Седмиезерная пустынь, Семиозерка.Высокогорский район, Республика Татарстан

 

Семиозерная пустынь - главный храм монастыря

Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.

 

Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.

                                        ПАЛОМНИКИ  ОБЕДАЮТ  В  МОНАСТЫРЕ                                                       

Семиозерная пустынь

 

Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм – Вознесенский.

 В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.

 

                                           БРАТСКИЙ  КОРПУС  Семиозерного МОНАСТЫРЯ                                   

 

Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.

Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.

С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).

Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).

 В 1928 г. монастырь был закрыт. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза, тем самым были сохранены от разрушения.

В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.

Из всех храмов монастыря восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне – в Петропавловском соборе Казани).  

 

                    ОКОЛО  МОЩЕЙ  ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА СЕДМИЕЗЕРНОГО                                            

        История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.

                                             Семиозерный монастырь, пустынь                                                                 

 

                                                  Седмиезерная Богородичная пустынь                                                 

Семиозерная пустынь - главный храм монастыря

  Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.  

  Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

                                                             Семиозерная пустынь                                                                 

Семиозерная пустынь

     Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. По легенде, как все это было исполнено так чума в городе и прекратилась.      

                                             Богородичный монастырь                                                                               

    Издалека, еще за километр до Семиозерки, виден его небесно-голубой купол на фоне стены леса. Как искорка, мерцает на солнце святой крест. Сам храм, пасхально-красный, издалека чуть розовеет в дымке: единственная живая свечка, празднично озарившая широкую долину.  

                          СТАРИНОЕ  ПАНО  СЕДМИЕЗЕРНОЙ  ПУСТЫНИ В ОКРУЖЕНИИ РЕК И ОЗЕР          

   Очень похож весь этот пейзаж на окрестности источника Серафима Саровского на речке Сатис, в получасе езды от Дивеево. Кажется: те же самые дивные-дивеевские места! Та же темно-зеленая стена леса, встающего над полем: леса, кажущегося еще выше из-за склона, на котором он растет. Точно так же скромно ютится на самой опушке главная святыня: часовня преп. Серафима и купальня - там, Евфимиевская церковь - здесь. Так же ведет к святыне дорога через быструю речушку: Сатис там, Солонку - здесь. Да и сам дух двух великих преподобных, видимо, очень похож: Серафима Саровского и Гавриила Седмиозерного.

   Невольно сравниваешь эти места, конечно, еще и с Раифской пустынью - хотя они, надо признаться, очень разные.

  

     Природное окружение Седмиозерного монастыря - такое же нерукотворное чудо. Только здесь лес - преимущественно лиственный, а не сосновый (впрочем, и тут попадаются одиночные сосны в несколько обхватов).                                                                                                                                         

Седмиезерная пустынь, Семиозерка

  По дороге к Ближнему святому ключу - в 1 км от обители, - попадаются тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани - просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два...

    Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.

   Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: "Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." Жертвоприношения с тех пор прекратились.

  

                                              святой источник около монастыря                                                                  

Седмиезерная пустынь, Семиозерка

   Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон - не глинистый, а белый известняковый... очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бъет из трещин вода. По специальному наклонному желобу над речкой - "римскому акведуху" в миниатюре, - она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую. Она содержит повышенное количество серебра и обладает целебными свойствами, даже с точки зрения беспристрастной науки. По благодати же Божьей, чудесные исцеления здесь не прерывались веками. К источнику постоянно ездили люди даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и разрушен.                         

Семиозерный святой источник

   Еще минут 40 ходьбы вверх по той же речке - и мы у Дальнего святого ключа. Или, как его еще называют, источника матушки Анисии - подвижницы, упоминаемой в "Сказании..." XVII века: она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия. Когда он пришел, она

   засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон - именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель.

   Монахиня Анисия похоронена возле ключа и своих "грядок", которые, как верит народ, также несут исцеление всем, кто к ним с молитвой припадает - передается пророчество о том самой

 

 ___________________________________________________________________________________________

  информация с сайтов:

  • С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1453.
  • Архимандрит Александр (Уродов) // Александр Журавский. Во имя правды и достоинства Церкви.
  • Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Часть 4. Монастыри вне Казани. Книга находится в свободном доступе.
  • ФОТО КОЧУЮЩИХ. 

 

 

СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ! 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КАЗАНКА - ТУТ!

ВЫСОКОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ТУТ!

РОДНИКИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

Комментарии

Вспоминание

Был в обители примерно в 1990г.Я тогда только начал ходить в храм и было мне 29 лет. В то время здесь находилось вроде брошенное уже сельское МТС ( не путайте с оператором сотовой связи). На территории разруха запущенного мех.двора. Масляные лужи, останки металических деталей от орудий обработки земли. Только одно целое здание, нынешний братский корпус и полуразрушенный храм прп. Ефимия. Заходили на первый этаж храма ,на пути, по ходу движения попался мирно спящий телёнок. Кругом навоз и его "аромат". Прошли в алтарную часть, там человеческие эксрименты, батюшка взялся очищать от всего этого, ну мы, конечно подключились. В полу открытая яма, где когда-то был захоронен прп.Гавриил. Спускались вниз, по предположению батюшки, непосредственное место захоронения было заполенено водой.
Вышли потом на улицу, и как-то по кирпичам, торчащим из стены, с батюшкой забрались на второй этаж..Что запомнилось, это Благодать, не передать.. Все вокруг убито, а Дух просто окружил..не хотелось уходить. Потом ходили в источниу , в лесу где-то. Переночевали и какой-то старушки, а уторм поехали дальше.. Сделал несколько снимков на ч.б плёнку. Напечатал дома снимки. До-сих пор сохранились. Надо поискать.

