Святые места Поволжья

Есть на земле места, к которым не зарастают тропы паломников со всего мира. После посещения таких мест, говорят, человек заряжается положительной энергией и становится более оптимистичным. Или, наоборот, узнает о мире и себе в нем много нового.
Как и на всей святой Руси – в Поволжье много святых мест: храмов, монастырей, святых источников, могил святых и праведных людей.  Про самые интересные и почитаемые места мы хотим рассказать в этой статье.
 

  СВЯТЫЕ МЕСТА РОССИИ - ТУТ!

 

ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Дивеево                                                                     

Святые места Поволжья

На юге Нижегородской области лежит четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Богородицы. Около 1760 года монахине Александре из Флоровского монастыря в Киеве было два видения. В первом Божья Матерь отправила ее в дальний путь, а когда Александра добралась до села Дивеево, то услышала второе указание: основать там обитель. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. Не упустите случая набрать воды из целебных источников и пройтись вдоль канавки, созданной при преподобном Серафиме. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».

Как добраться до Дивеево
Дорога Москва - Рязань - Шацк - Дивеево   

С Казанского Вокзала каждый вечер идут поезда до станции Арзамас - 2  
 Дорога Ульяновск - Саранск - Дивеево    
Как доехать из Москвы до Дивеева через Муром      

Паломникам удобнее всего добираться до города Арзамас. В Арзамасе два пассажирских вокзала: Арзамас-1 и Арзамас-2. Автовокзал, с которого можно доехать до села Дивеево, находится на станции Арзамас-2 (тел. автовокзала — 8 (831-47) 4-18-14). Автобусы из Арзамаса ходят довольно часто — почти каждый час; первый автобус отходит в 5-30, последний в 17-30. Из Серафимо-Дивеевского монастыря в 19-00 каждый день отправляется автобус на железнодорожные вокзалы в Арзамас. В пути автобус находится менее полутора часов, поэтому можно рассчитать время и на вокзальной площади примерно в 20-30 искать ПАЗик или «Газель» с надписью на лобовом стекле: «Серафимо-Дивеевский монастырь», на нем добраться до монастыря.
 Можно доехать до станций Арзамас-1, Мухтолово, Нижний Новгород, но этот маршрут будет длиннее, и надо будет сделать несколько пересадок. От Нижнего Новгорода дорога займет около 4 часов.
 Если поезд, теплоход или самолет прибывает в Нижний Новгород, то с автовокзала, который находится на площади Лядова (тел. — 8 (831) 433-55-98), можно доехать до села Дивеево. Прямой автобус идет в 6-30 (пн-пт), 7-00 (сб, вс), 14-25, 15-25, но можно сделать пересадку в Арзамасе или доехать на саровской маршрутке до окраины села Дивеево, откуда до монастыря примерно 1 час ходьбы.
 На автомобиле из Москвы удобнее всего ехать через Балашиху на Владимир и, не въезжая во Владимир, свернуть на Муром, а дальше — через города Навашино, Кулебаки, Ардатов — до села Дивеево.
С юга удобнее ехать через Рязань, Шацк, Сасово, Ермишь или через Саранск, Лукоянов, Шатки, Лесогорск.
С востока, например, из Самары, маршрут проходит через Ульяновск или через Пензу на Саранск.

                                   святейший патриарх Кирилл у мощей Серафима Саровского

Святые места Поволжья

Как разместиться в монастыре
Просьба к группам паломников: заранее сообщать в паломнический центр о своем приезде (тел. 8-831-34 4-34-45).
 
Следует назвать ваш населенный пункт, приход или организацию; день приезда и примерное время прибытия в монастырь; день отъезда; количество паломников. В паломнический центр по прибытии необходимо предоставить список группы с указанием фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта каждого паломника.
Паломники, приехавшие самостоятельно и рассчитывающие поселиться с помощью сотрудников паломнического центра, обязательно должны иметь с собой паспорт с печатью о прописке.
 Размещение производится в одну из монастырских гостиниц.

                                                       преподобный Серафим Саровский

 Правильнее приехать в монастырь вечером: так, чтобы успеть на вечернюю службу, которая зимой начинается в 16-00, летом — в 17-00. По вопросу размещения следует обращаться в паломнический центр, он открыт с 8-00 до 20-00 зимой и с 8-00 до 21-00 летом.
После вечерней службы можно бесплатно поужинать в паломнической трапезной (талоны нужно получить в паломническом центре).
После трапезы каждый день сестры совершают обход монастыря с иконой Божией Матери «Умиление»; при этом читают молитву «Богородице Дево, радуйся». Паломники могут присоединиться к ним и пройти по святой Канавке вместе с сестрами.
Монастырь закрывается в 22-00 и открывается в 5-00. В дни памяти прп. Серафима Саровского (1 августа и 15 января) монастырь открыт круглосуточно.

