Синий камень, Синь-камень

Плещеево озеро

Си́ний ка́мень (Синь-ка́мень) — священный камень близ Плещеева озера,  рядом с  г. Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность).

Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца.

Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.

 

                                 Синь-камень расположен на Ярилиной плеши (Городище)                            

Синий камень, Синь-камень

Синий камень, Синь-камень

 

Камень испещрён мелкими бугорками. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн.
Координаты Синь-камня: N 56° 47.050' - E 38° 49.489' (WGS84) 
Адрес: Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский р-н, Александрова гора (старые названия - Ярилина плешь, Ярилина Гора). 
Ближайшее село - Городище.

 

Языческие времена
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.)

                                        мерянское святилище на берегу Плещеева озера                             

Плещеево озеро

Судьба Синего камня в христианское время
Камень сейчас находится у берега Плещеева озера
Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.
Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. 
По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки.
В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.
В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.)

Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов.
Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.

Плещеево озеро

Синий камень в наши дни
Александрова гора, которую часто неверно считают прежним местоположением камня
В XIX веке нашумевшая история с Синим камнем порождает легенду. В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалёку от его нынешнего местонахождения Александровой горой, на которой некогда проводились игрища с куклой Ярилы. Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах. Несмотря на это, недостоверное предание об Александровой горе и Василии Шуйском постоянно тиражируется различными туристическими справочниками.
Ныне Синий камень — одна из достопримечательностей Переславщины. Это не лучшим образом сказывается на его состоянии. Туристы отбивают от камня кусочки, нередко портят его топорами и молотками и даже наносят на него надписи. Недалеко от камня поставлен указатель, оборудованы деревянный столик и кострище. Приезжающие к камню также обвязывают кусты вокруг него верёвочками и тряпочками и оставляют на камне монетки — «на желание».
Синий камень очень популярен и у нынешних неоязычников («родноверов»). Они приносят камню дары, устраивают рядом с ним обряды во время различных языческих праздников, в том числе и во время Купальского праздника.
Как и многие другие культурные памятники, Синий камень стал полигоном для приверженцев разного рода нетрадиционных мистических учений, которые исследуют его «ауру» и устанавливают «контакты с духами».

 

                                Синь-камень в середине прошлого века                                            

Синий камень, Синь-камень

Культ синих камней
Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. Они до сих пор почитаются в традиционных культурах (например, на Алтае).
Синий камень на Плещеевом озере — одно из свидетельств существования подобных верований у восточных славян и ранее обитавшего здесь финского племени меря.
Культ поклонения камням также отчасти сохранился у марийцев, которые считаются родственными народу меря, или даже, что меря, как племя, вошло в состав марийских племен более 800 лет назад.
На Переславщине было много таких камней: Лось-камень и Петух-камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте.
Наконец, ещё один синий камень, найденный Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах, теперь лежит на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора.

Плещеево озеро

О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:
Синий камень в низине у деревни Скоморохово
Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
Синий камень у дороги близ села Романово
Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь
Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета.
Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой.

Синий камень, Синь-камень

ЗАГАДКИ СИНЕГО КАМНЯ
(газета «Русская правда»)
После крещения Руси такой артефакт древней дохристианской культуры не мог оставить равнодушным церковь. И как это часто бывает, официальная идеология сделала все, чтобы прекратить паломничество к камню. Как? Иерархи прокляли его и попытались уничтожить. Вот что достоверно описывают документы. В 1152 году христиане поднялись на гору, где лежал Синь-камень, и сбросили его вниз. Но люди продолжали ходить к поверженному языческому идолу. В XVII веке на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода “каменного беса” и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и “выглянула” из-под земли. И опять к ней потянулись люди. Зимой 1788 года камень утопили в Плещеевом озере на глубине около 5 метров. Вскоре рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении “своей” горы. Это движение было едва заметным, однако весной 1850 года он оказался у подножия холма, с которого был низвержен. И по-прежнему не останавливался. Фотографии 50-х годов прошлого века запечатлели глыбу на самом берегу озера, а спустя десятилетия валун оказался уже на расстоянии ста метров от этого места. И по-прежнему приходят люди. Кто-то просит избавить от болезней, другие загадывают желание и верят, что Синь-камень выполнит его.
Десять лет назад здесь работала группа исследователей. «Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец» - дали Синему камню оценку геологи. Свой цвет он приобретает только солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Еще парадокс: «На одном его краю - совершенно нормальная радиационная ситуация - около 0,14 микрорентген в час, на другом - в несколько раз выше». Вывод экспедиции несколько туманен: «Глыба находится на пересечении неких “энергетических” силовых линий - оттого и движется». Само перемещение, увы, тогда не было зафиксировано. Так же как не объяснено, почему он никогда не покрывается снегом и иногда светится по ночам.

