Музей хлеба и другие достопримечательности Бавлинского района

музей хлеба

В муниципальном учреждении Татарско-Кандызская средняя общеобразовательная школа Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в 1988  году  был создан единственный в республике  музей “Хлеба” с краеведческим уклоном.

В 1995 году он стал лауреатом Республиканского смотра - конкурса школьных музеев.
    Инициатором, руководителем его создания стал ветеран труда,  преподаватель истории  Халиуллин Шамиль Адиулович. Шамиль Адиуллович был не только организатором и создателем Музея, он был и самым эмоциональным, самым знающим его экскурсоводом. Ведь в музее все – от каждого колоска до витрин и последнего гвоздя собрано и сделано его руками и руками его учеников.

 

Для него работа в музее – служение святому делу. Он вдохновенно рассказывал ребятам о трагических страницах истории этого древнего села, о его героических годах, когда здесь проходила дивизия Чапаева. Легендарный комдив вместе с комиссаром Д.Фурмановым  останавливался в Татарском Кандызе. За свой долголетний, плодотворный педагогический труд Шамиль Адиулович награжден юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100 летия со дня рождения В.И. Ленина», нагрудным знаком  «За заслуги в образовании.Музей "Хлеба" город Бавлы
    Музей “Хлеба” является центром  учебно- воспитательной работы в школе и районе. Музей посещают учащиеся Бавлинского района, Республики Башкортостан, Оренбургской области. За  время своего существования музей принял много знатных гостей: министра просвещения Республики Татарстан Ф.Харисова (в 1998 г.), знаменитых татарских писателей и поэтов: Рашита Ахметзянова, Гарифа Ахунова, Роберта Миннуллина, Сафу Сабирова; певцов: Флеру Сулейманову, Габдуллу Рахимкулова, Фердинанда Салахова и много-много учителей и учащихся из  разных регионов РФ.


 Музей "Хлеба" город Бавлы  

В экспозициях музея  собран демонстрационный материал (более 700 экспонатов) об истории хлеба, альбомы о растительных культурах родного края, ленты батыров хлебной нивы, сочинения ребят о хлебе и многое другое. На столах выставлены  экспонаты: серп, сито, крупорушки – ручные мельницы, хлебная лопата, различные сорта  пшеницы, рожь, ячмень, просо, горох и другие сельскохозяйственные культуры.

В просторном зале Музея всё продумано до деталей: рядом с пышными снопами щедрых пшеничных колосьев  чёрные,  чуть  больше спичечного коробка, кусочки Ленинградского блокадного хлеба, как суровое напоминание потомкам о блокадной трагедии жителей великого города.

    Многочисленные стенды рассказывают об истории хлеба:
- Стенд «Хлеб в царской России» рассказывает о том, кому принадлежала земля в царской России, кто был самый крупным землевладельцем. Из 20 млн. крестьянских хозяйств в царской России: 60% - бедные, 20%- средние, 15 % - безземельные, 34% - безинвентарные;
- стенд «Октябрь - крестьянину», «Хлеб в семье Ульяновых» рассказывает о бережном отношении к хлебу в семье Ульяновых, о воспитании уважения к труду хлебороба;
- стенд «Хлеб гражданской войны» рассказывает о трудностях  тружеников села в годы гражданской войны, как Ф. Дзержинский вел беспощадную борьбу за спасение народа от голода;
- стенд «Хлеб Великой отечественной войны» рассказывает о том, как началась война, как фашисты уничтожали хлебные поля. Много воин переживало человечество, но история не знает примера, когда воины в перерывах между боями возвращались к сугубо мирному труду, создавали подсобные хозяйства, пахали, сеяли, косили и молотили хлеб, изготавливали походные мельницы;


Музей "Хлеба" город Бавлы- стенд «Блокадный хлеб» рассказывает о том, как тяжело было выживать в блокадном Ленинграде без продуктов питания. О том, как Таня Савичева вела  записи в ежедневнике о гибели от голода своих близких и родных, как выжила в такое тяжелое время. Учащиеся  знакомятся с блокадным 50 гр., 75 гр., 100 гр., 200 гр. хлебом;
- стенды «Восстановление народного хозяйства», «Сколько лет хлебу», «Великое поле», «Подумаем об этом», «Сколько хлеба можно получить с 1 га земли» рассказывают о нелегком  труде хлебороба послевоенное время,
- стенд  «Города и села, названные в честь хлеба» показывает географию городов названные в честь хлеба:  Житомир, Хлебниково, Хлебодарное, Хлебники и др.
   По школьному музею можно бродить часами – столько в его экспонатах интереснейшей информации, человеческих судеб, так или иначе связанных с хлебом.
  

