Усадьба Асеевых

27 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА - состоялось торжественное открытие Тамбовского областного государственного автономного учреждения культуры «Историко-культурный музейный комплекс «Усадьба Асеевых», приуроченное ко Дню рождения Тамбовской области.
С первого дня работы Музейный комплекс «Усадьба Асеевых» стал культурным центром города и области. 
 

 
Обзорные и тематические экскурсии по музею дают возможность посетителям оказаться в атмосфере русской усадьбы начала XX века, увидеть тщательно воссозданные интерьеры Кабинета М. В. Асеева, Приемной, Парадной столовой, Белого зала, Аванзала, Диванной, Малой гостиной, Мужской комнаты и т.д., узнать интересные факты из истории эпохи об укладе жизни, морально-нравственных ценностях, культурно-просветительской деятельности хозяина усадьбы Михаила Васильевича Асеева – известного купца, фабриканта, успешного промышленника, почётного гражданина города Тамбова, общественного деятеля, мецената и патриота своей страны, которому за заслуги перед Отечеством было пожаловано потомственное дворянство.

Кроме постоянной экспозиции, посетители Музейного комплекса «Усадьба Асеевых» могут увидеть выставки, организованные совместно со знаменитыми российскими музеями (Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей Московского Художественного академического театра), а также музейными учреждениями, галереями, общественными объединениями и частными коллекционерами города и области.

Помимо экскурсионной и выставочной деятельности, в залах и помещениях «Усадьбы Асеевых» регулярно проходят различные культурно-просветительские мероприятия, мастер-классы, творческие встречи с актёрами театра и кино, образовательные, патриотические, детские и семейные мероприятия, концертные программы, фестивали, театрализованные мероприятия, воссоздаются традиционные для конца XIX – начала XX века балы, реализуются социально-значимые проекты, направленные на сохранение и популяризацию отечественного исторического наследия.


 
По итогам первого года работы, Музейный комплекс «Усадьба Асеевых» стал лауреатом премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства в номинации «За просветительскую деятельность в сфере культуры», занял первое место в региональном конкурсе Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» Центрального федерального округа в номинации «Лучшая площадка для развития событийного туризма – Музейно-выставочные комплексы» и второе место в общероссийском финале «Russian Event Awards». Также деятельность музея отмечена благодарственными письмами администрации Тамбовской области, различных учреждений и организаций, общественных объединений Центрального федерального округа.

Историко-культурный музейный комплекс «Усадьба Асеевых» сегодня – это уже получивший широкую известность культурно-просветительский центр Черноземья, одна из главных коммуникационных площадок Тамбовской области для проведения конференций по вопросам культуры и искусства, презентаций культурно-просветительских проектов, брифингов о существующих проблемах в сфере культуры и путях их решения и т. п. 
Музей продолжает развиваться и совершенствоваться.
  


ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ
С этим значимым событием жителей города поздравили присутствовавшие на церемонии открытия Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, глава администрации Тамбовской области Олег Бетин, глава администрации города Тамбова Александр Бобров, вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая, первые лица города и области, почетные гости.

Владимир Мединский выразил надежду на то, что комплекс – образец дворцово-паркового зодчества, построенный в 1905 году, – станет одним из главных мест притяжения туристов в области: «Мне хорошо известно, как непросто проходила эта реставрация. И теперь эта усадьба и прилегающий к ней парк станет общедоступным историко-культурным музейным комплексом, филиалом всемирно известного Петергофа. Здесь будут проходить выставки и конференции международного уровня». «Я был здесь год с небольшим назад, и это были руины. То, что мы видим сегодня, говорит само за себя. Проделана грандиозная работа, и вот перед нами полноценный филиал «Петергофа» — одного из лучших музеев Европы. Это было бы немыслимо без поддержки губернатора, без усилий самого «Петергофа», без консолидированной работы вместе с министерством, регионом и музеем», — отметил министр культуры Владимир Мединский. Более того, по словам министра, Тамбовская область одна из первых выполнила поручение президента об открытии филиалов ведущих российских музеев в регионах.

Губернатор Тамбовской области Олег Бетин напомнил о непростой судьбе усадьбы Асеева. Только благодаря усилиям сотен неравнодушных тамбовчан, известных деятелей культуры, министерства культуры и лично Владимира Мединского удалось не допустить передачи старинного памятника архитектуры под коммерческие проекты.

Концепция развития усадебного комплекса разработана историками и искусствоведами государственного музея-заповедника «Петергоф». Как отметила его директор Елена Кальницкая, сегодня этот дворец может рассказать посетителям о многом: «Здесь есть возможность взглянуть на целые пласты русской истории. Это и развитие капитализма, промышленности, потому что судьба Асеевых позволяет об этом говорить. Это и удивительная проблема воссоздания музеев в России, и до революции, и после революции, и сегодня. Здесь можно узнать, как развивалась русская культура, как она развивается сегодня». 

Этот уникальный проект по воссозданию усадьбы и прилегающей к ней территории парка (жемчужиной которого является пятисотлетний черешчатый дуб) будет развиваться и дальше. Планируется благоустройство парковой зоны с созданием детских площадок, разбивкой беседок для отдыха, организацией сценического пространства для проведения концертов, торжественных мероприятий, форумов и т.п. Также появится множество фонтанов, первый из которых со скульптурой Венеры Медицейской зрители увидели уже в день открытия музея.

Первую экскурсию по Музейному комплексу «Усадьба Асеевых» провела директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. Она представила выставку «Из Тамбова в Петергоф. Путь энтузиаста.», посвященную судьбе Анатолия Шеманского, уроженца Тамбова, который в 1920-1930-е годы работал в Петергофе и прошел путь от практиканта до заместителя директора по научной работе. Его перу принадлежат книги по истории дворцов и парков, концепции первых музейных экспозиций.

Также посетители увидели воссозданные интерьеры кабинета М.В. Асеева, приемной, парадной столовой, белого зала, аванзала, диванной, малой гостиной, мужской комнаты. Это постоянная экспозиция музейного комплекса, которая в дальнейшем будет расширяться и обновляться. 

В разработке новые тематические выставки и проекты. В исторических стенах особняка М.В. Асеева планируется возродить традицию благотворительных концертов, вечеров камерной музыки, культурно-просветительских мероприятий.
    
Где находится, как доехать:
Наш адрес: 392000, Россия, Тамбовская область, 
г. Тамбов, ул. Набережная, д. 22/1. 
Контактные телефоны: 
касса - (4752) 63-64-69;
экскурсоводы - (4752) 63-64-71. 
e-mail: mk-aseeva@yandex.ru
 
Обращаем Ваше внимание: 
в связи с ограничением сквозного движения по ул. Набережной, въезд автотранспорта осуществляется с ул. Гоголя.    


