Родники и источники Саратовской области

Наверное, невозможно перечислить все родники Саратовской области, их тысячи, но вот о самых известных и любимых народом источниках попробуем рассказать в этой статье. Саратовские источники родниковой воды практически все расположены вокруг Кумысной поляны и Лысой горы, большинство из них известны и очень популярны.

Свои любимые родники в Саратовской области есть практически во всех районах, самые лучшие обустроены, а иногда красиво и с фантазией оформлены. Конечно, это далеко не все из лучших родников Саратовской области, узнавая о новых достойных источниках будем добавлять их к списку.  

 
 Сюда вошли и несколько святых источника, они отличаются от простых родников не только оформлением с православной символикой, но и тем, что их освятил кто-нибудь из священнослужителей. В основном считается, что такие родники имеют исцеляющую силу данную Богом. Рядом с ними строятся часовни и купели. О них можно посмотреть в статье Святые исцеляющие источники Саратовской области.
 
В настоящее время в Саратовской области расположено более 900 действующих родников, но на конец 19 века их количество было более 2500, наиболее активно для питьевых целей используются 152 источника, остальные - эпизодически, из-за удаленности их от жилья или из-за расположения в труднодоступных местах, таких как овраги и леса. 
По данным Роспотребнадзора, более 90% родников позволяют получить воду, соответствующую гигиеническим нормативам. Они служат источниками централизованного водоснабжения в Вольском, Калининском, Базарно-Карабулакском, Саратовском, Хвалынском, Лысогорском, Красноармейском районах. К лучшим по качеству воды родникам Роспотребнадзор отнес следующие: "Малиновый", "Поющий" в Саратове, группу родников "Нарсудовские" в Б. Карабулаке, у с. Алексеевка ("Серебряный"), Липовка в Б. Карабулакском районе, у с. Бессоновка в Новобурасском районе, в с. Б. Дмитриевка Лысогорского района, "Студеный" в Петровском районе, "Коренушка" у с. Вязовка Татищевского района, "Святой родник" в Хвалынском районе. 
  

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

Памятники природы Саратовской области - тут!

КЛАДЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 АНОМАЛЬНЫЕ МЕСТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО САРАТОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД САРАТОВ -  ТУТ!

РЕКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Загадочные места и аномальные зоны Саратовской области

Саратовские родники
Ленинский район, 1-я Дачная остановка (дебит 0,9 м3/час);
Ленинский район, 4-я Дачная по дороге на лыжную базу СГУ (дебит 0,1 м3/час);
Ленинский район, 9_я Дачная, северный склон урочи­ща «Лаптев сад», 100 м на юго-запад от верхнего пру­да (дебит о,6 м3/час)
Ленинский район, от остановки «Саперная» вверх, на территории пионерского лагеря «Лесная республика» (дебит 1,2 м3/час);
Ленинский район, 10-я Дачная, «Татарский родник» (дебит 3,6 м3/час);
Ленинский район, Лысогорский массив, южная окра­ина пос. Б.Поливановка, «Поющий родник» на скло­не горы возле леса (дебит 1,4 м3/час);
Ленинский район, 10-я Дачная родник «Малиновый» (дебит 1,5 м3/час);
Заводской район, родник на Алтынной горе (дебит 0,2 м3/час);
Заводской район, родник Мочиновский (дебит 0,7 м3/час)
Заводской район, склон Лысогорского массива в рай­оне Королькова сада (дебит 0,8 м3/час);
Фрунзенский район, у дороги в санаторий «Октябрь­ское ущелье» (дебит 1,8 м3/час);
Кировский район, ул. Московская, пос, Завокзальный, родник «Горный ключ», у АТП (дебит 28 м3/час)
 
Аркадакский район
п. Советский, родник на территории поселка (дебит 4,3 м3/час);
с. Чиганак (дебит 3,6 м3/час);
с. Малиновка, родник «Левин» (дебит 0,8 м3/час);
с.  Алексеевка,  родник  «Мокрая  вершина»  (дебит 0,14 м3/час);
  
Аткарский район
г. Аткарск, овраг Дегтярный, ул. 1-я Родниковская (де­бит 4 м3/час);
с. Тургенево, «Шумок» (дебит 2,0 м3/час);
с. Лисичкино (дебит 2,0 м3/час);
с. Богдановна (дебит 3,0 м3/час);
с. Ершовка (дебит 6,0 м3/час);
с. Языковка (дебит 5,0 м3/час);
с. Ломовка (дебит 3,0 м3/час);
с. Малая Осиновка (дебит 3 м3/час);
Базарно-Карабулакский район
 
п. Базарный Карабулак, родник «Нарсудовский» (де­бит 3,3 м3/час);
Родник «Серебряный», 1,5 км за селом Алексеевка (дебит 3,2 м3/час);
с.  Тепляковка,  родник  «Тепляковский»  (дебит 43,2 м3/час);
с. Липовка, на территории села (дебит 0,72 м3/час);
с. Толстовка (дебит 0,72 м3/час);
с. Лесная Нееловка (дебит 2,0 м3/час);
с. Старые Бурасы (дебит 21,6 м3/час);
с. Арбузовка (дебит 0,36 м3/час);   
 
 Родник, святой источник великомученицы Параскевы Пятницы у села Толстовка                                      

Родники и источники Саратовской области

Саратовская область » Базарно-Карабулакский район » село Толстовка
Родник освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы расположен в овраге, за лесом, в 1.5 км западнее северо-западнее села Толстовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
Святой источник, известенный еще с XIX века, ныне хорошо обустроен, построена купальня, установлен поклонный крест с иконой святой Параскевы. В понедельник, 10.11.2008 года, в день святой Параскевы, благочинный Северного округа, иерей Алексий Земцов отслужил молебен у святого источника и освятил вновь построенную бревенчатую купальню. Несмотря на ноябрь месяц, желающих окунуться в освященную воду источника оказалось достаточно много.
По преданию, где-то в середине XIX века, у родника, в овраге за селом, пастухами была обретена икона святой Параскевы Пятницы и отнесли его в Покровский храм, но на утро образ оказался на прежнем месте. Лик мученицы вновь отнесли в церковь, а на следующий день она опять вернулась к источнику. Икона чудесным образом несколько раз возвращалась из церкви обратно к месту обретения. Тогда крестьяне решили построить на источнике часовню и поместили в ней икону святой Параскевы. С того времени появилась традиция совершать молебны на источнике Параскевы в 9-ю пятницу по Пасхе.
После революции часовня была разрушена, икона Параскевы Пятницы была перенесена в село Толстовка, в храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В 30-е годы ХХ века храм в селе Толстовка также был разрушен, а явленная икона Параскевы Пятницы с этого времени утрачена.
В период, очередного периода богоборчества, во времена Хрущёвских гонений на веру, на святом источнике ещё продолжались совершаться молебны. По словам отца Алексия, местные жители, до сих пор с благодарностью вспоминают престарелого священника – отца Стефана Фофанова. Он был лишен прихода, однако служил молебны на источнике святой великомученицы Параскевы. После смерти отца Стефана (а он преставился в возрасте 95 лет), источник пришел в запустение. Безбожные власти попытались и вовсе его уничтожить и засыпали его землёй. Безбожники надеялись, что таким образом смогут искоренить в сознании христиан память о совершаемых здесь исцелениях.
Однако память о святом месте сохранилась и в 1996 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, ежегодные водосвятные молебны на источнике возобновились.
В 2008 году, силами местных жителей, прихожан Свято-Никольского храма в Базарном Карабулаке, а также жертвователей-саратовцев на святом источнике была построена деревянная часовня-купальня.
Вода святого источника Параскевы Пятницы всегда считалась целительной и чудотворной. На Крещение Господне здесь служатся молебны и многие верующие купаются в святых водах родника.
Координаты: N52° 21.295' E46° 12.211'
 
 
Балашовский район
Родник «Святой источник» в селе Лопатино (дебит 5,04 мЗ/час);
с. Пады, родник на северо-восточной окраине (дебит 6,48 м3/час);
с. Ленино,  родник  на  территории  села  (дебит 7,92 м3/час);
 
Балтайский район
с. Балтай, родник «Святой» (0,6 м3/час);
с. Осановка,  родник  «Яргань-Барк»,  (дебит 1,2 м3/час);
с. Дошуз, родник «Суворов» на северо-восточной сто­роне села (дебит 14,4 м3/час);
с. Донгуз, родник «Барский» на северо-западной сто­роне села (дебит 28,8 м3/час);
с. Столыпино, родник «Церковный» под церковью Д.Доиского. (дебит 1,14 м3/час);
д. Красное Поле, 50° м юго-западнее деревни (дебит 10 м3/час);
Родники Балтайского района;
 
Вольский район
с. Верхняя Чернавка (дебит 6,0 м3/час);
с. Николаевка (дебит 6,0 м3/час);
с. Елховка(дебит 6,0 м3/час);
с. Междуречье (дебит 16 м3/час);
с. Белогорное, родник Елховский (дебит 6,0 м3/час);
с. Терса, район ВСХТ (дебит 30 м3/час);
   
