Третьяковская галерея

Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я — московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. 

В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

 

РОДНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МОСКВА - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РЕКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

После революции 1917 года галерею национализировали, а коллекция стала пополняться из конфискованных частных собраний и музеев. В 1985-м Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. В здании в Лаврушинском переулке была размещена коллекция живописи с древнейших времён до 1910-х годов, а в отделе на Крымском Валу — искусство XX века.

 

По состоянию на 2018 год экспозиция насчитывает более 180 000 предметов и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX века. Музей расположен в здании, построенном в 1906 году - объекте культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством.

 

Третьяковская галерея

ИСТОРИЯ

Становление галереи

Основателем галереи является промышленник и меценат Павел Третьяков, происходивший из небогатого купеческого рода. Вместе со своим братом Сергеем они создали Костромскую мануфактуру льняных изделий, которая приносила стабильный доход. Впоследствии братья Третьяковы увлеклись благотворительностью и коллекционированием живописи: Павел — работами русских художников, а Сергей — полотнами западноевропейских мастеров.

Датой создания галереи считается 1856 год, когда Павел Третьяков приобрёл две работы современных русских художников: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Это не первые купленные меценатом работы, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не сохранилось. Коллекционер хотел создать национальный музей, в котором будут представлены работы русских художников.

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие. Я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников. 

  

Павел Третьяков

Третьяковская галерея

 

В 1862 году Третьяков приобрёл работу «Сельский крестный ход на пасхе», написанную Василием Перовым. На полотне изображалась антицерковная сатира — участники крёстного хода показаны выпившими, а их образы примитизированы, — что вызвало вопросы следователя Пречистенской и Хамовнической полицейских частей. В последующие годы в собрание галереи вошли работы художников-передвижников: «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, картины Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Карла Гуна. Большое влияние на формирование музея оказало общение Третьякова с художником Иваном Крамским, который помогал формировать экспозицию и отбирать полотна.

Начнём с того, что Павел Михайлович Третьяков собирал исключительно современное искусство. <...> Третьяков покупал не просто произведения, созданные сегодня. Он опережал время – покупал идею.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова 

В 1867 году Третьяков открыл для общественности свою усадьбу — музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1868-м Третьяков был избран почётным вольным общества Академии художеств, что позволило меценату официально поддерживать малоизвестных мастеров: Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Виктора Васнецова и Владимира Маковского. По совету Льва Толстого, Третьяков купил картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина и «Милосердие» Николая Ге, не одобренные имперскими властями. Это вдохновляло художников не бояться цензуры.

 

На рубеже 1890-х годов Третьяковская галерея приобрела статус национального музея, частного по принадлежности и общественного по характеру. Это означало, что галерея была открыта для бесплатного посещения для любого посетителя. В это же время Павел Третьяков стал принимать участие в организации государственных мероприятий. Так, меценат решал вопрос о создании отдела русской живописи на международной выставке 1892 года в Париже.

В 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. Поводом послужила смерть брата, завещавшего перед смертью Москве половину дома в Лаврушинском переулке, капитал размером 125 тысяч рублей и собранную художественную коллекцию. Чтобы ускорить передачу, Павел объединил коллекции и подарил их городу. На тот момент в собрании братьев Третьяковых находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. По решению городской думы Павел Третьяков был назначен пожизненным хранителем галереи. В его обязанности входил отбор произведений для постоянной экспозиции, приобретение картин на государственные средства, а также решение вопросов о расширении помещений музея[]. В честь передачи галереи городу в 1894 году Московское общество любителей художеств собрало Первый съезд русских художников, на котором с речью выступил художник Николай Ге.

Третьяковская галерея

Формирование коллекции

Основа музейной коллекции сформировалась в 1860—1880-е годы. В 1872—1873 годах Перов нарисовал для Павла Третьякова портреты писателей Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева, историка Михаила Погодина, учёного Владимира Даля, поэта Аполлона Майкова. Последняя картина не понравилась Третьякову, который лично знал писателя.

Вы говорите, что у вас впечатления чего-то львиного в фигуре Тургенева. В портрете Репина это есть: но нет того Тургенева, каким мы его знаем, нет того, что есть в портрете Гончарова, т. е. совершенного живого человека как он есть...

Специально для коллекции Третьяковской галереи в 1873 году Иван Крамской нарисовал портрет Льва Толстого. Для этого художник приехал в Ясную Поляну, однако граф не был настроен на позирование и всячески мешал процессу. Сын писателя Сергей вспоминал, что Крамской смог написать только голову Льва Толстого, остальные части тела и одежду ему пришлось дописывать по памяти.