 
РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Понедельник ВЫХОДНОЙ
Вторник с 10:00 до 18:00
Среда с 10:00 до 18:00
Четверг с 13:00 до 21:00
Пятница с 10:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 18:00
Воскресенье с 10:00 до 18:00
 

КАССА РАБОТАЕТ

Понедельник ВЫХОДНОЙ
Вторник с 10:00 до 17:30
Среда с 10:00 до 17:30
Четверг с 13.00 до 20:30
Пятница с 10:00 до 17:30
Суббота с 10:00 до 17:30
Воскресенье с 10:00 до 17:30
Вход в музейный комплекс осуществляется по билетам каждые 30 минут в составе экскурсионных групп.
 

СТОИМОСТЬ УСЛУГ:

Стоимость входного билета в музейный комплекс    
150 руб.
Стоимость входного билета для студентов и курсантов (при предъявлении соответствующих документов) 
80 руб.
Стоимость фотосъемки на одну фотокамеру (любое устройство, производящее фотосъемку)    
170 руб.
Стоимость организации фотосессии    
5 000 руб.
Стоимость входного билета на экскурсионные программы с элементами театрализованного представления    
300 руб.
Для организованных групп по предварительной записи возможно проведение театрализованных, тематических экскурсий, квестов.
Контактный тел. + 7 920 485 11 55
 


 
ОСОБНЯК М. В. АСЕЕВА – НЫНЕ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «УСАДЬБА АСЕЕВЫХ»

До революции усадьба принадлежала известному фабриканту, меценату и общественному деятелю, почетному гражданину города Тамбова, Михаилу Васильевичу Асееву, 1858 г. р., происходившему из купеческой династии. За заслуги перед Отечеством М. В. Асееву было пожаловано потомственное дворянство. Весной 1918 года дом был реквизирован, а семья Асеевых эмигрировала за границу.

 

Дом М. В. Асеева (ныне музей) был создан по проекту московского архитектора Льва Кекушева в 1905 году. Столичный масштаб, тонкая деталировка и декоративное разнообразие, а также высокое качество исполнения строительных работ были беспрецедентны. Построенный в стиле модерн, с оригинальными фасадами и эксклюзивными интерьерными решениями, дом и сейчас поражает своей оригинальностью, нестандартностью, красотой, изяществом всех элементов. 

Тамбовский особняк М. В. Асеева – одно из самых насыщенных декором произведений Льва Кекушева. В этой работе архитектору удалось создать целостный ансамбль интерьеров с уникальными элементами, созданными по его эскизам: тонкая лепнина, фрески, горельефы, оригинальные панно, осветительная арматура, встроенная мебель, деревянные полотна отделки и т. д.
 
Дом стал образцом столичного вкуса и жизненного уклада в Тамбове, а также предметом подражания для ближайшего окружения его владельца. Более того, с его строительством в 1905 г. в архитектуре города распространился стиль модерн, имевший, таким образом, московскую ориентацию.
Как отмечает в своей книге «Московский архитектор ЛЕВ КЕКУШЕВ» доктор искусствоведения, известный учёный в области истории русского искусства и архитектуры XVII – начала ХХ вв. Мария Владимировна Нащокина: 
«Тамбовский особняк – образец архитектурного ансамбля здания, спроектированного и построенного Л. Н. Кекушевым (к тому же сохранившегося лучше всех известных его построек)...»

 
Тамбовский дом М. В. Асеева – самое насыщенное разнообразным декором произведение Льва Кекушева. Именно в Асееве зодчий, чаще работавший по заказам строительных обществ, наконец, обрёл состоятельного заказчика, готового понести значительные расходы на богатую и эксклюзивную отделку своего жилища. Именно в этой работе зодчему удалось создать целостный ансамбль интерьеров, насыщенных многими уникальными элементами, созданными по эскизам мастера: деревянными отделками, встроенной мебелью, осветительной арматурой, декоративной живописью и тонкой разнообразной лепниной.
Внешняя и внутренняя отделка постройки изобилует декоративными деталями... Криволинейные формы модерна соседствуют в ней со множеством ордерных элементов, которые в таком количестве, пожалуй, найдешь только в одном его произведении – «Метрополе».
Экстерьер дворца в целом эклектичен, однако все элементы представленных архитектурных стилей (барокко, классицизма, модерна) изысканно и гармонично сочетаются между собой, создавая неповторимый эффект. 
Как внешняя, так и внутренняя отделка постройки изобилует декоративными деталями, множеством элементов, характерных для архитектуры итальянского ренессанса: декоративные обрамления арочных окон, карнизы, декоративные венки, грифоны, гирлянды из лепных украшений (фестоны), веерообразные растительные орнаменты (пальметты).
 


 
М. В. Нащокина также отмечает: «Тщательность прорисовки всех деталей, в большинстве своем имеющих аналогии в творчестве Кекушева, свидетельствует о его непосредственном участии в разработке всех шаблонов постройки. Все фасады сооружения имеют одновременно черты симметрии и асимметрии, но эти противоречия, свойственные многим его произведениям, не заметны благодаря разнообразию декорации, в целом создающей яркое, цельное впечатление. Здесь и затейливые картуши и девичьи головки, и розетки, и, конечно, львиные морды, представленные буквально повсеместно. Любопытно, что часть аттиков, выполненных в виде аркады между высокими пилонами с остроконечными декоративными навершиями, очень напоминает аналогичную деталь на крыше гостиницы «Метрополь», в иных московских строениях не встречающуюся. Кекушеву было совершенно не свойственно заимствовать элементы из работ других архитекторов, поэтому наличие этих необычных, запоминающихся аттиков-аркад в его авторской постройке косвенно подтверждает его авторство и для аркад «Метрополя».
П-образный дом несколько напоминает в плане традиционные особняки классицизма. Роскошный подъезд к дому – богато отделанный одноэтажный объем, крыша которого служит балконом при комнатах на втором этаже. На главном фасаде дома, обращенном на берег канала р. Цны, красуется массивная угловая башня, увенчанная декоративной вазой. 
Со стороны парка дом представлен красивой лоджией, крыша которой также одновременно служила балконом для помещений второго этажа, а лестничные сходы выводят в сам парк.
Интерьеры дома, со многими дошедшими до нашего времени элементами первоначальной отделки, удивляют и восхищают своим разнообразием и роскошью.
  