 
 Родник «Головушка», часовня-купальня святителя Николая Чудотворца поселок Шиханы-2          
Родники и источники Саратовской области

Саратовская область » Вольский район » поселок Шиханы-2
Освященный родник «Головушка» расположен в 100 м севернее северо-восточнее Свято-Никольского храма, на юго-восточной окраине поселка Шиханы-2 (г. Вольск-18) Вольского района Саратовской области. Над родником построена надкладезная сень.
В 2012 году, по инициативе прихожан, между родником и церковью была построена часовня-купальня с купелью. 11 августа 2012 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин освящения часовни-купальни во имя святителя и чудотворца Николая
На празднества Богоявления, у родника служат водосвятные молебны, после чего все желающие окунаются в целебные воды источника.
Часовня приписана к храму Николая Чудотворца поселка Шиханы-2.
Где находится, как доехать:
Адрес: 412918, Саратовская область, г. Вольск-18 (Шиханы-2), ул Краснознаменная, д. 530
Телефон: 89372235888
Координаты: 52°05'54.7"N 47°09'49.3"E
  
 
 Воскресенский район
с.  Булгаковка, родник в центре села (дебит 1,2 м3/час);
с. Коммуна (дебит 1,5 м3/час);
с. Усовка, родник «Белый ключ» (дебит 1,2 м3/час);
 

Екатериновский район
с. Бакуры, родник «Торфяной» 0,5 км севернее села (дебит 0,08 м3/час);
с. Сластуха, родник «Сластухинский» 0,8 км восточ­нее села (дебит 0,02 м3/час);
Родник «Орловский» в 4 км южнее р.п.Екатериновка (дебит 0,2 м3/час).
  

 Родник, святой источник село Альшанка                                                                                                                   

Родники и источники Саратовской области

Саратовская область » Екатериновский район » село Альшанка
Освященный родник расположен у села Альшанка Екатериновского района Саратовской области. Святой источник обустроен, каптирован. Вода чистая, прозрачная, дебет средний. По преданию, в этом месте было явление Божией Матери. Усилиями местных жителей источник благоустроен, сооружена небольшая часовня, размещен аналой с иконами, Святое Евангелие.
21 июля 2015, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, состоялось освящение источника. Освящение совершил благочинный Екатериновского округа, настоятель храма вмц. Екатерины, священник Иоанн Бештень.
Координаты: 52.204219 44.532019
 
 
Ершовский район
Родник  «Железистый»,  1,5  км  по  течению  реки Б. Кушум от п. Каменная Сарма (дебит 2,16 м3/час);
 

Ивантеевский район
с. Ивантеевка, 12 км от села, родник «Вавилов дол» (дебит 0,2 м3/час);
 

ВАВИЛОВ ДОЛ

Легенда рассказывает о Никольском монастыре, существовавшем здесь с незапамятных времён. расположенном в десяти километрах от села Ивантеевка, в 50км от города Пугачёв, 130км от города Балаково. Монастырь основал раскаявшийся разбойник Вавила. Однако, никаких исторических документов, ни мирских, ни религиозных о существовании близ села Ивантеевка до двадцатого века не существовало. Вполне возможно, это всего лишь легенды.

"Вавилов Дол", геоактивная зона, "место силы" (с. Горелый Гай, Ивантеевский район).

где находится, как доехать:

Сакральное место, звукомиражи,  хрономиражи. Саратовский "Китеж-Град".
Координаты N 52° 16.792' E 49° 15.851'
Ивантеевский район.

Родники и источники Саратовской области

Загадочные места и аномальные зоны Саратовской области
Вавилов дол - овраг около села Горелый Гай (Ивантеевский район Саратовской области).
По легенде здесь в царствование Петра I в лесу по течению реки Большой Иргиз находился схорон атамана разбойников Вавилы. Разбойник был схвачен солдатами, ослеплён и брошен в горящем лесу умирать. Спасаясь от огня, слепец вышел к дикому оврагу, на место своих будущих духовных подвигов. Близ ручья Вавила вырыл пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам.

Прослышав об отшельнике, к нему начали приходить искатели строгой жизни. Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Вроде бы ещё сам Вавила заложил подземный храм, соединённый потаёнными ходами с катакомбами монастыря.
В 1914 году на одном из холмов у оврага была построена Никольская церковь.

В 1929 году ОГПУ, опасаясь «авторитета» странного места и Вавиловцев, уничтожило Храм и взорвало все входы в пещеры. Все что здесь было найдено — предали огню. Более того, отныне в этом месте запрещались всякие собрания, а тем более чтение молитв. Для обеспечения действенности запрета в этом лесу периодически устраивались облавы. Только за обнаружение в Вавиловом Долу человека могли отправить в тюрьму на 10 лет! Святой колодец был загрязнен, а после и вовсе засыпан. С 17 июля по 2 августа 1929 года в Самаре прошло заседание Средне-Волжского областного Суда по слушанию уголовного дела «О ликвидации Вавилова Дола». 

По утверждениям местных жителей над могилой старца Вавилы неоднократно видели сияние, из-под земли слышали пение невидимого хора, звон колоколов. В стенах оврага якобы замечали щели, откуда струился свет и доносился запах ладана. Существует поверье, что подземный монастырь тайно действует до сих пор, но населяют его исключительно святые бессмертные монахи.

Родники и источники Саратовской области

В последние советские годы чья-то добрая рука соорудила в Вавиловом Доле часовенку. Вида она была неказистого, да и иконки были больше бумажные, однако это было свидетельством истинной веры.

В 90-е годы Вавилов Дол становится центром паломничества Саратовской и Самарской епархий. Святой источник вновь был расчищен, урочище постепенно стало благоустраиваться. В Вавиловом Доле была сооружена новая часовня, построена купель и колодец для набора святой воды.

Легенды Вавилова Дола
Одна из известных легенд о Никольском монастыре
, основанном некогда Вавилой, и ушедшим под землю. Монастырь исчез, когда пришла власть безбожников и по преданию, восстанет, когда на Русь вновь придёт истинная вера.

Поле, примыкающее к Вавиловому Долу, последние двадцать лет вздымается, хотя раньше оно было пологим. Каждый год поднимается всё выше и выше. Холм видели своими глазами, но достоверность, конечно, мы гарантировать не можем.

Так же есть миф о звенящих колоколах вблизи Вавилова Дола. Естественно, слышимы они только избранным. Паломники рассказывают о таинственном свете, который видят по ночам. Якобы кому-то открываются тайные кельи-пещеры из которых являются таинственные старцы.

Вероятней всего это просто мифы. Конечно, приятно, когда святыню окружают легенды, но, увы, маловероятны и колокола, и свет, и седовласые старцы.

Реальные чудеса Вавилова Дола
Есть и удивительные вещи. Начнём с самого начала. Откуда вообще в заволжских степях взялась эта непроходимая чаща? Вот оно чудо! Непонятно откуда из под земли бьёт ключ, течёт километра полтора и затем вновь бесследно исчезает. Вода в этом ключе ледяная, даже не смотря на сорокоградусную жару вокруг.

Удивительно также то, что в лесу этом нет птиц. Ходили, слушали…

А они не поют. Удивительно, ведь для птиц там должен быть рай.

Люди там действительно исцеляются. Скорее всего, дело веры, религии. Или эффект плацебо. Говорят, 30% больных способны излечиться верой в излечение, а не самим лечением.

Называется «эффект плацебо». Вполне возможно, лечит вода. Она чуть солоноватая, имеет необычный привкус. Пить было страшно, но случаев отравления не было выявлено, так что пробовали спокойно.

