Ананьинский могильник

Команда Кочующие - Ананьинский могильник

 

Ананьинский могильник  — находится на правом берегу Камы у села Ананьина, в пяти верстах от города Елабуги Вятской губ. Открытие его произошло случайно, вследствие весенних разливов, которые стали обнаруживать в этом месте человеческие кости и разные древние предметы.

Поэтому в 1858 г. была предпринята первая раскопка, которая производилась под руководством чиновника удельного ведомства г. Алабина, составившего отчет об этой работе; несмотря на то, что могильник был пересечен при этом только одним продольным рвом, а прочие части его остались нетронутыми, найденные в нем черепа и вещи оказались столь любопытными, что тотчас обратили на себя внимание представителей русской науки.

 

 

После г. Алабина вторичные раскопки были произведены в 1865 году по поручению Археологической комиссии русским археологом П. И. Лерхом; наконец, после Лерха его расследовал А. И. Невоструев, которому удалось, между прочим, собрать по частям один из резных камней, лежавших прежде на могильнике. Могильник при его первом исследовании представлял собою курган около 1 саж. вышиною и 219 шагов в окружности. На поверхности его были, по словам старожилов, какие-то камни с изображениями. Внутри кургана со стороны села Ананьина был найден круглый вал 28 шагов в окружности, обложенный "насухо", т. е. без раствора, необделанными каменными плитами; внутри его было три костяка, пережженная земля, глина и уголья. Посередине кургана были открыты две гряды, также обложенные плитами, и, наконец, в конце кургана — такой же круглый вал, как и в начале, только поменьше. Всех костяков было найдено г. Алабиным около пятидесяти.

 

 

Вот одно из погребений, как его описывает г. Алабин: "На одре, сложенном из угля, сгоревших бревен и больших, стоймя поставленных кусков дерева, оказался костяк, лежавший лицом к северу. В самом одре и на поверхности его, у этого костяка, найдено много различных вещей, а в особенности горшков, наполненных землистою массою и мелкими обугленными костями. Таких горшков находилось: — три больших над самою головою скелета, два горшочка у правого бока, по два еще у обоих колен и один у левой ступни. Около головы найдено было украшение из глиняных бус, покрытых глазурью; у ног — бронзовые бляшки и бронзовые ожерелья". Кроме костей человеческих, были найдены кости разных животных и, между прочим, лошади, и множество разных предметов, как, напр., оружие, горшки, украшения платья, металлические части конской сбруи, точила, ножи и, наконец, вероятно, амулеты. Все эти предметы были сделаны из бронзы, железа и даже из камня, как, напр., кремневые наконечники стрел.

 

Таким образом, в Ананьинском могильнике являются образцы изделий всех трех веков: каменного, бронзового и железного. Из бронзы сделаны рукоятки ножей и кинжалов, разные украшения, как, напр., гривны (см. это сл.), цепочки, застежки, бляшки и проч.; из железа — лезвия ножей и кинжалов и наконечники стрел; из камня — два шиферных точила и также наконечники стрел. Бронзовые предметы украшены или животным орнаментом, напр. драконами, головками разных зверей и т. п., или же геометрическим орнаментом в виде зигзага, кругов и спиралей.

Что касается эпохи сооружения могильника, то, конечно, она не может быть определена с точностью; но несомненно, что он относится к весьма отдаленному времени, на что указывают многие признаки: во-первых, мы видим в нем полное отсутствие признаков письма и монет, которые встречаются в позднейших погребениях бронзового и железного века, во-вторых, все железные предметы сделаны чрезвычайно грубо и притом по образцу тех же предметов бронзового века, т. е. кельтов, секир, топоров и пр., в-третьих, бронзовые топоры по своей форме — не что иное, как дальнейшее развитие формы каменного топора, присущей каменному веку на севере России, и, наконец, в-четвертых, нахождение железных предметов вместе с бронзою прямо показывает, что Ананьинский могильник принадлежит к концу бронзового и началу железного века.

