Родники и источники Тверской области

Родник (источник, ключ, криница)— естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).
Образование источников может быть обусловлено различными факторами:
• пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (например, речными долинами, балками, оврагами, озёрными котловинами)
• геолого-структурными особенностями местности (наличием трещин, зон тектонических нарушений, контактов изверженных и осадочных пород)
• фильтрационной неоднородностью водовмещающих пород и др. 

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ТВЕРСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

ОЗЕРА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 
Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими (сезонными) и постоянно действующими и др.
По классификации советского гидрогеолога А. М. Овчинникова выделяется три группы источников в зависимости от питания водами верховодки, грунтовыми или артезианскими водами.
Источники первой группы, питающиеся верховодкой, располагающиеся обычно в зоне аэрации, имеют резкие колебания дебита (вплоть до полного иссякания), химического состава и температуры воды.
Источники, питающиеся грунтовыми водами, отличаются большим постоянством во времени, но также подвержены сезонным колебаниям дебита, состава и температуры. Они подразделяются на эрозионные (появляющиеся в результате углубления речной сети и вскрытия водоносных горизонтов), контактные (приуроченные к контактам пород различной водопроницаемости) и переливающиеся (обычно восходящие, связанные с фациальной изменчивостью пластов или с тектоническими нарушениями). Источники артезианских вод отличаются наибольшим постоянством режима; они приурочены к областям разгрузки артезианских бассейнов.
 
На территории Тверской области встречаются все три группы источников, но наиболее распространены родники, питающиеся грунтовыми водами. (Кузовлев, 2008).
Тверская область – один из самых больших регионов Центральной России. Площадь её составляет 84 тыс. кв. км. На территории Тверской области проходит главный водораздел Русской равнины, с которого берут начало крупнейшие реки: Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и их многочисленные притоки. 
Более 500 крупных озёр расположено на Тверской земле, в их числе знаменитое озеро Селигер. Регион славится подземными минеральными водами, которые используются в качестве лечебно-столовых, а также для водолечения на курортах области. Широко известна минеральная лечебно-столовая вода «Кашинская».
 
Для питьевых, хозяйственных и бытовых нужд в Тверской области используются в основном подземные воды. С 1915 г. город Тверь начал переходить на потребление подземной воды из артезианских скважин. Первые скважины для водоснабжения города Твери были пробурены в 1894 г.
По данным СЭС, в области свыше 11 000 родников, колодцев, каптажей и около 3500 источников централизованного водоснабжения.
Родники различаются качеством и составом вод. Изучено 520 родников из них благоустроено 287 (по состоянию на 1999 год).
  
Некоторые из источников представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. К ним относятся: родник Роговский, родники Андреапольские, исток реки Торопа, родник Мшенцы, родник «Фонтан Филимоновский», родник Юркинский, родники Мямлинские, родники Курьковские, родник в с. Спасское, родник на реке Кодер, водные источники курорта Кашин, исток реки Западная Двина, родник Летневский, родник Тудовский, родник Иовлевский, родник Соколовский, родник Липинский, родники Нижнестарицкие №1,2, родник Иванищенский (Святой), родник Сенчуковский.
 
Родники Тверской области
ТВЕРЬ
1. Никифоровский родник пос. Химинститута
 
АНДРЕАПОЛЬСКИЙ РАЙОН
2. Исток р. Торопа
3. Ключ на ул. Советская в с. Бологово (Сережино)
4. Бывший святой источник с. Бологово (Сережино) недалеко от пекарни
5. Источник возле х. Бабынино
6. Родник в д. Спиридово
7. Родники Хотилицкие (3) с. Хотилицы
8. Родник в д. Фишово
9. Родник «Роговский» д. Рогово
10. Источник по ул. Промысловая д. 15 г. Андреаполь
11. Источник возле хлебокомбината г. Андреаполь
12. Источник по ул. Советская (возле бани) г. Андреаполь
13. Источник по ул. Советская д. 17 г. Андреаполь
14. Источник на левый берег р. Западная Двина, в центре города Андреаполь
15. Родник у бывшей д. Корниловка недалеко от д. Козлово
16. Источник в д. Козлово
17. Источник в урочище Снегири, Хотилицкое с/п
18. Источник на Ивановой горе у бывшей д. Дулово
19. Родник у д. Лубенькино
 
БЕЖЕЦКИЙ РАЙОН
20. Источник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Царственных Страстотерпцев, свт. Николая архиепископа Мир Ликийских г. Бежецк
21. Утраченный родник г. Бежецк
22. Источник Рождества Святого Пророка Иоанна Крестителя п. Дружный
23. Источник св. Сергия Смирнова д. Житищи
24. Источник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" д. Княжиха
25. Родник у автодороги Бежецк-Тверь с. Моркины горы

 

ИСТОЧНИК В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

Тверская область » Бежецкий район » село Поречье.
Святой источник в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость расположен у деревни Поречье. 
В 1842 году на этом месте была явлена икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость, но в годы советской власти эта святыня была осквернена. 
И лишь в середине 90-х гг. XX века источник облагородили, соорудили вокруг него металлическую ротонду. 
  А с 2003 года, в день чествования образа Пресвятой Богородицы ВСЕХ СОРБЯЩИХ РАДОСТЬ, который приходится на 28 июня, стали совершать крестный ход из Поречья до святого источника.

Образ Пресвятой Богородицы, сохраненный до сих пор, почитается не только местными жителями. Православные со всех уголков Тверской области приезжают на святой источник, испрашивая помощи и заступничества Божией Матери.          

Родники и источники Тверской области

 ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
 23 июля 1888 г. во время грозы в часовню близ стеклянного завода в деревне Клочки под Петербургом ударила молния. После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона Всех скорбящих Радость не только не сгорела, но обновилась, лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 грошиков прилепилось к иконе. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями. Известно и много списков с иконы, на них грошики уже пишут краской.
 Существует много разных типов иконы "Всех скорбящих Радость", когда Богородица изображена увенчанная короной, в царском одеянии. Иногда Она держит Младенца Иисуса на руках. На иконе с грошиками Богородица предстает в обычной Своей земной одежде, с белым покрывалом на голове.

Родники и источники Тверской области

  Святой источник в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость расположен у деревни Поречье. В 1842 году на этом месте была явлена икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость, но в годы советской власти эта святыня была осквернена. И лишь в середине 90-х гг. XX века источник облагородили, соорудили вокруг него металлическую ротонду. А с 2003 года, в день чествования образа Пресвятой Богородицы ВСЕХ СОРБЯЩИХ РАДОСТЬ, который приходится на 28 июня, стали совершать крестный ход из Поречья до святого источника.
Образ Пресвятой Богородицы, сохраненный до сих пор, почитается не только местными жителями. Православные со всех уголков Тверской области приезжают на святой источник, испрашивая помощи и заступничества Божией Матери.
   Чудотворная икона "Всех Скорбящих Радость" впервые прославилась в 1688, в Москве, в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры патр. Иоакима Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: "Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?" - "Где же мне найти такую исцелительницу?" - спросила больная. "Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени".
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона "Всех скорбящих Радость", попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это было 24 октября, и с того времена эта икона являла множство чудесных исцелений.
Празднование иконы установлено 24 октября/6 ноября.
Местоположение: Россия, г. Москва, храм иконы "Всех Скорбящих Радость", Б.Ордынка, 20 (м. "Третьяковская").

 
БЕЛЬСКИЙ РАЙОН
26. Белый ключ г. Белый
27. Родник г. Белый
28. Родник д. Демяхи
29. Святой родник (рядом д. Тараканово и д. Спас)
30. Родник д. Васнево
 
БОЛОГОВСКИЙ РАЙОН
31. Источник "Серебряный ключик" д. Березовский рядок
32. Куженкенский родник
33. Родник д. Лыкошино
34. "Святой ручей" д. Мартыново
35. Родник д. Михайловское
36. Родник д. Мишнево
37. Мшенский источник деревня Мшенцы
38. Родник «Святое ноле»
39. Источник "Филимоновский фонтан д. Ловница
 
ВЕСЬЕГОНСКИЙ РАЙОН
40. Родник п. Кесьма
41. Родник с. Иваново
 
ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ РАЙОН
42. д. Лужниково. Издавна здесь били ключи и родники, вода которых считалась целебной. Её чистота и полезные свойства сегодня подтверждены уже научно.
 