 

Калининский район
г. Калининск, родник «Дачный», з км северо-запад­нее города (дебит 10,8 м3/час);
с. Сергиевка, родник «Святой», 7-км западнее села (дебит 10 м3/час);
с. Анастасьино (дебит 28,0 м3/час);
с. Первомайское (дебит 21,6 м3/час);
с. Казачка, родник «Назаркин» на северной окраине села (дебит 9,0 м3/час);
   
 
 Родник «Святой», святой источник у села Сергиевка                                                                                     


Саратовская область » Калининский район » село Сергиевка
Родник «Святой» расположен в овражке, в 5 км западнее северо-западнее села Сергиевка Калининского района Саратовской области. Святой источник и территория последний раз были обустроены в 2010 году. Над почитаемым источником установлена новая надкладезная сень с главкой и крестом, отремонтированы купальня, лестница - спуск к источнику, установлены столики и скамейки, очищено русло родникового ручья вниз, к Берёзовой балке. На верху, у оврага построена часовня и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.
Первое упоминание о источнике относится к 1735 году. Табаковский Святой родничок, наименование получил по названию бывшего здесь давным-давно села, позже переименованный Львом Нарышкиным в свою честь - Львовский. Граф Нарышкин переселил крестьян на земли, расположенные рядом с источником.
Отличное качество воды Сергиевского родника и целебные свойства ценились во все времена. Вода может долгое время храниться и не терять своего вкуса. Именно из этого родничка в 1905 году пил воду Пётр Аркадьевич Столыпин, Саратовский губернатор и назвал его «золотым родником». Проба воды, взятая на анализ, подтвердила истину: в ней много ионов серебра.
По преданию, источник обнаружил пастух. Среди бела дня, в чистом поле, он услышал церковное пение. Пошел пастух откуда доносились звуки и в небольшой ложбинке увидел ключик, с трудом пробивавшийся сквозь землю. Пастух раскопал ключ и тогда пение прекратилось.
Во времена коллективизации, богоборчества, разрушения храмов, в дни церковных праздников православные собирались у родника. Когда об этом узнавали власти, принималось решение о запрете собираться здесь и хотели они уничтожить источник, чтобы не отвлекались колхозники от работы.
Источник пытались загнать обратно в землю. На склонах ложбины и сейчас видны следы гусеничных тракторов. Но, вода находила дорогу снова из недр земных и люди ночью откапывали вручную, помогая ей.
В начале 1980-х годов, на какой-то церковный праздник, в присутствии многих верующих, на дне родника увидели икону Пресвятой Богородицы. Люди пытались достать икону, но только лишь замутили воду, а лик Богородицы так и не достали.
По мере использования регулярно проводятся чистка и благоустройство родника. Зимой, к празднику Крещения, правление хозяйства и администрация сельского округа заботятся, чтобы дорога до источнику была очищенной.
Источник нисходящего типа с дебитом 4-5 м3/час, родник каптирован в виде колодца. Территория хорошо благоустроена, засажена деревьями и кустарниками. В зоне отдыха высажены цветы. Источников загрязнения в радиусе более 100 м не отмечено. Имеются удобные подходы к водоразборному устройству. Вода в роднике широко используется местным населением и паломниками из районов области.
Качество воды в роднике у села Сергиевка по санитарно-химическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». В то же время значение органолептических показателей (запаха, привкуса, цветности), а также содержания нитратов близко к предельно допустимым величинам.
Координаты: N51° 36.904' E43° 58.322'
 
 
Краснокутский район
с. Дьяковка, родник «Дьяковский» (дебит 7,2 м3/час);
с. «Чеберевский», в 0,5 км от с.Дьяковка (дебит 10,8 м3/час);
 
Красноармейский район
г. Красноармейск, родник «Тарасовский», юго-запад­ная часть города (дебит 7.2 м3/час);
г. Красноармейск, у бывшего красильного цеха фа­брики им. К.Цеткин (дебит 54.0 м3/час);
с. Ахмат (дебит 0,72 м3/час);
 
Лысогорский район
с. Б.Копены, родник на восточной оконечности села (дебит 32,4 м3/час);
с.  Шереметьсрка,  родник  в  центре  села  (дебит 18,0 м3/час);
с. Широкий Карамыш, родник в 2 км севернее села (дебит 36,0 м3/час);
с. Б.Дмитриевка, родник на западной оконечности села (дебит 43,2 м3/час);
с. Двоенка, родник на юго-западной оконечности (де­бит 43,2 м3/час);
с. Ключи, родник на территории села (дебит 28,8 мз/час);
Родники Лысогорского района;
 
Новобурасский район
р.п. Новые Бурасы, ул.Радищева (дебит 10,8 м3/час).
с. Тепловка, ул.Советская (дебит 36,0 м3/час);
с. Лох, в районе Кудеяровой горы, родник «Симов» (дебит 54 м3/час);
с. Бессоновка, родник «Бессоновский» (дебит 18 м3/час);
   
 
 Родники, святые источники святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского село Ключевка

Саратовская область » Новобурасский район » село Ключевка
Родник освященный в честь святителя Николая Чудотворца расположен в неглубоком овраге сбегающего к реке Ключевка, в 240 м южнее одноименного, старинного, храма, в селе Ключевка Новобурасского района Саратовской области. Святой источник обустроен.
"— По преданию, некогда источник — в начале ХХ века — проистекал из-под алтаря каменного храма Николая Чудотворца и почитался как святыня, -
рассказывает священник Иоанн Ковач, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Новые Бурасы.
— В период советской власти источник, чтобы уничтожить, засыпали. Но ключ открылся в ста метрах от храма. Заглушить память о месте истока воды решили, используя ее утилитарно: воду качали для фермы, поливали огороды. О благодатной силе ключа местные жители на время забыли или не показывали, что помнят."
В сентябре 2009 года, группой саратовских благотворителей, началось восстановление источника. Пробраться к некогда почитаемому роднику оказалось не так просто, пришлось преодолеть заросли крапивы в человеческий рост и груды мусора. Запустелое место нуждалось в благоустройстве. Вода источника по трубе поступала в бетонное кольцо, которое было вскоре отремонтировано, обложено кирпичом, и стало купелью.
19 декабря 2009 года, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Новые Бурасы, священник Иоанн Ковач освятил источник. На водосвятном молебне присутствовали жители не только Ключевки, но также приехали гости из Саратова, Новых Бурас, Леляевки, и др..
1 августа 2010 года, на верху овражка, началось строительство часовни. В октябре 2010 года над источником установили поклонный крест.
19 декабря 2010 года вновь построенная часовня была освящена в честь святителя Николая Чудотворца.
23 мая 2010 года. в день празднества Пресвятой Троицы, во время очередных работ по обустройству источника Николая Чудотворца, случайно, поблизости, всего в десяти-двадцати метрах юго-западнее, были обнаружены еще три выхода воды из недр земных. После уборки люди увидели что они истекают в форме креста.
Батюшка сказал тогда: «Что данный источник нужно восстановить, а в честь какого святого укажет господь. И если источник истекает в форме креста, изначально считается святым. Что такие источники редки, и посланы Богом…».
Позднее, совершив очередную ежегодную поездку в Серафимо-Дивеевский монастырь, благодетели всей душой полюбившие это святое место, захотели и на родную землю перенести ту благодать, какую они испытали здесь.
В Дивеево у монахинь они спросили есть ли у них икона святителя Николая в полный рост для источника. Иконы чудотворца не оказалось и монахини предложили икону преподобного Серафима Саровского. И тут на благотворителей снизошло озарение, что родник этот должен носить имя Серафима Саровского. Икону они приобрели и привезли в Саратов.
Поначалу, со слов отца Иоанна, благословившего добровольцев на труд, местные жители не очень-то их поддерживали, сомневались, будет ли выполнено что-то. Но видя, что благотворители не бросили своего дела, трудятся, начали сами помогать.
3 сентября 2011 началось строительство киота для привезенной иконы Серафима Саровского. Весной и летом 2012 года продолжалось благоустройство источника, его территории и подходов.
7 июля 2013 года источник был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Чин освящения совершили благочинный Базарно-Карабулакского и Новобурасского округов священник Николай Протасов, в сослужении настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Новые Бурасы священника Иоанна Ковача. В молебне участвовало более 150 человек из Саратова, Энгельса, Петровска, Новых Бурас и ближайщих сел.
К июлю 2013 года были оборудованы все три ключа и названы во имя Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Серафима Саровского. Так, чтобы вода из них стекала в форме креста. 
— Пьем, сколько лет живем. И бабушки, и прабабушки пили эту воду, — поделилась Галина Загудалина, приехавшая на освящение источника во имя преподобного Серафима с семьей из Петровска (сама она уроженка Ключевки). 
— Раньше только и было здесь, что это бетонное кольцо, а от него желоба. Но не стало такого водопровода давно.
В построенном киоте находится список иконы Серафима Саровского привезенной из Дивеево. Сама же привезенная икона будет находится в киоте только в праздничные дни, т.к. икона тканая, с землей от Дивеевского источника во имя преподобного Серафима, была заказана в Дивеевском женском монастыре на пожертвования добровольцев и особо ценится верующими.
В 2015 году у вновь обустроенных источников было начато строительство купели и закрытой купальни, чтобы была возможность у всех желающих, не взирая на погоду искупаться в целебных водах.
Особенно много посетителей у источника бывает на Крещение и в день памяти святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.
Где находится, как доехать:
Координаты: 52.3467028 45.9054574
 
 
Озинский район
Родник «Плетенный в 6 км от П.Овчинникова на вос­ток (дебит 2,1 м3/час);
 
Петровский район
с. Хомяковка (дебит 0,5 м3/час);
п. Студеный, родник «Студеный», 500 м от поселка (дебит 54 м3/час);
с. Седовка, родник в зоо м восточнее села (дебит 0,8 м3/час);
Родники Петровского района;
 
Ровенский район
с. Привольное,  родник  в  1  км  от  села  (дебит 18,0 м3/час);
 
Ртищевский район
с. Макарово (дебит 10,8 м3/час);
п. Темп, родник «Степной» на территории села (дебит 33,6 м3/час);
Родник  «Поворинский»  в  г.Ртищево  (дебит 49.9 м3/час);
 

