Легендарный Нухрат и другие исторические памятники Алькеевского района РТ


О древне-булгарском городе Нухрате.
На склоне высокой горы, в глубоких карьерах, работают рабы. Они выкапывают глыбы серебряной руды и на носилках тащат вниз. А там — другие рабы. Они своими нехитрыми инструментами отделяют благородный металл от пустой породы и, грузя их на небольшие кужили из ивовых прутьев, тащат в сторону широких и длинных сараев. Там — ослы, верблюды, лошади, запряженные в подводы. Кужили грузят на них. И вскоре большой караван, окруженный охраной, готов в путь.
— В путь! — приказывает караванбаши, показывая в сторону города, белеющего вдали.
Верблюды, покачивая головой, один из другим не спеша направляются в ту сторону. А город, который белеет вдали, — Нухрат.

О славном и богатом городе Нухрате исторических сведений сохранилось мало. Но то, где раскинулся этот город, знают многие. Это — на территории современного Татарстана (Алькеевский район), на правом берегу реки Нухрата.
А Нухрат впадает в реку Актай.
Общая площадь города довольно большая, около 40 тысяч квадратных метров. На месте древнего города археологи вели раскопки.
Там, как и на раскопках других городов Волжской Болгарии, найдены глиняная посуда, оружие и много предметов земледелия. Предполагают, что Нухрат полностью сожжен монголами в 1236 году.

_______________РИСУНОК ДРЕВНЕГО ГОРОДИЩА

Памятники архитектуры

Из древней истории села Старые Матаки.
Этническая история села непосредственно переплетается со всеми этническими представителями населявшие наш край в разные исторические эпохи. Это - именьковская археологическая культура, финно–угорские племена, мадьяры, 7- 8 в.в. болгары, 13 в. Монголо–татары, 16 в. славяне.
На левом берегу реки Актай напротив современного села Старые Матаки находится Старо – Матакское селище. Оно имеет два ряда земляных валов. Наиболее сохранился внутренний ряд так называемый «кремль». Площадь городища занимает около 3000 квадратных метров. Можно предположить, что кремль был обнесён дубовым частоколом т.к. найдены фрагменты подземной части частокола. Крепость расположена между двумя оврагами с обрывистыми берегами. С юго–западной и с южной стороны крепости протекает речка Актай.
Это городище по данным профессора А.Х. Халикова относятся к раннефеодальному периоду булгарского государства.
На севере в 5 – 6 км от современного села Старые Матаки имеются земляные валы древнебулгарского города Нухрат.
По легенде дошедшей до наших дней Старо-Матакское селище было связано с городом Нухрат подземным ходом, но научного обоснования данной легенды на современном этапе не имеется. Город Нухрат находился в центре между великими городами Волжской Булгарии это: Болгары, Биляр, Сувар.

Алькеевский район РТ

Летом 2005 года была проведена археологическая экспедиция силами казанских археологов, под руководством А. Бурганова. На месте кремля древнего города Нухрат найдены находки булгарского периода, в основном черепица, наконечники стрел, несколько останков орудий труда; наиболее интересные из всех – это монета золотоордынского хана Хызыра. Большинство экспонатов в данное время находятся на исследовании в Казани, после чего, некоторые из них будет передан в краеведческий музей района.

Памятники архитектуры

Возле Староматакского селища местные жители находили доспехи, наконечники стрел, останки боевых мечей, кольчугу свидетельствующие о сражениях. Не далеко от городища найден боевой булгарский топорик чекан железо вторая половина 8 – 9 вв.

В 1236 году хан Бату прежде столкнулся с мадьярами и уже после их разгрома направился на булгарские города Булгар, Биляр, Сувар, Нухрат. В 3 км на востоке от села Старые Матаки находится деревня Верхние Матаки. В дореволюционных источниках деревня упоминается как Чувашское Тюгульбаево.

Местные жители называют жителей Верхних Матак - мадьярами. Существует легенда о происхождении этого названия. Жители деревни Верхние Матаки являлись жителями современной деревни Тюгульбаево (это 10 – 12 км на восток от современной деревни) и в процессе великого переселения народов им пришлось переселиться на современное место расположения деревни. Население было не однородным. В составе переселенцев были в основном венгры.
И можно предположить, что дальнейшие ассимиляционные процессы в результате которых язык и культура венгров растворилась в языке и культуре преобладающей чувашской культуры данной местности. Но народная память донесла до нас этническое название данного народа – мадьяры. Хотя чаще всего сегодня населением Верхних Матак это воспринимается как оскорбление.

