Река Стярле (Стерли)

Река Стярле

Стерли (Стярле) — река в Татарстане, левый приток реки Ик.
Длина реки 53,3 км, площадь бассейна 650 км². 
Исток в 7 км юго-западнее с. Балтачево, устье 1.5 км северо-восточнее с. Нижнее Стярле Азнакаевского района Татарстана.
Долина реки известна всей республике по горе Чатыр-тау – самой высокой точке Татарстана – памятник природы!

Река Стярле

 Протекает по возвышенной равнине, наивысшая точка бассейна 321.7 м северо-восточнее с. Уразаево. Долина реки прорезана узкими, глубокими (4-5 м) и длинными (до 5 км) щелевидными оврагами и балками. 

Русло извилистое, не разветвлённое. В реку впадает 16 притоков.
 

Гидрология
Река маловодная. Питание смешанное, преимущественно снеговое (до 60 %). Распределение стока внутри года неравномерное. Годовой слой стока 90-110 мм, из которых 66 мм приходится на период весеннего половодья. Модули подземного питания колеблются от 3,0 до 0,1 л/сек км².
Качественный состав воды меняется по длине реки от гидрокарбонатно-сульфатно-магниевой в верховье до хлоридно-гидрокарбонатно-натриевой в низовье. Жёсткость колеблется от 6-9 мг-экв/л весной, до 9,0-12,0 мг-экв/л в межень. Минерализация от 100—200 мг/л весной, до 500—1000 мг/л в межень.

Хозяйственное использование
Река имеет большое хозяйственное значение для данного региона, используется промышленными предприятиями г. Азнакаево, а также предприятиями сельскохозяйственного профиля.
Постановлением Совет Министров Татарской Автономной Советской Социалистической Республики от 10 января 1978 г. № 25 и постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 г. № 644 признана памятником природы регионального значения.

 

                                                      перекат на речке Стярле                                   

Река Стярле

Река Стерли - география
Характеристика
Длина    53.3 км
Бассейн    650 км²
Водоток
Исток    Бугульминско-Белебеевская возвышенность Азнакаевский район
 • Местоположение    
Исток в 7 км юго-западнее с. Балтачево
 • Координаты    54°45′21″ с. ш. 52°59′58″ в. д. (G) (O) (Я) (T)
Устье    Ик
 • Местоположение    1.5 км юго-восточнее с. Нижнее Стярле
 • Координаты    54°54′34″ с. ш. 53°30′58″ в. д. (G) (O) (Я)
Водная система    Ик → Кама → Волга → Каспийское море.

Река Стярле

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ АЗНАКАЕВСКОГО РАЙОНА
Азнакаевский район богат своими живописными уголками природы. Среди множества таких мест можно отметить Памятники природы регионального значения реки Ик и Стерля. Ик – крупнейшая многоводная река лесостепи Высокого Заволжья, является важным источником природного водоснабжения, имеет хозяйственное и культурно-бытовое значение. Река Ик протекает по границе хорошо развитых в промышленном отношении республик. Здесь получили развитие использующие большой объем водных ресурсов реки отрасли промышленности, такие как нефтегазодобывающая, газовая, энергетическая и другие. Это создает довольно напряженный водохозяйственный баланс, который усугубляется и тем, что в Ик и его притоки поступает большое количество сточных вод городов и промпредприятий. 
Река Стерля – левый приток реки Ик. Протекает по материковому плату Бугульмино-Белебеевской возвышенности, выделяется красивыми склонами долины, на которых сохранились участки колковых лесов и разнотравно-типчаковых степей. Имеет также хозяйственное и культурно-бытовое значение. На территориях, где протекают данные реки необходимо соблюдение режима охраны памятников природы, а также режима использования водоохранных зон в установленном законом порядке.
Вода является незаменимым фактором жизни и одним из основных видов сырья. Ее значение для человека и общества в целом, а также в природе исключительно велико и ни с чем несравнимо, так как без нее немыслима жизнь на Земле. Поэтому необходимо предпринимать всевозможные меры по охране водных ресурсов от истощения и загрязнения.

                                                река Ик в Азнакаевском районе                                

Река Стярле

Чатыр-Тау как хранительница наследия
 Сейчас, в условиях воз­врата к историческим корням, которые под напором идеологических запретов были забыты целыми поколениями, стало возмож­ным не только изучение святынь народов, но и ис­пользование результатов работы для возрождения, обогащения духовности в обществе.
Как в России в целом, так и в Татарстане новое наполнение обретает понятие «культурное наследие». Это — память о жизни народов в прошлом, источник современного культурного процесса. Производное от понятия «память» — памятник. Но не все объекты могут быть причислены к памятникам.
В нашем районе есть замечательный памятник природы — Чатыр-Тау (Шатер-гора). С 1999 года она в составе Государственного природного заказника комплексного значения. Это — одна из самых высоких точек Татарстана. Ее высота 321,7 м над уровнем моря. С ее вершины в ясную погоду открывается панорама около 20 населенных пунктов. Пятьдесят степных растений территории за­казника занесены в Крас­ные книги Татарстан и России.