Самойловский район
р.п. Самонловка, родник в 1 км от поселка (дебит 1,8 м3/час);
с. Хрущевка, родник в 1 км от села на север (дебит 1,8 м3/час);
   
 
 Родник, святой источник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» у поселка Самойловка                                  

Родники и источники Саратовской области

Саратовская область » Самойловский район » поселок Самойловка
Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» находится в 1 км в юго-восточном направлении от поселка Самойловка Самойловского района Саратовской области. Святой источник обустроен над ним установлена надкладезная часовенка увенчанная крестом.
Родник нисходящего типа с дебитом 1,2 м3/час. Используется для питьевых нужд местного населения. Родник каптирован, над источником имеется беседка. Подходы к нему выполнены из бетонных плит. Территория вокруг не обустроена и заросла травой. Зона санитарной охраны отсутствует. Источники загрязнения находятся на расстоянии более 100 м.
Качество воды в роднике районного поселка Самойловка по органолептическим и санитарно-химическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Рекомендуется благоустройство территории, а также организация на ключе зоны санитарной охраны.
Координаты: 51.158186 43.707917
 
 
Саратовский район
с. Злобовка (дебит 3,6 м3/час);
с. Широкий Буерак, 1,5 км от села (1,8 м3/час);
с. Поиовка, в центре села (дебит 7,2 м3/час);
с. Буркин Буерак (дебит 7,2 м3/час);
с. Еремеевка, исток реки Латрык, в 1 км к юго-востоку от моста через реку Латрык;
   
 
 Родник, святой источник Архистратига Божия Михаила село Михайловка                                                       
Родники и источники Саратовской области

Саратовская область » Саратовский район » село Михайловка
Родник освященный в честь Архистратига Божия Михаила находится в низине, в 150 м северо-восточнее одноименного храма села Михайловка Саратовского района Саратовской области.
Михайло-Архангельский храм был построен в 1825 году. В советское время церковь была закрыта и использовалась как зернохранилище. Хорошо сохранившееся здание церкви в 1991 году вернули общине верующих. Храм начали потихоньку восстанавливать.
В конце сентября 2007 года, при содействии главы Саратовского района А. Зотова, Саратовской епархии и настоятеля Михайловской церкви отца Владимира, близ старинного храма, был благоустроен и освящён известный с давних времен родник.
Над родником была построена надкладезная часовня, территорию облагородили, рядом разбили небольшой сквер с беседкой, построена закрытая купальня с раздельными купелями.
Студеный ключ со вкусной и живительной водой, обладает целебными свойствами. Родник нисходящего типа, обустроен, имеется каптаж, дебит 1,8 м3/час.
Ежедневное количество посетителей источника составляет 40-50 человек. Качество воды в роднике у села Михайловка по санитарно-химическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Еженедельно, в воскресение, на источнике Архангела Михаила совершается водосвятный молебен. Множество паломников приезжают по одиночке и группами, не только из Саратова и окружних населенных пунктов, но даже из других регионов. Образуется очередь к купели.
Существует множество свидетельств исцелений верующих от недугов и болезней. Особенно многолюдно здесь 18 и 19 января. После Божественной Литургии к Празднику Крещения Господня в Храме Архангела Михаила, верующие идут крестным ходом к святому источнику, где настоятель служит Водосвятный молебен и затем все желающие купаются в святых водах купели.
В последние годы у источника служба МЧС устанавливает палатку для обогрева людей. Общее количество искупавшихся верующих достигало более 5 тыс. человек.
Где находится, как доехать:
Адрес храма: 410503, Саратовская область, Саратовский район, с. Михайловка, ул. Чернышевского, д. 53.
Телефон: 8(8452)99-92-80
Координаты: 51°29'50.0"N 45°42'33.0"E
 
 
Татищевский район
с. Вязовка, родник «Коренушка» (дебит 0,7 м3/час);
с. Карсаковка, 8оо м южнее села (дебит 0,7 м3/час);
с. Ягодная поляна, родник «Центральный» (дебит 7,0 м3/час);
 
Хвалынский район
г. Хвалынск, национальный парк «Хвалынский», 1,8 км от города, родник «Городской» (дебит 6,3 м3/час);
г. Хвалынск, национальный парк «Хвалынский», 1,8 км от города, родник «Радищевский» (дебит 10 м3/час);
г. Хвалынск, национальный парк «Хвалынский», Черемшанская группа родников, 5 км юго-западнеее города «Мамонтов» (дебит 11,3 м3/час);
«Святой», в 6 км западнее г.Хвалынска (дебит 8,28 м3/час);
Родник «Богданиха», в 8 км западнее г.Хвалынска (дебит 7,2 м3/час);
Родник «Монастырский», в 6,5 км западнее г.Хва­лынска (43,2 м3/час);
Родник «Мухин Дол» на территории памятника при­роды «Урочище Мухин Дол» (дебит 0,36 м3/час);
 
Родники Хвалынского района.
 
 
 Родники Балтайского района
Приволжская возвышенность в Балтайском районе выше, чем в юж­ных районах Саратовской области. Обширная равнина разделена глубокими балками и долинами, в которых и размещаются все круп­ные села района. Покрытые лесом склоны балок очень живописны. На крутых склонах оврагов хорошо просле­живаются выходы песка, глины и мела.
Богатство Балтайского района – его воды. Больших рек нет, только Алай и Качалай. Обе речки имеют родниковое питание и чистую, всегда прохладную, воду. Родников в районе множество. Экологи насчитали 98. Вода в них отличается особой мягкостью (жесткость 2-3 мг-экв/дм3), свежестью и приятным вкусом. Только один родник, у села Царевщина, имеет воду с привкусом сероводорода.
Нужно сказать, что в Балтайском районе всегда при­давали значение обустройству родников, так как многие из них являются основными источниками водоснабже­ния сельского населения, промышленных предприятий, а также любимым местом отдыха многих жителей. 75% родников обустроены железобетонными каптажами или простыми деревянными срубами.
Балтайские родники широко используются для от­дыха местных жителей, а также многочисленных гостей района. Кроме обустройства родников, восстановлены 3 пруда, оборудованы пляжи, беседки, раздевалки. К ме­стам отдыха построена хорошая подъездная дорога. Все каптажи родников, а также места отдыха, связанные с во­допользованием постоянно контролируются санитарной службой.
Интересную работу по изучению природы родного края проводят члены географического общества «Родной край» средней общеобразовательной школы с. Балтай. Собраны уникальные архивные материалы.
Юным краеведам удалось установить, что истори­ческое прошлое села Балтай неразрывно связано с ма­лой рекой Балтай. По всей видимости, именно из-за реки и многочисленных ключей, а их аж 12, и произошло заселение людей в данной местности.
Экспедиции по реке показали, что состояние водо­охранной зоны реки Балтай находится в неудовлетворительном состоянии. Вырублена ольховая роща в нижней части оврага Винный. Обветшал родник на западном склоне оврага.
Послушайте, с какой тревогой в душе говорит о тех, кто уродует родную Землю, учитель биологии Столыпинской средней школы Е. Юрлова:
«Казалось бы, ну что такое оберточная бумага или пустая бутылка, брошенная на месте веселого пикника. Ведь не смертельно – вон ведь сколько у нас лесов, пру­дов. Всегда можно найти красивое местечко, чтобы по­любоваться природой под запах шашлыка и бульканье напитков. А мусор? Да вали его со двора - вон сколько у нас оврагов.
А земля - да у нас ее навалом. Не понравился уча­сток - бросим. Распашем новый - не важно, что к реч­ке близко, в охране находится — законы нам не указ. Мы сами себе голова. А теперь посмотрите, куда она нас привела: свалки, разрастаясь, заполонили всю реку. Даже половодье не способно очистить ее от всей той дряни, что несут на берег люди. Пакеты, бутылки, обертки - вот неотъемлемая часть современного реч­ного пейзажа. Горы мусора по берегам водоемов, в ме­стах отдыха. Детским экскурсиям негде приткнуться. Босиком побегать негде -разбитые бутылки и консерв­ные банки.

Люди, опомнитесь! Ведь наша земля дана не нам. Мы взяли ее взаймы у наших детей. Что будем возвращать? Пустыню, мусорную свалку?За все придется платить... А вот плата может оказаться чрезмерной».
 
