Родник Кюсе-Памаш у деревни Большая Тавра

Родник "Кюсе-Памаш" расположен у подножия «Кюсе-курык» (Молельная гора), поросшей священной рощей, в семи километрах от деревни Большая Тавра. 
Священный для представителей марийской общины родник считается целебным, традиционно служит местом проведения религиозных обрядов. 

  

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!

СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!

СЕЛО МАЯДЫК, МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

 

 Благоустройство велось несколько лет при поддержке жителей из деревень Большая Тавра, Малая Тавра и Сарсы, которые ежегодно проводят марийские праздники и обряды близ источника. 
С тех пор, как на западном Урале поселились марийцы, они приходят в эти священные для них места, чтобы обратиться с молитвой к языческим богам. Перед молением они совершают омовение святой водой из источника.

 

Родник Кюсе-Памаш у деревни Большая Тавра

В наши дни летние моления с жертвоприношениями возрождены на Тавринской горе. Ежегодно в конце июня или начале июля здесь собирается около сотни человек из семи сел и деревень. 
В обрядах, проводимых в течение двух дней, почитаются 9 богов и духов. Местное население любит «Кюсе памаш», поддерживает его в постоянном порядке. Над источником обновили сруб и ритуальную баню, построили деревянный спуск к роднику и пешеходный мост через реку Таврушку, уложили дорожки плитами из природного камня, выполнили резьбу по дереву. 
Несмотря на отдаленность от жилья, местные жители используют воду родника не только в ритуальных целях. Они привозят ее домой для приготовления пищи, лекарственных отваров и настоев.
 

Здесь раз в году, в новолуние, собираются люди отовсюду, чтобы почувствовать себя единым живым народом. 
Бережное и даже трепетное отношение к воде заложено в них с детства: нельзя мутить источник, кричать около него, шлепать по воде, пить лежа. 
Из наиболее почитаемых источников нельзя пить «даром» - надо «заплатить». Святая вода - она у всех святая. А «Кюсе памаш» – издревле святой источник марийцев, который и сегодня служит местом их традиционного поклонения языческим богам.

Мари поклоняются своим богам: Верховному богу – творцу Ош Кугу Юмо (Большой Белый Бог), Земле Матери - Мланде Ава, Богу всего живого - Мер Юмо, Матери Солнца - Кече Ава Юмо, Богу святой горы - Курык кугыза.
 Онаен (священник) Канакаев Леонид Иванович рассказал о языческой религии мари, сутью которой является преклонение перед силами природы, способствует воспитанию у человека бережного отношения к ней, оздоровлению организма, порождает веру в будущее.
                                                                      Молельная гора, Кюсе-курык                                                            


Вера в бога у древних мари является верой в то, что окружающий нас мир, включая самого человека, является единым живым организмом. 
Бог у мари – это и есть природа, а человек – ее неразрывная часть. Жизнь пронизана принципом: как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить я, моя семья, мой народ. Места богослужений мари – ото, кусото – священные рощи. Они были выбраны предками в седой древности как счастливые места на земле.
 
В роще находится онапу - «космическое дерево», дерево-вождь. Роща неприкосновенна. В ней нельзя пилить, ломать деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, цветы, не позволяется мусорить, ругаться, ссориться. Туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы. Моление происходит при жарких кострах. Участники обряда становятся на колени и с караваем хлеба, солью просят у бога урожая, скота, здоровья, мира и согласия. Культовые деревья мари – береза, липа, дуб.
У марийцев празднуют: Святки – Шорыкйол, Масленицу – Уарня, Великий день – Куэче, Семик – Семык, Летнее жертвоприношение Кюсё, праздник сохи – Агапайрем.


 
Деревня Большая Тавра - это самое раннее поселение марийцев, не только в районе, но на Урале. Большая Тавра существует с 1508 года.
  