В последующие годы Третьяков заказывал у Николая Ге портреты Александра Герцена, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Некрасова, историка Николая Костомарова и писателя Алексея Потехина.

  

В 1884 году в галерею поступила работа Репина «Крестный ход в Курской губернии», которая, по мнению Третьякова, отражала «крестьянскую реальность» и должна была экспонироваться в отдельном зале. Через несколько лет полотно переместили в общий зал, а Третьяков купил у Репина другие его работы: «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста», в которых художник воплотил образы революционных борцов и деятельность группировки «Народная воля». В это же время в коллекцию Третьяковской галереи вошли работы Василия Сурикова, первая из которых — «Утро стрелецкой казни» — была куплена в 1881 году на IX Передвижной выставке. Позднее Третьяков приобрёл «Боярыню Морозову» и другие полотна Сурикова, за созданием некоторых из них Третьяков следил прямо в мастерской.

Третьяковская галерея

Многие работы для Третьяковской галереи приобретались на выставках в оживлённой борьбе за покупку. Художник Аркадий Рылов так описывал процесс покупки его картины «Догорающий костёр»:

Наконец настал последний день приема произведений на выставку. Утром пришли два служителя Академии за картиной. Я решил не выставлять ее, сказал, что картина не окончена, но они не захотели слушать меня, почти силой взяли картину с мольберта и унесли. Я так боялся, что не хотел спрашивать, принята ли моя картина.

Комиссия музея (Александра III в Петербурге, ныне Государственный Русский музей) постановила приобрести картину, но пока писали протокол, Третьяков поторопился внести заведующему выставкой задаток и картина осталась за ним.

Передо мной стоял высокий худой, с впалыми щеками и глазами бородатый человек в сюртуке. Павел Михайлович, как настоящий купец, считал долгом торговаться с художниками, но в данном случае цена невысока, всего шестьсот рублей, а картина большая, в три аршина, да и музейная комиссия тут ходит – он только сказал: «Уж вы мне вместо уступки пришлите картину в Москву за свой счет». Я, конечно, с радостью согласился, это обошлось мне всего в двенадцать рублей.

В 1890-е годы в фонды вошли работы русских художников-реалистов, которые изображали жизнь русских рабочих. Примером таких произведений стали «Кочегар» Николая Ярошенко, «Шахтёрка», «Смена» и «Шахтёр-тягольщик» Николая Касаткина. В этот же период в музейную коллекцию вошли картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Псковитянка», портрет Петра Чайковского работы Николая Кузнецова и другие.

Многие художники приносили в дар Третьяковской галерее свои произведения. Так, в 1894 году Исаак Левитан презентовал галерее работу «Владимирка», Ге — свой портрет, написанный Репиным, Сын Перова — полотно отца «Чаепитие в Мытищах».

 

Третьяковская галерея

 

Строительство здания

Изначально галерея располагалась в специально выделенных комнатах особняка Третьяковых. В 1859 году братья приобрели более 140 работ из Туркестанской серии картин и этюды Василия Верещагина, из-за чего в особняке не стало хватать места. В 1860-м встал вопрос о постройке отдельного здания для картинной галереи. Строительство возглавил архитектор Александр Каминский. К 1874-му он закончил возведение двухэтажного здания, примыкающего к особняку. В нём был обустроен отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция перемещена в два просторных зала.

К концу 1880-х здание галереи неоднократно достраивалось из-за растущей коллекции Третьякова, которая занимала четырнадцать залов. По мере роста собрания к жилой части особняка также пристраивали новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусства — подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 годах. После смерти Павла Третьякова в 1898-м особняк реконструировали под экспозиции, а в 1902—1904 годах комплекс зданий объединили общим фасадом в виде древнерусского терема, проектированием которого занимался Васнецов. Возглавлял строительство Василий Башкиров, стоимость реконструкции составила около 30 тысяч рублей.

 

 

Музей в начале XX века

После смерти Павла Третьякова управление галереей перешло к Совету попечителей, избираемому городской думой. В состав совета в разное время входили известные деятели искусства и коллекционеры: Валентин Серов, Илья Остроухов, Иван Цветков, Сергей Щербатов, Игорь Грабарь, а также Александра Боткина — дочь Павла Третьякова. Начиная с 1904-го члены Совета переизбирались раз в четыре года.

В 1903 году в галерее впервые были выставлены образцы иконописи, которые Третьяков купил ещё в 1890-е у антикваров И. Л. Силина и Н. М. Постникова. Работы хранились в личных комнатах Третьякова и являлись частью купеческих покоев. Решение о включении икон в основную экспозицию принадлежало главе совета Илье Остроухову, также увлекающемуся коллекционированием иконописи. В 1905 году Остроухов был назначен главой музея.