                                    РУКОЯТЬ АНАНЬИНСКОГО МЕЧА, НАЙДЕННОГО В МОГИЛЬНИКЕ    

 

Каким народом сооружен этот могильник, также нельзя сказать с точностью. На надгробной плите, собранной К. И. Невоструевым, изображен человек во весь рост, в одежде и в вооружении. На голове у него остроконечная шапка с какими-то длинными до плеч лопастями, напоминающая несколько круглые шлемы с сетками наших кавказских горцев; на лице нет ни усов, ни бороды; на шее надета гривна. Сам он одет в короткий кафтан, наподобие поддевки с рукавами, и стянут поясом, на котором висит с правой стороны кинжал, сходный по форме с мечами, найденными в могильнике.

 

 

Но всего этого, конечно, очень мало для решения вопроса о национальности соорудителей могильника. Ясно только, что он принадлежит народу, жившему задолго до Р. Х. между Волгою и Уральским хребтом. Более подробные сведения и рисунки найденных предметов находятся в статьях, обнародованных его исследователями. — Записка г. Алабина напечатана в "Вестнике Географич. общества" за 1860 г., 6; работы П. И. Лерха описаны в "Отчете Археологической комиссии за 1865 год", а исследование К. И. Невоструева помещено во II томе трудов Первого Археологического съезда.

 

                                   ОКРЕСТНОСТИ  ДРЕВНЕГО ГОРОДА  ЕЛАБУГИ              

 

 

Иван Шишкин по просьбе московского профессора К.И. Невоструева обратился было к раскопкам таинственного кургана, расположенного вблизи деревни Ананьино, что в 3 км от Елабуги. В 1858 г . Шишкин приступил к раскопкам кургана, имевшего уже тогда большое значение для познания истории древнего Прикамья. Вскоре курган стал известен всему миру как Ананьинский могильник, ависторическойнаукепоявилсятермин "Ананьинскаякультура". Ко II тысячелетию до н.э., эпохе бронзового века при переходе от рыболовства и охоты к скотоводству и земледелию относят Ананьинские стояки. Живет в народе легенда о том. что в районе Ананьинского могильника закопана золотая лодка. Во время раскопок действительно была обнаружена лодка, но только каменная, в которой отправились в загробное плавание ананьинский воин. Могильник этот подтверждает сказание Татарской летописи о глубокой древности Елабуги. Проделанная Шишкиным археологическая работа не осталась незамеченной. 18 января 1872 г . Московское археологическое общество избрало "Елабужского Кулибина" своим членом-корреспондентом. Это был последний и самый яркий факт признания его заслуг как перед родным городом, так и перед Россией.

 

 

                                  НП НИЖНЯЯ КАМА - ОКРЕСТНОСТИ АНАНЬИНСКОГО МОГИЛЬНИКА     

 

Ана́ньинская культу́ра — археологическая культура конца VIII—III вв. до н. э., распространена на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы. На юго-восточной периферии памятники культуры располагаются по берегам нижнего течения реки Белой, от её устья до города Бирска (городища Новокабановское, Какрыкуль, Петер-Тау, Аначевское, Тра-Тау, Трикольское, Новобиктовское, поселение Бирское, могильник Таш-Елга). В Волго-Камье и более северных районах памятники культуры располагаются вплоть до Печорского Приполярья.

 

Название дано по первому открытому могильнику у села Ананьино близ Елабуги (Татарстан), раскопанному П. В. Алабиным и И. В. Шишкиным в 1858 году.

В Поволжье и Нижнем Прикамье следы Ананьинской культуры теряются в VI в. до н. э., в остальных районах — в III—II вв. до н. э.

Известны неукреплённые поселения, городища и могильники. На поселениях и городищах найдены остатки наземных бревенчатых жилищ (площадь 10x5 м; 12х4 м). Кроме того, на поселении Конецгор обнаружены разделённые на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами.