 

 

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 
В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

(СТАТЬЯ ПРО ГОРОД КОСТРОМУ - ТУТ!)

Ипатьевский монастырь

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы. 
Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ. 
Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Преосвященнейший Ферапонт, епископ Костромской и Галичский, а его Наместником - игумен Петр (Ерышалов). 

 
Святыни монастыря:
 - Чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери.
 - Частица Ризы Господней. 
 - Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе). 
 - Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого. 
 - Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома. 

Ипатьевский монастырь

 

  

ТОЛГСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Взоры путешественников по Волге невольно приковывает к себе белокаменный красавец-монастырь, расположенный на левом ее берегу, недалеко от древнего города Ярославля. История основания монастыря переносит нас в далекое прошлое, во времена господства в России татар. 
Постоянные междоусобия князей, при которых беспрерывно лилась русская кровь и слабела русская мощь, были причиной того, что над Русью, и в частности над Ярославлем, тяжелым, трудно вообразимым теперь гнетом, на долгие времена легло владычество татар. Громадные полчища кочевников бродили по русской земле, предавая все огню и мечу. 
Молчаливая северная летопись редко пускается в подробности, зато на страницах ее слишком часто встречаемся с краткими, но зловещими отметками, в роде, например, того: «и бысть лютое томление», или «пагубу великую (татары) творяху людем»; изредка прорывается вопль негодования, за которым чувствуются страшные, дикие сцены, как например, под 1283 годом: «бе же видети стыдно и вельми страшно ругание от окаянных православному христианству и хлеб нейдяше во уста от страха».
Кроме физических и нравственных мук, жестокое иго татар причиняло русским и громадный духовный вред. Вечный страх воспитывал физического и духовного раба, вечная кровь ожесточала и очерствляла людей. В виду общего позора и гибели пропадала вера и надежда, сменяясь чувством равнодушия или отчаяния. Русский человек мог окончательно огрубеть при вечном виде крови и пожара, мог выродиться духовно, забыть свою честь под татарским гнетом, если бы не оставалось у него сокровища, которое передать врагу он не мог ни за деньги, ни за муки, обладание которым спасало его от нравственной смерти, это - вера его предков, которую он хранил, как единственное наследство, которая ставила непроходимую пропасть между ним, побежденным рабом, и его победителем «поганым татарином, окаянным сыроядцем». «Пресвятая Госпоже Богородице, - в вопле отчаяния взывали тогда русские люди, - Ты избавила род христианский от адова мучительства и ныне избави нас от нахождения поганых и злаго и нечестиваго пленения и посечения!» 
При таких обстоятельствах совершилось радостнейшее событие для измученных физически и нравственно, живущих в вечном страхе и печали жителей страны Ярославской. В августе 1314 года при владетельном Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче, в дремучем лесу, среди ночной августовской тьмы, засиял, озаряющий всю прилегавшую страну, свет от новоявленной иконы Пресвятой Богородицы, вливавший живительный бальзам веры и упования в исстрадавшееся сердце человека, придававший ему новые силы для перенесения новых страданий. По этому случаю и на том святом месте, избранном Самой Божией Матерью и была основана монашеская обитель.  Вот как произошло это замечательное в истории нашей Церкви и приснопамятное в истории Ярославского края событие.                                                                      Толгский монастырь              

Святые места Поволжья

  

 

  ВЕЛИКОРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - ВЕЛИКОРЕЦКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

Великоре́цкий кре́стный ход — один из крупнейших ежегодных крестных ходов России (и одно из крупнейших в православном мире!)!!!!!!!!!!!!!
Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.
Маршрут: Вятка (Киров) — река Великая (с. Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) — Вятка (Киров). 
Протяжённость — 150 км (90 км из г.Киров до с.Великорецкое и 60 км обратно). Ночлеги — в полевых условиях. Ход собирает десятки тысяч паломников со всей России и Ближнего Зарубежья (в 2012 году собралось около 60 тысяч человек, при населении района около 21 тыс. чел.).                                                            

Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения св. мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования — 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут — сухопутный, действующий и поныне.
В первые годы советской власти традиция крестного хода неуклонно сохранялась. C 1935 года, после сноса кафедрального собора в Вятке, где хранилась икона святителя Николая, крестные ходы прекратились в связи с утратой иконы. Но несмотря на неофициальный запрет проведения хода, он превратился в паломничество небольших групп верующих на берег реки Великой к месту обретения чудотворной иконы. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества к реке Великой. Несмотря на это, паломничество никогда не прерывалось.
Возрождение крестного хода начинается с 1989 года, когда запрет на паломничество был отменён. С 1989 по 1993 годы крестный ход разрешали совершать только от ближайшего села Чудиново (в 10 км). С 1993 года крестный ход стал совершаться по историческому маршруту.

Святые места Поволжья

В 2000 году к 600-летию (ежегодно в крестном ходе стало участвовать несколько тысяч человек со всей России и СНГ) решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского. В 2008 году в нём участвовало около 30 тысяч богомольцев (что превысило дореволюционный максимум — 27 тысяч) и был утверждён Устав крестного хода.

Согласно Уставу, современный Великорецкий крестный ход совершается в период с 3 июня (21 мая ст. стиля) по 8 июня (26 мая ст. стиля), таким образом, что главные мероприятия в с. Великорецком проходят 6 июня (24 мая ст. стиля) в праздник Великорецкой иконы.
В 2010 году число паломников, участвующих в Великорецком крестном ходе превысило 25 тысяч человек, а в день праздника в Великорецком собралось около 60 тысяч богомольцев. Великорецкий чудотворный образ Святителя Николая, несмотря на его утрату в 1935 году — это самая почитаемая икона святителя в России.

 

ЦИВИЛЬСКИЙ ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ЧУВАШИЯ

Начало истории Цивильского Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1667-1671 годов под предводительством "лихоимца" Стеньки Разина, которая не обошла стороной и Цивильские земли. 1 октября 1671 года "воровские казаки" подошли к стенам города и начали штурм. Как известно, Цивильск изначально был выстроен в 1589 году как крепость, имел крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом и охранялся вооруженной силой, преданной царю, состоявшей из 250 стрельцов, примерно 5 пушкарей и около десятка наемников-ландскнехтов. И взять такой город было не так-то и просто. Долго пытались казаки взять город, но не смогли, и решено было взять крепость голодом, окружив его. Когда жители потеряли надежду отстоять свой город и хотели уж пробиваться сквозь кольцо казаков для того, чтобы бежать в соседние Чебоксары, остановило их то, что во сне Иулиане Васильевой, простой гражданке Цивильска, привиделась икона Пресвятой Богородицы, и услышала она от святой слова: "Дабы люди сидящие во граде, сидели крепко: казаки город не возьмут, а когда город получит спасение, то жители бы построили бы монастырь позади града между реками Большого и Малого Цивиля и между болотами и Стрелецких лугов". 

                                город Цивильск, где расположен монастырь

Действительно, цивиляне отстояли свой город, и через четыре года на месте, указанном самой Богородицей, сверкала куполами церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя пресвятой Богородицы Тихвинской. Эта церковь, построенная по обету цивильским стрельцом Рязановым Стефаном Ивановичем, вскоре станет храмом созданного Вознесенского мужского монастыря. Для монашествующих были отстроены келий и хозяйственные постройки.
Иконостас храма был написан славившимся в те времена иконописцем - сыном священника Свияжской Благовещенской церкви - Ефимом Васильевым. Сам храм позже был дважды перестроен и в 1744 году был освящен во имя иконы Тихвинской Божией Матери.

 

 

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ГОРОД СЫЗРАНЬ

Вознесенский монастырь - действующий мужской православный монастырь, располагающийся в городе Сызрани Самарской области.

Основан 25 мая 1685 года, то есть двумя годами позже Сызранской крепости. По древнему обыкновению благочестивого русского народа одновременно с возведением крепости Сызран первые строители и первые жители (а это были «служилые люди», солдаты) захотели устроить монастырь. Позволительная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на основание Вознесенского монастыря была дана 2 мая 1685 года симбирскому стольнику и воеводе Матвею Головину. В 1686 году завершилось возведение первых построек.

В 1691 году стали возводить деревянную Вознесенскую церковь. Из-за недостатка средств завершено сооружение деревянного храма Вознесенского монастыря было только в 1694 году.

Каменный храм Вознесения Господня был построен в 1738 году.

В 1928 году Вознесенский монастырь был закрыт.