 

После революции 1905 года по решению Совета попечителей в Третьяковской галерее был оборудован отдельный зал с портретами художников-демократов: Василия Перова, Ивана Крамского, Иллариона Прянишникова, Ильи Репина, Василия Сурикова, а также других деятелей искусства, занимавшихся развенчиванием официальной истории царской Руси. Позиционируя себя как прогрессивное учреждение, музейное руководство не могло проигнорировать происходящие в стране события, однако новые приобретения вызвали долгие споры в городской думе. Так, обсуждались работы Михаила Врубеля «Пан» и «Демон поверженный».

Конфликты между Советом попечителей и членами думы возникали и по другим поводам. Депутаты выступали за консервативный характер галереи, то есть только известных художников, в то время как Совет попечителей стремился приобретать работы молодых мастеров. В 1909 году думский гласный Васильев выдвинул обвинение совету, что из-за их «попустительства» и небрежного отношения к экспонатам многие полотна были испорчены. Специально созданная комиссия установила ложность показаний Васильева, однако слухи возобновились после инцидента в 1913-м, когда Абрам Балашов, признанный психически больным, порезал лица на картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». После происшествия Илья Остроухов отправил телеграмму художнику с просьбой восстановить картину. На изнанку был приклеен новый холст, реставрация длилась шесть месяцев.

 

В 1913 году пост попечителя Третьяковской галереи занял художник Игорь Грабарь, под началом которого в музее изменилась концепция формирования экспозиции: если раньше новые поступления выставлялись отдельно от постоянных выставок, то теперь картины были развешаны в историко-хронологическом порядке. В этом же году в Московской городской управе обсуждалась возможность построения нового здания для размещения там расширенной экспозиции. Члены Совета и специально созданной комиссии поделились на два лагеря: одна группа считала, что необходимо построить новое музейное здание, специально оборудованное под нужды галереи, а другая — что перенесение галереи нарушит волю её создателя Павла Третьякова. Последнюю точку зрения поддерживала группа петербургских художников, лично знавших коллекционера. Они же напечатали в газете «Новое время» письмо, в котором обсуждали несообразность строительства новых помещений. Мнение Совета попечителей Третьяковской галереи также разделились. Репин присоединился к мнению петербургских художников, считавший обратное Остроухов принял решение покинуть совет.

   

Что посмотреть

В историческом здании в Лаврушинском переулке выставлены более 1300 работ русских художников от 11 до начала 20 века. Зал древнерусской живописи украшает рублевская «Троица», стоящая в стеклянном шкафу, где поддерживается особый микроклимат. В отдельном зале выставлена картина Иванова «Явление Христа народу». На стенах множество работ И. Е.Репина, В. И.Сурикова, В. А.Серова, В. В.Верещагина.

Церковь Святителя Николая в Толмачах совмещает действующий храм и выставочный зал. Ее убранство, иконостасы и утварь — часть музейной коллекции. Жемчужина экспозиции — икона 12 века «Богоматерь Владимирская», русская святыня и произведение искусства мирового уровня.

В Новой Третьяковке на Крымском валу выставлены полотна отечественных творцов 20 века. В экспозиции все художественные течения от революционного авангарда до современного андеграунда, широчайшая ретроспектива работ в стиле социалистического реализма. Здесь же организуют выставки признанных художников и молодых талантов. Действуют лекторий и Творческая мастерская, где дети и взрослые знакомятся с искусством прошлого века и раскрывают свои способности к рисованию и ваянию.

Все чаще посетители Новой Третьяковки спрашивают: «А где здесь Черный квадрат Казимира Малевича?». Художественный манифест супрематизма находится в 6-м зале рядом с картинами Марка Шагала и Василия Кандинского. Экскурсоводы расскажут про его сложную символику и глубокий смысл. Интересный факт — на картине нет ни одного мазка черной краски, ее колорит образован смешением разных цветов. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило под верхним слоем еще два изображения и слова «Битва негров ночью».

  

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ

Крымский Вал, 10

 

Коллекция искусства ХХ века располагается в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу. Еще на стадии проектирования это здание в 1959 году было закреплено решением правительства за вновь созданной  Государственной картинной галереей СССР.

Этот проект, выполненный в мастерской имени И.В.Жолтовского (архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян и другие), был утвержден в 1964 году, но его строительство затянулось и превратилось в типичный  советский  долгострой.

В итоге здание, задуманное как продолжение Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. А.М.Горького в сторону Кремля, было завершено лишь в 1983 году.