 Родники Вольского района
Трудно себе представить жизнь Вольского района без родников. До сих пор - это основные источники чистой питьевой воды для сельского населения, да и многие го­рожане традиционно пользуются ключевой водой.
Не одно поколение местных жителей начинало свою жизнь с родниковой водой, и с родниковой водой ее закан­чивало. Всегда особым уважением и любовью пользовались люди, обустраивающие источники. Не случайно многие из родников носят имена тех, кто давал им жизнь, восстанав­ливал и охранял от «лихих» людей. Например, вольчанам хорошо известны родники Клочкова, Попова, Гудкова.
Названия некоторых родников связаны с местом их расположения. Заслуженной славой пользуется вода из так называемого «пивзаводского» родника, расположен­ного в районе пивзавода, на улице Цементников г. Воль­ска. Прекрасный вкус Вольского пива, приготовленного с использованием родниковой воды, позволил местному напитку прославиться далеко за пределами России.
Интересна легенда, связанная с возникновением род­ника «Легкий колодец». Когда-то на месте старообрядческой церкви возвышался собор. Через некоторое время собор разделили на два дома: в одном доме жили люди, а из другого сделали маленькую церковь. Однажды батюш­ка вышел во двор и обнаружил, что из земли бьет родник. Он попробовал водицы, и на душе его стало так легко, что он решил назвать родник «Легким». Родник обустроили, освятили, а переулок назвали «Легким».
Красивые истории и легенды окутывают родники села Белогорное. По старым поверьям первопоселен­цы селились в верховьях Живого Ключа, происходив­шего от трех родников: Лякина, Беленького и Обруба. Священнослужители освятили Живой ключ, заложив в головку родника икону «Золотой крест». Однако до на­стоящего времени мало кто пользуется источником. Вода в нем считается «тяжелой». По преданиям, когда-бы не выпил этой водицы человек, хоть зимой, хоть в летнюю жару - обязательно заболеет.
Самой легкой, чистой и полезной считается вода из «Елховского родника» В православный праздник Крещения у родника проходит обряд освещения воды. В ночь с 18 на 19-е января к роднику приезжают тысячи лю­дей из Вольска, Хвалынска, Саратова и других районов.  
«Безымянным ключом» называли родник, располо­женный чуть ниже усадьбы первого городского головы Вольска Ивана Вавиловича Расторгуева. Вода из родника образовывала небольшое озеро, вытекала из него через Сапожников сад, впадая далее в речку Малыковку.
После революции «Безымянный ключ» был заключен в подземную трубу и в настоящее время почти не виден.
 
Родники Лысогорского района
Говоря о наиболее интересных родниках губернии, трудно не упомянуть о замечательном источнике, что в селе Двоенка Лысогорского района.
К сожалению, нельзя сказать, что родник хорошо об­устроен. Да и расположение его совсем не отвечает сани­тарным и экологическим требованиям. Ведь дорога-то рядом, и проходит чуть не по горловине ключа.
Но ведь какая мощь и красота! Какое изумительное качество воды! Такую воду поискать! Мягкая (жесткость - не более 3-х мг-экв/дм3, минерализация 300 мг/дм3), без при­месей, отличного вкуса. По своему химическому составу вода этого источника может быть отнесена к лучшим об­разцам высококачественной питьевой воды.
Жаль, что такой великолепный родник и окружающая территория совершенно не обустроены и находятся в неприглядном состоянии.
 
 Родники Петровского района
В Оркииских лесах много хрустальных родников с чи­стейшей водой. Однако и они, к сожалению, подвластны времени - засоряются, заиливаются и, наконец, просто исчезают. Испокон века люди помогали родникам, чтобы потом всласть попить ключевой воды.
В селе Оркино еще в 1912 году сельское земство об­устроило лесной колодец – большой накопитель, из кото­рого вода по трубам шла в село. У «Холодного» родника по сей день сохранился старый бетонный колодец, а рядом сельчане сделали новый каптаж. Почистили, обложили его бетонными плитами, сделали приступочку для трубы. Это Василий Иванович Мигачев постарался, а помогали ему сын и племянник. Обустраивали с душой, плиты для каптажа аж из самого Саратова привезли. До сих пор все цело, и водица отменная - чистая, вкусная, студеная.
В.И.Мигачева в селе зовут инженером. Отличный хозя­ин, на все руки мастер. На его счету десяток обустроенных родников. В 2000-х годах прибавился еще один - «Монашкань латка» или «Ганина впадина». Василий Иванович вместе с Владимиром Михайловичем Кисиным поработали основа­тельно, почистили водяную жилу, поставили деревянный сруб, все накрыли навесом. Сделали дренаж из гальки. Специально прорубили просеку до дороги.
Висят у родника кружечка, стакан, а кто-то иконку повесил: «Заворачивайте добрые люди, пейте чистую, хо­лодную водичку!»
Участвовали жители района и в областном конкурсе по очистке и обустройству родников в Саратовской области. Силами городских школ Петровска в 2001 году при­веден в порядок родник в «Чумаковом саду». Полностью очищен исток родника, углублено русло ручья, установ­лен сруб, крышка и сливная труба. Очищена от валежни­ка и бытового мусора водоохранная зона родника.
 
 
Родники Хвалынского района
Жемчужиной губернии называют Хвалынский район. Есть в нем удивительный по красоте национальный парк «Хвалынский». Здесь находятся самые высокие горы Приволжской возвышенности, а значит, и всей Русской равнины.
У подножья белых как снег, меловых гор выбивают кристально-чистые родники. И, как поэтически гово­рят местные экологи, влага, упавшая с небес, фильтру­ясь через мел, получает информацию о жизни и смерти, ведь мел - это бывшие живые существа древнего моря. Сама история Хвалынска дает повод для истори­ческих параллелей. Так, после возведения плотины Саратовской ГЭС, под воду ушел громадный «Сосновый остров» с которого в 1556 году, собственно, и начинался город Хвалынск.
Во время своего первого похода по Волге в 1695 году Петр I оставил в своем путевом журнале такую запись:
«Первого июля в девятом часу проехал Соснов-город, а стоит тот город на острову, остров тож слы­вет Соснов»
Только в 1700 году на «горной стороне», напротив острова строится маленькая крепость-городок Хвалынск. Долгие годы Сосновый остров был центром рыбного промысла. Одни сосновские рыбаки поставляли рыбу на «Великого государя», другие - для Чудова и Новоспаского монастырей. Так что были и богатые рыбой уловы, и Ассоли, которые ждали на берегу своих возлюбленных.
Хвалынский край - лидер по количеству родников среди других районов области. Да и вода в здешних клю­чах редкого вкуса и чистоты. Действительно, трудно придумать более совершенный фильтр, чем многометровые меловые горы. Проходя через них, влага становится це­лебной, родники – Святыми.
  
Самый загадочный из всех Хвалынских родников – это «Святой» родник. О его удивительно судьбе расска­зал директор Хвалынского краеведческого музея Виктор Алексеевич Непочатов, участник археологической экспе­диции 1963 года. Ему тогда было всего 16 лет:
«Лагерь наш расположился в живописном ущелье, – вспоминает Непочатов, – палатки стояли около род­ника с прекрасной водой. На имеющихся картах родник был отмечен, но не имел названия. Я никогда бы, навер­ное, не узнал настоящее название родника, если бы не случай.
Однажды я проснулся очень рано, на заре, вышел из палатки - и встал как вкопанный: в утреннем тумане в 20 метрах от меня стояли 3 женские фигуры в черных одеждах, косынках и с посохами. Мне припомнились картины Нестерова. Женщины прошли мимо нашей палатки и остановились в том месте, где лежал большой полусгнивший деревянный крест, опустились на коле­ни и стали молиться. Я оцепенел, охваченный жутким ощущением, затем впрыгнул в палатку и стал тихо ждать, пока проснутся остальные.
Когда все проснулись, я сразу же рассказал о необычной встрече. Мы решили познакомиться с этими женщинами.
 
Как выяснилось, все трое в 10-е годы двадцатого столетия были послушницами черемшанского женского монастыря. В 20-е годы монастырь был ликвидирован, а послушницы, прожив еще какое-то время в черемшанской женской трудовой колонии, уехали из Хвалынска. Нелегкими были их судьбы. Но, начиная с конца 50-х, они ежегодно, 22 августа встречались в Хвалынске и пеш­ком шли к роднику. Там они молились, вспоминали годы, проведенные в монастыре, людей, которые их воспиты­вали.
Впервые от этих женщин я узнал, что родник называется «Святым». На мой вопрос - почему, он ответили, что так родник называли еще их предки, которые тоже были староверами и которым были знакомы це­лительные свойства родника».
 
В настоящее время родник оборудован и оформлен, приобрел статус памятника природы. Благодаря усилиям сотрудников Хвалынского Национального парка, восста­новлен памятный крест. Прекрасная по вкусу ключевая вода «Святого» родника полностью соответствует совре­менным гигиеническим требованиям.
Все чаще и чаще приходят к роднику люди. По словам многих, вода, которую они уносят с собой, действительно имеет целебную силу.
   
