Святые источники поселка Сурское

Николина гора

В 2002 году поселок Сурское праздновал свое 450-летие. До переименования, в 1931 году, Сурское носило имя Промзино, и почитаемый святой источник Николая Чудотворца занимает одно из ключевых мест в истории поселка. В 1552 году по приказу царя Ивана Грозного, здесь в устье реки Промза, притока Суры, был основан гарнизон и поселение при нём, или как их тогда называли сторожевой пост или стан. Таких станов было создано несколько и их предназначением было - во время похода на Казань как опорных пунктов, здесь воины Ивана Грозного отдыхали и запасались продовольствием, а после, в мирное время, станы были призваны охранять рубежи от набегов кочевников. 
 

 ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ! 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО УЛЬЯНОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РОДНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!                  

КЛАДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Святые источники поселка Сурское

Сторожевой дозор располагался в ту пору на Белой горе, высота которой достигала около 80 метров. И вот однажды на рубеже XVII века к Суре подошло войско кубанских татар. Но переправиться через реку не смогли. Что же явилось причиной столь необычного поведения кочевников? Вот что об этом повествует предание:

Полчища кубанских татар подошли к Промзину и приготовились к переправе через реку Суру. Небольшой гарнизон городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно враги остановились. Один из русских воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кочевников и спросил их:

– Что стоите вы здесь вот уже столько времени? 
– Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? 

Святые источники поселка Сурское

Обернулся воин и посмотрел в свою сторону. Стояла непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе, в необыкновенном сиянии стоит величественный старец с храмом на одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, с копьем грозный юноша, приготовившийся к атаке. В них русич узнал святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия-Победоносца. А татары продолжали:

– Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться домой, но позади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Видимо за землю сам Бог Ваш вступился и грозит нам своим мечом. 

Воин указал татарам обратный путь, и они обратились в бегство. Сам же возвратился в городище и рассказал это всем. 

Сурские источники

Жители поспешили на гору, которую они называли Белой, и первым поднялся на гору воин, говоривший с кубанцами. На вершине конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. И нашли тут люди икону Николая Чудотворца на земле. Это был горельеф с выпуклым изображением святителя: в одной руке — меч, а в другой – храм. С благоговением подняли образ святителя. 

Вскоре на горе поставили часовню, в которую и поместили икону. В поселение стали стекаться люди узнавшие про чудесное избавление от врагов, и стали селиться здесь. Позже рядом с Белой горой была основана Никольская Городищенская пустынь, с храмом во имя святителя Николая, куда и перенесли икону. Но в 1810 году церковь пришлось разобрать, потому что Сура подмывала почву. Образ перенесли Казанский храм села Промзино и специально построили придел Николая Чудотворца. К иконе постоянно приходили богомольцы. На щедрые пожертвования верующих, получивших помощь Бога по молитвам Николая Угодника, которые по подсчетам составили около 7 тысяч рублей, чудотворный образ украсили ризой из золота, драгоценных камней и бисера. В округе за всё время было возведено семь часовен, на кладбище, на выезде и на родниках.

Гору уже мало кто называл Белой, в народной памяти она и сейчас Никольская. Сюда в дни празднования “летнего Николы”, начиная с 21 мая, стекались и стекаются паломники со всей России. Даже в советские времена когда власти пытались запретить это паломничество, пытались разрушить часовню на горе. Судьба же явленного образа Святителя Николая неизвестна - в 1932 году, он бесследно исчезает.

В округе Никольской горы существует несколько святых источников. Самый ближний, у подножия, освящен в честь святителя Николая Чудотворца.

Святые источники поселка Сурское

 

-------------------------------------------------------------------------

святой источник Серебряный, освященный во имя Георгия Победоносца                                        

Если идти напрямую через лес от Николиной горы, около километра, в лесном массиве, находится святой источник Серебряный, освященный во имя Георгия Победоносца. Этот святой ключ стал почитаемым тоже очень давно, в начале прошлого века здесь уже стояла часовня. Сейчас источник обустроен.

  
--------------------------------------------------------------------------

Святые источники поселка Сурское

Еще два родника находятся чуть дальше, на расстоянии около двух километров от Николиной горы. Самый дальний источник был освящен сравнительно недавно и его история такова: когда на месте истинного источника освященного во имя Казанской Божией Матери (выглядел в виде маленького озерца), в советское время построили детский пионерский лагерь, некие инициаторы из Мордовии освятили другой родник, находящийся поблизости. Поскольку доступ в пионерский лагерь посторонним был запрещен, требовалось сменить место поклонения, куда можно было бы приходить за водой и молиться и получать благодать Божию. 


