Сплав по реке Немда (отчет, 2012)

Команда Кочующие - река Немда

(отчет о сплаве по реке Немда от знаменитого марийского путешественника и искателя приключений Льва Киндулова - текст авторский, фото авторские, фотомонтаж и фотошоп от Кочующих, река от Марийского края!!!)

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РАЗДЕЛ НА САЙТЕ "РЕКИ МАРИЙ ЭЛ" - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

БУРЖАЦКИЙ УТЕС НА НЕМДЕ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ НЕМДА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВЯТСКИЙ ВАЛ - ТУТ!

НЕМДИНСКИЕ СКАЛЫ - ТУТ!

К шестому мая у меня развилась настоящая эргофобия (буржуи описали эту редкую для себя фобию – боязнь работы;  приехали бы к нам, за неделю бы набрали материала на десятки диссертаций), а друг Володя (директор казначейства) понял, что всем все дать невозможно, ибо всех много, а всего мало, и 7 мая мы таки выдвинулись на сплав по речке Немда.

За время трехдневного путешествия количество полученных положительных эмоций значительно перевесило количество мелких неприятностей, поэтому общее впечатление о прогулке осталось благостное, сродни тому, что испытывает кот, только что сожравший банку сметаны.

Компания собралась пестрая: 10 человек, из них четверо детей, двое взрослых приехали из Киева, один из Чебоксар, трое из Волжска. Опыт сплава только у двоих, у Владимира, основного организатора и вдохновителя выезда, и у меня. Показательно, что рюкзаки были тоже только у нас двоих. Остальные разместили все свое имущество в картонных коробках и сумках, остро напоминающих о гастарбайтерах 90-х (хотя мы честно предупредили, что весь скарб придется еще километра 1,5 – 2 тащить на себе). Надо отдать должное самоотверженности новобранцев: ни пороги, ни дожди, ни мозоли от весел их ничуть не напугали; все справились с трудностями.

40 км. на север от п. Сернур – и вот она, Немда. Переезжаем через мост, едем направо (налево – с. Кукнур). Километров через 5 – д. Купсола. Стартуем оттуда.

Бывалые сплавщики рекомендуют сплавляться от д. Ананур (чуть дальше Купсолы), от сероводородных источников. И делать это месяцем ранее.

Они правы.

Мы сознательно сделали выбор, памятуя о детях и некомпетентности большинства.

Вдобавок в Купсоле живут мои родственники, которые нас тепло приняли, накормили, напоили, проводили до реки. А в конце путешествия встретили и довезли обратно на «Газели», чем сильно облегчили и упростили нам поход.

Сплав начался с того, что мы принялись заклеивать дырявые лодки. Покончив с этим за 20 минут (нашли 3 дырки), загрузили в лодки взятые вещи. С большим трудом, но бесчисленные коробки, сумки и пакеты все же уместились. Тут же выяснилось, что для людей в лодках места не осталось. Заново перекомпановав взятое (среди которого оказались такие необходимые вещи, как две огромные двуручные пилы, пневматическое ружье, надувные матрасы, длинная ковровая дорожка («?» - «на всякий случай»), зонтики, табуретки и прочая дребедень), места нашлись.

Под «Ура!» двинулись. Прижатые пирамидой коробок, со стороны мы выглядели, видимо, диковато, поскольку череда со свистом обгоняющих нас байдарочников из Нижнего Новгорода поочередно подкалывали: «В Израиль ребята эмигрируют», «Эй, на «Титанике»! Тонуть будете, свистите!», «Пешком идите, быстрее будет!»

Некоторое время спустя (надо признать, это случилось очень быстро) нам надоело грести, мы сцепились лодками и медитативно плыли по течению, практически неуправляемо и неспешно вращаясь, как г… ну, вы поняли. И несмотря на это, трижды догоняли этих шустрых, как понос, острословов, когда они о чем-то совещались, либо озирали на берегу окрестности.

Вот тут на нас, отдавшихся течению, снизошла благодать. Неспешное движение, полное глубокого смысла. Гомон птиц  и шум проснувшейся весны, легкий плеск воды и свежая изумрудная зелень первой листвы, паутиной наброшенной на деревья, будили в организме гормоны и эйфорию. Бурлящие чувства требовали выхода, и мы хором запели. Благодать тут же превратилась в крепкий дождь. Мы спешно начали археологические поиски дождевиков в наших пирамидах из вещей. Дождь закончился к тому моменту, когда последний из нас надел на себя дождевик. Мы снова запели, и дождь снова начался – и прекратился, когда все накинули дождевики. Так повторялось несколько раз, и мы уловили наконец эту звуковую зависимость осадков. Путем нескольких нехитрых экспериментов мы установили также, что вовсе не обязательно напяливать на себя дождевики, достаточно лишь хором просвистеть «Вниз по Золотухе, по великой реке» - и дождь прекращался. Прием действовал настолько безотказно, что на два дня мы забыли о дождевиках.