Синий камень, Синь-камень

И вот впервые получены достоверные факты «блуждания» камня. Но не исследователями, а кинематографистами. Продюсер компании “Гипо-Теза” Александр Волков рассказывает:
-Мы осенью и в начале зимы снимали фильм о необычных явлениях природы, которые происходят вокруг Плещеева озера. В один из первых дней попробовали зафиксировать на пленку древние надписи на камне. Не получилось. Они видны только с определенной точки, только утром и только при ярком солнечном свете. Чтобы не потерять ракурс, пометили колышками места, в которые упиралась тренога видеокамеры. Когда через две недели вернулись, обнаружили, что камень “отполз” сантиметров на восемь! Стало интересно. Продолжили замеры. За три с половиной месяца нашей работы Валун продвинулся более чем на 40 см, и приподнялся на 4-5 сантиметров!
-А что говорят местные жители?
-Они просто этого не замечают. Каждый день ходят мимо, сантиметр туда, два обратно (смеется). Вы обратите внимание, когда фонарный столб у вашего подъезда постепенно сместится за полгода сантиметров на пятьдесят?..
-Слишком много эзотерических загадок для нашего просвещенного техногенного века…
-Я не мистик. Но… Когда мы собрали вместе все аномалии, которые происходят в округе (шаровые молнии, свечения, необычные представители животного мира, которых встречали в округе), стало понятно, что у них, скорее всего - одна общая причина. Возможно, Синь-камень - частица какой-то глобальной экосистемы, о которой мы пока ничего не знаем. И то, что он лежит не на своем месте, приводит к появлению «чудес» в округе. Поэтому Синь-камень и двигается, чтобы занять отведенное ему природой место.
-В таких случаях принято спрашивать: «Так что же ожидать от «знамения»? Катастрофы, наводнения, революции?
-Не думаю. По-моему, его движение - это путь к гармонии.

Синий камень, Синь-камень

КУЛЬТЫ СИНЕГО КАМНЯ
Поверхность Синь-камня усеяна денежной мелочью, цветами. На кустах поблизости можно увидеть множество развешенных ленточек и лоскутков. Все это - результат деятельности нео-язычников, приносящих камню дары и загадывающих под завязывание ленточек сокровенные желания. Синь-камень даже пытаются кормить - нередко на нем можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов. К синему камню привозят различные предметы и "заряжают" их в энергетическом поле этого монумента, чтобы впоследствии использовать в качестве оберегов.

Кому же показано посещение Синь-камня - этой древней святыни?
Ну, во-первых, бесплодным парам. 
Боги, которым поклонялись у камня славянские язычники, Ярила и Велес, покровительствовали в т.ч. и плодородию, причем плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот и припадают к Синь-камню женщины, чтобы вымолить у высших сил ребенка. Мужчины же приходят сюда для обретения мужской силы. Иногда от камня откалывают мелкие кусочки, чтобы носить их рядом с гениталиями. А некоторые, размельчив осколок в ступке, съедают его. 
Но сразу предупредим, что это скорее всего даст противоположный ожидаемому результат - какому божеству понравится то, что оболочку, в которую облечен его дух, расковыривают и едят. Синь-камень отомстит! 
Около Синь-камня человек заряжается энергией, становится активным и жизнерадостным. 
Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтвержденным данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и пр. 
На Ивана-Купалу (Духов день) у Синь-камня, как и в древности, собираются молодые девушки с парнями, т.к. считается, что в этот день, после ритуальных процедур можно унаследовать от него долговечность, прочность и твердость. А некоторые девушки привораживают тут своих избранников.