 
Из истории: 
до Советского времени в с. Промзино (старое название р.п. Сурского) был храм Казанской Божией Матери, который основали выходцы со стороны. Они и принесли с собой Икону Божией Матери с мощами святого. И в честь этого и был освящен родник, где совсем недавно построили купальню. Но сейчас он называется также в честь Николая Чудотворца. Когда и как произошло переименование - неизвестно. Это самый обустроенный святой источник с удобными раздельными купелями для братьев и сестер.
 
------------------------------------------------------------------------

Второй источник расположен совсем рядом. К этим святым колодцам можно доехать на транспорте, от поселка ведет наезженная грунтовая дорога или если хотите насладиться местными красотами и пройтись пешком, то есть тропинка вдоль реки. 

  

                                               где находится, как доехать:                                                       


 
НИКОЛИНА ГОРА – СЕЛО СУРСКОЕ
В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. 

Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей. 

Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его — меч, а в другой — храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси. 

Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.

Позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда и перенесли удивительную икону. Вскоре и Белую гору окрестили Николиной или Никольской. Местные жители рассказывают, что их предки хранили образ как святыню и никак не соглашались передать его вышестоящим властям. 

Согласно легенде, добыть чудодейственный лик поручили сотрудникам госбезопасности, говорят, сельские мужики четверо суток стояли в дозоре, охраняя святой образ. А кэгэбэшники засаду устроили, создав иллюзию, что икону оставили в покое. Деревенским-то пахать-сеять надо. Ну и оставили свой пост, решив, что опасность миновала. Тогда чекисты украли икону и вывезли за пределы области...». 

Следы иконы потерялись в 1932 году. При советской власти религиозные проявления не приветствовались. И в одно прекрасное время чиновники распорядились уничтожить Никольскую часовню. На это дело даже удалось уговорить одного из молодых трактористов-атеистов. Старожилы утверждают, что мать парня плакала и молилась о спасении души своего заблудшего сына, она просила святого Николая сохранить ему жизнь. 

Молодой человек пытался снести часовню с помощью трактора. Но случился обвал, машину занесло. Народ ахнул, когда трактор перевернулся и полетел с горы в пропасть. Но каково было всеобщее удивление, когда люди увидели тракториста повисшего на дереве, одиноко растущем на склоне. Парень вылетел из машины, зацепился за сучок и остался жив. «На самом деле святой Николай услышал молитвы его матери и пожалел ее», — уверены сельчане. 

Николина гора по сей день считается святым местом. Здесь установили новую икону, подобную прежней, похищенной чекистами. Со всех уголков нашей страны приходят сюда люди, чтобы молить о прощении своих грехов и просить у святого Николая Чудотворца исполнить их самые сокровенные желания. 

Николина гора – очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь святителя Николая. Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям.

На горе и у источников 22 мая с самого раннего утра уже поют акафист Николаю Чудотворцу. Многие сотни людей из разных мест (на машинах и автобусах - не только ульяновские и самарские номера) собрались на праздник Николая Чудотворца. Выстроились немалые очереди за святой водой, и где священники, где миряне поют Пасхальный канон, акафист Николаю Чудотворцу и молитвы.

Одна старушка рассказывала другой:

-Я уж больно все переживала, что другие как влезут на гору, находят камешки с ликом Николушки, а мне никогда такой не попадается. И прошлый год тоже забралась на гору, помолилась. Иду - и думаю: вот, мне никогда камешек с Николушкой не найти! Гляжу - кирпичик лежит, обломок. И как ровно толкнуло меня - взяла да перевернула его. А на обратной стороне - образ Николая Чудотворца! 
Прямо вот и лик его виден, и одежда вся, и даже пуговки на одежде! Ну больно большой этот кирпичик-то, я думаю: отколоть, что ли, от него? Самой боязно: трону - рассыплется. Столько я об этом камешке мечтала, и загублю... И вот надо же, обкололся так, что как раз остался сам образочек Николушки, а все лишнее ровненько обломилось. Я этот кирпичик у икон положила. За год он обсох и только лучше все на нем стало видно.

Координаты: 54°29′29″N 46°43′53″E
 

 

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

«Русский Бог»
Автор: Плаксин Олег 


Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца. Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом».

«В Мирех живый чувственне, иерарше, миром разумно духовным явился еси помазан, отче Николае. Темже миры чудес твоих мир облаговонил еси, миро приснотекущее проливая, мирными твоими благовонными словесы и памятию твоею». В этом седальне уже содержится часть ответа на недоуменные вопрошания. Жил в городе Миры, через таинство миропомазания воспринял дар чудотворений, которые щедро изливал на окружающий мир, а после кончины прославился нетлением мощей и мироточением.

Удивительно откликнулось русскому уху название города Миры Ликийские, в котором святитель епископствовал. Здесь и «миро» – священное благовоние, возлиянием или крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святого Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое «миро», истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и «мир» как состояние души, и «мир» как вселенная; здесь и производное «мирянин» – человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру…

Созвучие более глубокое – духовное – отозвалось великой любовью к святителю в сердцах наших предков.