В 1-2 км на юго-западе от Старо – Матакского селища располагался «Девичий городок». Название городка можно предположить произошло от основной массы жителей. Мужчины в основном были перебиты в схватке с врагом. Наличие городка свидетельствуют находки керамики, земляные валы на данном месте. После создание государства Золотая Орда основывается современное село Старые Матаки. Как известно ордынцы не позволяли вновь отстраивать прежние крепости, поэтому Старые Матаки уже не приобрели прежнее могущества.

По другой официально существующей версии на сегодняшний день Старо-Матакское селище Археологический памятник эпохи Белой Орды и Казанского ханства. Начало 13 – середина 14 вв. (Атлас Республики Татарстан Производственное картосоставительское объединение «Картография» Москва 2005)

Наш край по свидетельству письменных источников был диким краем до тех пор пока эти земли не были розданы «Грамота царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича об отводе дикой земли, Казанского уезда в поместье служилому из мурз татарину Дербышу Ахмиметову сыну Урманчееву».
И по указу Великих Государей, и по грамоте из приказа Казанского Дворца, велено ему, мурзе Урманчееву, из дикой земли отмерить добрые пашенные земли в деревни Камкино сто двадцать четвертей в поле, и сенных покосов на сто копен, а жалованную в Алатырском уезде пашню из-за него выписать из книг, и нынешнюю пашню, жалованную землю отписать на Москве за него, и владеть ею мурзе Урманчееву вечно, и никому не отнимать». (Эхо веков 1994г. № 1-2 ст.53).
В письменных источниках упоминаются некоторые исторические события с участием нашего населения в них. Башкирское восстание 1705 – 1709 гг. ; 1735 - 1740 гг. Рядом с селом проходили правительственные войска возглавляемые А.И. Бабиковым.
Население края несли повинности в пользу государства и выполняли различные повинности, в том числе рекрутская служба в армии и строительство Казанской судоверфи, и сплав леса для строительства судов в качестве лашманов. Жесточайшая эксплуатация населения вела к проявлению недовольства и участию в различных восстаниях.
Вторая половина 19 века – Безднинское восстание – село Бездна под руководством Антона Петрова. В данном восстании жители села приняли непосредственное участие.

__________археологические находки в краеведческом музее

Памятники архитектуры

НАЗВАНИЕ СЕЛА
Откуда пошло название села и что означает слово «матаки».
Обратимся к всемирно известному учёному, историку, общественному и политическому деятелю Ахмад – Заки Валиди, внёсшего большой вклад в изучении истории тюркских народов, в периоды правления Чингиз хана и Аксака Тимера. Между их государствами происходил обмен войсками, они делились ценными знаниями. Жившие по берегам Волги, Камы и Вятки народы направлялись на военную службу в Китай, а китайцев присылали сюда обучать своим ремеслам, осваивать здешние ремёсла. Арабы больше жили торговлей, они приезжали и в Среднюю Азию, Сибирь и на побережье Волги и Камы. «Мятаг» – арабское слово, под ним следует подразумевать ценные вещи, живность, домашние принадлежности и торговое место. Асрар Гали в третьей книге своего романа «Гали Батыр» разъясняет происхождение этого названия.
Для арабов торговое место было «Мятаг». Местному народу, особенно тем, кто не являлся мусульманами, произносить слово Мятаг было трудно, им проще произносить Матаг. (чув. «Матага карамар» – пошли в Матаки). А для простого народа самое удобное конечно «Матак». В этой связи похоже на истину преобразование слова «Мятаг» в «Матак».
Возможно таким местом был наш современный районный центр Базарные Матаки, но село Старые Матаки является старше по происхождению (об этом свидетельствует и его название, хотя здесь много неясного. Так как в чувашском варианте названия Старые Матаки - это сень Матаг то-есть Новые Матаки, а Базарные Матаки – кивь Матаг – Старые Матаки) Американский историк М. Гилдерхус остроумно подметил: «Заприте десяток историков в комнате, дайте им один и тот же набор источников – и они обязательно придут к десяти различным выводам».

____________________древний курган

Памятники архитектуры

Но всё же я буду следовать своей логической цепочки и предположу, что арабское слово лежит в основе названия нашего населённого пункта. Существует ещё одно предположение по происхождению названия села – это легенда, сохранившаяся в памяти народа, в которой говорится о том, что был легендарный человек, который привёл наш народ в эти места и повелел строить жилище и распахивать земли и звали его «Матак». Возможно, и эта версия имеет право на существование, но требует более тщательной обработки, дополнительных источников и их анализа.

