Чёрный Июс

Чёрный Июс (хак. Хара-Ӱӱс «чёрная река») — горная река в северной части Хакасии.

Протекает по территориям Ширинского и Орджоникидзевского районов.

Сливаясь с Белым Июсом, образует реку Чулым, правый приток реки Обь.
Длина 178 км, площадь водосбора 4290 км².

Исток — карстовое озеро на восточном склоне горы Белый Голец (Кузнецкий Алатау). Устье — р. Чулым.

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ХАКАСИЮ - ТУТ!

Чёрный Июс

Высота истока 1340 м, устья — около 380 м.
Заболоченность бассейна около 5 %, лесистость 75 %.

В годовом ходе водного режима выделяется весеннее половодье (начиная со второй-третьей декады апреля, продолжительностью до месяца), летне-осенняя (продолжительностью 2—4 месяца) и зимняя (с конца октября — начало ноября) межень.
Летне-осенняя межень неоднократно прерывается дождевыми наводками.

Суммарный весенне-летний сток составляет 80—85 %.
В зимний период наблюдаются наледи с выходом воды на лёд. Средний годовой расход воды (гидрологический пост в Сарале) — 43,1 м с. Вода гидрокарбонатная.

Притоки Черного Июса
(км от устья)
16 км: Печище (Камн. Печище)
52 км: Сарала (Лев. Сарала)
84 км: водоток протока без названия
93 км: Транжуль
104 км: Састыгчул (Систыхчул, Черемуховая)
115 км: Малый Инжул (Рождественский)
Большой Инжул
120 км: Малый Чёрный Июс
128 км: река без названия
128 км: Инжул
140 км: Избасс
155 км: река без названия

Данные водного реестра
По данным государственного водного реестра России относится к Верхнеобскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Чулым от г. Ачинск до водомерного поста села Зырянское, речной подбассейн реки — Чулым. Речной бассейн реки — (Верхняя) Обь до впадения Иртыша.

Гидрография и лоция реки Чёрный Июс
Название реки происходит от хакасского слова «ӱӱс» – «река».
Черный Июс – это горная река, расположенная на севере Хакасии. Она протекает по территориям Орджоникидзевского и Ширинского районов. Река сливается с Белым Июсом, образуя речку Чулым, правый приток реки Обь.
Инжуль – левый приток Черного Июса. Длина реки составляет 178 километров, площадь водосброса – 4 290 квадратных километров. Ее истоком является карстовое озеро, которое находится в восточной части горы Белый Голец Кузнецкого Алатау. Устье – река Чулым. Исток имеет высоту 1340 метров, устье – примерно 380 метров. Бассейн заболочен на 5%, лесистость занимает 75% территории.
Река сплавная, в зависимости от выбора места сложность сплавов меняется. В горной части  много разнообразных препятствий: перекаты, шиверы, пороги, подводные и надводные камни, протоки. На первых 18 км сплава встречается восемь небольших препятствий, на 27-м километре от истока — порог «Мраморный».
Ориентиром порога служат бело-серые мраморные скалы на левом берегу реки. Разведку порога следует производить с правого берега.
Прохождение порога «Мраморного» требует пристального внимания. Порог «Краснокаменный» расположен на 39-м километре от истока и в 30 км от начала сплава.
Вход в порог узкий — 7—8 метров, хорошо просматривается. Крупные камни на отдельных участках служат ориентиром. Вход в порог с правого берега, с переходом в центр русла реки. Ниже расположены отдельные подводные и надводные камни.
Порог «Пирамида» находится на 50-м километре маршрута, на километр выше левого притока ручья Мутного. Вход в порог с правого берега. В небольшую воду порог прост для прохождения.
На 55-м километре маршрута река входит в широкую долину. Берега завалены деревьями. На этих участках река часто меняет русло и образует множество проток.
Много длинных спокойных плесов. Далее, сливаясь с Белым Июсом, она мало меняет характер. Любители рыбалки в первую очередь едут к реке за хариусом.