 
Колодец, святой источник село Корнеевка                                                                                                                      


Саратовская область » Краснопартизанский район » село Корнеевка
Освященный источник пресной воды - колодец, расположен на левом берегу реки Толстовка, на юго-западной окраине села Корнеевка Краснопартизанского района Саратовской области. Святой источник обустроен, недавно рядом с колодцем возведена часовня освященная в честь Испанской иконы Божией Матери.
23 мая (5 июня по новому стилю) 1917 года произошло явление чудотворных икон Божией Матери "Испанская" и великомученика и целителя Пантелеимона в селе Корнеевка Самарской (ныне Саратовской) области. Это событие, засвидетельствованное значительным числом чудотворений, в свое время было известно всему православному Поволжью. Ныне же оно забыто везде, кроме того места, где произошло. Собранный по крупицам исторический материал, свидетельства очевидцев и воспоминания наших современников, рассказ о нынешней жизни села Корнеевка мы предлагаем сегодня вниманию читателей.
История обретения икон
В 1917 году саратовское Братство Святого Креста командировало на место явления иконы в село Корнеевка (второе название Родники) протоиерея Павла Соколова (в сане архиепископа Воронежского Владыка Петр умер в тюрьме 16 мая 1937 года) и священника Олимпа Диаконова (расстрелян 29 сентября 1919 года на Воскресенском кладбище Саратова). Они опубликовали материалы о поездке в журнале "Саратовские Епархиальные Ведомости" и брошюре "Сказание о явлении чудотворных икон Божией Матери, именуемой Испанской, и великомученика Пантелеимона в селе Корнеевка Николаевского уезда Самарской губернии".
"Мы — Соколов и Диаконов — отправились в село Корнеевка 26 июня и 27 июня провели там. И вот что оказалось на месте. Австрийцу Петру Чердашу, пленному, проживающему в селе Корнеевка, мадьяру (венгру) по национальности, католику по вероисповеданию, были неоднократные внушения и видения, что он должен найти икону Божией Матери. В видении было указано и место, где он должен был искать икону. Австриец нарисовал картину — план указанной ему в видении местности обретения иконы — и показал этот план народу и приходскому священнику, приглашая их начать поиски иконы. Ему долго не верили, а многие и смеялись над ним.
Австриец о своих видениях заявил волостному комитету, где и обсуждался этот вопрос. 23 мая в селе был волостной сход, на который были приглашены приходской священник и пленный австриец для совместного обсуждения вопроса о явлении иконы. Долго рассуждали, спорили, многие не соглашались идти искать икону. Наконец крестьяне согласились. По окончании схода всем миром, во главе с волостным старшиной и священником, пошли на предполагаемое место обретения иконы. Место оказалось давно брошенным гумном, поросшее бурьяном; на гумне была развалившаяся из саманного кирпича половня (сарай). Австриец внимательно осмотрел местность и сказал, что именно это самое место ему было показано и икона должна быть здесь. Усердно помолившись Богу, австриец начал рыть за стеной половни. Почва оказалась целинной — твердая глина. Долго он рыл, терпение у народа стало истощаться. Некоторые называли австрийца сумасшедшим, многие не верили, говорили — "людей морочит". Утомившись, австриец попросил отдыха на квартиру. К месту был приставлен караул из 30 человек. Через два часа австриец возвратился. Его раздели до нижнего белья, обыскали. После этого все пропели "Царю Небесный", и австриец снова принялся рыть, но уже в другом месте — внутри самой половни, и здесь почва была такая же.
Вскоре на глубине 6 четвертей аршина (около 120 см) нашелся в глине небольшой сверток — это и была маленькая иконка Божией Матери на атласе, каковые обычно присылаются в благословение с Афона. Икона темно-серого цвета с надписью: "Испанская Богоматерь", а внизу под бордюром надпись: "Сия чудотворная икона [находится] в храме пустынно-келейной обители св. Иоанна Златоуста на Афоне". Австриец передал икону священнику. Народу было не до смеха. Все потребовали крестный ход. Икону торжественно с пением перенесли в церковь.
На другой день один парень лет семнадцати пошел на место явления иконы взять землицы и нашел еще икону святого Пантелеимона, также на атласе и такого же размера. И эта икона была перенесена в храм. Австриец после этого принял Православие...
...От икон вскоре же стали получать чудесные исцеления больные неизлечимыми болезнями. Были случаи прозрения слепых, исцеления глухонемых, больных ногами — совершенно не ходивших или ходивших на костылях, бесноватых... Таких случаев масса — они совершаются по нескольку раз в день. К нашему приезду местным священником было зарегистрировано 50 случаев особенно выдающихся исцелений, подтвержденных очевидцами-свидетелями. Но дороже всего и важнее для нас было то, чему мы сами были очевидцами и что сами слышали от самих исцеленных". Далее приводятся семь случаев исцелений, произошедших на глазах саратовских священников: девочка 8 лет смогла ходить; парень 17 лет, семь лет не ходивший, пошел; заговорила глухонемая; исцелилась бесноватая; смог двигаться разбитый параличом; две женщины стали ходить без костылей. В брошюре перечислен еще 31 случай чудесного исцеления по молитвам к Божией Матери и к святому великомученику и целителю Пантелеимону, каждый из которых подтвержден именем, свидетельствующим о достоверности чуда, с указанием адреса места его жительства.
Очень скоро весть о явлении чудотворных икон в селе Корнеевка облетела всю страну. Со дня явления чудотворных икон сюда отовсюду спешили страждущие и ожидающие помощи Божией в этом святом месте. Из Саратова регулярно отправлялись паломничества во главе с духовенством. В брошюре подробно описано одно из них, проходившее с 30 августа по 2 сентября с участием уважаемых саратовских священников Олимпа Диаконова и Михаила Платонова (расстрелян вместе с епископом Вольским Германом на Воскресенском кладбище Саратова в ночь на 10 октября 1919 года).
***
По воспоминаниям сестер Наталии и Софии Самуиловых, дочерей протоиерея Сергия Самуилова, совершивших с семьей паломническую поездку в том же году, настоятель корнеевской Покровской церкви священник Николай Александрович Кубарев рассказывал о явлении, бывшем Петру Чердашу, следующее: "Ему начали сниться необыкновенные сны. Он видел голое, пустынное поле с валявшимися по нему человеческими костями, и над полем в воздухе — сияющий образ, он только не мог разобрать чей — Спасителя или Божией Матери. Потом являлось заброшенное каменное здание вроде сарая и опять та же икона. Слышавшийся в это время голос все настойчивее требовал, чтобы икону нашли, что она спасет людей. Наконец австриец пошел к батюшке и рассказал о снах". Предварительно, до широкой огласки, они обошли и осмотрели окрестности, пока Петр не узнал указанного ему места.
"Почва там была твердый суглинок, как камень, много лет не копанный. Когда начали копать, то лом не брал, откалывали мелкими кусочками. Копал австриец и остальные мужчины по очереди. Я стоял в стороне, чтобы не было подозрений, что я подбросил. Австриец копал до тех пор, пока совершенно не обессилел, он в это время постился, готовился присоединиться к Православию. Его заменил один из попечителей, а он сел в сторонке и глаза прикрыл рукой,— видимо, голова кружилась. В это время тот, который копал, выбросил из ямы вместе с землей свернутую иконочку. Я вижу: она лежит на кучке земли, но не подхожу, думаю, пусть кто-нибудь другой увидит". Свернута она была треугольником. "Пока я смотрел на иконочку, австриец вдруг встал, поднял ее, сказал: "Вот она!" — и положил мне на ладонь. И иконочка сама развернулась.
Тут, конечно, все стали прикладываться к ней, потом я положил ее опять на землю, там, где ее нашли, а сам сел на подводу... и поехал в село, собрать людей и прийти за иконой с крестным ходом. Но я еще половины дороги не проехал, как начался трезвон, а когда я подошел к церкви, из нее уже выносили иконы, кто-то из бывших со мной опередил меня, добежал без дороги, через овраги...
Случаи исцелений я уже и описывать перестал, только записываю коротенько имя и адрес для комиссии, если захотят проверить. Первое время все случаи тщательно фиксировал, а теперь описываю только самые поразительные. Сначала мне и в голову не приходило, что могут быть чудеса. Думал, поставим икону в церкви, отслужим молебен, и на том кончится. И вдруг начались исцеления. Люди повалили и к иконе, и на место явления. Землю оттуда брали... И с тех пор каждый день так, как сегодня, сквозь народ в алтарь не пробьешься. Если бы не помогали приезжие священники-богомольцы, я бы один не выдержал. Новую церковь начали строить. В этой зимой невозможно будет стоять. Фотографа пригласили, сфотографировали образки, заказали сразу несколько тысяч экземпляров".
Наши дни
Ранее село Корнеевка принадлежало Николаевскому уезду Самарской губернии, с 1928 года оно относится к Саратовской области. Почти двенадцать лет назад — 3 сентября 1994 года — мы впервые посетили Корнеевку Краснопартизанского района, находящуюся в 270 километрах от Саратова и расположенную на берегах небольшой речки Толстовки.
Из непосредственных свидетелей чудесных событий начала века мало кто был еще жив, но нам удалось побеседовать с Анной Герасимовной Беляковой и ее родной сестрой Раисой, жительницами Корнеевки, отец которых был старостой, а дядя — регентом в корнеевском храме.
"Мне тогда мало лет было,— рассказала Анна Герасимовна,— но многое хорошо помню, да и женщины, бывшие там, подробно все знали и мне говорили. Жили у нас австрийцы из пленных, захваченных во время Первой мировой войны, и вот одному из них стало являться видение об особом месте, где следовало ему найти икону. Ему является — а он молчит. Явление повторяется. Тогда он об этом всем и рассказал, взяли сельчане иконы и отправились на помелище, на этом месте сейчас фермы стоят. И там он начал рыть. Роет, роет, а земля там такая... очень твердая, когда он устал, ходил отдыхать, а по возвращении его обыскали, помню, в одних кальсонах он был. И вот он еще порылся, порылся и вдруг нагибается и тянет что-то из земли... А икона-то ведь была на красном полотне... И вот в народе и говорят: "Гляди — гусиная лапа!". Как красная лапка гуся, так свернута она была (треугольником). Когда же австриец тот икону поднял и развернул, все взглянули — а она блестит вся! Красивая! И тут же забили в колокола и с крестным ходом перенесли икону Испанской Божией Матери в сельский храм. А уже на второй день рядышком с тем местом в тростнике, росшем на берегу речки нашей, нашли вторую икону — великомученика Пантелеимона — и тоже перенесли в Покровскую церковь.
И вот тогда в наше село пошел со всех сторон народ. Приходили больные: хромые, слепые, бесноватые, параличные — и исцелялись. И так много у нас людей было, что был один человек, говорил: будет у нас не село, город целый. У нас под храмом огромный подвал был, так вот там костылей было разных — тьма! Вот приедут — не ходят, а выезжают они уже исцеленными, костыли им уже ни к чему. С 1917 до 1937 года все это продолжалось.
Австрийца того, что икону-то нашел, уже после революции били и мучили, чтоб он сказал, что подложил иконы в землю. Ну, а он — нет, говорит, явленные они!". После окончания Первой мировой войны пленные австрийцы скоро покинули село, отправившись на родину, уехал и Петр Чердаш, крестившийся в корнеевском храме.
После того как в Корнеевку стали съезжаться многочисленные паломники, над местом явления икон была поставлена небольшая часовня, в которой находился колодезь.
Анна Герасимовна рассказала об одном особо запомнившемся ей случае: "С 14 лет я начала служить в нашем храме — пела в церковном хоре, и вот уже в 30-х годах как-то была в церкви служба. Я стояла на клиросе, и вдруг, когда началось пение херувимской песни "Иже херувимы...", раздался громкий человеческий крик, да и какой там человеческий — рев звериный, не слышала я таких раньше. Страшным голосом человек кричал, я, помню, очень испугалась. А потом смотрю — отчитывают его, беса из него изгоняют, и кричал он, когда бес из него выходил. И после этого исцелился человек, совсем освободился".
***
В "Справочной книге Самарской епархии" за 1910 год указывается, что в селе Корнеевка был деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Бывший председатель сельсовета Нина Ивановна Курсакова рассказала о том, что после явления чудотворных икон в связи с притоком многочисленных паломников было решено строить каменный храм. При этом деревянную церковь оставили стоять рядом, и уже в советское время она была переоборудована под школу, которая простояла до 70-х годов, когда и была сломана.
Нина Ивановна говорила, что храм строился жителями села на свои средства. "Знаете, какой храм в Пугачеве? Вот такой же большой, только купол не успели достроить. Мой дед сам ходил по деревням собирать пожертвования. Мама говорила, что помнит, как все, от мала до велика, возводили храм. У каждого были лямки с дощечкой — подходят, накладывают кирпичей, сколько могут унести, и по специальным помостам поднимают их наверх".