Монашеская жизнь возродилась с июня 1996 года, ведётся реставрация храмов.                             

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. Жизнь людей того времени была неразрывно связана с православным храмом. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет «…Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …». Поэтому в мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана.

 

ИРГИЗСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В феврале 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского Иргизский Воскресенский мужской монастырь стал восстанавливать свою былую мощь и красоту. 
Здесь затеплилась лампада духовной жизни. 12 февраля 2005 гола в стенах бывшей часовни был отслужен первый молебен, а через три недели, 6 марта - совершена первая Божественная литургия. Тогда же у монастыря появились две старинные святыни: икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя которого освящен возрожденный из руин храм, и икона Пресвятой Богородицы «Троеручица». 
В этом обитатели монастыря усматривают Божие благословение на их труд по восстановлению. 7 августа состоялось первое Таинство Крещения. В сентябре на повороте с трассы Балаково-Пугачев, у дороги, ведущей в обитель, был установлен и освящен поклонный Крест.                                                                         

Сейчас восстановлен и украшается пока единственный храм монастыря, освященный во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, - душа обители. Установлен иконостас с узорчатой резьбой и писаными иконами, одна из которых Тихвинская икона Божией Матери. В 2007 году завершена внешняя отделка храма: установлен купол, крышу и крыльцо украсила все та же узорчатая резьба.

Большая работа ведется по очистке Монашеского озера, по завершении которой на его берегу будет возведена часовня. Уже сейчас спуск к предполагаемой часовне обустроен многоступенчатой кованой лестницей. Но этот спуск к озеру не единственный. Недавно стараниями послушников, которых здесь не так уж и много, через чашу леса была проложена ещё одна дорога, а трудами двух благочестивых мирян в обители появился источник чистой питьевой воды - колодец.

После небольшого ремонта для проживания паломников, которые приезжают сюда для молитвы и для помощи в восстановлении монастыря из разных мест России, стал пригоден двухэтажный келейный братский корпус. 
На его первом этаже также расположилась большая зимняя трапезная. Почему зимняя? Потому что в 2007 году была отремонтирована маленькая, уютная летняя трапезная, расположенная в отдельном домике. Летом того же года при устроении берега Монашеского озера была обнаружена древняя стена монастыря и место захоронения монахов Иргизской обители.

Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» 11 июля стало особым событием в жизни монастыря. В 2006 и 2007 годах Божественную литургию в этот день возглавлял Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (до этого Архиерейского служения в обители не было 150 лет). После, перед храмом, перед чтимой иконой Владыка служил торжественный молебен. Последний приезд в обитель стал вдвойне примечательным: Епископ Лонгин совершил первый в новейшей истории обители монашеский постриг.

Двойным праздником в обители также считается Пасха, Светлое Христово Воскресение, в честь которого именуется обитель. Уже по традиции в этот день сюда съезжается множество верующих из Саратова, Самары, Покровска (Энгельса), Балакова, Пугачева и окрестных сел. Кажется, что храм не может вместить всех, но что невозможно человеку, возможно Богу. Первые, ночные часы Пасхи почти у каждого стоящего в храме завершаются принятием Святых Христовых Тайн. А наутро не умолкает колокол, неся пасхальную радостную весть всей окру, Христос Воскрес!

 

САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

                                                           Санаксарский монастырь                                                            

Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Темникове Краснослободской епархии
Адрес: 431220, Россия, рспб. Мордовия, г. Темников

Расположен в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей - богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века.

В 1659 году житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который впоследствии решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

 

 

ЗОЛОТНИКОВСКАЯ ПУСТЫНЬ - ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Золотниковская пустынь основана в первой четверти ХVII столетия иноком Ионою Головциным, посвященным в 1624 г. в сан игумена. При нем в пустыне была поставлена деревянная Успенская церковь. Тогда обитель называлась Новая пустынь, березовского борку, Успения Пресвятые Богородицы". С 1724 г. в официальных документах она именуется Успенской Золотниковской пустынью, по протекающей рядом речке Золотоструйке. 
В 1632 г. царем Михаилом Федоровичем пустыни пожалована земля, в благодарность за что в деревянной церкви был освящен придел в честь патрона царевича - Иоанна Белогородского. 
 При игумене Никоне на месте деревянной церкви выстроена Успенская же каменная, освященная в 1651 г. Вслед за ней сооружены две других каменных церкви комплекса: надвратная, Всех святых (1656 г.) и трапезная с теплой церковью Казанской Богоматери (1657 г.). Во второй половине ХVII - начале ХVIII вв. пустынь пользовалась известностью. Как значительный исторический факт, в литературе отмечается принятие в 1663 г. здесь иночества Митрофанием, впоследствии епископом Воронежским.                                                  


