святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, для борьбы с раскольниками, вернул братию обители в лоно Православной Церкви. Уже к 1926 году из 115 "обновленческих церквей" осталось только 32. 

При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор Лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 года. После закрытия собора в 1933 году в ведении Церкви остается только Свято-Духовский храм, который закрывается в 1935 году.В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.jepiskop aleksij_konopliov С этого времени весь комплекс лаврских зданий используется под хозяйственные цели. После изменения отношения Советской власти к Русской Православной Церкви в 1943 году государство возвращает для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления Свято-Духовский храм Лавры в 1946 году. Новый митрополит Ленинградский, Григорий (Чуков), ходатайствует перед светской властью и о возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно.В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года. Только в 1956 году митрополит Елевферий (Воронцов) добивается возвращения собора Церкви. Первым настоятелем собора после его освящения 12-13 сентября 1957 года стал епископ Алексий ( в миру Коноплев). 

В храме возобновились ежедневные богослужения.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. 

 

Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре. 

В 1961 году, во время "хрущевских гонений", поступило распоряжение о передаче Свято-Духовского храма государству. В связи с этим останки Преосвященных митрополитов Григория и Елевферия были перенесены из храма в специально устроенную крипту в подвале Свято-Троицкого собора, а Епархиальное управление переехало в здание духовной Академии на наб. Обводного канала, дом 17. 

В память о том, что правящий архиерей Ленинградской епархии является священноархимандритом Лавры, митрополит Никодим (Ротов) переводит Свято-Троицкий собор в свое непосредственное подчинение и в 1967 настоятели стали именоваться наместниками. 

Эта традиция сохранилась до 1997 года, когда приход был упразднен, и все его имущество распоряжением митрополита Владимира (Котлярова) было передано возрожденной Александро-Невской Лавре.

В 1985 году Церкви был передан Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 года.

В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира).

Мощи Александро Невского,Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер). Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года. 

Рака с мощами установлена на свое историческое место, доступное каждой душе, притекающей к ней. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы. Вновь покровитель града Петрова Благоверный князь и преподобный муж стал главной святыней Александро-Невской Лавры, ходатаем подвизающегося ныне в ней иночества и труждающихся насельников, многочисленных паломников и прихожан, надеждою "сыновом Российским спастися".

 

    

Современность 

Возрождение монашеской жизни в стенах лавры было начато в 1996 году. Руководить этим процессом было поручено епископу Назарию (Лавриненко). Приходское собрание Троицкого собора было упразднено 3 ноября 1997 года, и управление передано духовному собору лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Окончательная передача всех лаврских зданий епархии состоялась 18 апреля 2000 года.

 

Вместе с возрождением монастыря и литургической жизни в лавре идёт возрождение традиционных ремёсел. Здесь работают: иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры. Паломническая служба организует поездки верующих по Ленинградской области и за её пределами. Летом 2007 года были завершены реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста[9].

 

Управляет лаврой священноархимандрит — правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии представленный наместником.

  

Аномальные зоны Санкт-Петербурга

Комплекс сооружений 

Троицкий собор, воздвигнутый в петровское время по проекту Теодора Швертфегера, был разобран в 1753—1755 годах. Ныне существующее здание в стиле раннего классицизма выстроено в правление Екатерины II по проекту Ивана Старова и освящено 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи святого князя Александра Невского из Благовещенской церкви обители.

  

Комплекс зданий Александро-Невской Лавры

Соборная церковь  во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор)

Фёдоровский корпус (братский)

Исидоровская церковь

Фёдоровская церковь

Южный (Семинарский) корпус

Юго-Западная башня (Библиотечная)

Митрополичий корпус

Северо-Западная башня (Ризничная)

Северный (Просфорный) корпус

Благовещенская – Александро-Невская церковь

Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр "Святодуховский")

Духовской корпус (братский)

Здание консистотории и кладбищенской конторы

Библиотечный корпус

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Церковь Праведного Лазаря Четверодневного

Церковь Святителя Николая Чудотворца

Комплекс зданий бывших амбаров

Тихвинское кладбище

Лазаревское кладбище

Здание бывшей богадельни.

   

  

Святые лавры

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

 Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский, Чудотворец (Иоанн Кульчицкий) родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии в семье священника. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития. 

Здесь он обратил на себя внимание императора Петра I. Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия. 5 марта 1721 года в Свято-Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. И владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

 

В то время в Пекине неожиданно большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. В ожидании указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. 

Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы. Вынужденное его «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск. Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. В тот же год скончался император Петр I. Вдова и наследница престола Екатерина I назначила чрезвычайным послом в Китай графа Савву Владиславовича Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия, если, конечно, китайцы согласятся. Но в результате интриг начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский. А владыка Иннокентий получил новый указ — опять переселиться в Вознесенский монастырь. Только владыка успел устроиться в Вознесенском монастыре, как из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

 

Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. 

Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец в 1828 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова. Теперь на этом месте в память жительства здесь святителя воздвигнута каменная часовня.

 

Четыре года окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Ни на мгновение не оставлял он главного дела – проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

В его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. Он открыл славяно-русскую школу для всех сословий. Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии.

Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви. Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался. В субботу 27 ноября 1731 году Господь навеки упокоил святителя. Погребение святителя было совершено 5 декабря. Тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.

 

Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление. 11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. «Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, – ответил тот, – то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь.» В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью. Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда.

 

Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о заступничестве святителя. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин. Владыка Иустин лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений, и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду. 1 декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: «Ноября 26 числа память преставления Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца».

 

9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую. Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня. В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на христиан. С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. 

В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования» и под усиленной охраной мощи увезены в неизвестном направлении. Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными. В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, не отапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.

 

Дни памяти:  Февраль 9,  Июнь 10,  Октябрь 10,  Ноябрь 26.

   

 

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири

 Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец (в миру Стефан Кристалевский) родился 25 декабря 1703 года в местечке Березани Переяславского уездаПолтавской губернии. Воспитанный благочестивыми родителями (отец его был клириком) в духе преданной любви к Богу и Его святой Церкви, он был отдан в Переяславскую духовную семинарию, по окончании которой поступил в Красногорский Покровский монастырь Полтавской епархии. В нём 23 апреля 1730 года принял монашеский постриг с именем Софроний в честь святителя Софрония Иерусалимского. В 1732 году в Софийском соборе Киева был рукоположен во иеродиакона, а потом – иеромонаха. Два года он был казначеем Покровского монастыря, затем по указу епископа Переяславского Арсения (Берлова) его перевели экономом в архиерейский дом. В 1735 году по епархиальным делам он был направлен в Санкт-Петербург, где провёл два года. Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет. Помощником Софрония стал его земляк преподобный Синесий (Иванов), которого он пригласил в Санкт-Петербург и назначил устроителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к лавре.

В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки. При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления. Наконец, императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония. 18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского. После хиротонии Софроний вначале поехал в Киев, чтобы помолиться у святынь Киево-Печерской лавры, а затем выехал в свою епархию. 20 марта 1754 года он прибыл в Иркутск. Приняв дела управления, Софроний совершил поездку по епархии, посетил Нерчинск, Киренск, Якутск.

В сентябре 1754 года Святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению Богослужения и Таинств священнослужителями, а также следил за нравственной чистотой мирян. Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было много. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но того же требовал и от всех клириков. Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества.

В дальнейшем неоднократно совершал миссионерские поездки. Он проявил себя как строитель храмов, основатель духовной семинарии, где сам преподавал.

 

Чувствуя наступление старости и ухудшение здоровья, Софроний просил Синод уволить его на покой, но поиски замены затянулись и святитель Софроний скончался в Иркутске 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи. Погребение Софрония было совершено не сразу — 6 месяцев и 10 дней его тело находилось в Казанском приделе Богоявленского иркутского собора. 8 октября 1771 года состоялось его погребение. Все это время тело не подавало признаки тления, что стало началом почитания Софрония как святого, позднее к этому добавились и сообщения о чудесах по молитвам к нему. В 1874 году останки Софрония были освидетельствованы и признаны нетленными. В 1918 году Поместный собор Православной Российской Церкви канонизировал Софрония в лике святых.

  

 

 Митрополит Киевский и Галицкий Владимир

 Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 г. в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 г. поступает в Духовную Академию. По окончании Академии в 1874 г., В.Н. Богоявленский получил скромное назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию. 31 января 1862 г. он был рукоположен во священника и определён к соборной Покровской церкви г. Козлова. Став благочинным в 1883 г., отец Василий был истинным отцом для козловского духовенства. 

