Святой источник страстотерпцев Бориса и Глеба, село Чуварлеи

Родник, святой источник благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба у села Чуварлеи - Республика Чувашия » Алатырский район » село Чуварлеи.
Родник освященный в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба расположен в 3,4 км северо-восточнее села Чуварлеи и в 3,1 км юго-западнее села Явлеи Алатырского района Чувашской Республики. Святой источник выбивает на краю залесенной низины, среди полей, в 2-х км от трассы Алатырь-Порецкое. 
   

  РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ЧУВАШИИ - ТУТ!

   ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШИИ - ТУТ!

   ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЧУВАШИИ - ТУТ!

ЧУВАШСКИЙ НАРОД - ЧУВАШИ - СТАТЬЯ!

РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ - ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ТУТ!

 

Родник, святой источник благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба у села Чуварлеи
 

Святой источник страстотерпцев Бориса и Глеба, село Чуварлеи

Более 170 лет назад, в этом месте, в сухом овражке на Киреевой горе, в бившем из земли источнике была явлена икона святых князей Бориса и Глеба. В 1932 году в селе был построен храм и один из приделов был освящен в честь них. После революции храм был разрушен, а источник забыт. В простонародье источник стал называться «Студеный». 
 
Родник, святой источник благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба у села Чуварлеи 

Святой источник страстотерпцев Бориса и Глеба, село Чуварлеи

Ныне святой источник благоустроен. Территория родника обнесена забором, оборудовано место для забора воды, построены часовня, и закрытая купальня с купелью, в тени деревьев установлены стол и скамьи. 6 августа 2009 года, по благословению митрополита Варнавы, источник был освящен отцом Андреем Савенковым. Источник не замерзает в сильные морозы. 
  
Где находится, как доехать:
Координаты: 54°53'23.6"N  46°30'57.9"E.  
 
  
   Молитва перед погружением в Святой источник: 
Господи! 
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником. 
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

Аминь.
  
   Молитва после купания. 
Господи! 
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Аминь.
   
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры!  Святой источник - это место особого благоговейного поведения. 
Запрещается: 
1. Распивать спиртные напитки. 
2. Курить. 
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 
4. Выгуливать и купать животных. 
5. Громко разговаривать и включать музыку. 
6. Разжигать костры вблизи источника. 
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
   
     

 

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб                                                        
 


Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. 
Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. 
Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). 
Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. 
Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Дни памяти: 
2 Мая (ст. ст.) / 15 мая, 24 Июля (ст. ст.) / 6 августа, 5 Сентября (ст. ст.) / 18 сентября.

 
  
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории Чувашии» 
официальный Сайт Правительства Чувашии
Достопримечательности Чувашии
родники Чувашии.
М., 1906; Ключевский. «Древнерусские жития». С. 350; «Православные русские обители». С. 412-414. Олимпиада (Константинова), мон. Записки монахини Олимпиады. М., 2007г., 
сайт «Православная энциклопедия».

ВложениеРазмер
Святой источник страстотерпцев Бориса и Глеба, село Чуварлеи128.06 КБ
Святой источник страстотерпцев Бориса и Глеба, село Чуварлеи68.32 КБ
Святой источник страстотерпцев Бориса и Глеба, село Чуварлеи84.25 КБ

Комментарии

родник у Чуварлеи

Побывали там этим летом. Самый удобный способ добраться до родника - это не от самого села Чуварлеи, а от трассы Алатырь-Порецкое, там установлен указатель на съезде с шоссе, далее к источнику ведет грунтовая дорога, и если сухая погода, то вполне можно доехать на любой машине, по спидометру менее 2 км. Если же прошел дождь, то лучше не рисковать и сходить пешком, так как можно застрять. Источник расположен в красивом месте у подножья горы, рядом небольшой лес. Вода холодная и вкусная!