Родился будущий святитель около 280 года в городе Патары Ликийской области, что на южном побережье Малоазийского полуострова. Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провел он детские годы: отличался серьезностью и спокойствием, полюбил церковную службу, открыл бездну премудрости в книгах Священного Писания. По совету дяди – епископа Патарского Николая – с юных лет решил посвятить себя Церкви и вскоре был возведен в церковную степень чтеца, а затем рукоположен в сан пресвитера. Так начинался его евангельский подвиг – благовествования слова Божия.

После смерти родителей он раздает все имущество нищим, помогает нуждающимся, стараясь делать это в тайне. Так, вовремя оказав содействие одному разорившемуся человеку, он помог выдать замуж его дочерей, которых отец, отчаявшись, готов был отправить торговать своим телом.

Важной вехой в жизни святого Николая стало его паломничество в Иерусалим. Поклонившись святыням, он, как и многие другие, возжелал было понести подвиги отшельничества в палестинской пустыне. Но Господь судил иначе и во сне открыл Николаю Свою волю – совершать предназначенное ему служение на родине. Во время этого путешествия уже проявилась его чудесная сила: дважды, на пути в Святую Землю и обратно, бурное море препятствовало корабелам, и оба раза святому Николаю удалось укротить стихию, а также сохранить невредимым упавшего с мачты матроса.

Избегая людской славы, святой Николай решил вернуться не в родной город, где его хорошо знали, а в Миры – главный город Ликийской области. Случилось так, что в то время там собрались епископы для избрания нового архипастыря. И по воле Божией им стал святой Николай. Столь неожиданное возвышение весьма смутило молодого пресвитера, но для укрепления в служении ему было послано видение, в котором Господь Иисус Христос вручил ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возложила на него святительский омофор (это сюжет часто встречается на Никольских иконах).

Жизнь святителя мало чем изменилась. Скромность и простота; труд, пост, молитва; помощь всем – богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым; и главное – забота об исцелении от греховных язв.

Претерпел святитель и тюремное заключение во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом. Был участником I Вселенского собора, где, не стерпев богохульных речей еретика Ария, наградил его пощечиной, за что на короткое время лишен епископского сана и взят под стражу. Избавленный от этого наказания чудесным заступничеством Спасителя, он и сам неоднократно выводил из заточения плененных и спасал невинно осужденных на казнь.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости где-то между 345–351 годами, но не оставил своим попечением весь христианский мир. Прожив жизнь, полную забот и трудов, он и после блаженной кончины своей продолжает помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении. С каждым он делится частицей своего богатого жизненного и духовного опыта. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или смерти, об укреплении и чистоте православной веры… Всего перечислить невозможно. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы. Благодаря этой неоскудевающей всеохватной помощи, которую он оказывал и оказывает, благодаря неустанному молитвенному предстательству пред Богом за весь мир, Николай Чудотворец стал личностью поистине легендарной.

Русская Православная Церковь дважды празднует память святителя: 9/22 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари – весенний Никола) и 6/19 декабря (зимний Никола) – за три недели до Рождества Христова. И, может быть, отчасти поэтому в сознании европейских народов (искаженном, правда, протестантизмом, отменившим с XVI века почитание святых) святитель Николай превратился в доброго дедушку Мороза – Санта-Клауса, особенно заботящегося о детях и бедняках. Новый год по всем существующим в мире церковным календарям наступает после Рождества Христова (наша бездумная погоня за Западом и здесь привела к недоразумению: Новый год получился до Рождества Христова, во время поста!), и кому как не величайшему из святых заботиться в веселые святочные дни о праздничном настроении.

А на Руси – Дед Мороз остается Дедом Морозом, а Никола Угодник – помощником и покровителем во всей человеческой жизни. И свыше тысячи лет любой православный христианин знает наизусть и в радости или в горе повторяет тропарь святителю Николаю: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».
  

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники природы Ульяновской области
http://www.ruist.ru/index.php/ulyanovskaya-obl/91-istochniki/3771-svyatye-istochniki-poselka-surskoe
Автор фото Пётр Сальников,   Горохов Сергей

ВложениеРазмер
Святые источники поселка Сурское186.73 КБ
Святые источники поселка Сурское170.56 КБ
Святые источники поселка Сурское264.16 КБ
Святые источники поселка Сурское479.73 КБ
Святые источники поселка Сурское183.23 КБ
Святые источники поселка Сурское197.99 КБ
Святые источники поселка Сурское144.9 КБ
Сурские источники392.86 КБ
14595 (9).jpg213.14 КБ
14595 (10).jpg83.87 КБ