Пустынь часто посещал митрополит Суздальский Илларион и принимал в ней царицу Прасковью Федоровну. В пустынь делались вклады царем Петром I и царевной Софьей. Очевидно, на эти пожертвования, все каменные здания монастыря в конце ХVII в. были перестроены вновь, о чем красноречиво свидетельствует архитектура существующих Успенской и Казанской церквей. Судя по фотографиям утраченной надвратной церкви, она была также перестроена, поскольку все здания объединены единым стилевым направлением. В ХVIII в. пустынь начинает беднеть, ее строения приходят в ветхость. В 1725 г. по синодальному распоряжению она приписывается к Спаса-Евфимьевскому суздальскому монастырю, но по прошению игумена с братиею осталась самостоятельной. В 1764 г. числится заштатной.

 

НИЛОВА ПУСТЫНЬ - ОЗЕРО СЕЛИГЕР

Нилова пустынь находится на острове Столбный на озере Селигер и частично - на полуострове Светлице.
Остров Столбный был необитаем до 1528 г., когда на нем поселился отшельник Нил. Первую зиму прп. Нил провел в вырытой им на острове пещере.

На следующий год преподобный построил келью и часовню для молитв. 27 лет провел прп. Нил на острове, неустанно молясь, не позволяя себе даже прилечь. Для кратковременного отдыха он облокачивался на деревянные крюки, вбитые в стены кельи. Скончался прп. Нил 7 декабря 1555 года.
 Святая жизнь его на острове и чудеса от нетленных мощей его, последовавшие вскоре после прославления преподобного, послужили причиной для основания на острове монастыря, а имя преподобного дало название обители. Основателем обители стал иеромонах Герман из ближнего Рожновского монастыря. К нему вскоре присоединились многие, желавшие подвизаться под его руководством и начавшие строить деревянные кельи. Иеромонах Герман испросил у патриарха Иова разрешение устроить на острове обитель с общежительным уставом. Благодаря покровительству и вкладам московских царей, обитель начала вскоре разрастаться и процветать, но с 1764 г. обитель числилась за штатом.


 
В начале века пустынь могла быть причислена к одним из красивейших в России. Посреди обители находится величественный собор в честь Богоявления Господня с двумя престолами. В соборном храме открыто покоились мощи прп. Нила.

В обители были также храм во имя Всех Святых (больничный, бывший соборный), храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, построенный над пещерой, которую преподобный, придя на остров, выкопал своими руками и в которой жил первое время.
 Ежегодно 27 мая праздновалось обретение мощей прп. Нила.

К обители была приписана Новосоловецкая пустынь, находившаяся на острове озера Вселуцкого.
 

 

ТРОИЦЕ-СКАНОВ МОНАСТЫРЬ - ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Троице-Сканов монастырь — женский монастырь Сердобской епархии Русской православной церкви, расположенный в 4 км от районного центра Наровчата Пензенской области. памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

 Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти — игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.                                           
 


     Пещерный монастырь 
В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь, который представляет собой трехуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры.
 У подножия горы источник. На горе в 1866—1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.
      Возрождение монастыря
С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.
12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Ныне в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска (ныне Брянской области).
 

 

 

БЕЛОГОРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - ОЛЬХОВКА

В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).
 Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой).

Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители


История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.
 Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже - лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
 В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыры устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод.                                                                              

 

 

ЧУРКИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.
  В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.
  В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня - чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.                     

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.
 В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.
 С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

 

ЕЖОВСКАЯ МИРОНОСИЦКАЯ ПУСТЫНЬ - МАРИЙ ЭЛ

По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.

Это — Мироносицкая пустынь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над ее седыми стенами. В них уместилось все: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.

                                                  (общий вид  Пустыни)               

 (общий вид Пустыни - церковь Жён Мироносиц)

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

                 (общий вид  Пустыни - церковь Жён Мироносиц)                                   

 (общий вид Пустыни - церковь Жён Мироносиц)

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.

 Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

 

 

              Раифский Богородицкий мужской монастырь - РАИФА- Татарстан

   Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига св. Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения св. Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины св. Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.  

   Собор в честь Живоначальной Троицы                                                                                             

  

 

_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Святые места Поволжья.
Монастыри и храмы Поволжья.