Святой источник Несмеяновской пустыньки

Родник, святой источник «Несмеяновской пустыньки» у села Несмеяновка
Почитаемый родник расположен в «Несмеяновской пустыньке», в 5 км северо-западнее села Несмеяновка Алексеевского района Самарской области. 

 

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 РОДНИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ!

ЖИГУЛЕВСКИЕ ГОРЫ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Место это имеет еще два названия - Крутеньская пустынь и Кузьминов родничок. Крутеньской пустынь называли по близ расположенному одноименному поселку Крутенький, а Несмеяновской потому что, особенно жители села Несмеяновка почитали это место. Родник получил название по имени старца подвизавшегося здесь когда-то. 
В XIX веке, в овраге заросшем деревьями, в землянках поселились отшельники, Федор, Михаил, Демьян, провидец Кузьма. Рядом бил родник. Монахи вырыли колодец и обустроили источник, который сохранился и по сей день.
 
Родник, святой источник «Несмеяновской пустыньки» у села Несмеяновка               

Святой источник Несмеяновской пустыньки

 
На третий день праздника Троицы здесь собирается много верующих со священниками, служится водосвятный молебен. После молебна происходит трапеза с луговым чаем. 
Здесь на безымянном источнике, когда-то девочка исцелилась от слепоты.
  

Где находится, как доехать:
Координаты: 52°37'42.5"N 51°01'07.8"E
Самарская область » Алексеевский район » село Несмеяновка.