Каменный храм закрыли в 1937 году. "Мама говорила, что приходило много милиции, народ кричал, потом начали ломать, но все не удавалось — крепкий состав связующий был, но позже военные все же подорвали церковь динамитом. А перед этим, во время кампании по снятию колоколов (1929-1930 годы), мой дед Иван Петрович Крюков мешал снимать колокол нашего храма, за что был осужден на 15 лет с высылкой в Сибирь, а колокол этот сняли и увезли".
После разрушения храма православная община села не прекратила своего существования, а тайно собиралась в доме Курсаковых, где люди вместе молились и читали Священное Писание.
***
На месте, где находилась колокольня, а по другой версии, был вход в храм, сейчас стоит деревянный крест-памятник, окруженный оградой. Возле него — скамейки. Надпись на кресте гласит: "Вечная память рабам Божиим, служителям Церкви".
В ночь под празднование Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1992 года корнеевскому конюху Александру Владимировичу Додонову было видение: он увидел перед входом в корнеевский храм крест в ограде с табличкой: "Вечная память рабам Божиим, служителям Церкви". ""Сделать это нужно,— послышалось мне,— с Богом". Как благословение я на это получил свыше. И вскоре получено было мной подтверждение этого видения, после чего не верить ему уже было нельзя".
Александр Владимирович, приложив все усилия, на свои личные сбережения в Чистый Четверг поставил крест-памятник, окружив его оградой и сделав соответствующую надпись.
"Сейчас к этому кресту на Пасху собираются на молитву, приходят с фонарями, на машинах приезжают — фарами светят, и все это очень красиво и благолепно",— рассказывает Александр Владимирович.
***
Сестры Наталия и София Самуиловы в своей трилогии "Отцовский крест" описывают паломничество 1917 года к новоявленным иконам: "Мало было сказать, что церковь открыта, она была полным полна, как не всегда случалось даже на Пасху. Внутри было так душно, что многие стояли в ограде, у открытых окон. Бросалось в глаза, что на некотором расстоянии от стен, кругом всей церкви, поднималась еще невысокая кирпичная стенка, точно вторая, внутренняя ограда, только более массивная. Впоследствии выяснилось, что это строится новая, большая церковь, срочно заложенная ввиду того, что старая не вмещала притока молящихся. Чтобы не прекращать совершения богослужения, решили, пока возможно, строить новую церковь, не разрушая старой, а как бы окружая ее футляром.
Посредине церкви стояли два аналоя, на которых лежали небольшие, сантиметров 15-20 в длину, "афонские" иконочки, отпечатанные на бумажном атласе, одна Божией Матери Испанской, другая — целителя Пантелеимона. Почти беспрерывно служились акафисты Покрову Божией Матери и целителю Пантелеимону.
— Пока не составлена специальная служба нашей иконе, решили служить Покрову,— объяснял родниковский священник, отец Николай Кубарев.
Служил то он, то кто-нибудь из приезжих священников, которые бывали каждый день и не по одному; некоторые приходили или приезжали вместе с прихожанами. Когда кончался акафист, молящиеся стеной шли прикладываться к иконам. Толпа казалась бесконечной. Начинался новый молебен, а народ все прикладывался. Неожиданно где-то в толпе раздался громкий вопль. Диким, нечеловеческим голосом кричала женщина; иногда можно было разобрать отдельные слова; иногда сразу были слышны как бы два-три голоса. В дальнем углу закричала другая, ее вопли напоминали собачий лай. Народ зашептал, закрестился. "Бесноватые",— сказал кто-то. Теснота и давка усиливались, народ старался пропустить бесноватых с их провожатыми к иконам. Через некоторое время крики смолкли".
В семье Самуиловых стали особо чтить родниковскую икону Божией Матери. Одну из нескольких привезенных с собой копий, вложенную в металлическую коробочку и специально сшитый мешочек, протоиерей Сергий Евгеньевич Самуилов носил на груди, особенно, если ожидал чего-нибудь тяжелого или неприятного. После ареста отца Сергия (он скончался по дороге в ссылку в 1931 году) его сын Константин Самуилов занял место пред Престолом Божиим, был рукоположен в священный сан, арестован, осужден на пять лет и скончался в Ухтомско-Печерских лагерях. Сестры София и Наталия, оставившие воспоминания о своей семье и чудесных событиях в Корнеевке, были приговорены к трехлетней ссылке в Узбекистан. В их "контрреволюционную группу" входили также священномученики Иоанн Заседателев и Николай Амассийский (†26 декабря 1938 года).
Священномученик Иоанн Заседателев (память 16 (29) октября) служил в церкви села Корнеевка с февраля 1933 года до 5 сентября 1934 года, когда был арестован Пугачевским РО НКВД. Обвинялся в том, что, "будучи участником контрреволюционной группы, составлял и распространял среди окружения рукописи антисоветского содержания...". В апологетических целях святой Иоанн занимался составлением богословских трактатов: "Генеалогия человека", "Всемирный потоп", "Мозг, душа и дух", "О душе". 29 октября 1942 года новомученик скончался на станции Карабас Карагандинского лагеря. 20 августа 2000 года иерей Иоанн Заседателев был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
***
Анна Герасимовна Белякова хорошо помнила ожесточенное гонение на Православную Церковь и репрессии. "У нас после революции служило два священника — Пряхин и Саблин. Пряхина перевели на другой приход, а отец Тихон Саблин оставался до последнего. Его арестовали в 1928 году, и после этого, до 1937 года, у нас священники были временные — послужат и уедут. 7 сентября 1937 года, до сих пор день этот помню, моего отца — старосту нашего Покровского храма Герасима Захаровича Белякова — и свекра — регента хора Кузьму Матвеевича Капитанова, да много еще сельчан, человек 20 верующих, созвали якобы для того, чтобы обсуждать вопрос о ремонте ветхой колокольни. Домой они уже не вернулись, а на следующий день пришли председатель с милицией и сделали обыск, забрав книги церковные, иконы и ноты, по которым мы в церкви пели". После арестов верующих села всю храмовую утварь, иконостас, иконы храма и отобранные у людей собрали в одно место и там рубили их и жгли.
"У нас,— рассказывала Анна Герасимовна,— хранился антиминс. Его передал перед арестом отец Тихон и, прощаясь, дал три книги церковные, две — как новые, а одна — с множеством записей. Особенно, сказал он тогда, дорожите этой книгой, до последнего дня ее доведите, но и антиминс, и книги те были утрачены". Возможно, третья книга являлась той самой книгой записей, которую вел священник, о всех исцелившихся по молитвам у новоявленных чудотворных икон.
"Когда мы собираемся на Пасху или хороним кого-то,— сказала Анна Герасимовна,— я нередко вижу — старые иконы приносят, иконы из того храма. Может быть, кто-нибудь те иконы и хранит... Наверняка у кого-то хранятся, ведь если была возможность взять хоть какие-то иконы, в первую очередь, конечно, спасли бы те, явленные...".
Мы побывали на месте явления икон — сюда нас проводила Анна Герасимовна. По пути она рассказала, что только последние лет 5 не приходила сюда — здоровье не позволяет, а раньше каждый год молилась здесь.
Святое место оказалось холмистым пологим склоном с ровной площадкой посредине, заполненной сухой пожухлой травой. Именно здесь состоялось чудесное обретение чудотворных икон Божией Матери "Испанская" и великомученика Пантелеимона. Здесь, на спускавшейся к пересохшему руслу земле, в селе Родники, Господь дал влагу живую искавшим Его милости.
***
В мае 2006 года мы вновь посетили Корнеевку. Сестер Анну и Раису мы уже не застали в живых. На месте обретения чудотворных икон в октябре 2004 года был установлен колодец с иконой Покрова Божией Матери, поскольку храм в селе был освящен именно в честь этого праздника. Председатель сельсовета Александр Николаевич Тарасов рассказал, что долгое время выяснял у корнеевских старожилов точное место, где Петр Чердаш нашел икону Богородицы. Местность сильно изменилась, поскольку в свое время здесь разворачивался животноводческий комплекс, руины разрушенных ферм его находятся неподалеку. После долгих споров место установили. Так как сюда свозили навоз и землю, стремясь изгладить память о явлении чудотворных икон, сквозь толщу грунта было непросто добраться до воды.
Много потрудился по обустройству колодца житель села Виктор Говоров. Активное участие в установке и обустройстве колодца приняли глава администрации Краснопартизанского района Геннадий Сергеевич Кузнецов и районный руководитель ГУП "Водоканал" Федор Николаевич Пронин.
Сейчас в Корнеевке есть молельный дом. Наталья Владимировна Мысина рассказала о том, как он появился в селе: "Мой сын Иван служил в Чечне и, вернувшись, сказал: "До ближайшей церкви от села далеко, нужно устроить в Корнеевке хотя бы небольшой молитвенный дом, в котором хоть свечку за погибших товарищей можно будет поставить". Купил на свои боевые деньги дом (ул. Советская, 29). 15 декабря 2003 года перед праздником святителя Николая Угодника был в нем совершен первый водосвятный молебен. Старостой у нас тогда была Мария Петровна Белякова. Она скончалась полтора года назад.
Село у нас верующее. Хотя церковь у нас сломали, но люди веру не потеряли. Верят в Бога и приходят молиться, свечи ставят за упокой, за здравие родных.
Хотелось бы, конечно, расширить молитвенный дом, поскольку он не вмещает молящихся, особенно в большие праздники тесно нам, даже положить поклон трудно, но нет хороших мастеров-плотников".
Настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Державная" поселка Горный священник Александр Кашулин приезжает в Корнеевку раз в неделю. Здесь он совершает молебны с водосвятием, отпевания, Таинства Крещения, Соборования, причащает больных на дому. Он рассказал, что Корнеевка выделяется из всех окружающих сел большей укорененностью в православной вере и любовью к богослужению: "Несмотря на то что храма в селе давно не было, практически все жители были крещены и обвенчаны. Это было строго обязательно для каждой супружеской пары, девушку просто не выдавали замуж, если жених отказывался от венчания. Для совершения этих священнодействий они тайно приезжали в Воскресенский храм города Пугачева".
В ближайших планах у батюшки и его паствы — расширение корнеевского молитвенного дома и установка купола над источником. Может быть, в будущем появится на месте обретения чудотворных икон Божией Матери "Испанская" и святого великомученика Пантелеимона и небольшая купальня. Поэтому в Корнеевке будут рады любой помощи.
***
Испанская икона Пресвятой Богородицы (память 8 апреля) изображает Богоматерь, восседающую на троне с Предвечным Младенцем на руках. Молитвами перед ней испанский царь Пелагий одержал в 718 году победу над арабами, напавшими на Испанию, и в том же году у Константинополя арабы были поражены византийским императором Львом III, основателем Исаврийской династии.
Русская киновия (пустынная общежительная келья) святителя Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря, где хранилась чудотворная Испанская икона, послужившая образцом для корнеевской иконы, до революции была одной из самых больших русских обителей на Афоне — в ней было около 100 русских монахов. Келья славилась своими иконописцами — иконы расходились по всей России. Причем эта келья была своеобразным славянским центром на Афоне. Ныне же она пришла в полное запустение. Очевидец рассказывает: "В 2002 году мне удалось посетить келью святителя Иоанна Златоуста, вернее, то, что от нее осталось. Территория заросла настолько, что лес скрыл от человеческих глаз даже большой трехэтажный храм обители. В храме остались только голые стены, нет ни окон, ни дверей, не сохранилось ничего из церковного убранства, остались черепа почивших насельников лавры, по афонской традиции размещенные на деревянных полках костницы. Да еще груды полусгнивших книг напоминают о том, что здешними келиотами осуществлялась серьезная издательская деятельность".
История корнеевских чудотворных икон во многом сходна с судьбой иконы Божией Матери "Державная", явленной также в 1917 году, подлинника которой не сохранилось, но существуют чтимые ее списки. В саратовском Свято-Духовском кафедральном соборе хранится большая старинная икона с изображением Святого Креста Господня, слева от которого находится образ Испанской Божией Матери, справа — образ великомученика Пантелеимона. Столь редкое сочетание в одной иконе этих двух образов позволяет предположить, что она написана вскоре после явления чудотворных икон в селе Корнеевка в честь этого события. Уменьшенная фотокопия иконы, снятая по благословению настоятеля собора протоиерея Сергия Догадина, преподнесена в дар корнеевскому молитвенному дому.
В страшный для людей и страны год появились корнеевские иконы, накануне тяжких страданий и многих преступлений против духовно-нравственных основ, на которых всегда строилась жизнь нашего Отечества. И было сделано все, чтобы оскорбить, уничтожить и забыть православные святыни. Но память и любовь к ним жива в сердце народа, поскольку нельзя иссушить родник веры в Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 1, 14).
Координаты: 51°44'59.4"N 48°44'49.4"E