 
ПОСТОЯННАЯ МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

На первом этаже особняка располагаются Парадный вестибюль, Гардеробная, Каминная, Аванзал, Приемная, Кабинет М. В. Асеева, Диванная, Малая гостиная, Бильярдная, Парадная столовая, Белый зал – самое большое и торжественное помещение первого этажа, предназначенное для приема гостей, музыкальных вечеров, праздничных мероприятий. Интерьеры помещений, сохранившие многие элементы первоначальной отделки, тщательно восстановлены и отреставрированы. Здесь расположена постоянная музейная экспозиция.
 

На второй этаж ведет эффектная парадная лестница из белого мрамора. Главное помещение второго этажа – Колонный зал, обрамлением которого служат расположенные по периметру и расписанные позолотой сдвоенные колонны. Стеклянный купол в центре зала наполняет помещение светом и торжественностью.

В настоящее время в залах и помещениях музейного комплекса регулярно проходят различные культурно-просветительные мероприятия, благотворительные концерты, выставки, творческие встречи с актерами театра и кино, вечера камерной музыки.

На территории усадьбы расположен прекрасный парк, жемчужиной которого является уникальный пятисотлетний черешчатый дуб. В парковой зоне проложены прогулочные тропинки, имеются беседки и скамьи для отдыха, сценическое пространство для концертных программ. Напротив главного входа в усадьбу внимание посетителей приковывает великолепный многофазовый светодинамический каскадный фонтан, увенчанный мраморной копией статуи Венеры Медицейской. 

  
 
ПАРАДНЫЙ ВЕСТИБЮЛЬ, АВАНЗАЛ
Массивная дверь роскошного парадного фасада, ориентированного на север, с особым причудливым переплетением в решении дверного полотна и расстекловки поверхности, делает ее изящной компонентой и блестящим дополнением ассиметричного входа в вестибюль.
Внутренняя отделка стен, фриза и плафона изобилует многочисленными декоративными элементами, выполненными в различной стилевой манере.
На живописных панно, изображены пейзажные парки с каскадами вод и прудами, итальянскими плаццо и прогуливающимися дамами в исторических костюмах XVIII века.

 
Вверху, в центральной части арки – замковый камень с изображением виде жука. Роспись плафона содержит несколько сюжетов, повторяющихся по периметру плафона и, как бы имитирующих зеркальное отражение, создающих насыщенный монохромный узор. В небольших по размеру изображениях представлены герои греческой и римской мифологии с их непременной атрибутикой. 
Прекрасно сохранилась керамическая плитка пола в стиле модерн. Две мраморные ступени предваряют вход в аванзал, который венчает великолепная по красоте и роскоши, хрустальная люстра. Это просторное помещение является подобием парадного холла, из которого можно войти в Приёмную, Белый зал, подняться в жилые комнаты или спуститься цокольный этаж.
 

ГАРДЕРОБНАЯ
Одно из первых помещений дома, куда попадали гости и посетители – Гардеробная. Здесь сохранилась встроенная мебель в стиле модерн, созданная по эскизам Льва Кекушева. Оригинальны стилизованные крючки для одежды – каждый из них украшает головка богомола. В большинстве эти латунные крючки сохранились, недостающие были воссозданы по образцам. Привлекают внимание латунные чеканные вставки с изображением лотосов (кувшинок), характерных для стиля модерн. По периметру потолочного плафона – трафаретная роспись. Гости, сняв верхнюю одежду, могли пройти в Каминную – отдохнуть с дороги, обогреться у камина, выкурить трубку, побеседовать в ожидании аудиенции.

  

КАМИННАЯ
Главное место помещения отведено камину, выполненному из двухцветного мрамора. Венчает его большое зеркало, увеличивающее пространство Каминной. 
На полке камина – каминные часы второй половины ХIХ в. С двух сторон от камина стоят китайские медные покрытые эмалью вазы с ручками в виде хамелиона. Привлекает внимание добротный буфет, выполненный в стиле неоренессанс. Интерьер Каминной дополняют картины. Особенную прелесть и уют комнате придаёт нежная роспись потолочного плафона.
 
ПРИЁМНАЯ
Традиционно, рядом с входом, располагалась деловая часть дома. Приёмная – небольшое проходное помещение перед кабинетом Михаила Васильевича Асеева. Здесь ожидали аудиенции посетители: управляющие, фабричные служащие, адвокаты, нотариусы. Потолочный плафон сохранил авторскую отделку – орнаментальную лепнину в стиле времён английской королевы Виктории. По периметру потолок отделан кессонами с живописными вставками – изображениями полевых цветов. Фриз выполнен в стилизованной цветочной орнаментике модерна. Дверные полотна декорированы изящными бронзовыми накладками. Дополняет интерьер Приёмной скромный мебельный гарнитур начала ХХ века.
 
КАБИНЕТ
Интерьер и отделка личного кабинета М. В. Асеева сохранились почти в полном объёме. Это респектабельное и, в то же время, достаточно строгое и сдержанное деловое помещение дворца, отражающее вкусы и мироощущение своего владельца. Здесь Михаил Васильевич принимал посетителей, решал важные производственные вопросы, подписывал деловые бумаги, читал. Интерьер Кабинета отличается тонким вкусом стиля и тщательной проработкой деталей. Стены и потолок отделаны кессонированными панелями из ценных пород дерева. Тончайшей резьбой в стиле ренессанс отделаны двери Кабинета и горизонтальная тяга, завершавшая деревянную облицовку нижней части стен.

 
Органично вписана в пространство сохранившаяся встроенная мебель: книжные шкафы, диван с расположенным над ним большим зеркалом. Они составляют стилистическое единство с деревянными стенными панелями. Самоценны в художественном отношении скульптурные резные детали декора книжных шкафов и полотна входной двери – это мастерски выполненные головы детей, женщин и мужчин-воинов в русских шлемах. Великолепное большое эркерное окно с типичным для модерна переплётом рамы создаёт мягкое освещение и уют в этом самом деловом помещении дома. На столе, расположенном в эркерной нише, интересны предметы, имеющие отношение к хозяину Кабинета: книга «Краткий курс суконного производства» с дарственной надписью автора, микрометр – аппарат для измерения толщины сукна.
 
 
Курительные принадлежности (трубка, пепельница в стиле модерн и костяной спичечный коробок) не случайны: в начале XX века отношение к курению очень лояльное и в помещениях, в частности, в кабинетах и хозяин, и посетители могли покурить, обсуждая волнующие их темы, уютно разместившись в креслах в эркере.
Массивный двухтумбовый стол хранит воспоминания о своём владельце. На рабочем столе М. В. Асеева можно увидеть почтовый конверт, найденный во дворце в ходе комплексных реставрационных работ. Письмо из Саратова адресовано «Его Высоко Благородiю Михаилу Васильевичу Асiъеву. Въ Новый домъ» и датировано 1905 годом. Бронзовый чернильный прибор с серебряной ручкой, респектабельная папка для бумаг, настольная лампа в стиле модерн с абажуром из зеленого стекла, телефонный аппарат являются предметами эпохи и атрибутами оформления рабочего кабинета успешного промышленника начала ХХ века. 
Дополняют убранство кабинета бюсты из знаменитой «Галереи бронзовых бюстов всех российских князей, царей и императоров», созданной во второй половине XIX века на фабрике художественной бронзы Ф. Шопена в Санкт-Петербурге. Кабинет украшают пейзажи В. Д. Поленова и западноевропейских живописцев. 