Болгары имели тесные связи со многими народами, в том числе и Византийская империя. В начале 6 века они участвовали в византийских междоусобицах на стороне некоторых претендентов на власть в Римской империи. С этого момента болгары почти постоянно упоминаются в византийских, сирийских, и армянских источниках, например, у Павла Диакона, Феофилакта Симокатты, Захария Ритора и др. В греческом языке словом «Метек» назывался переселенец и соответственно метеки это переселенцы. Известно тесные контакты ведут к взаимному культурному обогащению и заимствованию отдельно взятых слов для более точного определения тех или иных вещей. Можно предположить, что Болгары переняли слово «Метек» и в последствии использовали в своём языке в прямом его понимании – переселенец, переселенцы. Возможно, это имеет отношение к названию нашего сёла.

Алькеевский район РТ

СТАТЬЯ
Казанские ведомости
Альберт Бурханов: раскопки продолжаются

Как мы уже сообщали, Золотоордынская комплексная историко-археологическая экспедиция (ЗКИАЭ) Института истории им. Ш.Марджани АН РТ под руководством А.Бурханова с 1995 года и по настоящее время ведет разведку археологических объектов в нескольких районах Татарстана и стационарные раскопки наиболее важных средневековых памятников в республике. О местах раскопок, новых находках и перспективных археологических исследованиях в районах республики рассказывает руководитель ЗКИАЭ ИИ АН РТ Альберт Бурханов.
- Скажите, Альберт Ахметжанович, что подвигло вас к археологическим изысканиям в районах республики?
- Отношение к памятникам истории. Они зачастую были неухожены, а то и вовсе заброшены. Например, археологические исследования в Атнинском районе начаты в конце июня сего года и ведутся при поддержке земляка атнинцев министра внутренних дел РТ генерал-лейтенанта А.Сафарова и администрации района. Год назад группа ученых Института истории им. Ш.Марджани совершила поездку по историческим местам района, и обо всем увиденном они сообщили руководству района, а Сафарову написали письмо. По поручению главы администрации района А.Хакимова стали проводиться работы по осмотру святых мест, относящихся к эпохе Казанского ханства, и ограждению средневековых кладбищ, в частности Ашиязских.

Памятники архитектуры

- Вы недавно приехали из Алькеевского района. Что интересного там?
- Да, наша экспедиция, в которой теперь принимают участие школьники и студенты, перебралась в Алькеевский район и начала раскопки. Дело в том, что этот регион Татарстана в научном отношении изучен слабо, но очень насыщен разновременными памятниками прошлого. Здесь сохранились пока совершенно не исследованные курганы эпохи бронзы и периода Тюркского каганата. Имеются и памятники эпохи Средневековья - городища времен Волжской Булгарии и Золотой Орды. Причем совершенно уникальные: Старонохратское, Староматакское, Кала-Баш, Якимово-Стрелкинское и другие. Сохранились остатки средневекового оборонительного сооружения - Верхнеальмурзинского вала.
Интерес представляют средневековые кладбища с мусульманскими намогильными плитами периода Золотой Орды - Старосалманское, Старобаллыкульское, Татбурнаевское, Старочелнинское, Татшапкинское.

Все это не случайно. Ведь южная часть Татарстана, куда входит Алькеевский район, являлась одним из центров древнего заселения людей в Поволжье еще с эпохи камня и бронзы. Эти земли находились в зоне Великого переселения народов, входили в состав Тюркского каганата. Здесь проходили военно-стратегические и торговые пути на участке Сувар - Биляр, недалеко находятся и остатки великого города Шахри Болгар. После ожесточенных сражений эти земли вошли одними из первых в состав империи Бату-хана. Здесь прошли войска Тамерлана, преследуя хана Токтамыша.

- И каков план изысканий в Алькеевском районе?
- Наша экспедиция планирует проведение в районе крупномасштабных исследований с детальным изучением всех известных памятников. Все они будут осмотрены, зафиксированы в чертежах, на фото и видео, с могильных плит мы снимем экстампажи, соберем фольклорный материал.

