Урочище Утятник, священная удмуртская роща

Интересное место есть на территории Вятскополянского района Кировской области, представьте себе, что и там протекает река Казанка, как и в нашем славном городе Казани!
А это навевает интересную мысль о происхождении гидронима – Казанка!
(отдельно посвятим статью о финно-угорском происхождении гидронима Казанка и названии города Казани!)
А в пойме Казанки есть много интересных мест, в том числе, памятники природы, священные места и почитаемые деревья.

 

БРЕНДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 
В стародавние времена тут жили племена вятских удмуртов, на местах их проживания сохранились священные рощи и почитаемые деревья.

Древнейшим божеством удмуртов, сохранившимся ещё со времён финно-угорского единства, является Инмар, бог неба. Помимо Инмара существовало несколько других верховных божеств — Кылдысин, Куазь, Инву, причём зачастую непонятно, идёт ли речь об эпитетах одного бога (Инмара) или об отдельных божествах. 
В частности, обычно языческие молитвы удмуртов (удм. куриськон) начинались словами «Остэ Инмаре, Кылдысине, Куазе…». Инву — «небесная влага» — это олицетворение дождя, который был чрезвычайно важен для земледельца. Верховному божеству, Инмару, противостоит божество-антагонист, которое под влиянием ислама стало отождествляться с Шайтаном.

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО УДМУРТОВ - ТУТ!

Поиск главного божества удмуртов вряд ли может завершиться успехом — его просто не существовало. Например, этнограф Г. Е. Верещагин сначала считал таковым воршуда, а позже — Нюлэсмурта. Д. Н. Островский считал, что тремя главными божествами удмуртов были Инмар, Кереметь и Шайтан, а Н. Г. Первухин настаивал, что таковыми были Инмар, Кылдысин и Куазь. П. Н. Луппов говорил о триаде Инмар, Кылдысин и Кереметь (Луд). Лишь под влиянием ислама и христианства на первый план выходит Инмар, который практически сливается с христианским Богом.
 
По мнению Н. Г. Первухина, верховная триада божеств удмуртов (Инмар, Кылдысин и Куазь) соответствует тройственному делению мира (небо, воздушное пространство и земля), и некоторые современные исследователи поддерживают данную точку зрения. Современный исследователь В. С. Чураков не разделяет мнения Первухина и считает, что Инмар, Кылдысин и Куазь — это разные имена, или эпитеты, одного верховного божества удмуртов. Существование божественной «триады» удмуртского пантеона сомнительно, учитывая тот факт, что удмуртская мифология никогда не представляла собой стройную и единую систему воззрений.
Значительное место в верованиях удмуртов занимал воршуд — первопредок-покровитель рода.

 

Мифические существа удмуртов
В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля, и др. 
По мере развития социально-экономических отношений, вторая часть имён низших духов мурт «человек» зачастую заменялась на кузё «хозяин». Весьма многочисленны были и враждебные человеку существа, приносящие вред, несчастья и болезни. Особняком стоит такое мифическое существо, как Палэсмурт «получеловек». В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны — Алангасары и зэрпалы.

 

                                                ВИД НА ПОЙМЕННОЕ ОЗЕРО В УРОЧИЩЕ                             

Урочище Утятник, священная удмуртская роща

Урочище Утятник
Урочище Утятник - природный ландшафт в долине реки Казанки на территории Омгинского сельского округа Вятскополянского района.

  
Топонимическая справка
Название урочища Утятник,
не имеющего чётких границ, связано с неудачными опытами дым-дым-омгинского колхоза по птицеводству. В 50-е годы ХХ века здесь рядом с естественным водоёмом была устроена колхозная птицеферма, где намеревались выращивать водоплавающую птицу: уток, гусей.
Первую партию утят выпустили весной в расположенное рядом озёрко, где они могли плескаться и ловить обитавших в воде лягушек и головастиков. Водная гладь озера была широкой, местами у берегов росла осока, были редкие кусты ивняка, в которых утята находили укромные места. Из-за этого их было трудно по вечерам загонять в помещения фермы. Из-за удалённости фермы от колхозной усадьбы она не имела должного присмотра (до деревни Дым-Дым-Омга - 3 км, до деревни Нижний Матан - 1 км).
К концу лета утки настолько одичали, что их было трудно кормить и приучить к кормушкам. В результате осенью для отлова одичавшей птицы были привлечены охотники.. На следующий год попытки продолжать в этом месте разведение птицы были прекращены.
 
Поминальный крест охотников и рыболовов                                                                                   

Урочище Утятник, священная удмуртская роща

Православный крест установлен в 2015 году на средства членов общества рыболовов и охотников у дороги на Матанский Кордон, на берегу пойменного матанского озера, маркируя границу охотничьих и рыбных угодий.
Крест изготовлен из металла, окрашенного чёрным цветом, имеет прикреплённую табличку с надписью "Поминальное место охотников и рыбаков". Рядом имеется скамейка и место для костра.
Поминальное место расположено в урочище Утятник рядом с широким пойменным озером-старицей, которое является старым руслом реки Казанки. Во время весенних разливов здесь протекала одна из ветвей устья реки, разрывавшаяся летом. Благодаря этому дно озера ежегодно очищалось, происходило обновление воды, в изобилии водилась рыба и водоплавающая птица.
В конце 70-х годов во время проведения мелиоративных работ старое русло Казанки было засыпано, реку направили к деревне Матанский Кордон, мимо лагеря Солнечный. Из-за этого пойменные матанские озёра Занога, Запесь и другие перестали очищаться, стали постепенно заболачиваться, и соответственно стало меньше рыбы. Место пересечения старого русла Казанки с автодорогой на Матанский Кордон обозначают каменные истуканы бетонных свай, которые были забиты однажды для строительства моста над одной из ветвей реки Казанки.
 