Святой источник Несмеяновской пустыньки

    
Жизнь во имя бессмертия 
О ПОСЛЕДНЕМ СВЯЩЕНИКЕ ПУСТЫНИ
Пишу по просьбе Надежды Михайловны Гоголевой, директора районного краеведческого музея, достойного продолжателя благородного дела Афанасьева Ивана Петровича по сбору, систематизации и хранения для потомков всего лучшего, что происходило, создавалось на нашей малой Родине. 
Пишу для тех, перед кем во всей полноте и остроте встал вопрос: «В чём смысл жизни?». А также и для тех, перед кем этот вопрос в своё время вдруг возникнет из тьмы и безнадёги и будет  мучить и понуждать искать на него ответ. Также как возник он передо мной однажды  после потери  близкого мне человека и гнал меня на поиски ответа в библиотеку к мудрецам и философам, к писателям и поэтам.
Но всех мудрецов и великих мыслителей, царей и пророков, богатых и нищих ждал один конец на Земле.
Протоиерей Василий Перов в последний год жизни. Фото 1962 г.Так куда же идти за ответом?... К Богу !  Надо только довериться ему, признать за Истину Евангелие Христово. Надо просто поверить! Надо идти в церковь! И всё постепенно изменится. И тьма просветлеет. И придут ответы на мучащие вопросы. А сердце и душа успокоятся, и обретёшь радость и смысл жизни. А когда придут ответы на этот главный вопрос, то на многое начинаешь смотреть по–другому, происходит переоценка ценностей. Так было со мной. Так, по-видимому, происходило и с последним священником Несмеяновской церкви Василием Назаровичем Перовым, о котором я  и собираюсь рассказать. О нём я прочитала в журнале «Лампада» № 2 за 2005г. в статье Андрея Болдырева (правнука В.Н. Перова), проживающего в г.Самара. Перед тем, как отдать статью в музей Надежде Михайловне, я перечитала ещё раз статью и ахнула: «Вот кто герой! Вот кто совершил жизненный подвиг не для славы, не для денег, а для Бога! А Надежда Михайловна мечтательно вздохнула: «Памятник бы ему поставить в Несмеяновке на месте разрушенной церкви! А где это место?» - спросила она. 
- На этом месте построили клуб. Такое вот кощунство! На святом месте, на святых гробах…
Чтобы хоть как–то исправить ошибку властей, а также жителей не помешавших злодеянию, спешу рассказать о Перове Василии Назаровиче, выходце из крестьян села Несмеяновка. Он принял сан в 1919 году – время, когда гонения на Церковь были жесточайшие. К тому времени  (ему было 38 лет) у него была семья, профессия сельского учителя; имел земельный надел, лошадь, корову.  И всё это он,  похоже потерял сразу и сознательно, когда принимал священническую хиротонию. И после первого ареста в 1928 году, и после второго, и во время ссылки он продолжал вести себя как Православный священник. Видя, что происходит вокруг, он не мог не понимать, что, разговаривая о конце света и гонениях на церковь со стороны большевиков, подписывает себе приговор. Но после срока – опять в церковь. Гонят из одного села – идёт в другое. Закрывают церковь – служит на дому. И потому, как к этому дому стекаются люди из разных мест, может статься, что в округе к этому времени он – единственный священник. Идут гонения – он водит крестные ходы ночами, чтобы не смущать местные власти. Вот так он жил.
В 1919-20-х гг. Василий Назарович был священником в с.Летниково,  в 1920–22гг. – в Богдановке, в 1922 -27 гг. – в Курумоче, в  1927–30 гг. в с.Летниково, в 1931г – в с.Славинке. В этом же году начал отбывать срок на строительстве Беломорканала. Перед войной служил священником в Башкирии, в войну – в Несмеяновке, потом в г.Куйбышеве, а с 1955-62 гг. в г.Сызрани, где и был похоронен на кладбище Фомки. Номер могилы 2145.
За время его отсутствия  в лагере мать и младшие дети умерли от голода, старшие разъехались по стране. В семье оставался старший сын – инвалид детства Леонид, жена – матушка Александра и тёща Клавдия.Отец Василий с тёщей Клавдией и сыновьями Леонидом и Николаем. Снимок 1920-х гг.
В Несмеяновке Василий Назарович начал служить в церкви Михаила Архангела. Гонения продолжались: Церковь закрыли. Тогда он начал служить на дому на окраине села. Своего дома у него не было, но его пустила Евдокия Фоминична Глотова. Ее сын Павел в то время был на фронте. В доме священник устроил церковь – отделил угол комнаты занавесками – это был алтарь, повесил иконы из закрытого храма, хоругви. На праздники в дом набивался народ. Люди заполняли сени, двор, стояли под окнами на улице.
На  проскомидии священник поминал всё село по именам, сначала живых, затем усопших, говорил, что чем больше человек поминает усопших, тем больше за него молитвенников на небе. Вся округа съезжалась в этот дом крестить детей. На третий день Троицы, ночью, он водил крестные ходы в Несмеяновскую пустынь на могилы старцев Косьмы, Михаила, Фёдора – подвижников благочестия (о них я расскажу позднее). Наверное, потому ночью, что разрешение властей на крестные ходы лучше было бы не спрашивать.
После Несмеяновки Перов служил в г.Куйбышеве. Здесь он получал кое–какие средства к существованию и помогал деньгами деревенским, которые приезжали в город в больницу или на суд.
После Куйбышева переехал служить в Сызрань в Казанский Собор в сане протоиерея. В 1957 году Василий Назарович покупает ветхий дом рядом с собором. В 1960 году умирает жена, через год – сын Леонид. 28 апреля 1962 года владыка Мануил отправляет его за штат по причине болезни.
А в сентябре к нему приходят люди из  «Саратов  гидростроя», описывают дом, сарай, забор и постановляют: обязать владельца  гр.Перова к июлю 1963 года своими силами разобрать все строения и сооружения, перечисленные в настоящем акте. Это место так и не затопили. Дом был расположен по адресу: Лодочный переулок 7, рядом с Казанским Собором. Вести о том, что нужно разбирать и переносить дом одинокий больной старик не выдержал и умер от инсульта 29 октября 1962 г.
Всё наследство священника – а это один ветхий дом – он оставил троим детям. Иконы забрали те, кто ухаживал последнее время за батюшкой.
