Село Новое Ильмово, чувашские селения


Новое Ильмово (чуваш. Çĕнĕ Йăлма) — деревня в Черемшанском районе Татарстана.
Деревня впервые была упомянута в 17 веке.
В 1861 году был построен деревянный храм великомученика Димитрия Солунского на средства прихожан-чувашей. В 1895 году к нему был пристроен придел Богоявления.
В 1918 году церковь была закрыта, здание сохранилось в сильно перестроенном виде. В 1993 году она была вновь передана верующим и в 1994 году освящена архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.
История села также связана со строительством Закамской засечной черты.

________________пруд на реке Малая Сульча

Село Новое Ильмово

________________карта поселений Черемшанского района РТ

Село Новое Ильмово

Известные уроженцы
Пурхи Ахван — чувашский поэт, прозаик, драматург, переводчик.
Афанасьев Порфирий Васильевич
Известный поэт, прозаик, публицист, драматург, переводчик, лауреат премии им. М. Сеспеля, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики, народный поэт Чувашской Республики.
Родился 20 февраля 1942 г. в д. Новое Ильмово Черемшанского района Республики Татарстан.
Первая книга П. Афанасьева – «Черемшанские напевы» – вышла в 1975 году. Он – автор трагедии «Сан ятупа» («Именем твоим»), которая была поставлена Чувашским государственным академическим театром в 1983 году. Начав творческий путь как поэт, П.Афанасьев успешно работает и в прозе. Опубликованные на страницах журналов и в книгах «Клин журавлиный», «Очаг», «Живи, любовь» – его рассказы и повести сразу нашли своего читателя. Поэтом–драматургом переведены на чувашский язык пьесы В.Распутина «Деньги для Марии», В.Шекспира «Виндзорские проказницы» и др. Русские читатели знают его по книгам «Корни», «Родники под Ильмами».*

___________________речка Малая Сульча

Село Новое Ильмово

Новое Ильмово, ИСТОРИЯ СЕЛА
Село Новое Ильмово расположено в 14 километрах от районного центра Черемшан. Имеет земельную площадь более 2000 гектаров, из них пашни 1700 гектаров. У нас имеются прекрасный клуб, средняя школа, магазин, фельдшерско - акушерский пункт. Село на две части делит речка Малая Сульча, исток которой находится в пяти километрах.
С северо-востока в село входит Медовая речка, а с северо-запада—Задняя речка, обе они впадают в Малую Сульчу, а она - в Большую Сульчу, а затем—в реку Черемшан на территории Ульяновской области. С юга, севера, запада село окружают лиственные леса. Местность равнинная, поля широкие и ровные. На востоке села почва песчаная и каменистая, а остальные поля богаты черноземом. По берегам речушек много родников.
Вода в них чистая, прозрачная, вкусная. С юго-запада, примерно за километр от села, в Малую Сульчу впадает речка Полянка. Малую Сульчу запрудили нефтяники, через нее проходит асфальтированное шоссе на город Нурлат.
В начале XVII века Русское государство начало строить засечные черты вплоть до Симбирска и далее.
Старые засечные черты Алатыря, Тетюш потеряли свое былое значение, поэтому было принято решение заселить новые засечные черты. Как раз в конце XVII —начале XVIII века некоторые чуваши, живущие по берегам реки Цильна, переселились на земли теперешнего Черемшанского района. Чуваши, ранее проживавшие в разных Ильмовах, и на нашей земле образовали два села. До построения засечной черты по реке Сульча жили калмыки. Расположенные на Сульче деревни Старое и Новое Ильмово сначала стали называться Калмыково.
Учитель истории Новонльмовской средней школы С. Н. Максимов в свое время беседовал со старожилами села И. Уламасовым (89 лет), П. Ларивановым (86 лет), К. Скворцовым (72 года), А. Яландаевым (85 лет), Д. Вяткиным (84 года) и другими. Вот что они поведали Сергею Николаевичу о зарождении села Новое Ильмово.