 

Постройка решена как крупномасштабный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. Отсюда его относительно небольшая высота и значительная протяженность вдоль набережной, а также сквозная колоннада, проходящая по всему периметру первого этажа.

Здание обладает огромными выставочными площадями (более 12 тысяч кв. метров), что таит интересные экспозиционные возможности в сочетании с несколькими протяженными анфиладами, большими залами, предусматривающими возможности разнообразных пространственных трансформаций, единым сквозным решением вестибюля и лестничных маршей и огромными окнами, открывающими эффектные панорамы  на Кремль, Москву-реку и парк.

Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие сделало здание на Крымском валу единственной экспозиционной площадью музея.

 

Основная экспозиция в нём представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920-1960-е годы. Кроме того, в залах развернулась интенсивная выставочная деятельность.

Ныне в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открыта экспозиция искусства XX века, в нем проходят крупные выставки, разнообразные по тематике и экспозиционному материалу; реализуются смелые проекты, устраиваются мастер-классы с известными современными художниками.

  

 ДОМ-МУЗЕЙ В.М.ВАСНЕЦОВА

переулок Васнецова, 13

Дом-музей В.М.Васнецова (как ласково его называют москвичи "Теремок") является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".

Дом-музей В.М.Васнецова был открыт в 1953 году. В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".

 

В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов – живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта – благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В.М.Васнецова.

Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) жил с семьей в этом доме в Троицком переулке (ныне переулок  Васнецова) с 1894 по 1926 годы.

 

Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой.

Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах, соединяя мир, сотворенный Богом, с миром, созданным человеческой фантазией.

Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная.

 

Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевcких и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А.М.Васнецовым в Вятке. 

Знаменитые васнецовские "среды" собирали в гостиной дома московскую художественную интеллигенцию. Их участниками были И.Е.Репин, В.А.Серов, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, Ф.И.Шаляпин, семьи меценатов Третьяковых и Мамонтовых.

Главным местом в доме была мастерская художника, расположенная на втором этаже. Здесь В.М.Васнецов заканчивал лучшие картины – "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897) и "Богатыри" (1881–1898).

В мастерской хранятся картины 1890-х годов – "Царевна Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-самолет", "Баба-Яга", "Спящая царевна", "Сивка-Бурка", "Кащей Бессмертный", названные художником "Поэмой семи сказок".

Былинная богатырская тема представлена произведениями "Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем" (1910–1912), "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем" (1918).

Дом с мастерской стал для В.М.Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества.

 

 МУЗЕЙ-МАСТЕРСКАЯ А.С.ГОЛУБКИНОЙ

Большой Лёвшинский переулок., 12 (вход со двора) 

Анна Семёновна Голубкина (1864–1927) – представительница плеяды крупнейших мастеров художественной культуры Серебряного века.

 

Посвященный ей музей был открыт 21 мая 1934 года.

Основу музейной коллекции составили произведения, переданные семьей скульптора в дар государству во исполнение воли Голубкиной сделать собрание ее произведений доступным для обозрения. 

Музей расположен в заповедном уголке старой Москвы, между улицами Пречистенка и Арбат. Здесь в 1910 году Анна Семеновна сняла две большие художественные мастерские.

Коллекцию музея составляют произведения, созданные в разные годы. Это и круглая скульптура, и рельефы, и мелкая пластика.

Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве.

В залах представлены портреты, жанровые композиции, скульптурные группы для каминов, декоративная скульптура. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов, в том числе 300 скульптур. Музей владеет уникальным собранием камей Голубкиной, созданных художником в 1920-е годы. 

 

В мемориальной части музея можно познакомиться с сохранившимися предметами обихода, фотографиями Анны Семеновны, ее родных и близких. 

Творчество А.С.Голубкиной удивительно созвучно эпохе Серебряного века, эпохе символизма и модерна, эпохе поиска новых форм в искусстве.

В наши дни музей сохранил особенную атмосферу артистического ателье начала прошлого века. Посетив его, вы сможете увидеть рабочее место скульптора, его инструменты и материалы, но главное – скульптуру, которой восхищались современники и которую оценили потомки.

Заведующая отделом изучения творчества А.С.Голубкиной — Татьяна Владимировна Галина.

   

  

Где находится, как доехать, режим работы:

  ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ В ЛАВРУШИНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Историческое здание Третьяковской галереи (искусство XI – начала XX века)

Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Проезд: Метро "Третьяковская" или "Полянка"

 

Режим работы:

 

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00 

(кассы и вход до 20.00)

выходной — понедельник

 

Информация по телефону 8-495-957-07-27

 

 

МИССИЯ МУЗЕЯ

Третьяковская галерея — это главный музей национального искусства России, отражающий его уникальный вклад в мировую культуру. Это гостеприимный музей, известный своей богатой коллекцией и многообразием представленных идей.