Снискав об­щую любовь, отец Василий в ней нашёл для себя и утеху от тяжкого горя - потери жены и ребёнка. И во имя этой любви отдаёт всего себя на служение Церкви, принимая иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 г. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в Козлове. Через два с небольшим года архимандрит Владимир был назна­чен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 г.

19 января 1891 г. Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. И именно здесь, в Самаре, с особенной силой энергичная и самоотверженная деятельность Владыки проявилась в дни народных бедствий. Именно в это время в Самарской губернии разразился голод, но, по милосердному Промыслу Божию, Самаре был послан такой архипастырь, который делал всё, что возможно для облегчения положения. Владыка рассылал повсюду воззвания о по­мощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы "голодного хлеба".

 

18 октября 1892 г. Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение его на такой ответственный церковно-административный пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство, расширение церковной печати – вот что главным образом привлекало внимание и заботы экзарха. Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 г. Служение на Московской кафедре стало апогеем архиерейского служения митрополита Владимира. Здесь, на кафедре великих святителей московских, в самом центре России, во всей полноте раскрылись его дарования. Здесь он провёл наиболее долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать с половиной лет.

23 ноября 1912 г. митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру. Во время его пребывания в Петербурге против Владыки ополчилась группа лиц, которая приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной жизни в русском государстве. Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твёрдость поведения вызывали порой против него раздражение. Известен слу­чай, когда митрополит Владимир просил личной аудиенции у Государя Импе­ратора Николая Александровича, на которой изложил своё мнение относительно отрицательного влияния при Дворе деятельности Распутина... Кончилось тем, что Владыка попал в немилость и был удалён из Петер­бурга под видом почётной ссылки в Киев. При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Священного Синода и соединённые с этим званием права. 22 декабря 1915 г. митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления в управление новой своей епархией, с которой он был связан давними узами, как питомец Киевской духовной Академии. Киевская паства окружила своего но­вого первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя в нём опального и гонимого за правду архиерея.

 

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой – так много невинной христианской крови пролилось здесь. Первой жертвой среди миллионов невинно убиенных стал святитель Владимир.

Митрополит Владимир занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петебургскую, и Киевскую, за что своими почитателями был назван "всероссийским архипастырем". Знаменательно то, что своё земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года, вскоре после избрания на восстановленный Патриарший Престол святого Тихона; в городе который явился колыбелью христианства на Руси. Знаменательно и то, что он, соименник Крестителя Руси, первым из российских ар­хипастырей взошёл на Голгофу, когда на Русскую Церковь обрушились гонения.

 

  ЛАВРСКИЕ КЛАДБИЩА

  Лазаревское кладбище

Кладбище было заложено одновременно со зданиями Александро-Невского монастыря и служило местом погребения представителей привилегированных слоёв петербургского общества. Изначально захоронения проводились около небольшой деревянной церкви Благовещения, построенной в 1713 году (перестроена в 1750-х годах, разобрана в 1789 году) и в Лазаревской усыпальнице, откуда пошло прежнее название кладбища.

Первоначально для погребения на нём требовалось личное разрешение Петра I. Самыми почётными считались участки вблизи Лазаревской усыпальницы, построенной над могилой любимой сестры императора Натальи. К концу столетия здесь было разрешено хоронить и лиц купеческого сословия при условии внесения чрезвычайно большой суммы.

 

В первой половине XVIII века основной художественной формой надгробия была каменная или чугунная плита. Во второй половине того же столетия с утверждением классицизмом возникли иные монументальные формы: саркофаги, колонны, стелы, обелиски и другие образцы, подражавшие античности со свойственной заимствованной из неё аллегоричностью. В некрополе имеется около тысячи сооружений, расположенных в естественном порядке их установки.

С первых же лет своего основания кладбище начало заполняться высокохудожественными надгробиями и памятниками. В начале XX века с некоторых из них были сделаны гипсовые слепки, ныне хранящиеся в Государственном Русском музее и Музее Российской академии художеств.

После Октябрьского переворота кладбище было закрыто и взято под государственную охрану и вскоре превращено в заповедник. Впервые в истории кладбища начались работы по изучению и обмеру мемориальных произведений, представлявших художественную ценность по критериям того времени.

В 1922 году некрополь взят под охрану общества «Старый Петербург»

В начале 20-х годов Наркомпрос предложил, а президиум Ленсовета принял решение о превращении кладбища в Музей надгробных памятников, однако на долгие годы кладбище оставалось закрытым для осмотра. После посещения кладбища в 1934 году группой советских литераторов, которые при поддержке Максима Горького подчеркнули большое культурно-историческое значение кладбища, оно через некоторое время стало рассматриваться как Некрополь XVIII века.

