Музей Габдуллы Кариева


Габдулла Кариев (1886 - 1920) - артист, драматург, режиссер, основатель татарского профессионального театра. Родился в селе Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район РТ).
Родители назвали его Минлебаем, что в переводе означает «богатые родники».
В 1894 году в деревню приезжает новый мулла Зариф Камалов. Молодой и деятельный, он решает создать в деревне медресе передового, джадидистского толка. К нему потянулись ученики, и первым среди них был Минлебай.

Затея настолько удалась, что через некоторое время Зариф Камалов отбирает из всех своих учеников двоих, чтобы сделать их хафизами Корана, то есть знающими Коран наизусть. Одним из них становится Минлебай, который приглянулся семье муллы своей бескорыстной помощью в житейских делах. Однако муллу несколько смущает языческое имя мальчика. Он велит называть Минлебая Габдуллой.

В 1899 году Зариф мулла переезжает в деревню Такталы и забирает Габдуллу с собой. В 1902 году Габдулла отправляется на поиски счастья в Уральск. В новом городе он не только нашел высокообразованных преподавателей-богословов, но и подружился с поэтом Г.Тукаем и сыном имама, журналистом, певцом и музыкантом Камилем Мутыги.
В 1907 год Г.Кариев попадает на Макарьевскую ярмарку (Нижегородская область), где впервые видит татарский спектакль, поставленный труппой И.Кудашева-Ашказарского. С ярмарки он уезжает вместе с труппой. Позже Габдулла Хайруллин берет себе сценический псевдоним Кариев (читающий наизусть Коран) и получает первую известность как талантливый комический актер.
И.Кудашев-Ашказарский в декабре 1907 года вынужден был оставить коллектив. На его место артисты единодушно выбрали молодого и энергичного Габдуллу Кариева. В качестве своей постоянной базы артисты выбрали Казань, проводя здесь зимний сезон и лишь весной–летом выезжая на гастроли. Все это было безусловной заслугой Габдуллы Кариева.

Музей Габдуллы Кариева
Адрес: 423028, Республика Татарстан, Нурлатcкий р-он, д. Кульбаево-Мараса
Проезд: проезд автобусом "Казань-Нурлат" до с. Кульбаево-Мараса
Режим работы:*
ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья
Входная плата:* посещение бесплатное
Интернет:
www.museum.ru/M2693 - официальная страница

Описание:
Габдулла Кариев (1886 - 1920) - артист, драматург, режиссер, основатель татарского профессионального театра. Музей открыт на его родине.
В музее 4 экспозиционных и 1 выставочный зал.
Один из них, посвященный Г.Кариеву, хранит мемориальные вещи, документы, книги, афиши, связанные с жизнью артиста с 1915 г. (момента приезда в Казань).

В зале "История села и колхоза" размещена экспозиция, рассказывающая об истории села с XVI века, в том числе медресе - школы, из которой вышли известные татарские писатели Г.Кандалы, У.Имани и которую окончил Г.Кариев.
Интересна коллекция книг XVIII - XIX вв., материалы об истории известных спичечных фабрик купцов Шабанова и братьев Сайфуллиных, история колхоза "Алга".
Этнографическая коллекция представлена предметами одежды и быта татар, среди которых выделяются домотканые полотенца и скатерти начала XX в., женские кожаные сапожки (читек) того же периода и др.

В зале памяти отражена история судеб земляков, прошедших через лагеря и войны XX века, в частности, представлены документы о Суслонгерском лагере. Завершает экспозицию зал, посвященный знаменитым людям села, известным деятелям науки и татарской культуры.

Основатель: Садретдинов Х.К. (1929 - 1992)

Основные экскурсии:
Истори села и колхоза
Жизнь и деятельность Г.Кариева
Знаменитые люди села
Зал памяти

Образовательные услуги:
Циклы лекций по истории села, творчеству Г.Кариева, о знаменитых людях села проводятся в школе и по местному радио. Кроме того, работает клуб интересных встреч, куда приглашаются известные деятели науки, литературы, искусства из Казани и других городов республики.