Одни думают, что пить нужно больше, другие – что пить нужно меньше, но все сходятся в одном – что пить надо. В этот день повод выпить был: у Владимира день рождения. Выпили за здоровье запоминающимся способом – на плаву, передавая стаканчики и крича тосты.

Река Немда сильно извита. Ниже Ананура она окружена крутыми берегами, покрытыми смешанным лесом. К 7-му мая течение ее спокойно. Но то, что река может быть злой и сильной, было видно везде. На высоте в 5-6 метров над водой на деревьях висел мусор, космы ветвей направлены в сторону течения, скрученные и сломанные деревья говорили о мощи воды в середине апреля. После вскрытия льда река прибывает резко, покрывая заливные луга на огромной площади, обрушивая берега и вырывая с корнем деревья.

Вокруг было полно зверья. Многочисленные норы в берегах, тропки от воды на сушу со следами когтей, стволы со следами зубов, сложенные кучками останки раковин прудовиков, говорили о большом количестве ондатр, бобров, а возможно и выдр. В одном месте к нам вышла лосиха. Мы орали друг другу: «Гляди, лось!!!» Лосиха не убегала, вертела головой и тоже издавала какие-то звуки (наверное, орала своим: «Гляди, люди!!!»).

Несмотря на это, сфотографировать ее мы не успели. Над нами парили кречеты, цапли, пролетали клинья гусей. На одном скальном обнажении мы нашли многочисленные пещерки со следами (сын, опытный камикадзе, засунув голову в одну из них, заявил: «Там кто-то дышит», после чего мы оттуда слиняли) – лиса или барсук, видимо.

На привале подруга Света, сплавщик-дебютант, заявила, что имеет черный пояс по кулинарии, и мгновенно приготовила изумительный компот из овощей, в просторечье именуемый борщ. Владимир не менее мгновенно и не менее изумительно приготовил фаршированный целлофан (в быту сосиски) с раритетной гречкой.

После ужина Света сказала, что попала в рай. Для того, чтобы попасть в рай, - приземлено возразил я, - нужно вначале помереть. И понеслось.

В процессе обмена мнениями выяснилось, что ад и рай – не где-то там, а на Земле, и красивые слова Шекспира вспомнили – что жизнь – это повесть, которую пересказал дурак – в ней много слов и страсти, нет лишь смысла; и некрасивые – что жизнь – сплошной геморрой… Есть у вас геморрой, нет у вас геморроя – это с какой стороны посмотреть – вспомнил я слова институтского проктолога…

Пели ночные птицы, с ними спорили лягушки, звезды временами сверкали между туч, комары для пробы покусали нас, и, поморщившись, толпой улетели кусать трезвых бобров.

К двум часам ночи, постигнув дао, мы улеглись спать.

Сплав по реке Немда

Утро встретило нас солнцем и хорошим настроением. Сильные духом мужчины (я о запахе) нашли две банки «Балтики» и исполнили на радостях макароны с «тушеной говяжкой», по великолепной оговорке сына Михаила.

Собрались быстро. По общему уговору мы решили не усердствовать в гребле, отдав предпочтение созерцанию. Поэтому, сделав первый километр, вновь сцепились лодками и вольно поплыли по методу г… ну, вы знаете. Пели, прогоняли дождь свистом, рассказывали истории, и даже пытались играть в карты.

Игра в очко и игра очка – две серьезные альтернативы. Все это поняли быстро, на ближайшем перекате. Грохот воды был такой, словно за поворотом был водопад метров в десять высотой. Водопада не оказалось, но визга было достаточно. Их издавали две наших спутницы. Лодки крутило, их заливало водой, бросало на острые торчащие ветки у берега. В общем, весла мы взяли не зря. Потом были останки водяной мельницы, потом – перекат, поворот, тихий спокойный километр и вновь перекат, поворот…

Плыть было нескучно, то и дело слышалось: «Смотри, смотри!», «А вы видели?», «Плывите сюда, здесь классно!» Брошенные и жилые живописные деревеньки на холмах, мощные звенящие ключи, шумные перекаты, редкие птицы (орлан, хохлатый черный дятел – чудно кричит), бело-желтые скальные обнажения…

Сплав по реке Немда

Немда – река с одним руслом и текущая в одном направлении. Ума не приложу, как Света с сыном на ней могла заблудиться – но это случилось. Для начала их лодка отстала. Потеряв их из виду за очередным поворотом, я высадился на сушу, поднялся на крутой берег и, встав на камень, принялся ждать. Они вскоре появились, я поорал и приветственно помахал им рукой. Убедившись, что меня заметили, вернулся к своей лодке. И думать не думал, что мое рукомахание вызовет такую реакцию.