Плещеево озеро

Синь-камень - путешественник. 
Его переместил на нынешнее место много тысячелетий назад Скандинавский ледник, вероятней всего, из Онежско-Ладожского района. Рядом образовалось озеро (Плещеевское). 
Плещеевский великан - это семиугольная (в вертикальной проекции) плита с размерами: по длиной оси ~ 2.9 м, а по короткой ~ 2.6 м. Над землей валун возвышается в самой высокой части на ~ 0.6 м, в самой низкой на ~ 0.05 м. Вся поверхность Синь-камня покрыта выступами и впадинами размером ~ 3 см. 
Когда-то (вероятно, когда камень был весь на поверхности) был рассчитан объем валуна, который составляет ~ 4 куб.м. Вес великана такого объема ~ 12 т (рассчитывался по удельной плотности аналогичных пород). 
Цвет Синь-камня, вообще-то, как у обыкновенного булыжника - темно-серый, но после дождя его поверхность приобретает чуть заметный темно-синий оттенок. Сделан камень из кварцевого биотитового сланца мелкой структуры. Синий оттенок наблюдается из-за отражения света, преломленного водяной пленкой, зернами кварц-биотита.

Синий камень, Синь-камень

История Синь-камня
Дохристианство.
В дохристианские времена наш герой не знал горя. Он был объектом уважения и почитания сначала финно-угорских язычников из племени меря, а затем и наших славянских. 
Поселение язычников у Плещеева озера впервые появилось приблизительно 2 тысячи лет назад. Синь-камень служил тогда алтарем святилища. К нему несли дары. Духу, по мнению язычников живущему в камне, приносились жертвы. 
В IХ—XI вв. у камня обосновались отечественные язычники из новгородских и приднепровских земель. Поклонение продолжилось. Именно тогда глыбу назвали Синь-камнем, а гору, у подножия которой он лежал, Ярилиной Горой. Камень считался сердцем Ярилы - бога Солнца, его украшали цветами, кусты подле него - ленточками, вокруг водили хороводы. Не так давно академик РАЕН В. Чудинов с коллегами обнаружил на камне следы славянских рун (кириллицы еще не было). Некоторые удалось расшифровать, и одна из них гласила: "Перунов камень" (Перун - один из главных русских языческих богов). 
По другой версии, валун являлся святилищем покровителя скотоводов, землепашцев и целителей, бога Велеса. Согласно славянской языческой вере, души умерших поднимались по лунному лучу к вратам «нави», где их встречал сам Велес. Название Синь-камень могло произойти и отсюда, ведь синий цвет – это цвет «нави». Если душа умершего оказывалась чиста, она отражалась от Луны и шла по солнечному лучу к обители Всевышнего - Солнцу.

Синий камень, Синь-камень

Сегодня.
Сейчас будет грустно. Синь-камень в настоящее время проваливается сквозь землю. В 50-х годах он возвышался над поверхностью земли на 1.5 м, а теперь, его высота составляет, в среднем, 30 см. По каким причинам это происходит, не совсем ясно. 
Бытует красивая, но малооптимистичная версия, что Синь-камень появляется перед наступлением лучших времен, а пропадает в преддверии невзгод.

МЕТАФИЗИКА
С точки зрения метафизики, все, что вытворяет Синь-камень у Плещеева озера, объясняется элементарно. Просто, в этом месте пересеклись энергетические силовые каналы (т.н. "лей-линии"). Оказывается, наши предки каким-то третьим чувством ощущали эти точки и тут же обустраивали там свои святилища. В таких аномальных зонах случается всякое - летают огненные шары, пропадают люди, ходят камни. 
Ассоциация "Экология непознанного" не могла обойти своим вниманием магический валун и в 1996 году снарядила туда экспедицию. Полученные результаты шокировали всех. Энергетическая структура Александровой Горы, совершенно не примечательной внешне, поразила даже видавших виды лозоходцев ассоциации. Эта структура состояла из пяти концентрических колец. Два наружных кольца значительного диаметра опоясывали гору и были заряжены отрицательно. Внутри них располагались еще три небольших, с положительным зарядом. Радиометрические исследования подтвердили исследования лозометрические. Не менее сложное устройство имело и поле вокруг синего камня. Вот почему Синь-камень временами флюоресцирует, а зимой всегда свободен от снежного покрова. 
А вот объяснение воплощения в жизнь пожеланий, загаданных у камня. 
В процессе загадывания, человек мысленно-эмоциональной энергией транслирует желание в камень, а есть мнение, что у минералов кристаллическая решетка способна аккумулировать и затем отдавать информационные посылы. Таким образом, терафим (я думаю, что такое терафим, тут никому объяснять не надо) "заряжается", причем сила заряда варьирует в зависимости от ритмического рисунка и искренности посыла, а также от того, вслух ли он произносится, или "про себя". А не является ли Синь-камень у Переславля таким терафимом, чей заряд проявляет себя в исцелении недугов и исполнении желаний?