Местные достопримечательности:
Мечеть. 1915 г. Двухзальная прямоугольная в плане мечеть выстроена в традициях сельской культовой архитектуры.
Билярский государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник (археологические раскопки, святой ключ и т.д.). Находится в 18 км. от села.

Основные должностные лица:*
Директор: Бурганова Роза Сахипзадовна, тел. (245) 3-22-44
Зав. отделом фондов: Садретдинова Гульсина Харисовна
Тел. дирекции:
(245) 3-2244
Адрес дирекции:
423028, Республика Татарстан, Нурлатcкий р-он, д. Кульбаево-Мараса

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 224м2
временных выставок 20м2
фондохранилищ 6м2
парковая 0,25га

Количество сотрудников:
3, из них 1 научных
Единиц хранения:
1000, из них 800 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция документов из личной библиотеки заслуженного артиста СССР Г.Шамукова о творчестве Г.Кариева и его месте в татарской культуре - около 50 предметов.
Этнографическая коллекция (одежда, предметы быта татар) - около 100 предметов
Коллекция домотканых скатертей и полотенец начала XX в. - 10 предметов.
Коллекция книг XVIII - XIX вв. на арабском и старо-татарском языках - около 20 предметов.

наиболее интересные предметы фондов
Издания, выпущенные организацией:
"Родина Г.Кариева", Казань, 1996 г., на татарском языке.
"Музей Г. Кариева", Нурлат, 2003 г., на русском языке.

 

 

ПОЛНАЯ БИОГРАФИЯ ГАБДУЛЛЫ КАРИЕВА
Габдулла Кариев (1886-1920), художественный руководитель первой татарской труппы “Сайяр”, один из основателей татарского профессионального театра, видный артист, талантливый режиссер, педагог, организатор, общественный деятель.
Габдулла Кариев (Миннибай Хайруллин) родился 8 мая 1886 г. в семье крестьянина в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда бывшей Казанской губернии (ныне Нурлатский район Республики Татарстан). Начальное образование получил в родной деревне. К двенадцати-тринадцати годам, проявив незаурядные способности, Миннибай выучил наизусть весь коран и получил право именоваться “Коран хафиз”, что считалось у мусульман высшим достоинством. Первый учитель Хайруллина (Кариева) мулла Зариф счел, что неприлично ему теперь носить простое мужицкое имя Миннибай и нарек его именем Габдулла, означающим “раб божий”.
Для продолжения учебы Габдулла уезжает в город Уральск и поступает в медресе Гайнетдина карыя (карый – знающий коран наизусть). В это же время в другом медресе (Мотыгуллы хазрата) обучался Габдулла Тукай. С ним Габдуллу Хайруллина познакомил его друг Сиражетдин Бикулов – “вольнодумец”, читающий запретные в то время книги и который часто говорил Габдулле, что для того, чтобы стать современным человеком, надо бороться с предрассудками, которые проповедует и воспитывает медресе. С этого дня Габдулла Хайруллин становится постоянным посетителем медресе Мотыгуллы хазрата и часто видится с Тукаем. Зимой 1905 г. во время одной из дружеских встреч Тукай, Хайруллин, Бикулов решают покинуть медресе. До лета 1907 г. Хайруллин живет мечтой о Казани, стремясь на широкий простор большой общественной жизни.

Летом 1907 г. Кариев уезжает в Нижний Новгород. В августе 1907 г. туда приезжает недавно организовавшаяся татарская труппа под управлением Кудашева-Ашказарского. Кариев, бывший в восторге от самого факта возникновения профессионального татарского театра, не пропускал ни одного спектакля труппы, перезнакомился со всеми артистами, высказывал им свое восхищение и сам вступил в эту труппу актером. Здесь ему присвоили сценическое имя Кариев (от слова “карый” – наизусть читающий коран). Почти в это же время в труппу вступила и первая артистка-женщина высокоодаренная Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская. А в Касимове, что на Оке, к ним присоединилась и артистка Шаймарданова.
Первое же гастрольное путешествие актера Кариева сопровождалось большими страданиями и лишениями. До Москвы первая татарская труппа добиралась, с трудом преодолевая все препятствия. А в Москве наступили долгие дни мытарств. Голод, холод, безденежье, затруднения, связанные с получением разрешения на спектакли, противодействие татарской буржуазии и духовенства, довели немногочисленную труппу до отчаяния. Начались недовольства внутри коллектива и многие покинули театр. Не выдержав испытаний, ушел из труппы и сам Ашказарский. В этот критический момент жизни только что возникшего театра Кариев проявляет себя как талантливый организатор, и коллектив доверяет ему руководство театром. Достав небольшую сумму денег, Кариев везет театр в город Уральск.
Сравнительно короткое пребывание театра в Уральске имеет серьезное принципиальное значение в истории татарского театра вообще и для характеристики Кариева как руководителя в частности. В городе Уральске были подведены первые итоги работы молодого театра, учтены некоторые ошибки и определены принципы, на которых Кариев предлагал коллективу строить свою дальнейшую работу:

Труппа “Сайяр”
• театр вступает в арену общественной жизни как просветительское учреждение;
• вырабатывается второй принцип театра: уважение зрителя и сохранение достоинства актера; вместо шумной рекламы, напоминающей афиши балаганных фокусников, рассчитанной на ошеломление зрителя, коллектив начинает терпеливо разъяснять населению, и в особенности молодежи, великое значение театра; организуются группы, поддерживающие театр;
• принимается на вооружение и третий принцип: надо рассматривать спектакль как результат сложного процесса коллективного творчества, требующего знаний, умений, высокого мастерства, которому надо упорно и ежедневно учиться;
• вводится система коллективного обсуждения и решения таких основных вопросов жизни театра, как репертуар, маршрут и т.д.
Название труппы “Мосафир артистлар жэмгьяте” (“Товарищество актеров-передвижников”) получало свой действительный смысл.
Гастроли на Нижегородской ярмарке сыграли значительную роль в истории татарского театра. Отсюда, из Нижнего Новгорода, весть о возникновении и существовании нового театра, который играет на татарском языке, разносилась по всем уголкам необъятной России. И татарская труппа продолжает свое неустанное передвижение по городам бывшей царской России, сея зерна просвещения и демократии, возбуждая ненависть к мракобесию, самодурству и невежеству. Театр активизирует своими постановками демократические силы татарского народа, помогает им в борьбе против реакции. В эту поездку театр побывал в городах Средней Азии: Tашкенте, Коканде, Самарканде, Андижане; играл спектакли на Урале, в Уфе и Челябинске. В Сибири они посетили Петропавловск и Тюмень. Театр колесил по всей стране, везде находя теплый прием, и, как писал Тукай, “обильно проливая свет”, выполнял свою скромную, но исторически важную миссию.
Габдулла Тукай принимал близкое участие в жизни театра. Он писал рецензии на спектакли, искренно радовался его успехам и огорчался неудачам. И он же в 1908 г. придумал труппе название “Сайяр” (странствующий, передвижной).

Выдающиеся актеры труппы “Сайяр“:Габдулла Кариев, Карим Тинчурин, Зайни Султанов, Абдрахман Мангушев. 1916 г.