МУЗЕЙ ХЛЕБА И ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БАВЛИНСКОГО РАЙОНА
Казанцам, которые решат отправиться в Бавлинский район на автомобиле, следует запастись двумя вещами - картами и терпением. Первые им понадобятся, чтобы в хитросплетениях татарстанских дорог найти верную - ту, что приведет в один из самых отдаленных районов республики, а второе поможет преодолеть почти 400 километров пути.

Чтобы было понятно, в какой части Татарстана следует искать эту точку на карте, скажем, что на севере район граничит с городом Азнакаево, на северо-западе - с Альметьевском, на северо-востоке - с Туймазами, а на юго-востоке - с Республикой Башкортостан. Бавлы можно назвать въездными воротами на юго-восток республики: сквозь него проходят сразу две федеральные трассы - Казань - Оренбург и М5 "Урал". Крепким форпостом стоят на страже спокойствия, благополучия и здоровья татарстанцев Бавлы, не пропуская в республику ни сомнительных людей, ни сомнительные товары. Регулярно правоохранительные органы изымают контрафактный алкоголь из Дагестана и Казахстана, который затем по решению суда безжалостно уничтожается на местном полигоне твердых бытовых отходов. Давить гусеницами тракторов порой приходится тысячи бутылок паленой водки и коньяка.

 

Всех гостей - в музей

Знакомство с Бавлами стоит начать с краеведческого музея. Там вы узнаете, что в районе проживают чуть менее 36 тысяч человек, в столице района - 22 тысячи. Проживают в районе в основном татары, русские, чуваши и удмурты: в музее можно увидеть подлинные национальные женские костюмы этих народов, самому старому из которых уже исполнилось 150 лет. А если очень попросить, то музейные сотрудники достанут из запасников столетние лапти и 149-летние головные уборы.

Изучая музейные экспонаты, можно понять, чем славен Бавлинский район. Вот землянка нефтяников, заглянув в которую, можно увидеть, сколь аскетичен был быт добытчиков черного золота 60 лет назад. Вот кроссовки чемпиона мира по легкой атлетике среди ветеранов Василия Матвеева, который за 55 лет спортивной жизни завоевал 250 золотых медалей и недавно был награжден дипломом Fair Play. Вручили его глава Олимпийского комитета Александр Жуков и президент Международного комитета Йено Камути.

Вот портреты знаменитых бавлинцев, среди которых писатели Фанис Яруллин и Рафаэль Мустафин, поэт Рашит Ахметзянов... Есть стенды, посвященные сельскому хозяйству, - возделываются в районе яровая пшеница, озимая рожь, ячмень, горох, сахарная свекла. В отделе природы вам расскажут, где в местных реках водится форель, а в зале особых экспонатов покажут уникальную коллекцию фотоаппаратов и факел Универсиады-2013, ведь именно жители Бавлов первыми в республике встретили огонь Всемирных студенческих игр.

Есть в районе два уникальных музея. 
Первый - это Музей хлеба, созданный в Татарско-Кандызской средней общеобразовательной школе в 1988 году. Инициатором, руководителем и первым экскурсоводом музея стал ветеран труда, преподаватель истории Шамиль Адиулович Халиуллин. Бродить по музею можно часами, изучая экспонаты, в каждом из которых можно найти частичку истории нашей страны. Вот серп и хлебная лопата, а вот черный, чуть больше спичечного коробка, ленинградский блокадный хлеб...