БЕЛЫЙ ЗАЛ
Самое большое и торжественное помещение первого этажа дома М. В. Асеева – Белый зал, из окон которого открывался прекрасный вид на набережную, был предназначен для торжественных приемов гостей, проведения балов, музыкальных вечеров, праздников. Парадно-дворцовый интерьер зала в стиле русского классицизма сохранился до наших дней. Роскошная лепнина по периметру потолка в виде крупных цветочных розеток придает особую нарядность и торжественность. 
Полностью сохранился оригинальный фриз, представляющий собой пояс с ритмически повторяющимся изображением горящего факела с развевающимися лентами – символом знания и просвещения. Декор Белого зала носит в себе черты художественного почерка архитектора Льва Кекушева.

 
Орнаментированные позолоченной лепниной пилястры венчают женские головки. Изящные орнаментальные гирлянды, живописные лепные венки, медальоны украшают позолоченный плафон и стены Белого зала.
Прекрасно сохранился до наших дней и светлый паркет: оригинальный способ укладки паркетных досок создаёт объёмную форму; по периметру орнаментирован меандром из тёмных пород дерева и изящными розетками. Букраний (греч. бычья голова) – орнамент в виде стилизованного черепа, символ власти, силы, излюбленный орнамент стиля Ренессанс – изображён на паркете в проходах в каждую комнату. 
 

ДИВАННАЯ
В соответствии с традициями дом делился на женскую и мужскую половины. Диванная комната относилась к женской половине дома и служила своего рода приемной, предваряющей будуар хозяйки дома – Марии Никаноровны Асеевой. 
В небольшое пространство проходного помещения органично вписана сохранившаяся встроенная мебель, выполненная по чертежам Льва Кекушева. Между угловыми стеклянными горками для посуды расположен диван, над которым в массивной, богато декорированной тонкой резьбой раме помещено живописное панно с изображением просторного среднерусского пейзажа с цветущим летним лугом на первом плане. Изящным декором в виде цветочных гирлянд и венков отделаны деревянные панели горок для посуды.

 
Привлекает внимание нарядный потолочный плафон, расписанный орнаментом из белых лилий. 
Украшением Диванной является коллекционный фарфор XVIII века: роскошные китайские вазы, тарелки Мейсенской фарфоровой мануфактуры, а также предметы чайного сервиза с изображением галантных сценок завода Гарднера XIX века.
Дополняет убранство Диванной изящный мебельный гарнитур XIX века с бронзовыми накладками в виде грифонов, выполненный в стиле русского классицизма. 

 
МАЛАЯ ГОСТИНАЯ (БУДУАР)
Малая гостиная, или будуар, – парадное, праздничное помещение, эффектно отделанное в стиле рокайль, что весьма характерно для богатых особняков второй половины XIX - начала XX веков. 
Сохранившийся потолочный плафон декорирован рокайльной позолоченной лепниной. Потолочные падуги отделаны золочёным декором, имитирующим сетку. В затейливых картушах размещены небольшие живописные панно с изображением цветочных букетов.
В верхней части глубокого эркерного оконного проёма Малой гостиной сохранилась ажурная металлическая вставка в стиле рокайль, которая поддерживала шторный карниз и уподобляла проём эркера театральному залу.

 
Гостиная обставлена изящной мебелью XVIII - XIX веков из ценных пород дерева; декорирована резьбой, интарсией, бронзовыми накладками, фарфоровыми медальонами. Силуэт горки, дамского секретера, комода создают волнообразные линии. Привлекает внимание роскошное консольное зеркало с мраморной столешницей, обрамленное позолоченной деревянной рамой с восхитительной резьбой в стиле рококо.
Дополняет убранство будуара русский и западноевропейский коллекционный фарфор XVIII - XIX веков: чайные пары, декоративные тарелки, кашпо, мелкая пластика.
Изысканность интерьера подчёркивают живописные полотна XVIII - XIX веков: «Итальянский пейзаж» английского художника Гарри Уилсона, «Бегство в Египет», «Итальянский пейзаж с руинами» неизвестных мастеров итальянской школы живописи. 
 
БИЛЬЯРДНАЯ (МУЖСКАЯ КОМНАТА)
Из Белого зала через небольшой тамбур можно было войти в мужскую комнату: гости-мужчины могли провести время за игрой, разговорами, в то время как женщины общались между собой на половине хозяйки. Помещение прямоугольной формы украшают росписи плафона, исполненные в сдержанной цветовой гамме, дополненные изысканным лепным декором в центре, подчёркнутые удлинёнными и лаконичными пропорциями люстры, выполненной в лучших традициях стиля модерн и диктующей функциональную принадлежность комнаты.
Убранство помещения зонируется несколькими комплексами, состоящими из предметов мебели, характерной для периода начала XX века, украшенных декоративными элементами и многочисленными точёными деталями: книжного шкафа, массивного дивана, ломберного стола для игры в карты, большого стола, низких мягких кресел.

 
Интерьер украшают произведения, так называемой кабинетной скульптуры, ставшей особенно популярной в конце XIX - начале XX веков, выполненные мастерами Каслинского чугунолитейного завода. В центре оконного проема композиция «Джигитовка» одного из ярких представителей русской художественной школы скульптора Евгения Лансере, служит своеобразной доминантой интерьера, который дополнен превосходными образцами печатной гравюры со сценами охоты, созданными в XVIII веке известнейшим немецким художником-анималистом, живописцем и гравёром на меди Иоганном Элиасом Редингером.
Хозяин дома, Михаил Васильевич Асеев, будучи страстным охотником, являлся членом Тамбовского отдела Императорского охотничьего общества (1898) (впоследствии Отдела Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты), и потому чучело бурого медведя в этой комнате не случайно: рассказывают, что Михаил Васильевич на одной из охот выследил зверя, была серьезная схватка, которая едва не закончилась гибелью охотника... 
 
ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ
Интерьерное решение Парадной столовой, выполненной в эстетике модерна – яркий образец авторского дизайна архитектора Льва Кекушева. Стены столовой отделаны сохранившимися дубовыми облицовочными панелями, декорированными по верхнему периметру элегантными медными вставками с геометрическим рисунком. Аналогично отделана встроенная мебель – большой и малые буфеты. 
Стильно выполненные входные двери органично включены в деревянную обшивку стен. Их лаконичные дверные полотна украшены рельефными бронзовыми вставками с изображением мужских торсов. В правом нижнем углу каждой вставки мастер оставил свой своеобразный зашифрованный автограф – стилизованное изображение львиной головы.

 
Дерево служит главным материалом в отделке потолка. Темные поперечные потолочные балки разделяют выполненные на холсте изящные декоративные панно в виде ярких цветочных гирлянд по золотому фону. В центре потолка столовой изысканная люстра в виде овально изогнутой цветочной ветки со множеством бутонов – это ещё один замечательный пример авторского дизайна Л. Н. Кекушева.
В центре столовой стол, сервированный на две персоны предметами столового фарфорового сервиза конца XIX века.
В большом и малых буфетах представлен коллекционный фарфор Мейсенской мануфактуры и Императорского фарфорового завода XVIII - XIX веков. Дополняют убранство помещения натюрморты известных художников XVIII века: австрийца Иоганна Баптиста Дрехслера и итальянца Карло Маджини. Парадная столовая внутренней лестницей связана со служебными помещениями цокольного этажа, приватной зоной второго этажа. Окна выходят в парк, а через нарядную парковую лоджию с прихотливой системой лестничных сходов можно было выйти и в сам парк. 
 

2 ЭТАЖ

ПАРАДНАЯ ЛЕСТНИЦА
Парадная мраморная лестница ведёт из аванзала на второй этаж дома в Колонный зал-галерею и далее в приватную зону – комнаты членов семьи М. В. Асеева.
Оформление лестничного павильона отличается неповторимым «кекушевским» пластическим своеобразием и композиционной двойственностью. Белые мраморные плиты пола служат основанием двух эффектных лестничных маршей, начинающихся плавно закругленными забежными ступеньками. Это излюбленный прием зодчего, использованный им в оформлении самых известных московских особняков конца XIX - начала XX веков. Балясины ограждения лестницы выполнены в стиле раннего итальянского Ренессанса и дополнены бронзовыми элементами в стиле модерн.
На нижнем, богато декорированном лестничном устое расположен сохранившийся оригинальный бронзовый светильник, созданный по эскизам Льва Кекушева.
Пространство мраморной лестницы освещает высокое изысканное окно, из которого открывается чудесный вид на парк. Особой оригинальностью отличается оконный переплёт, увенчанный женской головкой Лорелеи. Изображение этого мифологического персонажа – ещё один характерный приём архитектурного декора великого зодчего. Свод над лестницей расписан античными сюжетами. По сторонам лестничных маршей – фриз, украшенный изящными античными барельефами. Над ним картуши, увенчанные головой древнегреческой богини цветов и весны Флоры.
Рама центрального дверного проема второго этажа выполнена с присущими Льву Кекушеву оригинальностью и изяществом. Дверное полотнище из ценных пород дерева демонстрирует разнообразие плавно изогнутых линий модерна. Стена над дверным проёмом также расписана античными сюжетами и выполнена в приглушённый цветовой гамме.

 
Из огромного окна открывается вид в парк, заложенный хозяином дома в 1906-1907 годах. В парке тех времён присутствовали экзотические породы деревьев: бальзамический и серебристый тополь, голубая ель и белая акация (большинство этих деревьев погибли во второй половине ХХ века). По легенде, рождение в семье Асеева дочери, отмечалось посадкой молодой ели, однако парк был заложен значительно позже рождения дочерей, поэтому некоторые краеведы утверждают, что Асеев посадил ели просто в честь своих дочерей, не привязывая посадку деревьев к датам их рождения.
При разбивке парка был сохранен черешчатый дуб, который растёт в парке и по сей день. Парк и старый дуб пользуются большой популярностью и любовью у горожан. В архивном фонде Тамбовского областного совета Всероссийского общества охраны природы имеется паспорт ботанического объекта «Дендрологический парк Тамбовского кардиологического санатория», расположенного в г. Тамбове на ул. Набережной, 22, на левобережной террасе долины реки Цны. В качестве землепользователя указан кардиологический санаторий, который принял охранное обязательство под № 67. Дендрологический парк был признан памятником природы областного значения согласно решению Тамбовского облисполкома № 524 от 6 декабря 1979 года, с охраняемой зоной площадью около 1 га, с условиями допустимого пользования – «сохранение экзотической растительности и деревьев-долгожителей».
17 сентября 2015 г. самому знаменитому в Тамбове «Дубу Асеева» присвоили официальный статус памятника живой природы всероссийского значения. Прибывшая в апреле 2014 года рабочая группа Сертификационной комиссии Всероссийской программы «Деревья-памятники живой природы» обследовала знаменитый дуб.

 
Специальным прибором резистографом проведено безопасное для дерева тончайшее сверление ствола. Замеры показали, что дерево ещё относительно крепко и может простоять много лет. Установленный возраст дуба – 217 лет. В обхвате дуб 5 метров 11 сантиметров, а его высота достигает 27 метров. 

 

КОЛОННЫЙ ЗАЛ
Колонный зал-галерея – парадное и самое большое помещение второго этажа. Отделан в стиле классицизм; одиночные и сдвоенные колонны по периметру зала, отопительные приборы в виде колонн, расписанные позолотой.
Восточная часть зала освещена высокими окнами, а западная – стеклянным куполом – световым фонарём. Конструкция состояла из внешней стеклянной пирамиды на металлическом каркасе и расположенного под ней сводчатого потолка, собранного из объемных стеклоблоков. По обе стороны зала размещались примерно равные по площади комнаты членов семьи.
Зимой 1945 года здание пострадало от сильного пожара. Сгорели кровля, перекрытия и потолки. Сильно пострадали от огня росписи плафонов.

 
Несмотря на тяжелое положение послевоенных лет, в конце января 1946 года облисполком постановил срочно приступить к восстановлению здания. Вместе с восстановлением памятника истории произошло и искажение интерьера здания: так, в частности, в его оформление были внесены символы революционного и советского времени. В Колонном зале на стенах появились медальоны с барельефами Ленина и Сталина (в позднейшее время они были убраны).
  
 
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

«История и судьба рода Асеевых» 
знакомит с ученическими годами М. В. Асеева в Тамбовской министерской мужской гимназии, учебой в Московском университете на медицинском факультете. Представлены малоизвестные архивные документы - «Журнал комиссии устного испытания зрелости по Истории и Географии» и Аттестат зрелости, датированные 1879 г.  Центральное место в экспозиции занимает панно с изображением древа рода Асеевых, на котором представлены родственные связи четырех поколений известной купеческой династии XVIII–XX веков.
 