ЖАРКОВСКИЙ РАЙОН
нет данных
 
ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОН
43. Источник Святителя Николая (родник Журчащий) в д. Курьково
44. Родник Зубцовский
45. Родник «Юркинский»
46. Родник «Мямлинский»

 

ИСТОЧНИК СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ - ЖУРЧАЩИЙ

Тверская область » Зубцовский район » деревня Курьково
Тверская земля, из недр которой берет свое начало великая русская река Волга, где плещутся воды свыше 500 больших и малых озер, прославилась и своими целебными источниками. Официально Тверская епархия Русской Православной Церкви - одна из старейших в России - признала наличие здесь 15 святых источников, хотя, если судить по народной молве, их в Верхневолжье гораздо больше. 
Каждый из них имеет свою историю, а о чудесных исцелениях святой водой вот уже несколько веков слагаются легенды, проверить и разгадать которые не раз пытались ученые.
 Один из таких источников находится в Зубцовском районе, а слава к нему пришла еще в средние века, когда местные жители заметили, что регулярное умывание водой из этого источника помогает излечить болезни глаз и многие другие недуги. 
 В начале Великой Отечественной воды, когда райцентр - город Зубцов - был в течение 11 месяцев оккупирован немцами, а на территории района действовали многочисленные партизанские отряды, вода из святого источника спасла жизни десяткам раненых советских солдат. 
Ее канистрами приносили в лесные лазареты и госпитали, в которых не хватало лекарств, и промывали гнойные раны солдат. 
Позже ученые обнаружили в этой воде большой процент серебра, который и выполнял функции антисептика. 
Возможно, именно его наличием объясняются удивительная искристость воды из этого источника и необыкновенно красивое звуковое журчание.


  
Вода из источника помогает излечить болезни глаз и бесплодие, способствует долголетию и является отличным антисептиком. 

В деревне Курьково, жители которой славятся долголетием, испокон веков лечились водою из этого святого источника, селяне считают, что регулярное умывание родниковой водой помогает излечить заболевания глаз и многие другие недуги. Считается также, что девушка, которая страдает бесплодием, искупавшись в Курьковском святом источнике, сможет забеременеть и родить. 

Долгие года источник у села Курьково был неблагоустроен, а в саму деревню можно было добраться только с сентября по грунтовой дороге.

Ситуация изменилась в 2000 году: тогда предприниматели Зубцовского района откликнулись на инициативу администрации района – за их деньги и под их руководством прочистили святой источник и проложили дорожку к нему, забрали резервуар источника в колодец дубовых бревен, построили над родником деревянную беседку, а рядом лавочки. Рядом с ключем был также создан большой бассейн, который наполняется водой из источника и выполняет роль общей купальни. Были установлены и кабинки для переодевания.

В 2001 году настоятель Успенского собора в Зубцове отец Димитрий в присутствии большого числа верующих освятил святой источник в Курьково в честь святителя Николая Чудотворца. Тогда в колодце был установлен православный крест. С тех пор у святого источника каждый год 19 января в светлый праздник Крещения Господня служится водосвятный молебен, который посещают верующие из окрестных сел.

 В 2003 году в Курьково была наконец проложена асфальтированная дорога от Зубцова и к источнику святителя Николая стали приезжать паломники и жаждущие исцеления со всей Тверской области и не только.

В будущем планируется установка золотого креста на беседке у святого источника и строительство поблизости часовни.

Родниковая вода обладает необыкновенным оттенком и журчит по-особенному. В народе святой источник поэтому даже прозвали «Журчащий источник».

Температура родниковой воды постоянна: +7 градусов. Паломники купаются в бассейне у источника круглый год, но никто после купания в источнике святителя Николая не заболел – таковы, должно быть, свойства воды. Ко всему прочему вода святого источника еще и очень вкусная.
 Где находится, как доехать:
Адрес: Россия, Тверская область, 
Зубцовский район, Погорельское сельское поселение, деревня Курьково
Проезд: святой источник святителя Николая Чудотворца находится в чаще леса в пяти минутах ходьбы от маленькой деревни Курьково.
Расстояние от деревни Курьково до Москвы по автодорогам составляет ровно 200 километров, от областного центра Тверь – приблизительно 150 километров.
 Добираясь к святому источнику от столицы на личном автомобиле, нужно сначала доехать по федеральной автотрассе М9 (Новорижское шоссе) до города Зубцов. 
Добираясь из Твери, нужно сначала ехать по автодороге областного значения А112 до того же Зубцова. От районного центра в Курьково десять лет назад проложена асфальтированная дорога, которая и сегодня пребывает в очень хорошем состоянии.
 Доехать до святого родника можно и на общественном транспорте: город Зубцов имеет прямое автобусное сообщение с Тверью и Москвой. От автовокзала в Зубцове с понедельника по пятницу каждое утро отправляется рейсовый автобус, который проезжает через деревню Погорелово – центральный населенный пункт в Погорельском сельском поселении, к которому относится и деревня Курькова. Отделяющие автобусную остановку от родника святителя Николая полкилометра придется преодолеть пешком.

 
ЗАПАДНОДВИНСКИЙ РАЙОН
47. Источник г. Западная Двина
 
КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
48. Родник д. Обухово
49. Родник д. Гришкино

 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК САВВАТИЯ ОРШИНСКОГО

Тверская область » Калининский район » деревня Савватьево
Пожалуй, самый знаменитый в Тверской области святой источник находится в деревне Савватьево Калининского района. По преданию, святой колодец был выкопан здесь еще в XIV веке самим преподобным Савватием Оршинским на месте его отшельнических подвигов, так же как и прудик, расположенный в лесу недалеко от пещерки, в которой жил преподобный старец.
В период атеистических гонений колодец и прудик были засыпаны, пещерка полностью разрушена. И лишь только в 2000 году был восстановлен колодец, а два года спустя и пруд. И неиссякаемой вереницей вновь поехали паломники в Савватьево, чтобы искупаться, набрать святой воды и помолиться на месте духовных подвигов преподобного Савватия, пустынника тверского, игумена Оршинского, чудотворца.
   Как доехать, где находится:
Вот что пишут про этот источник любители путешествовать на автомобилях: "Следующим пунктом были Святые источники Святого Савватия. Задача казалась легкой: на первом мосту через Волгу пересечь реку и потом держаться правее. Карты Твери у нас с собой не было, но вроде как, и искать ничего в Твери не требовалась. На деле, все оказалось не так просто: вначале мы никак не могли выехать к мосту, потом, переехав великую реку, никак не могли повернуть направо. В результате, когда мы наконец-то повернули, оказалось, что уехали мы уже слишком далеко.

                                                        Достопримечательности Тверской области 

Родники и источники Тверской области

Где-то на окраине Твери, у какого-то рынка, я остановился, чтобы спрашивать дорогу, но и тут оказалось все не так просто. Все-таки, пришлось покупать карту, благо, она оказалась в соседнем киоске «Союзпечати». Карта была интересная, на ней был только центр города (нам хватало), зато был описан туристический маршрут, объединяющий все интересные памятники и достопримечательности Твери. В эту поездку сама Тверь нас пока не интересовала, но на будущее может очень даже пригодиться. Кстати, там же на карте-путеводителе, было немного и любопытной информации о Твери.

 
КАЛЯЗИНСКИЙ РАЙОН
50. Родник с. Спасское
 
Родник, святой источник святителя Николая Чудотворца урочище Лучинники, у деревни Пахомово
Тверская область » Калязинский район » Лучинники урочище
Родник освященный в честь святителя Николая Чудотворца расположен в урочище Лучинники, в 700 м восточнее деревни Пахомово Калязинского района Тверской области. Святой источник выбивает близ старинного храма Сошествия Святого Духа, в 70 м восточнее него протекает ручей.
Место в Лучинниках возвышенное, выбивает много родников, местные жители, называли их «бочаги». Лучинник - от слова "Лучина", щепки для освещения избы или розжига дров, щепавшиеся из высушенного на печи полена ножом-косарём.
Каменная церковь в селе Лучинники, сохранившаяся до наших времен, была построена на рубеже 18 и 19 веков, вместо старой деревянной. Первый храм, освященный в честь святого Николая Мирликийского, появился в селе в XVII веке. По преданию, в 1651 году, чудесным образом явилась икона святого Николая Мирликийского на трёх лучинах. Икона плыла по ручью, текущему рядом с холмом, и там, где икона останавливалась, начинали бить источники.
На последнем источнике, где икона Николы на лучинах остановилась и была обретена, была поставлена часовня-купель Иордань или Богоявление. И поныне эти святые источники несут собой свидетельства тех древних времён и чудесной православной веры.
Как добраться: 
на личном транспорте из Москвы по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, затем по Новоугличскому шоссе (Р104) до села Нерль, потом повернуть направо, проехать через село и реку Нерль, все время по главной дороге, далее повенуть направо в сторону сел Рябово, Аферово, за Рябово, не доезжая до Аферово приблизительно 100 м, повернуть на проселочную дорогу налево и двигаться прямо около 1 км через поле, далее направо 400 м до церкви (дорогу до церкви осилит только внедорожник).
Координаты: 57.192878 38.117697
  