Всю жизнь Перова В.Н. можно назвать подвигом. Жизнь с Богом и для Бога во имя бессмертия. Хочется поклониться последнему Несмеяновскому батюшке Отцу Василию низко до земли и попросить у него прощения за всех, за себя, за богоотступничество.
К счастью, от Бога отреклись не все. Многие в тайне молились дома, как молился мой отец, тётки Александра и Мария и др. Я помню – на окраине села в Щикунах жила Монашка Саня. Однажды я побывала в её келье: в небольшой землянке, чистенькой, увешанной большими иконами, с земляным полом, устланным травой. Помню своё удивление, восхищение и робость перед  чем–то неведомым и таинственным. Саня была всегда тихая и ласковая, ходила во всём чёрном. Она была родственницей моему деду Михаилу. От своей матери, от свекрови Марии я слышала о пустыньке и святых старцах, о монахе Кузьме, о том, что он был провидец, читал мысли пришедших к нему, исцелял больных, кормил голодных. В пустыньку ходили помолиться Богу, спросить совета старца, исцелиться.
Впервые в пустыньке я побывала с мужем в 90–х годах из любопытства, просто посмотреть природу. Это место находится в 6 км.  от села Несмеяновка на летниковской территории в большом овраге, заросшем деревьями и кустарниками. Над оврагом находится могила старца Кузьмы, недалеко колодец со святой водой. В овраге были пещеры (сейчас обвалились), в которых жили старцы Фёдор, Михаил, Кузьма (Косьма) – последний.
Говорят, что старцы селились здесь с давних пор, ещё до революции. Собирались открывать монастырь. Будто бы все документы были собраны, но помешали начавшиеся события. До нас дошли лишь имена некоторых пустынников: Фёдор, Демьян, Михаил, Захар, Иоанн, Косьма - выходец с Афона, который завещал перед смертью поминать их на третий день по Троице. А также завещал брать земельку с могилки и воду из колодца для исцеления от болезней.
В 2004 году, уверовав в Бога, я ездила с женщинами на моленье в пустыньку, которое проходило как всегда на третий день по Троице. Приехали батюшки из нескольких церквей со своими приходами. Было очень много народа. Отслужили литию и водосвятный молебен, прочитали акафист Пресвятой Троице. Навсегда запомнились непередаваемые ощущения от службы: светлая радость, окрылённость, приподнятость, хотелось летать вместе с птицами, любить весь мир. Какой–то огонь просветил, казалось, каждую клеточку. Закрою глаза и сейчас вижу цветущую степь, голубое небо, радостный свет в глазах людей, незнакомых, но таких близких и родных. Помнится, по возвращении я в один присест написала два стихотворения о пустыньке, о старцах. Действительно благодатное место! 
Однажды в один из своих приездов в Несмеяновку писатель Сергей Васильевич Фролов попросил меня на видео записать свою мать Фролову Нину Алексеевну. Она рассказала нам в тот раз о том, как ездила на рытье окопов, о трудной жизни в деревне в войну, а  также о пустыньке и пустынниках, где она много раз бывала. Она помнила, что в начале века стояла там часовенка и дом. В нём останавливались поломники, приходившие и приезжавшие к старцам – и мирские  люди и духовного звания. Часовня и странноприимный дом были деревянные, обшитые белыми досками. О  когда–то о плодоносившем саде ещё напоминают в пустыньке высохшие стволы яблонь и других деревьев. Пещер в пустыньке было три. И вход в каждую был отдельный. Нина Алексеевна помнит, как в детстве к её дедушке приходили старцы Фёдор и Кузьма. Старец Фёдор носил на себе железную цепь вчетверо. Она рассказывала так же, как старец Кузьма накормил трёх голодных мужиков затирухой в маленьком чугунке. Даже осталось! Нина Алексеевна говорила, что старец Кузьма много предсказывал событий, «читал» мысли. Об этом я слышала от Гниломёдовой Анны Степановны, Болговой Александры Алексеевны, Бабинцевой Нины Васильевны и др., которые  также по много раз бывали в пустыньке…Старец Косьма
В каком году умер старец Кузьма – неизвестно. Народная молва говорит лишь, что умер он на Илью–Пророка. И в этот день верующие тоже приходят на могилку почтить память старца. Неизвестно и то, когда не стало в пустыньке часовенки и странноприимного дома. При советской власти старцев преследовали, выгоняли из пустыньки. Ночевать там они уже не могли. «Старец Фёдор ходил по сёлам, одну ночь ночует в одном доме, другую – в другом. Также и другие старцы» -  вспоминала Нина Алексеевна. По поводу старца Кузьмы есть разные версии. Одни рассказывают, будто сам старец перед смертью объяснял людям, что его лягнула лошадь. И после этого он заболел и умер. Другие утверждали, что к старцу Кузьме ночью приходили трое в штатском (сотрудники НКВД) и  избили его. После чего старец сильно заболел и вскоре скончался. Была даже такая молва: старца Кузьму застрелили.
Про старца Фёдора Нина Алексеевна Фролова слышала, что он приболел и умер в Утёвке. Там вроде бы и похоронен. Так ей рассказывала монахиня Ольга.
О старцах Несмеяновской пустыньки подробнее рассказано Татьяной Трубниковой в статье «Старцы Несмеяновской пустыньки»  в журнале «Лампада» № 1 за 1999 г.(воспоминания крестьян села Зуевка, Летниково, Несмеяновки о старцах, об исцелениях).
С каждым годом остаётся всё меньше тех, кто помнит Несмеяновских старцев. А ведь были живы и те, кто помнили графа Льва Толстого, который,  будучи в наших степях, бывал у помещика Нехлюдова в гостях, объезжая сёла всей округи в голодные годы, не мог не посетить Несмеяновской пустыньки, ведь он всем так интересовался, особенно вопросами религии, отношением к Богу. И перед великим писателем во всей полноте и остроте стоял вопрос: «Зачем живём? В чём смысл жизни?». И искал он ответы на мучавшие его вопросы также и в простом народе, которого называл «мудрым», «добрым». И не только с целью изучения быта и нравов простых людей жил он так долго в наших степях, и не только с целью лечения кумысом, но и с целью помочь. Об этом есть очень много материала в районном краеведческом музее.