На выставке также можно увидеть фотографии ближайших родственников М. В. Асеева, его супруги, детей. Представлены проекты гербов рода Асеевых, составленные петербургским геральдистом В. Е. Белинским в 1915 году в связи с возведением М. В. Асеева «... с потомством в дворянское достоинство...». Экспозиция впервые знакомит с судьбами некоторых представителей третьего и четвертого поколений рода Асеевых, покинувших Россию после революционных событий 1917 года и рассеявшихся по городам старой Европы и Нового Света.     

 
«Н. М. Шевченко – художник и друг М. В. Асеева»
В музее действует выставка талантливого живописца и портретиста Николая Михайловича Шевченко, который работал в Тамбове в предреволюционное время и в первые годы Советской власти. Талант портретиста создал ему славу «тамбовского Крамского». На выставке представлены автопортрет, пейзажи, натюрморты, а также портрет старшего сына М. В. Асеева. 
М. В. Асеев оказывал всестороннюю поддержку Н. М. Шевченко, их связывала крепкая дружба, сближали общность интересов, увлечение охотой.
 
Благодаря Михаилу Васильевичу художник обрёл дом, который сейчас утрачен, но когда-то был одним из центров культурной жизни Тамбова. На месте, где располагался дом Н. М. Шевченко, осенью 2014 года был найден клад: серебряные монеты конца ХIX–начала ХХ в., столовое серебро с монограммой «Н.Ш.» и медаль «В память царствования императора Александра III. 
1881–1894», которые также представлены на выставке.      
  
ИСТОРИЯ РОДА АСЕЕВЫХ

Асеевы... Фамилия принадлежала к солдатскому сословию и многократно упоминается в переписи 1710 г. по Шацкому уезду, включавшему в то время огромную территорию северной части будущей Тамбовской губернии. 

Купеческая династия Асеевых ведет свое начало с середины XIX в. Её основательницей можно считать вдову спасского мещанина Агафона Фёдоровича Асеева Марфу Даниловну (1807(?)-1880), причисленную первоначально к моршанскому, а затем к тамбовскому купечеству. 

Примерно с 1830 г. семья Агафона Фёдоровича Асеева проживала в тридцати верстах от губернского центра в селе Рассказово, где её глава занимался торговлей. Жизнь в крупном торгово-промышленном селе давала хорошие шансы для развития своего дела, но планам Асеевых не суждено было сбыться. В январе 1832 г. Агафон заболел «нервической горячкой» (предположительно, брюшным тифом) и в возрасте 24 лет умер, оставив молодую жену с двумя сыновьями – Василием (1829-1886) и Тихоном (1831-1892). 

Оставшейся без кормильца вдове приходилось вести трудную жизнь. Но Марфа Даниловна, вероятно, обладая небывалой энергией и прекрасными предпринимательскими качествами, смогла не только развить, но и многократно приумножить дело покойного мужа. Подросшие сыновья в полной мере унаследовали таланты родителей и спустя несколько десятилетий стали очень богатыми людьми. 

В семидесятых годах XIX столетия Асеевы сумели приобрести небольшую суконную фабрику недалеко от села Рассказово в Арженке. Недвижимая собственность и оплаченное гильдейское свидетельство позволили М. Д. Асеевой и ее сыновьям именоваться купцами второй, а позже и первой гильдии. Деловая репутация семьи Асеевых создавалась ежедневным тяжелейшим трудом и предприимчивостью, помноженными на удачу. 

Оба сына Марфы Даниловны Асеевой создали свои семьи. В феврале 1853 г. Василий Агафонович Асеев женился на государственной крестьянке Екатерине Егоровне Казадаевой, и в их браке родилось четверо детей: дочери Александра (умерла в возрасте 1 года 4 месяцев) и Мария, сыновья Александр и Михаил. 

В феврале 1859 г. вступил в брак и Тихон Агафонович Асеев. Его избранницей стала Раиса Васильевна Успенская, дочь священника из села Нижнее Спасское Тамбовского уезда. В семье родилось двенадцать детей: сыновья Василий, Сергей (умер младенцем), Иван, Владимир, Сергей (второй), Михаил, Дмитрий и Николай, дочери Мария, Екатерина, Ольга и Анна. 

Широкая известность торгово-промышленной фамилии за пределами Тамбовской губернии и заработанные миллионные состояния связаны с профессиональной деятельностью сыновей В. А. Асеева Александра и Михаила и сына Т. А. Асеева Василия. 

 
Михаил Васильевич Асеев                                                                                                

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ АСЕЕВ
родился 1 ноября 1858 г. в селе Рассказово Тамбовского уезда. Для своего времени он получил хорошее образование: прошел девятилетний курс обучения в Тамбовской мужской гимназии (1871-1879 гг.), затем продолжил обучение на медицинском факультете Московского государственного университета. Результатом учебы стало получение М. В. Асеевым в 1884 г. степени лекаря и звания уездного врача. Однако полностью посвятить себя избранной профессии М. В. Асеев не имел возможности. Смерть родителей (в 1886 г. умер отец, Василий Агафонович Асеев, а в 1888 г. мать, Екатерина Егоровна Асеева) потребовала от купеческого наследника активного вступления в управление сложным отцовским хозяйством. Совместно с двоюродным братом В. Т. Асеевым Михаил Васильевич стал собственником Арженской суконной фабрики и основал Торговый дом «Братья М. и В. Асеевы». 
В 1890-е – 1910-е гг. в семейное коммерческое объединение, кроме указанной фабрики, вошли Моршанская суконная мануфактура, три шерстомойных завода в Семипалатинской области, шерстомойный завод в Семиреченской области, а также «Харьковское товарищество на паях торговли шерстяными изделиями».
Совместно с братом А. В. Асеевым владел водяной мельницей и винокуренным заводом в Сердобском уезде Саратовской губернии и свеклосахарным заводом в Новгород-Северском уезде Черниговской губернии, с 1905 г. являлся директором правления «Торгово-промышленного товарищества на паях П. В. Сергеева» в Пензе.
 
М. В. Асеев был не только влиятельным промышленником, но и крупным землевладельцем. К 1907 г. в его собственности находилось более 13 тыс. десятин земли в Тамбовской и Черниговской губерниях, в 1916 г. – более 53 тыс. десятин земли в Тамбовской, Пензенской, Уфимской и Черниговской губерниях. 
 