 

                                          РЕКОНСТРУКЦИЯ  -  АНАНЬИНСКИЙ ВОИН                

 

Экономика

Население занималось преимущественно скотоводством, а также земледелием, охотой и рыболовством. Большое развитие получили чёрная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело, занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением посуды. Характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым орнаментом. На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг).

Для раннего периода Ананьинской культуры было характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия. Известны также кремнёвые наконечники стрел и скребки. На Ананьинскую культуру оказали большое влияние культуры Кавказа (колхидо-кобанская), скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Особенно значительными были связи ананьинцев с носителями культур Кавказа (многочисленные импортные изделия). Установлено, что технологические приёмы обработки железа восходят именно к кавказским традициям.

 

                                                  ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ЕЛАБУГА                     

 

Погребения

Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник содержал более 1100 погребений). На самых ранних из них (например, I Мордовский) в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В VI—V вв. до н. э. их сменили стелы на могилах, иногда с изображением мужчин с оружием или без него. Господствует обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы-домики. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные, представлены расчленённые (повторные) и частичные (захоронения черепов). Погребения в ряде случаев сопровождались мясной напутственной пищей (мужчины — кониной, женщины — говядиной) и различными предметами, включая глиняные сосуды. В мужских погребениях обычно находят оружие, орудия труда (копьё, кельт, меч, кинжал, наконечники стрел, клевец) и украшения. В женских могилах встречаются украшения (браслеты, гривны, наборы из бляшек и трубочек-пронизей, нашивавшихся на кожаный головной венчик).

 

 

КАМА-1

 

 Происхождение

Вопрос о генезисе ананьинской культуры на сегодняшний день остаётся дискуссионным. В 1960-х гг. дискуссия велась, в основном, о соотношении местного, позднебронзового и пришлого, западносибирского компонентов. А. Х. Халиков предполагал «вырастание» ананьинской культуры из позднего этапа приказанской, с чем активно не соглашались О. Н. Бадер и В. П. Денисов. Точку зрения о решающей роли зауральских племён в формировании ананьинской культуры отстаивал В. Ф. Генинг. Позже в качестве основы формирования вариантов ананьинской культуры стали также рассматриваться лебяжские и быргындинские древности.

 

 

Антропологический тип

Среди ананьинцев были как ярко выраженные монголоиды: низкорослые и плосколицые, так и представители европейского типа.

 

 

Язык

Ананьинцы, по-видимому, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Есть гипотеза, отождествляющая их с тиссагетами либо с аргиппеями, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов (последняя версия более вероятна, т.к. аргиппеям Геродот приписывает монголоидную внешность, а о внешности тиссагетов не пишет ничего - очевидно, именно потому, что они мало отличались от окуржающих европеоидных племен). Вероятно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), в западной — волжские финны.

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://be.sci-lib.com/article003477.html

http://elabuga-kupech.narod.ru/rezultatshishkina.htm

http://amtg-rus.ru/elabuga/sightseeing/

http://img-fotki.yandex.ru/

http://nkama-park.ru/photo/

http://tatarmuseum.ru/wp-content/gallery/history-costume/

Ашихмина Л. И. Генезис ананьинской культуры в Среднем Прикамье / Сер. препр. «Науч. докл.» : АН СССР, Коми фил. (К VI Междунар. конгр. финно-угроведов) — Сыктывкар: Коми фил. АН СССР, 1985. — 26 с.

Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999.

Збруева А. В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху. М., 1952.

 _

 

Комментарии

Меч из Мещеры-близнец ананьевского

До революции 17 г. на Оке был найден меч, с рукояткой очень похожей на меч из ананьевского могильника.

Находка датирована началом железного века.

вероятно...

вероятно и там и там проживали племена ананьевской культуры, 

которые были предками финно-угров, 

ведь от среднего течения Оки и до Поволжья, и далее по Каме к Уралу - 

был целый пояс финно-угорских племен!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.