Где находится, как доехать:
Координаты: 56°8′14″N 58°0′52″E
Свердловская область,  Красноуфимский округ
Родник «Кюсе-Памаш» у деревни Большая Тавра.
 
 
История деревни Большая Тавра
В Красноуфимском районе почти на границе с Башкортостаном на автотрассе Екатеринбург — Уфа расположена деревня Большая Тавра. Это самое раннее поселение марийцев, не только в районе, но на Урале. Об этом говорят источники.
В Красноуфимском краеведческим музее имеются «Материалы для статистики уезда Красноуфимского уезда Пермской губернии. Выпуск IV. Издание Красноуфимского уездного земства. Таблицы. Казань, 1893г.». На странице 85 написано: 
« 312. Большая Тавра. … под пунктом 10. Поселились въ 7016 году».
Значит, по современному летоисчислению - в 1508 году. В книге «Списки населенных пунктов Красноуфимского уезда за 1884 год» про Большую Тавру напечатано: «225 хозяйств, 753 мужчины, 568 женщин, 25 грамотных мужчин, 14 учащихся мальчиков, 5 безлошадных, 21 без всякого скота, 26 без коров. Поселились в 7016 году» Эту же дату подтверждает научный работник МарНИИ г. Йошкар Ола Г.А.Сепеев в книге «Восточные марийцы», что Большая Тавра существует с 1508 года.
 


Дата поселения марийцами в столь далёком прошлом, удивляет. Ведь многие города, сёла Урала основаны гораздо позже, чем Тавра. Кто такие марийцы? Откуда они взялись?
По этому вопросу имеется множество гипотез. Учёные, исследователи выдвигали свои версии, а истины до сих пор нет. Одни считают, что марийцы пришли со стороны Индии через Среднею Азию. Вторые доказывают, что с Алтая откочевали на запад и основались в Поволжье и Севере России. Третьи - что явились со стороны Кавказа. Отчего такое разнообразие предположений?
Чтобы найти истину, надо прежде всего, знать язык, историю, быт, вероисповедание, письменность, памятники того народа, о котором хочешь сказать. Знать культуру его соседей, их связи с другими народами и т. д. Для начала заглянем в БСЭ. Второе издание 1954 года. 26 том. Страница 276. 5. Исторический очерк.
«Марийцы являются одной из ветвей угро-финских народов, с глубокой древности населявших территорию по среднему течению Волги, нижнему и среднему течению Вятки, Ветлуги, нижнему течению Суры. Материалы археологических исследований свидетельствуют, что в 5-8 веках у марийцев происходил процесс разложения родового строя и образования племенных княжеств. В 8 веке марийцы подпали под власть хазар, которым платили дань. В конце 9 века их покорили камские болгары, во 2-ой четверти 13 века – монголы - татары.
В 1-й половине 15 века марийцы были покорены Казанским ханством, феодалы которого жестоко угнетали все подневольные им народы, в том числе и марийцев. С давних пор у марийцев существовали экономические и культурные связи с русским населением и русскими городами, особенно с Нижним Новгородом и Вяткой. Кроме того, марийцев с русскими объединяла совместная борьба против казанских ханов».
Далее на стр. 283: 
«Формирование марийского народа происходило на занимаемой им в настоящее время территории. Предками марийцев явились местные лесные племена, с древнейших времён обитавшие в Среднем Поволжье, вошедшие в состав и других народов Поволжья, о чём свидетельствует общность многих черт культуры марийцев, мордвы, северо-западных чувашей, удмуртов».
Наш односельчанин Газетов Виктор Михайлович много времени уделил изучению материалов о марийцах Урала и написал статью «О переселении черемис на Урал». На вопрос: по какой причине черемисы так рано переселились на Урал, даёт следующий ответ:
«В 1472 году самостоятельно развивающаяся Новгородская Русь присоединила к себе все земли Великой Перми. По нынешним ориентирам это будет территория от Кировской области до самых Уральских гор. Видимо, такое поведение Новгородской Руси не понравилось московскому царю. В 1478 году его войска напали на Новгород, разбили войска Северной Руси, а затем все земли Новгородской Руси присоединили к Московскому государству. Так территория Русского государства в конце века расширилась вплоть до Уральских гор. До присоединения аборигенами Приуралья были удмурты, коми-пермяки, ханты и манси. Земли была слабозаселены. Русское государство начало заботится о заселении этих земель людьми.
 Первые поселенцы Тавры появились на Урале в конце четырнадцатого века. Переправившись через реку Уфу, поднимаясь по берегу реки Ай, облюбовали живописное уютное место на большой излучине реки (место теперешней татарской деревни Абдуллино Башкортостана, в восьми километрах от теперешней Тавры). Всё устраивало новоприбывших: просторное ровное правобережье - заманчиво пригодное для земледелия. Рядом горы, покрытые добротным для строительства лесом. А река! Она кишела рыбой.
 