- Планы что надо. А чем вы заняты сегодня?
- Основным объектом сегодняшних исследований экспедиции являются остатки Старонохратского археологического комплекса, то есть городищ и селищ, расположенных на правом берегу речки Нохратки. Городище находится в 5 км западнее райцентра Старые Матаки и в одном - северо-восточнее деревни Старые Нохраты. И хоть памятник этот был обследован еще в 1910 - 1911 годах и позднее, в 1946 году, экспедицией Н.Калинина, до нас крупномасштабных работ не проводилось.
Вероятно, городище существовало в домонгольскую эпоху (X - начало XIII вв.) и продолжало существовать в золотоордынский период (II пол. XIII - XIV вв.). Работа по сбору и фиксации археологического материала нами уже начата. Найдены домонгольская и золотоордынская посуда, пряслица, фрагменты чугунных котлов, железные боевые топоры и наконечники стрел, ножи, гвозди, две медные золотоордынские монеты, одна из которых относится к 1361 - 1362 гг., бронзовый медальон с уникальным орнаментальным изображением. На территории деревни Старые Нохраты выявлены остатки средневекового могильника. Раскопки продолжаются...
(Беседовал Леонид ДЕВЯТЫХ)

Памятники архитектуры

СТАТЬЯ ИЗ ЖУРНАЛА «РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН»

Приоткрывая завесу истории
О проблемах развития истории и культуры Алькеевского региона говорили на днях в Базарных Матаках в ходе первой региональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию образования Алькеевского района. В ней кроме упомянутых выше людей участвовали еще около 40 ученых-историков Казани и Москвы, учителя истории некоторых средних школ Татарстана, работники музеев, краеведы и другие.
Одним из инициаторов проведения большого научного форума при поддержке руководства Алькеевского района стал профессор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, академик Академии военно-исторических наук России Альберт Бурханов.

Памятники архитектуры

По его словам, районы Закамья в историко-археологическом отношении изучены относительно хорошо. Однако за бортом научных изысканий ученых осталось еще много интересных объектов этого региона. К ним относятся также памятники Алькеевского района, к числу которых можно отнести остатки 126 курганных захоронений (самому древнему из них - Нижнеалькеевскому - более 3,5 тысячи лет). Здесь же сохранились остатки девяти крупнейших средневековых городищ, процветавших в период Волжской Булгарии и Золотой Орды.
- Эти земли всегда привлекали исследователей и краеведов, но за небольшим исключением крупномасштабных историко-археологических работ здесь практически не проводилось, - замечает Альберт Бурханов. - Многие находки из алькеевских объектов к настоящему времени разбросаны по разным коллекциям (так, редчайший клинок, извлеченный из недр, находится в фондах Национального музея Финляндии. - Авт.), либо утеряны бесследно, а информация о них фрагментарна.
Импульс фундаментальному исследованию объектов прошлого придали стационарные раскопки на городище Старые Нохраты и частичные разведочные работы на значительной территории района, проведенные в 2005 году самим Альбертом Бурхановым при финансовой поддержке местных властей. Однако отсутствие средств и технических возможностей пока не позволяет возобновить начатое дело.

Тем временем не бездействуют местные краеведы. Благодаря их энтузиазму в Алькеевском и соседних районах Закамья создаются и действуют сельские и школьные музеи и краеведческие уголки. Так, месяц назад в Шибашской средней школе открылся еще один краеведческий музей.
- Я уверен, что история населенных пунктов Алькеевского региона намного древнее, чем полагают местные краеведы и официальные лица, - говорит Альберт Бурханов. - Отдельные брошюры и книги, изданные казанскими журналистами и местными краеведами, носят в основном художественный характер и отражают лишь отдельные стороны исторического прошлого региона.
При этом, по словам ученого, в этих книгах практически отсутствуют данные о древней и средневековой истории края, много фактологических неточностей и ошибок.
Предстоит большая работа по детальному изучению всех этапов истории района, что позволит подготовить и издать фундаментальную монографию по истории и географии региона, считает Альберт Бурханов.

________ЗДАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ АЛЬКЕЕВСКОГО РАЙОНА

Базарные Матаки

ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ АЛЬКЕЕВСКОГО РАЙОНА
221. Чувбродское селище II, X-XIII вв. н.э.
1,4-1,5 км юго-западнее с. Чувашский Брод
222. Садиковское селище, X-XIII вв . н.э.
км юго-западнее д.Садиково
223.Борискинский курган, XVI-XV вв . до н. э .
1,8 км юго-восточнее с.Борискино
224.Русско-Студенецкое селище I, X-XIII вв. н.э.
2 км северо-восточнее с. Русский Сту-денец
225.Новоалпаровское селище I, XVI-XV вв. до н.э.; X-XIV вв. н.э.
0,3 км восточнее д. Новое Алпарово
226.Староалпаровское поселение, XVI-XV вв. до н.э.
3 км южнее с . Старое Алпарово
227.Староалпаровское селище I, X-XIII вв. н.э.
0,4 км южнее с. Старое Алпарово
228.Староалпаровское селище (Хреновая гора) III, X-XIII вв. н.э .
1,5 км севернее с. Старое Алпарово
229.Старокамкинское городище, X-XIII вв. н.э.
0,3 км западнее с. Старое Камкино
230.Старокамкинское селище I, X-XIII вв. н.э.
1 км северо-восточнее с. Старое Камкино
231.Нижнеалькеевское поселение I, XVI-XV вв. до н.э.
2,5 км северо-восточнее с. Нижнее Алькеево
232.Нижнеалькеевское поселение II, XVI-XV вв. до н.э.
1,3 км северо-восточнее с. Нижнее Алькеево
233.Верхнеалькеевское селище X-XIV вв. н.э.
0,5 км севернее с. Верхнее Алькеево
234.Новосихтерминское селище I, X-XIII вв. н.э.
1,5 км восточнее пос. Новая Сихтерма
235.Новосихтерминское селище II, X-XIII вв. н.э.
1 км восточнее пос. Новая Сихтерма
236.Чувшапкинское селище II, X-XIII вв. н.э.
0,7-0,8 км юго-западнее с. Чувашское Иапкино
237.У!оляшинское селище, X-XIV вв. н.э.
0,1 км западнее с. Новое Камкино
238.Сихтерминское селище I, X-XIII вв . н.э.
западнее с. Сихтерма
239.Верхнеколчуринское селище I, X-XIII вв н.э.
0,3 км северо-восточнее с. Верхнее Колчурино
240.Зряпкинское селище II, X-XIII вв . н.э.
0,5 км юго-восточнее д.Еряпкино
241.Татбурнаевское селище II, X-XIII вв. н.э.
1,2 км юго-западнее с. Татарское Бур-наево
242.Чувбурнаевское селище I, X-XIII вв. н.э.
0,3 км северо-восточнее с. Чувашское Бурнаево
243.Нижнекачеевское селище, IX-XIII вв. н.э.
2 км западнее с. Нижнее Качеево
244 .Нижнекачеевское (Шибашское) городище, X-XIII вв. н.э.
1,5 км северо-западнее с. Нижнее Качеево
245.Верхнеальмурзинское поселение I, VI -VII вв. н.э.
напротив западной части с. Верхнее Альмурзино
246.Верхнеальмурзинское поселение III, XVI-XV вв. до н.э.
0,4 км северо-восточнее с. Верхнее Альмурзино
247.Верхнеальмурзинское селище III, X-XIII вв. н.э.
3,7-3,8 км западнее с. Верхнее Альмурзино
248.Верхнеальмурзинский вал, X-XIII вв. н.э.
5,2 км юго-западнее с. Верхнее Альмурзино
249.Татарско-Тюгульбаевское селище, VI-VII вв. н.э., X-XIII вв. н.э.
2 км северо-восточнее с. Татарское Тюгульбаево
250.Татарско-Тюгульбаевское городище (Калабаш) , X-XIII вв. н.э.
4 км юго-восточнее с. Татарское Тюгульбаево
251.Красноключинское городище, X-XIII вв. н.э.
1,5 км северо-восточнее с. Кошки
252.Старосалманское кладбище и селище, XIII-XIV вв. н.э.
4-5 км южнее с. Старые Салманы
253.Старонохратское селище II, X-XIII вв. н.э.
1 км восточнее с. Старые Нохраты
254.Каргопольское селище II, X-XIII вв. н.э.
1 км северо-западнее д. Каргополь
255.Базарно-Матакское селище I, VI -VII вв. н.э.; X-XIII вв. н.э .
2,5 км северо-восточнее с. Базарные Матаки
256.Татмуллинское селище, X-XIII вв . н.э.
1 км западнее с. Татарское Муллино
257.Старобаллыкульское кладбище, XIII-XIV вв. н.э.
северо-восточная окраина с. Старый Баллыкуль

_______МОГИЛЬНЫЙ КАМЕНЬ - ТАТАРСКОЕ БУРНАЕВО

Памятники архитектуры

_________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие,
http://www.kazved.ru/
http://ru.chuvash.org/
Татарский инцеклопедический словарь гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань. Институт тат. Энциклоп. АН. РТ. 1999.
http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-72/97404/
Учебно – исследовательская работа «История села Старые Матаки».
Выполнили: Мифтахов Ильмир, Тихонов Виктор
Руководитель: Тихонов Сергей Юрьевич учитель истории и обществознания.
http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/list_statutes/index.php?do4=document&id4=924dddbb-ad84-45e0-a6d1-f97d8a463d9e

Комментарии

Легендарный Нукрат!

и как одна из версий переселения города Нукрат на реку Вятка - 

когда булгары бежали от монгольского нашествия - 

смотри статью -

Нукратские (Вятские) татары

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.