КАШИНСКИЙ РАЙОН
51. Родник д. Верхняя Троица
52. Родник д. Введенское
53. Родник д. Алехино
54. Родник д. Леушино
55. Родник д. Пестриково
 
КЕСОВОГОРСКИЙ РАЙОН
56. Родник п. Кесова Гора
57. Родник д. Никольское
58. Родник д. Брылино
59. Родник д. Гребни
60. Родник д. Далеки
 
КИМРСКИЙ РАЙОН
61. Родник д. Скулино
62. Родник д. Слободка
63. Источник Николая Чудотворца с. Спирово
64. Родник д. Устиново
65. Родник д. Филипово
66. Родник Светлячок д. Новое село
67. Родник д. Михеево
68. Родник д. Воробьево
69. Родник ул. 1-Бурковская г. Кимры
70. Родник на ул. Коммунистическая г. Кимры
71. Родник д. Мерлино
 
Родник, святой источник равноапостольного Аверкия Иерапольского деревня Селищи                            

Родники и источники Тверской области

Тверская область » Кимрский район » деревня Селищи
Родник, освященный в честь равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, расположен в лесу, на левом берегу реки Колкуновки, в 1.9 км южнее юго-западнее деревни Селищи Кимрского района Тверской области. Святой источник обустроен, каптирован, над колодцем установлена сень, слив воды по трубе, рядом построена часовня.
Деревянная часовня святого Аверкия Иерапольского у целебного источника стояла, примерно, со второй половины 19 века. Приписана она была к Покровской церкви села Пухлима Калязинского уезда (позднее Кимрского уезда). В Тверском государственном архиве, в делах, посвященных Пухлимской церкви, упоминается документ за 1901 год, в котором прихожане обращаются к епархиальному начальству с просьбой о разрешении отремонтировать часовню.
В советское время о часовне с источником в печатных изданиях не упоминалось вовсе. Деревянная часовня, оставшаяся без внимания верующих, со временем рассыпалась от ветхости, а источник запустел.
Но в народе память о местных святынях сохранилась. С детских лет слышал о них и нынешний настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери поселка Белый Городок Кимрского района протоиерей Александр Крюков. В конце 1980-х годов, будучи на охоте, он обнаружил это памятное место. О бывшей часовне напоминали разве что несколько полусгнивших бревен.
С тех пор святой источник вместе с отцом Александром ежегодно, весной, на масленичной неделе, для совершения молебнов начали посещать и другие священнослужители Кимрского благочиния. Поисками часовни с источником самостоятельно занимался и бывший москвич, житель деревни Селищи Борис Шилкин вместе с женой. Ему также удалось обнаружить это место.
5 марта 2003 года группа священнослужителей во главе с благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным, побывав в очередной раз на святом источнике, водрузила над ним крест. Тогда же у них и возникла идея восстановить часовню и благоустроить источник. Последовало обращение к Н.А. Селезневу, руководителю расположенной неподалеку от этого места базы отдыха «Колкуново», за помощью. Предприниматель с энтузиазмом принял это предложение.
В течение лета того же года, как по мановению волшебной палочки (за чем, естественно, стоит напряженный труд многих людей), была возведена деревянная часовня, построенная в древнерусских традициях, установлен сруб над источником, благоустроена прилегающая к ним территория, поставлен причал для маломерных судов.
20 августа 2003 года здесь собрались архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, духовенство Кимрского благочиния во главе с благочинным Евгением Морковиным, Н.А. Селезнев, Б.Н. Шилкин, знаменитый в прошлом вратарь сборной СССР по хоккею с шайбой В. Третьяк, жители окрестных деревень, верующие из города Кимры, представители прессы.
Тверской архиерей в сослужении местного духовенства совершил чин освящения источника и часовни. Присутствующие на историческом событии со слезами на глазах внимали совершаемому действу. Они благоговейно лобызали образа св. Аверкия, пили целебную воду из источника. С того времени часовня с источником в честь св. Аверкия были приписаны к Никольскому храму села Каюрова, настоятелем которого является протоиерей Павел Павивкин.
На следующий год, 26 июля 2004 года, в день памяти Кимрских новомучеников Феодора Колерова, Михаила Болдакова и Анания Бойкова, здесь состоялось очередное богослужение, совершенное архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в сослужении духовенства Кимрского благочиния.
И почти сразу возник вопрос: в честь какого же из святых Аверкиев должна быть освящена часовня – святого мученика Аверкия или равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского? Эта озабоченность была отражена и в газете Кимрского благочиния «Родник православия», в сентябрьском номере за 2003 год в заметке В.В. Баженова «Часовня у святого источника». Речь в ней шла об освящении часовни с источником 20 августа 2003 года, где, в частности, приводились следующие слова: «...все верующие получили возможность зайти в часовню, поставить свечи и приложиться к иконам святого равноапостольного Аверкия и святого мученика Аверкия (точно не известно, в честь кого из них был освящен источник), которые написал священник Игорь Остаев...»
Но спустя некоторое время автору этих строк удалось из архивных источников узнать, что часовня со святым источником с момента своего возникновения в 19 веке была освящена в честь равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского (Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 1. Д. 16305. Л. 386; Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1903. №14. С. 15.). В заметке о посещении архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием ряда приходских храмов (села Пухлимо, Белого Городка, Малышкова) написано: «В пухлимском приходе за рекой Волгой в деревне Селищи построена (год постройки не указан) деревянная часовня в честь святого Аверкия, епископа Иеропольского». Известно, что святой Аверкий, епископ Иеропольский, на заре христианства за свою проповедническую деятельность получил наименование равноапостольного.
Теперь каждый год, 26 июля, в день памяти (канонизации) Кимрских святых новомучеников и исповедников Российских Феодора (Колерова), Анания (Бойкова) и Михаила (Болдакова), в часовне равноапостольного Аверкия с целебным источником священнослужители Кимрского благочиния в присутствии многочисленных верующих совершают богослужения. Пример этот является зримым свидетельством возрождения православия на кимрской земле.
Координаты: 56°59'12.6"N 37°24'45.1"E
  
КОНАКОВСКИЙ РАЙОН
72. Родники Конаковский бор
 
Святой источник святителя Николая Чудотворца у деревни Рябиково                                                              
Родники и источники Тверской области

Тверская область » Конаковский район » деревня Рябиково
Источник освященный в честь святителя Николая Чудотворца расположен в лесу, у деревни Рябиково Конаковского района Тверской области. Святой источник обустроен местными жителями. В 2006 году, Никольская часовня старой постройки разобрана и собран новый деревянный сруб, крытый четырехскатной крышей увенчанный небольшой главкой с крестом.
По преданию, примерно в XIX веке, на этом месте явилась икона Николая Чудотворца, после чего была построена часовня.
В советское время, часовня, неоднократно, пострадала от пожаров, и сохранялась усилиями местных жителей. Все внутреннее убранство и иконы были утрачены.
Координаты: 56.627089 37.086947
 
Колодец, святой источник иконы Божией Матери «Тихвинская» остров Низовка
Тверская область » Конаковский район
Колодец освященный в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» расположен на острове Низовка, среди Иваньковского водохранилища на река Волга, Конаковского района Тверской области. Святой источник восстановлен в 2013 году, благодаря Дому отдыха "Завидово".
В конце 19 века в деревне Низовка произошло знаменательное событие, по проекту архитектора Дмитрия Милославина была построена часовня, и освящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Решение, о постройке новой часовни, было принято после «чудесного спасения царской семьи» во время крушения поезда под городом Харьков в 1888 году, рядом с часовней был устроен колодец.
"В полуверсте от Низовки, по тропке вдоль опушки леса, была часовня Божией Матери Тихвинской, построенная возле родника с незапамятных времён, и к ней летом, в день празднования Богородицы, из храма был крестный ход с молебном."
К сожалению, часовня до нашего времени не сохранилась, как и сама деревня. Новая власть разрушила часовню. В 1920 году в деревне насчитывалось 55 дворов и 285 жителей.
В 1937 г., в связи с сооружением Иваньковского водохранилища, жители Низовки были переселены в другие селения, большинство в деревню Вахонино, образовав там целую улицу с названием Низовка, но уже не в низине, а на самом высоком месте. Сейчас, о существовании деревни Низовки, напоминает только название острова, где много веков жили поколения низовских крестьян.
Координаты: 56.630839 36.538722
 
КРАСНОХОЛМСКИЙ РАЙОН
75. Мартыновский святой источник село Мартыново
76. Родник на берегу речки Болонинка у храма в д. Болонино
77. Родники Лихачевского поселения
73. Святой источник Рачевского церковного прихода близ деревни Ескино
74. Святой источник Рачевского церковного прихода близ деревни Крюково
 
КУВШИНОВСКИЙ РАЙОН
78. Родник "Росинка" д. Могилевка
79. Родник иконы Божией Матери Живоносный источник д. Ново
80. Святой родник вблизи Кувшиново
81. Святой Живоносный источник д. Тарасково
 