Заметной сферой приложения сил М. В. Асеева была государственная служба, а также общественная и благотворительная деятельность. Его служебная карьера началась 1888 г. в Тамбовском губернском попечительстве детских приютов. С 1895 г. М. В. Асеев входил в состав учетно-ссудного комитета Тамбовского отделения Государственного банка по торгово-промышленным кредитам, с 1905 г. – в состав Губернского по фабричным и горнозаводским делам присутствия, c 1913 г. – в состав Губернского по промысловому налогу присутствия. С 1908 г. Михаил Васильевич был почетным попечителем министерской мужской гимназии в Тамбове, с 1909 г. – попечителем двухклассной церковно-приходской школы имени Александра III в Санкт-Петербурге, в 1909-1912 гг. являлся гласным Тамбовской городской думы. 

Весьма широк список общественных организаций, в которых состоял М. В. Асеев. В 1905-1906 гг. он являлся одним из руководителей тамбовского отделения Торгово-промышленной партии и выдвигался кандидатом в депутаты Государственной Думы; в 1907-1915 гг. входил в состав дирекции местного отделения Императорского русского музыкального общества, в этот же период возглавлял правление Общества вспомоществования бедным учащимся Тамбовского музыкального училища; с 1910 г. участвовал в работе Окружного управления Императорского Российского общества спасания на водах, в 1915 г. входил в состав правления Тамбовского общества поощрения коннозаводства и др. 

Еще в 1885 г. М. В. Асеев построил в Рассказово трехкомплектную школу для детей, в которой к 1915 г. обучалось 170 мальчиков и девочек, в 1891 г. при Арженской суконной фабрике организовал приют для детей-сирот, в 1892 г. – больницу для фабричных рабочих с инфекционным отделением. В пригороде Моршанска им было учреждено училище на 150 детей обоего пола. В 1914 г. М. В. Асеев пожертвовал 100 тыс. рублей на содержание Алупкинской климатической колонии (санатория) для учащихся церковно-приходских школ и выделил еще 50 тыс. рублей на строительство здания туберкулезного отделения при климатической колонии для учителей указанных школ. (Этот факт был впоследствии особо отмечен министром внутренних дел Н. А. Маклаковым при решении вопроса о причислении Асеева к потомственному дворянству). В том же году Михаил Васильевич предоставил один из своих доходных домов под лазарет на 30 коек больным и раненым воинам; во время Первой мировой войны выплачивал пособия семьям мобилизованных рабочих и служащих, жертвовал значительные средства в пользу раненых воинов, беженцев, на подарки солдатам и т. п. 
 
«Столь разнородная и высокополезная деятельность» М. В. Асеева не осталась без внимания официальных властей. Начав служебную карьеру с чина титулярного советника (утвержден с 1892 г.), к 1915 г. он дослужился до действительного статского советника. Среди правительственных наград Асеева – серебряная медаль «в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III» (1896), ордена Св. Станислава 2-ой (1907) и 3-ей (1898) ст., Св. Анны 2-ой (1910) и 3-ей (1903) ст. и др. 
Итогом многолетней плодотворной работы на благо общества стало возведение М. В. Асеева с семейством в «потомственное Российской империи дворянское достоинство» в феврале 1915 г. 

Семья влиятельного тамбовского предпринимателя и общественного деятеля к этому времени была весьма значительной. В 1891 г. Михаил Васильевич женился на дочери тамбовского купца Марии Никаноровне Протопоповой. В их браке родилось восемь детей: сыновья Михаил и Александр, дочери Екатерина, Мария, Софья, Надежда, Раиса и Марфа. К потомственным дворянам были причислены все, за исключением старшей дочери Е. М. Асеевой, которая в 1915 г. уже была замужем за князем В. П. Ишеевым.
 
Революционные события коренным образом изменили жизнь М. В. Асеева. В 1918 г. все его имущество было национализировано, семья выселена из принадлежавшего ей дома в Тамбове и вскоре покинула Россию. О жизни Асеевых в эмиграции известно сравнительно немного. Первым их пристанищем стала Сербия, в Белграде Асеевы прожили более двадцати лет. Здесь при содействии Михаила Васильевича получили образование его младший сын Александр и внуки Игорь Нелидов и Ксения Ишеева, старший сын Михаил смог наладить деловые связи с зарубежными партнерами отца по производству и торговле текстилем. Здесь же 9 сентября 1933 г. М. В. Асеев скончался. Пережив Вторую мировую войну в Европе, в конце 1940-х гг. его вдова М. Н. Асеева вместе с семьей старшего сына переехала в Южную Америку и обосновалась в Парагвае, в 1951 г. к ним присоединился младший сын Александр. В 1948 г. в Чили вместе с сыном эмигрировала и одна из дочерей Михаила Васильевича Надежда Асеева-Нелидова. Марии Никаноровны не стало в 1955 г. (похоронена в г. Асунсьон, Парагвай), в 1969 г. скончалась ее дочь Надежда Михайловна (похоронена в г. Сантьяго-де-Чили), в 1983 г. умер старший сын Михаил Михайлович (похоронен в г. Асунсьон, Парагвай), в 1993 г. – младший сын Александр Михайлович (похоронен в г. Сантьяго-де-Чили). Вероятно, у Михаила Михайловича и Александра Михайловича Асеевых детей не было.
 

Потомки сына Н. М. Асеевой-Нелидовой Игоря в настоящее время проживают в Латинской Америке и Европе.

Поиски информации, связанной с жизнью и деятельностью представителей семьи М. В. Асеева в России и за ее пределами, продолжаются.
 

Александр Васильевич Асеев

Александр Васильевич Асеев
родился в 7 августа 1856 г. в селе Рассказово Тамбовского уезда. Будучи старшим из сыновей В. А. Асеева, ещё при жизни отца активно участвовал в управлении приобретенной в 1878 г. в Кузнецком уезде Саратовской губернии суконной фабрикой, затем стал её владельцем и в трёх верстах от фабрики построил железнодорожную станцию, получившую название «Асеевская» (ныне Городищенский район Пензенской области). 

В 1880-х гг. деревянные корпуса фабрики А. В. Асеева были заменены кирпичными, установлено новое оборудование. В период с 1881 до 1914 г. численность рабочих фабрики возросла с 375 до 1 212 человек, годовая выработка сукна – с 99 тыс. до 2,6 млн. аршин. Торговля сукном осуществлялась масштабно и широко: с собственных складов в Харькове, Киевской и Полтавской губерниях, в Москве и Пензе. 
С 1903 г. А. В. Асеев был совладельцем кирпичного завода и водяной мельницы в Сердобском уезде Саратовской губернии, с 1905 г. –писчебумажной фабрики «Торгово-промышленного товарищества на паях В. П. Сергеева» в Пензе, в 1909-1912 гг. – Костобобровского свеклосахарного завода в Новгород-Северском уезде Черниговской губернии.
 