Перед Третьяковской галереей стоят три основные цели:

исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России;

формировать российскую культурную идентичность, привлекая внимание общества к той важной роли, которую играют в ней искусство в целом и наша коллекция в частности. Продолжать дело П.М. Третьякова, знакомя жителей страны с отечественным художественным наследием;

делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства.

Наши ценности

Вдохновение 

Мы считаем, что искусство, просвещение и творчество меняют жизнь людей к лучшему.

Гордость

Мы прославляем самобытный гений отечественных художников и осознаем большую ответственность за продолжение традиций Галереи, связанных с сохранением коллекции для будущих поколений.

Ориентация на посетителей

Планируя и осуществляя свою деятельность, мы уделяем основное внимание запросам нашей аудитории.

Креативность

Мы разрабатываем новые способы работы с коллекцией и площадками; в наших проектах участвуют как профессионалы, так и широкая публика.

 

Открытость для сотрудничества

Мы активно ищем возможности сотрудничества с другими организациями и талантливыми людьми на местном, национальном и международном уровне, чтобы наши программы, публикации и мероприятия были более разнообразными, качественными и актуальными.

 

Гостеприимство 

Мы последовательно придерживаемся принципов открытости и доступности.

Соответствие высоким стандартам качества

Для всех наших посетителей и партнеров очевидна наша приверженность качеству: в научной деятельности, в работе с коллекцией, в публикациях, в состоянии помещений, на нашем вебсайте, в сувенирной продукции.

 

Профессионализм

Все подразделения соответствуют самым высоким стандартам профессионализма, коммуникации и сотрудничества.

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________-

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Искусство, 1968. — С. 208.

http://www.tretyakovgallery.ru

Валяева М. В. Третьяковская галерея. Русское искусство XI — начала ХХ века: Путеводитель. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2015. — 270 с. — ISBN 978-5-9903869-4-5.

Ватолина Н. Н. Прогулка по Третьяковской галерее. — Москва: Советский художник, 1976. — 255 с.

Володарский В. М. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 300 с.

Джанджугазова Е. А. Культурные и товарные бренды Москвы: интегрированный подход, или что общего у фабрики «Красный Октябрь» и Третьяковской галереи. — Современные проблемы сервиса и туризма, 2014. — Вып. 4. — С. 102—114.

Ермакова Т. А., Обухова А. Искусство XX века. — Москва: П-2, 1999. — С. 64.

Иовлева Л. И., Брук Я. В. Государственная Третьяковская галерея: Рисунок XVIII–XX веков. — Москва: Красная площадь, 2007.

Древнерусское искусство X – начала XV века. — Москва: Красная площадь, 1995.

Иовлева Л. Галерея без Третьякова. — Москва: Наше наследие, 2006. — Вып. 78.

Ковтырева Л. В. Сокровищница Третьяковской галереи. — Москва: Третьяковская галерея, 2014. — 47 с.

Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. — Москва: Махаон, 2008. — С. 497.

Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым. — Москва: Дрофа плюс, 2009. — С. 121.

Пынина Т. Ю., Савастенко Р. А. Роль П. М. Третьякова в истории русского искусства. — Вестник славянских культур, 2016. — С. 233—245.

Трегулова З., Юденкова Т. Третьяковская галерея: Вчера, сегодня и завтра. — Москва: Третьяковская галерея, 2017. — Вып. 3.

Третьяковская галерея. — Москва: Директ-Медиа, 2011. — С. 98.

Третьяковская галерея: от авангарда до постмодернизма. Мастера XX века. — Москва: Art, 2006. — С. 248.

Рылов А. А. Воспоминания. — Москва: Художник РСФСР, 1960.

Умеренкова С. Н. Третьяковская галерея как один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. — Учёные записки, 2008. — Вып. 3. — С. 250—253.

Усачёва С. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. — Москва: Третьяковская галерея. Наследие, 2009. — Вып. 4.

 

  

ВложениеРазмер
Третьяковская галерея570.75 КБ
Третьяковская галерея338.52 КБ
Третьяковская галерея460.53 КБ
Третьяковская галерея410.13 КБ
Третьяковская галерея499.94 КБ
Третьяковская галерея317.88 КБ
Tretyakov_Gallery (7).jpg257.77 КБ
Tretyakov_Gallery (9).jpg91.57 КБ

Комментарии

Отправить комментарий