ЛЕСНОЙ РАЙОН
82. Родник д. Кривая Гора
 
ЛИХОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН
83. Родник д. Кожухово
84. Источник Тихвинской иконы Божией Матери д. Березовка
 
МАКСАТИХИНСКИЙ РАЙОН
85. Родник "Колодец Параскевы Пятницы" с. Пятницкое
86. Родник "У Боженьки" д. Березуга
87. Родник Покрова Пресвятой Богородицы д. Бурачиха
88. Родник во имя Скорбящей Божией Матери д. Горка
89. Родник "Каменка " д. Каменка
90. Святой источник с. Селищи
91. Ключ в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Пальчиха
 
МОЛОКОВСКИЙ РАЙОН
92. Святой источник иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость у деревни Сабель
93. Святой источник Серафима Саровского у деревни Новокотово
 
НЕЛИДОВСКИЙ РАЙОН
94. Родник д. Большое Федоровское
95. Ключ Святого Амвросия д. Белейка
96. Ключ у д. Козинники
 
ОЛЕНИНСКИИ РАЙОН
97. Святой источник в д. Каменцы
 
ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН
98. Родник д. Рогожа.
99. Родник «Куров ключ» д. Гринино
100. Родник д. Твердякино
 
Родник, святой источник преподобного Нила Столобенского деревня Неприе                                                    

Родники и источники Тверской области

Тверская область » Осташковский район » деревня Неприе
Родник в часовне освященной в честь преподобного Нила Столобенского расположен на берегу озера Селигер, в центральной части деревни Неприе Осташковского городского округа Тверской области.
Святой источник обустроен, построена надкладезная часовня, освященная священниками Ниловой пустыни, на берегу устроено место для набора воды, сделана лестница для безопасного спуска.
Координаты: 57°14'04.8"N 33°00'21.0"E
  
ПЕНОВСКИЙ РАЙОН
101. Исток реки Западная Двина.
102. Родник д. Ширково
103. Родник д. Пено
 
Родник, святой источник Иоанна Предтечи «Ширков погост», у деревни Ширково                                           
Родники и источники Тверской области

Тверская область » Пеновский район » деревня Ширково
Освященный родник расположен у дороги Заево-Ширково, на берегу реки Волга (озеро Вселуг), в «Ширковом погосте», в 700 м юго-восточнее деревни Ширково Пеновского района Тверской области.
Святой источник обустроен, над ним, в начале XX века, построена деревянная надкладезная часовня освященная в честь Рождества пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, на средства прихожан Ширкова погоста.
 «Ширков погост» широко известен тем, что здесь находятся две церкви, освященные в честь Рождества Иоанна Предтечи. Одна каменная, построенная в 1912 году, из красного кирпича, на крестьянские деньги. Другая, можно сказать единственная, не имеющая аналогов в России, да и пожалуй во всем мире, образец древнерусского деревянного зодчества, охраняемый памятник архитектуры, многоярусная, построенная в 1697 году, из дерева без единого гвоздя, высотой 45 метров (1,5 девятиэтажки).
Деревянная церковь, говорят, была построена на месте еще более древней, заложенной в честь победы Александра Невского над литовцами, одержанной здесь в 1245 году. Еще раньше здесь было языческое капище.
Координаты: 57°06'20.8"N 32°38'33.3"E
  
РАМЕШКОВСКИЙ РАЙОН
104. Родник Святой колодчик д. Матвейково
105. Родник Тихвинский д. Замытье
106. Родник села Диево сельского поселения Алешино, родниковая вода подается по трубам жителям села
107. Родник Прощенский д. Каменное
108. Родник Летневский с. Летнево

 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ПРОРОКА ИЛЬИ

Тверская область » Рамешковский район » деревня Ильино
Святой источник Пророка Илии на 62 км шосе Тверь-Бежецк, между селом Селище, деревней Ильино и деревней Прислон Рамешковского района Тверской области.
Вот что про этот источник пишут в интернете: "Мимо того источника...я, лет 15 ежели не боле каждый год проезжаю раза 4....Когда его поставили....сам источник был накрыт куполом из нержавейки....т.е.вода идёт...,а откуда непонятно. Потом это дело ,конечно,благополучно спёрли...
Относительно качества воды... Набирал 5-ти литровую бутыль по просьбе жены....и она(вода:-))) стояла год ...без каких либо вкусовых изменений...."

                                                  Достопримечательности Тверской области

или вот: "А вот нам не оформление источника, ни вкус воды не понравился. 
Часовня над источником сделана из металла, по типу беседки, что мне уже не нравится: возможно металл долговечней и практичней дерева, но дерево душевней.
Вода на вкус отдавала талым снегом, возможно из-за того, что источник среди полей, и попадает талая вода.
Так что качество воды - совсем так себе.
Ну и последнее: действительно все вокруг увешено ленточками, прямо какой-то бурятский источник (буряты тоже ленточки вешают), а вот иконы нет, даже самой маленькой.
Мне источник напомнил казенные источники водозабора вдоль дорог, которые обычно устраивались силами Дорожно-ремонтных служб. 

 
РЖЕВСКИЙ РАЙОН
По данным Ржевского отдела охраны памятников и природы, в районе имеется около 50 родников и источников и ключей. Из них 45 водоисточников с постоянным режимом водостока, пригодных для питья и постоянного использования и находящихся под контролем природоохраны.
109. Родник д. Абрамково
110. Родник д. Медведево
111. Родники Нижнержевские
112. Родник Михайловский
113. В районе ООПТ "Дача Титов Бор", в водоохраной зоне р. Волга, расположен памятник природы "Родник", являющийся популярным местом паломничества.
114. Святой источник недалеко от деревень Минино, Раменское и деревни Ратьково
 
САНДОВСКИЙ РАЙОН
115. Святой источник п. Сандово
116. Родник п. Сандово на ул. Советская за д. 54
117. Родник п. Сандово на ул. 2-ая Александровская 38
118. Родник Большемалинское с.п. д. Горошково
119. Родник Большемалинское с.п. д. Топалки
120. Родник Большемалинское с.п. д. Пожарье
121. Родник д. Большое Малинское
122. Родник д. Большое Малинское у моста через р. Малина
123. Родник Большемалинское с.п. д. Коршево
124. Родник Большемалинское с.п. д. Малое Малинское
125. Родник Лукинское с.п. д. Путилово-Зарека
126. Родник Лукинское с.п. д. Павское
127. Родник Лукинское с.п. д. Львовское
128. Родник Лукинское с.п. д. Старая Выставка
129. Родник Лукинское с.п. с. Лукино (за пекарней)
130. Родник Лукинское с.п. д. Аннинское
131. Родник Топоровское с.п. д. Арханское
132. Родник Топоровское с.п. д. Пальцево
133. Родник д. Топорово
134. Родник Топоровское с.п. с. Карельское Васильково
135. Родник Топоровское с.п. с. Малое Мякишево
136. Родник Топоровское с.п. д. Вокшино
137. Родник Топоровское с.п. д. Мосеево
138. Родник Топоровское с.п. д. Федосеево
139. Родник Соболинское с.п. д. Квашонки
140. Родник Соболинское с.п. д. Брехово
141. Родник д. Соболины
142. Родник «Часовенка» Старосандовское с.п. д. Вяжица
143. Родник Старосандовское с.п. д. Андрейцево
144. Родник Старосандовское с.п. «Благовещенский» д. Благовещенье
 
СЕЛИЖАРОВСКИИ РАЙОН
145. Родник «Здоровец», источник в честь вмч. Параскевы Пятницы с. Ельцы
146. Родник «Святой ключ» деревня Оковцы
 
СОНКОВСКИИ РАЙОН
147. Святой источник Казанской иконы Божией Матери деревня Рылово
 
СПИРОВСКИИ РАЙОН
148. Святой источник д. Мошково (Алесеевское) Пеньковское с/п
149. Георгиевский родник п. Выдропужск
150. Покровский родник п. Выдропужск
 
СТАРИЦКИИ РАЙОН
151. Святой источник д. Федорково
152. Святой источник д. Родня
153. Родник д. Шеборшино
154. Родник Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы
155. Родник «Здоровец» д. Рясня
156. Родник Липинский
157. Родник Нижестарицкий №1
158. Родник Нижестарицкий №2
159. Родник Сенчуковский
160. Родник Соколовский
161. Святой колодец иконы Казанской Божией Матери
162. Святые родники д. Дмитрово
163. Камушки-Рамушки д. Емельяново
164. Святой источник иконы Владимирской Божией Матери д. Тальцы
165. Святые ключи д. Денежное (Никольское)
166. Родник Бангалка д. Бабино
167. Княжий ключ д. Бабино
168. Святой источник д. Малинники
169. Родник Безымянный д Орешки
170. Красный ключ д. Паньково
171. Родник д. Альферьево Степуринское с.п.
172. Родник д. Бабынино Степуринское с.п.
173. Святой источник мчк. Флора и Лавра д. Лыткино Степуринское с.п.
174. Родник д. Романово Степуринское с.п.
175. Родник д. Гурьево Степуринское с.п.
 