Не то, чтобы Света из тех, что думают два раза в день, а остальное время переживают то, что надумали за те два раза, просто она - женщина эмоциональная.

«Плыву это я значит, плыву, - рассказывает впоследствии Света, - вижу – река растраивается (на  самом деле два «русла» - это эффект острова, который омывает вода с двух сторон, а третий «поворот» - небольшая заводь). Все так шумит, шумит… (там перекат) И тут слышу – кто-то кричит и машет руками. Я решила – туда плыть нельзя. А куда «туда», если она растраивается?! Мы пристали к берегу, и ждем, ждем… А вас все нет (жду за перекатом) и на телефон не отвечаете (нет связи) Чего делать-то?!».

Сплав по реке Немда

А делает она вот что. Каким-то чудом дозванивается до жены Владимира (которая находится в 270 км. от этого места) и докладывает: ее кинули, река куда-то сворачивает, так шумит, там, наверное, водопад, никого нет… Ну конечно, вместе переживать веселее. А жена Вовы-то как обрадовалась! Женский консилиум постановил, что надо двигаться дальше. Проплыла 50 метров – а там мы. Конец страданиям.

Вторую ночевку устроили у Буржацкого утеса.

Его не пропустить – виден издалека, на правом крутом берегу, у переката. Стоянка обустроена, уютная: у ручья, берущего начало  в лесном ключе, кострище со скамейками. Большая удобная поляна.

Вдоль реки, у крутого берега – дорога. Вернувшись по ней (вверх по течению), через 200 метров попадаете к Береснятскому водопаду (окунулись семь раз и загадали желание, как того требует легенда).

Между утесом и водопадом – небольшое ущелье «Холодильник» - в нем в самом деле гораздо холоднее,  чем вне его (осторожно – глина, скользко).

На вершине утеса выложен каменный круг с заключенным в нем крестом – насколько знаю, рунический символ солнца. Судя по всему, недавний.

Последнее приключение вечера заключалось в том, что я помыл петрушку. Сделал я это не совсем обычным способом, за что меня чуть не побили.

Я помыл ее водкой.

Водка была в полуторалитровой бутылке, что стояла рядом с 20-литровой бутылью с водой. «Ну откуда я мог знать?!!» - эта отмазка никем не была принята. Водка была последняя. И еще был канун Дня Победы, который ждал, что его отметят. Полтора литра спиртного ушли в землю даром местным духам.

Чем меньше букв, тем доходчивей слово. Мне доходчиво объяснили, что я… Эх, не будем о грустном.

Видя мое искреннее раскаяние, меня (и себя) стали успокаивать – завтра все равно за руль, и голова с утра ни у кого не будет болеть, и суп с такой петрушкой будет гораздо вкуснее… В конечном итоге я вообще оказался молодец.

Суп действительно был очень вкусным, и все осознали, что никогда более в своей жизни они не попробуют супа, приготовленного по такому редкому и извращенному рецепту, в таком восхитительном месте и с такой прекрасной компанией. С этим настроением и уснули, стеклые, как трезвышки.

Утром еще полазили по скалам и вновь стартовали. С сожалением выяснилось, что мы не успеваем до Чембулата, ибо в час дня рандеву с «Газелью», что отвезет нас в Купсолу. Но это всего лишь означало, что сюда стоит вернуться.

Солнце палило нещадно, весна окрасилась под его лучами в яркую, режущую глаз картинку. На перекате, у дамбы еще одной разрушенной водяной мельницы, под шум воды и щебетанье птиц, мы покинули Немду. Местный рыбак ТАК объяснил дорогу по телефону Сергею, водителю «Газели», что мы еще час не могли друг друга найти. Я километра три натопал по лесам и полям, пока мы не встретились, как Штирлиц с женой. Да, предупрежденье: Билайн в тех местах не в почете, Мегафон и МТС еще ничего, но «слепых» зон много.

ВЫВОДЫ:

1.   Начало мая – отличное время для сплава семьями, с детьми или «чайниками».

2.   Немда – отличное место для того же самого.

3.   НИКОГДА не мойте петрушку водкой.

Автор выражает благодарность Команде «Кочующие» - за прекрасный сайт и возможность высказаться!

Фомину Владимиру – за то, что не дает покрыться мхом в суете быта!

Алфавиту – за любезно предоставленные буквы!

ОТ КОМАНДЫ КОЧУЮЩИХ БОЛЬШАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЛЬВУ КИНДУЛОВУ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ОТЧЕТ И ФОТО!!!