да, присылайте...

присылайте нам - выставим под вашим авторством!
это же наша история, ничего вычеркивать нельзя!
я сам там побывал уже в 1997 году, монастырь уже жил...
мне нравятся места вокруг Семиозерного леса, источники, речка Солонка, местные овраги и горы...
действительно, благодатные места!

не надо навязывать своё

не надо навязывать своё мнение людям. документы не кто не отбирает и выход из монастыря есть в любое время. на воротах охраны нет и не было. открыты круглосуточно. раньше вообще в монастырь ни кого не принимали это сейчас стали всех подряд брать. вот и делай после этого доброту а бедного батюшку который и так страдает опорочивают... не верьте этому лгуну который опорочивает . я там уже долго тружусь...

Никто ничего не

>На сайте более не выставляются комментарии одних нехороших людей про других нехороших людей.

>Пишите в другом месте.

Модератор.

Клевета

Хочу попросить прощения у отца Германа(Кузьмина),да я оклеветал его.Прошу прощения у людей,простите меня.

Были у нас с ним личные разногласия,вообщем я подлец.

Юнге)))

Был у нас разговор про расстреляных ни за что при тоталитарном СССР.

Тут прямо в тему комментарий - вот собственно такие граждане и подводили к расстрельным статьям других граждан писав, на них любые доносы.

К слову больше всего доносов писали жившие не по лжи интилигенты))) Например широко известный борец за нашу и вашу свободу Солженицын, имевший агентурный псевдоним Ветров.

старший матрос!

он не юнга - 

я же присвоил ему звание старшего матроса!

это соответствует званию ефрейтор, что гораздо лучше чем юнга!

по проблемам лжестарчества следует обращаться на сайт к профессору Осипову - 

он там всех разведет!

а у нас скромный туристический сайт, такие вопросы конечно не для нас...

Хотим посетить Семиозерский

Хотим посетить Семиозерский Богородицкий монастырь 10.08.2017 Из нас там никто не бывал. Транспорт- микроавтобус 20 человек. Возможен ли сопровождающий из местных? К кому обратиться?

можете сами съездить

можете сами съездить, 

там в принципе все ясно и понятно.

по трассе М-7 (если ехать от Н.Челны), нужно проехать Щербаково - 

потом будет надземная эстакада и указатель поворота на Семиозерку.

Повернуть туда, проехать 3-4 км и еще раз по указателю повернуть направо, 

дорога простая, можете спросить у дачников.

в Семиозерке монастырь видно издалека - доехать не сложно.

В самом монастыре можете взять гида - он вам про все расскажет, 

там же узнаете тропку к святому источнику в лесу.

Главное,

Главное, идите пешком до источников, даже до дальнего - дорога до них не для недоприводного транспорта.

Здравствуйте! Моя мама

Здравствуйте! Моя мама Емельянова Галина Ивановна родилась в Семиозерье в 1928 году. Свидетельство о рождении выдано Семиозерно-слободским сельсоветом. Ее отец и соответственно мой дед Емельянов Иван Игнатьевич был там в командировке и по-всему принимал участие в ликвидации монастыря. Был членом ВКПб и работал в обкоме партии. Интересно, что сам был из крестьян, никакого отношения к буржуазии не имел. Загадка, что простые люди всю жизнь посещавшие церковь и с малолетства воспитанные на ее принципах так легко ее разрушали.

наверно, дело в том...

наверно, дело в том, что в церковь ходили, но настоящей веры не имели,

к сожалению, был ощий упадок православия и как религии и как государственной идеологии, 

идеи коммунизма и социализма стали популярнее христианства.

Поэтому русский народ и стал разрушать свои святыни...

не все конечно.

Мне интересно, что вы судя по

Мне интересно, что вы судя по "аватарке" современный человек. У вас есть настоящая вера? Во что вы верите? А если в церковь ходите, то и десятину платите? Говорят, что бог един, только разные толкования. Отсюда и религиозные войны. Православие же позже появилось, а чем отличается от католицизма так и никто не знает.чем

Напишите пожалуйста может ли

Напишите пожалуйста может ли проехать в Семиезерский монастырь большой туристический автобус и с кем нужно решать вопрос о встрече, экскурсии и питании? Заранее благодарю.

Семиозерный монастырь

с сайта Казанской митрополии:

Координаты: 55.954157, 49.101552 

адрес:  420099, РТ, Высокогорский район п.Седмиозерка
тел. (843)266-84-00

как проехать:

на трассе М-7 - по объездной казанской дороге - (если ехать от Н.Челнов) - 

повернуть направо по знаку главной дороги (указатель "Семиозерка, Шигали"). Еще через 800 метров - налево, также по знаку главной дороги. Еще через 1,7 км повернуть направо на перекрестке асфальтовых дорог (ориентир - слева после перекрестка сады заканчиваются). Через 2,4 км при въезде в поселок Семиозерка повернуть налево и ехать по асфальтовой дороге, большим крюком объезжая слева поселок. Асфальтовая дорога заканчивается у ворот монастыря.

Большой автобус проехать может.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.