 

С 1932 года кладбище является музеем-некрополем. Сохранились надгробия, работы И. П. Мартоса, М. И. Козловского, В. И. Демут-Малиновского, Воронихина, Ф. П. Толстого, а также Ф. Г. Гордеева, Ф. И. Шубина, И. П. Прокофьева, М. Г. Крылова, и других мастеров русского пластического искусства.

В 1935 году Ленсовет предложил сосредоточить в музее всю ценную по его мнению мемориальную скульптуру города. В 1939 году к музею-некрополю отошли и все лучшие городские памятники за исключением тех, которые были уничтожены по политическим соображениям (например — памятник герцогу Ольденбургскому, основателю Мариинской больницы имени Куйбышева, памятник «Царю-плотнику» и т. д.). Однако Великая Отечественная война прервала деятельность музея.

После её окончания начались работы по проведению восстановительных работ и организован в 1947—1949 годах допуск посетителей на кладбище, рассматривавшемся как экскурсионный объект.

В 1952 году была открыта Лазаревская усыпальница.

     

Никольское кладбище

Никольское кладбище (с Братским участком), основано в 1861 году — третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры. Название «Никольское» оно получило в 1877 году по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868—1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова.

Кладбище имеет регулярную планировку. На территории находится пруд. Никольская дорожка, ведущая от главного входа к церкви, ориентирована на апсиду Троицкого собора, и таким образом этот некрополь включается в единый ансамбль лавры.

Кладбище на начало XXI века представляло собой самое запущенное кладбище Лавры, бывшее вначале местом погребения лаврского духовенства. Как и все кладбища города, оно пострадало не только от небрежения и отсутствия должного ухода, но и вандализма, главным образом — гробокопательства. Ещё в 1950—1960-х годах в удалённых уголках кладбища можно было видеть наполовину выкопанные из земли цинковые гробы, а вскрытые склепы представляют и в первое десятилетие XXI века характерную черту кладбищенского пейзажа. Сохранению кладбища, которому неоднократно грозило уничтожение и превращение в городской парк, во многом способствовало погребение на нём в 1978 году митрополита Никодима (Ротова), скончавшегося в заграничной командировке, в Ватикане. Начало восстановления порядка на кладбище связывают с инициативой В. В. Смолякова, начавшего убирать братскую часть кладбища, что послужило примером для вначале стихийного движения по наведению порядка[1].

В последние годы монастырём и городской администрацией проведены большие работы, изменившие облик кладбища, главным образом вследствие вырубки старых деревьев и постройки в дальней его части колумбария. На кладбище создана аллея Кавалеров советского ордена Александра Невского, а могилы послевоенного генералитета и представителей наиболее состоятельных слоев чиновничества и бизнеса составляют наиболее заметную часть современных роскошных надгробий. Рядом с аллеей похоронен первый российский лётчик, Лев Макарович Мациевич, погибший в первой российской авиакатастрофе на Комендантском аэродроме Петербурга.

 

 Казачье кладбище

Коммунистическая площадка Александро-Невской лавры

До 1917 года на месте будущего Казачьего кладбища находился партерный сад, отделявший Троицкий собор от Митрополичьего дома. В июле 1917 года во время разгона большевистской демонстрации было убито несколько казаков сражавшихся на стороне Временного правительства. Они были похоронены перед папертью Троицкого собора, и это захоронение дало нынешнее название кладбищу.

Официально, кладбище у Троицкого собора было создано в декабре 1919 года. Здесь был похоронен , секретарь Петрокоммуны С. М. Скрябин, писательница А. М. Дмитревская, участники обороны Петрограда от войск Юденича в 1919 году. Так постепенно стала формироваться Коммунистическая площадка Александро-Невской лавры. В 1921 году там появилась еще одна братская могила - захоронение жертв подавления Кронштадского мятежа.

Кладбище постепенно стало приобретать статусный характер и стало вторым по значению большевистским некрополем города после Марсова поля. Здесь хоронили революционеров, партийных работников, милиционеров, чекистов. Кроме того на коммунистическом участке погребали и выдающихся представителей советской интеллигенции. Там лежат крупные ученные - Н. Я. Марр, Б. В. Легран, врачи - И. И. Греков, Г. А. Ивашенцов, С. П. Фёдоров, М. И. Аствацатуров, управленцы - Л. Л. Гинтер.