Побывать в Татарском Кандызе рекомендуется не только тем, кто забыл, что хлеб на деревьях не растет, но и просто любителям истории: в 1919 году через село проходила дивизия Чапаева.
Второй музей, ради которого стоит приехать в Бавлинский район, - Мемориальный дом-музей народного поэта Татарстана Фаниса Яруллина в деревне Кызыл-Яр. Войдя в этот небольшой теремок, где стены и полы выполнены из натурального, не крашеного и даже не пропитанного олифой дерева, начинаешь даже дышать по-другому. Здесь находится экспозиция, посвященная жизни писателя, который написал свои 46 книг, будучи прикованным к постели. Экскурсоводы расскажут о его семье и быте и пригласят посмотреть на коллекцию вышитых носовых платочков, которые дарили влюбленному в жизнь поэту восторженные поклонницы.
 
Отведать каши и ухи
Посещать Бавлинский район, конечно же, можно в любое время года, но особенно стоит сделать это летом. Во-первых, потому что в середине июля здесь проводят республиканский праздник удмуртской культуры Гырон быдтон, куда приезжают поклонники аутентичного искусства не только из Татарстана, но и со всей России. На музыкальных площадках праздника Гырон быдтон выступают фольклорные коллективы, здесь проходят выставки-продажи изделий прикладного искусства, спортивные состязания, национальные игры и конкурсы, в том числе конкурс на звание "Айкай кизили - Звезда Айкай", а проще - удмуртской красавицы. Бавлинский праздник пока не столь знаменит, как алексеевские "Колокольные перезвоны", мамадышский Питрау или лаишевский Каравон, но лиха беда начало, и через короткое время отведать знаменитой ритуальной каши сюда наверняка будут съезжаться десятки тысяч гостей.

Второе народное летнее мероприятие, которое проводится в районе, - это фестиваль авторской песни "Сулинка - Белый ключ". Вот уже 11 лет подряд на живописную полянку около родника под названием Белый ключ у села Алексеевка приезжают авторы-исполнители бардовской песни из Москвы, Казани, Уфы, Сургута, Тюмени и других российских городов, чтобы привлечь молодежь к здоровому образу жизни, послушать мэтров, выявить новые бардовские имена и отведать ухи из форели, пойманной в речке Сулинке, - эта рыбка является символом фестиваля.

Ну а если из-за плотного графика вы не успели приехать в Бавлы, чтобы отведать удмуртской каши или бардовской ухи, то в любое время сможете посетить кафе, где готовят блюда народной кухни, тщательно соблюдая все старинные технологии. Здесь даже нет газовых плит, только русские печи на березовых дровах. Хозяева, супруги Гафуровы, угощают своих посетителей только тем, что приготовили своими руками: в керамической посуде подают супы, каши, пироги, блины, солености и сладости. Сами пекут хлеб и варят варенье, делают сыр и катык, солят грибы и огурцы. Гафуровский хлеб, кстати, можно купить отдельно – каждый день двести буханок расходятся на ура в местных магазинах. Интерьер кафе выполнен в народном стиле: деревянные столы и лавки, льняные занавески, а с тех пор, как бавлинцы стали приносить сюда раритетные вещи, банкетный зал начал выполнять роль еще и своеобразного музея быта. Здесь на черном рояле стоит гипсовый бюстик Ленина, глиняные фигурки соседствуют со старинной швейной машинкой, а национальные костюмы - с баянами и медными сковородками. Чтобы полностью отключиться от современности, можно попросить хозяев погасить электрический свет и ужинать при свечах и керосинках.

________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://bavly.tatarstan.ru/
http://bavly.tatarstan.ru/rus/o-sozdanii-muzeya.htm
http://www.evening-kazan.ru/articles/bavlinskiy-rayon-puteshestvie-skvoz-vremya.html

ВложениеРазмер
3256745069 (1).jpg884.31 КБ
3256745069 (2).jpg1002.93 КБ
3256745069 (3).jpg95.66 КБ
3256745069 (4).jpg109.81 КБ
3256745069 (5).jpg147.41 КБ

Комментарии

не путать...

не путать - в Булгарах есть другой музей хлеба...

но в гораздо бОльших масштабах!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.