Но не долго пришлось жить марийцам на райском раздолье. Кочевые башкиры, узнав о новых поселенцах, стали постоянно совершать набеги и ограбления. Тем самым вынудили марийцев сменить место жительства. Марийцы поднялись по притоку реки Ай, маленькой речушке Таврушке, и примерно в пяти километрах, устроились на берегу её. Кругом леса, с двух сторон горы, а с восточной стороны и с севера окаймляли непроходимые болота. Пришлые люди усердно корчевали чащобу и лес для посева зерновых и посадки овощей. Казалось, любители лёгкой наживы не будут больше беспокоить. Но опять недолго тешились спокойствием бедные пришельцы: их и здесь стали донимать разбойники со стороны горы Эмен. Им легко было на конях подъезжать по пологому косогору к поселению марийцев. Отразить же обидчиков небольшой группой многих вооружённых бандитов было невозможно. Надо было найти новое такое место, которое спасало бы со всех сторон. Надёжное место нашлось. Им стало место выше по той же речушке в пяти километрах на излучине реки (место теперешней Большой Тавры).
Понравившийся участок земли удовлетворил человека всем желаниям: речка рыбная, несколько родников с чистейшей водой из-под горы, несколько озёр. Кругом лиственный и хвойный лес. Южную опасную сторону ограждали непроходимые болота. С восточной стороны попасть к стоянке было очень неудобно грабителям своей крутизной спуска и подъёма на горы, Лишь на северо-западе от очень удобной излучины речки были поляны, на которых можно было заняться земледелием. И для скота было пространство возле речки и на горе. Место было такое, что его не видно, пока вплотную не подойдёшь к нему. Таковым оно было тогда, давным-давно. Даже теперь, когда вокруг деревни нет заслоняющих лесов, и то при подъезде к Большой Тавре её не сразу заметишь. Она как бы спряталась в ложбине между возвышенностями и горами, прижавшись к излучине речки.

     
    
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Красноуфимский округ, муниципальное образование\\Департамент информационной политики Губернатора Свердловской области,   Объект: деревня Большая Тавра, муниципальное образование Красноуфимский округ
Справочник «Кодификант.ру»: Российская Федерация — Свердловская обл. — Красноуфимский р-н — д. Большая Тавра.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: «Квист», 2009. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 12. Урал / под ред. О. М. Зубченко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 287 с.
 Государственный водный реестр РФ. 
Памятники природы Свердловской области.
 

 

ВложениеРазмер
Родник Кюсе-Памаш у деревни Большая Тавра12.64 КБ
Родник Кюсе-Памаш у деревни Большая Тавра203.23 КБ
Родник Кюсе-Памаш 67.35 КБ
Родник Кюсе-Памаш 433.85 КБ
rodnik-kyuse-pamash-u-derevni-bolshaya-tavra (5).jpg449.84 КБ
rodnik-kyuse-pamash-u-derevni-bolshaya-tavra (6).jpg144.49 КБ