ТОРЖОКСКИЙ РАЙОН
176. Источник в честь Рождества Пресвятой Богородицы д. Вишенки
177. Источник во имя Иоанна Предтечи д. Копыряне
178. Источник во имя Иоанна Предтечи д. Захожье
179. Источник во имя свт. Николая Чудотворца д. Бутивицы
180. Источник во имя свт. Николая Чудотворца д. Рудниково
181. Источник во имя Апостолов Петра и Павла, д. Якшино
182. Источник во имя Георгия Победоносца, д. Глухово
183. Источник в честь Святой Троицы и мчн. Наталии г. Торжок
184. Источник в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Торжок
185. Источник во имя свт. Николая Чудотворца, с. Поведь
186. Источник в честь Преображения Господня, д. Екатино
187. Источник во имя свт. Николая Чудотворца д. Паника
188. Минеральный источник в санатории «Митино» под Торжком
 
ТОРОПЕЦКИИ РАЙОН
189. Родник №1 возле моста через р. Ока в д. Пожня
190. Родник №2 на севере д. Пожня
191. Родник №3 на стадионе в д. Пожня
192. Родник №1 в д. Чистое
193. Родник №2 к западу от д. Чистое
194. Родник к юго-востоку от д. Косилово
195. Родник Добшо (не у озера)
196. Родник в д. Нишевицы
197. Родник в д. Мещеки
198. Родник "Бердыши"
  
 Родник, святой источник великомученицы Параскевы Пятницы деревня Добшо                                                 


Тверская область » Торопецкий район » деревня Добшо
Родник освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы расположен на залесенном склоне берега реки Добша, за северо-восточной околицей деревни Добшо Торопецкого района Тверской области. Святой источник обустроен, каптирован, над колодцем устроена сень. На открытом месте, недалеко от почитаемого источника, установлен большой поклонный крест.
В 1927 году один из торопецких краеведов писал: «За погостом села Добшо (Доброе) с древних времен известен целительный родник, куда окрестные жители и паломники приходят лечить его водой глаза, и на дне источника всегда можно найти монеты и другие ценности, оставленные признательными пациентами...».
Признательные пациенты не только приносили дань роднику, в 1762 году на народные пожертвования «тщанием полковника Герасима Семеновича Раздеришина» была построена каменная Успенская церковь. По воспоминаниям старожилов, по богатству убранства она ни в чем не уступала другим более известным храмам. Здесь было три престола: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы и придельные во имя святой великомученицы Параскевы и во имя святителя Николая Чудотворца.
В церкви хранились особо чтимые прихожанами иконы, одна из которых, великомученицы Параскевы, по преданию, была явленной (видимо на роднике). Но после революции церковь в Добшо, как и многие другие российские храмы, ждала печальная участь. В 1937 году большевики расстреляли последнего добшинского священника отца Николая, а в самой церкви было устроено зернохранилище. Время и забвение безжалостно делало свое печальное дело. Успенская церковь постепенно пришла в полное запустение и разрушилась. И вот неподалеку от руин старого храма выросла новая церковь.
Источник в деревне Добшо носит имя Параскевы Пятницы. Параскеву очень любили и почитали торопчанки ещё со времён женитьбы Александра Невского. Восстановлен источник благотворителями из Москвы в 2012 году. С издавна вода источника считалась целебной.
Координаты: 56°27'45.2"N 31°27'47.6"E
 
УДОМЕЛЬСКИЙ РАЙОН
199. Родник на берегу оз. Молдино урочище «Ворошилово» (бывшая усадьба Островки, ныне закрытая база отдыха КАЭС)
200. Родник д. Грибны
201. Родник на берегу оз. Рогозино д. Дубники
202. Родник берег оз. Волчино д. Ивановское
203. Святой источник в д. Маслово
204. Святой источник в д. Поддубье
205. Родник в имении В.В. Андреева, д. Молдино
206. Родник им. В.И. Роборовского в д. Тараки
  
 Родник, святой источник великомученика Георгия Победоносца деревня Островно                                                         

Тверская область » Удомельский район » деревня Островно
Родник освященный в честь великомученика Георгия Победоносца расположен в деревня Островно Удомельского городского округа Тверской области.
Святой «Георгиевский» источник обустроен, каптирован, над колодцем возведена сень, устроена купальня для обливания целебной родниковой водой. Почитаемый источник известен с XIX века, возможно и раньше.
6 мая 2017 года, в часовне великомученика Димитрия Солунского села Островно состоялась праздничная Божественная литургия. После богослужения, верующие, возглавляемые священником Князь-Владимирского собора, прошли крестным ходом на источник великомученика Георгия Победоносца, где, протоиереем Сергием Тимофеевым, был отслужен водосвятный молебен. После молебна все набрали целебной воды из источника, многие затем облились святой водой в купальне.
Координаты: 58°01'01.5"N 34°58'33.9"E
 
ФИРОВСКИИ РАЙОН
207. Шлинские родники
208. Родник Яхновский оз. Шлино
209. Источник Рождества Пресвятой Богородицы с. Рождество
210. Родник в д. Пухтина гора
211. Источник Иоанна Предтечи д. Горшково
  
Родник, святой источник «Казанской» иконы Божией Матери деревня Пухтина Гора                                 

Тверская область » Фировский район » деревня Пухтина Гора
Родник освященный в честь «Казанской» иконы Божией Матери расположен, под горой, на левом берегу реки Цна, в 200 м севернее автомобильного моста через неё, в деревне Пухтина Гора Фировского района Тверской области.
Святой источник обустроен, над ним построена деревянная надкладезная часовня. По преданию, на этом месте была обретена икона Божией Матери и забил родник. Почитаемый источник выбивает среди камней, рядом с часовней огромный пень.
В 2006 году, когда проводился первый крестный ход Фирово–Рождество–Жабны-Нилова Пустынь с мощами преподобного Нила Столобенского, вид у часовни был удручающий. Низенький полусгнивший сруб с односкатной крышей, с иконой Казанской Божией Матери стоял над родником, да развалившаяся старая ива в четыре обхвата толщиной своими ветками укрывала святыню.
К третьему крестному ходу, стараниями настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы отца Виктора с помощью общественности была восстановлена часовня над источником. Освящена она накануне престольного праздника в Пухтиной Горе, празднования Казанской иконы Божией Матери, 30 октября 2008 года.
Если ехать по дороге, то почти в конце деревни будет довольно крутой спуск вниз, слева от которого у реки Цны можно заметить семь сосен. В самом конце этого спуска от края забора дома слева начинается натоптанная тропинка к реке и часовне с родником.
Координаты: 57°22'21.2"N 33°43'27.7"E
 
 
Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения.
Воду этих родников жители считают святой, целебной и используют при лечении различных заболеваний. На святых источниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.
Считается, что родниковая вода обладает целебными свойствами и поэтому в народе предпочтение отдается именно ей. Употребление воды из родника – зачастую наилучший выход в современных условиях.
  