Село Новое Ильмово

До переселения чуваш на нашей земле шумел многовековый дремучий лес с обширными полянами. Кочевые калмыки со своими стадами и табунами в летнее время жили на наших землях. Подтверждение тому и названия —Калмыково, калмыцкое кладбище. В 1939—40 годах односельчане У.Митрюков, X.Паймуратов на своих дворах копали подвалы. Во время работы они выкопали человеческие кости. Оказывается, в далекие времена на местах их подворьев было калмыцкое кладбище.
По словам И. Уламасова, одни из калмыков селились па месте нашего села, другие—в одном километре от него. В детские годы дедушки Ильдюка Уламасова еще сохранились места землянок, где жили калмыки. Это место новоильмовцы называют «поляна покрашенного столба».
И теперь этот участок земли называется также. Односельчане этот участок земли никогда не вспахивают.
Во второй половине XVII-начале XVIII веков поволжские чуваши, не вытерпев эксплуатации чиновников царя и помещиков, тайно переселялись в дальние края, где в избытке были вольные земли. Так, в наших местах появились три чуваша—Сидуган, Пайдуган, Ильдуш. Они вырыли землянки, привезли свои семьи. Местность была очень красива: текла сонная прозрачная речушка, по ее берегам выбивали родники, луга пестрели разнотравьем, вокруг полян высились высокие деревья, пригодные для строительства.

Село Новое Ильмово

Эти три чуваша были из Нового Ильмова теперешнего Дрожжановского района. Прошли годы. Неутомимые переселенцы рубили лес, корчевали пни, расширяли посевные участки, занимались земледелием, охотились, собирали мед диких пчел, разводили скот. Жили в курных избах, болели трахомой, некоторые от этой болезни слепли.
Если раньше в одном доме совместно жили и родители, и женатые сыновья, то по истечении времени родители стали выделять женатых сыновей, строили для них дома, поэтому из года в год деревня росла.
Вот перед нами любопытный документ, датированный 1780 годом. В нем говорится: «...деревня Калмыково «Старый Климовый Куст» (Ильмовый Куст) тож при реке Большой Кольче (теперь Сульча): в деревне живет 75 ревизских душ; деревня Калмыково «Новый Климовый Куст» (Ильмовый Куст) тож при реке Большой Кольче ».

Потом названия деревень изменились так: «Казенная деревня Старая Ильмова (Калмыково, Ильмовый Куст) при реке Сульче. В 1859 году в деревне было: 83 хозяйства: 243 мужчины, 254 женщины. «Новая Ильмова, казенная деревня при речке Сульче». В этой деревне было 45 дворов: 245 мужчин, 256 женщин. Вот эти старые документы подтверждают, что села Старое Ильмово и Новое Ильмово Дрожжановского и Черемшанского районов из одного корня. Жители села Старое Ильмова приняли православную веру, в селе до организации колхоза была церковь, в Новом Ильмове часть жителей приняла православную веру, а часть осталась верной язычеству, поклонялись солнцу, небу, лесу, реке.
Солдатская служба в далекие времена длилась 25 лет. Некоторые чувашские солдаты из-за неимоверных трудностей и издевательств со стороны офицеров бежали с солдатской службы. В пяти километрах от деревни в дремучем лесу они отыскали поляну, вырыли землянки и жили в них. Эта поляна теперь называется Поляной беглецов. Там до сего времени сохранились неглубокие ямы от бывших землянок.

Село Новое Ильмово

На севере села, в четырех верстах от него, в лесу имеется большая поляна, где в царские времена любили останавливаться цыгане, зовут ее Цыганской поляной. На северо-востоке села в лесу находится поляна, где выбивает родничок. Наши деды выращивали на ней репу, поэтому она и называется Поляна репы.
Интересно пpoиcхождение названия речки Медовая.
Давным-давно по глубокому оврагу росли ива, черемуха, ольха, рябина, орешник, по дну журчала речушка, по обеим берегам которой были небольшие полянки, где находились пасеки. Однажды летом прошел ливень с грозой. Он был такой сильный, что вода вышла из берегов и смыла все ульи. С тех пор эта речушка и называется Медовой.
Не обошла наше село стороной и столыпинская реформа. Приезжий богатый татарин Барый подкупил волостного старшину и землемера и они прирезали ему лучшую землю на западе села. Барый на выделенном участие поставил дом, построил хозяйственные службы. Земля давала ему хорошую прибыль. После Октябрьской революции он сбежал.

Село Новое Ильмово


У чуваш-язычников были свои праздники, у православных свои. Крестьяне обувались в лапти, носили домотканную одежду, зимой—кафтан, армяк, шубу, валенки, тулуп. Сапоги имели только богатые. Пища была самая простая; масло, яйца мясо старались продавать, их употребляли только по большим праздникам, варили домашнее пиво, водку покупали редко. Пьяниц презирали, осмеивали, наказывали по неписаным деревенским законам. Женщины носили головной убор хушпу, а девушки — тухъя. Эти головные уборы были очень красивыми, украшались бусинками, серебряными монетами. Женщины и девушки носили их во время работы. Был даже такой суровый обычай — женщины при мужчинах даже не имели права показывать нагую ногу.
В 1870 году в Новом Ильмове насчитывалось 90 дворов. Крестьяне на низменной западной части села решили создать искусственное озеро. Лопатами, используя гужевой транспорт, они выкопали большой котлован, прорыли канавы, по которым в котлован поступала дождевая и вешняя вода. Пустили туда мальков речной рыбы. Молодцы были наши прадеды и прабабушки, пеклись и о красоте своей деревни. Теперь это озеро заилилось.