 
 
 
Культовая роща удмуртов                                                                                  
Урочище Утятник, священная удмуртская роща

Дубовая роща, расположенная у Поминального креста охотников и рыболовов, по другую сторону дороги Дым-Дым-Омга - Матанский Кордон, в старину использовалась для молений удмуртов деревни Дым-Дым-Омга. Здесь совершались дохристианские аграрные культовые обряды - моления в начале и по окончанию полевых работ, а также по случаю засух и в неурожайные годы.
Среди местных удмуртов существовало табу на проведение всяких работ, рубки деревьев в священной роще - дубняке. Благодаря этим запретам народной экологии здесь до наших дней сохранился участок природного ландшафта с образцами растительности широколиственных лесов, которые в старину были распространены на второй надпойменной террасе реки Вятки. К сожалению, большинство дубов, растущих в роще, подвержены гниению изнутри - это последствия суровой морозной зимы 197? года.

Урочище Утятник, священная удмуртская роща

Вероятно, на месте молений в роще раньше имелось какое-то капище, которое в советское время было уничтожено, т.к. в близлежащих окрестностях до сих пор можно наткнуться на выбеленные от времени черепа крупных животных.
 
Старинные монеты, найденные приборным поиском на месте молений в священной роще. Монеты были одним из видов жертвоприношений крестьян-удмуртов богу земли - Кылчину (Кылдысину).

Урочище Утятник, священная удмуртская роща

 
Появление в 2015 году православного креста рядом со старинным местом языческих молений привело к своеобразному культурному симбиозу: здесь можно увидеть любопытное сочетание православного символа с атрибутами, относимыми церковью к суевериям.

 

Ленточки на сосне возле поминального места. Амулеты на поминальном кресте.                       

Урочище Утятник, священная удмуртская роща

 
 
Старая сосна
Напротив дубняка через дорогу раньше росло высокое дерево, которое местное население называло: "Пор-кышно пужым". Пор - по-удмуртски: марийская, марийка. Кышно - жёнка, женщина. Пужым - сосна. Про сосну марийской жёнки было такое предание. После одного из молений, когда все разбрелись по окрестностям, люди заметили на этой сосне молодушку-красавицу из Тоймы, на которой недавно женился местный парень.
- Что ты там высматриваешь, подружка?
- Да вот, соскучилась по родной сторонке. Отсюда наши тойменские луга видны.
Говорят, и позже на этом дереве её несколько раз видели рыбаки, проходившие мимо. Идут, и вдруг - хруст сверху: а там женский силуэт, глядящий вдаль. Так за сосной и сохранилось это название.[1]
Толстые ветви старой раскидистой сосны были как ступеньки, по которым легко можно было взобраться на верх дерева. Говорят, в годы Гражданской войны весной 1919 года, когда в Нижнем Матане располагались колчаковцы, это дерево использовалось как наблюдательный пункт, там сидел боец и наблюдал за Вяткой.

 
Лесопосадки

К дубовой роще с севера примыкает молодой сосновый лесочек, называемый местным населением посадками. В лесном фонде омгинского колхоза "Заря" не хватало деловой древесины, и в начале 60-х годов здесь были высажены сосенки, чтобы впоследствии иметь лесоматериал для собственного строительства.
Саженцы бурецкой сосны дружно принялись, и вскоре тут стояли ровные ряды стройных деревьев. Между рядами сосенок в первые годы было много грибов - маслят. Одно лето их было так много, что собирать грибы в посадках привлекли учителей и учащихся, всю школу, наполнив за пару часов доверху две подводы с огромными плетёными корзинами.
 
Аэродром
Рядом с сосновыми посадками располагался колхозный аэродром. Здесь стояли склад минеральных удобрений, склад ядохимикатов и гербицидов, изба-сторожка. На грунтовую посадочную полосу аэродрома со второй половины 60-х годов до начала 80-х годов ХХ века приземлялся АН-2 - самолет сельскохозяйственной авиации из аэропорта Вятских Полян, который проводил работы по удобрению и химической обработке полей колхоза "Заря.

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://kraeved.vp43.ru/

ВложениеРазмер
Урочище Утятник, священная удмуртская роща511.96 КБ
Урочище Утятник, священная удмуртская роща532.71 КБ
Урочище Утятник, священная удмуртская роща507.07 КБ
Урочище Утятник, священная удмуртская роща452.96 КБ
Урочище Утятник, священная удмуртская роща164.05 КБ
Урочище Утятник, священная удмуртская роща493.86 КБ

Комментарии

такой парадокс...

парадоксально, но факт, 

что удмурты, которые живут восточнее и севернее чем марийцы, 

в более глухих и таёжных местах,

и которые вошли в состав России позже, чем мари,

оказались более втянутыми в орбиту православия, 

более поддались христианской проповеди.

В Удмуртии и около неё достаточно мало священных рощ, и ещё меньше удмуртов, 

кто соблядает древние языческие обряды.

Марийцы, наоборот, более крепче держатся язычества, ходят в рощу, много двоеверцев, 

Поэтому священные рощи удмуртов более реликтовое явление, чем реальные марийские кюсото.

Андрей

Так ещё более глухих и северных коми крестили уже в 14 веке! Удмуртов следом