 
Выйди скорей к своему роднику
(Об источниках Андреапольского района Тверской области)
К 200-летию Андреапольских минеральных вод по инициативе и при непосредственном участии директора Андреапольского муниципального краеведческого музея Валерия Линкевича в г. Торжке была издана книга - «Курорт в русской культуре».
Коллектив авторов в своих статьях и материалах подробно излагает историю курортного дела в России. Особенно приятно, что в этом сборнике добрая половина материалов посвящена бывшему Андреапольскому курорту (1810-1843гг.) и его минеральным водам.
Книга научно - познавательная, читается с большим интересом.
Но все же речь идет только об Андрея-Польских минеральных водах (название 1810 г.).
А, между тем, в нашей местности есть множество других источников, как минеральных, лечебных, святых, так и просто питьевых, с уникальными свойствами и своей историей.
Известно, что, вода, находя обычное применение в нашей жизни, еще наделялась народом особой силой, имела сакральное значение. Почти во всех древнейших религиях есть священное омовение. Здесь вода призывается, что бы дать исцеление телу от болезней, а душе от грехов.
В христианстве используют воду при проведении обрядов предназначенных для приобщения верующего к Божественной благодати.
Одним из таинств является Крещение. Вода в этот день приобретает особые свойства – становится Святой, способной смыть все нечистое, злое, очистить душу от грехов.
Поэтому в этот праздник люди стараются окунуться в купели святых источников, проруби или умыться.
После купания человек чувствует себя легко, пребывает в хорошем настроении, жизненный тонус его повышается. Это и есть очищение Святой водой тела и души.
Особенно целебными свойствами наделяется ключевая и родниковая вода, она иногда почитается наравне с Крещенской водой.
Согласно древним обычаем, прежде чем обратиться с просьбой к богам, надо было совершить омовение ключевой водой.
При первом весеннем громе знающие люди спешили к родникам, криницам и умывались на счастье и здоровье. На Русской земле издревле было принято обращаться к родникам, ключам и святым колодцем с мольбой о дожде, изобильном урожае, за избавлением от всех болезней.
Наука утверждает, что вода обладает памятью, может хранить информацию, то есть она энергетически живая, способна изменить духовную сущность, а так же самоочищаться.
О родниках написано немало стихотворений, песен. Одну из них сочинил иеромонах Роман. В этой песне есть такие трогающие душу слова:
Если тебя неудача постигнет, если не в силах осилить беду,
Осенью поздней, осенью тихой выйти скорей к своему роднику…
Немало уникальный родников в самом Андреаполе - возле пищекомбината, фарфорового завода, бывшего здания милиции, по левому берегу реки в центре города, на «салотопке» (так по старинке называется один из районов города на окраине) и в других местах.
Но существуют овеянные легендами родники и во многих деревнях. Ближайший к Андреаполю родник, который пользуется большой популярностью у населения, находится возле деревни Корниловка.
Это примерно в шести верстах от минеральных источников открытых в 1810 г. у деревни Роженка. Он тоже имеет минеральную основу. Многие люди едут туда за водой и считают ее полезной для здоровья.
Тому есть впечатляющий пример:
Недалеко от этого родника, в деревне Козлово, живет старейший житель района (ему 31 марта 2012 года должно исполниться 97 лет) Алексей Михайлович Новиков.
Он издавна пользуется водой из источника и, несмотря на впечатляющие годы, имеет завидную бодрость и энергию на зависть нам молодым, но немощным. Дай бог ему здоровья и дальше.
По мнению Новикова, особо положительно корниловская вода влияет на излечение болезней суставов, связанных с отложением солей.
Любопытно, что после кипячения в чайнике эта вода не оставляет никакой накипи на стенках чайника, а та накипь, что была раньше, исчезает. Почему-то местные жители не рекомендуют эту воду для мытья головы.
Москвичи, питерцы, тверичи, жители других городов при любой возможности увозят эту воду десятками, а то и сотнями литров.
Впрочем, в Козлове есть и источник с другими лечебными свойствами – его называют «глазным источником», так как вода из него якобы положительно влияет на улучшение зрения.
Кто бывал на Ивановой горе, а это километрах в восьми от Козлова, тот знает, что слева от проселочной дороги, недалеко от бывшей деревни Дулово по деревянному желобу тихо струится ручеек. Рядом, на горе, лежит большой камень с неясными, но рукотворными знаками.
С учетом того, что это место находится на древнем пути, надо думать, что здесь, останавливались отдыхать и пользовались водой источника тысячи людей, начиная с глубокой древности, по сей день. Говорят, что по своим качествам дуловская вода очень похожа на воду корниловскую.
 
А вот еще несколько сведений о родниках района. Красивое старинное село Торопаца раскинулось на возвышенности, из которой начинается река Торопа.
Над истоком стоит надкладезная маленькая часовня (сооружена в конце 19-го или в начале 20-го века). В центре ее колодец с прозрачной питьевой водой, которую с удовольствием потребляет население, гости и туристы, приезжающие на исток.
Кстати по поверью считается очень полезной вода, взятая с того места, где река берет свое начало. Такая же надкладезная часовня была построена на месте родника в с. Бологово (Сережино).
Следует иметь в виду, что часовня – это небольшая культовая постройка, воздвигалась в память различных событий. Сейчас традиция сооружать часовни возрождается.
 
На территории района построены и действуют часовни во имя Николая Угодника – в д. Колотилово, Во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – в г. Андреаполь, Во имя Александра Невского – в п. Бобровец (на базе отдыха), Во имя святого священно-мученика Серафима митрополита Петроградского – в с. Хотилицы, а так же, стараниями семьи Ивана Тимофеевича Крылова, восстановлена старинная часовня Во имя Рождества Пресвятой Богородицы - в с. Любино. Начало строительства новых часовен на свои средства положил Андрей Николаевич Мельников – житель г. Москвы воспринявший наш край как свою малую Родину.
 
Многим известна местность с красивым названием Гостилиха. Здесь любят отдыхать жители и приезжающие дачники. В старинные времена здесь проводились слеты пионеров, отсюда в 60 – 80 годы начинался популярный байдарочный маршрут.
Там, возле моста на левом берегу р. Любутка, находится древний родниковый колодец с вкуснейшей питьевой водой. Согласно легендам она целительна при испуге и головной боли. И вообще, вода считается целительной, если родник, как, например, этот, не замерзает в зимнее время.
 
В 1969 году при проведении геологических работ на берегу Гостилицкого озера забил мощный фонтан воды, он был высотой более трех метров. Трудно сказать, была ли она минеральная (ее никто не исследовал), но созерцать бьющий фонтан воды летом, а зимой образовавшийся вокруг ледника сказочный ледяной дворец сверкающий на солнце всеми цветами радуги, было незабываемым зрелищем. Теперь этого фонтана, к сожалению, уже нет.
 
В качестве отступления приведу интересный факт. В городе Торопце (он от Хотилиц всего в двух десятках километров, если по прямой), на улице Солнечной, приходит в дом вода под давлением не меньшим, чем в водопроводной сети, стоит только забить трубу на глубину около 12 метров, и не требуется никаких насосов, станций. Жители славной улицы пользуются таким «чудом» более 35 лет.
 
Далее от Гостилихи, по дороге на с. Воскресенское, протекает Холодный ручей. Свое начало он берет из пяти фонтанирующих окнищ. Местный житель Аким Александрович Смирнов рассказывал, что раньше торопецкие пивовары всегда брали здесь воду для приготовления особо качественного пива.
 
В д. Спиридово стоят две водонапорные башни, они расположены друг от друга буквально в сотне метров. Но вот что удивительно, в одной башне вода - с содержанием сероводорода, а в другой - обычная питьевая вода. Примечательно то, что на башне с питьевой водой с незапамятных времен поселились и живут аисты, что для наших мест редкость .
 
Недалеко от д. Спиридово, по дороге в д. Симонку, за мостом через р. Любутку, бьет источник со слабым запахам сероводорода. Он тоже пользуется большой популярностью среди местных и приезжих людей.
Лет двадцать назад житель д. Плаужница Владимир Порфирьевич Михайлов показал моему отцу Михаилу Наумовичу Евсеенко, который и приобщил меня к краеведению, где можно попить целебной воды. Мол, от многих болезней помогает, но особенно лечит глаза. Теперь и я знаю это место.
 
Приезжает сюда много людей даже из Ленинграда и Москвы. К роднику натоптана тропа. В то время отец особо не придал значения его словам, но в скором времени житель д. Горки Владимир Александрович Винк подтвердил, что вода из источника лечебная: «Матушка говорила, что воду брали с незапамятных времен» Это же самое говорил и житель близлежащего хутора Бабынино Анатолий Александрович Соловьев.
Впоследствии проезжая мимо родника заходил, пил и делал омовение лица, как научали меня старожилы. Александр Викторович Моисеев и Виктор Иванович Тимофеев вспоминали, что когда ходили из наших мест на занятия в Донскую школу у этого родника находили нательные крестики, монеты разных периодов (Самые ранние датируются 1711 и1736 годами). Судя по находкам, этот святой ключ, по крайней мере, был известен с начала 18 века.
Возможно, есть, и более ранние сведения о целебных источниках, которые помогали и почитались в нашем краю, но до них еще предстоит докопаться. Пока же известно, что Святые ключи существуют во многих местностях. По преданию они «открылись» во время перехода в этих местах святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие ключи находятся в лесу, а монеты, крестики тряпочки, оставленные возле родника - это дань от больных за целительную силу ключей.
 
Хочу добавить, что наше село Хотилицы богато своей историей, и природа не обошла его стороной. Через село протекают два ручья и быстрая речка Хотилка, в которой водится разная рыба, в том числе форель - как свидетельство чистоты воды.
Недалеко от открытой в 2011 году часовни имеется родник с хорошей питьевой водой. На южной стороне села бьет мощный источник. В свое время он обеспечивал население и паровик лесопильного завода, а впоследствии и маслозавод водой, она шла по проложенной трубе самотеком.
 
С востока, где находится большая гора Беклешиха, в село течет ручей, который образуется из трех нагорных родников (вода из нагорных источников считается целебной).
Следует иметь в виду, что старинное название родника на Руси - студенец (студеный, холодный), которое в современном языке практически утеряно, как и многое другое.
 