_________________________школа в селе

Село Новое Ильмово

Несколько слов об обычаях и вере язычников-чуваш. Как уже упоминалось они верили в различные природные явления. У них был злой дух —Киремет. Его надо было обязательно задобрить, чтобы он не мешал добрым духам, которые помогали приносить добрый урожай, сохранить здоровье людям, не допускали порчи животных.
В XVIII веке у нашего народа был дикий, нечеловеческий, душу раздирающий обычай. Для того, чтобы новый мельничный пруд не прорывался водой, после запруды туда живой бросали самую красивую девушку села, чтобы задобрить водяного. Никто не имел права защищать и спасать девушку от неминуемой смерти. В XIX веке этого обычая уже не стало.
Не обошла стороной наше село война царской России с Японией в 1904 — 1905 годах. На войну были призваны С. Давыдов, М. Митюков, М. Ильмаев, Родионов. С войны вернулись только С. Давыдов и М. Митюков.
Между 1870—1880 годами в Новом Ильмове открылась школа. Она помещалась в свободном доме сельского богача. Первым учителем, по словам стариков, был Семен Васильевич Парменов — уроженец села Таяба Самарской губернии. За учебу своих детей новоильмовцы платили натурой. Только с 1890 года начали платить учителю деньгами — по 8 рублей за месяц. Детей учили читать, писать, считать, закон божий был обязательным предметом, учил ему староильмовский поп, приезжая в школу через день.
После Октябрьской революции в селе открылась начальная школа, учителем был Василий Чумаков, а после него с детьми в течение трех лет работал односельчанин Николай Евдокимович Максимов. Долгое время в нашей школе учительствовал Тихон Миронович Миронов, который скончался в 1959 году. До Великой Отечественной войны школа была семилетняя, с 1951 года—средняя. За годы своего существования она выпустила около тысячи выпускников. Среди них П.B. Афанасьев, известный чувашский поэт, прозаик и драматург. Живет и работает в Чебоксарах, является главным редактором Чувашского радио, автор 13 книг, лауреат литературной премии классика чувашской литературы Сеспеля Мишши.
Другой выпускник Д. Н. Михлеев—кинорежиссер на «Беларусьфильме». Его кинофильмы «Веселые ребята», «По секрету по белому свету», «Воля вселенной» и другие демонстрируются в кинотеатрах страны.

Село Новое Ильмово

_________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Страничка Новое Ильмово Вконтакте.
Сайт Черемшанского района.
http://foto-planeta.com/np/50701/novoe-ilmovo.html
Сайт Википедия.

Комментарии

языческие обычаи....

В XVIII веке у нашего народа был дикий, нечеловеческий, душу раздирающий обычай. Для того, чтобы новый мельничный пруд не прорывался водой, после запруды туда живой бросали самую красивую девушку села, чтобы задобрить водяного. Никто не имел права защищать и спасать девушку от неминуемой смерти. В XIX веке этого обычая уже не стало (из истории села)...

девушку не бросади в воду,а

девушку не бросади в воду,а сажали в сундук и клали этот сундук с живой девушкой под лпотиной чтобы она крепко берегла эту плотину.Это обычай не народа этот обычай богачей,независимо от нации.

незнай . жили ли калмыуи !

незнай . жили ли калмыуи ! ведь ани приехали врасию сравнительно недавно . качевали ногайцы летом от каспийского моря вверх па Волге.

кто же там кочевал???

я так тоже думаю, что кочевали в тех краях больше ногайцы, или родственные им племена, это подтверждается историческими справками.  От сюда до калмыков уж больно далеко!

насчет обычаев - скорее всего легенда, вряд ли девушек так просто могли бросить в пруд!

это же не Африка и не Америка, и не средневековая Европа - варваров тут было меньше!

Кочевали там колмыки

Кочевали там колмыки

Очень интересный сайт.Хотела

Очень интересный сайт.

Хотела узнать на Вашем сайте о судьбе памятника Герою Советского Союза в ВОВ Сарандаеву Илье Петровичу. Если мне не изменяет память он стоял перед клубом.

Обычно земляки гордятся своими героями, а у Вас ни слова о нем. А ведь он геройски погиб защищая нашу Великую Родину.

пришлите нам...

мы сами из Казани - 

пришлите нам инфу про героя войны - 

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

опубликуем отдельной статьей!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.