   Молитва перед погружением в Святой источник: 
Господи! 
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником. 
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 
Аминь.
   
   Молитва после купания. 
Господи! 
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 
Аминь.
    
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры!  Святой источник - это место особого благоговейного поведения. 
Запрещается: 
1. Распивать спиртные напитки. 
2. Курить. 
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 
4. Выгуливать и купать животных. 
5. Громко разговаривать и включать музыку. 
6. Разжигать костры вблизи источника. 
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
  
  
________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Самарской области / сост. А.С.Паженков. — Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области. — Самара: «Экотон», 2010. — С. 117. — 259 с. — 200 экз.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Кадастровое дело № 84. — Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. — Самара, 2015. — С. 1174—1184. — 3010 с.
Из книги Олега Бедулы "Живые родники", 2011 г.
Кадастровые №№ 1-Ки – 8-Ки // Родники Самарской области / Отв. ред. Довбыш В. Н.. — Самара, 2002. — С. 150—151. — 531 с.
Матвеев В., Ильина И., Задульская О. // «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. Захаров А. С., Горелов М. С.. — Самара: Кн. изд-во, 1995. — С. 155—156. — 352 с. — ISBN 5-7575-0465-X.
Мильков Ф. Н. Среднее Поволжье: физико-географическое описание. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. — 261 с.
"Святых ключей чистейшая слеза". Сборник путеводитель по святым родникам Самарской митрополии. Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 
официальный Сайт Правительства Самарской области
Достопримечательности Самарской области
родники Самарской области.

 

ВложениеРазмер
Святой источник Несмеяновской пустыньки118.27 КБ
Святой источник Несмеяновской пустыньки152.3 КБ