На территории бывшего хозяйства «Жуковский» сохранилось это древнее название, там есть селение Студеница (старинное название Студенец) и речка Студеница (старинное название тоже Студенец). Речка берет свое начало из родника, а родник находится в урочище Ключи.
Эта местность упоминается в грамоте от 1489 года в связи с порубежными нарушениями между Русью и Польско-Литовским государством. Между прочим, возле д. Борок из-под большого камня вытекает настоящий студенец (родник), вода которого до такой степени холодная, что хоть летом, хоть зимой, попив этой водицы обязательно заболеваешь ангиной.
 
По дороге Андреаполь - Хотилицы была деревня Фишово, колодцев там не было, а воду брали из ключа, который вытекал из середины фишовской горы, что в 20 метрах от дороги. Это для тех, кому в тех местах очень захочется пить.
 
Вода источников - это главное о чем мы хотели рассказать, но это не все. Сама природа вокруг их настолько красива, что трудно удержаться того, чтобы не сказать несколько слов по этому поводу. Удивителен темно-коричневый окрас стволов деревьев вокруг родника, который вытекает из огромной 30-метровой горы в урочище Снегири.
Вода имеет удивительно приятный вкус, ею пользовались жители бывшей деревни Ленькино. Есть интересный родник на реке Лобница. Здесь ручеек бежит из естественного большого грота, его таинственная красота прямо-таки завораживает.
Впрочем, вода и есть таинство земли, дающее нам жизнь. Таинство и богатство, которое нужно изучать, знать и ценить.
   
 
 
Историческая справка по святым источникам Вышневолоцкого уезда
Святой источник близ д. Яковлево (территория совр. Вышневолоцкого р-на). Известен по документам XIX века. Расположен в стороне от дд. Стройково, Фешино, Яковлево между дорогой из Фешино на Первитино и рекой Латынь. Территория, где был расположен родник, входила в состав Спас-Ясеновского прихода (совр. с. Есиновичи). В конце XIX столетия на святой источник была перенесена деревянная часовня из д. Яковлево. Часовня разрушена в 1930х гг. и использована под строительство зерносклада.
Святой источник близ д. Алексеевская (территория совр. Спировского района). Известен по документам с первой половины XIX века. По данным за 1847 г. близ деревни Алексеевской над источником была устроена часовня в честь Георгия Победоносца. Часовня была «деревянная, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон... В ней два окна и две рамы со стёклами, укрытыми железными решётками. Покрыта часовня тёсом, не окрашена, входная дверь с западной стороны, запирается личиною с навесным замком». Часовня была приписана к Смоленскому приходу с. Выдропужск. О дальнейшей судьбе часовни неизвестно. Часовня не сохранилась.
 
Святой источник Покрова Пресвятой Богородицы с. Выдропужск (территория совр. Спировского района). Расположен при въезде в с. Выдропужск со стороны г. Москвы по правую сторону федеральной автомобильной дороги М10. Известен с древнейших времён. По местному приданию близ источника существовал мужской монастырь (по некоторым сведениям Николаевский – Выдропуский). Монастырь был разрушен в смутное время. В народе это место называют «Покров». По некоторым сведениям здесь существовала так же одноимённая деревянная церковь, но когда она была упразднена неизвестно. На месте монастыря в XVIII в. была устроен Императорский путевой дворец. На самом источнике по данным за 1847 г. существовала часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 
Она описывалась так: «Часовня деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоящая за Выдропускою ямскою слободою в близком разстоянии от нея по направлению Московского шоссе на левой стороне, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон, длиною 4 сажени, шириною 2 сажени; крыльца с западной стороны шириною 3 аршина, с боков по 2 аршина, с колонными столбами; обита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша окрашена красною краскою. На часовне имеется глава покрыта листовым железом, крест на ней железный, позлащён червонным золотом. Входная дверь с запада стеклянная с железными решётками, запирается навесным замком. Иконостас в часовне деревянный в 1 ярус, окрашен белою крскою под лак с резьбою позлащённою на полимент червонным золотом». 
Вплоть до закрытия Выдропужского прихода на родник совершались крестные ходы. В 1930е гг. часовня была разрушена. При строительстве объездной дороги Москва-Ленинград источник был закатан под асфальт, но пробился. Из-за этого пришлось срочно создавать сложное инженерное решение по отводу вод источника в сторону от автодороги. Современный Покровский источник – вытекает из трубы, которая в свою очередь проложена под трассой М10. Под самой дорогой устроен резервуар, куда непосредственно и попадают воды источника. Трудами настоятеля Выдропужского прихода протоиерея Георгия Беляева источник облагорожен. Над ним установлен крест, а близ него деревянная Покровская часовенка (не действует). Ежегодно на престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери на источник совершается крестный ход со списком с чудотворной иконы Выдропусской Одигитрии с освящением воды и чтением акафиста.
 
Святой источник Георгия Победоносца с. Выдропужск (территория совр. Спировскиого района). Расположен на берегу реки Тверцы по течению выше Старого моста в центре с. Выдропужск. Известен с древнейших времён. По данным за 1847 г. на роднике была устроена часовня в честь великомученика Георгия Победоносца. 
Описывалась часовня так: «Часовня святого великомученика Георгия в Выдропуской слободе на берегу реки Тверцы по течению ея на левой стороне над протекающим в реку источником, деревянная, - так описывали современники часовню на роднике святого Георгия, - на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон. В длину и ширину часовня 4,5 аршин, крыльца же длиною 3 сажени и 1 аршин, шириною с запада 4,5 аршина, с боков по 2,5 аршина. Обшита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша же окрашена краскою красного цвета на масле, крест на ней железный, позлащён червонным золотом на гульфарбу. Входная дверь с западной стороны стеклянная с железною решёткою, низ деревянный, запирается навесным замком. 
Иконостас в часовне деревянный, окрашен голубою краскою на масле». Часовенку украшали иконы Господа Вседержителя, справа от него праздника Преполовения Пасхи - к этому образу в сам праздник ежегодно совершался крестный ход, а слева от иконы Вседержителя был образ великомученика Георгия. У входа в часовню стоял в кивоте за стеклом ещё один образ Георгия Победоносца. Издревле холм над Тверцой был местом поклонения - изначально древнеславянским божествам, а затем после принятия христианства - Единому Богу. Распространение нового вероучения первоначально шло по судоходным рекам. Тверца в то время была частью древнего торгового пути «из варяг в греки». 
Поэтому жители древнего Выдропужска были крещены одними из первых в Спировском крае. Здесь же был поставлен одним из первых и христианский храм. В XV-XVI вв. на месте этой часовни стоял одноимённый храм Георгия Победоносца. С ним связаны основные события «Повести о Выдропусской Одигитрии». На этом месте на пепелище была обретена невредимая икона Богоматери, здесь же в храме по левую сторону от царских врат и хранилась в иконостасе выдропужская святыня, пока не была похищена муромским воином, сюда же она чудесно возвратилась, здесь и была прославлена многими чудесами. Рядом с деревянной Георгиевской церковью были расположены дворы причта и жителей села. Храм и дворы причта были центром древнего погоста Георгиевского в Мокрынях. 
В 1545 г. «Книга Бежецкой Пятины так описывала центр погоста: «В Мокрынях же погост Выдропуск на речке на Тверце, а в нём церковь Георгей Великий, а дворов на погосте: двор поп Калмак, двор дияк церковной, двор проскурница, а бобылей: двор Митка, двор Офонко, пашни 5 коробей. Да к погосту – ж придал Федор Курчебин из своего усадища из Горы к церкве 2 поля, в одном на 5 коробей, а в другом по тому ж, сена нет. Земля церковная в обжи не положена». В начале XX века вода в источнике почиталась целебной от болезней глаз. Часовня над источником была разрушена в 1930е гг. Но люди всё равно продолжали приходить сюда. В 1990х гг. трудами протоиерея Георгия Беляева на источнике была сделана купальня, установлен крест. Ежегодно 10 августа на престольный праздник Смоленской иконы Богоматери сюда совершается крестный ход с освящением воды. Ежегодно на праздник Богоявления Господня 19 января в полночь здесь совершается Великое освящение воды и по традиции проходят купания в святом источнике.
 