Легенда о названии Белого Июса и Черного Июса:
Давным давно там, где сливались Белый Июс и Черный Июс, 180 – летний глава кызыльского народа по имени Хызылах вместе со стариком Хурулдаем стояли на горе и смотрели вниз.
- Ну, старик Хурулдай, как назвать эти реки?
Хурулдай в ответ:
- Давай зачерпнем воды из каждой реки и вскипятим их в разных котлах. Тогда и назовем.
Они развели костер и поставили на них два котла с водой. Когда вода начала закипать, они увидели, что в первом котле появилась белая накипь, а в другом черная.
- Ну вот, - говорит Хурулдай, - видишь, в первом котле белый жир, а во втором черный. Так пусть эти реки называются так: одна – Белый Июс, другая – Черный Июс.

Притоки реки Чёрный Июс
Река Сарала

Сарала — горно-таёжная река на севере Хакасии (Орджоникидзевский район), левый приток реки Чёрный Июс (бассейн реки Чулым). Берёт начало в центральной части Кузнецкого Алатау. Длина 65 км, площадь водосбора 1310 км². Среднегодовой расход воды — около 21 м³/с. В бассейне проводилась промышленная добыча золота. Имеет правые притоки р. Сабула, р. Богоюл.
 Левый приток р. Сарала - река Юзи́к (хак. Юзик) длина более 35 км, площадь бассейна около 180 км². Берёт начало с горы Вершина Юзика на высоте 1291 м над уровнем моря, у подножья Тункасского хребта. Протекает по среднегорной территории через темнохвойные леса. Юзик имеет 2 правых притока (общая длина более 10 км), 5 левых притоков (общая длина более 50 км) и 5 притоков 2-го порядка (общая протяжённость более 30 км).

Река Инжу́л
Инжу́ль (Инжу́л, Инджу́ль) (хак. Інчул) — река восточных отрогов Кузнецкого Алатау, левый приток реки Чёрный Июс (бассейн р. Чулым).
Длина — 21 км. Протекает по территории Орджоникидзевского района Хакасии. Исток расположен в 15 км южнее посёлка Орджоникидзевский. Впадает в реку Чёрный Июс на 123 км от устья.
Инжуль имеет 23 притока. Наиболее крупные — река Уол (длина 8,5 км) и ручей Ср. Промысловый (5,5 км). Река горного типа. Населённых пунктов в бассейне реки нет.