Наряду с промышленными предприятиями, в собственности А. В. Асеева находились тысячи десятин земли. В 1903 г. он приобрел усадьбу князей Куракиных в Сердобском уезде Саратовской губернии, владел 2 375 десятинами земли в Городищенском уезде Пензенской губернии. 

Заметной была общественная и благотворительная деятельность А. В. Асеева. В 1905 г. он избирался гласным Пензенской городской думы, в 1906 г. баллотировался на пост городского головы Пензы, в 1917 г. входил в состав Пензенского городского присутствия по делам страхования рабочих. 

А. В. Асеев принимал участие в финансировании Пензенского отделения Общества помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, местного Ольгинского детского приюта. На собственные средства он построил школу на 150 учеников при Трескинской суконной фабрике, общежитие на 50 детей при Кузнецкой женской гимназии, учредил при своих фабриках две больницы на 25 кроватей каждая, баню и аптеку. С началом Первой мировой войны на средства Александра Васильевича содержались три лазарета для раненых и больных воинов. В 1915 г. он пожертвовал 150 тыс. руб. на устройство Серафимовского убежища-лазарета, создаваемого в Царском Селе. (В знак благодарности за оказанную помощь учредительница и начальница лазарета фрейлина А. А. Вырубова ходатайствовала перед императрицей Александрой Фёдоровной о производстве Асеева в чин действительного статского советника). 

Будучи купцом первой гильдии (с 1890 г.), за активную общественную деятельность в 1894 г. он был награжден орденом Св. Анны 3-ей ст., в 1898 г. причислен к сословию потомственных почётных граждан, в 1916 г. «вне правил» произведен в чин действительного статского советника. 

А. В. Асеев был женат на дочери потомственного почётного гражданина Лидии Николаевне Крюченковой. В их браке родилось шестеро детей: сыновья Александр, Василий, Владимир, дочери Вера, Ольга и Нина. 

В начале трагического XX века семье А. В. Асеева пришлось многое пережить: в 1902 г. умерла его супруга, Лидия Николаевна, в 1910 г. умер сын, Василий Александрович (оба похоронены в с. Никольский хутор Городищенского уезда Пензенской губернии), в 1920 г. не стало самого Александра Васильевича Асеева. 

Дети А. В. Асеева после 1918 г. покинули Россию и нашли пристанище в Европе и Северной Америке. Известно, что его дочери Н. А. Асеева (в замужестве Мейендорф) и В. А. Асеева (в замужестве Рымарёва) эмигрировали в Сербию и в 1920-е – 40-е гг. жили в Белграде, после Второй мировой войны они переехали в Австрию, в Зальцбург, где и провели последние годы жизни. Нины Александровны не стало в 1971 г., Веры Александровны – в 1974 г. Сын А. В. Асеева Владимир Александрович эмигрировал в Германию, но перед Второй мировой войной перебрался в Соединенные штаты Америки. 

Поиски информации по данной ветви семьи Асеевых продолжаются. 
 
Василий Тихонович Асеев

Василий Тихонович Асеев
родился 17 марта 1862 г. в селе Рассказово Тамбовской губернии. Будучи старшим из сыновей Т. А. Асеева, он унаследовал долю отца в Арженской суконной фабрике и впоследствии стал совладельцем других предприятий Торгового дома «Братья М. и В. Асеевы». В 1900-е – 1910-е гг. В. Т. Асеев был компаньоном Александра Васильевича и Михаила Васильевича Асеевых по «Торгово-промышленному товариществу на паях П. В. Сергеева» в Пензе, совладельцем водяной мельницы своих двоюродных братьев в селе Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии, являлся собственником винокуренного завода в селе Алексеевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. В 1914 г. В. Т. Асеев входил в состав совета Санкт-Петербургского международного банка, 1915-1916 гг. – в состав правления «Харьковского товарищества на паях торговли шерстяными изделиями». 

Помимо торгово-промышленных предприятий В. Т. Асеев владел весьма крупной недвижимостью, в частности, ему принадлежало 2 тыс. десятин земли в Тамбовском и Кирсановском уездах. В 1912 г. он приобрел дом с усадьбой в Москве. 
 
Заметной частью жизни влиятельного тамбовского фабриканта были служба и общественная деятельность. В 1890 г. правление Тамбовской духовной семинарии предложило В. Т. Асееву занять должность старосты домовой семинарской церкви, освященной во имя христианских проповедников Кирилла и Мефодия. Это событие стало началом служения В. Т. Асеева на благо общества и началом весьма успешным. Через четыре года ректор семинарии протоиерей Соколов сообщал Тамбовскому епископу Александру о том, что Василий Тихонович пожертвовал на устроение семинарского храма около 2 тыс. рублей и просил для него поощрения. 

Не менее деятельным было участие В. Т. Асеева в работе Тамбовского губернского попечительства детских приютов, почетным членом которого он состоял с 1903 г. 

В 1905-1906 гг. В. Т. Асеев входил в состав комитета Тамбовского отделения Торгово-промышленной партии, который возглавлял его двоюродный брат М. В. Асеев, в 1911-1913 гг. являлся председателем правления Общества тушения пожаров в селе Рассказово, в 1916 г. участвовал в работе Общества поощрения рысистого коннозаводства. 

Полезная профессиональная и общественная деятельность В. Т. Асеева удостоилась высокой оценки со стороны правительства. Будучи купцом первой гильдии (с 1889 г.), в 1902 г. он был награжден орденом Св. Анны 3-ей ст. Получение данного ордена в том же году способствовало причислению его с супругой Анисьей Памфиловной (урожденной Крюченковой) к сословию потомственных почетных граждан. В 1905 г. Василий Тихонович был пожалован золотой медалью на Станиславской ленте, в 1914 г. – орденом Св. Анны 2-ой ст. 

Создававшееся не один десяток лет высокое общественное положение и материальное благополучие В. Т. Асеева разрушила революция 1917 г. Все его имущество перешло в собственность государства, а сам он вынужден был покинуть Россию. С 1921 г. и до конца жизни Василий Тихонович проживал в Австрии, в Бадене. Скончался он 29 апреля 1941 г. 

 

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://mk-aseeva.ru
музеи России
достопримечательности Тамбовской области.

ВложениеРазмер
0_184d20_f9633 (1).jpg161.73 КБ
0_184d20_f9633 (2).jpg154.61 КБ
0_184d20_f9633 (3).jpg265.21 КБ
0_184d20_f9633 (4).jpg333.76 КБ
0_184d20_f9633 (5).jpg123.35 КБ
0_184d20_f9633 (6).jpg673.47 КБ
0_184d20_f9633 (7).jpg1.05 МБ
0_184d20_f9633 (8).jpg164.7 КБ