 

В 1938 году захоронение на Коммунистической площадке временно прекратилось. Оно было возобновлено только в годы Великой Отечественной войны. Тогда на кладбище появились могилы высших советских офицеров и участников обороны Ленинграда. Так на Коммунистическом участке лежат генералы А. И. Шмай, Б. О. Галстян, И. Ф. Николаев, А. Е. Федюнин, адмиралы В. П. Дрозд, Н. И. Зуйков, Ю. Ф. Ралль, Герои Советского Союза Н. А. Козлов, П. А. Пилютов, М. Н. Плоткин.

Погребения на кладбище продолжались до 1970-ого года. В послевоенный период на кладбище были похоронены начальник строительства Ленинградского метрополитена И. Г. Зубков и директор Эрмитажа Б. В. Легран. В дальнейшем на площадке проходили только подзахоронения урн.

ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОЕХАТЬ:

Контактная информация

ПРАВОСЛАВНАЯ МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ)

Россия, 191167 Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, дом 1, лит. А

Канцелярия

время работы с 10:00 до 17:00

тел.: +7(812) 274-17-02

e-mail: kanzlei@lavra.spb.ru

Дежурный духовского корпуса

тел.: +7 (812) 274 11 13

По вопросам, связанным с расторжением церковного брака, обращаться в Санкт-Петербургское епархиальное управление в комиссию по вопросам семьи, по телефону +7 (921) 316-70-07 (Протоиерей Александр Дягилев) по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки д.1, Митрополичий корпус

  

Получатель: Православная местная религиозная организация Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь)

р/с 40703810855230000327 в Северо-Западном Банке ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

к/с 30101810500000000653, БИК 044030653, ИНН 7825667126 КПП 784201001

В назначении платежа обязательно указать:

Пожертвование на содержание и уставную деятельность. НДС не облагается

  

Пресс-центр

По всем вопросам, касающихся интервью с наместником Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтским Назарием, каких-либо официальных комментариев, проведения съемок на территории Лавры, просим присылать свой запрос для согласования в письменном виде по электронной почте

300lavra@gmail.com

или по факсу (812) 710-20-40.

Руководитель пресс-центра: Наталья Олеговна Родоманова

Координатор: Анастасия Шушунова.

   

 Музей — древлехранилище Александро-Невской Лавры

Музей, созданный по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария, находится в отреставрированном историческом помещении лаврской ризницы. Великолепный, выполненный в классическом стиле зал вмещает в себя экспонаты, иллюстрирующие трехвековую историю обители. Взору посетителей представлены артефакты, обнаруженные при реставрационных работах, проводившихся в Лавре к ее 300-летию, собрания икон, церковных облачений и богослужебной утвари. Архивные фотографии и документы позволяют прикоснуться к историческим событиям и увидеть лица людей давно прошедших времен.

 

Посетить музей группам или индивидуальным посетителям можно по средам и пятницам с 12. 00 по 17. 00, а также по предварительной договоренности:

через Паломнический центр Александро-Невской лавры

(812) 274-16-12; +7-960-271-08-73 Наталья

 

  

 ____________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

http://lavra.spb.ru

Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 7—9. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).

Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг. — С. 660.

Шкаровский М. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918—1922 гг. Часть I

 Шкаровский М. Русская православная церковь в XX веке. 1. Кризис синодальной системы Русской Церкви в начале XX века.

 Журнал Московской патриархии. — 1989. — № 9. — С. 22—24.

 Шереметевский В. В. Гервасий (Корда) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Александро-Невская лавра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713—1913: Историческое исследование. — СПб., 1913.

Белякова Е. В. Александро-Невская Лавра в честь Святой Троицы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 613—617. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.

Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг. Дисс. … доктора исторических наук. — СПб., 2014.

Сойкин П. П. Александро-Невская Свято-Троицкая лавра // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 179-182. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.

 

 

   

ВложениеРазмер
Александро-Невская лавра499.69 КБ
Александро-Невская лавра42.7 КБ
Александро-Невская лавра53.5 КБ
Александро-Невская лавра361.72 КБ
Александро-Невская лавра315.03 КБ
aleksandro-nevskaya_lavra (6).jpg247.83 КБ
aleksandro-nevskaya_lavra (7).jpg160.16 КБ
Moschi_Alexandr_Nevsky.jpg273.3 КБ

Комментарии

Отправить комментарий