Рыбалка на реке Чёрный Июс
Накупавшись и назагоравшись на гостеприимной Хакасской земле, вдоволь накатавшийся по многим достопримечательным местам, а пробег в Хакасию и обратно составил 2500 км, я даже соскучился по городской квартире. Но это длилось не долго. Однажды утром меня разбудил телефонный звонок моего друга Андрея из Абакана. Сквозь сон я слышал что то об очередной рыбалке, сон мгновенно испарился. Признаюсь честно, согласился не сразу, терзали сомненья. Весь организационный процесс казался мне сплошной авантюрой и ведь я был прав. Желание же еще раз проплыть по красивой реке, да еще и с друзьями да и при этом по возможности половить рыбку перевесило все мои сомнения.
Собираться мне даже не пришлось, всё и так лежало в машине с прошлой рыбалки. Раннее утро, стартую из 9-ки в Красноярск, там ждёт меня Альберт - третий участник экспедиции. С этого момента начались "несостыкови". Авто, на котором мы планировали ехать на рыбалку преподнесло неприятный сюрприз - оно просто отказалось ехать, видимо почувствовав что то не ладное smile Выбора, как такового у нас не было, поехали не моей. Приехали в Абакан, побегали по магазинам, пополнили боезапас.
 Ехали в ночь, что бы за день успеть сделать все дела. Вот тут то нас и поджидали те самые "обломы". К вечеру выяснилось, что УАЗик, который должен был нас везти на рыбалку и обратно сломался по пути из Чикаго в Абакан. Запасной вариант - газель, подкинула приблизительно такой же сюрприз. Настроение начало медленно снижаться.
Возможность доехать до заветной реки таяла на глазах. Как Вы понимаете отступать не в наших правилах и опять же особых альтернатив в ближайшее время не предвиделось. Решено ехать к реке прям на моей машине, благо на этом свете существуют друзья. Вечером нагружаем тойоту по самые "нехочу" и выдвигаемся из Абакана в сторону посёлка Шира. По пути забираем замечательно человека, который согласился забрать нас с рыбалки на моём авто. Попили чая, по бутеру в зубы и снова в путь! Не спим вторую ночь, я всё время за рулём. И вот оно, чудо-знак на ж/д переезде в п.Шира, который знаком многим водителям.
Мне показалось что я остановился, но сотрудникам ДПС так не показалось. Который по счёту облом с долгими разбирательствами, но всё обошлось "малой кровью". Мчимся дальше! Дорога мне показалась долгой, а вела она нас в населенный пункт с названием Сарала.
Первый раз я так долго спускался на машине под уклон по практически прямой дороге (около 30 минут). В Сарале все спят, часа 2 ночи, а как нам попасть на реку никто не знает. Но на наше спасение мы встретили там парнишку, который без лишних колебаний согласился показать нам дорогу, предварительно выкатив из ворот свою новенькую мазду 6 о_О Полями, полями, травами да оврагами мы подъехали к реке. НАКОНЕЦ ТО! Выгружаемся.
А вот и наш спаситель в роли водителя.
Проверив снаряжение, переодеваемся и согреваемся попутно отметив прибытие.
Машина уехала в Шира, всё стихло. Солнце долго не торопится выходить из за гор и согреть нас своими лучами. Согреваемся качанием лодок smile

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
И вот наконец то достаточно расцвело для отплытия. Я переполнен чувствами и воспоминаниями с прошлого сплава, да к тому же товарищи сказали что речка не подарок, следи за ней, а то всякое бывает. Опыта сплавной рыбалки у меня не много и я немного очкую smile Отплываем.
Плывём мы значит, довольные и счастливые, кидаем спины и ничего не нарушает наш покой, но... Через час хода мы слышим крики Андрея, он, как бывалый идёт впереди: "Ребята, тут опасный участок - внимательно!" и скрывается за резким поворотом. Я иду второй. Выходя из поворота я вижу такую картину: река сузилась и течение заметно усилилось, да к тому же посередине остров в начале которого завал на всю реку. Справа пройти было не реально, а слева река делала поворот на 90 градусов и с шумом врезалась в завал оставляя лишь 3 метра свободной воды . Лодка, на которой я плыл уже "отличилась" своими ходовыми качествами на предыдущем сплаве. У лодки этой даже название есть: "Альгинка 21". И вот оно! я не смог выгребсти и врезался в завал левым бортом. Правый баллон сразу же начал уходить под воду и лодка начала принимать не свойственное ей положение. В голове пронеслась мысль о пятой точке, т.е. "жопа". Андрей уже бежал по острову в мою сторону, поняв что добром это не кончится и что то кричал. Альберт умудрился пройти рядом по свободной воде. Я каким то образом сделал всё правильно и смог выровнять уже полную воды лодку. Потом опять же непонятным мне способом я вышел из завала и проплыв его причалил к уже ждавшим меня на острове товарищам. Адреналин скажу я вам выходил из меня еще минут 20. Со слов Андрея моя ситуация выглядела практически безуспешной и пророчила потерю провизии и лодки, как минимум, а то и того хлеще. Но я не один попал в аварию. Альберт в это время тоже умудрился найти себе приключений, что видно по фотографии.
Перевели дыхание и поплыли дальше, рыб не клюёт. Природа красивая, много водоплавающей дичи, просто очень много!
Река стала заметно спокойнее и позволяет расслабится. В правом углу видно группу "хариузятников". Как они подъезжали к реке мне осталось не понятно, мы встречали их все три дня сплава.
Погода начала капризничать, приближалась гроза.
Но ничто не вечно под луной, как и дождь. Гроза ушла и мы плывем дальше. Рыб не клюёт, но оптимизма хоть отбавляй.