Святой источник близ монастыря Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. (Информацию собираю). Источников при Казанской обители было два, один ближний, на котором располагалась церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот источник известен с XV века. Именно близ него была найдена чудотворная Казанская икона пресвятой Богородицы, чудесно уцелевшая после пожара в городском соборе. Икону несколько раз пытались перенести обратно в собор, но она каждый раз возвращалась на это место. Горожане, видя во всём этом особый промысел Божий, устроили над родником часовню в честь Казанской иконы Богоматери. Часовня была приписана к Казанскому собору г. Вышний Волочёк. 
Проездом (старая дорога на Москву шла близ родника) в часовне у Казанской иконы молились царствующие особы. Так упоминаются в документах – императоры Александр I и Николай I. В 1835 г. одна из благочестивых купеческих вдов Акулина Хваловская просила разрешение устроить на роднике трёхпридельный храм, а при нём общежительный монастырь, но получила отказ. В одном из документов, приложенных к этому делу часовня над источником описывалась так: «Часовня деревянная, построена издревле, отстоящая от города Вышнего Волочка на 3й версте по тракту Московской дороги, покрыта тёсом, осмиугольная, длиною и шириною 13 аршин в твёрдости на ней крест и глава, обиты жестью, в коей часовне по прозьбе приходящих для поклонения чудотворному образу Божией Матери именуемой Казанскою не только Вышневолоцких граждан, но и отдалённых мест жителей совершаются Казанского собора священноцерковнослужители молебствия, без священника особых богомолий не бывает... 
Внутри часовни резной позлащённый иконостас с колоннами коринфского ордена покрытыми, равно как и пиастры сине-голубою гладью, и иконостас розовою масляною краскою. В оном иконостасе образ пресвятыя Богородицы Казанский мерою высоты аршин 9 вершков, ширины аршин четыре вершка, на нём риза серебряная позлащённая, работанная 1787 г., убрус и подбородок на оном вынизаны из жемчуга редкой доброты местами украшенныя камнями гранёными вставками и звезда с стразами, пред сим образом лампада большая серебряная». Во второй половине XIX века близ источника был основан Казанский женский монастырь, а над источником устроена каменная церковь-ротонда в честь Казанской иконы Богоматери. Церковь относилась к ведению Казанского собора. 
В то же время близ монастыря был устроен «Дальний ключик» - второй по величине родник, над ним была устроена деревянная сень с куполом и крестом. После закрытия Казанского монастыря в 1925 г. родники просуществовали вплоть до первых послевоенных лет. Затем оба родника сравняли с землёй руководители воинской части, которой принадлежала территория монастыря. Сейчас место первого и второго родников установить сложно – скорее всего они расположены в сильно заболоченной местности между Казанским монастырём и Мальдоном (Тверецкий шлюз) и затоплены.
  
Святой источник Параскевы Пятницы в д. Пятницкое (современный Максатихинский район) (Информацию собираю). Расположен близ дороги на Николо – Теребенский мужской (ныне женский) монастырь близ д. Пятницкое. Трудами первого настоятеля Николо-Теребенского прихода иерея Геннадия Севастьянова над родником устроена часовня в честь Параскевы Пятницы.
 
Святой источник в с. Сельцо – Карельское (современный Удомельский район). (Информацию собираю).
 
Святой источник близ с. Алексейково (современный Лесной район). Один из нескольких родников расположенных по берегам озера Павловское между с. Алексейково и д. Федотково. В народе это место прозвано Таран - от названия насосной станции которая стояла на роднике до революции, с помощью этой станции в гору в усадьбу дворян Ладыгиных подавалась родниковая вода. По местному приданию, от родника к главному усадебному дому проложены под землёй трубы из липы, а внутри они обиты тонкими листами серебра. Некоторые утверждают, что выкапывали эти трубы, и они были совершенно целыми. После разгрома усадьбы большевиками насосная станция была уничтожена, но на родник продолжали ходить люди за чистой водой. В середине 1990х гг. над родником была устроена часовня и купальня. Ежегодно с середины 1990х гг. на роднике совершается водосвятные молебны.
  
     

 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

На окраине Кувшинова, в бывшей деревне Облово, а ныне на улице Пригородной, находится источник освященный в честь образа Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Недавно житель Москвы на свои средства построил сень над источником в благодарность за посланное ему исцеление. Как известно, эта икона оберегает дом от пожара и способствует благополучию в семье. Многие жители тверского края приезжают за этой водой, чтобы окропить ею свой дом или новую квартиру.
Как добраться, где находится: 
проехать от въезда в Кувшиново со стороны Торжка можно так. На въезде в город стоит бетонная стелла с надписью Кувшиново и гербом города снизу, от неё прямо по трассе примерно километра 2 до поворота на шлюзы Нижне-негочанского водохранилища, далее по трассе около 150 метров до первого поворота направо (поворот на перекрёстке), по грунтовой дороге, никуда не сворачивая ещё около 1,5 километров до улицы Пригородная, там никуда не сворачивая переехать через улицу и с незначительным отклонением вправо переехать поле (200 метров), далее оставив машину идти к беседке (или как говорят сени), именно в ней и располагается источник.


 

 

ИСТОК РЕКИ ВОЛГА

В Тверской области, примерно в 23 километрах от деревни Свапуще, находится исток великой русской реки Волги. За исток Волги принят родник у старой деревни Волговерховье (Валдайская возвышенность).  В 17 веке сюда поселили приписных к Селижаровскому монастырю людей.
 Так возникла деревня Волговерховье. Сейчас в Волговерховье меньше десяти домов. Живет постоянно около 10 человек. Рядом большой многоглавый храм из красного кирпича. 
Он остался от Волговерховного женского монастыря, открытого в начале ХХ века. Рядом более новая деревянная часовня. 
Вообще-то река начинается не из родника, а из болота-мочажницы. В том месте болота, где имеется чистое и глубокое "окно" и откуда начинается визуальное вытекание воды в 1995 году установлен деревянный домик на сваях. 

Исток реки Волга

В центре домика имеет круглое отверстие, находящееся над самим истоком. Домик закрыт на ключ, но говорят, что ключ хранится у жителей самого первого дома (дальнего от истока) деревни, и можно попросить открыть домик. Вокруг домика расположен помост со ступеньками, спускающимися к воде. К домику с помостом ведет деревянный мостик. В 1999 году Патриарх совершил здесь обряд водоосвящения и теперь этот источник стал Святым. 

Здесь можно сфотографироваться на первом волжском мостики длинной всего 3 метра, а ширина Волги в этом месте всего полметра. Можно сфотографироваться так, чтобы одна нога стояла на правом берегу Волги, а другая - на левом. Можно подняться на колокольню кирпичного храма и сделать панорамные снимки с высоты. Места здесь очень красивые.

Исток реки Волга

Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. Крупнейшая европейская река Волга начинается у юго-западной околицы деревни Волговерховье, на высоте 228 метров над уровнем моря. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги.
Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет красно-чёрный оттенок, в засушливое лето ручей в пределах деревни Волговерховье часто пересыхает. Приблизительно в 250—300 метрах после истока видны остатки первой плотины на Волге, изготовленной из камня, которая была построена в период существования Ольгинского женского монастыря.

После первых 3,2 км течения Волга впадает в проточное озеро Малые Верхиты, потом в озеро Большие Верхиты. А уже затем впадает в крупное озеро Стерж, которое является частью системы Верхневолжского водохранилища.
Учитывая уникальность истока Волги, как памятника природы, в районе истока создан заказник, куда вошли заповедные леса общей площадью более 4100 га. Исток Волги является объектом рекреационного использования.

Исток реки Волга

 

  
 
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Валерий Линкевич ( г. Торжке) книга - «Курорт в русской культуре».
Автор фото Галина Сванидзе и Олег Вадимович
Пресс-служба Тверской митрополии.
Геологические достопримечательности России. Европейская часть. Авторы: Горбатовский В.В., Семилеткин С.А., Воронова М.И., Гареев Э.З и др. Издано по заказу ФГУ ЦБИ МПР России. 2009, 223 с.
Сайт Министерства природопользования и экологии Тверской области

Доклад о состоянии и охране окружающей среды Тверской области в 2004–2006 годах. Департамент охраны окружающей среды и природопользования Тверской области, 2008.
Колбовский Е.Ю., Морозова В.В. Ландшафтное планирование и формирование сетей охраняемых природных территорий.: М-Я,  2001.
Особо охраняемые природные территории Тверской области. Комитет    экологии и природных ресурсов, 1993.
 Туманова Л.Д. Особо охраняемые природные территории – один из способов сохранения биологического разнообразия и  поддержания экологического равновесия на территории Тверской области./ Актуальные проблемы экологии. Материал Третьей научно-практической конференции: 2005.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») http://oopt.aari.ru/
Памятники природы Тверской области. Энциклопедия краеведа.
сайт "Музей краеведения" редактор В.Н. Соколова
Святые источники// Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

 

ВложениеРазмер
Родники и источники Тверской области309.42 КБ
Родники и источники Тверской области64.4 КБ
Родники и источники Тверской области156.21 КБ
Родники и источники Тверской области458.04 КБ
Родники Тверской области111.82 КБ
svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-u-derevni-ryabikovo.jpg266.19 КБ
velikomuchenicy-paraskevy-pyatnicy-derevnya-dobsho.jpg67.35 КБ

Комментарии

Отправить комментарий