Спектакли труппы “Сайяр” пробуждали в массах национальное самосознание, приобщали их к театру, искусству. Политика и искусство были неразрывны в жизни Г. Кариева, и все же в первую очередь он был актером и режиссером труппы “Сайяр”. Творческая деятельность Г. Кариева поистине многогранна. Как руководитель труппы он ведет большую работу с начинающими драматургами, проявляет незаурядные способности как педагог по актерскому мастерству, большое внимание уделяет изучению наследия русского театра, прежде всего творческого метода К.С. Станиславского. С этой целью весной 1917 г. Кариев организовал поездку труппы “Сайяр” в Москву на спектакли МХТ “На дне”, “Синяя птица” и “Дядя Ваня”. По воспоминаниям, тогда же состоялась встреча татарских актеров с Константином Сергеевичем Станиславским. Во время их беседы обсуждались конкретные проблемы постановки пьес М. Горького, А. Чехова, общие принципы реалистического сценического искусства. Этот разговор с отцом-основателем Московского Художественного театра лишний раз убедил Кариева в правильности выбранного им пути в искусстве. Г. Кариев закладывает основы профессиональной режиссуры татарского театра. Большое значение он придает психологической разработке характеров, глубокому проникновению в образ и каждый раз добивается ансамблевости актерского исполнения. Кроме того, он приглашает на разовые постановки режиссеров русских театров В. Зотова, М. Громова, Н. Зимового, Н. Михайленко. Как актер Г. Кариев также был приверженцем реалистической школы.
Огромно значение таланта Кариева, артиста и руководителя, в становлении и развитии татарского театра. Его личные творческие и организаторские качества сыграли в этом немалую роль. В самые трудные минуты он умел поддержать оптимистическое настроение и высокую работоспособность коллектива. Неоценим его личный вклад. Благодаря своему простому, ясному по форме и глубокому по содержанию искусству, Кариев очень скоро стал близким и дорогим широкой публике. Он был высоко поднят как выдающийся талант татарского народа.
Лучшие представители татарского народа Г. Тукай, Г. Камал, Х. Ямашев, Ф. Амирхан, С. Гиззатулина-Волжская и многие другие писали: “Вопреки злу, причиненному врагами татарского театра, Вы проявили исключительную энергию, темперамент в осуществлении прекрасной цели – развитии татарского театра. Выступая на сценах столицы России и городов Поволжья, Крыма, Кавказа, Сибири, Туркестана и на сценах Бухары и Хивы, Вы своим природным талантом и артистическим мастерством, вызывая то смех, то слезы у публики, были причиной, вызвавшей любовь у народа к этому дорогому деянию. Если огромные трудности, встречающиеся на этом пути – голод, вынужденные остановки в дороге из-за безденежья, ставшие частыми и обыденными в жизни артистов, не привели к распаду “Сайяр”, а наоборот, укрепили его, то это благодаря Вашему умелому руководству труппой. Артистический талант, не имеющий себе равных в артистическом мире татарского театра; поэтому татарский народ называет Вас “отцом татарского театра”.
В 1911-1912 гг. на помощь театру пришло правление “Восточного клуба”. По инициативе правления – Г. Кулахметова, Г. Камала, Г. Терегулова – труппа “Сайяр” была приглашена на постоянную работу при клубе. Целью этого приглашения было содействие объединению артистических сил, предоставление им материальной базы и нормальных условий работы. Это была организованная поддержка труппы со стороны демократической и революционной части национальной интеллигенции.
Жизнь Г. Кариева была полностью посвящена служению театру. Больше всего он мечтал о стационарном театре и даже присмотрел для него помещение в Казани – известный “Дом Шамиля”. Но этим планам не суждено было осуществиться. Летом 1918 г. труппа “Сайяр” распалась, а через два года не стало и самого Габдуллы Кариева. Постоянные лишения, чрезмерный труд и нервные нагрузки подорвали его здоровье. Однако, несмотря на болезнь, Кариев продолжал выходить на сцену. Ровно за две недели до смерти 16 января 1920 г. он исполнил одну из главных ролей в комедии К. Тинчурина “Политическая борода”. Свой последний спектакль он играл будучи больным, с высокой температурой.
28 января 1920 г. Габдулла Кариев ушел из жизни. Ему было всего 33 года. Он скончался в расцвете творческих сил. Высоко оценивая его творческую деятельность, драматург К. Тинчурин писал в те траурные дни: “Несмотря на различные преследования и притеснения... Кариев свое детище – труппу “Сайяр” – поднял на уровень театров других национальностей, столетиями находившихся в более привилегированном положении...”.

Память
В 1988 г. в честь великого актера и режиссера на его родине в деревне Кульбаево-Мараса Нурлатского района Республики Татарстан открыт музей.
16 февраля 2007 г. постановлением Кабинета Министров № 51 Казанскому татарскому государственному театру юного зрителя присвоено имя Габдуллы Кариева.
В Советском районе Казани (жилой комплекс “Седьмое небо” в районе старого аэропорта) в 2007 году именем Габдуллы Кариева названа улица.

________________________________________________________________________________

Источник информации и фото
Команда Кочующие.
http://www.museum.ru/M2693
http://kitaphane.tatarstan.ru/
http://www.tatar-inform.ru

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.