Синий камень, Синь-камень

И все же почему?
"Восстание камня из могилы", возможно, происходило из-за того, что пучение грунта зимой выталкивало камень на поверхность, а вешние воды подразмывали почву подле него. 
Наиболее реальное объяснение выхода Синь-камня на берег дал священник Вознесенской церкви Переславля-Залесского (1842—1869гг.) Н.М.Меморский. По его мнению, камень покоился на небольшой глубине и ежегодно вмерзал в лед, а во время ледохода смещался к берегу, в сторону наиболее частого направления ветров, которые в этих местах могут достигать ураганной силы. 
"Закапывание" камня происходит, скорее всего, из-за топких (особенно в весенний паводок) берегов Плещеева озера.

Для полноты картины приведем еще несколько существующих теорий движения камней. 
1. Днем нагретые солнцем камни удлиняются в южную сторону. Ночью, остывая (причем быстрее с северной стороны, где днем меньше нагревались), начинают уменьшаться. В результате таких деформаций камни передвигаются в южную сторону. 
2. На камень определенного удельного веса в плотном грунте может действовать «архимедова сила», выталкивающая и перемещающая его. 
3. Вибрационные воздействия, флюктуации гравитационного поля, различные деформации почвы также могут провоцировать перемещения камней.

Но какие бы реалистические, фантастические или псевдонаучные теории не приводились в объяснение блужданий Синь-камня, поневоле верится, что камень с такой историей, выслушавший столько слезных мольб и горячих пожеланий, повидавший столько страдальцев, являющийся средоточием людского горя и надежд - уже не просто камень, а место общения с какой-то высшей силой, во власти которой и исполнять желания, и исцелять недуги, и казнить, и миловать. 
Поторопитесь же повидаться с милым синим великаном и загадать желание, пока он не исчез с земной поверхности навсегда.

 

ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО

Принято считать, что формирование котловины озера Плещеево связано с выпахивающей деятельностью ледников и подледным стоком. Геологическим бурением установлено, что в районе Переславля-Залесского существует глубокая (до 175 м) рытвина, которая врезана в глины и известняки пермского времени, сформировавшиеся около 250 млн. лет назад. 
Она образовалась в нижнем плейстоцене (не позднее 600 тыс. лет назад) и в дальнейшем последовательно расширялась и углублялась льдами днепровского (170-250 тыс. лет назад) и московского (125-170 тыс. лет назад) оледенений. После отступления московского ледника возник бассейн, куда стекали талые воды и сформировалось древнее Плещеево озеро.
Есть также основания полагать, что определенную роль в образовании котловины озера играли и карстовые явления, т.е. растворение горных, в основном известняковых пород природными водами. 

В последующей истории озера нашла отражение чрезвычайная динамичность природных условий центра Русской равнины. На протяжении этого времени шло неуклонное снижение уровня озера и обмеление, обусловленное эволюцией рельефа и процессами осадконакопления. На фоне исторического снижения уровня происходили его существенные колебания, изменения величины акватории водоема и растительного покрова его берегов. Эти колебания связаны с климатическими ритмами разного порядка – от соответствующих ледниковым и межледниковым эпохам до многовековых.