                                                река Стярле у подножий Чатыр-тау                                     

Река Стярле

Гора Чатыр-Тау примечательна богатейшей в рес­публике колонией сурков-байбаков. В 1995 году они были занесены в Красную книгу республики. Благодаря 10-летнему запрету на охоту их численность была восстановлена. По­этому сурки сейчас выведены из списка редких и исчезающих животных.
Заказник имеет природо­охранное, научно-позна­вательное и эстетическое значение. Он был создан для сохранения естественных и искусственных экосистем Бугульминско-Белебеевской возвышен­ности, биологического разнообразия редких рас­тений и животных, произ­растающих и обитающих на ее территории.
Чатыр-Тау как главная азнакаевская достопримечательность всегда приковывала к себе внимание. Кто-то находил здесь творческое вдохновение, кто-то восхищался величием района, а кто-то просто отдыхал душой, получая заряд положительной энергии. И это не случайно. Здесь витает дух наших предков.
Население региона с ХIV века было неоднород­ным. Как подчеркивают ученые Д.Г.Мухаметшин и Ф.С.Хакимзянов, «оно было не только булгарским, но и частью много­племенного кипчакского мира, который кочевал по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Степ­ной Зай, Сюнь, Мензеля». Земли района — часть Кипчакской степи, которую знали и как Половецкую. Этнокультурное формирование приуральских татар Икского бассейна, то есть коренных жителей района, с того периода шло на основе родоплеменных общин Ногайской Орды. Это государство было основано при распаде Золотой Орды полководцем Ногаем мурзой.
На азнакаевской земле уже в то время шел процесс формирования татарского языка на основе общетюркского (кипчакского) языка. Поэтому и сегодня жители района говорят на татарском языке, очень близком к современному литературному.
Как свидетельствуют археологические памятники Чатыр-Тау, примыкающие к горе территории человек начал осваивать много веков тому назад. Уразаевско-Азнакаевская стоянка и Уразаевско-Азнакаевский курган, выявленные во время полевых исследований раннебулгарской экспедицией во главе с доктором исторических наук Е.П.Казаковым в 1986 году, говорят о следах пребывания древних людей. Стоянка расположена на левом берегу реки Стярле в полутора километрах к востоку от села Уразаево. Найденные здесь предметы относятся к бронзовой эпохе, срубной культуре. Но раскопки здесь не проводились. Памятники Ча­тыр-Тау ждут археологов и проведения охранных мероприятий.


Вплоть до ХVII века тер­ритория района была при­станищем ногаев. Это научно обоснованный факт, впервые установленный доктором филологических наук М.И.Ахметзяновым на основе изучения над­писей на эпиграфических памятниках и родослов­ных, сохранившихся в районе. Происхождение намогильных камней, опираясь на тексты шеджере, он связывает с переселившимися сюда из Крыма кочевыми татарскими племенами. Это подтверждается и горой Чатыр-Тау (в Крыму Ча­тырдаг).
На склонах горы были пещеры. Но на данный момент вход в главную почти засыпан. Академик Петербургской академии наук П.Паллас, побывавший в наших краях 250 лет тому назад, писал: «В этой стороне по левую сторону дороги и от упомянутой деревни (Сапее­во – Г.Х.) прямо на восток видна высокая слоистая гора, которая к нарочи­то высокому Шатырь Тау, возвышаясь, подымается, на полдень идущими до­линами разделяется. Как мне сказано было, что на оной горе находится медный рудник. Несмотря на сильную наступающую грозу, туда я поехал».

                                          провал в штольню на склоне горы                                      

По словам П.Палласа, медный рудник находился в двух верстах от дороги. Он принадлежал Иштиряковскому медному заводу купца Мясникова. Рудник начали осваивать в 1761 году. Естествоиспытатель нашел здесь две старые штольни, отчасти уже обвалившиеся. А в 1772 году на север от старой начали обрабатывать но­вые штольни.
В народе бытует поверье, что в районе горы останавливались войска Е. Пугачева. В 1960-1970-х годах мы, азнакаевцы, называли ее Пугачевкой. Но, как известно, Е.Пугачев прошел по Мензелинской дороге, в наших краях его не было. Здесь могли ос­тановиться лишь повстан­цы – жители деревень округи. Данных на этот счет в архивных документах нет.
«Чатыр» — название, данное по внешнему виду, признакам рельефа. Действительно, гора на­поминает шатер, но только усеченный в вершине. Учеными она называется еще и «Столовой». Воз­можно, ключ к раскрытию смысла географического названия лежит в нарицательном слове. Чатыр-Тау — пример топонима, образованного словосложением слов татарского языка «чатыр» и «тау», что в переводе на русский язык и означает Шатер-гора. Второе слово крымского топонима «даг» с древнетюркского (кипчакского) языка переводится как «гора» («могила» в то же время).
Некогда на вершине горы стояло деревянное куполообразное сооружение, служившее для народа молельней. Говорят, что у Чатыр-Тау, как у каждой большой горы, есть свой дух — «тау иясе» (хозяин горы). Как гласит народная молва, если загадать на вершине горы Чатыр-Тау одно заветное желание, то оно непременно сбудется.


По рассказам старожилов района, сохранившимся легендам известно, что на склоне Чатыр-Тау, названном «Изгеләр тавы» (Гора святых) хоронили тех, кого сообщество признало святыми. Каждый, кто участвовал в похоронной процессии, приносил с собой хотя бы по камушку. Камни оставляли на месте захоронения в надежде изгнать шайтана, очистить дух умершего, чтобы его душа быстрее достигла божественного лона. Груда камней среди степи служила святилищем.
Под «Изгеләр тавы» находился «Изгечишмә» (Святой источник). По поверьям, именно здесь совершались обряды омовния умерших, причисленных к сану святых. Люди приезжали сюда хотя бы раз в год для совершения омовений, которые считались целебными. В деревянный желоб кидали монетки в надежде приехать сюда еще не раз. Святой источник в настоящее время перекрыт, но место его еще не высохло.
Таким образом, мы можем рассматривать нашу достопримечательность и как природное, и как ис­торико-культурное наследие края. Ведь недаром Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия продекларировала взаимосвязь и единство природного и культурного наследия.

_________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Главный редактор А.И. Щеповских. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан, издание второе
http://www.zapoved.net/

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.