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие. 
 Орлов А.А., Зотов А.П., Белов В.С. «Родники Саратовской губернии». - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2004. -172с.: ил. 
Валерий Теплов, Михаил Леонов (Флегонтов) Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии "Православие и современность"
Пресс-служба Саратовской митрополии.
Святые источники Саратовской земли. В.О. Федин. Саратов 2013 г.
Геологические достопримечательности России. Европейская часть. Авторы: Горбатовский В.В., Семилеткин С.А., Воронова М.И., Гареев Э.З и др. Издано по заказу ФГУ ЦБИ МПР России. 2009, 223 с.
Сайт Министерства природопользования и экологии Саратовской области
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») http://oopt.aari.ru/
Памятники природы Саратовской области. Энциклопедия краеведа.
сайт "Музей краеведения" редактор В.Н. Соколова
Святые источники// Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

 

ВложениеРазмер
Родники и источники Саратовской области119.57 КБ
Родники и источники Саратовской области271.46 КБ
Родники и источники Саратовской области69.49 КБ
Родники и источники Саратовской области158.34 КБ
Родники и источники Саратовской области293.84 КБ
svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-poselok-shihany-2.jpg162.91 КБ
velikomuchenicy-paraskevy-pyatnicy-u-sela-tolstovka.jpg129.36 КБ
zhivonosnyy-istochnik-u-poselka-samoylovka.jpg368.92 КБ