 

Плещеево озеро

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО
Национальный парк «Плещеево озеро» расположен в 130 км к северо-востоку от Москвы в Ярославской области, на маршруте «Золотого кольца». Уникальное озеро Плещеево и его окрестности, древний город Переславль-Залесский – один из центров формирования Русского государства – являются ценной природно-исторической территорией национального значения, частью природного и культурного наследия нашего Отечества.
Целью создания национального парка «Плещеево озеро», его миссией является сохранение и восстановление уникального природно-исторического комплекса в районе города Переславля-Залесского и жемчужины Верхней Волги – озера Плещеево с эндемичной популяцией переславской ряпушки.
Образован национальный парк в 1988 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.09.88 г. № 400 как Переславский Природно-исторический национальный парк, который находился в ведении Администрации Ярославской области и функционировал как ее структурное подразделение.

 

Александрова гора                                                                    

Переславль-Залесский

Месторасположение: северо-восточный берег озера Плещеева 
Описание: Александрова гора (Ярилина плешь, Лысая гора) возвышается среди холмов на самом берегу Плещеева озера и является частью Клещинского археологического комплекса. Высота горы над уровнем озера составляет около 30 метров, поверхность ее неровная, вся в ямах, траншеях и буграх – следах раскопок столетней давности. Вершина, некогда имевшая вид ровной площадки размером около 30 соток, ныне очень незначительна. Холм связан с коренным берегом озера узкой глинистой грядой.
Предполагают, что в давние времена Александрова гора играла роль укрепленного кремля-детинца у возникшего здесь древнерусского поселения. Приблизительно в ХI веке на ее вершине осталось лишь языческое капище – святилище бога солнца Ярилы. А в ХIII столетии князь Александр Невский основал на этом холме православный монастырь, возможно, сгоревший в Смуту в начале ХVII века.
В настоящие дни вершина Александровой горы служит прекрасной видовой точкой – с ее высоты открывается изумительный вид на монастыри, озеро и прибрежную природу.

По преданиям Синь-камень находился именно на этой горе, но откуда его потом скатили вниз!

 

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://www.plesheevo-lake.ru
В. Барышев, Прошлое озера Плещеево. «Коммунар» 3 апреля 1941 года.
Бердников, В. Синий камень Плещеева озера // Наука и жизнь. — 1985. — № 1. — С. 134—139.
 Комаров К. И. Древние боги Ярославской земли
 Смирнов, М. И. Старые боги // Доклады Пезанпроб. — Переславль, 1919. — Том 4.
Меморский, Н. М. Отголосок на статью: «О чудном свойстве Плещеева, или Переславского озера» // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 30 декабря. — С. 291—293.
Несытов, И. Е. Чудное свойство Плещеева, или Переславского озера // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 11 ноября. — С. 248—249.
http://hotimdetey.ru/article/sakralnie_mesta/siniy_kamen/
Демидова, О. Аномальная зона // Юность. — 2004. — 9 июня.
Пуришев, И. Б. Ещё раз о синих камнях // Коммунар. — 1985.
Киселев А. В. Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв. Сообщения Ростовского музея — С. 230. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (2004). 
Культовые камни Ярославского Поволжья — статья археолога профессора И. В. Дубова.
Синий камень: легенды и реальность — статья и уникальные фото в журнале Деловой Переславль.
http://www.liveinternet.ru/

Комментарии

мерянские корни...

у марийцев также сохранились остатки древних культов почитания камней, например, смотрите статью про черные камни у деревни Кожлаер. По рассказам местного краеведа - в давние времена эти камни привезли сюда племена мари, которые переселились в Моркинский р-н РМЭ с правого берега Волги.

Интересно и то, что не именно с самого правого берега, а из-за правого берега, то есть, вполне возможно, что марийские племена и их предки обитали намного западнее нынешней Волги, и занимали верхнее и среднее Поволжье наряду с другими финно-угорскими племенами...

Синий камень

Здравствуйте
Хочу Вас обратить внимание на синий камень это Ваша достопримечательность и такое халатное отношение он лежит как в помойке сделайте ограждение, небольшой как на бульварах плитки вокруг камня, столик небольшой для даров угощений как на могилах, поставьте ящик для монет и слив выведете что когда его моют вода должна куда то уходить.

Отправить комментарий