Проплываем под скалами и "расческами" и всеми остальными обязательными атрибутами наших родных рек.
Отсутствие сна более 2 суток делает своё дело и вот на очередном острове я обнаруживаю такую вот картину smile Посмотрите, как чутко спит настоящий рыбак! Весла он "сушит" даже во сне smile
Вечерело. Никто так и не увидел ни одной поклёвки. хариузятники, что попадались нам на реке тоже ничего не ловили. Рыб пропал. Нашли красивое место для стоянки на ночь. Разбиваем лагерь, ставим палатку. Блесним блесним блесним.
Всю ночь делились впечатлениями закусывая печенюшками. Фотографии следующего утра я пожалуй выкладывать не буду, страАашное зрелище smile

ДЕНЬ ВТОРОЙ.
К обеду пришли в себя. Попили чая, собрались, поплыли. Ах да, побросав несколько раз спин увидели поклёвку, но сход. Рыб пришёл!
Часам к 3 дня полностью очухались smile Вернулись силы и оптимизм.
Красота. Воздух, река, все такое чистое.
Пытаюсь захватит в объектив красивые места, но получается едва ли.
И тут наступает переломный момент. Комрады, потеряли терпение и перевязывают снасти на хариуса.
Я же поставил себе задачу блеснить до победного. Меняю блесны каждые пол часа хода. В очередной раз разглядывая свою немногочисленную коллекцию замечаю белую 3ку с красным катафотом. Цепляю, бросаю, веду и тут чувствую тот самый долгожданный удар! По сопротивлению понимаю что там не трофей, но всё же кто то упорно сопротивляется. Первая свеча, вторая, третья, радости, как говорится полные штаны smile
Угадайте что сделали мои товарищи? Да, ту не надо быть академиком, что бы понять что они судорожно привязывали блесны и стали "прочесывать" каждый перспективный участок. Рыб стал появляться и буквально через час уже все мы бурно обсуждали появившиеся поклевки. Я продолжал фотосессию.
В завершении скажу что самый крупный рыб был 4,5 кг. Была пара серьёзных поклевок, но реализовать их не удалось. На третий день рыб тоже ловился особенно ближе к Чулыму. В обед третьего дня мы пристали к берегу уже Чулыма у деревни В.Сютик если мне не изменяет память smile На этом и закончилось наше путешествие.

_____________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
«На берегах Белого Июса»  Автор книги: Олег Добров (Новосибирск), Год издания: 2002
Издательство: Новосибирск
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 15. Алтай и Западная Сибирь. Вып. 2. Средняя Обь / под ред. В. В. Зееберг. — Л.: Гидрометеоиздат, 1967. — 351 с.
Государственный водный реестр РФ: Чёрный Июс.
Источник: П. А. Трояков «Мифы и легенды хакасов», 2007 г. С. 41.
Прокофьев С. М. Природа Хакасии. Абакан, 1993;
Никольский Л. А. Хакасия. Красноярск, 1967.
Белый Июс // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Черный Июс на сайте Саянское кольцо
Краткий топонимический словарь Хакасии
 Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 21.06.2019 Республика Хакасия.
Покровский. Д. С. и другие. Подземные воды Республики Хакасия и водоснабжения населения. Томск: Изд-во НТЛ, 2001.
Энциклопедия Республики Хакасия : [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. — Красноярск: Поликор, 2008. Т. 2 : [О — Я]. 320 с. : илл. С. 79. ISBN 978-5-91502-008-4. — С. 208.